Областной конкурс «Юный краевед» «Культура Псковского края: история и современность»Колония на Холмах и ее роль в развитии культуры Порховского краяРеферат ученика 9 Г класса Федорова АндреяРуководитель – учитель истории средней общеобразовательной школы №1 Яковлева Лариса АнатольевнаПорхов, 2004План Введение. Цель и задачи реферата………………………………………………… с.3 Методы и способы выполнения работы........................................................... с. 4 Результаты. Колония на Холмах и ее роль в развитии культуры Порховского края. Усадьба князя А.Г.Гагарина в Холомках………………………………… ..с. 5 Организация колонии Петроградского Дома искусств в Холомках и Бельском Устье в начале 1920 года. ………………… ..с. 7 Порховская страница биографии некоторых колонистов: а)поэт-переводчик Ада Ивановна Оношкович-Яцына… ..с 9 б) «Здесь даль видна в просторной раме…» Поэт Владислав Ходасевич в Бельском Устье………… …с. 11 в) Художник Н.А.Радлов ……………………………………………………………… ...с. 15 Роль колонии на Холмах в развитии культуры Порховского края……………………………………………………………………………… ….с. 17 Выводы………………………………………………………………………………………………………… ….с. 19 Используемая литература……………………………………………………………… …с. 22Введение. Цель и задачи реферата. Есть на Псковской земле место, уникальное скрещением судеб многих талантливых людей ХХ века – это Холомки и Бельское Устье в Порховском районе. Здесь в живописной долине реки Шелони в 1920-21 гг. расположилась колония Дома искусств, где, спасаясь от голода, поселились петроградские писатели, поэты художники: К.Чуковский, М.Добужинский, В.Ходасевич, В.Милашевский, Е.Замятин, М.Зощенко, О.Мандельштам, Н.Радлов и др. Изучая на уроках литературы Псковского края творчество В.Ходасевича, В.Милашевского, я решил более подробно остановиться на теме о художественной интеллигенции в Холомках и Бельском Устье. Считаю данную тему актуальной, т.к. необходимо как можно больше говорить о том, какие уникальные места есть на нашей Порховской земле. Холомки и Бельское Устье … За годы Советской власти это были просто деревни, которые ничем не отличались от остальных. Лишь в 90-х гг. вновь заговорили о ценности этих исторических мест. Научные краеведческие чтения «Порхов – Холомки», публикации на страницах «Порховского вестника»1, экскурсии – все это способствует возрождению былой славы дворянских усадеб в Холомках и Бельском Устье, которые в начале 20-х годов явились своего рода центром культурной жизни нашего района. Таким образом, целью моего реферата является показ того, что этот небольшой «пятачок русской земли»2 в сознании побывавших там представителей художественной интеллигенции стал символом России и отразился в их произведениях, но белее всего – в памяти многих людей. Для раскрытия данной цели я обозначил следующие задачи: Дать историческую справку об усадьбе князя А.Г.Гагарина в Холомках Показать, как была организована колония Петроградского Дома искусств в Холомках и в Бельском Устье, а именно – а) условия быта б) материальное существование в) проведение досуга. Представить порховскую страницу в биографии некоторых колонистов. Изучить роль колонии на Холмах в развитии культуры Порховского края.Методы и способы выполнения работы.Нельзя сказать, что тема о художественной интеллигенции в Холомках и Бельском Устье является малоизученной. Она находит отражение в материалах ежегодных краеведческих чтений «Порхов – Холомки». Бывший научный сотрудник Порховского музея Алексей Екимович Крылов также неоднократно обращался к этой теме. Работая над рефератом, я пользовался как материалами краеведческих чтений, так и статьями А.Е.Крылова. Поэтому способами выполнения работы стало: - изучение имеющихся публикаций по данной теме; - знакомство с творчеством В.Милашевского, В.Ходасевича и К.Чуковского. Поиск Порховской страницы в их биографии; - постановка цели и задачи; - формулирование выводов.^ Результаты. Колония на Холмах и ее роль в развитии культуры Порховского края.Усадьба князя А.Г.Гагарина в Холомках.Усадьба была построена в 1914 году А.Г.