Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)Рабочая программа производственной (педагогической) практики2010-2011 учебный годНаправление подготовки: «Специальное (дефектологическое) образование» Профиль подготовки:«Образование детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития» Квалификация (степень) выпускника: бакалаврПрограмма составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (утвержден ____________) и учебного плана по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Образование детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития»), утвержденного Ученым советом МПГУ (от ________, протокол № __)^ 1. Цель производственной практикиЦелью производственной (педагогической) практики является теоретическая и практическая подготовка студентов к работе с детьми раннего и дошкольного возраста с различными нарушениями психофизического развития: слуха, зрения, опорно-двигательной сферы, интеллекта, речи, эмоционально-волевой сферы и социального поведения. Педагогическая практика имеет важное значение для обеспечения единства теоретической и практической подготовки будущих бакалавров-дошкольных дефектологов, комплексного формирования системы дефектологических знаний и организационных умений, что может обеспечить становление профессиональных компетенций будущего дошкольного педагога-дефектолога. ^ 2. Задачи производственной практикиЗадачами производственной (педагогической) практики бакалавров по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» с профилем подготовки «Образование детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития» являются: расширение, конкретизация теоретических знаний по дисциплинам предметной подготовки, формирование практических навыков работы с детьми, имеющими различные нарушения в развитии: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, речи, эмоционально-личностной сферы и социального поведения; ознакомить с особенностями коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, коррекционно-воспитательной, психокоррекционной деятельности в специальных дошкольных учреждениях, с формами и методами взаимодействия специалистов разных профилей: педагог-дефектолог - дефектолог – врач – психолог - педагог-воспитатель; сформировать навыки самостоятельного планирования и проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми с разными формами патологии развития предшкольного возраста (младенческий, ранний, младший, средний и старший дошкольный возраст); сформировать у студентов умения и навыки разработки индивидуальных психокоррекционных программ и проведения занятий с детьми с нарушениями психофизического развития; ознакомить студентов с общими требованиями к оформлению кабинета, с дидактическими пособиями, необходимыми для работы с дошкольниками, имеющими нарушения психофизического развития; сформировать навыки проведения социально-коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с различными отклонениями в развитии; воспитать личностные качества (эмпатия, сопереживание и др.), позволяющие работать как с детьми, так и с их родителями, сформировать интерес к профессии. Данные задачи производственной (педагогической) практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности: коррекционно-педагогическая; диагностико-консультативная; исследовательская; культурно-просветительская. и задачами профессиональной деятельности: [в области коррекционно-педагогической деятельности: компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей предшкольного возраста с нарушениями психофизического развития; изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация детей предшкольного возраста с нарушениями психофизического развития как в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных образовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей; построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики детей предшкольного возраста с нарушениями психофизического развития]. [в области диагностико-консультативной деятельности психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей детей предшкольного возраста с нарушениями психофизического развития; оказание консультативной помощи членам семей детей предшкольного возраста с нарушениями психофизического развития по вопросам семейного воспитания]. [в области исследовательской деятельности: планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения]. [в области культурно-просветительской деятельности: формирование общей культуры детей предшкольного возраста с нарушениями психофизического развития; пропаганда толерантного отношения к детям предшкольного возраста с нарушениями психофизического развития среди широкой общественности]. ^ 3. Место производственной практики в структуре ООП ВПОПедагогическая практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». Педагогической практике предшествует изучение следующих дисциплин и блоков дисциплин вариативного компонента ФГОС ВПО: Методики общеразвивающего и коррекционно-педагогического направления; Дошкольная сурдопсихология; Дошкольная сурдопедагогика; Дошкольная тифлопсихология; Дошкольная тифлопедагогика; Психология детей предшкольного возраста с нарушениями функций ОДА; Воспитание и обучение детей предшкольного возраста с нарушениями функций ОДА; Психология детей предшкольного возраста с расстройствами эмоционально-волевой сферы; Воспитание и обучение детей предшкольного возраста с расстройствами эмоционально-волевой сферы; Дошкольная олигофренопсихология; Дошкольная олигофренопедагогика; Психология детей предшкольного возраста с ЗПР; Воспитание и обучение детей предшкольного возраста с ЗПР; Дошкольная логопсихология; Дошкольная логопедия; Подготовка к школе детей с отклонениями в развитии; Коррекционная психолого-медико-педагогическая поддержка детей младенческого и раннего возраста с отклонениями в развитии; Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии; а также курсов по выбору студентов, раскрывающих практикоориентированные аспекты перечисленных профильных дисциплин, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Педагогическая практика проводится на 2,3,4 курсах в 4, 5, 6, 7, 8 семестрах. Прохождение педагогической практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин вариативной части и курсов по выбору (в зависимости от конкретного вида педагогической практики: сурдопедагогической, тифлопедагогической, олигофренопедагогической, логопедической, практики в качестве кинезипедагога и специального психолога), подготовки выпускной квалификационной работы.^ Формы проведения производственной (педагогической) практики Производственная практика проводится в форме педагогической практики, предполагающей работу студента в качестве дошкольного сурдопедагога, дошкольного тифлопедагога, дошкольного кинезипедагога и специального психолога, дошкольного олигофренопедагога, дошкольного логопеда с детьми предшкольного возраста с нарушениями психофизического развития. Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий. ^ Место и время проведения производственной практики Производственная (педагогическая) практика бакалавров по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» с профилем подготовки «Образование детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития» проводится на базе специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений (комбинированного и компенсирующего видов), образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования, а также на базах учреждений структур здравоохранения и социальной защиты (поликлиники, центры медико-психолого-педагогической реабилитации, специализированные отделения больниц, специализированны интернаты и др.). При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями: укомплектованность образовательных, лечебно-профилактических учреждений и учреждений социальной защиты педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем; уровень оснащенности учебной литературой; наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации); наличие оборудования для проведения лабораторно-практических занятий. Производственная (педагогическая) практика проводится в течение: 4 недель на 2 курсе в 4 семестре (практика в качестве дошкольного сурдопедагога); 4 недель на 3 курсе в 5 семестре (практика в качестве дошкольного тифлопедагога); 2 недель на 3 курсе в 6 семестре (практика в качестве дошкольного кинезипедагога и специального психолога); 4 недель на 4 курсе в 7 семестре (практика в качестве дошкольного олигофренопедагога); 4 недель на 4 курсе 8 семестре (практика в качестве дошкольного логопеда). Группы формируются в составе не более 15 человек на одного руководителя.^ Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики:Общекультурные компетенции: способен к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1); способность понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом экономической деятельности (ОК -3); способен использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК- 7);^ Общепрофессиональные компетенции: способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2); способен использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3).^ Профессиональные компетенции в области коррекционно-педагогической деятельности: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям предшкольного возраста с нарушениями психофизического развития (ПК-1); готов к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации детей предшкольного возраста с нарушениями психофизического развития (ПК-2); способен к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3); готов к взаимодействию с общественными организациями, семьями детей предшкольного возраста с нарушениями психофизического развития, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации детей предшкольного возраста с нарушениями психофизического развития (ПК-4);^ Профессиональные компетенции в области диагностико-консультативной деятельности: способен организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование детей предшкольного возраста с нарушениями психофизического развития с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5); способен к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования детей предшкольного возраста с нарушениями психофизического развития на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6); способен осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7); готов к оказанию консультативной помощи детям предшкольного возраста с нарушениями психофизического развития, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);^ Профессиональные компетенции в области исследовательской деятельности: готов к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9); способен к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10); способен использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с детьми предшкольного возраста с нарушениями психофизического развития (ПК-12); ^ Профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельност