Реферат по предмету "Разное"


[Текст]: сб тез докл. VI межвуз студ науч практ конф., Екатеринбург, 18 нояб. 2010 г. / Фгаоу впо «Рос гос проф пед ун-т.». Екатеринбург, 2010

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Учреждение Российской академии образования «Уральское отделение»валеопедагогические ПРОБЛЕМЫЗДОРОВЬЕформирования детей, подростков, молодежи, населенияСборник тезисов докладовVI Межвузовской студенческой научно-практической конференции 18 ноября 2010 г., ЕкатеринбургЕкатеринбург, 2010^ Валеопедагогические проблемы здоровьеформирования детей, подростков, молодежи, населения [Текст]: сб. тез. докл. VI Межвуз. студ. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 18 нояб. 2010 г. / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т.». – Екатеринбург, 2010. – 210с.Сборник включает тезисы докладов VI Межвузовской студенческой научно-практической конференции «Валеологические проблемы здоровьеформирования детей, подростков, молодежи, населения» 18 ноября 2010 года, г. Екатеринбург. Представляется методология, конструктивные подходы, образовательные инициативы здоровьеформирующего образовательного процесса и оздоровительной работы для различных возрастных и социальных групп населения. Приводятся анализы проблем формирования здоровья детей, подростков, молодежи и населения, в том числе в условиях образовательных учреждений, раскрываются пути решения. Сборник предназначен для педагогов образовательных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей, в том числе факультетов и институтов физической культуры.Ответственные за выпуск: канд. пед. наук, доц. Т. В. Андрюхина, канд. пед. наук, доц. Н. В. Третьякова© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2010СОДЕРЖАНИЕ Аверин М.И., Чагина Л.В. Темные стороны спортивной медицины: допинг ……………………..................................................................................... 8 Агафонов С. В., Вальков А. В., Лобанов Д. Е., Третьякова Н.В. Рациональная организация общего режима дня современного студента..….…. 10 Азева Е.В. Строшкова Н.Т. Методика развития координационных способностей у младших школьников, занимающихся по программе мини-волейбола ……………………………………………………………………...… 12 Азизова М.В. Андрюхина Т.В. Использование йога-терапии при нарушении желчеотделения и опущении внутренних органов …………….….. 14 Акбирова Л. А.Репродуктивное здоровье современной молодежи …… 17 Анохина А. В., Неустроева Е.Н., Третьякова Н.В.Отношение к урокам физической культуры и учителю…………………………………….…..... 19 Артиков Р.Ш., Строшкова Н.Т. Программы боевых видов фитнеса... 20 Белоносова М.С., Строшкова Н.Т. Мотивация спортивной деятельности……………………………………………………………………..……….. 21 Бин Т.Ю., Панкратова Л.Э. Проблема формирования культуры репродуктивного здоровьесбережения молодежи……………………………….. 24 Бобкова А., Кропотухина О.С. Основа здорового образа жизни…….... 26 Буслович В.В., Бессонов И.С., Чусовитина С.А., Куликов В.Г. Липидный обмен, как показатель функционального состояния участников тренировочного процесса……………………………………………………….. 28 Бычкова Н.Ю., Андрюхина Т.В. Применение игровых методик АФК в работе с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии……………... 31 Важенин Д.Б., Уфимцева Н.Ф. Валеопедагогические аспекты здоровьеформирования детей и подростков………………………………………. 33 Вальков А., Кропотухина О.С. Педагогические аспекты развития скоростно-силовых качеств у детей, занимающихся спортом……………….. 35 Васильев М.А., Медведева С.А. Олимпийские игры – Сочи 2014……... 37 Верхотурова А., Ольховская Е.Б. Использование мультимедийных программ в физическом воспитании учащихся………………………….……. 39 Верхотурова А., Сулимова Н.П. Здоровьесбережение как аспект социально-педагогической деятельности ………………………………………... 41 Ганьшина Н.С. Методика использования стретчинга на уроках физической культуры у младших школьников………………………………….….. 43 Ганьшина Н.С., Терешкин А.Ф. Реакция системы кровообращения у студентов-спортсменов на физические нагрузки………………………...……. 45 Гениатулина Е.Н., Сапегина Т.А. Инновационные направления в физической культуре дошкольных учреждений……………………………..…… 46 Гениатулина Е.Н., Уфимцева Н.Ф. Педагогическая деятельность по здоровьесбережению детей, подростков, молодежи……………………….…. 48 Голубева Е.Ю., Андрюхина Т.В. Использование дыхательных упражнений с оздоровительной целью …………………………………………….…. 50 Гришин И.Н., Строшкова Н.Т. Программы силовой тренировки в фитнесе…………………………………………………………………………… 52 Гришин И.Н., Строшкова Н.Т. Фитнес программы оздоровительной направленности…………………………………………………………………... 54 ^ Губанова В.