Гагарин в 1911 г. приобрел землю в Порховском уезде Псковской губернии. Проект и рисунки здания усадьбы в стиле русского ампира были заказаны архитектору И.А.Фомину. В июне 1913 года, после защиты адъюнктской диссертации, А.Г.Гагарин со своими старшими сыновьями приступил к строительству усадьбы. Из воспоминаний супруги князя Гагарина, Марии Дмитриевны: «Во всякую деталь строительства, начиная с приемки кирпича и кончая вычислением размера колонн, он вникал сам, для чего большую часть года жил при строительстве в простой избе». Эта изба сохранилась, правда, стоит без окон и дверей и почти без крыши. Здание усадьбы строилось в основном из местного материала. Кирпич покупался у соседних крестьян, а для грандиозного гранитного фундамента взрывались динамитом и затем тесались громадные валуны, которыми были усеяны ближайшие поля. Строительство усадьбы было закончено в 1914 году. А вот как описывает усадьбу современник А.Г.Гагарина Г.Лукомский: «Не только старинные усадьбы бывают красивы, правда, не много таких красивых сооружений подлинной благородной и выражающей характер русской усадьбы архитектуры. Произведение архитектуры И.А.Фомина любопытно особенно тем, что оно было построено лишь по проекту Фомина, зодчими явились сами владельцы: князь Андрей Григорьевич Гагарин и его два сына – Сергей и Андрей. С одной стороны здания портик – традиционный портик ионической колоннады с большой балюстрадой между колоннами. Очень хороши балясины – это так редко бывает. С другой стороны полукруглая ротонда, перекрытая куполом. Прелестны парные колонны. Менее удачен аттик, идущий по верху над карнизом. Все формы просты, гладки, бесхитростны, нетрудны для выполнения, а в общем получилось красивое, образцовое здание, и это при условии, что строили дилетанты. Ныне в доме лазарет для раненых воинов». Через месяц после окончания строительства началась первая мировая война. Старшие сыновья А.Г.Гагарина ушли на фронт, а в усадьбе остались Андрей Григорьевич с супругой и младшими детьми. Осенью 1914 года в одной половине нового дома супруга А.Г.Гагарина организовала лазарет для раненых. Гагарины сами содержали этот лазарет в течение всей войны. В 1918 году усадьба была реквизирована и там организован Народный дом им. В.И. Ленина, которым руководила дочь А.Г. Гагарина, Софья Андреевна. В Народном доме устраивались театрализованные вечера для местных крестьян. На эти вечера в Холомки приходила молодежь из всех окрестных деревень и даже их Порхова. В то ужасное время усадьба не погибла и не разделила трагическую участь многих ближайших усадеб В 1920 году Мария Дмитриевна обращается через знакомых ей художников М.В.Добужинского и В.А.Милашевского к А.М.Горькому с предложением оргванизовать в усадьбе Дом искусств для поддержания голодающей в Петрограде творческой интеллигенции. Тогда еще деревня в состоянии была прокормить петроградских художников и писателей и их семьи. С этой целью в Холомки был командирован К.И.Чуковский, и летом 1920 года в Холомках открылась колония Дома искусств. В годы Великой отечественной войны в Холомках размещались штабные службы немецких войск. В здании усадьбы располагались столовая, спальные комнаты и комнаты отдыха, поэтому дом Гагариных не пострадал. В настоящее время усадьба требует восстановления и возрождения, как архитектурно-исторический памятник. По указанию вице-президента С.-Петербургского технического университета в октябре 2000 года сотрудниками университета было выполнено обследование здания и территории усадьбы. По результатам обследования составлен отчет и даны рекомендации. Будем надеяться, что в ближайшее время начнутся работы по восстановлению усадьбы.3Организация колонии Петроградского Дома искусств в Холомках и Бельском Устье.6 ноября 1920 года газета «Псковский набат» сообщила об организации в Порховском уезде, в бывшем дворянском имении Холомки, колонии Петроградского Дома искусств. Предыстория этого важного культурного события в жизни Порховской провинции такова. Вскоре после Октябрьской революции в особняке князей Гагариных в Холомках был создан Народный дом имени В.И.