Реферат по предмету "Разное"


© Тимирбаев В. Р., 2004. Все права защищены © Издательство "жзлк", 2004

© Тимирбаев В.Р., 2004. Все права защищены © Издательство "ЖЗЛК", 2004. Все права защищены Произведение публикуется с письменного разрешения автора и издателя Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования Дата размещения на сайте www.literatura.kg: 2 марта 2009 годаВячеслав ТимирбаевАЛИАСКАР ТОКТОНАЛИЕВ (повесть)Эта книга продолжает серию «Жизнь замечательных людей Кыргызстана» и посвящена жизни и деятельности известного финансиста Алиаскара Токтоналиева, чей вклад в развитие экономики республики, благосостояние ее людей поистине значителен, чья судьба интересна и поучительна.Публикуется по книге: В. Тимирбаев. Алиаскар Токтоналиев. – Б.: 2004. – 274 с. – (Жизнь замечательных людей Кыргызстана). ББК 84 Ки 7-4 Т-41 ISBN 9967-02-328-7 Т 4702300100-04 ^ Главный редактор ИВАНОВ АлександрШеф-редактор РЯБОВ ОлегРедакционная коллегия:АКМАТОВ КазатБАЗАРОВ ГеннадийКОЙЧУЕВ ТурарПЛОСКИХ ВладимирРУДОВ МихаилК читателямЖизнь щедра на непредсказуемые сюрпризы и удивительные коленца, которые порой радуют, нередко огорчают, а иногда кому-то круто ломают линию судьбы. Одним из таких неожиданных сюрпризов стало для меня предложение поучаствовать в создании документально-биографической книги о бессменном в течение без малого 26 лет министре финансов Киргизской ССР Алиаскаре Токтоналиеве. Народ – творец собственной истории. При этом на каждом этапе развития он выдвигает из своей среды личности, которые играют особую роль в становлении и жизни общества. Немало выдающихся личностей в разное время вышло из глубин кыргызского народа. К их числу, несомненно, принадлежит Алиаскар Токтоналиев, которому в мае 2004 года исполнилось бы 75 лет, и который, к сожалению, слишком рано ушел из жизни. Но, как отметил в свое время бывший руководитель Киргизской ССР Турдакун Усубалиев, с кем Алиаскар Токтоналиевич работал в одной упряжке практически четверть века, такие люди, как Токтоналиев, должны навечно остаться в истории Кыргызстана. О них должны знать и помнить потомки, поскольку такие личности являются цветом и гордостью нации. Данной книгой мы хотим хоть как-то воздать должное этому человеку и таким образом отметить юбилей ярко одаренной и многогранной личности, отдать дань глубокого уважения светлой и доброй памяти славного сына кыргызского народа. Чуть более восьми лет понадобилось наделенному незаурядными способностями сыну земли, чтобы пройти путь от выпускника финансово-экономического института до министра. 30 лет отроду было Токтоналиеву, когда его назначили на этот пост. Тем самым он вошел в историю Кыргызстана как самый молодой министр. Наиболее активный и продуктивный период его жизни и деятельности пришелся на начало 50-х и середину 80-х годов ХХ века. Время, когда Советский Союз, еще не залечив до конца раны небывалой в истории человечества по масштабам разрушений и людских потерь войны, стремительно развивался, уверенно входя в число могучих держав планеты. Именно на этот период приходятся наивысшие достижения и свершения Киргизской ССР в экономике, культуре, социальной и других сферах. И немалый вклад во многие из этих побед и свершений внес А.Токтоналиев. Мне посчастливилось лично знать этого человека. Правда, тут надо учесть вот что. Когда я впервые увидел его, ему было 27 лет, а мне – 14. В таком возрасте подобная разница в годах – почти в два раза – большая пропасть. Еще внушительнее разрыв был в социальном положении. Он – авторитетный и уважаемый заведующий областным финансовым отделом, я – школьник, ученик седьмого класса. Тем не менее мне довелось неоднократно общаться с ним. А все благодаря тому, что мой отец работал в ту пору заместителем заведующего Джалал-Абадским облфинотделом. Проще говоря, был правой рукой Токтоналиева. К моему великому сожалению (о чем я, впрочем, понял слишком поздно), через три года наше даже такое редкое, от случая к случаю, общение прервалось. В связи с объединением Джалал-Абадской и Ошской областей Токтоналиева перевели в г.Ош, а еще через некоторое время в г.