XXIII городская научно-практическая конференция обучающихся«Открытия юных»Секция «Культура родного края»История народного образования/посвящается 160-летию чувашского просветителя И.Я.Яковлева и 140-летию Симбирской чувашской школы/Степашина Марина Юрьевна, ученица 9а классаМОУ «Средняя общеобразовательная школа №37 с углубленным изучением отдельных предметов г.Чебоксары»Научный руководитель: Прокопьева Р.И. Учитель чувашского языка и литературы СОШ № 37 г. ЧебоксарыЧебоксары 2008Оглавление: 1. Введение стр.4 2. Основная часть: - Система образования в России в начале 19 века стр.5стр.5 - Первые приходские училища на территории Чувашии и их основатели стр.7 - Чувашский просветитель Яковлев Иван Яковлевич и его Симбирская школа. стр.9 - Современное образование в Чувашской Республике стр.12 - Моя любимая школа стр.13 3. Заключение стр.15 4. Использованные ресурсы стр.16 Не травите детство спором, Не нудите разговором, Не давите злом и страхом, Не бросайте слов с размаху Душу детскую щадите, Пуще глаза берегите, Зря за шалость не корите Ни родитель, ни учитель Развивая детский разум, Не влезайте в дебри сразу Детства дни не торопите, Детства солнце подарите.Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.Введение.Ликвидация векового насилия царизма-неграмотности населения, осуществления 7-летнего всеобуча, развертывание массовых помет просветучреждений, развертывание сети техникумов и рабфаков, открытие высших учебных заведений, организация научно исследовательских институтов - все это является блестящим, неопровержимым доказательством достижений нашей республики на культурном фронте. История народного просвещения Чувашии отмечена рядом знаменательных фактов и событий, которые вызывают неподдельный интерес. В моей работе интерес представляет не только рассказ об этапах решение актуальных задач образования в разный период, но и отношение к современным реформам образования. Народное образование в Чувашии многим обязано подвижникам и меценатам. Расскажу о людях, стоявших у начала школьного образования в чувашском крае, о деятельности просветителя чувашского народа И.Я.Яковлева, о его Симбирской школе, об огромном значении этого культурного центра для народа. Конечно же, коротко ознакомлю со своей родной 37-ой школой.Основная часть^ Система образования в России в начале 19 века.Народное образование в Чувашии многим обязано подвижникам и меценатам. Представители разных сословий - дворяне, купцы, священники – в своей массе они не получили в истории громкой известности. К счастью, для благодарной памяти не существует рангов и степеней. Расскажем о людях, стоявших у начала школьного образования в чувашском крае. В 1802 году императором России Александром 1 вместо прежних петровских коллегий в числе восьми подразделений нового типа было создано Министерство народного просвещения. Это ведомство должно было поднять культуру народа через просвещение. Во главе стояли явные консерваторы А.К.Разумовский, А.Н.Голицын, А.С.Шишков, С.С.Уваров, Д.А.Толстой, и другие. Они вообще не были заинтересованы в поднятии культуры трудового народа, особенно так называемых «инородцев». Не зря это ведомство называли «министерством народного затмения». Тем не менее, социально-экономические потребности развивающегося капитализма побуждали царское правительство открывать учебные заведения не только в центре, но и на окраинах с нерусским населением. В 1804 году в России была введена система образования, основанная на принципах все сословности, бесплатности и преемственности обучения. Основными ее звеньями стали годичное приходское и двухлетнее уездное училища, где дети крестьян и горожан получали знания по русскому языку, истории, географии, математике, домоводству и другим предметам. Первое приходское училище на территории Чувашии открылось 10 августа 1807 года в селе Буртасы Цивильского уезда (ныне Урмарский район). Его основал местный священник Н.С.Михеев, пожертвовавший под училище дом стоимостью в 500 рублей с прилегающими строениями и плодовым садом. Он вызвался без жалованья исполнять должность учителя, а также содержать училище первое время. Михеев подарил училищу мебель, книги и учебные пособия на сумму около 150 рублей. Судя по всему, примером ему послужил священник И.Н.