А., Строшкова Н.Т. Исследование уровня физической подготовленности дошкольников для дальнейших занятий спортом……………………………………………………………………………….... 56 Деменьшин А.С., Сапегин А.М. Модернизация физического воспитания средствами компьютерных технологий……………………………….….. 58 Демченко О., Андрюхина Т.В. Основные принципы кинезитерапии у спинальных больных………………………………………………………….… 60 Драценко М., Шумакова А., Ольховская О.Б. Программа формирования здорового образа жизни……………………………………………….……. 66 Дремина С.А. Проблема формирования культуры питания среди молодежи……………………………………………………………………………. 68 Ершова С.Д. Роль адаптивной физической культуры в социально реабилитации инвалидов……………………………………………………………. 70 Заглодина Т.А., Уфимцева Н.Ф. Арттерапия как здоровьесберегающая технология с гражданами пожилого возраста……………………………. 71 Зелютина Ю.А., Картавенко О.В., Интегрированный подход к формированию здорового образа жизни как основа здоровьесбережения населения………………………………………………………………………..……. 74 Земченко С.А., Щепелина Е.В., Третьякова Н.В. Опыт профилактической работы студентов Новоуральского филиала ГОУ СПО СОМК по предупреждению ЗППП среди подростков………………………………….… 76 Иванова В.А. Макарова Е.Н., Девятайкина Е.В. Питание и образ жизни студенческой молодежи………………………………………………… 78 Игнатова Е., Андрюхина Т.В. Психологическое время и жизненные перспективы человека…………………………………………………………… 80 Калиновский Н.В., Строшкова Н.Т. Методические аспекты развития гибкости у детей…………………………………………………………………. 83 Кичигин М., Терешкин А.Ф., Оценка физического развития студентов по индексовым показателям……………………………………………………. 85 ^ Коледенских М.С., Медведева С.А. Медико-биологические аспекты физической культуры и спорта в системе образования………………………. 87 Колмакова С.Г., Чиркова А.С. Направления в формировании здорового образа жизни…………………………………………………………….…. 89 Короткова К.А., Строшкова Н.Т. Методика направленного развития скоростных способностей младших школьников на уроках физической культуры………………………………………………………………………….. 91 Корсун Д., Строшкова Н.Т. Методика развития силовых способностей у юношей 16-17 лет, занимающихся армспортом……………………….. 93 Корякин М.А., Уфимцева Н.Ф. Мониторинг показателей физического состояния детей школьного возраста………………………………………….. 96 Кривошеева Д., Андрюхина Т.В. Адаптивное физическое воспитание для детей с нарушениями зрения……………………………………………….. 98 Кривошеева Д., Андрюхина Т.В. Особенности развития гибкости у девочек 5-7 лет, занимающихся художественной гимнастикой……………... 104 Кривошеева Д., Андрюхина Т.В. Проблема отбора юных спортсменов для занятий различными видами спорта………………………………………. 109 Кузнецова Т.М. Танцевально-ритмические упражнения как средство укрепления здоровья детей на уроках физической культуры………………... 111 Кузнецова Н.Н., Валиулина А.И. Ароматерапия……………………….. 114 Кузнецова Н.Н., Красноперова Е.Ю. Наследственность и ее влияние на здоровье……………………………………………………………………….. 116 Кучумова Г.Ш. Уфимцева Н.Ф. Инновационные технологии в организации физической культуры школьников…………………………………... 118 Кырова А.Ю. Планирование семьи как технология здоровьесбережения молодежи……………………………………………………………………. 120 Лубнина Н.И., Строшкова Н.Т. Исследование профессионально-педагогической компетентности тренеров-преподавателей детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Локомотив-Изумруд» по волейболу…………………………………………………………. 122 Миргородская О.Б. Здоровьесберегающий эффект технологии МРИТО ………………………………………………………………………………… 124 Моричева И. А., Овчинникова Л. В. Поддержание здоровья педагога средствами физической культуры……………………………………………... 127 Набокова О.Б, Сулимова Н.П. Из опыта реализации программы «Разговор о правильном питании» в образовательном пространстве 129 Нафигина А., Андрюхина Т.В. Роль компенсаторных механизмов в развитии детей с нарушениями зрения…………………………………….….. 131 Никонова Ю.В. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья подростков на примере ГУЗ «Свердловский Областной центр медицинской профилактики» ……………………………………………………………….…. 134 Новокрещенная К.О., Новокрещенная Ю.О., Кропотухина О.С. Удовлетворенность занятиями физической культурой на примере студентов машиностроительного института РГППУ…………………………………..…. 136 Окользина Н., Андрюхина Т.В. Сахарный диабет и спорт………..…… 138 Перевозчикова Е.Н., Строшкова Н.Т. Влияние занятий физической хип-хоп аэробикой на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста…………………………..……………………… 142 Пономарев С.Д. Проблемы влияния электромагнитного излучения на здоровье молодежи……………………………………………………………… 145 Приймак И.