Реферат по предмету "Государство и право"


Система государственной службы в современной России

ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯАКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
КАФЕДРАГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Курсоваяработа на тему:
Система государственнойслужбы в современной России и её виды
Выполнила студентка
факультета ГМУ группы 513
Морева Анастасия Артемовна
Научный руководитель профессор,
доктор экономических наук
Игнатов В.Г.
г.Ростов-на-Дону 2009
Оглавление
Введение
Глава 1. Система государственной службыв современной России
1.1 Взаимосвязь понятий «система государственногоуправления» и «система государственной службы»
1.2 Понятие государственной службы
1.3 Виды государственной службы
Глава 2. Государственная гражданскаяслужба
2.1 Должности государственной гражданской службы, ихкатегории и группы
2.2 Порядок прохождения государственной гражданской службы
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальностьрассмотрения системы государственной службы в современной России обусловленашироким спектром проблем, возникающих на современном этапе формирования ипреобразования системы государственной службы, её видов, должностей, ихкатегорий и групп, а также порядка прохождения государственной гражданскойслужбы. Прежде всего, эти проблемы связаны с постоянными изменениями икорректировками Федерального закона о государственной службе и вносимыми в негопоправками. А происходит все это потому, что в Российской Федерации совершилсярезкий скачок и прежняя машина советского партийно-государственного управления,административно-командной системы была разрушена, а институты новогодемократического государственного управления и местного самоуправления,институты гражданского общества, социального и правового государства, механизмыих функционирования и взаимодействия ещё только создаются.
Исегодня в Российской Федерации речь идет о государственной службе как окачественно новом общественном явлении. Необходимо сформировать государственнуюслужбу, соответствующую, с одной стороны, требованиям демократического,правового федерального, социального и светского государства с республиканскойформой правления, а с другой – условиям и факторам свободного гражданского обществас рыночной экономикой, разнообразием социальных слоев и групп, плюралистическойдуховностью, надежной защищенностью прав и свобод человека.
Аведь в России с ее огромными территориями, самыми протяженными в мире границамии самым сложным в мире составом населения на государственных служащих лежитисторическая миссия не только обеспечения стабильности и гражданского мира, нои приумножения национального богатства. И государственный аппарат, состоящий изпрофессионалов-управленцев, призван обеспечить эффективность всегогосударственного, закрепленного в институтах и изменяемого посредством их. Дляэтого он должен быть един, целостен, субординирован по вертикали икоординирован в своих действиях. Поэтому необходимо изучать существующиепроблемы, анализировать все преимущества и недостатки современнойгосударственной службы.
Актуальностьюпроблемы обуславливается и степень её разработки. На протяжении длительноговремени отечественные и зарубежные ученые проявляли неподдельныйисторико-юридический интерес к проблемам, связанным с созданием, организацией,деятельностью и принципами системы государственной службы в современной России.Потребность в изучении правовых основ и принципов системы государственнойслужбы продиктована необходимостью преобразования современной системы госслужбыдля её максимально эффективной работы, а также её стремлением извлечь изпрошлого опыта арсенал идей, которые могли бы обогатить сегодняшний кадровыйкорпус государства рациональными формами и методами организации государственнойжизни. Актуальность обозначенной проблемы, наличие значительного кругадискуссионных вопросов определили цель курсовой работы, её структуру и задачи,которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Целью курсовойработы является подробное рассмотрение системы государственной службы, а такжеосмысление практического опыта в области организации системы государственнойслужбы. Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:
Ø  раскрыть сущность системыгосударственной службы;
Ø  рассмотреть ее виды, основныекатегории и группы;
Ø  определить порядок прохождениягосударственной службы.
Поставленнаяцель и задачи обусловили структуры курсовой работы. Начать хотелось бы срассмотрения системы государственной службы в современной России.
Глава 1 Система государственной службы в современной России
 
1.1 Взаимосвязь понятий «система государственногоуправления» и «система государственной службы»
Государственнаяслужба находится в ряду с такими явлениями, как государство, государственнаявласть, государственный аппарат, государственное управления, взаимосвязана сними и, следовательно, только через влияние на них может проявлять себя,реализовываться. Как государство нельзя изучить, не связывая его с обществом,так и государственную службу нельзя оценивать вне включенности ее во всепроцессы реализации государственной власти. Главной с этой точки зрения видитсявзаимосвязь с государственным управлением.
