Реферат по предмету "Психология"


Теория и практика психоанализа

Содержание Введение Основные положения 1. Бессознательное и сознание 2. Принцип удовольствия
3. Инстинкты 4. Структура психического аппарата Ид Эго Супер-эго 5. Тревога 6. Психическая энергия, катексис и антикатексис 7. Бисексуальность Нововведения 1. Инфантильная сексуальность и амнезия 2. Сексуальное развитие Прегенитальная фаза Латентный период Генитальная фаза 3. Идентификация 4. Защитные механизмы 5. Нормальное развитие 6. Развитие невроз Практика 1. Цели 2. Свободная ассоциация 3. Перенос 4. Сопротивление 5. Интерпретация 6. Интерпретация сновидений Заключение Список литературы Введение Работы Зигмунда Фрейда, берущие свое начало из таких отраслей знаний, как биология, неврология и психиатрия, предложили новое понимание лич­ности, которое оказало глубокое влияние на западную культуру. Взгляды Фрейда на природу человека, нанесшие сильный удар по общепринятым по­нятиям его эпохи, нашли отражение в комплексном и вызывающем значи­тельный интерес методе понимания нормальной и анормальной психической деятельности. Его идеи были подобны взрыву, разметавшему представления о природе человека, существовавшие в позднюю викторианскую эпоху во всех областях. Его исследования темных сторон человеческой психики помогли людям осознать многие экстремальные состояния страха, проявившиеся во время Первой мировой войны, и травматические последствия, вызванные вой­ной в каждой стране, вовлеченной в конфликт. Фрейд изучал те области психики, которые были закрыты для философии и нравственности викторианской эпохи. Он разработал новые способы лече­ния психических заболеваний. Его работы подвергли сомнению культурные, религиозные, социальные и научные запреты. Произведения Фрейда, его ре­шимость расширить границы своих работ вынуждали его находиться в цен­тре интенсивного изменчивого круговорота друзей, последователей и крити­ков. Фрейд постоянно пересматривал и вносил коррективы в свои более ран­ние идеи. Интересно, что его самыми злейшими критиками были именно те, кем он лично руководил на разных этапах их научного пути. Основные положения:
Бессознательноеисознание* Фрейд не открыл бессознательное. Древние греки, среди прочего, со­ветовали изучать сновидения. Незадолго до Фрейда Иоганн Вольфганг Гете и Фридрих Шиллер «искали источники поэтического вдохновения в бессозна­тельном», также как многие другие поэты-романтики и даже современник Фрейда, писатель-романист Генри Джеймс. Вклад Фрейда заключается в том, что он исследовал эту часть психики, ее пер­воосновы и сущность при помощи нового метода научного анализа. Его рабо­ты и внимание, которое они к себе привлекли, сделали слово «бессознатель­ное» частью нашего общепринятого лексикона. Решающая попытка Фрейда разработать неврологически обоснованную психологию стала результатом его собственных ранних и чрезвычайно слож­ных исследований свойств кокаина. Эта работа, в конце концов, заброшенная Фрейдом, впоследствии была возобновлена другими уче­ными, и оказалось, что она явилась блестящей предтечей современных тео­рий, связывающих изменения в химии мозга с эмоциональным состоянием. Проводя анализ сновидений, Фрейд различал бессознательное и сознание. Он от­вечал: «Толкование сновидений — это королевская дорога к познанию бессознатель­ной активности мозга». Уже в самом начале своей работы Фрейд утверждал, что существуют два вида бессознательного. Во-первых, имеется бессозна­тельное, или собственно бессознательное, которое является материалом, недо­ступным для сознания из-за подавления. Цензура материала, поступающего для осоз­нания, является очень строгой. Задача психоаналитиков — помогать клиентам делать часть материала доступным для осознания. Хотя при этом может раз­виться сильная реакция сопротивления, в частности из-за того, что многое из подавля­емого имеет «запрещенный» сексуальный оттенок. Второй вид бессознательного — предсознательное, которое состоит из все­го, что может легко перемещаться из бессознательного в сознательное. Таким обра­зом, предсознательное является латентным и способно превращаться в сознательное, в то время как бессознательное подавляется и вряд ли может быть осознано без совер­шения большого усилия. Материал может оставаться в предсознательном, хотя обыч­но он находит путь в сознание и без психоаналитического вмешательства. Предсозна­тельное может рассматриваться как экран между бессознательным и сознательным. При этом, происходит модификация бессознательного материала посред­ством цензуры, например при формировании сновидений. Сознание выполняет функцию чувствительного органа, вос­принимая психические качества. В отличие от двух видов бессознательного, сознание не имеет никакой памяти, и состояние сознательности обычно является преходящим. Осознаются, или поступают в орган чувств сознания, материалы, источником которых является внешний мир, а также внутренние возбуждения. Кроме того, внутренним факторам, таким как последовательность идей и интеллектуальные процессы, позво­ляет становиться сознаваемыми функция речи.
Принципудовольствия* Первоначально представленный как принцип неудовольствия, принцип удоволь­ствия основывается на гипотезе постоянства, согласно которой «психический аппарат прилагает усилия к тому, чтобы удерживать возбуждение на таком низком уровне, каком только возможно, или, по крайней мере, удерживать его на постоянном уровне». Таким образом, все, что повышает уровень возбуждения, будет ощу­щаться как нечто неприятное, а все, что его понижает, будет переживаться как достав­ляющее удовольствие. Фрейд уточнил представление о господстве принципа удоволь­ствия, отметив, что, хотя в сознании существует сильная тенденция к ориентации на принцип удовольствия, имеются также другие силы, противостоящие этой тенденции, поэтому тенденция к получению удовольствия не всегда лежит в основе поведения.
Инстинкты Инстинкты представляют собой телесные, или биологические, требования, предъ­являемые к сознанию. Фрейд признавал, что у человека имеются множество различ­ных инстинктов, однако он исходил из предпосылки, что можно выделить два основных инстинкта — эротический и разрушительный. Эротические инстинкты «стремятся объединить как можно большее количество живого вещества в еще более крупные единства», в то время как разрушительные инстинкты «противостоят этим усилиями ведут все живое назад к неорганическому состоянию». Эрос вклю­чает в себя инстинкты самосохранения, сохранения рода, Эго-любви и объект-любви (любви к объекту), и его энергия называется либидо. В течение жизни основные инстинкты могут или работать вместе (например, сексуальный акт одновременно являет­ся актом агрессии), или выступать друг против друга.
