Ханты-Мансийский район Муниципальное общеобразовательное учреждение: Средняя общеобразовательная школа П. Горноправдинск Методический сборник Тема: «Активизация мыслительной деятельности и развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы». Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы Братухиной Е.В. Содержание: ^ 1. Введение 3 2.Методическая проблема 4 3. Активизация творческой познавательной деятельности на уроках литературы. 14 4. Активные формы работы как фактор повышения мотивации к знаниям, развития связной речи и активизации мыслительной деятельности. 21 ^ 5. Заключение. 31 6. Литература. 32 7. Приложение 33 а) карточки б) уроки. ВВЕДЕНИЕ Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Поэтому, меня давно волнует вопрос создания условий для проявления познавательной активности обучающихся: для успешной самостоятельной работы, самореализации при решении поставленных на уроке задач. Приобретая опыт педагогической работы в классах основной школы, я пришла к выводу, что повышению активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках гуманитарного цикла значительно способствуют элементы проблемного и программированного обучения, обобщения в процессе изучения материала, новые подходы к использованию различных средств наглядности и моделирования, исследовательская деятельность. Воспитание общих приёмов мышления требует создания условий для целенаправленного восприятия изучаемого материала по предмету и его осмысления, для творческой переработки знаний и применения их на практике. Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха, что, на мой взгляд, является мощным стимулом для обучающихся. Для этого придерживаюсь основных правил управления успехом на уроке. Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило. Необоснованная похвала, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать ученика. Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха обучающихся. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – это важные компоненты залога успеха на уроке. Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке. Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других. Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока. Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, нередко практикоориентированными, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей. Наряду с цифровой, развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка.^ 1. АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. Знание как ценность перестало быть «символическим капиталом», оно превратилось в «средство преобразования ситуации (Б.Д. Эльконин: «Школа – не место реализации чего-либо, а место проб, поиска, испытания мощности способа»), так как сегодня остро стоит вопрос о быстром приспособлении человека к слишком часто меняющимся условиям. И отсюда в педагогике появился термин «компетенция». Дж. Дьюи определяет это понятие «как способность к пониманию и действию, поддерживающих адекватную связь с миром». Иначе говоря, это способность к деятельности (Б.Д. Эльконин: «… надо не говорить слов, а строить ситуацию»). Категория «компетенции» является следствием новой экономики и нового подхода к человеческим ресурсам (М.В. Рыжаков). Но Е.Я. Коган утверждает, что «формирование компетенций – это не смена содержания. Это смена способа, смена технологии». Значит, на уроке надо не только давать знания как таковые, а знания и умения соединять с адекватным восприятием мира. Только тогда можно говорить о формировании деятельной позиции (позиции исследователя, организатора, коммуникатора). Но деятельная позиция – это позиция активная, и, следовательно, мы, учителя, должны разными способами, методами активизировать познавательную деятельность учащихся, которая на данный момент резко снизилась по разным причинам: во – первых, дети часто не осознают, зачем им вообще надо учиться; во – вторых, не понимают, как использовать полученные знания в практической деятельности; в – третьих, это, конечно, устаревшие методики, используемые учителем на уроке. И в своей работе я решила поделиться своим опытом, своими наработками в деле активизации познавательной деятельности. Начиная работу, я в первую очередь обратилась к трудам психологов и выяснила, что, когда речь заходит об активности, учёные под этим понятием обычно подразумевают возможность ответа на следующие вопросы: - В чьих интересах и ради чего проявляется активность? - Каким образом, посредством каких психологических механизмов реализуются? - Какое направление активности?