Подсистемой государственного управления понимаются единство и взаимосвязь органовгосударственного и муниципального управления и тех управляемых объектов, вотношении которых они реализуют свои управляющие воздействия: их сохраняют,изменяют или развивают. Практически в такой системе осуществляется сложноевзаимодействие между органами государственного и муниципального управления иуправляемыми объектами, в которое каждая из сторон вносит свой «вклад».
Функционированиесистемы государственного и муниципального управления – сознательное, целенаправленноевоздействие государственной власти и местного самоуправления на общество дляреализации своих целей, задач и функций. Это воздействие осуществляетсязаконодательной, исполнительной, распорядительной и судебной работойгосударственных органов и органов местного самоуправления, в основе которойнаходится профессиональная деятельность по осуществлению их полномочий.
Сущностьобщественной роли системы государственного и муниципального управления состоитв том, что, отражая, хотя бы формально, общую волю граждан, управлениеоказывает целеполагающее, организующее, регулирующее влияние на общество.
Нобез уяснения сути понятия «система» государственного управления очень трудноразобраться во всем многообразии его функций, понятий, подсистем, во множествеэлементов управления: цели, структура, процесс, обеспечение, результаты,эффективность. А ведь без этого понимания мы не сможем разобраться и в понятии«система государственной службы», так как государственная служба – это одна изглавных подсистем государственного управления, ориентированная на егоосуществление и совершенствование.
Итак,что же представляет собой система?
Система– термин, который зачастую переводят с греческого как целое, состоящее изчастей, совокупность взаимосвязанных элементов. Смысл слова в данном случаеотражает лишь формальное содержание этой категории. Любая система – глобальнаяи простейшая, социальная, техническая или биологическая – имеет общиесущностные характеристики. Она состоит из элементов, компонентов, подсистем(системообразующих составляющих), и каждый из этих элементов являетсяотносительно самостоятельным. Но система образуется не от суммы этих элементов,а от целостности, когда отношения между составляющими элементами образуютединое целое. Все системы не являются неизменными, они подвергаются внешнимвоздействиям, существуют во времени и пространстве. Также каждая система имеетсвоё предназначение, свою структуру. Структура – строение системы, внутренняяформа ее организации.
Системагосударственного управления – категория недавно рожденная, и поэтому трактовкиэтого термина достаточно противоречивы и плюралистичны. Термин имеет двавзаимосвязанных аспекта.
Впервом – система государственного управления представляет собой некотороетеоретическое построение, инструмент, позволяющий выявлять и описыватьсистемные свойства различных явлений в сфере управления. В этом случаекатегория является средством системного анализа государственного управления.Она применима к любому относительно целостному политико-правовому образованию:государству, госвласти, госоргану и т.д.
Второйаспект представляет более конкретное значение системы – реальный сложныймеханизм формирования и функционирования госвласти и управления, включающийобъективно существующие компоненты (организационные структуры, нормы,отношения, коммуникации).
Так,подсистемой государственного управления являетсягосударственно-административное управление. Если государственное управление –это управляющее воздействие (государства как субъекта управления) на все общество,реализация публичной власти всех трех ветвей и трех уровней, тогосударственно-административное управление – управление делами государства,государственной экономической и социальной сферой, реализация исполнительнойвласти и управления – от центра до власти на местах, т. е.государственно-административной вертикали власти.
Системагосударственно-административного управления – это определенная совокупностьиерархически связанных между собой органов исполнительной власти игосударственно-административного управления, во взаимодействии реализующихуправление государственной сферой экономики и социальной жизни и обеспечивающихисполнение законов, конституционно установленных прав и свобод граждан.[1]
Однойиз шести компонентов (подсистем) государственно-административного управленияявляется институциональная подсистема, то есть совокупность органов публичногоадминистративного управления и должностей в штатном расписании государственныхи муниципальных учреждениях власти, создаваемых на основе законов, указовПрезидента, постановлений Правительства РФ и администрации соответствующихуровней управления, — это административный аппарат, государственная гражданскаяслужба, обеспечивающая функции институтов государственной и муниципальнойвласти.
Теперь,разобравшись, на каком месте по иерархическому порядку стоит системагосударственной гражданской службы, и какую роль она играет в системегосударственного управления, мы можем смело приступить непосредственно к ееизучению.