Ленина (говоря современным языком – Дом культуры). Дочь Гагариных, Софью Андреевну, назначили заведующей Народным домом. Подобрав группу из местных подростков, она занимается с ними художественной самодеятельностью, ставит даже спектакли по пьесам А.Н.Островского. Местные крестьяне довольны. Но уездная власть косо смотрит на бывших «бар», все еще обитающих в своем роскошном особняке, и пытается их выжить. 16 июля Софью Андреевну увольняют с работы. Бездомность угрожает всей семье Гагариных. Только 20 января 1920 года пожилой и больной князь А.Г.Гагарин, так много сделавший для отечественной и мировой науки, получил за подписью В.Ленина (Ульянова) охранную грамоту на имение и имущество (помогло ходатайство друзей ученого). Чтобы обезопасить семью от новых и новых попыток властей отобрать их дом, княгиня Мария Дмитриевна Гагарина, посоветовавшись с частым гостем Холомков художником М.В.Добужинским и найдя поддержку у писателя М.Горького, решает обратиться к наркому просвещения А.В.Луначарскому с предложением создать в Холомках творческую дачу художников и писателей Петроградского Дома искусств, терпевших жестокий голод. Нарком идею поддержал. 14 февраля 1921 года критик и поэт К.И.Чуковский записал в своем дневнике: «Завтра я еду вместе с Добужинским в Псковскую губернию, в имение Дома искусств, Холомки, спасать свою семью и себя от голода, который надвигается все злее…» Поездка Добужинского и Чуковского в феврале 1921 года в Холомки носила организационно-хозяйственный характер. Нужно было добыть лошадь для поездок в Порхов, договориться насчет сада, огорода и сена. Эти два человека, благодаря своей энергичности и распорядительности, сыграли важнейшую роль в организации «колонии», как стали называть холомковские сотрудничество творческих работников, и устройстве быта «колонистов». «Добужинский и Корней Чуковский, - вспоминал В.А.Милашевский, - были нашими председателями. Перед властями они оба числились заместителями Горького. Бумажка за подписью Горького показывалась в исполкоме города Порхова… и они отпускали нам пайки – крупу, муку и махорку». К концу весны 1921 года основные работы по подготовке имения к приему петроградцев были закончены, и в мае начался приезд писателей и художников, продолжавшийся и летом. Причем прозаиков и поэтов, благодаря усилиям Чуковского, приехало гораздо больше, чем живописцев и графиков. Кроме самого Корнея Ивановича и его детей, Николая и Лиды (впоследствии тоже ставших известными писателями), в Холомки прибыли Е.И.Замятин, М.Л.Лозинский, М.Л.Сломинский, М.М.Зощенко, В.Ф.Ходасевич, Е.П.Леткова-Султанова, Лев Лунц, Сергей Нельдихен, Муся Алонкина, Оношкович-Яцына. На несколько дней в Холомки из Петрограда приезжали О.Э.Мандельштам и Н.М.Волковыский. Из художников, приехавших на лето в благословенные места на красавице Шелони, известны, кроме М.В.Добужинского и В.А.Милашевского, имена Г.С.Верейского, Н.Э. Радлова и его жены Э.Я.Зандер, Б.П.Попова. Приведенный список «колонистов», по-видимому, не полный. Писателей и художников нахлынуло из голодного Петрограда так много, что разместить всех в большом княжеском доме в Холомках оказалось невозможным. Часть прибывших пришлось поселить в соседнем имении Новосильцевых – в Бельском Устье, что в двух километрах от Холомков. По воспоминаниям Николая Чуковского, «новоприбывшие разместились в пустом доме кто как мог: на топчанах и просто на полу. Нельдихен устроился на террасе с перебитыми стеклами в длиннейшем ящике из-под яиц… Н.Э Радлов решил преобразовать внутренность новосильцевского дома и принялся расписывать его голые стены огромными фресками.4Порховская страница биографии некоторых колонистов а) Поэт – переводчик Ада Ивановна Оношкович – Яцына. Когда вспоминается такой яркий феномен уже не столь близкой нам истории, каким была краткая жизнь Порховской колонии - коммуны петроградских художников и литераторов в Холомках и в Бельском Устье, всегда произносятся имена выдающихся, в особом представлении не нуждающихся. Кому из вступивших в XXI столетие просвещенных россиян нужно объяснять, кто такие Корней Чуковский и Мстислав Добужинский, Владислав Ходасевич и