УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора департамента образования и науки Приморского края ___________ Н.А. Виткалова «_____»____________ 2011 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГОБУ ДОД «Детско-юношеский центр Приморского края» _____________ Е.В. Цымбал «_____»____________ 2011 г. СОГЛАСОВАНО Директор департамента международного сотрудничества и туризма Приморского края___________ Е.Л. Маркин «_____»_________ 2011 г. СОГЛАСОВАНО Глава администрации Шкотовского муниципального района ____________ В.И.Михайлов «______»__________ 2011г. СОГЛАСОВАНОГлава администрации Михайловского муниципального района ____________ А.И. Чеботков «______»__________ 2011 г. ПОЛОЖЕНИЕо 21-м краевом слете юных археологов Приморского края,посвящённом 40-летию института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАНи 66-летию Победы в Великой Отечественной войне^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИКраевой слет юных археологов проводится с целью привлечения школьников края к активной исследовательской работе, выявлению и охране археологических памятников, обучению методам археологических исследований и развития, ранее полученных навыков, обменом опытом работы коллективов юных археологов края, воспитанию должного гражданского отношения к археологическому наследию и патриотических чувств, пропаганде здорового образа жизни, выявлению лучших команд юных археологов. ^ 2. ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯКраевой слет юных археологов проводится в период с 1 по 21 июля 2011 года на Отрадненском городище в окрестностях с. Отрадное Михайловского района. ^ 3. РУКОВОДСТВО И УЧАСТИЕОбщее руководство организацией и проведением слёта осуществляется департаментом образования и науки Приморского края, ГОБУ ДОД «Детско-юношеский центр Приморского края» (Цымбал) совместно с администрацией Шкотовского муниципального района. Непосредственное проведение слета возлагается на руководителя слета совместно с главным судьей слета и судейской коллегией.^ 4. УЧАСТНИКИ СЛЕТАК участию в слете допускаются команды юных археологов и краеведов школ, учреждений дополнительного образования и других организаций. Состав команды – 10 человек участников (5-11 классы) и два руководителя (число команд от территории неограниченно). Команды работают в двух категориях: «мастер» – команды имеющие опыт работы в археологических экспедициях и «юниор» – команды, прибывшие на слет в первый раз. Во время работы слёта для команд, желающих приобрести и повысить теоретическую базу и практические навыки археологических исследований, оргкомитетом и судейской коллегией организуются занятия по всей программе слета. Команда должна иметь парадную и рабочую форму, эмблему или вымпел, личное и групповое снаряжение (обязательно наличие инструмента для работы на раскопе).^ 5. ПРОГРАММА СЛЕТАПрограмма слета подразделяется на основные (профилирующие) и дополнительные виды и предусматривает командные конкурсы. Помимо конкурсных видов в программу входят обучающие мастер-классы, предназначенные для детей, впервые принимающих участие в археологических работах. Основные виды: - археологический раскоп; - археологическая викторина; - археологическая конференция; - археологическая разведка; - анализ артефактов и археологический рисунок. Дополнительные виды: - представление команды; - художественная самодеятельность; - эмблема слета; - газета; - конкурс поваров; - полевой быт. Оцениваются как отдельные номинации. Полученные за них баллы не влияют на суммарное количество баллов. Мастер-классы: - организация раскопочных работ; - организация и проведение разведочных работ; - оформление полевой документации; - экспериментальная археология; - тематические лекции; - археологический рисунок.