1.2Понятиегосударственной службы
Государственнаяслужба представляет собой весьма сложный комплексный социально-политический иорганизационно-правовой институт, характеризующийся многообразием элементов,связей, закономерностей и особенностей. Но в настоящее время нет единой точкизрения на содержание понятия государственной службы. В законе РФ «Об основахгосударственной службы Российской федерации» зафиксирован деятельностныйподход, предполагающий, что государственная служба – это «профессиональнаядеятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органоввласти».
Издавнав России под словом «служба» понималось отношение, связь, обязанность долга,верности, преданности, готовности оказывать услугу, защищать интересы.
Предполагалось,что служба имеет не только материальные измерения в виде времени службы либопроизведенных продуктов. Она заключается в духовной, идейной, ценностнойобязанности того, кому служат, и того, кто служит. Более того, — в ихсовместной принадлежности к какому-либо большому и важному для них идеалу,интересу, делу.
Внастоящее время многие ученые смотрят на государственную службу шире ипредлагают ее понимание как государственно-правового и социального института. Всовременной России становление государственной службы идет в соответствии с Федеральнымзаконом «О системе государственной службе в Российской Федерации» (Приложение1).
Приизучении государственной службы нужно учитывать и точку зрения, трактующуюгосударственную службу как систему публично-правовых отношений междугосударством и служащим, основанных на подчинении и имеющих своим содержаниемобязательную деятельность, идущую от лица государства и направленную косуществлению государственной задачи. Такой подход позволяет в полной мереучесть управленческие, организационные, экономические, правовые,психологические и многие другие аспекты государственной службы, понять сущностьбюрократии как профессионального и социального слоя общества, государственногослужащего как гражданина и человека.
Вполной мере отражает все стороны и сущность государственной службы понятие,предложенное учеными Российской академии государственной службы: «государственнаяслужба – это деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогативгосударственной власти и управления; совокупность правовых, социальных иорганизационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции изаконов государства, его политических, экономических, социальных задач;публично-правовое отношение между государством и государственным служащим поповоду условий, методов и результатов служения государству и обществу».[2]
Болееемкое определение предлагает профессор Г.В Атаманчук: «государственная служба –это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей ифункций государства посредством исполнения государственных должностей,учрежденных в государственных органах».[3] Исполнениегосударственных должностей во многом напоминает труд менеджеров, специалистов вобласти общественного управления. Вместе с тем исполнение государственныхдолжностей коренным образом отличается по целому ряду параметров.
Исполнениегосударственных должностей представляет собой конкретное осуществлениеобщественных отношений, которые государственная власть посредством Конституции,законов, правовых статусов органов закрепила за данной должностью.
Такимобразом, каждая должность имеет, во-первых, свое предназначение, содержание,формы и методы реализации, определенные ресурсы и другие элементы,обуславливающие ее значение для государства, общества и граждан.
Во-вторых,исполнение государственной должности предполагает, что лицо, ее замещающее,является носителем определенного мировоззрения, идеологии целостностиобщенациональных интересов и развития государства. Поэтому должности вгосударственном аппарате должны быть так прописаны, чтобы игнорированиеидеалов, ценностей и целей государства быстро обнаруживалось бы и пресекалось.
В-третьих,исполнение государственной должности всегда связано со знаниями, опытом,творческим поиском, способностью оказывать влияние на других людей какнепосредственно, так и через принимаемые правовые акты, управленческие решенияи организационные действия. Государственная должность требует при ее исполнениивысокой профессиональной специальной подготовки, применения обширнойинформации, разнообразных проявлений напряженной интеллектуальной деятельности.
В-четвертых,исполнение государственной должности – это напряженный процесс, не имеющийограничений в пространстве и во времени. Государство, его власть, аппарат,управление с его стороны должны существовать постоянно, устойчиво, надежно и,следовательно, любые должности должны таким же образом исполняться.Государственное управленческое мышление по исполнению государственной должностине может протекать от случая к случаю, а возможно только в условиях постоянногонапряжения.
В-пятых,исполнение государственной должности всегда происходит в установленном правовомрежиме, в рамках и с соблюдением определенных материальных и процессуальныхправовых норм.
Государственнаяслужба имеет свое место в обществе, и необходимо стремиться к тому, чтобы онобыло адекватным и эффективным, системно связанным с другими явлениями. Нельзяни недооценивать, ни переоценивать государственную службу. С ее помощью нельзярешить все проблемы, поскольку это всего лишь один из социально-правовыхинститутов. Вместе с тем, это значимый фактор укрепления государства и усиленияего влияния на общество.