Михаил Зощенко, Осип Мандельштам, Евгений Замятин, Николай Радлов и Михаил Лозинский, Владимир Милашевский… Но рядом с этими большими фамилиями во всех источниках, которыми мы пользуемся, восстанавливая хронологию отстающей от нас на восемьдесят лет истории, всегда звучат имена менее известные. Разве что посвященные профессионалы не нуждаются в прояснении имен Бориса Попова и Льва Лунца, Екатерины Павловны Летковой – Султановой, Марии Сергеевны Алонкиной, Ады Ивановны Оношкович – Яцыны. Несколько восполняя неоправданно существующие пробелы, мы вспомним одно из полузабытых имен. Итак: Поэт – переводчик Ада Ивановна Оношкович – Яцына. Порховская страница биографии. В псковскую колонию Ада Ивановна поехала под покровительством ее учителя и друга Михаила Леонидовича Лозинского. Ада Ивановна рассказывала, что поехали они в Бельское Устье в сентябре 1921 года и пробыли там месяц. Дорога была тяжелая, пересадка на станции Дно. Пришлось пытаться заснуть сначала на перроне, а затем в зале, сидя у стола. Из Порхова ночью ехали в телеге с вещами, ночевали по дороге на сеновале. В Устье Аде Ивановне очень понравилось. Красивые прогулки, уютные вечера с танцами, играми, хороводами. Радлов рисовал карикатуры и блистал остроумием, прозвище у него было Барон. С ним они подружились. В Холомки ходили пешком. В лесу стоял цыганский табор. Колонисты ходили в табор на костер. Цыгане пели, танцевали и гадали. Было поле капусты, которое колонисты охраняли, а затем срезали урожай. Как было организовано питание, я не помню. Из колонистов Ада Ивановна вспомнила, кроме Радлова, еще Султановых и то, что Чуковского и Замятина они уже не застали. Наступающая осень готовила обитателям Холомков и Бельского Устья скорые дороги, о направлении которых многие из них в том сентябре 1921 года и не подозревали. И как здесь не вспомнить Льва Толстого: «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей, с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, шла, как и всегда…» И нам вовсе не трудно перенестись вроде бы совсем немного во времени и увидеть картину, когда «по вечерам все собирались в новосильцевском доме. Открывались все двери, зажигались керосиновые лампы, … и устраивалась грандиозная кадриль», в одной из пар которой шли и наши герои – будущий великий переводчик Данте и Шекспира и его почти безвестная ученица. Но с того самого дня имена их всегда будут перекликаться как в истории великой российской словесности, так и в скромной негромкой странице истории и культуры нашей, имя которой – Холомки.5б) «Здесь даль видна в просторной раме…»Поэт Владислав Ходасевич в Бельском Устье.17 ноября 1921 года московский поэт Владислав Ходасевич переезжает в Петроград и поселяется в тогда уже знаменитом Доме искусств, к моменту приезда В. Ф. Ходасевича существовавшем ровно год.Яркий словесный портрет В.Ф. Ходасевича, только что поселившегося в Доме искусств, оставил в своей интересной книге воспоминаний художник В.А. Милашевский, один из обитателей и Дома искусств, и колонии в Порховской глубинке: «Недели через две после моего вселения в «меблирашку» я увидел в темном коридоре человека, лицо которого меня поразило. Очевидно, подобно мне, он был новый жилец Дома искусств. Пергаментно-желтое, иссушенное, скопческое лицо. Его горло было окутано, или, вернее, спеленуто, черным шелковым платком, из-под которого виднелся еще и белый платок. Это придавало шее и голове мертвенную неподвижность, как у мумии. Взгляд настойчивый и упорный, как будто скрипучий. Черные волосы, безжизненные и прямые, спускались до мочек ушей. «Фараон, промелькнуло в голове, - но не только фараон, а еще и ирокез». Я представился ему как его сосед по коридору. И по-дурацки добавил после своей фамилии: «Художник», чтобы разрушить ложное впечатление, которое я, вероятно, производил в своей военной гимнастерке. Ирокезо-фараон ответил мне: «Владислав Ходасевич, поэт». 3 августа 1921 года В. Ф. Ходасевич вместе с Анной Ивановной Чулковой («жена Ходасевича» и «сестра мистического анархиста» Григория Чулкова» - В.