^ 6. ВЫЯВЛЕНИЕ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙПобедителем является команда, набравшее наибольшее суммарное количество баллов. При равенстве баллов преимущество получает команда, показавшая лучший результат в конкурсе раскопов. Команда–победительница награждается дипломом, призами, а также получает право на участие во Всероссийском слете юных археологов. Команды, занявшие 2-3 места в общем зачете, а также занявшие призовые места в основных видах награждаются дипломами и призами. Команды, занявшие призовые места в дополнительных видах награждаются грамотами. По усмотрению руководства слёта, представлению команды или иным образом, школьникам, наиболее проявившим себя на слете и внесшим весомый вклад в общий результат своей команды, присваивается звание «Лучший юный археолог Приморья», что подтверждается соответствующим дипломом. На звание «Лучший юный археолог Приморья» может номинироваться от команды-победительницы 3 человека, от команды, занявшей 2-е место – 2 человека, от команды, занявшей 3-е место – 1 человек. В особых случаях, при единодушном мнении главного судьи и судейской коллегии, на данное звание может номинироваться школьник из команды не ставшей призовой. За подготовку детей руководители награждаются грамотами департамента образования и науки Приморского края.7. ФИНАНСИРОВАНИЕРасходы на проезд участников к месту слета и обратно, питание их в пути и на слете, обеспечение снаряжением и т.д. – за счет средств командирующих организаций.^ 8. УСЛОВИЯ ПРИЕМАПо прибытию на слет руководитель команды должен сдать следующие документы: - именную заявку на участие команды в слете); - командировочное удостоверение на руководителей; - выписку из приказа о направлении команды на слет со списочным составом участников (если территория выставляет две команды, каждая команда указывается в приказе отдельно); - справки о прививках против клещевого энцефалита и страховку на каждого участника; - копии паспортов или свидетельств о рождении участников слета.^ 9. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И СУДЕЙСТВА КОНКУРСОВКонкурсы проводятся по ниже оговоренным условиям и оцениваются баллами. Максимальное количество баллов, получаемое за отдельные конкурсы, различно и определяется важностью конкурса в соответствии с целями слета. Судейство основных видов конкурсов осуществляет Главный судья. Судейство дополнительных конкурсов осуществляет судейская коллегия (Приложение).10. ЗАЯВКИЗаявки на участие в слете принимаются по телефонам 8-924-267-62-77 и 8-423-354-06-16.ПРИЛОЖЕНИЕ^ ОСНОВНЫЕ КОНКУРСЫ Археологический раскоп (100 баллов) Конкурс археологического раскопа является главным профилирующим конкурсом, проводится в 2 этапа (шурфовка, разметка и нивелировка раскопа). Первый этап: в течение заданного времени слета команда в полном составе без руководителя выполняет всю необходимую работу на учебном шурфе с оформлением документации. Документы сдаются главному судье. По окончании работ главный судья совместно с судейской коллегией оценивает работу каждой команды. Второй этап конкурса: (проводится на территории лагеря) команда самостоятельно размечает раскоп, проводит его нивелировку с оформлением документации. Документы сдаются главному судье. В конкурсе, оцениваемом до 100 баллов, учитываются: - соблюдение методики разборки слоя, зачисток – 50 баллов; - тщательность проверки слоя – 3 баллов; - точность фиксации стратиграфии – 10 баллов; - точность разметки раскопа – 15 баллов; - точность нивелировки – 10 баллов; - оформление планов находок, дневной поверхности раскопа и стратиграфии – 12 баллов (4 балла – горизонты; 2 балла – описание; 6 баллов – масштаб, дата, названия и.т.д.); Возможны вариации в проведении конкурса, зависящие от конкретных условий работы на памятнике, которые оговариваются Главным судьей до начала соревнований. ^ Археологическая викторина (80 баллов + 20 баллов за дополнительные вопросы). Участвуют представители команд. Каждая команда предложенные задания викторины должна выполнить за установленное время. Викторина состоит из двух видов – письменного (60 баллов) и устного (20 баллов). Письменный вид – команда в течение одного часа на бумаге, выданной судейской коллегией отвечает на 4 вопроса по следующей тематике: 1. Вопрос на знание терминологии (дать определение одному из основных археологических терминов – археология, культурный слой, археологический памятник, артефакт, археологическая культура, типы памятников т.д. – до 2-х терминов); 2. Вопрос из общей археологии (общая периодизация, рассказ об одной из археологических эпох (ашель, верхний палеолит и т.