А.. Андрюхина Т.В. Принципы и значение интеграции инвалидов в общество через спорт…………………………………………….. 148 Путров М.М., Веденина О.А. Особенности использования подвижных игр в процессе физического воспитания детей в возрасте 5-6 лет……… 150 Ростова А.А., Строшкова Рекомендации по снижению массы тела.. 152 Ростова А.А., Строшкова Н.Т. Рациональное питание и сон как средства восстановления спортсменов……………………………………….… 155 Ростова А.А., Балмашев В.С. Рост заболеваемости свердловских подростков (15-17 лет)………………………………………..…………………..… 158 Русаков И.В., Медведева С.А. Инновационные здоровьесберегающие технологии в системе образования ВУЗа……………………………………… 161 Санникова А.С., Строшкова Н.Т. Средства, методы и формы адаптивной физической культуры…………………………………………………... 163 Семенова Т.А., Строшкова Н.Т. Фитнес в жизни детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….. 166 Синицина И.А., Кашапова Л.М. Привлечение интеграционного потенциала искусства как основы для развития целостной личности…………. 168 Сорокин А.Ф., Мягкоступова Т.В. Дополнительные средства повышения общей выносливости в оздоровительной тренировке ……………….. 170 Степанченко Д., Сулимова Н.П. Вопросы здоровьесбережения детей в творческом наследии В.А. Сухомлинского …………………………………. 172 Сучкова А., Домахина А., Кропотухина О.С. Педагогический контроль физической подготовленности студентов 1-3 курсов РГППУ………... 175 Тихонова А., Андрюхина Т.В. Стратегия процесса обучения двигательным действиям при работе с лицами с нарушениями слуха……….……. 177 Трофименко Ю.А., Андрюхина Т.В. Требования к профессиональным качествам специалиста по адаптивной физической культуре………….…….. 185 Третьяков А.Д., Кабушко М.Н., Третьякова Н.В. Исследование зависимости детей и подростков от компьютерных игр………………….…….. 187 Третьяков А.Д., Кабушко М.Н., Третьякова Н.В. Исследование влияния современных продуктов питания на здоровье человека (на примере мороженного) ……………………………………………………………………. 190 Филиппов Д., Андрюхина Т.В. Об адаптивной физической культуре… 192 Чуракова М.В., Панкратова Л.Э. Потребности молодежи в здоровьесбережении и возможности их реализации на муниципальном уровне……. 193 Чусовитина С.А. Развитие внимания на занятиях по волейболу……… 195 Чусовитина С.А., Кетриш Е.В. Здоровьесбережение и физическое воспитание……………………………………………………………………….. 197 Чусовитина С.А., Кетриш Е.В. Стратегия и тактика формирования здорового образа жизни…………………………………………………………. 199 Шестакова Е.Ю., Андрюхина Т.В. Состояние физической культуры и спорта для инвалидов в России…………………………………………….… 201 Шингарова Д.А., Семенов Л.А. Использование средств физической культуры для коррекции внимания у младших школьников с ЗПР……….…. 205 Шингарова Д.А., Семенов Л.А. Организация занятий по развитию внимания у школьников с ЗПР на уроках физической культуры……….……. 207 Штырков И.В., Строшкова Н.Т. Влияние силовой подготовленности на уровень спортивных достижений самбистов……………………..………… 209 Темные стороны спортивной медицины: ДопингАверин М.И., Чагина Л.В. Свердловский областной медицинский колледж «Новоуральский филиал», г.НовоуральскТема допинга сегодня как никогда актуальна в России. Во-первых, в связи с предстоящей олимпиадой в Сочи, во-вторых, российская сборная постоянно ощущает на себе пристальное внимание международного антидопингового комитета, что подтверждается многочисленными скандалами и дисквалификацией спортсменов на международных соревнованиях. Интерес к этой теме предопределил цель данной работы -обосновать необходимость разработки нормативно-правовых актов, регламентирующих применение допинговых препаратов в спорте в России. Что же такое допинг? Согласно определению Международного Олимпийского Комитета (МОК), допингом считается введение в организм спортсменов любым путем (в виде уколов, таблеток, при вдыхании и т.д.) фармакологических препаратов, искусственно повышающих работоспособность и спортивный результат. Классификация допинговых препаратов достаточно обширна. И состоит из 14 больших групп (схема 1,2). История допинга в спорте началась в 1865г. Тогда стимуляторы были использованы голландскими пловцами. Механизм, форма и классификация допинговых препаратов совершенствовалась столетиями. Спустя 20 лет появилась информация о первых жертвах допинга. Настоящая пандемия допинга в спорте началась в 1968-м. Именно к этому времени относится и введение допинг - контроля. Нормативно-правовая база, регламентирующая применение допингов в мире представлена единственным документом: «Всемирный антидопинговый кодекс» от 1 января 2009 года. Согласно кодекса, обнаружение