А. Милашевский) и ее тринадцатилетним сыном от первого брака Гариком (Эдгар Гренцион) уезжают из Петрограда на несколько недель в колонию Дома искусств в Порховский уезд Псковской губернии. Перед отъездом В. Ходасевич написал Андрею Белому, что кроме него туда также едут писательница Екатерина Павловна Леткова-Султанова и художник В.А. Милашевский. Накануне отъезда в Псков (вечером 2 августа) В. Ходасевич встретился с Николаем Степановичем Гумилевым. Позднее, в 1936 году в Париже, в очерке «Гумилев и Блок» В.Ф. Ходасевич подробно опишет эту встречу: «...Гумилев стал меня уверять, что ему суждено прожить очень долго - «по крайней мере до девяноста лет». Он все время повторял: «Непременно до девяноста лет, уж никак не меньше». На следующий день вечером В. Ходасевич отправляется в Псков. Через несколько дней, 7 августа, умрет А. Блок, а 27 августа Николая Гумилева расстреляют. О кончине А. Блока известит В. Ходасевича Андрей Белый. 14 августа 1921 года в церкви Вельского Устья (храм Во славу Вознесения Господня, 1796 г.), в воскресенье, по Александру Блоку будет отслужена панихида. В начале сентября колонисты узнают и о гибели Н.С. Гумилева. 6 августа (дата по Дневнику К.И. Чуковского) Ходасевичи приезжают в Холомки и, подобно многим колонистам, поселяются в Бельском Устье (соседнее с гагаринскими Холомками имение Н.И. Новосильцева с домом, построенным по проекту И.П. Ропета). Десять дней спустя (16 августа 1921 года) в подробном письме своим давним московским друзьям Борису Александровичу и Александре Ионовне Диатроптовым Владислав Ходасевич опишет свою деревенскую жизнь. Процитируем замечательное письмо, где искренняя восторженность граничит с легким юмором, а неподдельная радость переходит порой в едкую усмешку. «Милые мои, жить на свете очень чудно. По случаю коммунистического строя сделался я помещиком. Обсуждаю вопросы об урожае, хлопочу, чтобы скорее мололи «наш» хлеб, и очень серьезно подумываю, не прогнать ли садовника. Впрочем, я недоволен и управляющим: явный вор. Это мнение разделяет и дьякон нашей домовой церкви, очень красивой, XVIII века, о пяти куполах. Собственно, у нас не одно имение, а два: Бельское Устье, где живем мы, старушка Леткова (Любовь Михайловского) с сыном, художник Милашевский; Холомки, в 2 верстах отсюда. Там живут Добужинские и Чуковские. Все это - в 15 верстах от Порхова Псковской губ., на берегу реки Шелони. У нас лучше, хотя в Холомках роскошный дом. Отправляясь в порховскую колонию на несколько недель, Владислав Ходасевич не мог, наверное, предположить, что задержится в ней на два месяца. И, тем более, вряд ли предполагал поэт, что, живя в эмиграции, в Париже, так часто будет возвращаться в своей памяти к событиям пятнадцатилетней давности. Особый интерес в мемуарной прозе В.Ф. Ходасевича представляет для нас его очерк «Поездка в Порхов» (Из советских воспоминаний). Сам мемуарист так определил тему своего повествования: «один из самых нелепых дней моей подсоветской жизни». Николай Чуковский назвал В. Ходасевича «превосходным поэтом одной темы - неприятия мира». Очерк «Поездка в Порхов» - прозаическое подтверждение сказанному. Все стороны подсоветской жизни представляются В. Ходасевичу как следствие всеобщего абсурда. И дело здесь не только в убогом быте убогих людей. Поэту открывается зловещая «особенность эпохи - глубочайшая ложь и притворство, ...вечный «камуфляж», без которого нельзя было ступить шагу». В последний день уходящего 1921 года Владислав Ходасевич завершит в Петербурге стихотворение «Бельское Устье» - один из своих поэтических шедевров. Здесь даль видна в просторной раме: За речкой луг, за лугом лес. Здесь ливни черными столпами Проходят по краям небес.Здесь радуга высоким сводом Церковный покрывает крест, И каждый праздник по приходам Справляют ярмарки невест.Здесь аисты, болота, змеи, Крутой песчаный косогор, Простые сельские затеи, Об урожае разговор.А я росистые поляны Топчу тяжелым башмаком, Я петербургские туманы Таю любовно под плащом.И к девушкам, румяным розам, Склоняясь томною главой, Дышу на них туберкулезом, И вдохновеньем, и Невой.