I Региональное соревнование юных исследователей«Шаг в будущее, Юниор – Саратов»ЭкологияРеферат на тему:«Глобальные проблемы человечества»Автор: Зенченко Антон ВячеславовичСаратовская область Романовский районс. Малое ЩербединоМОУ «Малощербединская средняя общеобразовательная школа»,9 классРуководитель:Зенченко Татьяна Викторовна,учитель географииМОУ «Малощербединская средняяобщеобразовательная школа»с. Малое Щербедино, 2010I Введение. Ныне на рубеже двух столетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин "глобальный" ведет свое происхождение от латинского слова "глобус", то есть Земля. Для общепланетарных проблем современности эпохи, затрагивающих человечество в целом. Неспособность предвидеть и предотвратить отрицательные последствия научно технической революции угрожает ввергнуть человечество в термоядерную, экологическую или социальную катастрофу: Во многих же городах и в сельских районах нынешнее состояние окружающей среды можно назвать экологическим бедствием. И количество этих городов и сельских районов все увеличивается. Мы практически находимся в пороге близкой глобальной катастрофы. И если человечество не будет во всей деятельности отдавать приоритет по вопросам экологии, умножать усилия по сохранению и восстановлению природной среды. В упоении от борьбы с природой и инакомыслящими мы проглядели две величенные системы. 1)То, что человечество существует и развивается за счет природы. Глупо рубить сук, на котором сидишь. 2)В том, что вовсе не противоборство, а взаимопомощь основа всего сущего на Земле. Пока люди дрались за кусок хлеба, их можно было еще простить. Когда же они пытаются утопить корабль, на котором все вместе плывут по океану небытия, - прощения им нет. И не поможет им ни кто. Лишь общими усилиями, возможно, прейти к благополучию. ^ Глава 1.Понятие глобальных проблем. Термин "Глобальные проблемы" ныне общепринят. Глобальность этих проблем вытекает, следовательно, не из их "повсеместности" и тем более не из "биологической природы человека". Глобальные проблемы нашей эпохи - закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившийся на земном шаре. Для правильного понимания происхождения, сущности и возможности их решения необходимо видеть в них результат предшествующего всемирно- исторического процесса во всей его объективной противоречивости. Это положение, однако, не следует понимать банально и поверхностно, рассматривая современные глобальные проблемы как просто разросшиеся до планетарных масштабов традиционные в истории человечества локальные либо региональные противоречия, кризисы или бедствия. Глобальные проблемы современности порождены, в конечном счете, именно всепроницающей неравномерностью развития мировой цивилизации. ^ Глава II. Основные глобальные проблемы. 1. Разрушение природной среды. На сегодняшний день самой большой и опасной проблемой является истощение и разрушение природной среды, нарушение внутри нее экологического равновесия в результате растущей и плохо контролируемой деятельностью людей. Исключительный вред приносят производственные и транспортные катастрофы, которые ведут к массовой гибели живых организмов, заражению и загрязнению мирового океана, атмосферы, почвы. Но еще большее негативное воздействие оказывают непрерывные выбросы вредных веществ в окружающую среду Во- первых, сильное влияние на здоровье людей, тем более разрушительное, что человечество все сильнее скучивается в городах, где концентрация вредных веществ воздухе, почве, атмосфере, непосредственно в помещениях, а также и в других воздействий (электричество, радиоволны и пр.) очень высоко. Во- вторых, исчезают многие виды животных и растений, и появляются новые опасные микроорганизмы. В- третьих, ухудшается ландшафт, плодородные земли превращаются в сваи, реки в сточные канавы, изменяется местами водный режим и климат. Но самой большой опасностью грозит глобальное изменение (потепление) климата, возможное, например, из-за увеличения в атмосфере углекислоты. Это способно привести к таянию ледников. В результате под водой окажутся огромные и густонаселенные районы в разных регионах мира. ^ 2. Загрязнение атмосферы. Наиболее распространенные загрязнители атмосферы поступают в нее в основном в двух видах: либо в виде взвешенных частиц, либо в виде газов. Углекислый газ. В результате сжигания топлива, а