Фрунзе. Знал бы, где упасть, соломки бы заранее подстелил, - гласит народная мудрость. Знай я тогда, догадывайся о масштабности этого человека, а тем более о том, что едва ли не полвека спустя придется писать о нем, конечно же, вел бы дневник, записывал бы все наши редкие беседы и личные наблюдения, заставил бы отца и его сослуживцев, с кем доводилось время от времени общаться, побольше рассказать об их шефе. Увы, как говорится, если бы, да кабы... В юности я прочитал у Самуила Маршака удивительное по точности и проникновению в суть человеческих отношений четверостишие:^ Мы принимаем все, что получаем,За медную монету, а потом –Порою поздно – пробу различаемНа ободке чеканно-золотом. А позже я обнаружил в кыргызском фольклоре смысловой эквивалент данного наблюдения. Оказывается много раньше у кыргызского народа существовала поговорка: «Золото в руках не кажется золотом». В справедливости этих наблюдений мне доводилось убеждаться не раз и не два. Впрочем, думаю, не только мне. Жаль только, что произошло это прозрение слишком поздно. Беру на себя смелость утверждать, что всю масштабность и значимость Алиаскара Токтоналиева многие кыргызстанцы по-настоящему осознали и поняли со значительным опозданием, и особенно после того, как он покинул сей бренный мир. Потому считаю долгом сказать, что издание этой книги вряд ли было возможно, если бы не подвижничество и чувство глубокой благодарности к Учителю человека, который считает себя учеником Токтоналиева. Речь идет о председателе правления Кыргызпромстройбанка, депутате Собрания народных представителей Жогорку Кенеша, человеке удивительной, неординарной судьбы Муратбеке Осмоналиевиче Мукашеве. После окончания Института народного хозяйства им. Плеханова в Москве Мукашев начал работать в Министерстве финансов республики. Чем-то молодой специалист приглянулся министру. Может быть, напомнил он Токтоналиеву его молодость, возможно, узрел министр в нем перспективного работника, только взял он 21-летнего Муратбека под личную опеку, принимал в его дальнейшей судьбе и становлении самое непосредственное участие. В свою очередь Мукашев пронес чувство глубокого уважения и искренней благодарности к Учителю через всю свою жизнь. Согласитесь, качество в современной действительности довольное редкое, можно даже сказать, музейное. Что же касается автора этих строк, то он должен быть признательным М. Мукашеву за предоставленную возможность, хотя бы таким вот образом вспомнить былое и вновь пообщаться с коллегой и другом его отца, рассказать новым и грядущим поколениям кыргызстанцев о замечательном и не-обыкновенном человеке – Алиаскаре Токтоналиеве.^ ГЛАВА ПЕРВАЯС чего начинается Родина?Найти ответ на этот вопрос пытались и пытаются многие. Даже песня на этот счет существует. И все же, думается, ответить на него вот так, сразу и однозначно, вряд ли возможно. Наверное, для каждого она начинается по-своему. Однако есть (во всяком случае должно быть) у этого начала нечто общее для всех. Разве можно осознать и ощутить начало Родины без любви к отчей земле, к дому, где родился и вырос, к родителям, без привязанности к друзьям и близким? Любовь к отчему дому, конечно же, важная составляющая в осознании Родины, но далеко не единственная. Быть может, то, что скажу, кому-то покажется сегодня смешным и нелепым, давно отжившим анахронизмом. Но ведь из песни слов не выкинешь, прошлое не перечеркнешь и историю набело не перепишешь. Да и стоит ли спешить перечеркивать и переписывать то, что для людей поколения, к которому принадлежал Токтоналиев, Родина, помимо всего прочего, начиналась с любви и гордости за нее, за великую и могучую державу со звучным именем – СССР, Союз Советских Социалистических Республик. К огорчению, с распадом этой мощной страны, который, кстати, произошел вопреки воле и чаяниям большинства ее граждан, с внезапно возникшим парадом суверенитетов, стало модным охаивать и чернить все, что делалось и было достигнуто за семь с небольшим десятилетий Советской власти. И как-то стали забываться, затушевываться, уменьшаться в размере исторической значимости победы и достижения – все то, чем по праву гордились советские люди. Кое-кто из сегодняшних молодых да ранних любит порассуждать по поводу «недалекости» отцов и дедов. Мол, и строили невесть что, и шли не тем путем и не туда, куда следовало бы. Но так уж безнадежно слепы и непроходимо глупы были те, кто создавали и строили страну, которая первой в мире провозгласила и начала претворять в жизнь принципы социальной защищенности обыкновенного рядового гражданина и обеспечения его прав. Неужели наивны и слепы были Герберт Уэллс, Джон Рид, Альберт Рис Вильямс, Лион Фейхтвангер, Ромэн Роллан, которые, побывав в Советской России в 20-30-е годы, отмечали и приветствовали