^ Как видим, здесь чётко видны три составляющие активности: - мотивация; - целеполагание; - инструментарий. Если говорить о мотивационной основе активности, то, с нашей точки зрения, первое, с чего следует начать урок – это установка на деятельность. Поэтому мы ставим перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебного задания: ученик должен ощутить себя «творцом обстоятельств», чтобы ему захотелось преодолеть трудности, которые можно встретить в ходе работы; другими словами, формируется мотив достижения результата. На этом этапе учащимся можно предложить различные варианты мотивов: - Стремление самостоятельно решать интересные задачи; - Попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей; Рассматривать свою деятельность с точки зрения её пользы для самого ученика, для других людей и т.д. Иначе говоря, с первых минут урока формируется ситуация успеха: актуализируются для предстоящей деятельности одни эмоции, нейтрализуются (при необходимости) другие (страх, память о неуспехе, равнодушие и т.д.). Нельзя забывать, что роль учителя при этом меняется. Он превращается в организатора (как уже отмечалось выше) и консультанта (ученик в любой момент может обратиться к учителю за помощью), не навязывающего свою точку зрения, знания, убеждения, а позволяющего ученику стать своим соучастником, поддерживающего инициативу. Ученик не зажат на уроке принципом «от сих и до сих, ни шагу в сторону», не боится ошибаться, а получает возможность творчески проявлять все ранее накопленные знания и на этой основе приобрести знание новое в результате самостоятельного мышления, поиска, решения. И если учителю удастся справиться с поставленной задачей, то ученики почувствуют потребность в овладении новыми знаниями. А потребность, по мнению психологов, выступает источником активности (в данном случае познавательной). Но нельзя забывать, что процесс удовлетворения потребностей предполагает достижение целей. Таким образом, следующим важным моментом активизации познавательной деятельности учащихся является формирование у них целеполагания. До недавнего времени считалось, что учитель – творец урока, и, естественно, цели ставит он. Сегодняшний день требует воспитывать творцами учеников, поэтому функцию поставки целей нужно отдать детям. Тогда они чётко и ясно увидят, что должны освоить и к какому возможному результату придти. Однако, прежде чем ставить цели, необходимо ввести новый этап, который можно назвать мобилизующим. На этом этапе ученики осуществляют указанные учителем мыслительные операции (сравнения, сопоставление, группировка, нахождение общего и различий, классификация и т.д.) с предложенным лингвистическим материалом и в результате приходят к формулированию темы и целей урока. И на этом этапе возможно использование разных видов мыслительных операций и, соответственно, упражнений.^ В 5 классе на первом уроке по теме «Словосочетание» возможно такое задание: На доске запись: пос…дить, чу…ствительное, пор…жаться, в т…еплице, сер…це, вс…гда. Задание: 1)соедините между собой слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма; 2) определите, какое синтаксическое явление представляют соединенные вами слова; 3) сформулируйте тему урока.^ 6 класс – первый урок по теме «Причастие». Здесь возможно использование «немого диктанта».Задание. 1) Посмотрите на меня (это может быть и ученик). Запишите в левый столбик слова, характеризующие меня по высоте, красоте, полноте. 2) Слова какой части речи вы для этого использовали? Какие признаки предмета постоянные или временные – они называют? От слова какой части речи образованы? 3) Сейчас я произведу некоторые действие, а вы опишите, какие признаки я приобретаю в этом случае (слова запишите в правый столбик)? Постоянны эти признаки или нет? От слова какой части речи образованы? 4) Просклоняйте по одному слову из каждого столбика. Какой вывод можно сделать об изменении прилагательных и причастий? 5) Что ещё общего есть у прилагательных и причастий, с вашей точки зрения? На доске и в тетрадях по мере выполнения задания появляется запись: 4. Какова тема урока? Какие цели урока поставлены? (6 класс «Понятие о причастиях»). Как видим, данный подход позволяет учителю передать функцию постановки целей ученикам, но по утверждению А.