п., об орудиях труда человека и материалах для их изготовления, методы археологических исследований); 3. Вопрос из первобытной археологии Приморья (рассказ об археологической эпохе или культуре (культурах)); 4. Вопрос из средневековой археологии Приморья (рассказ об истории одного средневековых государств и народов на территории Приморья, об их археологических памятниках и материальной культуре); Все команды получают одинаковые вопросы. Каждый вопрос оценивается по 15-ти бальной шкале по следующим критериям: - точность в изложении фактов – 7 баллов; - полнота изложения – 7 баллов; - системность изложения – 1 балл. Устный вид проводится по билетной системе. Представители команд выбирают по одному билету, содержащему один конкретный вопрос по тематике археологи Приморья. Команда готовит ответ в течение 15 минут, после чего один из представителей команды отвечает на вопрос. Затем участники команд-соперниц могут дополнять выступление отвечающей команды по теме билета (за дополнительные баллы). Очередность ответов определяется жеребьевкой. Каждый ответ оценивается по 20-ти бальной шкале, исходя из следующих критериев: - точность изложения фактов - 10 баллов; - полнота изложения – 5 баллов; - системность изложения – 1 балл; - ориентация в излагаемой теме – 4 балла. При выполнении заданий викторины команды могут штрафоваться за следующие действия: - списывание у других команд (даже если команды одноклубные) – 30 баллов; - подсказки (словами, жестами) - 30 баллов; - создание помех соперникам – 20 баллов; - некорректное поведение во время ответов команд – 10 баллов. ^ Археологическая конференция (80 баллов) На конференцию команда представляет подготовленные ее членами доклады (возможны презентации докладов). Доклады, выставлявшиеся командами на другие конференции, в данном конкурсе не оцениваются. Тематика докладов должна соответствовать теме посвящения слёта: Археологи Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, ведущие научные исследования в настоящее время. До начала конференции один экземпляр доклада вместе с рисунками (если таковые необходимы) сдаются в судейскую коллегию. На экземпляре должна стоять фамилия, имя автора (или авторов), название команды и территории, название доклада. В конце дается список использованных источников и литературы. Сданный экземпляр докладчику не возвращается. Количество выставляемых командой докладов определяется самой командой. К началу слета команды сообщают в судейскую коллегию количество выставляемых докладов. Очередность выступления команд определяется жребием. По окончании выступления для уточнения изложенной информации и определения уровня ориентации докладчика в теме доклада, судейская коллегия может задавать вопросы. Количество вопросов докладчику оговаривается на совещании руководителей. Каждая команда может задать докладчику один вопрос по теме выступления. Регламент конференции устанавливается Главным судьей и сообщается при открытии слета. Тематические доклады определяются темой (посвящением персоналии, событию) слёта. За доклад команда получает до 80 баллов. Критерий оценки доклада: - содержание доклада (раскрытие темы, новизна) - 30 баллов; - ориентация докладчика в предлагаемой теме – 30 баллов; - грамотность построения текста доклада (определяется главным судьей по сданным текстам) – 5 баллов; - презентация доклада (качество устного изложения, оформление и использование иллюстраций) – 15 баллов. При проведении конференции команды могут штрафоваться до 10 баллов за некорректное поведение в отношении соперников. Зачётным является доклад, набравший максимальное количество баллов. ^ Археологическая разведка (80 баллов) Команды или их части в количестве, определенном самой командой без руководителя выходят на обследование археологического памятника или части археологического памятника. При этом команды в течение 4-х часов производят: - глазомерную топографическую съемку памятника или его части, привязку на местности; - сбор подъемного материала (при его наличии); - письменное описание памятника или его части (полевой дневник). Чистовое оформление результатов работы участники команд могут производить в месте, выбранном Главным судьей. По истечении времени все полевые материалы сдаются в судейскую коллегию, после чего команды приглашаются на защиту своих работ индивидуально, где отвечают на вопросы главного судьи по методике проведения исследования. Для конкурса главным судьей выбирается памятник или его часть, о чем сообщается командам в начале конкурса. Все команды работают на одном или равнозначных участках. Критерии оценки конкурса (максимальное количество – 80 баллов): 1. Глазомерная съемка – 70 баллов; - в т.