ее социальные завоевания? Бесплатное и всем гарантированное среднее и высшее образование, такое же медицинское обслуживание, вполне доступные путевки на отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, на курортах. Кстати, даже сами западные социологи и политологи признают, что корни всех сегодняшних достижений развитых стран Запада и Востока в социальной сфере следует искать в российской революции октября 1917 года. Победа в самой кровопролитной за всю историю человечества войне – это тоже заслуга и достижение, главным образом, советского народа. Какова цена этой победы, вопрос другой. Мы говорим в данном случае о результате. Прорыв человечества в космос был достигнут также благодаря прежде всего научной мысли и техническим достижениям СССР. О безошибочности изначально выбранного пути говорит то, что за полвека существования Страны Советов ее национальный доход возрос в сто с лишним раз, ее доля в мировом промышленном производстве увеличилась в двадцать раз. И тут ни прибавить, ни убавить – так это было. К сожалению, на определенном этапе поступательного движения вперед правящая и руководящая сила страны КПСС, а точнее ее малочисленная верхушка, уверовав в свою исключительность и непогрешимость, узурпировала не только право на власть, но и на роль истины в последней инстанции, утратила способность воспринимать мир во всем его многообразии и противоречивой реальности. А потому как-то незаметно свернула с большака и повела общество в тупик. Но может ли это служить поводом для перечеркивания жизни целых поколений и считать их труд и деяния, достижения и промахи, победы и поражения никчемными и пустыми? Вообще говоря, в истории не бывает чистых потерь времени, как не бывает и «пустых» эпох. Вопреки всему, общества продолжают развиваться, набираться опыта, учиться на ошибках. Правда, плоды этого учения зачастую бывают горьки, но никакие периоды, никакие годы, какими бы они ни были мрачными и трагичными, не могут быть вычеркнуты из истории. Если называть вещи своими именами, распад Союза стал серьезной трагедией для подавляющего большинства совет-ских людей. Миллионы граждан, связанных между собой родственными, дружескими, деловыми, творческими связями, в одночасье, вдруг оказались в разных государствах, по разную сторону границ. В выигрыше оказались те, кто вознесся к вершинам власти. Предположим, разве мог первый секретарь ЦК компартии Туркменистана Сапармурат Ниязов мечтать, разве мог предвидеть в самом сладком сне, что его лик украсит национальную валюту, что его именем будут названы город, улицы, площади, скверы, что его грандиозные портреты украсят все населенные пункты, а колоссальная статуя, воздвигнутая в его честь еще при жизни в столице страны, будет озарять путь всего туркменского народа? Или кто бы в советское время позволил, скажем, Гейдару Алиеву вопреки воле значительной части населения Азербайджана практически «назначить» родного сына своим преемником на посту главы государства. А разве мог предположить научный сотрудник и преподаватель Фрунзенского политехнического института Аскар Акаев, что его будут принимать в США и Японии, Германии и Турции, Норвегии и Китае, Франции и Индии, во многих других странах Европы и Азии как президента суверенного государства? В выигрыше оказались и те, кто был не очень обременен такими людскими «рудиментами», как совестливость, деликатность, порядочность, а потому в эпоху безвременья, всеобщей растерянности, развала и хаоса постарался урвать от общественного пирога кусок покрупнее и пожирнее, став владельцем и полновластным хозяином завода, фабрики, а то и целого промышленного комплекса или отрасли. Но, повторимся, таких людей наберутся считанные сотни, ну тысячи. Миллионы же граждан Страны Советов оказались в результате развала великой державы в огромном проигрыше, буквально на руинах, утратив не только материальные блага, но и (что гораздо хуже) веру в нравственные идеалы и в светлое будущее. Между прочим, те, кому довелось общаться с Токтоналиевым в тот период, говорят, что такой финал Союза он предвидел еще на заре перестройки и не раз с горечью говорил, что страсть и жажда власти некоторых лидеров союзных республик, их стремление порулить суверенным государством может привести к распаду Страны Советов. К сожалению, его предвидение стало явью. Хотя под конец жизни Токтоналиев, быть может, излишне самокритично и пессимистично подходил к оценке ее итогов и несколько преувеличивал промахи и ошибки, которые он совершал в разные ее периоды. Если справедливо наблюдение, что каждый из нас родом из детства, что именно в детстве и отрочестве закладывается и формируется характер человека, то юные годы Алиаскара представляют в этом плане большой интерес.