Н. Леонтьева, необходимо опробование цели действием, так как знать – ещё не значит уметь: для этого необходимо владеть способами превращения информации в осознанное использование их в различных (а не только знакомых) ситуациях. И здесь мы подходим к инструментальной основе активности или компетентности. Учитель должен так строить дальнейшую работу, чтобы ученики в ходе поиска решения поставленных задач, пришли к схеме, которая бы действовала в различных ситуациях. И одним из методов может быть принцип опоры на языковые модели и алгоритмы правила. Следует оговориться, что этот метод применялся нами и ранее, но, решая задачу активизации познавательной деятельности, мы пришли к выводу, что активно он работает тогда, когда учащиеся ведут самостоятельный поиск. Но эта деятельность не должна быть хаотичной, она организуется учителем на уроке. Каждая новая, намеченная поисковая операция, помогает открыть новую грань изучаемого явления, оттачивает умственные способности учащегося в ходе поисковой деятельности. Проиллюстрировать этот момент можно на примере элемента урока развития речи в 6 классе по теме «Описание предмета: структура текста». После того, как ученики вспомнили структуру описания вообще (материал 5 класса) и пришли к выводу, что описания могут быть разных стилей, в частности, художественного и научно-делового, учитель задаёт провокационный вопрос: «Как вы думаете, одинаково ли строение текстов типа описание предмета разных стилей?» И чтобы проверить выдвинутые учениками гипотезы, предлагает провести исследовательскую работу – сравнить тексты разных стилей и составить схему строения определённого типа описания. Целесообразно проводить эту работу в группах, и тогда, например, 1 и 3 группы составляют схему строения текста типа описания научно-делового стиля, а 2 и 4 группы: составляют схему строения текста типа описание предмета художественного стиля. Результаты исследовательской работы оформляются на ватмане и вывешиваются на доску, а затем каждая группа проводит презентацию своей работы. Как видно из примера, задание дублируется, что даёт возможность сравнивать результаты работы, редактировать их. После обсуждения и редактирования записи копируются в опорные схемы. Как видим, знания здесь проходят через поиск, гипотезу, исследование, рассуждение, приложение на практике. А основной тезис метода проектов, выдвинутый ещё Дж. Дьюи, звучит так: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я смогу это применить». При такой форме работы на уроке учащийся получают большую свободу при исследовании того или другого явления, поскольку главное – не сама истина, а путь к истине. Отрицательный результат – это тоже результат. Источником информации становится не учебник, а первоисточник. Конечно, нельзя забывать и о работе с учебником на уроке. И здесь активизация познавательной деятельности учащихся происходит через использование таких приёмов как, например, структурирование материала: составить план, тезисы, схему, таблицу, выписать ключевые слова или понятия и т.д. ^ Возьмём урок в 5 классе по теме «Главные члены предложения». Ребятам уже знакомы понятия подлежащее и сказуемое. И, конечно, можно провести повторение в традиционной форме фронтального опроса, но поскольку учителю важно узнать не только то, что помнит и знает класс в целом, но и каждый отдельно взятый ученик, то мы и предлагаем детям самостоятельно заполнить первую графу таблицы. Это позволяет ученику провести самодиагностику своих знаний, а значит, нацеливает на результат, поскольку следующим этапом работы является заполнение этой графы совместными усилиями и ученик получает возможность сравнить свой уровень образования с уровнем одноклассников, что тоже, с нашей точки зрения, является стимулирующим умственную деятельность моментом. Далее в сильном класса можно предложить самостоятельно прочитать материал учебника и заполнить вторую графу «Узнал», а в слабом сначала поработать вместе над конкретными примерами, затем предлагается прочитать учебник и озвучить, что же нового сказано по этой теме, и только после этого предлагается заполнить графу самостоятельно. А к последней графе обращаемся в конце урока. И ответы на записанные вопросы могут быть домашним заданием Такие формы работы значительно повышают уровень теоретических знаний учащихся, развивают интеллект, учат логически мыслить, делают знания действенными, позволяют, как говорят психологи, «входить в активное взаимодействие с учебным материалом». Помогают и задания типа: ^ 1) дать обоснованную оценку ответа товарища; 2) различные творческие здания; 3) публичные выступления (презентация полученных результатов) и т.д. Это развивает внимание к тому, о чём говорится, формирует социальную смелость, заставляет быстро ориентироваться в материале и самостоятельно мыслить. И, конечно, нельзя обойти вниманием познавательные и ролевые игры. «Познавательные игры расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку, пробуждают интерес», - утверждает А.