««Псевдо любовь» или наказания ребенка дошкольного возраста»Бобрышова Е.И. – педагог-психолог, почетный работник общего образования РФ ГОУ Центр образования № 1877 «Люблино» Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Важным является вопрос о соотношении наказаний и поощрений, т.к. они являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Воспитание – это, прежде всего, следование нравственной ценности – любить ребенка, окружать его любовью. Древние философы утверждали - «испортить кого-либо любовью нельзя!». Любовь к ребенку в психологическом понимании - это эмоциональная теплота, критерий того, в какой степени родители проявляют внимание и одобрение. Эмоциональная теплота взрослых выражается в том, что они часто улыбаются детям, хвалят и поддерживают их, стараются как можно меньше критиковать, наказывать их или проявлять свое недовольство. Важно учитывать, что именно в 5-6 лет дети открывают для себя самое главное чувство – чувство любви. У девочек любовь в этом возрасте направляется на отца. Для них важно слышать от отца или дедушки слова подтверждения того, что она красивая, хорошая, замечательная и т.д. Мальчику важны внимание и похвала мамы «ты мой помощник», «какой ты сильный, смелый» и т.д. При взаимодействии с детьми дошкольного возраста родителям и воспитателям необходимо проявлять особую тактичность и деликатность, быть очень осторожными при оценке их поведения. Ведь именно понимающее, поддерживающее отношение значимого взрослого к ребенку в этом возрасте является основой формирования гармоничной личности, способной к построению адекватных социальных и семейных отношений в будущем. В данной статье мы в большей мере затронем вопрос о причинах проявления любви к ребенку через наказания в рамках системы семейного воспитания. Существует множество теорий и концепций, посвященных особенностям семейного воспитания. В соответствии с национальными традициями воспитания, педагогической позицией родителей относительно того, как должны строиться отношения с ребенком в семье, на формирование каких личностных черт и качеств у детей должны направляться их воспитательные воздействия, родители определяют модель своего поведения в общении с ребенком. Для того чтобы привить детям определенные нормы и правила поведения, используется система требований. С помощью поощрений и наказаний, разрешений и запретов родители направляют поведение ребенка в определенное русло. В сущности, воспитание можно определить как передачу культурных ценностей от одного поколения к другому через систему норм и требований. В случае несоответствия поведения ребенка значимым для воспитывающих взрослых критериям к нему применяется система запретов и наказаний. Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. Большинство детей понимают и принимают необходимость подчинения требованиям и адекватно относятся к заслуженному наказанию. Так в конце ХХ века были проведены психолого-педагогические исследование, в ходе которого дошкольникам предлагалось ответить на вопросы о допустимости, формах, причинах запретов и наказаний в семье. Согласно результатам этого исследования, практически все ребята считают, что детей можно и нужно наказывать. Они описывают ситуацию наказания как хорошо знакомую и привычную. При этом в восприятии ребенка наказание, как правило, обосновано: «Просто так наказывать детей нельзя. Когда они не слушаются, тогда можно» или «Да, конечно, за плохое поведение нужно наказывать». Дети осознают и принимают требования родителей к своему поведению, могут оценивать его с родительской позиции, любви к ребенку, «хорошо – плохо» и ожидать наказания за «плохое» поведение. При этом большинство детей сразу оговаривают условия наказания. Основные виды наказания, применяемые к дошкольникам, воспринимаются детьми и родителями как адекватные и действенные (поставить в угол, отшлепать). Принятие наказания ребенком основано на признании авторитета взрослого – «он старше, больше знает и умеет, может помочь детям, которые «еще не все знают». Кроме того, в ситуации подачи обратной связи важно учитывать гендерные различия детей. Так для девочек очень значимо КТО и КАК их оценивает, насколько хорошее впечатление о них складывается у окружающих. У девочек отрицательная эмоциональная оценка значимого взрослого может вызвать эмоциональный срыв. Обида захлестывает ребенка, и он не в состоянии осознать неправильные моменты своего поведения. Мальчикам более важно знать, ЧТО вызвало недовольство родителей, для того, чтобы мысленно проиграть свои неправильные действия и больше не повторять их. Наименее приемлемым способом наказания является лишение дошкольника родительской любви. В этом случае взрослый избегает контактов с ребенком или демонстративно изолируется от него, уходя в другое помещение. Часто свое поведение родители усиливают болезненными для ребенка словами: «Я тебя больше не люблю», «Ты мне больше не нужен» и т.п. Такое поведение родителей вызывает у малыша переживание эмоционального отвержения, страх, тревогу, потерю чувства безопасности; поэтому его крайне применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит его жизнь. Особое внимание также необходимо уделить такому явлению, как «псевдо любовь», когда в системе воспитания объединены критерии «Бью» и «Люблю». Такая позиция родителей способствует усвоению ребенком агрессивных форм поведения. Физические наказания взрослых, став нормой, переносятся ребенком во взаимоотношения со сверстниками и взрослым, к тем, с кем дружишь, кого любишь. Жесткие родители и воспитатели критикуют и наказывают, часто отклоняют жалобы и просьбы детей, редко выражают свою любовь и одобрение. В завершении хотелось бы привести мысль. Я. Корчака «…чем больше поощрений и любви, тем меньше наказаний, чем меньше наказаний, тем меньше детских разочарований «меня не любят».