Реферат по предмету "Психология, педагогика"


"Возврат в детство" как универсальный механизм психотерапии. Введение в метод Ретри

«Возврат вдетство» как универсальный механизм психотерапии. Введение в метод Ретри
М. Е. Сандомирский
В чем заключаются основополагающие, фундаментальные причинытех многочисленных проблем, которые мешают человеку быть удовлетвореннымсобственной жизнью и которые заставляют его искать помощи у психологов ипсихотерапевтов?
Основоположники психоанализа видели эту причину вблокировании примитивных сексуальных инстинктов человека. Гуманистическаяпсихология на первое место поставила проблемы его личностного роста,самореализации или самоактуализации. С точки зрения экзистенциальнойпсихологии, главный источник проблем современного человека — духовный вакуум, лихорадочныепоиски отсутствующего смысла бытия. Все это, конечно, не только абстрактнаятеория — подобные проблемы и трудности имеют место в большей или меньшей вжизни многих людей. В то же время многолетние поиски психологической науки ипсихотерапевтической практики до сих пор не привели к созданию действительноуниверсального рецепта, позволяющего всем страждущим освободиться от проблем,омрачающих их жизнь — своего рода психологической панацеи. На взгляд жеэволюционной психологии и современной психофизиологии, подобный универсальныйспособ вполне осуществим.
С этой точки зрения, источник большинства психологических(да и многих социальных) проблем заключается в противоречии биологической исоциальной эволюции человека. Точнее — в несоответствии тех механизмов эмоций,которые заложены в организме человека природой, и образа жизни современногочеловека, накладывающего многочисленные запреты («табу» по Фрейду) наего поведение и способы выражения («разрядки») эмоций.
Для того, чтобы снять это противоречие, необходимо спомощью психологических технологий, заменяющих «машину времени»(конечно, в переносном смысле), на короткое время как бы вернуться на ступенькуназад по эволюционной лестнице. Естественно, не во внешнем, реальном мире(иначе поведение человека уподобилось бы первобытному дикарю), а во внутреннем- воображаемом, виртуальном.
Известный закон биологии гласит, что в каждом организмезаложена история развития его вида, продолжавшаяся миллионы лет до него. Инымисловами, индивидуальное развитие организма повторяет в свернутом, сжатом видеразвитие эволюционное. Причем это положение признано справедливым и напсихологическом уровне (К.Г.Юнг). Поэтому для того, чтобы совершить скачок всвое эволюционное прошлое, человеку достаточно вернуться в свое собственное,реальное прошлое, в самый ранний период своей личной истории. Но вернуться не всмысле воспоминаний (хотя и это возможно в особых состояниях сознания) — работас детскими воспоминаниями и так традиционно используется в разнообразныхметодах психотерапии, начиная от патриархального психоанализа и заканчиваятакими новомодными для нас методами, как научно-эмпирическая холотропнаятерапия и т.д.
В нашем же изложении имеется в виду непосредственный«возврат в детство», в смысле возврата взрослого организма к томуфизиологическому состоянию нервной системы, которое свойственно для ребенкараннего возраста. Даже кратковременное пребывание в этом взросло-детскомсостоянии оказывает целительное действие на душевные раны, снимает с плеч грузпсихологических проблем, волнений и житейских невзгод, а также помогаетизбавиться от многочисленных сбоев в работе организма, вызванных стрессами(т.н. психосоматических расстройств).
Таким образом, получаем достаточно простой и практическиосуществимый рецепт решения психологических проблем. Это не что иное, какосознанный, осуществляемый человеком самостоятельно, по собственному егожеланию кратковременный (минуты, иногда десятки минут) «возврат вдетство». Проблема же состоит в том, что преодолеть внутренний психологическийи физиологический временной барьер невозможно без определенных умений — навыковпсихологической саморегуляции, выполняющих роль мысленной «машинывремени».
Практическое воплощение этой задачи представляет методпсихологической саморегуляции Ретри. Что же означает непривычное для слуханазвание — «Ре-три»? Это просто трехкратно повторенное «Ре»- «три источника и три составные части» методики:
1) РЕлаксация;
2) возрастная РЕгрессия;
3) РЕконструкция прошлого опыта с опорой на подсознание.
Эти три составные части связаны друг с другом такимобразом, что первая из них является как бы фундаментом, основой для второй,которая, в свою очередь, обеспечивает осуществление третьей.
Релаксация — это покой и расслабление как втелесно-физическом, так и в психологическом смысле, который обеспечивает нетолько нейтрализацию отрицательных эмоций и других стрессовых проявлений, но исоздает условия для перехода
нервной системы в особое «детское» состояние.