Н. Чирова, и, следовательно, происходит активизация познавательной деятельности, так как у ребёнка азарт игры сильнее страха неуспеха. Кроме того, нельзя забывать о методе диффицированного обучения учащихся, так как, по утверждению психологов, мастер, творец, деятель появляется только «в том случае, когда человек сам пытается определить грань между доступным и недоступным ему в деятельности», и тогда «его активность приобретает характер безграничного самосовершенствования». Поэтому на уроке целесообразно использовать разноуровневые задания, но опять–таки нельзя забывать, что решающие слово в выборе уровня за учеником, а не учителем, как бы нам того не хотелось. ^ Главное здесь не само задания, а процесс выбора, поскольку в этом случае ребёнок производит самоанализ своих знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учится, изменить качество, а как следствие меняется активность на уроке и вне его. Итак, инструментальная основа активности разнообразна. И только от нас, учителей, зависит, что мы выберем, какие способы, приёмы, методы используем. Но есть ещё один этап, который является неотъемлемой частью урока – это анализ результатов деятельности учащихся (оценочный этап). И на современном уроке перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего задания. И здесь очень важно знать индивидуальные способности каждого ученика, чтобы оценка (а именно к ней сводится работа) учитывала и итог работы, и вклад каждого. Для слабых учеников можно использовать приём «даю шанс»: сейчас надо сдать работу, но после уроков (или на дополнительном уроке) ты сможешь дописать её (однако учащиеся должны быть готовы к тому, что получат дополнительное задание, поскольку они получили возможность проконсультироваться у одноклассников). На этом этапе также необходимо обратить внимание на результат учебной деятельности: вернуться к целям, поставленным в начале урока, посмотреть, что выполнили, а что нет и почему.^ Таким образом, происходит формирование и развитие рефлексии (размышлений о себе, о своей работе, динамике познания), в результате чего становится всё больше учащихся, которые осознанно, с пониманием относятся к результатом своего труда. А это не может не сказаться на активности познавательной деятельности. На это же направлена и диагностическая работа. Но и здесь учитель только организует, консультирует, контролирует. А вот сама работа ведётся учеником. Для этого возможно использование диагностической тетради, в которую заносятся после каждой контрольной работы все ошибки, допущенные учеником, и классифицируются по орфограммам и пунктограммам. Затем дома учащийся получает возможность проработать правила и закрепить их, используя для этого упражнения из справочников или отрывки из художественных, публицистических произведений, где нужные правила отражены. Как видим, эта работа направлена на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно, творчески. «Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей от школы, не закрыли перед ребёнком классной дверью», - говорил в своё время выдающийся учитель В.А. Сухомлинский. Эти слова не менее актуальны и сегодня, поскольку и сегодня от нас, учителей, зависит, какими мы воспитаем учеников, кем, и с какой жизненной позицией выйдут они во взрослую жизнь, что они смогут взять из детства, развить, приумножить. И немало важную роль будет играть, какую жизненною позицию они займут: то ли будут пассивными созерцателями, то ли просто хорошими исполнителями, то ли людьми активными, думающими, способные преобразовать любую ситуацию, решить любую проблему. И это зависит от нас, учителей! Ведь личность учителя на уроке проецируется на детей. И если учитель сочетает в себе ум, азарт, умение учитывать ситуацию, возрастные особенности детей, желание воспитать ученика – творца и знание: как, при помощи каких приёмов этого можно добиться, то он сможет достичь поставленной цели. И только тогда мы сможем говорить об успехе.^ 2. АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫВ последнее время учителя литературы часто сетуют на то, что дети не хотят читать, увлечены компьютером и телевизором. Для того чтобы изменить ситуацию, учитель, конечно, должен заинтересовать учащихся. Помочь в этом могут разнообразные творческие задания, различные творческие приемы, смена жанров урока, ведь именно это помогает устранить однообразие уроков. Так давайте активизировать творчество творчески. Таким формам работы на уроке, как использование игр, викторин, музыки, живописи, интересным творческим заданиям, которые повышают познавательную активность, уделяется мало внимания. Причин много: и загруженность программы, и нехватка времени на изучение произведения, и, иногда, нежелание отступать от установленных канонов. Результаты опросов учащихся подтверждают, что такие формы проведения уроков позволяют повысить творческую и познавательную активность школьников. Ребята учатся творчески использовать богатства языка. Тот, кто попробовал найти самый выразительный эпитет, открыть неожиданное сходство в предметах, услышать созвучие слов и создать рифму, сумеет оценить эти средства в прочитанных произведениях. Он сможет интересно рассказать об увиденном, найти наиболее точные слова для выражения собственных мыслей и чувств. Я хочу предложить два разных по форме урока.