допинга грозит спортсмену суровыми наказаниями, вплоть до полного отлучения от спорта. При первом выявлении запрещенных средств (за исключением симпатомиметических препаратов, таких как эфедрин и его производные), спортсмен дисквалифицируется на 2 года, при повторном - пожизненно. В случае приема симпатомиметиков в первый раз - дисквалификация на 6 месяцев, во второй на 2 года, в третий - пожизненно. При этом наказанию подвергается также тренер и врач, наблюдавший за спортсменом. Как это ни парадоксально, несмотря на то, что весь мир активно борется с допингом уже не один десяток лет, статистика смертных случаев в результате чрезмерного употребления допинг-препаратов, которых за историю спорта было немало, никем не ведется. Почему WADA до сих пор не воспользовалось этими фактами как лучшей антидопинговой рекламой, непонятно. Тем не менее, начиная с 1886 года, и по сей день фиксируются смертельные случаи на фоне чрезмерного применения допинга. Мы провели исследование методом анкетирования и интервьюирования спортсменов – любителей г.Новоуральска. В анкетировании принимали участие спортсмены разных возрастных категорий, занимающиеся различными видами спорта. По результатам анкетирования нам удалось выяснить, что значительная часть спортсменов - 35% считает приемлемым применение допинговых препаратов. Кроме того, 40% применяют допинг в своей спортивной карьере, несмотря на запреты. 28% респондентов отметили, что даже в результате кратковременного приеме допинга, присутствовал положительный эффект от применения препаратов. Побочные эффекты от применения допинга ощутили 23% анкетируемых спортсменов. Здесь необходимо отметить, что среди опрашиваемых не было спортсменов уровня международного класса, поэтому, мы считаем, что проблема применения допинга за пределами исследования будет, гораздо острее. На современном этапе существует определенное несовершенство нормативно – правовой базы в области применения допинга. Точнее этой базы практически нет. Сегодня в стране очень не хватает чётко прописанной антидопинговой стратегии. Ведь только закон с применением уголовной и административной ответственностью может поставить четкие границы в применении допинга. Законодательные пробелы становятся причиной антидопинговых скандалов, дисквалификации на крупнейших международных соревнованиях. В ходе исследования мы полностью подтвердили нами поставленную гипотезу – что существуют существенные пробелы в российском законодательстве в сфере применения допинга в спорте, что негативно влияет на спортивные достижения наших спортсменов на соревнованиях всех уровней. И необходимость разработки нормативно-правовых актов, регламентирующих применение допинговых препаратов в спорте в России.^ Рациональная организация общего режима дня современного студентаАгафонов С.В., Вальков А.В., Лобанов Д.Е., Третьякова Н.В. Российский государственный профессионально – педагогический университет, г. ЕкатеринбургБольшое значение имеет налаживание рационального образа жизни, так как неправильно организованный труд студентов может принести вред здоровью. Нами было проведено исследование – анкетирование на интересующую нас тему. Респондентами были студенты ФФК РГППУ 5 и 1 курсов. Возраст 17 – 23 года. Мужчины составили 60%, девушки – 40%. Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного высшего учебного заведения (расписания занятии), оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов. Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня. Давайте теперь посмотрим ответы наших респондентов. В какое время просыпается «наш» студент? 7.00 – 8.00 – 12%, 8. 00 – 9.00 – 15%, 6.00 – 7.00 – 51%, после 9 ч. – 22% 2. В какое время «наш» студент ложится спать? 22.00 – 60 %, 2.00 – 12 % (1 курс), 23.00 - 15%, в разное – 4% , 10 % - 21.00 Из выше приведенных данных делаем вывод: большая часть студентов просыпается во время, а вот, что касается времени «отбоя», то здесь видим - большая часть респондентов не досыпает, что впрочем видно из следующего вопроса. Хватает ли вам этого времени для восстановления сил? 33% - хватает, 54% - не хватает, 15% - затрудняются ответить. Для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кислорода. Академик Н. С. Введенский разработал общие рекомендации, важные для успешного умственного труда. 1. Втягиваться в работу постепенно; как после ночного сна, так и после отпуска. 2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы. Оптимальным ученый считает равномерный, средний темп. Утомляет неритмичность и чрезмерная скорость умственного труда. При этом быстрее наступает утомление. 3. Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы. Ученый считает, что работоспособность значительно выше, если придерживаться заранее запланированного распорядка дня и смены видов умственного труда. 4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха. Это поможет более быстрому восстановлению умственной работоспособности, поддержанию ее на оптимальном уровне. Посмотрим, сколько времени занимает умственная активность наших респондентов? 42% - не более 2 ч., 48% - более 2ч., 10% - менее 1 ч. Сколько времени занимает физическая активность? 50% - более 2 ч., не более 1 ч. – 24%, не более 30 мин. – 18%, 8% - не отводим. Экспериментально доказано, что при напряженной умственной работе непроизвольно сокращается скелетная мускулатура. Это как бы «подзаряжает» энергией подкорковые нервные структуры головного мозга. Они в свою очередь активизируют кору больших полушарий, осуществляющих мыслительную деятельность. Поэтому мышцы с полным правом можно назвать аккумуляторами мозга. Вместе с тем, при сильном и длительном напряжении крупных мышечных групп мозг начинает хуже функционировать из-за чрезмерного притока к нему импульсов с мышечных рецепторов. Поэтому в процессе умственной работы мышцы нужно расслаблять время от времени, что позволит активизировать деятельность мозга. Отсюда становится нам понятной роль физических упражнений в повышении умственной работоспособности. Всем известно о довольно частых случаях заболеваний пищеварительного тракта у студентов. Основной причиной такого отрицательного явления мы считаем нерегулярное и нерациональное питание. Современная наука достигла определенных успехов в изучении вопросов рационального питания. Пищу рекомендуется принимать горячей, в одни и те же часы, 3—4 раза в день, что обеспечивает нормальное пищеварение. Поэтому наиболее правильно во время завтрака употреблять 15—20 % суточной нормы калорий, а обед и ужин сделать более сытными. Ужинать желательно как минимум за 1,5—2 ч до сна, чтобы пища переварилась. А что же «наши» студенты? Сколько раз в день они питаются? 3 р. в день – 48%, 4 р. – 30%, 5 р. и более – 15%, 2 р. – 7%. Когда съедают самое большое количество пищи? На обед – 60%, на ужин – 38%, на завтрак – 2%. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: уделять больше времени, т.е. учебных занятий для студентов 1 курса именно на тему «Режим организации дня студента». На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознаётся призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.методика развития координационных способностей у младших школьников, занимающихся по программе мини-волейболаАзева Е., Строшкова Н.Т. Российский государственный профессионально – педагогический университет, г. ЕкатеринбургСовременные условия жизни предъявляет высокие требования к уровню физического развития, работоспособности и защитным силам организма подрастающего поколения. Физическое воспитание детей школьного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Младший школьный возраст самый благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей. Организм ребенка-школьника находится в периоде становле­ния функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закали­вание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражне­ния) должен обеспечить решение главной задачи — воспитание здорового, гармонически развитого ребенка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения. Волейбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Волейбол способствует воспитанию у учащихся чувства коллективизма; настойчивости, решительности, целеустремленности; внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствованию основных физических качеств. Целью исследования – обосновать использование программы по мини-волейболу, для повышения уровня координационных способностей у детей младшего школьного возраста. Объектом нашего исследования являлся учебно-тренировочный процесс по физической культуре в школе. Предмет исследования – методика развития координационных способностей у младших школьников, занимающихся по программе мини-волейбола. Тестирование по физической подготовленности было проведено 2008 и 2009 году в апреле месяце среди 2-х и 3-х классов в двух общеобразовательных школах, занимающихся по программе «Мини-волейбол». В данных школах был введен третий урок физической культуры, спортивной направленности (волейбол). С целью определения уровня развития координационных способностей в этих классах были использованы тесты: челночный бег 3х10; бег с помехами; прыжок в длину с места; прыжок вверх с места. Один