Алиаскар Токтоналиев, как он сам писал в автобиографии, родился 24 мая 1929 года в селе Эпкин (ныне село Алиаскар Токтоналиево) Иссык-Атинского района Чуйской области. Отец Токтоналы Байбориев был потомственным заргером, темир-уста, ювелиром, мастером по металлу и кузнецом. Мать, Айнаке Байбориева – свекловичницей. Правда, с датой появления нашего героя на свет вышла небольшая неувязка. Когда настало время выписывать ребенку свидетельство о рождении, в семье возникли разногласия по поводу точного дня его рождения. Мать утверждала, что Алиаскар родился 29 апреля, а более грамотный, а потому и более авторитетный старший брат матери настаивал на том, что родился ребенок 24 мая, поскольку, в тот день, когда ему сообщили об этом суюнчу, он вел сев в подгорной зоне. Раньше второй половины мая в тех местах никогда не сеяли. Вот так и получилось, хотя по документам и значилось, что Токтоналиев родился 24 мая, друзья и родственники поздравляли его с днем рождения 29 апреля, полагая, что матери лучше знать, когда она произвела на свет своего сына. Хотя семья и не была богатой, но и не терпела нужду, не переносила лишения, как большинство односельчан. Во все времена у всех народов человек, имеющий дело с металлом, был весьма уважаемым и достаточно обеспеченным. В его услугах нуждались все. Подковать коня, выковать серп или кетмень, смастерить дверные петли или скобы для связки деревянных перекрытий при строительстве дома, изготовить стремена для всадника, втулки для телеги, да обыкновенный штырь для привязи на подворье лошади или коровы – без кузнеца Токтоналы не обойтись. Да и смастерить для сельской красавицы незамысловатые сережки из серебряной монеты, доставшейся в наследство от бабушек, кольцо или браслет заргер мог не хуже иного профессионального ювелира. Никому Токтоналы никогда не отказывал, не чурался никакого дела, все просьбы и заказы старался выполнить наилучшим образом. И хотя ремесло железных дел мастера гарантировало его обладателю в общем-то безбедную жизнь, однако передавать его по наследству единственному сыну Токтоналы не торопился и к работе в кузне Алиаскара не привлекал. Видел отец, что растет сын не по годам рассудительным, легко, как бы играючи, овладевает премудростями школьных наук, очень любит читать и хорошо запоминает прочитанное. Учителя в один голос прочат ему большое будущее. Тут следует сказать, что вообще-то говоря, у Токтоналы и Айнаке Байбориевых было пять детей. Но троих еще в раннем возрасте призвал на небеса Всевышний. Остались старшая дочь Кулбаран и сын Алиаскар, продолжатель рода и надежда семьи. Он призван скрасить старость родителей, стать им опорой и поддержкой в будущем. А потому не жалели они для него ничего. Среди эпкинских сверстников он выделялся тем, что всегда был одет заметно лучше других. Следует признать, что при многих минусах сельские дети имеют перед своими городскими сверстниками то преимущество, что с ранних лет не ограждены от жизни частоколом запретов и одергиваний с бесконечными «не»: не бегай, не прыгай, не вертись, не шуми, не приставай, не стучи, не кричи, не рви, не трогай, не влезай, не свисти, не поднимай, не гримасничай и т.д. и т.п. Возможно, по причине большей вольницы, сельские мальчишки набивают больше синяков и шишек, больше подвержены риску пораниться, порезаться, сорваться с дерева. Но зато они уже с раннего детства набираются больше житейского опыта. Сельская ребятня не доставляет взрослым столько проблем со своим воспитанием, как городская. Алиаскар рос в меру балованным, озорным, шаловливым мальчишкой. Правда, драчуном никогда не был. Зато был заводилой среди сверстников в детских играх и забавах. А это значило в ту пору в Эпкине немало. Ведь среди участников этих игр и забав были такие мальчишки, как Айдаркан Молдокулов, будущий крупный ученый-экономист, вице-президент республиканской Академии наук, Асанбек Токомбаев, которому было суждено стать секретарем ЦК компартии Киргизии по идеологии, а позже – многолетним председателем Киргизского гостелерадиокомитета, Самаркул Рыспаев, который, став взрослым, дослужится до звания полковника внутренних дел, будет продолжительное время возглавлять Управление исправительно-трудовых учреждений МВД Киргизской ССР. Вот в такой ребячьей компании верховодил Алиаскар. Уже со школьных лет он был большой мастер на всевозможные розыгрыши и подвохи. Однако все его друзья и одноклассники в один голос отмечают, что розыгрыши его никогда не были рассчитаны на то, чтобы унизить кого-то, оскорбить или зло высмеять. Разыгрывая друзей, он никогда, ни малейшим намеком не использовал их физические или какие-либо иные недостатки. В ходе работы над этой книгой автор съездил в село Алиаскар Токтаналиево (бывшее с.