также производства цемента в атмосферу поступает огромное количество этого газа. Сам этот газ не ядовит. Угарный газ. Сжигание топлива, которое создает большую часть газообразных, да и аэрозольных загрязнений атмосферы, служит источником другого углеродного соединения угарного газа. Он ядовит, причем его опасность усугубляется тем, что он не имеет ни цвета, ни запаха, и отравление им может произойти совершенно незаметно. В настоящее время в результате деятельности человека в атмосферу поступает около 300 миллионов тонн угарного газа. Мощный источник минеральной пыли промышленности строительных материалов. Добыча и дробление пород в карьерах, их транспортировка, производство цемента, само строительство все это загрязняет атмосферу минеральными частицами. Мощный источник твердых аэрозолей горнодобывающая промышленность, в особенности при добыче угля и руды в открытых карьерах. Аэрозоли удаляются из атмосферы тремя путями: сухим осаждением под действием тяжести (главный путь для крупных частиц), осаждением на препятствиях и выбыванием осадками. Аэрозолевые загрязнения воздействуют на погоду и климат. Химические неактивные аэрозоли накапливаются в легких и ведут к повреждениям. Обычный кварцевый песок и другие силикаты слюды, глины, асбест и т.д. накапливается в легких и проникает в кровь, приводит к заболеванию сердечно- сосудистой системы и заболеванию печени.3.^ Загрязнение почвы. Почти все загрязняющие вещества, которые первоначально попали в атмосферу, в конечном итоге оказываются на поверхности суши и воды. Оседающие аэрозоли могут содержать ядовитые тяжелые металлы свинец, ртуть, медь, ванадий, кобальт, никель. Обычно они малоподвижны и накапливаются в почве. Но в почву попадают с дождями также кислоты. Соединяясь с ними, металлы могут переходить в растворимые соединения, доступные растениям. В растворимые формы переходят также вещества, постоянно присутствующие в почве, что иногда приводит к гибели растений. ^ 4. Загрязнение воды. Использованная человеком вода в конечном счете возвращается в природную среду. Но, кроме испарившейся, это уже не чистая вода, а бытовая, промышленные и сельскохозяйственные сточные воды, обычно не очищенные или очищенные недостаточно. Таким образом, происходит загрязнение пресноводных водоемов рек, озер, суши и прибрежных участков морей. Различают три вида загрязнения вод биологическое, химическое и физическое. Загрязнение океанов и морей происходит вследствие поступления загрязняющих веществ с речными стоками, их выпадения из атмосферы и, наконец, благодаря деятельности человека. Особое место в загрязнении океанов занимает загрязнение нефтью и нефтепродуктами. Естественное загрязнение происходит в результате просачивания нефти из нефтеносных слоев, главным образом, на шельфе. Наибольший вклад в нефтяное загрязнение океана вносят морские перевозки нефти, а также внезапные разливы больших количеств нефти при авариях танкеров. .^ 5. Проблемы озонового слоя. В среднем в атмосфере Земли ежесекундно образуется и исчезает около 100 т. озона. Даже при небольшом повышении дозы у человека появляется ожоги на кожи. Заболевания раком кожи, а также болезни глаз, приводит к слепоте, связано с ростом интенсивности УФ - радиации. Биологическое действие УФ радиации обусловлено высокой чувствительностью нуклеиновых кислот, которые могут разрушаться, что приводит к гибели клеток или возникновению мутаций. Мир узнал о глобальной экологической проблеме "озоновых дыр". В первую очередь разрушение озонового слоя является все более развивающиеся гражданская авиация и химические производства. Применения азотных удобрений в сельском хозяйстве; хлорирование питьевой воды, широкое использование фреонов холодильных установках, для тушения пожаров, в качестве растворителей и в аэрозолях привело к тому, что миллионы тонн хлорфторметанов поступают в нижний слой атмосферы в виде бесцветного нейтрального газа. Распространяясь вверх, хлорфторменторметаны под действием УФ излучения разрушаются, выделяя фтор и хлор, которые активно вступают в процессы разрушения озона. Озоновый слой над Антарктидой^ 6.Проблема температуры воздуха. Хотя температура воздуха является важнейшей характеристикой, она, конечно, не исчерпает понятие климата, для описания которого (и соответствует его изменений) важно знать целый ряд других характеристик: влажность воздуха, облачность, осадки скорости воздушное течение и т.