из педагогов использовал традиционную методику (использование средств для развития координационных способностей основанную на Комплексной программе физической культуры для общеобразовательных школ), а другой педагог разработал свою методику, основанную на использовании специальных упражнений, предложенных итальянскими специалистами. Данная методика рассматривает процесс формирования двигательных умений и навыков волейболистов через большое многообразие подвижные игр, при этом игры проходят на ограниченном пространстве, что приучает детей к пространственной ориентации на площадке. При этом используется различный красочный инвентарь. Технические приемы непосредственно изучаются в подвижных играх. Проведенные исследования показали, что уровень развития координации у детей, занимающихся по программе «Мини-волейбола» с использованием подвижных игр по итальянской системе значительно выше уровня детей, при занятиях с которыми используется традиционная методика развития координационных способностей. Исходя из этого, можно сделать вывод, что, во-первых, введение третьего часа физической культуры позволит расширить двигательный диапазон младших школьников; во-вторых, сориентирует детей на занятия спортом в детских спортивных школах, что разрешит проблему подготовки качественных спортивных резервов в будущем.^ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЙОГА-ТЕРАПИИ ПРИ НАРУШЕНИИ ЖЕЛЧЕОТДЕЛЕНИЯ И ОПУЩЕНИИ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВАзизова М.В., Андрюхина Т.В. «Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина», г.Екатеринбург Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. По данным Всемирной организации здравоохранения "Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Так же эти данные свидетельствуют, что уровень здоровья человека лишь на 10-15 % связан с деятельностью системы здравоохранения, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Природа устроена таким образом, что в течение жизни человек должен быть физически активен. В настоящее время люди ведут малоподвижный образ жизни, который серьезно сказывается на здоровье. Решением проблемы недостатка физической активности является использование различных видов физической культуры, которая в свою очередь способствует восстановлению и укреплению здоровья. При занятиях физической культурой необходимо учитывать состояние здоровья человека, так как от него зависит подбор применяемых средств и методов. В настоящее время одними из самых распространенных заболеваний являются заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), в частности нарушение функции желчеотделения и опущение внутренних органов (птозы). Эти нарушения выбраны автором не случайно, а по причине их широкой распространенности, взаимосвязанности и значительного влияния на весь организм. Ортодоксальная медицина при нарушении функции желчеотделения в качестве основных методов предлагает прием желчегонных средств, ферментов и спазмалитиков. Результатом использования этих методов является обеспечение оттока желчи. Вместе с тем, по мнению многих авторов (Свами Шиванад, А. К. Сафронов, Л. Ларк, Т. Гуллет, Т. Б. Белая, П. И. Белый), данный метод обладает рядом недостатков: помощь извне замещает способность организма к самостоятельной работе, организм становится зависимым от принимаемых препаратов, использование метода невозможно при желчекаменной болезни (ЖКБ), наличие побочных эффектов, воздействует только на желудочно-кишечный тракт, эффект лечения кратковременный, устраняет симптомы, а не причины заболевания. При птозах ортодоксальная медицина использует оперативный метод лечения, применяемый только в случае сильного опущения. Небольшие опущения не оперируются, но они также нарушают функционирование органов. В настоящее время для лечения заболеваний в нашей стране начали широко применять йога-терапию, методику, разработанную на основе йоги. С точки зрения йоги, организм является полноценной саморегулирующейся системой, способной избавиться от заболеваний, сознательно пробудив собственные силы. Неправильная работа хотя бы одного из элементов системы приводит к нарушению равновесия во всем организме. Йога-терапия предлагает средства и методы, с помощью которых человек может устранить не только симптоматические проявления заболевания, но и его непосредственную причину, а также в дальнейшем поддерживать естественное равновесное состояние организма. Отличительной особенностью данной методики является возможность постановки внутренних органов в нормальное положение и восстановления функции желчеотделения посредствам