Бельский, основавший в 1806 году на свои средства училище в селе Ягодном близ Казани. Подобно предшественнику, Михеев был награжден от Синода наперсным крестом. В прошении министру просвещения своей целью Михеев определил религиозное просвещение чувашей-новокрещен, которые, по его словам, «по незнанию российского языка приметным образом удаляются от церкви». Получив поддержку в Казани и в Петербурге, он встретил упорное сопротивление в уезде в лице помещика П.А.Чашкова и исправника П.Т.Завацкого. Последний цинично заявил, что «для чуваш просвещение вредно, ибо они забудут земледелие». Только поддержка руководства Казанского университета позволила Михееву выйти победителем в борьбе с чиновником-самодуром, писавшим, кстати, безграмотно. Помимо Михеева, преподававшего русский язык, историю и закон Божий, в училище бесплатно работали: священник Е.М.Воронов (история, арифметика, география), диакон Г.Семенов (чтение, чистописание), А.Семенов (начальный курс чтения и письма). Училище посещали дети чувашских и русских крестьян приходского села и окрестных деревень – Хоруя, Чирш-Сирмы, Б-Яникова и других. Количество учеников было около 20 (оно колебалось в зависимости от сезона). Училище числилось на хорошем счету, а его основатель характеризовался как отличающийся «знаниями своими, примернопохвальным образом жития и усердием к распространению просвещения». Функционировало училище до 1823 года, пока Михеев не оказался в результате несчастного случая в постели с ушибами и переломами. Болезнь приняла затяжной характер. После долгих переговоров в инстанциях. В 1831 году на должность учителя был назначен диакон И.Иванов, но он не сумел убедить крестьян оказать училищу материальную поддержку. В 1833 году училище было решено закрыть, а его вконец обветшалое здание продать с торгов, что и было исполнено в следующем году. В 1815 решался вопрос об основании училища в селе Сундырь Чебоксарского уезда (ныне г. Марпосад). Дело продвигалась, по-видимому, успешно, поскольку местный купец В.С.Мочалов построил для него «прочный и красивый деревянный дом» стоимостью в 3,5 тыс. рублей. Он же положил в банк 500 рублей на обзаведение училища. К сожалению, в результате пожара здание сгорело училище не было открыто Банковскую же сумму Мочалов передал Чебоксарскому училищу, преобразованному в 1816 году в уездное.^ Первые приходские училища на территории Чувашии и их основатели.В 1818 году училищный совет Казанского университета принял решение о поощрении священников, жертвующих здания под училища, что немедленно принесло плоды. 2 ноября 1819 года открылось приходское училище в селе Шихазаны Цивильского уезда, основанное священником Я.Д. Каменским. Имея, по отзывам «не слишком богатое хозяйство», Каменский из «усердия к вере» передал под училище деревянный дом, оцененный в 1600 рублей, взяв обязательство бесплатно работать учителем и смотрителем. Каменский был сыном диакона из Ардатовского уезда Симбирской губернии. Обучался в Алатырском духовном училище. Затем продолжил образование в Казанской академии. После ее окончания служил в церквях Казани и села Татмышево Цивильского уезда. В 1815 году переведен в Шихазаны. Он был хорошо образованный человек. В его обширной библиотеки имелись книги по истории, медицине, географии на латинском, французском и немецком языках, художественная литература. Училище в Шихазанах было торжественно открыто почетным смотрителем Ядринского уездного училища, известным русским писателем и историком Н.С.Арцыбышевым «при стечении обывателей, по большей части из чуваш». Его посещали учащиеся из окрестных чувашских деревень-Биболдина, Девлизирова, Янгильдина и других. Помимо общеобразовательных предметов, с 1825 года Каменский преподавал и чувашский язык. Энтузиастам приходилось преодолевать множество препятствий. Большой проблемой, например, являлся набор учеников. Чуваши опасались, отдав детей в обучение, лишиться рабочих рук в хозяйстве. Немало крови попортил Каменскому священник И.Островский, обвинивший его во лжи, корысти, а также в незнании «училищных предметов и правописания». К чести бюрократии того времени, клеветник был наказан, Каменский награжден фиолетовой бархатной скуфьей. В мае 1819 года открылось училище в селе Красные Четаи Курмышского уезда Симбирской губернии. Его основал священник Н.Базилевский, известный как переводчик Библии на чувашский язык. Выросший «среди чувашей», как никто, зная о том, что среди них «почти нет знающих читать», он набрал группу мальчиков, взявшись их обучать на свой счет. Вскоре уже около сорока крестьян обратились к Базилевскому с просьбой обучать их детей. Но у священника на это не было средств. На помощь чувашскому училищу пришло Курмышское отделение Библейского общества. На собранные средства был построен деревянный дом с помещением под класс и интернат. К занятиям в нем Базилевский приступил в декабре 1821 года при 15 учениках. Училище существовало на средства благотворителей и родителей учеников, помогающих деньгами и продуктами. Среди первых стоит отметить уездного предводителя дворянства, участника Отечественной войны и заграничных походов 1813-1814 годов М.С.Брехова. Один из инициаторов открытия училища, он привлек крестьян обещанием справить всем ученикам одежду. Позднее Брехов являлся почетным смотрителем Ядринского училища, жертвовал ему крупные суммы. Кстати, многие дворяне принимали активное участие в просвещение народа. Упомянутый уже Арцыбашев помогал Цивильскому, Ядринскому и Чебоксарскому училищам. Стоит назвать и почетного смотрителя Чебоксарского училища В.М.Посыпкина. в память о щедром благотворителем в этом училище были установлены его портрет и доска «с означением вкратце пожертвований». Меценатами являлись известный филантропической деятельностью цивильский помещик А.П.Костливцев, в 1818 году подаривший Цивильскому училищу каменный двухэтажный дом стоимостью в 12 тыс. рублей, ядринский помещик Н.Л.Батюшков. На протяжении долгого времени помогавший бедным ученикам Ядринского училища, дворянин Д.А.Леонтьев, вносивший значительные суммы в пользу Чебоксарского и Цивильского училищ. В трудные времена на помощь народному образованию неизменно приходили щедрые, неравнодушные люди. Для чувашской школы огромное значение имеют мысли и дела великого просветителя И.Я.Яковлева, педагога-миссионера Н.И.Ильминского, создателя системы просвещения народов Поволжья, инспектора чувашских школ Казанского учебного округа, исследователя чувашского языка Н.И.Золотницкого, историка и этнографа В.К.Магницкого, автора 17 томного «словаря чувашского языка» Н.И.Ашмарина и других деятелей просвещения и науки. ^ Чувашский просветитель Яковлев Иван Яковлевич и его Симбирская школа. 140 лет тому назад в губернском городе Симбирске Иван Яковлевич Яковлев зажег первый огонек чувашского просвещения – организовал, будучи гимназистом , по своей инициативе и на собственные средства школу , ставшую в последствии центром просвещения и культуры чувашей , подготовки учителей .Возглавляя школу и в течение ряда лет являясь инспектором чувашских школ Казанского учебного округа , И.Я.Яковлев открыл десятки училищ в разных уголках Поволжья, создал прогрессивную систему школьного образования в крае, стал крупным теоретиком и практиком обучения в национальных школах. Он является создателем чувашской письменности на основе разработанного им алфавита, который без значительных изменений используется и поныне. Он автор первых учебников для чувашских учащихся на их родном языке, собиратель и исследователь устно-поэтического народного творчества и быта, переводчик, организатор чувашской издательской деятельности в дореволюционное время. В Симбирской школе при участии и содействии И.Я.Яковлева зародилась и окрепла чувашская литература, появились ростки национального музыкального, изобразительного и театрального искусства .Преодолевая бесконечные трудности и препятствия , по тернистым тропам постоянных поисков И.Я.Яковлев вышел на путь осуществления дела своей жизни –помочь национальному подъему чувашского народа, приобщению его культуре великого русского народа и сближению с ним. В своих воспоминаниях И.Я.Яковлев вводит нас в безрадостный мир своего детства. Он рано лишился матери ,был взят на воспитание в семью удельных крестьян.»