Фрейд считал, что инстинкты приобретаются в ходе исторического развития и яв­ляются консервативными по своей природе. Он утверждал: «По всей вероятности, ин­стинкт представляет собой свойственный жизни побудительный мотив к восстановле­нию состояния вещей, имевшего место в прошлом». Учитывая, что живые существа появились значительно позже, чем мир неживой природы, и разви­лись из него, инстинкт смерти можно рассматривать как принуждение к возвращению к имевшему место в прошлом неорганическому состоянию. Следовательно, цель всей жизни — смерть. Эрос, однако, не укладывается в рамки этой формулы. Фрейд пола­гал, что сексуальный инстинкт является единственным исключением среди инстинк­тов, так как он не направлен на восстановление имевшего место в прошлом состояния,
Фрейд рассматривал склонность к агрессии как исходную инстинктивную тенден­цию, характерную для всех людей. Он цитировал высказывание Платона Homo homini lupusest («Человек человеку — волк»). Агрессивный инстинкт является производным и главным проявлением инстинкта смерти. А развитие цивилизации, в свою очередь, представляет собой борьбу между инстинктами жизни и инстинктами смерти, имеющую место в рамках человеческого рода.
Структурапсихическогоаппарата* Согласно теории Фрейда, структура психического аппарата состоит из трех систем или сил: Ид, Эго и Супер-эго. А психологическое благосостояние человека зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют эти три системы. Ид Ид, или «оно», — самая древняя из трех систем, содержащая все, что унаследовано и зафиксировано в конституции. Инстинкты, обусловленные соматической организацией, находят свое психическое выражение в Ид. Ид, наполненное энергией инстинктов стремится к удовлетворению инстинктивных потребностей на основе принципа удовольствия. Таким образом, деятельность Ид направлена на обеспечение свободной разрядки возбуждения. Психические процессы Ид можно назвать первичными процесса­ми, так как они изначально имеют место в психическом аппарате. Более того, со време­нем течение психических процессов Ид никак не изменяется. Фрейд рассматривал Ид как «хаос, котел, наполненный кипящими эмоциями», в Ид «не существует никаких представлений ни о добре, ни о зле, никакой морали». Ид состоит из определяемых желаниями импульсов. Оно не управляется логикой, прежде всего это относится к закону противоречия, который подразумевает существование противоположных импульсов бок о бок. Короче говоря, Ид — это первичная субъек­тивная действительность индивидуума, имеющая место на подсознательном уровне. Эго Эго, или «Я» — это прежде всего телесное Эго, которое формируется из ощущений тела, в первую очередь из ощущений, исходящих с поверхности тела. Эго — часть Ид, которая прошла особый путь развития и модифицировалась под влиянием внешнего мира. Эго действует как посредник между Ид и внешним миром и является идеальным «представителем» рассудка и здравого смысла (при этом Ид содержит инстинктивные страсти и уничтожило бы себя без вмешательства Эго). Эго стремится навязать Ид принцип реальности взамен принципа удовольствия. Процессы Эго, которые включают в себя восприятие, решение проблем и подавление, являются более поздними результатами развития, или вторичными процессами, в отличие от изначально присущих, или первичных процессов Ид. Тем не менее Эго также стремит­ся к удовольствию и старается избежать неудовольствия, отличаясь от Ид только сред­ствами, используемыми для достижения общих целей. Предвиденное увеличение не­удовольствия встречается сигналом тревоги. Эго контролирует произвольные действия, становясь между переживанием по­требности и действием в соответствии с данной потребностью. Эго имеет дело с внеш­ними событиями, задействуя восприятие и память, избегая чрезмерных стимулов, при­спосабливаясь к умеренным стимулам и способствуя совершению действий, целью ко­торых является изменение внешнего мира с учетом своей выгоды. Рассматривая внут­ренние события, связанные с Ид, Эго пытается управлять инстинктивными требовани­ями, принимая решения, касающиеся выбора времени и способа их выполнения, или подавляя обусловленное этими требованиями возбуждение. Фрейд сравнивает Ид с лошадью, а Эго — с наездником. Он отмечает, что, как правило, Эго оказывается слабее Ид, поэтому Эго привыкло преобразовывать желания Ид в действия так, как будто желания Ид являются его собственными желаниями. Супер-эго Третья сила — это Супер-эго, которое формируется в пределах Эго и является отраже­нием остаточного родительского влияния. Родительское влияние включает в себя куль­турные, расовые и семейные влияния. По мере того как человек растет, природа роди­тельского влияния может меняться; отчасти это объясняется тем, что родители могут вести себя по-разному. Преподаватели, вызывающие восхищение общественные дея­тели и многие другие люди также могут вносить свой вклад в развитие Супер-эго инди­видуума, в результате Супер-эго все более уходит из-под изначально сильного роди­тельского влияния. Главной функцией Супер-эго, которое поглощено самонаблюдением, является по­давление требований Ид посредством морального влияния на Эго. Первоначально ре­бенок инстинктивно прибегает к самоотречению из-за боязни потерять любовь или из-за опасения агрессии со стороны внешнего, или родительского, авторитета. Впослед­ствии складывается вторичная ситуация, которая характеризуется усвоением внешнего сдерживающего начала; таким образом, инстинктивное самоотречение возникает из-за страха перед внутренним авторитетом, или Супер-эго. Для Супер-эго характерно наличие Эго-идеала, основанного на восхищении совершенством, которое ребенок усматривает в родителях, и на стремлении подражать ро­дителям. В действительности, термины «Супер-эго» и «Эго-идеал» являются синони­мами. Эго-идеал состоит как из предписаний типа «Ты должен быть таким, как .», так и из запрещений типа «Ты не должен быть таким, как .». В основе этих предписаний и запрещений лежат прежде всего идентификации и подавления, являющиеся результатом разрешения эдипова комплекса. Они представляют собой совесть индивидуума. Действия, совершенные вопреки голосу совести, с большой степенью вероятности вле­кут за собой возникновение чувств неполноценности и вины, а также, возможно, воз­никновение ощущения потребности в наказании. Фрейд отмечал: «Супер-эго представ­ляет моральные ограничения, защищает стремление к совершенству; иными словами, это то, что мы способны психологически усвоить из того, что описывается как наибо­лее "высокий" аспект человеческой жизни». В дополнение к требованиям инстинктов и внешнего мира Эго должно принимать во внимание требования Супер-эго. Индивидуумы различаются по характеру их Супер-эго, которые могут быть как мягкими, так и чрезвычайно резкими и ограничивающими. Между Эго и Супер-эго могут возникать конфликты, причем в таких случаях обе силы остаются в значительной степени бессознательными.
