МУНИЦИПАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 г. ИВАНОВОУПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ИВАНОВОИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИНАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ ТАТАР ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ16 – 17 ФЕВРАЛЯ 2012 ГОДАпроводят ПЯТУЮ УЧЕНИЧЕСКУЮ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ Родной язык в пространстве русского мирасовременной России на тему:«А КАК РЕЧЬ-ТО ГОВОРИТ! СЛОВНО РЕЧЕНЬКА ЖУРЧИТ…», или ПОЧЕМУ КАЖДЫЙ НАРОД ВОСХИЩАЕТСЯ СВОИМ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ? Каждая из конференций, проходивших в рамках проблемы «Родной язык в простарнстве русского мира современной России», имела свою проблематику. При этом нередко вопросы одной конференции перетекали на рассмотрение на следующую. На пятую конференцию мы выносим вопросы, ранее не рассматривавшиеся. Как представляется, в фокусе внимания пятой научно-практической конференции должна оказаться эстетическая сторона человеческой речи. Здесь можно обратить внимание на особенности устной звучащей речи, на те черты чужой речи, которые особенно заметны, на манеру говорения разных людей. Это то, что лежит на поверхности. Если посмотреть шире, то мы увидим, что фраза речь-то говорит может трактоваться и по-другому: особенности произношения на разных территориях Ивановской области, различия в интонации взрослых и подростков, речь маленьких детей и людей старшего возраста, старое и новое в нормах произношения и ударения; типичные ошибки в речи одноклассников, образцовая речь, речь кумиров и т. д. Кроме того, огромный интерес представляют культурологические проблемы, связанные с особенностями устной речи представителей разных народов и разных культур, живущих в поликультурном обществе. К обсуждению предлагаются следующие вопросы: Что мы вкладываем в понятие красивая речь? Одинаково ли это понятие у представителей разных народов, разных культур, разных возрастов?Почему люди говорят по-разному?Какие особенности устной звучащей речи подмечены в устном народном творчестве (в пословицах, загадках, скороговорках, сказках) и почему? Как писатели характеризуют особенности речи своих героев? Почему манера речи людей обращает на себя внимание мастеров слова?Как в устной речи переплетаются языковые и неязыковые элементы? Почему мы используем жесты в нашей речи?Необыкновенные рассказчики. Что нас завораживает в речи людей? Мир слова наших юбиляров (писателей-классиков и современников).«Без грамматической ошибки я русской речи не люблю…» Был бы рад гений русской литературы, услышав речь наших современников? Естественно, что участники конференции могут предлагать свое видение проблемы и собственные темы, соотнесенные с общей проблематикой конференции. Будем рады видеть вас в числе участников конференции.ОргкомитетОргкомитет предполагает определить лучших исследователей и докладчиков в следующих номинациях:Диалог культур (за умение доступно и интересно рассказать о родной культуре, литературе, сделать их понятными для других);Мое открытие (за новую научную информацию, которая была лично получена исследователем);Глубина раскрытия темы (за основательность проработки темы);Широта подхода к изучению темы (за умение привлечь разнообразные источники к решению проблемы);Общественная значимость (за созвучность сегодняшнему дню);Владение научной речью (за стилевую составляющую работы и умение доступно представлять результаты исследования);Оригинальность подхода к проблеме;Лучшая презентация доклада;Лучший групповой проект – новая номинация;Симпатия оргкомитета.^ ГЛАВНЫЕ ДАТЫ17 октября 2011 г. – начало приема заявок на участие в работе конференции. 21 ноября 2011 г. – окончание приема заявок на участие в работе конференции.^ 17 ноября, 24 ноября 2009 г. в 15.00 – консультация для учителей, осуществляющих подготовку ребят к конференции.23 января 2012 г. – начало приема статей к публикации.3 февраля 2012 г. – завершение приема статей к публикации.13 февраля 2012 г. – рассылка приглашений участникам конференции.^ 17 – 18 февраля 2012 г. – работа конференции.Регламент выступления с докладом на секции – 5–7 минут.Комментарий для учителя Уважаемые коллеги! В качестве темы для 4-й ученической научной конференции избрана известная поэтическая строка А. С. Пушкина из «Сказки о царе Салтане». Обращаем внимание на то, что сказочная героиня баба Бабариха, описывая красоту девицы, особо выделяет ее манеру речи. Данный факт однозначно свидетельствует о том, что в русской культурной традиции этой стороне человеческого общения уделялось много внимания. Это значит, что наряду с вопросами орфофонии, орфоэпии, можно предложить ребятам рассмотреть и вопросы речевого этикета в его современном состоянии и историческом развитии. Мы благодарим вас за то, что вы берете на себя труд готовить вместе с ребятами материалы для их выступлений. Обращаем ваше внимание на то, что вы можете помочь своим ученикам подобрать научную литературу по культуре речи, речевому этикету, отобрать художественные тексты для анализа, показать способы обработки записей текстов, полученных от информантов, каковыми могут быть бабушки и прабабушки, деды и прадеды, просто соседи по улице или лестничной площадке. Опыт показывает, что, как правило, ученические работы называются так же, как и направления, предложенные для обсуждения. Направление – это только проблема, которая может иметь особое видение и решение. А это значит, что названия работ не должны совпадать с формулировкой направления. В 2012 году МЕНЯЮТСЯ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ. 1. Статья может быть написана не более чем 2-мя авторами. 2. Статья подается в формате А5 (все поля 2 см, шрифт 11, Times New Roman; интервал одинарный). Объем статьи 5 страниц. 3. Статья не должна делиться на параграфы, разделы, подразделы. 4. Рефераты к публикации не принимаются. 5. ^ МАТЕРИАЛЫ БУДУТ ПУБЛИКОВАТЬСЯ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ. Это означает, что ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДОПУЩЕННЫЕ ОШИБКИ (орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, фактические и прочие) ^ НЕСУТ УЧИТЕЛЯ, КОТОРЫЕ ВЫСТУПАЮТ КАК НАУЧНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ.Желаем вам интересной и плодотворной работы с вашими учениками!Ахметшина Марьям11 класс, МСОШ № 18 г. Иванова Научный руководитель – учитель высшей категории М. Г. Смирнова^ ОСОБЕННОСТИ ИМЯНАРЕЧЕНИЯ В ТАТАРСКИХ СЕМЬЯХ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИТекст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст [Тер-Минасова 2004, с. 24], текст текст текст текст текст текст текст текст. Текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст. Текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст. Текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст [Тер-Минасова 2004, с. 125], текст текст текст текст текст текст текст текст. Текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст [БЭС 2000, с. 227], текст текст текст текст текст текст текст текст.Использованная литератураВоспитание // Большой энциклопедический словарь. Гл. редактор А. М. Прохоров. М., СПб, 2000. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2004.Интернет-ресурс: http://www.krugosvet.ru