1.3 Виды государственнойслужбы
СогласноФедеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации»(Приложение 1) система государственной службы в современной России включает всебя следующие виды:
1.        государственная гражданская служба;
2.        военная служба;
3.        правоохранительная служба.
В свою очередь государственная гражданская службаподразделяется на:
1.1     федеральную государственнуюгражданскую службу;
1.2     государственную гражданскую службусубъекта Российской Федерации.
С учетом принципа федеративного устройства Россиигражданскую службу делят на два вида:
Ø  федеральную государственнуюгражданскую службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
Ø  государственную гражданскую службусубъектов Российской Федерации, находящуюся в совместном владении.
Военная и правоохранительная служба являются видамифедеральной государственной службы.
На схеме изображены основные виды государственнойслужбы.
/>
Рис.1. Виды государственной службы Российской Федерации.
ВФедеральном законе «О системе государственной службы в РФ» даны определениявышеперечисленных видов государственной службы, а именно:
Ø  Федеральная государственная служба– профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполненияполномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственныхорганов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Ø  Государственная гражданская служба– вид государственной службы, представляющий собой профессиональнуюдеятельность граждан на должностях государственной гражданской службы пообеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов,государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающихгосударственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающихгосударственные должности субъектов Российской Федерации.
Ø  Федеральная государственнаягражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан надолжностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечениюисполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающихгосударственные должности РФ.
Ø  Государственная гражданская службасубъектов Российской Федерации – профессиональная служебная деятельностьграждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РоссийскойФедерации по обеспечению исполнения полномочий субъектов Российской Федерации,а также полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации илиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Ø  Военная служба – вид федеральнойгосударственной гражданской службы, представляющий собой профессиональнуюслужебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных СилахРоссийской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях иорганах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасностигосударства, которым присваиваются воинские звания.
Ø  Правоохранительная служба – видфедеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебнуюдеятельность граждан на должностях правоохранительной службы в органах, службахи учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности иправопорядка, по борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека игражданина, которым присваивают специальные звания или классные чины.
Водном и том же федеральном государственном органе могут быть учрежденыдолжности федеральной государственной службы различных видов. Это, например,уже сейчас имеет место в системе Министерства обороны РФ (где наряду своинскими должностями имеют место должности федеральной государственнойгражданской службы), Министерства внутренних дел РФ (здесь есть и должностиправоохранительной службы, и федеральной государственной гражданской службы, ивоинские должности во внутренних войсках), Министерства по делам гражданскойобороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий(МЧС) РФ и Министерства юстиции РФ.[4]
Нарядус нормативно-правовой классификацией видов и должностей государственной службы,установленной Федеральным законом «О системе государственной службы РФ», внаучных и методических целях, а также для конкретизации отдельных видовыхпризнаков используются и иные классификации.
Так,в качестве одного из критериев классификации видов государственной службы можетбыть использован принцип разделения властей, согласно которому государственнаявласть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную (например,аппарат палат Федерального собрания), исполнительную (аппарат Правительства РФ)и судебную (аппарат федеральных судов) ветви власти.
Наосновании критерия, связанного с организационно с организационно-правовымиформами федеральных органов исполнительной власти, федеральная государственнаяслужба может классифицироваться на следующие подвиды:
Ø  служба в федеральном министерствеи его территориальных органах;
Ø  федеральная служба;
Ø  федеральное агентство;
Ø  федеральные органы исполнительнойвласти, образуемые в соответствии с утверждаемой главой государства структуройфедеральных органов.
Глава 2. Государственная гражданская служба2.1 Должностигосударственной гражданской службы, их категории и группы
Гражданскийслужащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должностигражданской службы.
Помнению известного специалиста в области служебного права профессора Н.Старилова должность обычно создается на постоянной основе, то есть дляудовлетворения постоянной потребности государственной администрации ввыполнении определенных функций и решении конкретных задач. Важным условиемявляется также способ замещения должности (назначение, конкурс, избрание,зачисление), согласно которому служащий вводится в штат государственной службыи получает специальное звание, ранг, классный чин (квалификационный разряд).Получение квалификационного разряда является первым этапом в служебной карьерегосударственного служащего.[5]
Характеризуягосударственную должность, авторы учебника «Служебное право» считают, чтогосударственная должность – это учрежденная в установленном порядкегосударственным органом (путем принятия коллегиального решения или единоличногораспоряжения должностного лица) первичная структурная единица, которая отражаетсодержание и объем полномочий занимающего ее лица и содержится за счетфинансовых средств государственного бюджета (сюда включается заработная платаслужащего, занимающего данную должность, ее техническое обеспечение,установленные льготы и гарантии служащих и пр.).[6]
Должностифедеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным закономили указом Президента Российской Федерации, должности государственнойгражданской службы субъектов Российской Федерации — законами или иныминормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положенийнастоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочийгосударственного органа либо лица, замещающего государственную должность.