Тревога
Фрейд определил тревогу как специфическое состояние неудовольствия, для которо­го характерна моторная разрядка, происходящая определенным образом. Фрейд рассмат­ривал тревогу как универсальную реакцию на ситуацию, связанную с опасностью, и считал Эго единственным центром тревоги. На более поздних стадиях развития источник непроизвольной тревоги появляется всякий раз, когда возникает опасная ситуация. Также Эго может порождать тревогу тогда, когда опасность всего лишь угрожает и Эго чувствует себя слабым перед лицом этой опасности. Следовательно, можно выделить три вида тревоги, каждый из которых соответствует одному из трех «надсмотрщиков» Эго:
1. реалистическая тревога, источником которой являются опасности, угрожаю­щие со стороны внешнего мира; 2. моральная тревога, обусловливаемая конфликтом с Супер-эго; 3. невротическая тревога, в основе которой лежит конфликт с инстинктив­ными импульсами Ид. Таким образом, тревога является либо реакцией на фактическую опасность, либо сигналом, подразумевающим восприятие надвигающейся опасности.
Психическаяэнергия, катексисиантикатексис Психоанализ часто рассматривается как динамический психологический подход. Это означает, что представления о психической, или душевной, энергии и о распреде­лении этой энергии среди Ид, Эго и Супер-эго составляют ядро психоанализа. Ид - это источник имеющейся в теле психической энергии; в свою очередь, Ид получает энергию от инстинктов. Сексуальное возбуждение — пример движения инстинктив­ной психической энергии. По мере того как формируются Эго и Супер-эго, они также заряжаются энергией. Термины «катексис» и «катектический» используются при описании представления, согласно которому психическая энергия перемещается подобно электрическим, зарядам. Катексисы — это заряды инстинктивной энергии, стремящиеся к разрядке то время как антикатексисы — это заряды энергии, которые делают невозможной такую разрядку. Ид имеет только инстинктивные «катексисы первичного процесса, стремящиеся к разрядке. Однако Эго и Супер-эго имеют и побудительные катексисы, и сдерживающие антикатексисы. На протяжении всей жизни индивида Эго представляет ее собой путь, по которому либидинальные катексисы переносятся к объектам и по которому эти катексисы могут быть «отозваны». Две характерные черты либидинальных катексисов — это подвижность, легкость, с которой они переходят от одного объекта другому, и, в противовес этому, склонность к фиксации, или привязанность к специфическим объектам.

Бисексуальность* Фрейд отмечал, что давно известен следующий анатомический факт: в организм каждого нормально сформированного мужчины или каждой нормально сформирован ной женщины имеются элементы (хотя и в атрофированной форме) полового аппарата характерного для представителей другого пола. Возможно, на начальных этапах филогенеза наблюдалась анатомическая тенденция к развитию бисексуальности, однако в ходе развития человеческого рода произошел значительный сдвиг в сторону моносексуальности. Фрейд полагал, что сексуальный импульс, по всей вероятности, совершенно не зависит от пола объекта. Иными словами, имеется только одно либидо, и оно не может быт приписано определенному полу. Поэтому выбор как гетеросексуального, так и гомосексуального объекта требует объяснения. Психоаналитические исследования, проведенные с целью изучения скрытого сексуального возбуждения, показали, что все мужчины способны выбирать гомосексуальный объект и фактически делают такой выбор в бессознательном. Кроме того, гомосексуальные либидинальные чувства «играют немаловажную роль в нормальной психической жизни» и еще более значимую роль «в развитии болезни». Фрейд полагал, что то же самое свободное влечение к объектам мужского и женского пола, которое наблюдается в детстве и имело место у примитивных организмов на доисторических этапах развития, формирует основание, на котором осуществляется и гетеросексуальное, и гомосексуальное, или инвертированное сексуальное развитие. Определенный уровень гомосексуальности присущ от рождения каждому индивиду, окончательная же детерминация сексуального поведения зависит от степени выраженности конституционального предрасположения, а также от жизненного опыта и характера ограничительных воздействий. И женщина, и мужчина развиваются из ребенка, у которого имеется тенденция к бисексуальности. НОВОВВЕДЕНИЯ:
Инфантильнаясексуальностьиамнезия* Фрейд проводил различие между сексуальным импульсом, сексуальным объектом и сексуальной целью. Сексуальный импульс — это сексуальный аспект либидо; сексуальный объект — это человек, обладающий сексуальной привлекательностью; сексуальная цель представляет собой действие, например прикосновение или половое сно­шение, к совершению которого стремится сексуальный импульс. Фрейд далее провел четкую границу между понятиями «сексуальный» и «генитальный», считая, что сексу­альная жизнь подразумевает получение удовольствия от стимуляции эрогенных зон тела и что ее целью не обязательно является воспроизводство. Кроме того, сексуаль­ная жизнь включает в себя нежные и дружественные импульсы, часто называемые «лю­бовью». В некотором смысле сексуальное поведение взрослого индивида, целями кото­рого не являются воспроизводство, обладание гетеросексуальным объектом и половое сношение; можно рассматривать как перверзивное. Взрослое сексуальное поведение не возникает внезапно в период половой зрелости, а развивается на основе имевшихся у индивида в детстве сексуальных склонностей и полученного опыта. Сексуальная жизнь начинается вскоре после рождения. Инфантильная сексуаль­ность при отсутствии генитальной зрелости и при недостаточно высоком уровне разви­тия Эго и Супер-эго характеризуется отсутствием центрального координирующего фокуса. У детей входящие в состав психики сексуальные инстинкты направлены на получение собственного удовольствия. Инфантильная сексуальность является по сво­ей сути аутоэротической, поскольку младенец находит удовольствие в таком объекте, как собственное тело. Фрейд полагал, что инфантильная сексуальность характеризу­ется выраженной тенденцией к перверсии и что нормальная сексуальная модель пове­дения развивается частично как реакция на органические изменения и частично в ре­зультате психических запрещений и подавления. Годы детства — это период, когда индивидуум наиболее впечатлителен. Однако люди в значительной степени не осознают истоков своей сексуальности и склонны рас­сматривать детство как доисторическое время. Тем не менее инфантильный и детский сексуальный опыт оставляет глубокие следы в психической жизни индивидуума, фор­мируя существенные детерминанты будущего развития. Фрейд использовал термин «инфантильная амнезия» для описания феномена, суть которого заключается в покры­тии своего рода завесой раннего сексуального опыта.