Что же касается второй части — возрастной регрессии — тоона представляет собой основу особых состояний сознания, сопровождающихсясостоянием повышенной обучаемости, мобилизации скрытых ресурсов, а такжесоздающих предпосылки для разрешения внутренних, психологических противоречий.Это происходит за счет использования «полиэкранного»,«латерального» (Э. де Боно) мышления. Подобное мышление работает непо жесткому логическому принципу «или-или» («все илиничего»), который не оставляет возможности для компромисса, а по гибкомулогико-интуитивному принципу «и-и», предполагающему существованиеодновременно нескольких взаимоприемлемых альтернатив.
Именно за счет этого достигается искомый результат — реконструкция прошлого опыта с опорой на подсознание. По сути, это переделкачеловеком собственного прошлого, являющегося источником его теперешнеговнутреннего конфликта, для того, чтобы он смог изменить сценарий своеговозможного будущего.
Важно подчеркнуть, что как при освоении этих умений, так ипри их практическом применении должна соблюдаться определеннаяпоследовательность, включающая:
1) мышечное расслабление (и связанное с ним контролируемое,ритмически организованное дыхание, согласованное с собственными биоритмамиорганизма);
2) остановку словесно-оформленных процессов мышления(внутренней речи, мысленного диалога) и переключение внимания на внутренниеощущения или невербальные образы;
3) пребывание в особом, измененном состоянии сознания и егоиспользование (устранение отрицательных эмоций и их последствий — психосоматических расстройств, избавление от травматичных воспоминаний, а такжепринятие решений с опорой на подсознание, интуицию).
Прохождение этапов (1-3) можно ускорить с помощьюсовременных технических средств (аудиовизуальная стимуляция, подпороговоевоздействие, а также биологическая обратная связь).
Итак, рецепт решения психологических проблем — не что иное,как «возврат в детство». Возврат не столько (или не только) в смыслевоспоминаний и перепроживания этого периода своей биографии. «Возврат вдетство» — это кратковременное восстановление такого состояния нервнойсистемы, которое повторяет состояние нервной системы ребенка. Вызвать такоесостояние достаточно просто: добиться этого позволяют известные техникисаморегуляции, позволяющие человеку перейти в особое, так называемое измененноесостояние сознания (ИСС) и целенаправленно его использовать. На уровнепсихологическом измененные состояния сознания можно рассматривать еще и каквозврат к древнему, изначальному состоянию человеческого сознания.
Измененные состояния сознания нередко называют трансовымиили гипнотическими состояниями. На самом деле, это не совсем верно, так какнеоправданно суживает множество возможных подобных состояний, сводя их темсамым лишь к некоторым, достаточно экзотическим и редко встречающимсяразновидностям. Тогда как на самом деле ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ — ЯВЛЕНИЕДОСТАТОЧНО ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩЕЕСЯ В ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, а по мнениюпоследователей М.Эриксона — состояния, возникающие практически повседневно.
Примерами измененных состояний сознания, достигаемыхчеловеком самостоятельно и целенаправленно, являются состояния, возникающие примедитации, различных формах релаксации (включая хорошо известный аутотренинг),ребефинге и холотропном дыхании. Хорошо известны также измененные состояниясознания, возникновение которых запланировано, но происходит благодаря внешнемувоздействию на человека — либо психологическому (психотерапевтические трансовыесостояния), либо аппаратному (так называемые осознанные сновидения, а такжелечение по методу биологической обратной связи и ритмической светозвуковойстимуляции). К спонтанно возникающим измененным состояниям сознания можноотнести моменты научного озарения, религиозного экстаза (Годфруа, 1992),творческого вдохновения да и просто интуитивных догадок и прозрений, являющихсянашими непременными спутниками в повседневной жизни.
При этом важно пояснить, что стихийно возникающие ИССявляются необходимым, поистине неотьемлемым элементом познания человекомокружающего мира. Как считает Е.Брюн, человек осваивает окружающий мир неавтоматически, а через последовательный ряд измененных состояний сознания. Авозникают они в ситуациях первичного восприятия, когда человек сталкивается счем-то, ранее для него неизведанным, никогда не встречавшимся. В эти особыемоменты у него и просыпается особое — первичное, «природное»мышление. Каким образом это происходит? По мнению известного исследователямеханизмов сознания В.Налимова, измененное состояние сознания достигается,когда удается снять организующую роль логического сознания, связанного с языком,с осмыслением информации в логически непротиворечивых построениях иупорядочиванием в привычных категориях («причина-следствие» и«пространство-время»). С точки же зрения физиологии эти состояниясвязаны со сменой распределения ролей между полушариями головного мозга. Онисоответствуют кратковременному переходу от привычно- стереотипного,культурно-опосредованного способа мышления (логического, словесного,левополушарного) к эволюционно древнему, природно-естественному (образному,невербальному, правополушарному). Тем самым, при развитии измененного состояниясознания действительно происходит временный возврат к древним, архаичныммеханизмам сознания — «археопсихическое состояние» (по В.В.Макарову).