Должностигражданской службы подразделяются на категории и (или) группы.
Всоответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы в РФ»(Глава 2) выделяют следующие категории должностей гражданской службы:
1)руководители — должности руководителей и заместителей руководителейгосударственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителейтерриториальных органов федеральных органов исполнительной власти и ихструктурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителейпредставительств государственных органов и их структурных подразделений,замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срокаполномочий;
2)помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающимгосударственные должности, руководителям государственных органов, руководителямтерриториальных органов федеральных органов исполнительной власти ируководителям представительств государственных органов в реализации ихполномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочийуказанных лиц или руководителей;
3)специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечениявыполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемыебез ограничения срока полномочий;
4)обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного,информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного ииного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые безограничения срока полномочий.
Должностигражданской службы подразделяются на следующие группы:
1)высшие должности гражданской службы;
2)главные должности гражданской службы;
3)ведущие должности гражданской службы;
4)старшие должности гражданской службы;
5)младшие должности гражданской службы.
Должностикатегорий «руководители» и «помощники (советники)»подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданскойслужбы.
Должностикатегории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую истаршую группы должностей гражданской службы.
Должностикатегории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную,ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.[7]
Государственныйслужащий не владеет занимаемой должностью. Она принадлежит государственнойадминистрации. Назначение государственным органом (должностным лицом) служащегона должность, соответствующую его квалификационному разряду (рангу, классномучину, степени и т. д.), происходит в рамках, установленных законом правилразделения классных чинов, рангов и степеней, с одной стороны, и должностей – сдругой.
Системадолжностей способствует профессионализации и повышению уровня компетентностиего служащих. Она нацеливает служащих на приобретение определенных знаний,навыков, выполнение конкретной работы, замещение определенного служебного местав структуре государственного органа, приобретение служебных и личных прав.2.2Порядок прохождения государственной гражданской службы
Важнымнаправлением реформирования государственной службы является создание условийдля должностного (служебного) роста государственных служащих. За период службыу многих служащих, замещающих должности гражданской службы, происходитнеоднократная последовательная смена должностей с момента поступления на службуи кончая увольнением с нее.
Прохождениегосударственной службы представляет собой важнейший элемент институтагосударственной службы, так кА на этом временном отрезке и реализуется правовойстатус государственного служащего. Прохождение гражданской службы –деятельность по комплектованию политических и административных государственныхдолжностей – включает а себя последовательную смену государственными служащимидолжностей в государственной администрации (ее структурных подразделениях),изменение многих фактических данных, характеризующих государственно-служебноеправовое положение служащих (персональные классные чины, воинские и специальныезвания, почетные звания, ученые степени и звания, конкретные особенностивыполнения служебных обязанностей, механизм и виды ответственности и т.д.).Каждый государственный служащий имеет индивидуальный должностной (служебный)путь (карьеру). Поэтому прохождение службы на практике всегда также индивидуально.[8]
ПрофессорБ.В. Лытов рассматривает различные аспекты прохождения государственной службы:
Ø  общественный аспект отражаетсоциальный смысл и назначение прохождения госслужбы в плане осуществлениягосударственными служащими функций государства и конституционных установленийпо защите прав и свобод граждан;
Ø  организационный аспект заключает всебе начала организации прохождения государственной службы;
Ø  правовой аспект имеет своимсодержанием правовое обеспечение прохождения госслужбы;
Ø  личностный аспект выражается ввозможности реализации служащими в процессе службы своих способностей иполучения их адекватной оценки;
Ø  технологический аспектпредставляет собой набор процедур и операций, обеспечивающих прохождениеслужащими государственной службы.[9]
Прохождение государственной гражданской службы с юридическойточки зрения объединяет правовые нормы, устанавливающие следующие вопросы:
— замещение государственных должностей;
— специальная профессиональная подготовка сотрудниковразличных государственных органов;
— совместительство;
— реальное выполнение служащими своих должностныхобязанностей и реализации прав;
— порядок присвоения квалификационных разрядов,специальных званий;
— поощрение служащих и привлечение их кответственности (к различным видам юридической ответственности);
— аттестация государственных служащих, продвижение(перемещение) по службе, условия службы;
— социально-правовая защита (гарантии, льготы,компенсации) государственных служащих;
— основания и способы прекращения государственнойслужбы.