физических упражнений (асан) в сочетании с правильным дыханием и расслаблением, а так же визуализации. Это достигается за счет активизации деятельности организма. Следовательно, позволяет избежать зависимости и появления побочных действий, добиваться длительного эффекта, устранять причины и обеспечивать профилактику заболеваний. Более того, йога-терапия может быть использована при ЖКБ с учетом индивидуальных особенностей. Однако применение данной методики имеет ограничения и противопоказания при острых состояниях и III-IV стадиях онкологических заболеваний, а также заболеваний сердечно-сосудистой, центральной нервной системы и др. Механизм действия йога-терапии заключается в оптимизации деятельности всех органов и систем организма. Вследствие чего происходит: активизация крово- и лимфообращения, активное насыщение крови кислородом, активизация обновления клеток, активизация выведения шлаков и токсинов, нормализация обмена веществ и веса, нормализация артериального давления, стимулирование иммунной системы, нормализация функций опорно-двигательного аппарата и мышечной системы (в частности постановка и закрепление внутренних органов в нормальном положении). Вышеперечисленное достигается путем придания телу необходимого положения, выполнения дыхательных упражнений, в результате чего достигается массажный эффект. Важной особенностью упражнений является формирование осознанной визуализации процессов, происходящих во время их выполнения. Визуализация представляет собой мысленную проработку физиологического решения существующих проблем. Эффективность визуализации основана на активном участии головного мозга, сознания. В повседневной жизни люди привыкли осознанно управлять своими движениями, органами чувств и так далее посредством иннервации, то есть направленных посылов нервных импульсов от головного мозга. Таким же образом мысленно представляя нормальную работу проблемного органа, человек приобретает навык сознательного контроля над его работой. Механизмы воздействия асан на организм достаточно разнообразны и хорошо описаны в работах Д. Эберта, В. Райха, А. и других учёных. Например, гуморальный механизм был выделен Д. Эбертом (1986). Он показал, что при выполнении асан изменяется гидростатическое давление в различных полостях организма, оказывая влияние на деятельность физиологических систем. В работах Шиванада Свами был изучен рефлекторный механизм, суть которого заключается в компенсаторном усилении кровообращения после растяжения или сжатия зон тела, позволяющих напрямую влиять на функции различных органов. Кроме этого можно выделить также: стрессовый (Л. Гаркави), гормональный (Р. Минвалеев) и энергетический (А. Сафронов) механизмы влияния йоги на организм человека. Автором была проанализирована литература, касающаяся воздействия асан на организм человека. Рассмотрим некоторые из воздействий на примере упражнения «плечевая стойка». Плечевая стойка является перевернутой позой, когда ноги расположены выше головы. Это обеспечивает «отток венозной крови, лимфооток, стимулирует приток артериальной крови к органам брюшной полости, нормализует работу нервной системы и желез внутренней секреции, успокаивает. При правильном дыхании диафрагма оказывает массирующее действие на органы брюшной полости, что приводит к еще более эффективному кровоснабжению органов брюшной полости и улучшению работы желчного пузыря. Эта поза очищает органы малого таза и кишечник, стимулирует приток крови к легким, сердцу и мозгу. Также данная поза устраняет опущение внутренних органов, несварение, нарушение кислотности, болезни селезенки, печени и почек, геморрой, астму, туберкулез, нервные расстройства, диабет, болезни крови и мочеполовой сферы, нормализует артериальное давление». Так, йога-терапия является деликатной методикой восстановления здоровья за счет «включения» адаптационных неврологических механизмов и механизмов саморегуляции организма, которые заложены генетически. Важно отметить, что йога-терапия не противоречит ортодоксальной медицине. Она является альтернативным, эффективным, а иногда единственным возможным методом лечения, а также может быть дополнением к ортодоксальной медицине. Проанализировав научно-методическую литературу, автор пришел к выводу, что проблема использования йога-терапии при нарушении желчеотделения и опущении внутренних органов является актуальной и требует дальнейшей разработки.Бибилиографический список: 1. Белая Т. Б., Белый П. И. Анатомия йоги. Изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Фен


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.