Эпкин), встретился с его земляками, ровесниками, теми, кто учился с ним, помнит Алиаскара мальчишкой. – Было это году в 42 или 43, – вспоминала симпатичная старушка. – Вошел Алике в класс, увидел меня и кричит с порога: ты чего сидишь, у тебя дома радость, беги домой, сегодня можешь пропустить уроки, никто тебя ругать не будет. Я перепугалась до смерти. Думала, пришла похоронка на отца, а Алиаскар, чтобы не пугать и не огорчать меня раньше времени, решил таким вот образом отправить меня домой. Иду по улице, реву. Прихожу домой, и правда, радость. Корова отелилась! А это не только новый теленок, но и наконец можно корову доить, а значит, будем теперь с молоком. Другие старики, кто жил в те трудные годы по соседству с Байбориевыми, вспоминали, как по весне, едва склоны гор освободятся от снега и покроются свежей зеленью, уходил Алике в горы. Отец научил его отличать лекарственные травы, съедобную зелень, находить грибные места. И всякий раз мальчишка возвращался с охапками то дикорастущего лука, то горной кислички (ревеня), то сладковатого морковника или грудой грибов. И не было случая, чтобы он не заглянул после этого к соседям, не одарил их трофеями своей смиренной «третьей охоты». Эта привычка делиться добычей с другими сохранилась у него на всю жизнь. Уже будучи легендарным министром, всякий раз возвратившись с удачной охоты, он первым делом оделял мясом близких, друзей, соседей. В ту пору детей на селе особо никто не опекал и не воспитывал в сегодняшнем понимании этого процесса. Они жили и росли в едином со всеми мире, общей для всего сущего жизнью. Росли и развивались, как былинки в поле, как арча на склоне горы. У всех мальчишек и девчонок было место под солнцем, свое жизненное пространство, свои радости и печали, свои права и обязанности. Хоть и беззаботно в общем-то рос Алиаскар, однако видел, как нелегко достается родителям и всем его взрослым землякам хлеб насущный, а потому приучался без понуканий, без лишних напоминаний и просьб исполнять посильную работу по дому: бегал к ручью за водой, собирал в горах хворост, ухаживал за скотиной, помогал матери в поле. Эту привычку заботиться о семье, о ближних, о друзьях он пронес через всю свою жизнь. Любознательность, стремление познать окружающую действительность, не по-детски серьезное отношение к происходящему тесно переплеталось у Алиаскара со страстью к чтению, что вызывало уважение к нему, как у учителей, так и у товарищей. Очень часто в походе по близлежащим склонам гор или во время отдыха на сборе колосков ребята просили его рассказать о чем-нибудь из прочитанного. Уже тогда он отличался даром великолепного рассказчика. В силу этого, а еще потому, что из-за ухудшающегося зрения уже в шестом классе он был вынужден носить очки, его прозвали «профессором». Об отрочестве таких мальчишек, как Алиаскар, чье возмужание и становление в юные годы было опалено войной и прошло испытание суровой школой жизни, спустя 46 лет поведает их сверстник Чингиз Айтматов в повести «Ранние журавли». Все эти мальчишки прошли через нетопленые холодные классы, где стыли ноги, руки и спина, через недоедание и постоянное желание поесть, через необходимость прежде времени включаться в работу, которую раньше выполняли их отцы и старшие братья. Правда, Алике (так родители и друзья называли Алиаскара с детства) не пришлось провожать отца на фронт и всякий раз с нетерпением и в то же время с тревогой и замиранием сердца ждать солдатского треугольника с фронта. Ведь помимо кузнечного, отец владел еще мастерски и ремеслом охотника. Да-да, именно ремеслом. Ведь в те годы, когда вся страна жила единым порывом: «Все для фронта, все для победы!», когда значительная часть общественного и частного поголовья скота была пущена под нож, чтобы поддерживать бойцов на передовой, профессиональные охотники имели ежегодный план-разверстку на