Тема мастер-класса «Использование сказки на уроках в начальной школе»Учитель начальных классов: Приходько С.А. Как сделать обучение наиболее эффективным? Какими методами, средствами поддерживать интерес к учению? Слайд 2 Всем известно, что использование игровых моментов и уроков в игровой форме, особенно в 1-м классе, являются необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся. Особенно интересно проходят урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-сказка. Они позволяют сделать обучение доступным, помогает повысить активность детей. Я расскажу сегодня об использовании сказки на уроках в начальной школе. Умелое применение текстов сказок позволяет сделать урок ярче, содержательнее, интереснее. Выполнение "сказочных” заданий поможет формированию учебной мотивации, сплочению коллектива, умению работать в команде. Существует множество приёмов использования сказок. Вот некоторые из них: · Слайд 3 Если необходимо проделать много однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой они выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём «Привлекательная цель». Детям может быть поставлена цель - помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской. · Слайд 4 «Волшебная палочка» Ручка ( карандаш ) передается по классу в произвольном порядке. Передача сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например, передающий называет на математике: любое число, а принимающий - число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше); на русском языке: существительное - прилагательное (глагол) к нему; на литературе: название сказки, рассказа, повести - одного из персонажей этого произведения. · Слайд 5 Приём «Фантастическая добавка»: учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки Гаршина «Лягушка путешественница» и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. · Слайд 6 Приём «Сказочныепазлы». Пазлы нацелены на создание творческой и во многом игровой среды. Детям можно предложить следующие задания: -пересказ данного эпизода сказки, изображенной на картинке; -описание персонажа; -сочинение своего продолжения сказки.· Слайд 7 Приём «Знакомые герои в новых обстоятельствах» Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка). Слайд 8 Дети очень любят путешествовать. Поэтому приём «Путешествие со сказочным героем» не даст ребёнку скучать на уроке. Угадайте, из какой сказки герой: " Емеля, отпусти меня в воду, я выполню все, что ни пожелаешь ". Из сказки " По щучьему велению ". Отправляемся в путь на печи. На пути нам встретятся различные препятствия. Чтобы их преодолеть, надо быть смелыми, быстрыми, сообразительными, внимательными. Такие уроки способствуют развитию интереса к предмету, внимания и сопереживания литературным героям. В современных условиях для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время целесообразно использовать компьютерные технологии.Отрывок из урока математики 1 класс (УМК любое)Тема: ОБОБЩЕНИЕ: СЛОЖЕНИЕ ОДНОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ Цели: совершенствовать навыки счета. - Сегодня мы отправимся в путешествие и встретимся со своими старыми знакомыми-героями известной сказки. А какой вы узнаете, собрав пазл. Слайд9 (ученик собирает пазл на интерактивной доске) Что за сказка? Теремок! Как вы помните, все герои этой сказки хотят жить в теремке. Но сначала звери должны пройти маленькие испытания. Давайте узнаем, что это за испытания и поможем героям сказки. Слайд 10 Вот наш теремок, а где же герои? Посмотрите на картинки на ваших партах. (приложение 2) Выйдет сюда тот, у кого герой, поющий эту песенку (включить песню мышки – кнопка песня). Выходит ученик. На слайде Теремок с объявлением.Учитель: В чистом поле теремок, Он не низок, не высок. Мышка серая, Норушка, Вышла в поле погулять, Видит мышка теремок В чистом поле одинок. Мышка очень удивилась, Подошла, остановилась. Кто там, в тереме живёт? Может в гости позовёт. Видит мышка объявление: «В домик тот зайдёт, Кто числа по порядку разберёт». Слайд 11 7 3 1 5 8 4 6 2 10 9 Слайд 12 Зашла мышка в теремок и стала в нём жить. (ученик садится на место) Звучит следующая песня лягушки- кнопка песня (выходит ученик) В чистом поле теремок, Он не низок, не высок . Шла лягушка из болота Видит, заперты ворота. Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? А мышка ей в ответ: Чтобы дверь мою открыть, Задачу надо вам решить. Слайд 13 На слайде читают и решают задачу. Слайд 14 Решила задачки лягушка и попала в теремок. (ученик-герой садится на место) Звучит следующая песня зайчика- кнопка песня (выходит ученик) Ой, гляди-ка! Теремок, В чистом поле одинок! Постучу я лапкой в двери. Чей скажите, это терем? Слышит он такой ответ: «Рады мы тебя впустить, но не можем дверь открыть. Отвечай-ка посмелей На вопросы побыстрей. -Назови состав числа 8» Слайд 15 Слайд 16Зашла лисичка в теремо и осталась в нём жить. ………… Что случилось, когда пришёл мишка? Раздавил теремок. Но наши герои решили дружно построить новый теремок, по современному проекту! Слайд 17 В конце сказки звучит финальная песня – кнопка песня, выходят все ученики – герои, строят новый теремок из деталей танграма( на магнитной доске). Образец на слайде. А сейчас я предлагаю всем ученикам посадить клумбу у нашего теремка. Вы должны выбрать и посадить тот цветок (приложение1), который близок вашему настроению на уроке.(цветы заранее разложены на партах) Спасибо за внимание! Слайд 18