И мыслю: что ж, таков от века, От самых роковых времен, Для ангела и человека Непререкаемый закон.И тот, прекрасный неудачник С печатью знанья на челе, Был тоже - просто первый дачник На расцветающей земле.Сойдя с возвышенного Града В долину мирных райских роз, И он дыхание распада На крыльях дымчатых принес. * * * После возвращения из Бельского Устья в Петроград Владислав Фелицианович Ходасевич проживет в России менее года. 22 июня 1922 года вместе с Ниной Берберовой он навсегда уезжает из России и через Ригу прибывает в Берлин. Впереди семнадцать лет эмиграции, написанные и изданные за границей книги, сделавшие впоследствии В. Ходасевича классиком европейской литературы XX века. В обстоятельно составленной биографии В.Ф. Ходасевича, которая непременно будет создана, порховская страница его жизненного пути займет свое место.6в) Художник Н.Э.РадловН.Э. Радлов, равно как и многие другие "колонисты", не оставил воспоминаний, освещающих короткий, но яркий и в чем-то незабываемый период его жизни в Порховском уезде Псковской губернии. Для всех, профессионально занимающихся историей русского изобразительного искусства первой половины XX века, имя художника Н.Э. Радлова хорошо известно. Если же принять во внимание тот оправданный интерес, который наблюдается в последние годы к отечественному изобразительному искусству и отечественной культуре 1920-1930 гг., то жизнь Николая Эрнестовича в русском искусстве должна быть явлена как предмет значительного внимания. Аргументов в пользу настоящего утверждения более чем достаточно. В редком исследовании, посвященном истории нашего искусства в обозначенный исторический период, не встретится имя Н.Э. Радлова, художника-графика, историка искусства, педагога. Для многих, посвященных в историю русского изобразительного искусства, имя Н.Э. Радлова связано, прежде всего, с жанрами карикатуры, дружеского шаржа и книжной графики. В этих ипостасях художественного творчества Николай Эрнестович глубоко индивидуален, щедро талантлив и необыкновенно "продуктивен". Он заслуженно считается "олицетворением карикатуриста умного и проницательного, с большой долей грустного скепсиса". Приехав в Порховскую колонию, Николай Эрнестович вместе с женой и дочерью поселился в Бельском Устье. (О быте "колонистов", разместившихся в этом бывшем дворянском имении, мы говорили в предыдущем рассказе, посвященном В.Ф. Ходасевичу). В очерке "Холомки" Николай Корнеевич Чуковский вспоминал: "Н.Э. Радлов решил преобразить внутренность новосильцевского дома и принялся расписывать его голые стены огромными фресками. Мы с жадным вниманием следили за его работой, быстро продвигавшейся вперед — каждый день появлялась новая фреска. На этих уморительно смешных фресках изображены были мы сами — и Нельдихен в крылатке, и изысканный Лозинский, и Добужинский, и мой отец, и стремительный Лева Лунц, и Гагарин, и Замятин, и маленький Ходасевич с челкой на лбу, в пенсне, с брезгливой улыбкой на крохотном личике". Л.Н. Радлова хорошо помнила эти монументальные шаржированные портреты, равно как запомнились ей и яблоки из знаменитого новосильцевского сада. В ее архиве хранился альбом с карандашными зарисовками Николая Эрнестовича, условно именуемый нами "холомковским". Подобное определение альбома не лишено оснований: среди беглых портретных набросков без труда узнаются В.Ф.Ходасевич, К.И.Чуковский, Лида Радлова, М.Сломинский, В.Милашевский, М.Добужинский… . Еще рано говорить о том, будет ли в Холомках музейная экспозиция, повествующая о замечательной странице в истории этого маленького псковского уголка. Но уже сейчас создание этой экспозиции началось. Фонды Псковского музея-заповедника постепенно пополняются новыми материалами, имеющими отношение к Порховской колонии художников и литераторов. До недавнего времени музей располагал только коллекцией (свыше сорока единиц хранения) рисунков В.А. Милашевского. Благодаря дару Лидии Николаевны Радловой, собрания Псковского и Порховского музеев пополнились новыми архивными и изобразительными материалами.7Роль колонии на Холмах в развитии культуры Порховского краяКолонисты занимались просветительской деятельностью: читали публичные лекции (например, К.