В раннем детстве ,- вспоминает он,- я был больным, хилым, малорослым ,молчаливым ребенком, что, главным образом, зависело от дурного, недостаточного, не соответствовавшего детскому моему возрасту питания в чувашской семье Пахомовых, меня как раз усыновившей… Для объяснения этого считаю нужным заметить, что во время моего детства вообще чувашское население питалось скверно, что зависело и от бедности и от разного рода предрассудков ,обычаев, ложных мнений.» Яковлев рано познал жизнь с ее трудностями, несправедливостью и самодурством власть имущих, в то же время видел честность, человечность, трудолюбие простых людей что, несомненно, сказалось на его формирующихся взглядах и убеждениях .Он становится очевидцем того, в каких невыносимых условиях жили трудящиеся массы. Невозможно было оставаться равнодушным к их судьбе. Много думал молодой Яковлев над тем, как помочь родному народу выйти из нищеты и темноты. И он пришел к выводу, что наиболее верный путь освобождения народа от вековой отсталости и служения ему- его просвещение и образование. »В 1868 году,- пишет И.Я.Яковлев, - у меня окончательно окрепла решимость относительно просвещения чувашей и необходимости создания для них с этой целью особой чувашской школы. » В том году, находясь на каникулах в родной деревне Кошках, Яковлев уговорил Алексея Рекеева, окончившего курс в Бурундукском училище, приехать на учебу в Симбирск. Скоро Яковлев вызвал на учебу еще троих юношей. Эти молодые люди стали первыми учениками необычного учебного заведения – общежития – школы, которая существовала в первое время неофициально, как его частное предприятие. Она не прекратила своей деятельности и с поступлением Яковлева в 1870 году в Казанский университет. В 1871 году школа при поддержке и содействии представителей русских демократических кругов была признана официальным учебным заведением и принята на бюджет Министерства народного просвещения. «Главное мое внимание,- указывает Яковлев,- было обращено в течение 50 лет на Симбирскую чувашскую школу как на учебное заведение , откуда должен был бы исходить свет, разгонявший тьму, висевшую над родным мне чувашским народом.» На нее, как он справедливо отмечает, ушла лучшая часть его жизни. Просветитель осуществлял руководство всей педагогическо- воспитательной и хозяйственной деятельностью в школе. В ней он преподавал, лично участвовал в воспитательной работе. В школе большое значение придавалось трудовому обучению. В делах Симбирской чувашской школы , особенно по просвещению чувашских девушек активное участие принимала его жена Екатерина Алексеевна.Школа была учреждением подлинно демократическим. В нее принимались преимущественно дети трудящихся крестьян. Известно немало случаев личного участия И.Я.Яковлева в судьбе детей из бедных семей. В деле просвещения чувашского народа Яковлеву помогал Ильминский Н.И., профессор Казанского университета, директор Казанской инородческой учительской семинарии, работавший долго по просвещению национальных меньшинств царской России. Ильминский помог ему в уяснении роли родного языка в просвещении, создании чувашского алфавита, организации переводов на чувашский язык, защищал его от нескончаемых нападок и гонений на него и на его школу. Но Яковлев, как деятель народного образования, многим, в частности, развитием демократических тенденций в педагогической теории и практике, значительно превзошел своего учителя и наставника.Иван Яковлевич гордился своими воспитанниками. Он видел в них результаты труда и усилий своих и соратников и не без гордости называл эти имена. Среди них Н.М.Охотников и П.М.Миронов, показавшие большие способности в математике, художник А.А.Кокель, классик чувашской литературы ,автор бессмертной поэмы «Нарспи» К.В.Иванов, Герой Социалистического Труда Т.С.Кривов, прославленный командир Красной Армии И.С.Космовский, Герой Советского Союза генерал- майор Н.В.Соколов, генерал- майор З.Т.Трофимов, Герой Труда И.Я.Зайцев, выдающиеся композиторы Ф.П.Павлов, С.М.Максимов, известные писатели М.Д.Трубина,Н.В.Шубосинни,Т.С.Тайр, основатель чувашского театра И.С.Максимов- Кошкинский, ученые лауреат Ленинской и Государственной премий доктор химических наук , профессор И.И.Корнилов, профессор П.О.Афанасьев, И.В.Данилов, В.Г.Егоров, С.П.Горский и многие другие. Глубоко трогают нас строки его завещания чувашскому народу, написанное в 1921 году. По словам А.В.Луначарского, И.Я.