В общем-то, сама мысль о том, что в особых состоянияхсознания человек как бы возвращается в детство, не нова. Так, еще в начале векафилософ О.Вейнингер писал: " Сон и сновидение [ИСС не случайно образноназывают «сон наяву» — прим. наше], наверное, имеют нечто общее снашим состоянием до рождения ". Новым в нашем повествовании является впервую очередь современное физиологическое обоснование этой гипотезы. Показано,что состояние нервной системы человека во время пребывания в измененномсостоянии сознания действительно в ряде существенных моментов повторяетсостояние, свойственное не для взрослого, а для ребенка раннего возраста. Этодоказывается тем, что наблюдаемые изменения биоэлектрической активности мозга увзрослых, находящихся в состоянии ИСС, приближают состояние мозга к состояниюмозга ребенка (Сандомирский, Белогородский, 1997). Еще давно было обнаружено,что у человека, находящегося в состоянии глубокого гипнотического транса,сопровождающегося внушенным «возвратом в детство», восстанавливаютсярефлексы, характерные для грудных детей (подошвенный рефлекс Бабинского) исчитающиеся у взрослых проявлением болезненного состояния нервной системы.Аналогичные закономерности были показаны известнейшим психотерапевтомсовременности С.Грофом. Во время проводимых им сеансов т.н. холотропной терапиидостигаются ИСС, в которых у людей проявляются неврологические рефлексы,характерные для переживаемого ими детского возраста (например, приприкосновении к губам — сосательные движения, как у грудного ребенка).
Интересно отметить, что появление во время ИСС описанноговыше аномального подошвенного рефлекса является наглядным примером регрессии,«возврата в прошлое» не только в возрастном, но и в эволюционномаспекте. Дело в том, что этот рефлекс, который отсутствует у взрослых здоровыхлюдей — сгибание пальцев стопы при проведении твердым предметом по наружномукраю подошвы — в то же время являяется нормальным явлением как для грудныхдетей, так и для наших эволюционных предшественников-приматов. В сущности, этоаналог хватательного рефлекса, только на ногах. Видимо, когда-то давным-давнонашим «четвероруким» предкам было так удобно цепляться ими заветки… Появление же «обезьяньего» рефлекса у взрослых людей вовремя ИСС обьясняется известной теорией Х.Джексона: выключение (в данном случаекратковременное) эволюционно молодых нервных центров приводит к активизацииболее древних отделов. В этом, как подчеркивал невролог Л.Бадалян, проявляетсярастормаживание древних форм реагирования — как бы обратный ход эволюции.
Тем самым, находясь в ИСС, человек ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НА КОРОТКОЕВРЕМЯ ПЕРЕХОДИТ В СОСТОЯНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ БОЛЕЕ РАННЕЙ СТУПЕНИ«ЭВОЛЮЦИОННЙ ЛЕСТНИЦЫ». Это — один из возможных механизмов снятиястресса, психологического напряжения как противоречия между социальной ибиологической природой человека.
С практической психокоррекционной точки зрения, необходимоучитывать, что «возврату в детство» — вхождению в транс помогают рядмоментов, помогающих изменить функциональное состояние мозга, изменитьсостояние сознания: — Сосредоточение внимания на внутренних ощущениях,уменьшающее приток внешних раздражителей к мозгу, помогая тем самым отвлечьсяот окружающей реальности, от внешнего мира и окунуться в глубины миравнутреннего. — Дыхание, удерживающее внимание своим размеренным ритмом,заставляя внимание следовать за собой, а также помогая направить его вопределенные участки тела. — Мышечное расслабление в удобной позе, уменьшающееприток информации от мышц к мозгу, помогая ему погрузиться в состояние покоя.
При этом необходимо также учесть, как изменяются всостоянии транс взаимоотношения полушарий. Дело в том, что с учетом асимметрииполушарий их взаимное уравновешивание выглядит как движение навстречу: болееактивное, доминантное полушарие снижает свою активность. Противоположное жеполушарие, ранее сравнительно пассивное, наоборот, активируется. Иначе говоря,в типичном случае — у правшей, необходимо снизить активность левого,«сознательного» полушария и повысить — правого,«подсознательного».