Чуковский пишет о лекции, посвященной Достоевскому), поставили в Порхове спектакль по «Скупому рыцарю» А.С.Пушкина. Один из эпизодов отражен в воспоминаниях В.Милашевского: «Бумажка за подписью Горького показывалась в исполкоме города Порхова, умиляла порховские власти, и они отпускали нам пайки — крупу, муку и махорку. Выписывая ведомость, власти легонечко, деликатненько намекали, что за это ждут от нас культурно-просветительной работы среди местного населения. Во исполнение этой нашей "культурной миссии" и решено было поставить спектакль "Скупой рыцарь" Пушкина. Об этом было объявлено всему окрестному населению. Мы принялись за дело: Добужинский взял на себя исполнение роли Скупого рыцаря, я — работу по декорационному оформлению. (...) Перед спектаклем я произнес вступительное слово и объяснил некоторые непонятные выражения. Потом, после спектакля, поэт Владислав Ходасевич возмущался: Что это за вульгаризация и этот ваш казарменный стиль:нимфы ...как вы сказали? "Девки голяком или нагишом"? Владислав Фелицианович! Да ведь если бы вы объяснили,они ничего бы не поняли, а у меня все поняли. Когда Добужинский произнес знаменитое: "лишь захочу ...в великолепные мои сады сбегутся нимфы резвою толпою..." — девицы все фыркнули: "Ох, мамоньки!" А их кавалеры смачно и веско пробурчали: "Вот эт-то да!" Фурор был полный. — Но фурор, заметьте, только после моих "казарменныхобъяснений", — ехидно заметил я изощренному пушкинисту. (...) Все были довольны. Довольны "актеры", для которых этот спектакль был событием. Довольны власти в Порхове, довольны зрители, хотя некоторым из них пришлось прийти верст за десять ".8Художники, жившие в колонии, изображали природу и людей этого чудесного уголка Пришелонья непосредственно с натуры. Пейзажи, портреты, жанровые сцены из жизни крестьян – многое из этого списка хранится в Порховском краеведческом музее. Выводы В заключении я остановлюсь на тех вопросах, которые обозначил в начале реферата: 1. Усадьба Холомки, построенная в 1914 году по проекту И.А. Фомина, принадлежала князю А.Г. Гагарину, выдающемуся инженеру и математику, строителю и первому ректору Петербургского политехнического института. Художник В.Милашевский так запечатлел в воспоминаниях Холомки и его окрестности: «Имение Холомки – нестарая дворянская усадьба. Она построена была скорее как некое палаццо для отдыха, а совсем не для извлечения дохода».9 2. а) Здесь в 1920 – 1921 годах располагалась колония Дома искусств, где поселились Петроградские писатели, поэты, художники. В одном из писем В.Ходасевич писал: «У нас нет ни единой комнаты с целыми рамами, в потолках пули, обои в клочьях. Спим на сенниках. Живем во втором этаже, ибо нижний разгромлен слишком. Зато у нас великолепный вид верст на 15 вдаль, у нас церковь и кладбище, у нас аисты, радуги и паровая мельница…, 1500 собственных яблонь, согнутых от яблок…»10 б) Материальное существование членов коммуны, поселившихся в Холомках и Бельском Устье, было сносным, поскольку в деревнях царствовал «натуральный обмен», а колонисты об этом были заранее осведомлены. В обмен шли ткани, одежда, посуда. «За скатерть можно было получить двухмесячный абонемент на молоко, за кусок мыла – курицу и десяток яиц, за бутылку одеколона – мешок муки… Кто-то выменял граммофон на барана».11 В письме 1921 года Ходасевич писал: «У нас всего две коровы, дающие слишком мало молока. Приходится его выменивать частным образом у туземцев, падких на ситец, иголки, нитки, табак, сахарин, бусы и прочее, но решительно не признающих денежного обращения. Поэтому привезены нам товары из Петербурга».12 в) Жили в колонии весело. Устраивали общие прогулки. Писались эпиграммы, рисовались карикатуры. По вечерам – танцы. Открывались все двери, зажигались керосиновые лампы, местный агроном играл на гармони, и устраивалась грандиозная кадриль».13 3. Для многих пребывание в Холомках и Бельском Устье было плодотворным в творческом плане. Поэт Владислав Ходасевич провел здесь август и сентябрь 1921 года, но этот короткий период его жизни был интенсивен. Вернувшись в Петербург, Ходасевич написал два прекрасных стихотворения о полюбившихся ему местах и людях, их населяющих: «Бельское Устье» и «Лида». Художник В.