Урок 1. «Сочинение-ассоциация» На этом уроке в 7 классе мы использовали музыку и картины замечательного литовского композитора и художника М.К. Чюрлениса. Начать урок можно с вступительных слов о нем, чтобы погрузить детей в мир этого талантливого человека.«Земля и море, таинственные звездные глубины и сияние солнц, сказочные поверья и народные предания… Всем этим наполнены картины и музыка великого литовского художника и композитора Михалоюса Константиноса Чюрлениса. Иногда он кажется непонятен. Но он скорее непривычен. Он принадлежит к числу тех творцов искусства, кто ведет за собой, давая простор нашему воображению» (Ф. Розинер). Сначала детям предлагается прослушать сонату Чюрлениса «Сонату моря», причем две очень контрастные части. И в зависимости от того, какие ассоциации она у них вызвала, записать слова-ассоциации. А затем ребятам было предложено рассмотреть репродукции его картин, написанных к этой сонате, с таким же названием, и дополнить ряд слов уже по репродукциям. Записанные слова можно прочитать вслух, поделиться мнениями, какие из них наиболее ярко и точно воспроизводят картины моря. И затем учащиеся пишут свои небольшие миниатюры, используя записанные слова. Этот вид работы достаточно сложен для детей неподготовленных, а для учеников музыкальных классов доступен и интересен. Ведь помимо развития творческого воображения, такая работа приучает учеников видеть, чувствовать прекрасное, вслушиваться в мир искусства. В обычных классах так же можно использовать такой вид работы в качестве небольших творческих разминок на уроках развития письменной и устной речи.Урок 2. Конкурс чтецов по лирике М. Ю. Лермонтова в 6 классе Этот урок был необычен тем, что всем учащимся было предложено готовить его самостоятельно, по группам. Таким образом, помимо основной цели урока: обобщить знания о жизни и творчестве поэта, знания по теории литературы. Нами были поставлены задачи: развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся, углубление навыков выразительного чтения. Группами готовились следующие задания: выразительное чтение стихотворений М. Ю. Лермонтова и готовность ответить на любой вопрос по теории литературы и по жизни и творчеству поэта; жюри должны были подготовить самостоятельно задания и вопросы для конкурсантов; художники – организовать выставку иллюстраций к произведениям.ПЛАН-СЦЕНАРИЙУчастники: пять учащихся-конкурсантов.Ведущий: двое учащихся (поочередно).Жюри: пять учащихся.^ 1. КОНКУРС «Глубокий и могучий дух! Чудная натура!» Так о М. Ю. Лермонтове отзывается В. Г. Белинский. Мы внимательно изучили его жизненный путь – такой короткий, но такой яркий. Условия этого конкурса: конкурсантам предлагается поочередно отвечать на два вопроса о жизни и творчестве поэта. За каждый правильный ответ конкурсант получает один балл.^ I. Вопросы о жизни поэта: - Годы жизни поэта (1814-1841) - Где прошло его детство? (Село Барханы) - С кем рос Миша Лермонтов? (С бабушкой Е. А. Арсентьевой) - Во сколько лет он поступил учиться и куда? (В 13 лет в московский пансион) - Во сколько лет он начал писать стихи? (В 14 лет)^ II. Вопросы о творчестве поэта: - О чем эти строки поэта? “Ужасная судьба отца и сына: жить розно и в разлуке умереть” (Поэт с отцом жили отдельно из-за бабушки). - В чем выражалась ранняя гениальность поэта? (Способности к математике, рисованию, литературе, музыке, языкам). - Почему он переезжает в Петербург? (Уход из университета, поступление в школу подпрапорщиков). За что его ссылают на Кавказ и в каком году? (Стихотворение “На смерть поэта” 1837 г.). С чем связана его вторая ссылка на Кавказ? (Дуэль 1840 г.) 2. КОНКУРС «Конкурс чтецов» Выразительное чтение конкурсантами выбранных стихотворений. Оценивается конкурс по пятибалльной системе. 3. КОНКУРС «Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?» В этих строках о парусе и надежда, и грусть, нет определенности. Так же, как и в жизни поэта. Следующий конкурс посвящен мотивам лирики Лермонтова, а так же попробуйте определить микротемы и основную тему стихов. Образец: Текст строфы Микротемы ^ Когда волнуется желтеющая ниваИ свежий лес шумит при звуке ветеркаИ прячется в саду малиновая сливаПод тенью сладостной зеленого листка (Желтеющая) нива; (Свежий) лес; (Малиновая) слива; сад ^ Тень (сладостная); (Зеленый) листок Вывод: все темы данной строфы рисуют мир природы. Участники работают каждый со своей строфой. В это время учащиеся прослушивают романсы на стихи Лермонтова, а жюри подводит итоги первых двух конкурсов. 