Отметим заодно, что в состоянии стресса межполушарнаяасимметрия может, напротив, усиливаться. Причем до такой степени, что это дажестановится заметным внешне, по походке человека, по его жестам. Происходит этоеще и потому, что при стрессе может возникать разобщенность полушарий мозга,когда они перестают согласовывать свои мнения и действия. От того-то встрессовой обстановке человек действует зачастую импульсивно и необдуманно.
Как добиться углубления транса, как помочь временномууменьшению активности доминантного полушария? Очень просто: путем подавленияего специфической функции — речи. Имеется в виду не просто обычное молчание, амолчание внутреннее — остановка привычных, словесно оформленных мыслей,прекращение постоянно протекающего внутри нас внутреннего диалога, такназываемая «ментальная пауза», или «внутренняя тишина».(Кстати, аналогичный подход применяется при обучении технике быстрого чтения.Это типичный пример повышения возможностей человека за счет использованиярезервов подсознания). И тогда «речевое» полушарие, лишенное на времяпривычной работы и не зная, чем себя занять, на время вынужденного«безделья» успокаивается. Активизации же правого полушария помогаетсосредоточение внимания на внутренних ощущениях, к примеру, связанных сдыханием — ведь оно теснее связано с восприятием информации от внутреннихорганов, чем левое. Также помогает этому и музыка. Ведь восприятием музыкальныхмелодий «заведует» правое полушарие, музыка его активирует, как бы«подпитывает» энергией. Музыка может гармонизировать отношения междуполушариями — особенно медитативная.
Так, в единстве и борьбе полушарий, возникает транс.Вернее, и возникает, и «живет», углубляясь, идя дальше в глубиныподсознания. Ведь транс — это не просто состояние, а процесс, которыйразвивается по своим законам. По нашему опыту, углубление транса обычно происходитв определенной последовательности, постепенно захватывая все новые областисознания, в полном соответствии с представлениями о структуре сознаниявыдающегося отечественного невролога В.М.Бехтерева. Это значит, что в процессепротекания транса можно условно выделить 4 этапа, или 4 степени его глубины:
1. Изменяется ощущение тела.
Вначале появляются знакомые ощущения тяжести, тепла,«протекания энергии». Затем, по мере углубления транса, могутпоявляться ощущения противоположного характера — легкости, невесомости, вплотьдо ощущения «растворения» тела. При этом также часто происходит, какпринято говорить, изменение схемы тела. Это означает, что в нашем восприятиикак бы деформируются привычные рамки собственного тела: изменяются привычныеразмеры, привычные пропорции, соотношения между частями тела. Может возникатьряд весьма необычных ощущений: от «удлинения» конечностей или шеи, их«мягкости» до возможности ощутить свое тело… бестелесным«сгустком энергии».
2. Изменяется восприятие времени.
Время может как бы то уплотняться, когда часы пролетают,как одно мгновение, то растягиваться, когда за считанные минуты, а то и секунды«внешнего», реального времени во «внутреннем» временипроходят часы, дни, а то и годы (помните, как люди успевали вспомнить ипережить заново всю свою жизнь за краткие мгновения свободного падения). В тоже время внутренние «биологические часы» продолжают идти, не сбиваясьсо своего размеренного ритма, что позволяет человеку заранее«запрограммировать» время своего пребывания в состоянии транса.
3. Изменяется восприятие окружающего пространства. Длячеловека, погруженного в транс, лежащего или сидящего с закрытыми глазами, вего мысленном представлении окружающее пространство может то сужаться, как бысжимаясь вокруг него, облегая его тело, сливаясь с его границами («несуществует ничего вне моего тела — ничего, кроме моего собственного»Я", как центра Вселенной"), то расширяться до бесконечности(«мое „Я“ — лишь ничтожно малая песчинка в океане беспредельности»),то «надвигаться» на него, то «отступать», либо изменятьсяеще каким-то иным, иногда весьма причудливым образом. Изменяться может нетолько восприятие пространства, но и ориентация в нем, или, как принятоговорить, нарушается ориентация человека в месте своего нахождения — изменяется,а то и совсем пропадает, когда человек на время забывает об этом пресловутомместе, «выпадает» из него. Прибегая к физической аналогии, хотя и вбольшой мере условной, можно представить, что человек как бы выходит за границынашего привычного трехмерного мира, попадая в четвертое измерение.