Период прохождения службы подразделяется на рядэтапов, каждый из которых соответствует уровню квалификации работника органауправления, опыту его служебной деятельности, способностям профессиональнорешать стоящие перед ним задачи. Выделяют следующие этапы прохождениягосслужбы.
Адаптационный этап – он носит ярко выраженныйприспособительный характер и свойственен служащим, вновь принятым на службу,или в период освоения ими новой должности; что требует от руководителейгосударственных органов, кадровых служб, опытных служащих оказания всемерной помощиновичкам в их профессиональном становлении, применения по отношению к нимразличных форм наставничества, не сковывая, впрочем, их инициативу, способностьсамостоятельно решать возникающие служебные задачи.
Этап высокопрофессионального исполнения государственнойдолжности. Для этого этапа характерно глубокое знание служащим особенностейсвоей должности, ее функций, технологий исполнения, высокий уровеньпрофессионализма в выполнении служебных обязанностей. Применительно к этойкатегории государственных служащих, составляющих основу кадрового составагосслужбы, необходимо применять различные формы стимулирования их служебнойдеятельности, своевременно перемещать по горизонтали и вертикали, обеспечиватьим возможность переподготовки и повышения квалификации, именно прежде всего изних формировать кадровый резерв, помогать расти в профессиональном отношении,что и позволит получить максимальную отдачу от честного и добросовестноговыполнения ими служебного долга.
Инновационный этап прохождения службы присущ служащим,которые обладают повышенным уровнем интеллектуального развития, нестандартнымподходом к решению служебных задач, поиском и внедрением различного родановшеств в управленческую деятельность, процесс принятия и реализации решений,что способствует коренным, качественным изменениям в объекте управления,значительно повышает коэффициент его полезного действия.
Этап завершения прохождения службы.
Процессы прохождения государственной службырегулируются федеральным законодательством, законами субъектов российскойфедерации, другими нормативно-правовыми актами. Ими определяются порядок приемана государственную гражданскую службу, прохождения испытательного срока,особенности условий службы, порядок проведения аттестации служащих, присвоенияклассных чинов и многие другие вопросы.[10]
Между актом поступления на службу и увольнением с неевозможны различные перемещения государственного служащего по службе. Они могутбыть связаны с различными обстоятельствами – должностной (служебный) илипрофессиональный рост, обновление или ротация кадров, перемещение наравнозначную должность, при необходимости замещения другой должности, посостоянию здоровья, в связи с возрастом, семейными обстоятельствами, припоступлении на учебу, понижении в должности и так далее.
Каждое перемещение оформляется приказомсоответствующего руководителя (должностного лица) с указанием основанияперемещения.
В системе государственного управления в Россиисложился и действует определенный порядок продвижения по службе, основанный наспособностях работника, полученной им подготовки, стаже и других факторах.Порядок продвижения и критерии весьма различаются в зависимости от условийнайма, вида работы, занимаемой должности.
Чаще всего продвижение основано на стаже работы.Однако в последние годы наблюдается сдвиг в подходе от стажа к качеству труда.В этой связи все больше распространяются методы оценки качества на основеэкзаменов, рейтингов, эффективности и отчетов о прошлой деятельности служащего.
Так, создание отлаженного механизма карьерного роста,основанного на совокупности таких факторов, как опыт работы, профессиональныенавыки и соответствие занимаемой должности, создает мощный стимул для улучшенияработы гражданских служащих, для повышения эффективности государственногоуправления.[11]/>

 Заключение
Значениетеории и практики государственной службы, её системы для российской страныпереоценить трудно. Государство и общество переживают переходный период своегоразвития; разрушена советская система государственной власти и управления, ипока построен лишь каркас либерально-демократической системы. Поэтому системагосударственной службы, как и в целом система государственного управления ещёдолго будет претерпевать значительные изменения.