Милашевский признавался: «Благословенное лето 1921 года! Я стал за это лето художником!»14, имея в иду рождение новых принципов в собственном искусстве. Здесь он создал целую серию оригинальных акварелей – пейзажей, портретов, жанровых сцен из жизни крестьян. Холомки явились значительным источником разнообразного творчества М.Добужинского. Здесь он пишет портреты Г.С.Верейского, С.А.Гагариной, В.А.Милашевского, групповой портрет «Студия в Холомках», вид на дом Гагариных. 4.Художественная интеллигенция в колонии на Холмах и Бельском Устье внесла значительный вклад в развитие культуры Порховского края в 1920-1921 годах. Колонисты занимались просветительской деятельностью: читали публичные лекции, поставили в Порхове спектакли по «Скупому рыцарю» А.С.Пушкина. И – познавали быт и характер русского мужика, которому, как заметил К.И.Чуковский, «никакие революции не страшны».15 Прошло более 80 лет с тех пор, как на Порховской земле побывали такие известные представители творческой интеллигенции. Они с нежностью вспоминают о Холомках и Бельском Устье, очарованные чистотой русского пейзажа и русской деревней. Так и я сейчас с гордостью говорю о том, что моя Малая Родина дала приют знаменитым деятелям культуры того времени, явилась источником их дальнейшего творчества, стала символом России в сознании тех, кто побывал в колонии на Холмах.^ Используемая литература Галицкий В.М. Семья художника Николая Эрнестовича Радлова в Порховской колонии художников и литераторов – Краеведческие чтения. Материалы научной конференции Порхов – Холомки, 1999-2000, Псков 2001. Галицкий В.М. Поэт-переводчик Ада Ивановна Оношкович-Яцына. Порховская страница биографии – Краеведческие чтения. Материалы научной конференции Порхов – Холомки, 2001, Псков 2002. Галицкий В.М. «Здесь даль видна в просторной раме…» – Краеведческие чтения. Материалы научной конференции Порхов – Холомки, 2003, Псков 2003 Крылов А.Е. Колония на Холмах – Порховский вестник, 5,12 декабря 2003 Милашевский В. Вчера, позавчера… - М., Книга, 1989 Николаева И.П., Яковлева Е.Л. Усадьба А.Г.Гагарина в Холомках. - Краеведческие чтения. Материалы научной конференции Порхов – Холомки, 2001, Псков 2002. Ходасевич В. Письмо к Диатроптовым от 16 августа 1921 года. – Наше наследие, 1988, №3 Ходасевич В. Поездка в Порхов – Литературное обозрение, 1989, №11 Чуковский Н. Литературные воспоминания – М., Советский писатель, 1989 1 Крылов А.Е. Колония на Холмах. – Порховский вестник, 5,12 декабря 2003г. 2 Милашевский В. Вчера, позавчера… - М., Книга, 1989 3 Николаева И.П., Яковлева Е.Л. Усадьба А.Г.Гагарина в Холомках. – Краеведческие чтения, маиериалы научной конференции Порхов – Холомки 2001, Псков 2002 4 А.Е.Крылов. Колония на Холмах. – Порховский вестник, 5 декабря 2003 года. 5 Галицкий В.М. Поэт – переводчик Ада Ивановна Оношкович – Яцына. Порховская страница биографии – Краеведческие чтения, материалы научной конференции Порхов – Холомки 2001, Псков 2002 6 Галицкий В.М. «Здесь даль видна в просторной раме…», - Краеведческие чтения, материалы научной конференции Порхов – Холомки 2003, Пс5ков 2003 7 Галицкий В.М. Семья художника Н.Э. Радлова в Порховской колонии художников и литераторов – Краеведческие чтения, материалы научной конференции Порхов – Холомки 1999-2000, Псков 2001 8 Милашевский В.Вчера, позавчера… – М.,Книга, 1989, с.167-168 9 Милашевский В. Вчера, позавчера… - М., Книга, 1989, с.227 10 Ходасевич В. Письмо к Диатроптовым от 16 августа 1921 – Наше наследие, 1988 №3,с.89 11 Ходасевич В. Поездка в Порхов. Литературное обозрение, 1989,№11, с.106 12 Ходасечич В. Письмо к Диатроптовым от 16 августа 1921 года. – Наше наследие, 1988 №3, с.89 13 Чуковский Н. Литературные воспоминания. – М., Советский писатель, 1989г.,с.98 14 Милашевский В. Вчера, позавчера… - М., Книга, 1989, с.236 15 А.Е.Крылов Колония на Холмах – Порховский вестник 12 декабря 2003г.