Сексуальноеразвитие* В начале сексуальной жизни выделяют две фазы. Первая, или прегенитальная, фаза сексуального развития представляет собой характеризующийся стабильным течением процесс, кульминационный момент которого приходится на конец пятого года жизни •ребенка. Затем следует затишье, или латентный период. Вторая, или генитальная, фаза начинается с возрождением сексуального импульса в период менархе или в период по­ловой зрелости. Прегенитальная и генитальная фазы сексуальной организации отли­чаются ролью, которую играют половые зоны (эта роль может быть доминирующей или не доминирующей).
Прегенитальнаяфаза В прегенитальной фазе можно выделить три отдельные стадии сексуального формирования, через которые индивидуумы обычно проходят без затруднений, хотя на каждой стадии возможны фиксации или заторможенное развитие. Оба пола, похоже, проходят через ранние стадии сексуального развития одинаково. Первой эрогенной зоной является рот, и, следовательно, сексуальное развитие начинается с оральной стадии. Акт сосания младенца перестает быть необходимым только для приема пищи и может рассматриваться как поиск такого сексуального удовольствия, которое не зависит от приема пищи. Оральная стадия в свою очередь может быть разделена на два этапа. Первый этап характеризуется сосредоточенностью только на оральном объединении, в то время как второй этап является «орально-садистским», так как на этом этапе проявляется кусательная активность, Наличие этих двух этапов оральной стадии — первое проявление феномена амбивалентности. Второй орган, который превращается в эрогенную зону, — это анус. При нормальном сексуальном развитии оральная стадия сменяется садистско-анальной стадией. Активный аспект этой стадии заключается в появлении импульса к господству (садизму), укреплении мускулатуры тела и усилении контроля над сфинктерами. Эрогенная слизистая мембрана ануса также проявляет себя как орган, характеризующийся пассивной сексуальной целью. С этой стадией связаны такие черты характера, как аккуратность, бережливость и упрямство, которые в совокупности определяют так называемый «анальный характер». Третий орган, который превращается в эрогенную зону, — это генитальный аппарат. Период сексуального развития, когда становятся важными мужской сексуальный орган (фаллос) и женский клитор, известен как фаллическая стадия. Эта стадия начинается примерно на третьем году жизни ребенка. В это время ребенок получает удовольствие от мастурбации. На фаллической стадии сексуальность раннего детства становится наиболее сильно выраженной, и именно в это время мужское и женское сексуальное развитие становятся дифференцированными. Этап Эдипа — часть фаллической стадии развития обоих полов. В раннем возрасте маленький мальчик развивает объект-катексис к своей матери и идентифицирует себя с отцом. В течение фаллической стадии телесный либидинальный объект-катексис мальчика к своей матери усиливается, и у ребенка появляется желание избавиться от отца и занять его место рядом с матерью. Угроза кастрации заставляет мальчика отказываться от желаний, связанных с кровосмешением, и подавлять их. Разрешение эдипова комплекса мальчика подразумевает отказ от его объект-катексиса к матери, что может вести к идентификации сына с матерью или, что случается чаще, к усилению идентификации его с отцом (при этом характер мальчика становится более мужественным). Ситуация Эдипа часто усложняется в связи с наличием у ребенка бисексуальной наклонности. Так, вместо привязанности к матери и двойственного отношения к отцу может иметь место смесь привязанности и двойственного отношения к каждому родителю. Фрейд отмечает: «У обоих полов именно относительная выраженность мужских и женских сексуальных тенденций определяет, какого рода идентификация — с отцом или с матерью — возникнет в результате разрешения эдипова комплекса». Возможно, правильнее было бы считать результатом возникновение скорее преобладающей, чем исключительной идентификации с тем или другим родителем. Фрейд утверждает, что следует предполагать наличие бисексуального эдипова комплекса, особенно у невротиков. Как и для мальчика, для девочки мать является первым объектом любви. В течение фаллической стадии основной эрогенной зоной у девочки является клитор. Фрейд полагал, что в ходе превращения девочки в женщину основной эрогенной зоной должно стать влагалище, а также должен измениться пол объекта любви. Период, характери­зующийся сильной привязанностью девочки к матери, заканчивается тогда, когда девоч­ка начинает понимать, что ее клитор имеет не такую уж большую ценность и что у нее нет пениса (девочка думает, что в этом «виновата» ее мать). Согласно теории Фрейда зависть, испытываемая к мальчикам, которые имеют пенис, или желание иметь пенис — очень важная женская черта. Желание получить пенис от отца заменяет потребность в пенисе, и именно на этой стадии у девочки развивается комплекс Эдипа — она начинает стремиться к обладанию отцом и к избавлению от матери. Данная ситуация также мо­жет быть усложнена при наличии у девочки бисексуальной склонности. Девочки за­держиваются на этапе Эдипа в течение неопределенного времени и разрешают ее по­здно и часто не полностью. Мальчика побуждает преодолеть эдипов комплекс страх кастрации, девочка же не имеет никакого подобного побуждения. Со временем выра­женность женского эдипова комплекса уменьшается, частично в результате неизбеж­ных разочарований в отце. Латентныйпериод Период, начинающийся примерно в шестилетнем возрасте (возможно, несколько позже у девочек) и заканчивающийся к началу периода менархе и половой зрелости, — это период сексуальной латентности. Латентность может быть полной или частичной, в латентном периоде развиваются сексуальные запреты. Один из механизмов, с помо­щью которых сексуальная энергия направляется в другое русло, называется сублима­цией, или переключением либидо на достижение новых целей и на различные культур­ные занятия. Более того, по мере развития индивидуума либидинальные импульсы мо­гут индуцировать противоположные антикатексисы, или реакции, например отвраще­ние, стыд, моральные переживания. Генитальнаяфаза Генитальная фаза, которая начинается в период менархе или в период половой зре­лости, предполагает подчинение всех источников сексуального чувства доминирующим генитальным зонам. Возникшие ранее либидинальные катексисы могут быть сохранены посредством включения их в сексуальную деятельность или в предваритель­ные и вспомогательные действия либо посредством их подавления или направления в другое русло. В период половой зрелости у мальчиков либидо усиливается, у девочек же усиливается подавление, причем особенно сильно подавляется клиторальная сексуальность. В период менархе и в период половой зрелости преодолевается стремление к кровосмесительному (инцестуозному) выбору объекта, а также происходит уход из-под влияния родительского авторитета. Если предшествующее сексуальное развитие индивидуума было адекватным, он становится готов к установлению гетеросексуальных половых отношений.