д. К сожалению, данных, которых характеризовали бы изменения этих величин за длительный период в масштабах всего земного шара или полушария, в настоящее время нет или очень мало. Работы по сбору, обработке и анализу таких данных ведутся, и есть надежда, что в скором времени можно будет более полно оценить изменения климата в ХХ веков. Лучше других, по- видимому, обстоит дело с данными об осадках, хотя эта характеристика климата весьма трудно поддается объективному глобальному анализу. Важная характеристика климата - "облачность", которая в значительной степени определяет приток солнечной энергии. К сожалению, данных об изменении глобальной облачности за весь столетний период не имеется. а) Проблема кислотных дождей. Кислотные дожди (или, более правильно), кислотные осадки, так как выпадение вредных веществ может происходить как в виде дождя, так и в виде снега, града, наносят экологический, экономический и эстетический ущерб. В результате выпадения кислотных осадков нарушается равновесие в экосистемах, ухудшается продуктивность почв, ржавеют металлические конструкции, разрушаются здания, сооружения, памятники архитектуры и т.д. диоксид серы адсорбируется на листьях, проникает внутрь и принимает участие в окислительных процессах. Это влечет за собой генетические и видовые изменения растений. В первую очередь погибают некоторые лишайники, они считаются "индикаторами" чистого воздуха. Страны должны стремиться к ограничению и постепенному уменьшению загрязнения воздушной среды, включая загрязнения, выходящее за пределы своего государства. ^ 7. Проблема парникового эффекта. Углекислый газ является одним из главных виновников "парникового эффекта", потому что другие известные "парниковые газы" (а их около40) определяют лишь примерно половину глобального потепление. Подобно тому, как в парнике стеклянная крыша и стены пропускают солнечную радиацию, но не дают уходить теплу, так и углекислый газ вместе с другими "парниковыми газами". Практически прозрачны для солнечных лучей, но задерживают тепловое излучение Земли, не дают ему уходит в космос. Увеличение средней глобальной температуры воздуха должно неминуемо привести к еще более значительному уменьшению континентальных ледников. Потепление климата ведет к таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Глобальное потепление может вызвать смещение основных зон земледелия, большими наводнениями, устойчивыми засухами, лесными пожарами. Вслед за предстоящими изменениями климата неизбежно наступят изменения положения природных зон а)сокращение потребления угля, замена его природным газом, б)развитие атомной энергии, в)развитие альтернативных видов энергетики (ветровой, солнечной, геотермальной) г)всемирная экономия энергии. ^ 8.Проблема перенаселения планет. Число землян растет стремительно. А ведь каждый человек потребляет большое количество различных природных ресурсов. Мало того, этот рост приходится, прежде всего, на слабо или недостаточно развитые страны. Однако они ориентируются на развитые государства, где уровень благосостояние очень высок, а количество потребляемых каждым жителем ресурсов огромно. Если представить, что все население Земли (основная часть которого сегодня живет бедно, а то и голодает) будет иметь уровень жизни как в Западной Европе или США, наша планета просто не выдержит. Но и полагать, что всегда большинствоземлян будет прозябать в нищете, невежестве и убожестве несправедливо и негуманно. Быстрое экономическое развитие Китая, Индии, Мексики и ряда других многонаселенных стран опровергаем такое предположение. Следовательно, выход один - ограничения рождаемости с одновременным уменьшением и смертности и повышениям качества жизни. Однако ограничение рождаемости наталкивается на множество препятствий. В их числе реакционные общественные отношения, огромная роль религии, поощряющей многодетностью; примитивные общинные формы хозяйствования, при которых многодетные выигрывают; неграмотностью и невежество, слабое развитие медицины и т. д. Следовательно, отсталые страны имеют, перед собой тугой узел сложнейших проблем.. Проблема экологии, перенаселения и отсталости напрямую связаны и с угрозой возможной нехватки продовольствия в недалеком будущем. Сегодня в большом количестве стран из-за