Яковлев своим полувековым педагогическим и общественно- просветительским трудом заложил в чувашском народе первые основы массовой грамотности и культуры. Благодаря его деятельности произошел национальный подъем чувашского народа в тяжелых условиях царизма. Имя Ивана Яковлевича Яковлева навсегда сохранится в благородной памяти чувашей и всех людей чувашского края.^ Современное образование в Чувашской Республике.На начало 1992/93 учебного года в Чувашской Республики Функционировало 715 школ. Из них 480 чувашских, 51 русская, 18 татарских, 6 мордовских школ и 160 школ с многонациональным составом учащихся. Министерством образования были разработаны 50 вариантов учебных планов для всех типов школ. Оно оказывало посильную помощь чувашским школам, находящимся за пределами республики. Таких школ насчитывалось 260. Помощь оказывалась, прежде всего педагогическими кадрами, учебно-методической литературой. Учителя чувашского языка и литературы этих школ проходили курсовую переподготовку на базе Чувашского института образования. Проводились выездные семинарии и конференции с учителями школ диаспоры. В ходе реализации Программы развития народного образования Чувашской Республики на 1994-2000 гг. решались задачи стабилизации и динамичного развития системы образования на принципах демократии, гуманизма, научности и преемственности, нормативного и научно-методического обеспечения реформ общего образования. Не последнюю роль в условиях рыночных отношений имело придание статуса юридического лица образовательным учреждениям. К 2000г. Из 695 школ 75 имели самостоятельные расчетные счета. Развитие общественных механизмов управления образованием (попечительские советы, родительские комитеты) способствовало развитию внебюджетных источников финансирования. Указом Президента ЧР от 9 апреля 2001г. Принята «Программа развития образования Чувашской Республики на ближайшие пять лет(2001-2005гг.)». она касается деятельности всех школ, 62 учреждений дополнительного образования, 20вузов и их филиалов, 33 средних специальных учебных заведений, 29 учреждений начального профессионального образования, 438 дошкольных учреждений. Модернизация образования, проводимая в настоящее время Министерством образования и молодежной политики республики (министр Г.П.Чернова) идет под девизом «Доступность, качество, эффективность образования» и осуществляется по следующим основным направлениям: 1) обновление содержания образования; 2) реконструкция сети общеобразовательных учреждений 3) развитие единой образовательной информационной среды; 4) реформирование системы начального профессионального образования; 5) создание государственной системы оценки качества образования (ЕГЭ, ГИФО); 6) повышение профессионализма работников образования; 7) социализация личности; 8) формирование нового финансового экономического механизма. Таким образом, значительные изменения, произошедшие в экономической, общественно-экономической, общественно-политической, культурной жизни общества в постсоветский период, возлагают на Министерство образования и молодежной политики новые требования, соответствующие современной эпохе. Моя любимая школа.С началом строительства в 1972 году промышленного гиганта ЧЗПТ началось и строительство жилого массива, который впоследствии был назван «Новоюжным». В 1975 году в этом микрорайоне открыли первую среднюю школу N° 20. В связи с тем, что стройка была названа Всесоюзной комсомольской, со всех концов нашей необъятной Родины начали съезжаться молодые семьи с детьми. Новоюжный район строился не по дням, а по часам. Дома росли как грибы. 1 сентября 1976 года была открыта наша 37-ая. Первым директором школы был Громов Вениамин Федорович. Его заместителями по учебной работе были Яковлева Екатерина Анатольевна и Занина Римма Александровна, организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы — Канькова Нина Васильевна. И, конечно, были свои первые учителя: Кожендаева В.И., Алексеева Г.Н., Оленина Л.Ф., Григорьева Г.Е., Будникова И.П., Егорова В.В., Степанов В.В., Семенова А.Е., Притупова Н.П., Таврина С.М., Шалягина А.И., Гусева B.C., Бородина Е.В., Тарасова К.П., Орлова А.И., Ершова P.M., Черникова О.А., Маракасова Л.А., Чикашова Т.А., Белова Л.О., Калянова М.Г., Русина М.