сдачу мяса и шкур диких животных в заготовительные организации. Именно по этой причине с началом войны многие охотники Киргизии получили бронь, освобождающую их от призыва в Красную Армию. Считалось, что они принесут больше пользы в тылу, добывая мясо и кожевенное сырье диких животных для действующих частей. В силу этих обстоятельств рано познал Алике несовершенство мира, увидел, что люди могут быть жестокими и несправедливыми, что всякое благо, как правило, имеет и свою обратную сторону. Сколько раз кое-кто из односельчан, получив очередную похоронку с фронта и оплакивая погибших, в сердцах проклинал кузнеца Токтоналы, который окопался тут, в тылу, тогда как их мужья, отцы, братья воюют далеко от дома с ненавистным немцем, проливают свою и чужую кровь, гибнут на чужой земле. В такие минуты отдельные эпкинцы как-то забывали, что кузнец Токтоналы держит своим ремеслом, на собственных плечах все хозяйство села, а охотник Токтоналы худо-бедно спасает сельчан от костлявой руки голода. Ведь не все добытое мясо он сдавал в заготконтору. Кое-что перепадало и односельчанам. Очень часто горе оказывается сильнее рассудка, справедливости и разума. Порой рикошетом эти злость, отчаяние, несправедливость били и по Алике. Часто в такие моменты задумывался подросток: что же все-таки лучше, то, что отец живой и невредимый рядом, дома, или если бы он, как все, сражался где-то далеко-далеко, ежеминутно рискуя быть убитым? Но зато не ругали бы, не проклинали отца земляки и соседи, не бросали бы косые сердитые взгляды в их сторону, не шипели бы недобро вслед. И трудно сказать, что брало верх в растерянной и смятенной душе подростка, что было для него лучше. Справедливости ради заметим, что, конечно же, далеко не все эпкинцы думали таким образом. Большинство все-таки понимали, что без Токтоналы Байбориева, без его золотых рук и без его умения добывать дичь всем им пришлось бы намного труднее переносить тяготы военного времени. Наблюдая за отцом, Алике стал приобщаться к охоте в раннем возрасте. Правда, охотничьим оружием служила на первых порах обыкновенная рогатка. Очень скоро мальчишка научился так мастерски владеть ею, что нередко возвращался с охоты с двумя-тремя кекликами, а то и фазаном. Благо в те годы этой дичи было в горах много. Возвращаясь домой с охоты, какой бы удачной она ни была, не забывал мальчишка набрать в горах сухостоя, хвороста. Так что приходил домой не только с добычей, но и с доброй вязанкой дров. А еще до сих пор эпкинские старики вспоминают, как мальчишкой отправился Алиаскар вместе со всеми на станцию Ивановка провожать земляков на фронт. По дороге насобирал большой букет полевых цветов и, когда поезд тронулся, начал бросать их в раскрытые двери проходивших мимо теплушек. Четыре года спустя, вот так же, на всех станциях будут встречающие бросать цветы, приветствуя воинов-победителей. Но Алиаскар, говорили те, кто вернулся с фронта и остался жить, еще в начале войны провожал нас, как будущих героев и победителей, цветами. Мальчишкой он верил, что мы победим! Отец рано начал брать сына с собой на настоящую охоту. Вдвоем было сподручнее бить зверя. Да и пришла пора приобщаться Алике к охотничьему ремеслу. В жизни всякое умение лишним не бывает. Токтоналы давал сыну возможность самому застрелить дичь, учил устраивать засады, наблюдать и понимать природу. Зерна этой отцовской науки упали на благодатную почву. О патронах, боеприпасах, дроби заводского изготовления в ту пору не могло быть и речи. Отец брал старый, отживший свое чугунный казан, ставил его на огонь и разогревал докрасна. А затем обливал холодной водой. Чугун раскалывался на куски. Затем их дробили на мелкие кусочки. Такой вот шрапнелью и набивали патроны. Калибр зависел от того, для какой дичи эта дробь предназначалась. Приобретенные с детства страсть и любовь к охоте Токтоналиев пронес через всю свою жизнь. Уже будучи взрослым, на охотничьих привалах с друзьями он нередко вспоминал свое первое настоящее охотничье крещение. И слушателям казалось, что рассказчика вновь охватывают азарт, страстность и волнение 12-летнего мальчишки. Они точно воочию видели, как с бьющимся сердцем сжимает трясущимися руками ружье Алике, как прицеливается, облизывая языком пересохшие от волнения губы... Когда подросток только ступал на охотничью стезю, рассказал ему отец легенду о Серой Козе из малого эпоса «Коджоджаш», о молодом и удачливом охотнике Карагуле. Пуля его не