Идентификация Идентификация — это важное понятие, которое помогает осознать, как развиваются Эго и Супер-эго. Идентификация может рассматриваться с трех точек зрения: 1. как первоначальная форма эмоциональной связи с объектом; 2. как регрессивная замена либидинальной объект-связи посредством интроекции объекта с Эго таким образом, что Эго приобретает характерные черты объекта (например, женщина может подражать кашлю своего отца);
3. как чувство, возникновение которого обусловлено восприятием качества, общего с другим человеком, который является либидиналъно катектическим. Развитие Супер-эго можно рассматривать принимая во внимание идентификацию с родительской силой, посредством которой молодые люди, желая быть похожими на родителей и считая их достойными подражать формируют свое Эго. Идентификация является частью нормального процесса развития. Но Эго может быть и ограничено, и усилено в зависимости от природы идентификации.
Защитныемеханизмы*
В ранние годы Эго ребенка относительно слабо, однако оно должно иметь де, сильными инстинктивными сексуальными импульсами. На этой стадии потеря объекта или потеря любви может породить тревогу, которая сохранится на более поздних стадиях развития. Позднее главными источниками тревоги становятся страх кастрации (на фаллической стадии) и страх перед Супер-эго (в латентном периоде и после окончания). Для того чтобы справляться с источниками тревоги, Эго использует защитные механизмы. Фрейд считал, что Эго вряд ли могло бы обходиться без этих механизм период нормального развития. Во многих случаях, однако, Эго платит высокую цену за использование защитных механизмов, так как они ограничивают его функционирование, а также используют в своих антикатексисах психическую энергию, которую лучше было бы направить на что-либо другое. Защитные механизмы — это инфантилизмы, которые работают бессознательно и могут препятствовать реалистическому поведению еще долго после того, как перестали быть полезными. Индивидуумы используют Не все возможные механизмы защиты, а выбирают некоторые из них, которые фиксируются в их Эго. Создание защитных механизмов — это особенность борьбы ребенка своей сексуальностью в течение первых пяти лет жизни. Когда Эго замечает, что возникшее инстинктивное требование может быть для него опасным, Эго начинает сдерживать инстинктивный катексис, используя следующие защитные механизмы: Подавление: Можно выделить два способа подавления. Во-первых, материал находится в предсознательном и, следовательно, доступен сознанию, отодвигается назад в бессознательное. Во-вторых, посредством цензуры можно запрещать бессознательному материалу проникать в предсознательное, в результате чего этот материал будет оставаться бессознательным. Например, любой вид подавления применим к латентным сексуальным перверсивным импульсам, возникающим у индивидуума. Подавление — это главный скрытый механизм защиты Эго, лежащий в основе других видов защиты. Сублимация: Сублимация подразумевает направление инстинктивных сексуальных импульсов в социально более приемлемое русло. Например, живописцы могут выражать свою сексуальность в создаваемых ими произведениях искусства. Сублимация не обязательно является патологической. Формирование реакции: Формируя реакцию, Эго может признавать импульсы противоположные тем, которые ему угрожают. Например, сексуальные импульсы мо­гут отвергаться посредством чрезмерной стыдливости, отвращения и ненависти к сек­суальности. Отрицание: При отрицании Эго отвергает некое требование внешнего мира, кото­рое оно переживает как болезненное, не воспринимая то, что повлекло бы за собой признание реальности ситуации. Например, люди могут игнорировать обратную связь, которую им дают другие в связи с их агрессивным поведением. Фиксация: Когда люди испытывают сильную тревогу, связанную с их переходом на следующую стадию сексуального развития, они могут задерживаться на более ран­ней стадии и продолжать удовлетворять свои инстинкты в соответствии с этой стади­ей. Например, дети могут продолжать чрезвычайно сильно зависеть от матери и цеп­ляться за ее любовь, вместо того чтобы создавать новые объект-катексисы. Регресс: Другая опасность, возникающая в ходе сексуального развития, заключа­ется в том, что при наличии угрозы индивидуум будет возвращаться на более раннюю стадию, на которой он, возможно, предварительно был зафиксирован. Фактически, возможен регресс двух видов: возвращение к кровосмесительным (инцестуозным) объектам, которые первыми были «катектированы» либидо, и возвращение в целом на более раннюю стадию сексуального развития. Проекция: При проекции Эго, имея дело с угрозой недопустимого инстинктивно­го импульса, превращает его во внешний импульс. Таким образом, вместо того чтобы адекватно оценивать силу собственных либидинальных и агрессивных импульсов, ин­дивидуумы могут проявлять очень сильную озабоченность в связи с наличием подоб­ных импульсов у других людей и приписывать свои характерные черты окружающим.