Хотяпроведенное исследование показало, что современная система государственной службывесьма органична и эффективна, но ещё многое предстоит сделать, для того чтобыидеальная модель российской системы государственной службы заработала в полнуюсилу. Ведь такая модель не может быть выстроена с оглядкой только на нашпрошлый опыт или только на западные образцы, потому как даже наиболеерациональные и научно обоснованные из них могут не сработать с должным эффектомв условиях современной России.
Поэтомунеобходимо абстрагироваться от прошлого опыта управленческой деятельности вРоссии, и лишь учитывая его основные ошибки и преимущества создавать наиболееэффективную систему государственного управления.
Так,проведенное исследование позволило выделить основные положения решаемойпроблемы и получить следующие результаты теоретического и практическогохарактера: для того чтобы государственная служба в Российской Федерациидостигала своих целей, она должна ориентироваться на следующие предъявляемые кней требования:
Ø  демократический и федеративныйхарактер построения и функционирования;
Ø  целостность государственной службына всей территории и ориентации всех ее элементов на государственное единствоРоссийской Федерации;
Ø  согласованность концептуальныхподходов в правовом регулировании и организации многообразных проявленийгосударственной службы в различных ее уровнях и видах;
Ø  целенаправленность всех элементови взаимосвязей государственной службы на обеспечение рациональности иэффективности процессов взаимоотношений в обществе и государственногоуправления;
Ø  придание государственной службеРоссийской Федерации общественного авторитета, обеспечение доверия граждан,способности привлекать к себе лучшие интеллектуальные и нравственные силыстраны.[12]
Список литературы
1.        Н.И. Глазунова. Государственное имуниципальное(административное) управление: учеб.- М.: ТК Велби, Изд-воПРОСПЕКТ, 2008. – 560 с.
2.        Государственная гражданскаяслужба. Учебник. 2-е изд. доп. и перераб., / Под ред. проф. В.Г.Игнатова.- М.:ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005.
3.        Атаманчук Г.В. Сущностьгосударственной службы: история, теория, закон, практика. Монография. – М.: Изд-во РАГС, 2002.
4.        Государственная служба: теория иорганизация. Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
5.        Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г.,Служебное право. Учебник. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2003, 116 с.
6.        Старилов Ю.Н. Курс общегоадминистративного права. – М., 2002. 590 стр.
7.        Федеральный закон «О системегосударственной службы РФ»
8.        Старилов Ю.Ц. Служебное право. М.,1996
9.        Лытов Б.В. Государственная служба:проблемы прохождения//Власть. 2002.
10.     Государственное и муниципальноеуправление: Введение в специальность. Основы теории и организации: Учебноепособие. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов-н/Д: издательский центр «Март»,2006.
Приложения
 
Приложение 1
Выдержкаиз
ФЕДЕРАЛЬНОГОЗАКОНА
«ОСИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Статья1. Государственная служба РоссийскойФедерации
1. Государственная служба Российской Федерации (далее- государственная служба) — профессиональная служебная деятельность гражданРоссийской Федерации (далее — граждане) по обеспечению исполнения полномочий:
Ø  Российской Федерации;
Ø  федеральных органовгосударственной власти, иных федеральных государственных органов (далее — федеральные государственные органы);
Ø  субъектов Российской Федерации;
Ø  органов государственной властисубъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектовРоссийской Федерации (далее — государственные органы субъектов РоссийскойФедерации);
Ø  лиц, замещающих должности, устанавливаемыеКонституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственногоисполнения полномочий федеральных государственных органов (далее — лица,замещающие государственные должности Российской Федерации);
Ø  лиц, замещающих должности, устанавливаемыеконституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации длянепосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектовРоссийской Федерации (далее — лица, замещающие государственные должностисубъектов Российской Федерации).
2.Деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, илиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации,настоящим Федеральным законом не регулируется.
Статья2. Система государственной службы
1.Система государственной службы включает в себя следующие виды государственнойслужбы:
Ø  государственная гражданскаяслужба;
Ø  военная служба;
Ø  правоохранительная служба.
2.Государственная гражданская служба подразделяется на федеральнуюгосударственную гражданскую службу и государственную гражданскую службусубъекта Российской Федерации.
3.Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственнойслужбы.
Другиевиды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесенияизменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
4.Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданскойслужбы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулированиегосударственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится всовместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ееорганизация — в ведении субъекта Российской Федерации.