знала промаха, а сердце не знало жалости. Перебил он в горах вокруг всю дичь. Не жалел ни маток беременных, ни малых детенышей. Ничто не могло остановить его в неуемной жажде убивать. И эти безжалостность и бездумная жестокость обернулась в результате против самого Карагула. Оставшись одинокой, старая Серая Коза заманивает его на скалу, откуда возврата нет. В жутком отчаянии обреченный на медленную мучительную смерть умоляет Карагул своего отца, после долгих поисков обнаружившего охотника на скале, убить его. Видя безвыходность положения, отец, чтобы избавить сына от нечеловеческих мучений, стреляет в него. И потом, плача над бездыханным телом сына, проклинает тот день и час, когда обучил своего Карагула ремеслу охотника. Быть может, не сразу, не в одночасье дошла до ума и сердца Алике глубокая мудрость, скрытая в этой полной трагизма легенде: человеку много дано, но не должен он, не имеет права во имя себя самого, своих предков и своих потомков нарушать великую гармонию природы, губить ради сиюминутной выгоды то, что веками служило предкам и так же должно служить грядущему потомству. И еще один урок дает старая сказка – нет для человека большего горя и горшей беды, чем утерять корни жизни, перестать соотносить ничтожность своего «я» с истинными масштабами окружающего мира, родной земли и своего народа. Не знаю, на счастье или на беду, но человеку не дано выбирать, когда и где ему родиться, у каких родителей, в какой стране и в какую эпоху. Человека вообще не спрашивают, хотел бы он появиться на белый свет или нет. Но, родившись и став самостоятельным, он, в известной мере, может распоряжаться своей судьбой. Ему даны право и возможность выбора: по какой стезе идти, как жить, что и кого любить, с кем дружить и общаться, какую по себе память оставить потомкам…^ Школа кыргызской элитыОкончив эпкинскую семилетнюю школу, 15-летний Алиаскар и его дружок 14-летний Айдаркан Молдокулов приехали в военном 1944 году по Фрунзе, чтобы продолжить учебу в средней школе-интернате № 5. «Приехали» – в данном случае не совсем точно. Скорее, их сюда привезли. В те годы завуч школы-интерната, незаурядный, отмеченный божьей искрой, влюбленный в детей и свое дело педагог Михаил Георгиевич Рудаков самолично объезжал сельские школы, отбирая наиболее способных и успевающих мальчишек и девчонок, формируя из них будущую интеллигентную элиту республики. Рудаков блестяще владел кыргызским языком и преподавал химию на кыргызском языке. Но главное, при всей внешней строгости он по-отечески относился к детям, а те, в свою очередь, в нем души не чаяли. Пятая школа была действительно образцовой. В ней работали замечательные учителя и педагоги. Забегая вперед, скажем, что став министром, Алиаскар Токтоналиевич неоднократно возил Рудакова на свою малую родину, приглашал на семейные торжества, воздавал должное своему педагогу. Основанная в 1926 году, сегодня эта школа известна в республике тем, что из ее стен вышли выпускники, многие из которых стали гордостью нации, яркими представителями кыргызской национальной интеллигенции, сыгравшими большую роль в развитии народного хозяйства, науки, культуры, политики, оставившими заметный след в истории страны, в памяти потомков. ^ Первый раз в 9-1 класс.Алиаскар (сидит слева). 1 сентября 1945 г.В разные годы ее окончили Апас Джумагулов, впоследствии много лет возглавлявший правительство Кыргызстана, Бейшебай Мураталиев, вошедший в историю республики как один из наиболее образованных и нестандартно мыслящих секретарей ЦК по идеологии, Абдулда Каниметов, ставший министром просвещения Киргизии, Санжарбек Данияров, с именем которого связаны лучшие страницы в истории Киргосмединститута, Салморбек Табышалиев, которому суждено было стать видным историком Киргизии, ректором Киргосуниверситета, Туратбек Мусуралиев, и по сегодняшний день возглавляющий Госкомитет по лесному хозяйству... Список этот можно продолжать едва ли не до бесконечности. А в том военном 44-м году друзья и представить не могли, что со временем их школа будет гордиться ими. Вскоре к компании эпкинских друзей примкнул Сабирдин Турсунов, который впоследствии так же станет видным и авторитетным государственным деятелем, министром мясомолочной промышленности, а позже – сельского хозяйства. В одно время с ними, но в параллельном классе учился Сопубек Бегалиев – будущий многолетний председатель Госплана Киргизской ССР и заместитель председателя Совета министров