4. Изменяется восприятие собственной личности. Этосовершенно естественным образом вытекает из положения, когда в результатепрохождения трех предыдущих этапов — «ступенек» углубления трансанаше «Я» оказывается в состоянии вне тела, вне времени ипространства. Вначале наше «Я» может наблюдать за происходящим как бысо стороны — ощущение «мыслящей точки», или «стороннегонаблюдателя». В традиционных психотехнологиях это именуется диссоциацией.Именно этот сдвиг восприятия собственного «Я», погружение внутрьсвоего «Я», позволяющее увидеть себя с иной точки зрения, как бы состороны, и дает нам возможность действительно познать и ИЗМЕНИТЬ себя — добиться личностной трансформации. Итак, мы подробно рассмотрели измененныесостояния сознания, представляющие собой неспецифический, универсальныйинструмент психотерапии. Независимо от терапевтического метода и спецификисоздания измененных состояний созанния, которые могут иметь различнуюпродолжительность — от минут (психоанализ, гештальт, психодрама и др. методы, вкоторых основная коммуникация психотерапевта с пациентом проходит в обыденномсозаннии) до часов (напр., сеансы холотропной терапии по Грофу), — сам эффектпсихокоррекции, интеграции сознания и подсознания, обучения на подсознательномуровне происходит именно в измененом состоянии, так как только в нем, в отличиеот обыденного состояния, такие изменения возможны.
Можно сказать, что измененное состояние сознания (и толькооно) является ничем иным, как способом разрешения противоречий — и внешних,творческих (имея в виду творчество в широком смысле, в любых ситуациях,требующих нестандартных решений), и внутренних, личностных (лежащих в основеглавного механизма психологических проблем — внутрипсихического конфликта). Какубедился читатель, основой этих состояний, их главным механизмом являетсяфизиологическая возрастная регрессия, или своеобразный «возврат вдетство» — не только и не столько психологический, но и физиологический.Именно он обеспечивает возможность по-новому взглянуть на проблему, отказатьсяот стереотипов, найти и принять новую точку зрения или новый способ поведения,открывающие выход из психологического тупика, дающие возможность примирения спомощью подсознательной перестройки враждующих с сознанием подсознательныхструктур (юнговских и адлеровских «комплексов, „субличностей“ впсихосинтезе, „внутренних частей“ в НЛП, „подавленныхцелостностей“ в трансперсональной терапии или „незавершенныхгештальтов“ в гештальт-терапии, „Рожителя“ и „Ребенка“в трансактном анализе и др.).
Тем самым, по сути, все методы психотерапии — начиная склассического гипноза (в котором гипнотизер играет роль „властногородителя“, а пациент — »покорного ребенка") и заканчивая такими,как трансактный анализ (работа с внутренним «ребенком»),гештальт-терапия, НЛП, психосинтез, холодинамика, использующие работу с«субличностью», или подсознательноыми частями — представляющими собой«детские» части психики, эриксоновский гипноз и самовнушение(аффирмации, настрои и др.), обращающиеся к «детской» части личностичерез «детскую» речь, работа с образами (напр., символдрама,направленное воображение и др.) — также основаны на временном возврате человека«в детство», осуществляемом либо с помощью психотерапевта/психолога,либо самостоятельно. В «разговорных» методах, ориентированных наозарение-инсайт (психоанализ, экзистенциальный анализ) подобный возврат вдетство происходит в краткие «моменты истины». Целенаправленноесоздание таких состояний, с учетом современных знаний о физиологии мозга, в первуюочередь функциональной асимметрии полушарий, лежит в основефизиологически-ориентированного подхода в психотерапии (из числа конкретныхметодик упомянем в частности метод Ретри).
Список литературы
Защита от стресса. — М.: Ин-т психотерапии, 2001
Как справиться со стрессом. — Воронеж: МОДЭК, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Інвестиційні операції комерційних банків
Реферат Банковская система России 3
Реферат Роль денег в рыночной экономике 2
Реферат Бизнес планирование в коммерческом банке
Реферат Деятельность Сберегательного банка на рынке ценных бумаг (на примере ОАО Уральский Сберегательный
Реферат Анализ кредитоспособности заемщика и оценка рисков отделения Сберб
Реферат Качественные различия интеллекта мужчин и женщин
Реферат Банковская система России институциональные изменения и показатели развития
Реферат Лікарські рослини та їх застосування барвінок малий евкаліпт кулястий мак польовий
Реферат Технико-экономическое и оперативное планирование на горном предприятии \ГОАО "ш/у Октябрьское"\
Реферат Анализ кредитного рейтинга сельскохозяйственного предприятия на примере конкретного предприятия
Реферат Осложнения при абортах
Реферат Банковский кредит и его развитие в Казахстане
Реферат Банкротство и санация банков целевые приоритеты и методы реализации
Реферат Анализ ликвидности платежеспособности банка