Статья3. Основные принципы построения ифункционирования системы государственной службы
1.Основными принципами построения и функционирования системы государственнойслужбы являются:
Ø  федерализм, обеспечивающийединство системы государственной службы и соблюдение конституционногоразграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органамигосударственной власти и органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации (далее — государственные органы);
Ø  законность;
Ø  приоритет прав и свобод человека игражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюденияи защиты;
Ø  равный доступ граждан кгосударственной службе;
Ø  единство правовых иорганизационных основ государственной службы, предполагающее законодательноезакрепление единого подхода к организации государственной службы;
Ø  взаимосвязь государственной службыи муниципальной службы;
Ø  открытость государственной службыи ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества одеятельности государственных служащих;
Ø  профессионализм и компетентностьгосударственных служащих;
Ø  защита государственных служащих отнеправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность какгосударственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
2.Реализация принципов построения и функционирования системы государственнойслужбы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципыпостроения и функционирования видов государственной службы, учитывающие ихособенности.
Статья4. Федеральная государственная служба
Федеральнаягосударственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан пообеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочийфедеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должностиРоссийской Федерации.
Статья5. Государственная гражданская служба
1.Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющейсобой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственнойгражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральныхгосударственных органов, государственных органов субъектов РоссийскойФедерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, илиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
2.Федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебнаядеятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданскойслужбы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органови лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
3.Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственнойгражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполненияполномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственныхорганов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственныедолжности субъекта Российской Федерации.
Определениевоенной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся встатье 6, применяется со дня вступления в силу федерального закона о военнойслужбе (статья 19 данного документа).
Статья6. Военная служба
Военнаяслужба — вид федеральной государственной службы, представляющей собойпрофессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или нена воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральнымизаконами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации,в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских(специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечениюобороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинскиезвания.
(вред. Федерального закона от 06.07.2006 N 105-ФЗ)
Определениеправоохранительной службы как вида федеральной государственной службы,содержащееся в статье 7, применяется со дня вступления в силу федеральногозакона о правоохранительной службе (статья 19 данного документа).
Статья7. Правоохранительная служба
Правоохранительнаяслужба — вид федеральной государственной службы, представляющей собойпрофессиональную служебную деятельность граждан на должностяхправоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях,осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка,по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Такимгражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Статья8. Должности государственной службы
1.Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или инымнормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативнымправовым актом субъекта Российской Федерации.
2.Должности государственной службы подразделяются на:
Ø  должности федеральной государственнойгражданской службы;
Ø  должности государственнойгражданской службы субъекта Российской Федерации;
Ø  воинские должности;
Ø  должности правоохранительнойслужбы.
3.В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственнойслужбы различных видов.
4.Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям всоответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законамисубъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектовРоссийской Федерации.
Соотношениедолжностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностейи должностей правоохранительной службы определяется указом ПрезидентаРоссийской Федерации.
Соотношениедолжностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностейгосударственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяетсяфедеральным законом или указом Президента Российской Федерации.
5.Квалификационные требования к гражданам для замещения должностейгосударственной службы устанавливаются федеральными законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иныминормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
6.В федеральном государственном органе и государственном органе субъектаРоссийской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиесядолжностями государственной службы. Трудовая деятельность работников,замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерациио труде.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 4/2004 = Дорогие читатели!
Реферат Організація тактика та психологічні особливості накладання арешту на кореспонденцію і зняття
Реферат Социально-правовое обеспечение многодетных семей
Реферат Civics Questions Essay Research Paper 1
Реферат Коллекторские свойства нефтеносных пластов. Их значение при определении запасов месторождения
Реферат Алгоритм поиска в глубину наилучшей оценки в дереве решений конечной антогонистической игры двух лиц с нулевой суммой и полной информацией доц. Мамонтов Д. В., студ. Волошин С. Б
Реферат Steller Sea Lions Essay Research Paper SAVING
Реферат Предмет и задачи дифференциальной психологии
Реферат Aids Essay Research Paper Gonzales 1
Реферат Інші джерела конституційного права
Реферат Применение информационного подхода к выбору программы для автоматизации деятельности турфирмы
Реферат Элементы договора поручения в представительства
Реферат Lines By Wordsworth Explanation Essay Research Paper
Реферат Виды и особенности регулирования деятельности некоммерческих организаций
Реферат Анализ работы мбоу сош №1 мо город горячий ключ за 2010 -2011 учебный год