4. КОНКУРС посвящен знанию теории литературы Конкурсантам предлагается по одному вопросу и по двум заданиям. Предлагаемые конкурсантам вопросы (2-4 балла): Какие произведения называются лирическими? Дайте определение понятия «инверсия» (её роль). Дайте определение понятия «антитеза» (её роль). Что такое «троп»? Дайте определение «метафоры» (её роль в тексте). И учащимся предлагаются задания, заранее подготовленные таблицы.Задание 1. Определить литературные приемы, используемые М. Ю. Лермонтовым для создания настроения (2-5 баллов). ПРИЕМЫ ПРИМЕР Эпитеты: (Пример) ^ Свежий лес, румяный вечер Задание 2. Определите стихотворный размер и схему рифмовки. Название стихотворения Размер Схема рифмовки 5. КОНКУРС «Наш словарь» (2-4 балла) В поэзии мы попадаем в удивительный и многообразный мир слов. Но часто, при чтении мы испытываем некоторые затруднения, пытаясь понять, осознать значение этих слов. Итак, в этом конкурсе вы должны растолковать значение некоторых слов, встречающихся в выбранных вами стихах. Первый конкурсант: «Парус» – слово «мятежный». Второй конкурсант: «Тучи» – «цепью жемчужною». Третий конкурсант: «На севере диком…» – «риза». Четвертый конкурсант: «Утес» – слово «лазурь». Пятый конкурсант: «Листок» – слово «странник». 6. КОНКУРС «Творческий» Мы сегодня совершили еще одно путешествие в загадочный и завораживающий мир поэзии. Мы знаем, что лирические произведения создаются с помощью многообразных художественных приемов. В этом конкурсе вам предлагается проявить свои творческие способности. Используя яркие образные выражения, написать небольшие зарисовки на тему: «Зимнее утро». При этом нельзя использовать шаблонные эпитеты: «яркое солнце», «белый снег», «голубое небо». Конкурс оценивается от 2 до 5 баллов. Дерзайте!«Когда я выглянула в окно, я увидела серебристое, белоснежное покрывало. Оно одело всю землю сверкающим полотном. Небо излучало фантастический лазурный свет. По нему бежали белые барашки-облака. Резким порывом ветра их отнесло в сторону гор».(Первая ученица)«Я вышла на улицу. Небо было чистое-чистое. Солнце светило мне в глаза и ослепляло. Лужицы покрылись тоненьким хрустальным ледком. Деревья утопали под белоснежной шапкой снега. Это было чудесное утро!» (Вторая ученица)«Когда мы вышли на улицу, светило ослепительное солнце. По бирюзовому небу плыли пушистые кораблики облаков. Везде: на деревьях, кустах, дорогах лежало белоснежное пуховое покрывало. С неба падали белые хлопья. Ветки деревьев казались хрустальными. Лед в лужах был до того прозрачен, что через него было видно воду».(Третья ученица)«Просыпаюсь я, встаю,Вижу солнце и зарю,И, как будто наяву, вижу сон я про зиму.И, как будто, пух летитНа заснувшие деревья,Белоснежные шапчонки замороженных осин.Это все мое, родное!Если ты захочешь это все увидеть,Выгляни в окно!!!» (Четвертый ученик) Итак, наше путешествие подошло к концу. Подведем итоги. В продолжение всего урока работает жюри по специально разработанной ими схеме (см. таблицу в конце текста). Поздравляем победителя конкурса, набравшего максимальное количество баллов. А поощрительными медалями награждаются конкурсанты, набравшие большее количество баллов в том или ином конкурсе:- «лучший чтец»;- «знаток теории литературы»;- «юный лирик». В заключение хочу сказать, что учащимся нравятся и запоминаются именно те уроки, на которых в большей степени проявляются их творческие способности. Отмечая положительные стороны таких уроков, ученики указывают на большее количество новых знаний, расширение их интеллекта, словарного запаса языка, на развитие интереса к предмету, на получение навыков самостоятельной обработки информации, на развитие внимания творческих способностей.^ 3. АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗНАНИЯМ, РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСейчас принято выявлять одаренных детей и способствовать развитию их одаренности, но так же важно относиться к обычному ученику как к одаренному. Конечно, для того чтобы реализовать новый подход, нужно внедрять индивидуальное взаимодействие с обучающимися, глубокую диагностику их интересов и возможностей, ведь посредством творческой деятельности человек предъявляет себя миру и ощущает приобщенность ко всему окружающему нас. Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям. Но есть и обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Пробудить интерес - моя задача. Не только интересное делать, но и все, что нужно, делать с интересом - такую цель я ставлю перед обучающимися. Нельзя не согласиться со словами В.