Нормальноеразвитие Суммируя все выше сказанное, фрейдистское представление о нормальном разви­тии личности можно рассмотреть с трех взаимосвязанных точек зрения. Можно выде­лить три следующие линии. Первая линия охватывает либидинальное развитие индивидуума, в основе которого лежит смесь конституциональных и инфантильных склон­ностей, из которых «созревает» генитальная сексуальность через последовательные, но частично накладывающиеся друг на друга стадии, завершающиеся в латентном периоде. Вторая линия включает в себя развитие как Эго (по мере того, как оно начинает извлекать пользу из своей способности быть посредником между инстинктивными тре­бованиями и реальностью внешнего мира), так и Супер-эго (в основе развития Супер-эго лежит идентификация с родительскими влияниями). Третья линия — это создание Эго наиболее предпочтительных защитных механизмов для отражения атак тревоги, обусловленной значительной силой и постоянством либидинальных импульсов Ид. Таким образом, нормальное развитие подразумевает прохождение через последовательные стадии сексуального созревания без существенных фиксаций и регрессов, развитие Эго, которое хорошо справляется с воздействиями внешнего мира, развитие Супер-эго, основанное на идентификациях, которые являются конструктивными, а не чрезмерно жесткими и моралистическими, и развитие защитных механизмов, которые выпускают часть энергии Ид без серьезного ограничения функционирования Эго. Нормальное развитие — это динамический процесс, в ходе которого продолжается распределение и перераспределение психической энергии среди Ид, Эго и Супер-эго, трех систем психического аппарата.
Развитиеневроза Фрейд считал, что свой вклад в развитие невроза вносят биологические, филогенетические и психологические факторы. Прежде всего рассмотрим биологические факторы. На момент рождения организм человека является относительно несовершенны следовательно, в течение достаточно длительного периода времени человек неизбежно остается беспомощным и зависимым. Эта беспомощность создает предпосылки для возникновения первоначального ощущения опасности, связанной со страхом потери объект. Этот страх, в свою очередь, порождает потребность быть любимым, от которой человек никогда не отказывается.
В основе филогенетического фактора лежит перерыв в сексуальном развитии человека в латентном периоде. Фрейд полагал, что истории человеческого рода, должно быть, имело место нечто весьма важное, обусловившее возникновение этой ситуации, и что ее патогенетическое значение заключается в том, что большинство инстинктивных требований, характерных для инфантильной сексуальности, воспринимаются Эго как опасности, которые следует предотвращать. Кроме того, существует опасность того, что сексуальные импульсы половой зрелости будут следовать за своими инфантильными прототипами и таким образом будут подавляться.
Психологический фактор включает в себя три элемента, которые вносят вклад в развитие патогенного невротического конфликта. Первый элемент — это расстройство либидинальных импульсов, или сдерживание сексуального инстинкта системой Эго. Подавление наиболее часто возникает в младенчестве и раннем детстве, когда Эго Достаточно развито и относительно слабо по сравнению с силой сексуальных импульсов. Фрейд отмечал: «Важной предпосылкой развития неврозов является отставание развития Эго от либидинального развития». Процесс подавления разворачивается под влиянием тревоги, обусловленной опасением Эго, что удовлетворение возникающего сексуального катексиса может причинить вред. Фактически, Эго допускает начальное проявление того неудовольствия, которого оно опасается. Чувство тревоги приводит в действие механизм удовольствия-неудовольствия и таким образом заставляет Эго подавить опасный инстинктивный импульс. Однако, подавляя такой импульс, Эго отказывается от части своей организации, и подавляемый инстинктиный импульс оказывается недоступным для его влияния. Суть второго психологического элемента заключается в том, что фрустрированные сексуальные импульсы могут не исчезать, а, вместо этого, преобразовываться в невро­тические симптомы. Фрейд считал, что развитие симптомов, например истеричных или конверсионных, происходит вместо удовлетворения фрустрированных сексуальных инстинктов. Подавление, однако, не всегда приводит к формированию симптомов. На­пример, при успешном разрешении эдипова комплекса подавляемые сексуальные импульсы могут быть разрушены, а связанное с ними либидо может быть направлено в другое русло. И, наконец, рассмотрим третий психологический элемент. Хотя подавление может быть эффективным в раннем детстве и в латентном периоде, оно может оказаться не­адекватным при новом пробуждении и интенсификации сексуальных инстинктов в пе­риод менархе и в период половой зрелости. Когда это происходит, индивидуум может переживать интенсивный невротический конфликт и при этом сильно страдать. Если Эго не помочь справиться с подавлением, оно будет мало влиять или вовсе не будет влиять на преобразованные инстинкты подавляемого Ид. Кроме того, конфликт часто усиливается при союзе Ид и Супер-эго, направленном против Эго. ПРАКТИКА:
Цели Невротик — это человек, не способный получать удовольствие и действовать эф­фективно. Для того чтобы получить возможность испытывать удовольствие, невротик должен суметь направить свое либидо на реальные объекты, вместо того чтобы преоб­разовывать его в симптомы. Для того чтобы действовать эффективно, Эго должно иметь энергию либидо в своем распоряжении, а не растрачивать ее на отражение атак либидинальных импульсов посредством подавления. Кроме того, Супер-эго человека долж­но давать ему возможность либидинальной экспрессии и эффективного использования своего Эго. Таким образом, можно выделить три основные цели психоанализа: 1. осво­бождение импульса; 2. усиление основанного на реальности функционирования Эго, в том числе такое расширение восприятия Эго, которое позволило бы ему присвоить большую часть Ид; 3. изменение содержания Супер-эго таким образом, чтобы Супер-эго представляло человеческие, а не жесткие моральные стандарты. Психоанализ — это процесс перевоспитания Эго. Подавление было институировано, когда Эго клиентов были слабыми. Однако теперь Эго клиентов не только стали сильнее, но и получили союзников в лице аналитиков. Методы, с помощью которых аналитики помогают ослабленным Эго снять подавление, добиться понимания и научиться принимать реалистические решения, обсуждаются далее. Патоген­ные конфликты невротиков отличаются от нормальных психических конфликтов, так как Эго невротиков слабее, чем другие психические силы . Фрейд считал психоаналитическое лечение эффективным при множестве нервных болезней, в частности при истерии, повышенной тревожности и обсессивных неврозах. Так как союз между аналитиком и Эго клиента является взаимным, Эго клиента должно сохранять минимальную степень последовательности или ориентации в дей­ствительности. Этого не следует ожидать от психотиков, поэтому им психоанализ про­тивопоказан.