быстрого роста населения и недостаточного развития сельского хозяйства и его продуктивности не могут себе позволить применение современных технологий. Однако возможности повышения его продуктивности, по- видимому, не безграничны. Ведь увеличение использования минеральных удобрений, ядохимикатов ведет к ухудшению экологической обстановки и все большей концентрации вредных для человека веществ в пище. С другой стороны, развитие городов и техники выводит из оборота много плодородных земель. Особенно вреден недостаток хорошей питьевой воды. ^ 9. Проблемы энергетических ресурсов. Искусственно низкие цены ввели в заблуждение потребителей и послужили толчком по второй фазе энергетического кризиса. Ныне энергия, получается за счет ископаемого топлива, идет на поддержание и рост достигнутого уровня потребления. Но поскольку состояние среды ухудшается, придется тратить энергию и труд на стабилизацию среды, с чем уже не справляется биосфера. Но тогда более 99 процентов электрических и трудовых затрат уйдет на стабилизацию окружающей среды. На поддержание и развитие цивилизации остается менее, одного процента. Альтернативы наращиванию производства энергии пока нет. Но атомная энергетика попала под мощный пресс общественного мнения, гидроэнергетика дорогостоящая, нетрадиционные виды получения энергии солнечной, ветровой, приливной - в стадии разработки. Остается… традиционная теплоэнергетика, а с ним и опасности, связанные с загрязнением атмосферы. Работа многих экономистов показали: потребления электроэнергии на душу населения является весьма представительным показателем уровня жизни в стране. Электроэнергия- это товар, который можно потратить на свои нужды или продать за рубли. ^ 10. Проблема СПИДа и наркомании. Еще пятнадцать лет назад едва ли можно было предвидеть, что средства массовой информации будут обращать столько внимания болезни, получившей краткое название СПИД "синдром приобретенного иммунодефицита". Сейчас поражает география заболевания. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, с начала эпидемии во всем мире было обнаружено не менее 100 тысяч случаев СПИДа. При этом заболевание обнаружено в 124 странах. Наибольшее число их в США. Социальные, экономические и чисто гуманитарные издержки этой болезни уже велики, а будущее не столь оптимистично, чтобы серьезно рассчитывать на скорое решение этой проблемы. В числе причин растущей тяги к наркотикам молодежи, не имеющие работы, но даже имеющие работу бояться ее потерять какая бы она не была. Есть, разумеется, и причины "личного" характера не складывается отношения с родителями, не везет в любви. А наркотики в трудную минуту, благодаря "заботам" наркомафии, всегда оказываются под рукой... "Белая смерть" не удовлетворяется завоеванными позициями, чувствуя растущий спрос на свой товар, продавцы отравы и смерти продолжают наступление. ^ 11.Проблема термоядерной войны. Какими бы серьезными опасностями для человечества ни сопровождались все остальные глобальные проблемы, они даже в совокупности отдаленно несопоставимы с катастрофическими демографическими, экологическими и иными последствиями мировой термоядерной войны, которая угрожает самому существованию цивилизации и жизни на нашей планете. Еще в конце 70-х годов ученые полагали, что мировая термоядерная война будет сопровождаться гибелью многих сотен миллионов людей и разрушением мировой цивилизации. Исследования, посвященные вероятным последствиям термоядерной войны, выявили, что даже 5% накопленного к настоящему времени ядерного арсенала великих держав будет достаточно, чтобы ввергнуть нашу планету в необратимую экологическую катастрофу: поднявшаяся в атмосферу сажа от испепеленных городов и лесных пожаров создаст непроницаемый для солнечных лучей экран и приведет к падению температуры на десятки градусов, так что даже в тропическом поясе наступит долгая полярная ночь. Приоритетность предотвращения мировой термоядерной войны определяется не только ее последствиями, но также и тем, что ненасильственный мир без ядерного оружия создает необходимость предпосылки и гарантии для научного и практического решения всех остальных глобальных проблем в условиях международного сотрудничества. ^ Самая мощная в мире термоядерная бомбаГлава III. Взаимосвязь глобальных проблем. Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно. Так, обеспечение дальнейшего экономического развития человечества природными ресурсами заведомо предполагает предотвращение нарастающего загрязнения окружающей среды, иначе это уже в обозримом будущем приведет к экологической катастрофе в планетарных масштабах. Именно поэтому обе эти глобальные проблемы справедливо называют экологическими и даже с определенным основанием рассматривают как две стороны единой экологической проблемы. В свою очередь, эту экологическую проблему можно решить лишь на пути нового типа экологического развития, плодотворно используя потенциал научно- технической революции, одновременно предотвращая ее отрицательные последствия. Статистические расчеты показывают: если бы ежегодный прирост населения в развивающихся стран был таким же, как в развитых, то контраст между ними по уровню дохода на душу населения сократился бы к настоящему времени. До 1:8 и мог бы оказаться в сопоставимых размерах на душу населения вдвое выше, чем сейчас. Однако сам этот "демографический взрыв" в развивающихся странах, как считают ученые, обусловлен их сохраняющейся экономической, социальной и культурной отсталостью. Неспособность человечества развить хотя бы одну из глобальных проблем самым отрицательным образом повлияет на возможность решения всем остальных. В представлении некоторых западных ученых взаимосвязь и взаимообусловленость глобальных проблем образуют некий "порочный круг" неразрешимых для человечества бедствий, из которого либо вообще нет выхода, либо единственное спасение состоит в немедленном прекращении экологического роста и роста населения. Такой подход к глобальным проблемам сопровождается различными пессимистическими прогнозами будущего человечества. Заключение На современном этапе развития человечества столкнулось, быть может, с наиболее горячей проблемой как сохранить природу, поскольку никто не знает, когда и в каком виде можно подвинуться к экологической катастрофе. А человечество еще даже близко не подошло к созданию общемирового механизма регулирования природопользователя, но продолжает уничтожать колоссальные дары природы. Нет сомнения, что изобретательный человеческий ум в конце, концов все же найдет им замену. Но вот человеческий организм, выдержит ли он, сможет ли он приспособиться к ненормальным условиям жизни?. Гибельно это не только для природы, но и для человека и его культуры, которая во все времена придавала гармонию отношениям человека с природой. Поэтому создать новую искусственную среду означало бы уничтожить и культуру и человека.^ Какие же необходимы меры для решения глобальных экологических проблем! Прежде всего следует перейти от потребительско-технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею и производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла. Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы, является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно — энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение. Однако ощутимый эффект все перечисленные и другие меры могут дать лишь при условии объединения усилий всех стран для спасения природы. Ныне межгосударственные формы сотрудничества выходят на качественно новый уровень. Заключаются международные конвенции по охране окружающей среды (квоты по вылову рыб, запрет на промысел китов и др.), осуществляются самые различные совместные разработки и программы. Активизировалась деятельность общественных организаций по защите окружающей среды — «зеленые» («Гринпис»). Экологический интернационал Зеленого Креста и Зеленого Полумесяца в настоящее время разрабатывает программу по решению проблемы «озоновых дыр» в атмосфере Земли. Однако следует признать, что при весьма различном уровне социально-политического развития государств мира международное сотрудничество в экологической сфере еще весьма далеко от своего совершенства. Еще одним направлением для решения экологической проблемы, и может быть в перспективе — самым важным из всех, является формирование в обществе экологического сознания, понимания людьми природы как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень, проводиться с раннего детства. При любых озарениях, рождаемых разумом, и стремлениях, неизменным вектором поведения человечества должно оставаться его гармония с природой. ^ В нашей школе большое внимание уделяется экологии. Важную роль в воспитании обучающихся играет экологический кружок «Зеленый дом». Экологический кружок «Зелёный дом» существует с ноября 2003 года.