Г. Маранцмана: «Идея гуманизации образования, настойчиво звучащая в последнее время, побуждает считаться в обучении с потребностями ребенка, возрастными и индивидуальными особенностями ученика, своеобразием его мировосприятия и деятельности в каждый период развития». Очень хорошо, если в начале учебного года школьники заранее сообщат мне, какую оценку они хотели бы получить в итоге, для того чтобы я смогла выбрать формы и методы обучения, способ педагогической поддержки каждого нуждающегося. Анализ учебной готовности позволяет мне представить достаточно полно отношение учеников к предмету, уровень их подготовленности, необходимые меры для улучшения ситуации. Среди различных средств активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке важное место занимают вопросы и задания учителя. Это одни из самых действенных и распространенных средств побуждения учеников к активной умственной работе. Сила их - в простоте, доступности. Вопросы доминируют над заданиями при изучении теоретического материала, а при закреплении нового больший удельный вес занимают различные задания. Эти приемы использую на всех этапах обучения, при любом методе организации деятельности обучающихся. Задавая вопросы, можно научить школьников находить сходство и различие в предметах и явлениях, отбирать факты для доказательства, находить и обобщать факты, подтверждающие правило, находить причину явления, видеть явление во всех связях и в развитии. С помощью вопросов можно получать информацию о состоянии подготовленности обучающихся к восприятию нового материала, вопросы используются как стимулирующее средство в познавательной деятельности школьников, являются структурным элементом в педагогической конструкции проблемной ситуации, они служат средством контроля и применяются как логическая связка в ходе изучения нового материала. Вопросы могут быть использованы на занятиях как самостоятельно, так и в структуре различных учебно-познавательных задач и заданий, именно поэтому их невозможно рассматривать отдельно от адекватных им заданий. Особое внимание уделяю таким видам заданий, которые требуют активизации знаний и действий: познавательным задачам, заданиям на моделирование, алгоритмизированным упражнениям. Часто предлагая карточки с репродуктивными, поисковыми или проблемными вопросами и заданиями по изученному матери ЛИТЕРАТУРА Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1995. Архипова Е.В. О методе моделирования и возможностях применения заданий при обучении орфографии.- РЯШ №2, 2003. Бакунина Г.А. Обучение русскому языку средствами субъективизации.-РЯШ №3, 2003. Белоконева Н.Н., Бондарчук Е.М. Деловое общение: думай – говори – иди к цели: руководство к упражнениям по риторике.- Самара: 2003. Казанский О.А. Игры в самих себя.- М.: Менеджер, 1994. Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности.- РЯШ №1, 2003. Львов М.Р. Основы теории речи: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000. Матюгин И.Ю., Асколоченская Т.Ю., Балаян И.А. Как развивать внимание и память вашего ребёнка.- М.: Эйдос, 1994. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 1996. Путешествие в страну тайн.- Сост.: Смирнов В.Ф., Чирва А.В. – «Новая школа».- М., 1993. Структурно – логические схемы как приём организации изучения теоретического материала по русскому языку и литературе.- Самара, 1993. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.: Радянска школа- 1998. Тихомирова Л.Ф., Басова А.В. Развитие логического мышления детей.- Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр – коррекций. - М.: Новая школа, 1993.ПРИЛОЖЕНИЕ 1.ПамяткиПризнаки текста. Законченность, завершённость, полнота (ничего нельзя убрать, сократить). Единство темы, монолитность (воспоминание о родине, случай на рыбалке, встреча Нового года и т.д.). Главная мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея текста, то, что хотел сказать автор своим текстом). Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея. Заголовок – это «вход» в текст, как в некое здание). Связность изложения (по смыслу и грамматически). Иногда членение текста на микротемы (абзацы). У текста есть автор (тексты различаются авторской стилистикой, почерком, манерой).Сказочный эпос1.Волшебные сказки.По конфликту: - героические: герой борется с волшебной силой; - социально-классовые: герой борется с царём, барином; - семейные (педагогические): конфликт происходит в семье или сказка носит нравоучительный характер.Общие особенности: - наличие очевидной фантастики, волшебства, чуда (волшебные персонажи и предметы);