ч. правильность в изображении топографических компонентов – 50 баллов; - соблюдение масштаба – 10 баллов; - общее оформление – 10 баллов; 2. Описание памятника – 10 баллов; - в т.ч. полнота описания – 6 баллов; - грамотность описания – 2 балла; - определение типа памятника – 2 балла. ^ Анализ артефактов и археологический рисунок (50 баллов) Конкурс является командным. Задача – дать характеристику предложенным артефактам (количество экземпляров зависит от количества участвующих команд). Характеристика включает в себя три уровня. 1 уровень – дать название артефакту (например: отщеп, венчик, донышки, черепица, наконечник стрелы, грузило и т.п.) – оценка до 2 баллов 2 уровень – дать характеристику артефакта (по материалу, форме, технологии, например: трубчатый венчик сосуда, изготовленного на гончарном круге, обсидиановый наконечник стрелы с двусторонней ретушью, грузило на гальке с двумя выемками и т.п.) – оценка до 3 баллов. 3 уровень – предложить возможную датировку артефакта (в веках, тысячелетиях, археологической эпохе, культуре) – оценка до 3 баллов. Таким образом, за полные определения команда получает по 8 баллов за каждый артефакт и 40 баллов максимально. По выбору Главного судьи определяется один артефакт из предложенного набора, который рисуется карандашом. Рисунок оценивается по следующим критериям: - точность изображения – 4 балла; - отображение профилей или разреза – 4 балла; - правильное наложение теней – 1 балл; - правильное отображение масштаба – 1 балл. Набор артефактов для всех команд единый, заранее подготавливается судейской коллегией. По истечении заданного времени команды меняются артефактами. Процедура прохождения конкурса определяется Главным судьей. ^ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ Представление команды На конкурс представляется выступление команды, ее руководителей в произвольном стиле до 15 минут. Команда должна рассказать о себе и о своих достижениях за последний год. Оценивается содержательность (90% оценки) и оригинальность подачи информации (10% оценки). Судейство конкурса проводит коллегия в составе не менее 3 человек при обязательном присутствии главного судьи. Механизм выработки оценки определяется судейской коллегией и сообщается участникам конкурса перед началом. Обязательным компонентом конкурса является визитка (название, девиз, краткая история, командная символика, основная информация о работе за год), предоставляемая в произвольном выступлении. ^ Художественная самодеятельность На конкурс представляется программа общей продолжительностью 10-15 минут. При оценке конкурса предпочтение отдается выступлениям, наиболее соответствующим тематике слета. Выбор победителя, оценки и судейство аналогично конкурсу представления команд.^ Эмблема слета На конкурс представляется эмблема слета, выполненная на листе бумаги форматом не более А-4 (210 х 297 мм). Эмблема должна содержать предполагаемую символику слета, его название, порядковый номер, место проведения, тему посвящения слёта. Критерии оценки эмблемы: - Адекватное значение. Эмблема должна создавать образ, соответствующий заданной теме и поставленным задачам; - Уникальность и оригинальность. Эмблема не должна ассоциироваться с уже существующими знаками; - Масштабируемость. Знак должен одинаково хорошо восприниматься и не терять значения в любом воспринимаемом масштабе; - Адаптивность. Знак должен воспроизводиться без утраты значения на любых носителях. Его можно выполнять в цветном и черно-белом воспроизведении, размещать на различных носителях (бумага, экран, металл, камень и т.