республики. Иногда Алиаскар и Айдаркан на воскресенье уезжали домой. Приходили на станцию Пишпек, забирались на площадку товарного вагона и спокойно доезжали до Ивановки, откуда до дому было рукой подать. Возвращались тем же путем всегда с талканом, лепешками. Мальчишки уже с нетерпением ждали их. Знали, вернутся Алике и Айдар, будет пир. Наверное, и сегодня убеленные сединами пожилые мужчины, чье детство пришлось на военные и послевоенные годы, помнят неписанные законы дворового и школьного братства. Если вышел во двор с краюхой хлеба, делись по-братски со всеми. Сколько раз случалось так, что владельцу горбушки в конечном итоге доставалась самая малая доля, но это никогда не огорчало. В интернате, в спальной комнате, на двух воспитанников у изголовья кроватей стояла тумбочка, разделенная перегородкой на два этажа. В ней хранились туалетное мыло, зубная щетка с зубным порошком, гуталин с сапожной щеткой, тетради, почтовые конверты, разные дорогие каждому мальчишке безделушки. И не было случая, чтобы у кого-нибудь хоть что-то из тумбочки пропало. Однако, справедливости ради надо признать, то, что сегодня стали называть «дедовщиной», уже бытовало и в ту пору. Проявлялась она в том, что более старшие мальчишки, учившиеся в 9-10 классах, поручали младшим передавать записочки своим сверстницам. При этом непременным требованием было дождаться ответа. Тут уж посыльные стояли до конца, дабы не ударить перед «дедами» в грязь лицом. Мальчишескую дружбу и верность друг другу все они пронесут через всю свою жизнь. Будут отмечать вместе все праздники, все радостные и горестные события. Дни рождения и юбилеи, продвижения по служебной лестнице, защиты диссертаций, получение почетных званий и государственных наград, свадьбы детей, рождения внуков, печальные события, проводы в последний путь близких и друзей – все вместе, все поровну. И даже будучи очень занятыми государственными людьми, они считали долгом найти время и возможности для регулярных встреч и общения друг с другом. В школе Алиаскар учился легко. Казалось, не было предмета, с которым у него могли возникнуть проблемы. И все же, пожалуй, самыми любимыми были уроки литературы. Любивший читать и в более раннем детстве, в школе-интернате, где была, не в пример сельской, куда богаче библиотека, он как бы оказался в своей стихии. Как и в эпкинской семилетке, в школе-интернате Алиаскар заметно отличался от своих сверстников. С мальчишеских лет он с какой-то одержимостью развивал собственный внутренний мир, поглощая все книги, какие попадались под руку и какие мог достать в то время, жадно вбирал в себя окружающий мир с его потрясающей по красоте и многообразию природой. С юных лет он жил как бы с осознанием своего высокого предназначения и ощущением крайней ограниченности отпущенного ему срока. Времени на жизнь ему было отпущено действительно в общем-то не так уж много. Но все же не настолько, чтобы жить так торопливо и жадно. С раннего детства он увлекался многим. Довольно быстро научился метко стрелять. Наловчился бить бегущую или летящую дичь. Прекрасно ориентировался в горах и лесу. Любил музыку, научился хорошо играть на комузе, домбре, мандолине. Увидя первый раз пианино в достаточно зрелом возрасте, мог на слух подобрать мелодию. Обладал приятным мягким тенором и очень даже неплохо пел. Его страстность, его увлечения, жадность к жизни, стремление приобщиться к достижениям человеческого интеллекта исходили из потребности самопознания и самостановления. Впечатлительный, открытый красоте и гармонии мира, Алиаскар с юности мечтал стать артистом. Однако после окончания школы его ожидало, пожалуй, первое в жизни серьезное и глубокое разочарование. С голубой мечтой детства о сцене, артис^ ГЛАВА ВТОРАЯПовороты судьбыОб удивительном свойстве времени лучше всего сказали сами люди: минуты тянутся, дни идут, месяцы бегут, а годы летят. Как одно мгновение, пролетели четыре студенческих года. И вот дипломированный специалист А.Токтоналиев направляется по распределению в Киргизское управление государственного страхования. Заполняя в отделе кадров личный листок, в графе образование он впервые в жизни с гордостью написал: высшее. По чести говоря, таким вот распределением молодой специалист был откровенно недоволен. О работе в системе Госстраха он никогда не помышлял и уж, конечно, не собирался здесь надолго задерживаться. Особенн


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.