А. В алфавитную книгу учащихся первыми были внесены фамилии следующих учащихся: Александров Дмитрий Геннадьевич, Борисов Илья Николаевич, Бородулин Дмитрий Евгеньевич, Васильев Олег Вениаминович, Дацко Наталья Николаевна, Жигалов Сергей Анатольевич, Ожиганова Марина Александровна, Уливанов Игорь Геннадьевич и другие. Директора школы: Громов Вениамин Фёдорович (1976-1978), Исаев Виталий Андреевич (1978-1980), Григорьев Юрий Алексеевич (1980-1982), Набоко Нина Павловна (1982-1987), Николаева Анастасия Николаевна (1987-1997). Матвеев Александр Меркурьевич (с 1998 - 2007) Жители микрорайона, в котором расположена школа в основном работники местных предприятий. Уровень общей культуры, материальной обеспеченности в семьях сравнительно невысокий. Красивых детских площадок во дворах домов, внешкольных учреждений, клубов по интересам по близости нет. Поэтому наша школа является своеобразным культурным центром, притягательным для детворы. Много всего было в истории школы, но рассказать хотелось бы о нынешней ее жизни, какая она сейчас. С июня 2007 года директором нашей школы стала Соснова Римма Александровна, учительница иностранных языков. С ее приходом наша школа преобразилась. Она стала привлекательной для учащихся, учителей, родителей и гостей. В школе работает музей, где собран уникальный материал военных лет. Там экскурсоводами работают дети разных классов. Востребованы различные кружки, главная цель которых – формирование учащихся интереса к познанию мира. Деятельность систематизирована через творческие центры. Издается своя школьная газета, где ежемесячно освящается жизнь школы. Вокруг нее объединились учащиеся, пробующие себя в литературном творчестве. Ведется работа спортивно – оздоровительная. До позднего вечера в спортзале занимаются дети разными видами спорта.Заключение.Задачи в сфере образования неразрывно связаны с общими задачами, стоящими перед республикой. Основная задача – повышение уровня благосостояние людей. Этого можно добиться только через образование, подготовку кадров, то есть через интеллектуальный потенциал. Система образования должна постоянно совершенствоваться, опираясь на накопленный поколениями опыт, национальные традиции, особенности, культуру и потребности общественного развития. Несмотря на некоторые трудности, учителя выполняют свой долг, хотя, казалось бы, все предопределено. Школы республики держаться на учителях, которые любят свою работу и преданы этому делу. Народное образование многим обязано подвижникам и меценатам. Представители разных сословий – дворяне, купцы, священники – в своей массе они не получили в истории громкой известности. В наши дни они вообще забыты, упал авторитет нынешних учителей. Считаю, что для благородной памяти не существует рангов и степеней. Из поколения в поколение бережно надо передавать информацию о становлении образования, в чувашском крае о людях, стоявших у истоков этого благородного дела. Поэтому думаю, что, вопросы освещенных в моей работе, очень актуальны в наши дни. Школьные творческие центры, традиционные мероприятия нашей школы представляют собой целостный педагогический процесс. Ну а главное, конечно же, - это урок. У нас давно применяются такие формы занятий, как урок – лекция, урок – путешествие, уроки доброты, уроки творчества, межпредметные уроки. В своей работе учителя используют дидактические игры, викторины, конкурсы, приглашают в школу знаменитых людей, ветеранов. Благодаря таким занятиям мы учим историю родного края, культуру поведения, правила этикета, музыку. Разнообразные виды деятельности способствуют снятию напряжения, перегрузки, утомляемости. У детей и педагогов складывается представление о школе как о гармоничном единстве учения, досуга, труда, общения. Здесь царит дух доброты и демократия. Я люблю свою школу и поэтому привела сюда братика в первый класс к своей же первой учительнице. Ни на какую гимназию или лицей не променяю свою родную 37-ую школу. Использованные ресурсы1.И.Я.Яковлев Воспоминания Чебоксары. Чув.книж.изд.1983. стр.5-18. 2.Журнал. « Народная школа »№ 5.2005.статья Т.С.Сергеева »Министерству образования Чувашской Республики – 80 лет.». стр.7-14.3.Газ. «Красная Чувашия.» от 23 августа 1949 г.4. Чувашия за 40 лет в цифрах. Чебоксары 1957. стр.140.5.Газ. «Красная Чувашия» от 14 июля 1950 г.6.Газ. «Красная Чувашия» от 20 мая 1951 г.7. «Чувашская АССР к 40-летию Советской власти» Чебоксары.1960. стр.140-150.