Свободнаяассоциация В основе отношений между клиентом и аналитиком должно лежать соглашение между ними. Фрейд, утверждал: «Больное Эго пациента обещает нам самую полную искренность . Мы, с другой стороны, обещаем клиенту быть чрезвычайно осмотритель­ными и предлагаем к его услугам наш опыт интерпретации материала, на который ока­зало влияние бессознательное». Фундаментальное правило, кото­рого должны придерживаться клиенты — это правило свободной ассоциации. Клиенты должны рассказывать аналитикам все, что приходит им в голову, даже если это непри­ятно и даже если это кажется бессмысленным. Аналитики побуждают клиентов, на­сколько это возможно, избегать самокритики и делиться всеми своими мыслями, чув­ствами, идеями, воспоминаниями и ассоциациями. Использование свободных ассоциа­ций помогает снять подавление посредством превращения материала, содержавшего­ся в бессознательном, в осознаваемый.
Перенос С самого раннего периода своей работы в качестве психоаналитика Фрейд прида­вал большое значение отношениям с клиентами. Он обнаружил, что клиенты воспри­нимают аналитиков как перевоплощения фигур, игравших важную роль в их детстве, и переносят на них чувства и эмоции (от умеренных до интенсивных), которые в про­шлом были направлены на эти фигуры. Фрейд говорит о переносе любви и отмечает, что эта любовь двойственная, являющаяся смесью привязанности и ее «оборотной сто­роны» — враждебности, смесью представления об объекте любви как об исключитель­ной личности и ревности. Перенос представляет собой трансформацию первоначаль­ного невроза в невроз переноса по отношению к аналитику. Перенос имеет, по крайней мере, три преимущества. Во-первых, вначале он может быть положительным, а это «на руку» аналитикам, поскольку клиенты в этом случае работают, чтобы угодить им. Слабое Эго может стать более сильным, и клиент может добиться успехов из любви к аналитику. Во-вторых, когда клиенты ставят аналитиков на место своих отцов или матерей, они дают консультантам доступ к той власти, кото­рой обладают их Супер-эго по отношению к Эго. Аналитики, выступая в роли новых Супер-эго, могут использовать полученную власть для «своего рода после воспитания невротиков». Аналитики могут исправлять ошибки, совершен­ные в прошлом родителями клиентов в процессе воспитания своих детей. Однако аналитики всегда должны уважать потребность своих клиентов в независимости. В-треть­их, при переносе клиенты воспроизводят, а не просто вспоминают важные моменты, имевшие место в их жизни. Клиенты раскрывают перед аналитиками свои психические позиции и защитные реакции, связанные с их неврозами.
Почти неизменно перенос со временем становится отрицательным и враждебным, превращаясь таким образом в сопротивление. Начало отрицательного переноса связа­но с тем, что аналитики фрустрируют клиентов, так как не желают удовлетворять их эротические требования. Возрождение патогенных конфликтов дает аналитикам до­ступ к большей части подавляемого материала, понимание которого помогает им уси­ливать Эго их клиентов.
Умение работать с переносами необходимо аналитикам, так как они должны посто­янно показывать клиентам прототипы чувств, которые клиенты испытывали в детстве. Аналитикам следует заботиться о том, чтобы переносы не вышли из-под контроля. Они могут предупреждать клиентов о существовании этой возможности; кроме того, ана­литики должны проявлять бдительность, чтобы быть в состоянии замечать ранние при­знаки подобного явления. Аналитики также могут побуждать клиентов не действовать на основе переносов вне рамок психоанализа.

Сопротивление Свободные ассоциации на самом деле не являются совершенно свободными, так как ассоциации возникают у клиентов в пределах контекста психоанализа. Таким об­разом, все, что приходит клиентам в голову, имеет некоторую связь со сложившейся в рамках психоанализа ситуацией, и клиенты склонны сопротивляться репродуцирова­нию подавляемого материала. Сопротивление на самом простом уровне подразумевает преднамеренное несоблюдение фундаментального правила. Даже если этот уровень преодолен, сопротивление найдет менее очевидные средства выражения. Эго клиента напугано возможностью неудовольствия, которое может быть вызвано исследованием материала, подавленного в бессознательном. Эго защищает себя от подавляемого Ид с помощью антикатексиса. Чем сильнее угроза со стороны подавляемого материала, тем упорнее Эго цепляется за свои антикатексисы и тем дальше ассоциации клиентов от бессознательного материала, который стремятся выявить аналитики. Фрейд описывал все силы, препятствующие выздоровлению клиентов, как их со­противление. Один из видов сопротивления — сопротивление-подавление, описанное выше. Второй вид сопротивления — сопротивление-перенос, которое также было уже рассмотрено. Третий вид сопротивления — сопротивление отказу от выгодных послед­ствий болезни. Четвертый вид сопротивления — сопротивление Ид, которое может противиться изменению в направлении его удовлетворения и нуждается в «проработ­ке», которая поможет найти новый способ удовлетворения. Пятый вид сопротивления Исходит от Супер-эго, это бессознательное чувство вины или бессознательная потреб­ность в наказании, побуждающие индивида сопротивляться любому успеху, достигну­тому в ходе анализа. Клиенты считают, что они должны оставаться больными, поскольку не заслуживают ничего лучшего. Это наиболее мощный вид сопротивления, которого больше всего боятся аналитики. Борьба, направленная на преодоление сопротивления, — главная работа психоаналитиков, и здесь нелегко быстро добиться положительных результатов. Силы, которые помогают аналитикам преодолевать сопротивление клиентов — это потребность клиентов в выздоровлении, любой интеллектуальный интерес, который клиенты могут проявлять к аналитическому процессу, и, что наиболее важно, положительные перено­сы клиентов на аналитиков.