В кружке занимаются 20 учащихся. Работа кружка охватывает разные направления. Это экологические праздники, викторины, познавательные игры, экскурсии, озеленение школы, посадка цветов и уход за ними. Все они направлены на воспитание у ребят интереса к экологическим проблемам. В течение учебного года и в рамках Дней защиты от экологической опасности проводятся разнообразные мероприятия: - конкурс рисунков и плакатов «Давай с природою дружить»;- литературный конкурс – сочинения, сказки, рассказы, стихи экологического содержания; - акция «Чистый дом». Учащиеся школы привлекаются к практической природоохранной деятельности: уборке прилегающей к школе территории, школьного сада, спортивного стадиона.-акция «Посади дерево». Около школы посажено 25 кустарников черноплодной и красной рябины. Посажен цветник у памятника. Разбиты цветники у школы. Всё лето учащиеся ухаживают за ними.- экологические праздники: «Международный день воды»- 22 марта «Международный день птиц» - 1 апреля «День Земли» - 22 апреля- ежегодно принимаем участие в районных экологических слётах, конференциях и фестивалях экологических театров. Членами кружка выпускается газета «Эколог», где помещается различный материал на экологические темы. Вся работа экологического кружка направлена на развитие интереса к природе и её охране. Членами кружка были выпущены листовки.Новое направление в работе кружка – экологический театр.^ Задачи театра: - привлечь внимание детей к проблемам охраны природы; активизировать и реализовать творческую активность детей; пропагандировать экологические знания среди родителей и жителей села. Экологический театр объединяет ребят, которых интересует окружающий мир. Они проявляют себя в самодеятельности, перевоплощаются, раскрывают свои индивидуальные способности. Зрителями театра являются учащиеся школы, учителя, родители, жители села.Каждый спектакль – это совместная деятельность руководителя театра, учащихся и родителей. Родители принимают участие в организации театральных постановок – пошив костюмов, изготовление декорации. В нашей работе с ребятами учимся видеть красоту родной природы. Приобрести навыки общения с природой помогают занятия театра, подготовка и показ экологических спектаклей, театрализованных представлений, сказок, литературно-музыкальных композиций. Театр является эффективной формой экологического просвещения. Он дополняет знания, приобретённые на уроках в школе. Детские слова доходчивы и просты, обращение детей со сцены будит сознание и души, побуждает присоединиться к движению в защиту природы.^ Экологический театр «Зеленый дом»Наш девиз: « Будь природе другом»Наши принципы: - Необходимо повышать экологическую грамотность населения. - Своими поступками воспитывать тех, кто находится рядом с нами. - Не загрязнять окружающую нас природу. - Озеленять наше село и школу. - Проводить экологические экскурсии с целью не только изучения, но и оказания практической помощи природе.^ Экологическая листовка Уважаемые взрослые!Мы – члены экологического кружка – обращаемся к вам, нашим сверстникам, и к вам, нашим старшим друзьям – взрослым, и призываем вас стать нашими единомышленниками.Мы зовём стать участниками экологического движения всех, кому дорого состояние природы, нашего села, окружающей среды, всех, кто хоть раз задумался о будущем планеты.^ Ваши силы, ваш ум, ваше заинтересованное участие нужны этому движению.Наша главная задача ясна – улучшить, сохранить окружающий мир, залечить раны, нанесённые природе, встать преградой на пути тех, кто продолжает его разрушать.^ Каждый из нас должен сделать всё, что в его силах.Спасая нашу родную землю, мы берёмся за дело первостепенной важности. И пусть никто не думает, что такая задача не по плечу детскому движению.На территории нашего села очень много несанкционированных свалок. Вы постепенно превращаете родное село в сплошную свалку. А что остается нам, детям? И захочется ли нам в дальнейшем жить в таком загаженном месте? А потом: какой пример вы показываете нам, своим детям? Мы – ваше продолжение и будем делать также, как и вы.Одумайтесь, граждане взрослые!Приведите в порядок родное село,уберите все свалки!Члены экологического кружкаМОУ Малощербединская СОШ