д.). ^ Конкурс газет Во время слета команда выпускает одну зачетную газету. Бумагу для выполнения газеты предоставляет судейская коллегия. В конкурсе оценивается отражение «визитной карточки» команды, лагеря и слета, художественное оформление. Выбор победителя, оценки и судейство аналогично конкурсу представления команд. ^ Конкурс поваров В течение 1 часа команда выставляет на конкурс блюдо, приготовленное в полевых условия из оговоренных продуктов. Оценивается оригинальность, изящность оформления, вкусовые качества. ^ ПОЛЕВОЙ БЫТПолевой быт оценивается ежедневно судейской коллегией. Проверка производится в присутствии капитана команды, согласно таблице штрафов: а) Штраф 3 балла: - остатки пищи, мусор на земле вокруг палаток и на кухне, грязь на кухне и в столовой; - небрежно вымытая посуда; - беспорядок и грязь в палатках; - отсутствие маркировки на палатках (каждой и кухни с указанием команды и территории; - хранение обуви (беспорядок и грязь); - неправильное хранение дров и инструментов; б) Штраф 5 баллов: - неправильное положение палаток и кострища; - заготовка дров, громкие разговоры после отбоя и до подъема лагеря; в) Штраф 10 баллов: - порча и уничтожение зеленых насаждений; - слив помоев и свалка пищевых отходов в неположенном месте; - нарушение техники безопасности при приготовлении пищи и заготовки дров; - неправильное хранение продуктов; - мытье посуды в реке или ином водоёме; - стирка вещей в районе кострищ и выше их по течению; - нарушение общественного порядка; - невыполнение распоряжений по лагерю. г) Штраф 25 баллов: - нарушение режима дня. д) Штраф 50 баллов: - курение; - употребление алкоголя; - употребление нецензурных выражений. е) Штраф 100 баллов: - разрешение конфликтов при помощи физической силы (драка); Команды, получившие замечания по пунктам а), б), в) через час проверяются на предмет устранения недостатков. Если таковые не устранены, то с команды вновь снимаются баллы. Если команда набрала более 20 штрафных баллов, то вся превышающая их сумма вычитается из общей суммы баллов команды. Перечень примерных вопросовк устному этапу археологической викторины 1. Основы археологической науки. 2. Каменный век. 3. Бронзовый век. 4. Железный век 5. Средневековая эпоха. Групповое снаряжение - палатки на команду - спальные мешки на каждого участника - тент для столовой или иная крыша - инструмент для работы на раскопе (совок на каждого участника команды, 2-3 щётки, секатор для обрезки корней, 2-3 штыковые лопаты, подборная лопата) - щётки для помывки материала (можно старые зубные щётки) - кухонные и костровые принадлежности и оборудование - компас и рулетка (5-10 м) - медицинская аптечка - фонарики, свечи - канцелярские принадлежности (бумага писчая, чертёжная, миллиметровая, карандаши простые, авторучки, ручки перьевые, перья ученические, тушь чёрная, стирательная резинка, фломастеры и т.п.) - сетевой фильтр (удлинитель); - другое снаряжение, необходимое для команды: топоры, ножовки и т.д. Желательно заранее продумать способы хранения рабочего инструмента, посуды, продуктов; приёмы маркировки палаток и кухни. Учитывая, что готовить приходится в дождь, желательно, продумать способы защиты костра от воды. Основная литература для подготовки Авдусин Д.А. Основы археологии. - М., 1989.Артемьева Н. Г. Домостроительство чжурчжэней Приморья (XII—начало XIII в.). -Владивосток, 1998.Бродянский Д.Л. Введение в Дальневосточную археологию. - Владивосток, 1987.Бродянский Д.Л., Атремьева Н.Г. Археология Приморья. – Владивосток: ДВГУ, 2009.Воробьев М. В. Культура чжурчжэней и государства Цзинь (X в.— 1234 г.). -М.: Наука, 1983.Воробьев М. В. Чжурчжэни и государство Цзинь (X в.— 1234 г.): Исторический очерк. - М.: Наука, 1975.Государство Бохай (698 – 926 гг.) и племена Дальнего Востока России. – М.: Наука, 1994. – 219 с.Дьякова О.В. Мохэские памятники Приморья. - Владивосток: Дальнаука. 1998. 318 с.История Дальнего Востока СССР с древнейших времён до XVII в. - М., 1989.Мартынов А.И. Археология. - М., 1996.Матюшин Г.Н. Археологический словарь. - М., 1996.Окладников А.П., Деревянко А.П. Далёкое прошлое Приморья и Приамурья. - Владивосток, 1973.Положение об открытых листах на право производства археологических разведок и раскопок. - М., 2009.Шавкунов В.Э. Вооружение чжурчжэней Приморья XII – XIII вв. - Владивосток, 1993.Шавкунов Э.В. Культура чжурчжэней-удигэ XII—XIII вв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока. - М.: Наука, 1990.Также материал по археологической тематике можно найти в сети Интернет.