Интерпретация Интерпретации — это конструкции, или объяснения. Интерпретировать можно как то, что случилось с клиентами и было ими забыто, так и то, что теперь происходит с клиентами и что они не понимают. Интерпретация является средством, с помощью ко­торого подавляемый и бессознательный материал преобразуется в предсознательный материал и в сознание. Аналитики применяют интерпретацию не только с целью осоз­нания импульсов Ид, но и с целью оказания клиентам помощи в понимании механиз­мов защиты и сопротивления, которыми их Эго пользуются, чтобы справляться с по­давляемым материалом и срывать попытки аналитиков. Интерпретация, в частности, подразумевает заполнение провалов, которые существуют в памяти клиентов. Ана­литики интерпретируют импульсы, которые стали предметом подавления, и объекты, с которым эти импульсы связаны; цель такой интерпретации — помочь клиентам за­менить подавление рассудочными действиями, соответствующими ситуации, сложив­шейся на настоящий момент, а не ситуациям, имевшими место в детстве. Аналитик работает с Эго клиента, побуждая это Эго преодолевать сопротивление и брать под свой контроль до сих пор подавляемую либидинальную энергию. Бессознательные импульсы подвергаются критике посредством прослеживания их пути до самого источ­ника. Материал для интерпретации можно получать из множества источников, таких как свободные ассоциации клиентов, оговорки, сновидения, перенос на ана­литиков. Аналитики должны проводить четкое различие между собственными знания­ми и знаниями клиентов. Правильный выбор времени интерпретации очень важен; по­пытки аналитиков, предпринятые в неподходящее время, наталкиваются на сопротив­ление клиентов. Поэтому клиенты должны быть очень близки к пониманию перед тем, как аналитики займутся интерпретациями. И чем больше в интерпретациях отражено де­талей, которые были забыты клиентами, тем легче клиентам принять эти интерпрета­ции. На более поздних стадиях психоанализа производится проработка с помощью по­вторных интерпретаций, причем часто эта стадия анализа оказывается наиболее труд­ной и нередко проработка остается незавершенной.
Интерпретациясновидений Важная, иногда наиболее важная, часть психоаналитической техники — интерпретация сновидений. Когда Фрейд предлагал своим клиентам сообщать ему о каждой идее или мысли, приходящей им в голову в связи с рассмотрением какой-то определен­ной темы, среди прочего клиенты пересказывали Фрейду свои сновидения. Из этого Фрейд сделал вывод, что «сновидение можно вставить в психическую цепь, которую можно проследить в памяти вплоть до патологической идеи». Во время сна подавляющее воздействие Эго ослабляется и, следовательно, бессознатель­ный материал осознается в форме сновидений. Фрейд рассматривал сновидение как исполнение желаний, замаскированное осуществление подавляемых желаний. Одна­ко даже во сне Эго все же продолжает подвергать некоторой цензуре подавляемый ма­териал, поэтому мысли, скрытые в сновидениях, искажаются таким образом, что явное содержание сновидений становится менее угрожающим. Фактически, сновидение яв­ляется компромиссом между подавляемыми импульсами Ид и защитным действием Эго. Интерпретация сновидений подразумевает понимание скрытых в сновидениях мыс­лей, которые маскируются в процессе «работы сна». Элементы работы сна включают в себя сжатие мыслей, скрытых в сновидениях, в гораздо меньшее по объему содержа­ние сновидений, перераспределение психической энергии между элементами и исполь­зование символики. Часто символы в сновидениях представляют сексуальный матери­ал. Например, все удлиненные объекты — палки, стволы деревьев, ножи, кинжалы и зонтики — могут означать пенис. Открытие зонтика может символизировать эрекцию. Коробки, ящики, сундуки, шкафы, печи могут являться символами матки. Сон, в кото­ром человек проходит через ряд комнат, отражает мечту о борделе или гареме. Не все символы сновидений сексуальны: например императоры или императрицы могут пред­ставлять родителей.
Фрейд готовил клиентов к работе со сновидениями двумя способами. Во-первых, он просил клиентов повысить внимание к психическому восприятию. Фрейд считал, что усилению внимания способствует «пребывание клиентов в спокойном положении лежа». Однако со временем Фрейд перестал подчеркивать необхо­димость того, чтобы клиенты закрывали глаза. Во-вторых, Фрейд настаивал на отказе клиентов от всякой критики мыслей, которые они у себя обнаруживали (это необходи­мое условие создания свободных ассоциаций). Клиенты отличались друг от друга лег­костью, с которой они могли принимать требуемую психическую позицию и отказы­ваться от свойственных им критических функций.
Заключение Итак, Фрейд выделял в психоанализе три главных компонента: Во-первых, это побужде­ние ослабленных Эго клиентов участвовать в интеллектуальной работе, связанной с интерпретацией, с целью заполнения провалов в их психических ресурсах и осуществ­ления переноса власти их Супер-эго на аналитиков. Во-вторых, это стимуляция Эго клиентов для борьбы с каждым из требований Ид и для преодоления сопротивления, возникающего в связи с выдвиганием этих требований. В-третьих, это восстановление порядка в Эго клиентов «посредством, обнаружения материала и импульсов, которые пробились из бессознательного». Формирование такого материала прослеживается вплоть до его источника, после чего данный материал подвергается критике. Фрейд считал, что, в конечном счете, эффективность психоанализа зависит от количественного соотношения энергии, которую аналитик смог мобилизовать у кли­ента к его же выгоде, и энергии сил, работающих против клиента. Список литературы: 1. Р. Нельсон-Джоунс «Теория и практика консультирования», С-П. «Питер» 2000 г. 2. Р. Фрейджер, Д. Фейдимен «Личность», Москва «Олма-пресс» 2001 г. 3. З.Фрейд «Психология бессознательного», Москва «Просвещение» 1990 г. 4. З.Фрейд «Очерки по психологии сексуальности», Москва «Система» 1990 г. * Р. Фрейджер, Д. Фейдимен «Личность», Москва «Олма-Пресс» 2001г. * Р. Нельсон – Джоунс «Теория и практика консультирования», С-П. «Питер» 2000 г. * Р. Фрейджер, Д. Фейдимен «Личность», Москва «Олма-Пресс» 2001г. * Р. Нельсон – Джоунс «Теория и практика консультирования», С-П. «Питер» 2000 г. * Использованы материалы книги З. Фрейда «Психология бессознательного», Москва «Просвещение» 1990 г. * В главе использованы материалы книги З. Фрейда «Очерки по психологии и сексуальности», Москва «Система» 1990 г. * Р. Нельсон – Джоунс «Теория и практика консультирования», С-П. «Питер» 2000 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.