Реферат по предмету "Философия"


Логика античного времени

Министерство культуры и туризма Украины
Харьковская государственная академиякультуры
Реферат по логике
На тему: «История логики античноговремени»
Выполнила студентка 2гокурса
Факультет менеджмент
Спец-сть соц.педагогика
Котелевец Э.Ю.
Проверил: Щедрин А.Т.
Харьков,2010

Оглавление
Введение
1. Зарождение логического закона
2. Логические учения античности
3.Логические аспекты учения Демокрита
4. Аристотелевскаяклассификация суждений
5.Гераклит
6.Демокрит как основатель античной логики
7. Пармени́д из Эле́и
8. Сократ
9. Платон
10.Аристотель
Вывод
Список литературы

Введение
Логика (др.-греч.λογική — «наука о правильном мышлении»,«искусство рассуждения» от λόγος — «речь»,«рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальнойпознавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука оформах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке ввиде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство иопровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения илинаука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способыдостижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственногоопыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить какнауку о способах получения выводного знания.
Современная логика,разработанная формально изощрённо, происходит в конечном счёте из греческойтрадиции (аристотелевской логики), которая, однако, была воспринята ненапрямую, а при посредничестве и комментаторской деятельностиарабо-мусульманских философов и средневековых европейских логиков.
Основателем логики вдревнегреческой философии считается древнегреческий философ Аристотель, так какполагается, что он вывел первую логическую теорию. Предшественниками Аристотеляв развитии логической науки в Древней Греции были Парменид, Зенон Элейский,Сократ и Платон. Аристотель же впервые систематизировал доступные знания ологике, обосновал формы и правила логического мышления. Его цикл сочинений«Органон» состоит из шести работ, посвящённых логике: «Категории», «Обистолковании», «Топика», «Первая аналитика» и «Вторая аналитика»,«Софистические опровержения».
После Аристотеля вДревней Греции логика также разрабатывалась представителями школы стоиков.Большой вклад в развитие этой науки внесли оратор Цицерон и древнеримскийтеоретик ораторского искусства Квинтилиан.

1. Зарождениелогического закона
Учение Ксенофана овсеединстве (существует только единое неподвижное бытие, множественность вещейи их движение есть лишь обманчивая видимость) было развито Парменидом Элейским,который в своей поэме «О природе» выступает с защитой этого положенияи говорит о единой неделимой материи, вечной, неизменной, неподвижной.Отстаивая положение, что материя всегда остается равной себе и вечно пребываетв одном и том же состоянии, Парменид впервые дает метафизическую формулировкулогического закона тождества: бытие есть, небытия нет.
Ученик Парменида ЗенонЭлейский выдвинул знаменитые аргументы против движения и множественности вещей.Заслуга Зенона в том, что он первый вскрыл противоречивость движения и сделалпопытку выразить эту противоречивость в понятиях. Но, показав противоречивость«понятия движения, он отверг движение материи. Аристотель называет Зенонаизобретателем диалектики, а Гегель находит у него объективную и субъективнуюдиалектику, но у Зенона „отрицательная диалектика“, поскольку отпротиворечивости движения он умозаключает к „неистинности“ его.
В элейской школе впервыев Древней Греции мы встречаем логическую форму доказательства в виде цепидедуктивных умозаключений. Таковы рассуждения Ксенофана и Мелисса, приводимые впсевдоаристотелевском сочинении „О Мелиссе, Ксенофане и Горгии“,такова аргументация Парменида в его поэме „О природе“, и особеннотонко разработанной логической формой дедуктивных умозаключений выделяютсясочинения Зенона.
В противоположностьэлейскому учению о вечном, неизменном и неподвижном бытии Гераклит Эфесскийвыступает с учением о всеобщем движении и изменении, источником которогоявляются единство и борьба противоположностей. В известном изречении Гераклитаговорится, что наш материальный мир единственно существует, кроме него нетдругого, потустороннего, мира, мир не создан никем, он всегда был, есть и будет»вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим".Мир Гераклит понимает как единое целое, все части которого находятся вовзаимосвязи и взаимозависимости. Это единое сущее находится в непрерывномизменении. Все течет, ничто не пребывает без движения и изменения.
 
2. Логические ученияантичности
В историко-философскойтрадиции анализ древнегреческой логики начинается с рубежа IV-V вв. до н.э, аименно: по деятельности Парменида (540-470) — представителя элейской школы,возникшей на территории «Великой Греции» (юг современной Италии). Ондал первую формулировку закона тождества, рассматривал его как свидетельствонеизменности содержания мысли. Парменид отождествлял бытия и мышления и считалэтот закон также и законом бытия.
Одно и то же мнение (noema) и предмет мысли (noeton), ведьбез бытия, в котором воплощена мысль, не найдешь мысли.
Парменид
Парменид выдвинул тезис о различии позирности от истинногознания сути, в дальнейшем были развиты в философии Платона.
Противоположной точки зрения придерживался современникПарменида Гераклит (550-480). Логико-гносеологическая доктрина Гераклитасодержит четыре конституционные элементы.
1. Обоснование диалектического метода — принцип «всетечет, все изменяется».
2. Определение понятия закона и образцы понятийного мышления.
3. Постановка проблемы отображения движения в мышлении.
4. Разграничение моментов субъективности и объективности впроцессе мышления.
В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и несуществуем.
Гераклит
Закон предстает у Гераклита как «logos», что впереводе с древнегреческого языка означает и «слово», и«понятия», и «смысл», и «бог». Гераклит одним изпервых трактовал мышление как способ познания в понятиях, благодаря чемумышление может познавать общее.
Основы логики дедуктивного типа заложил ученик ПарменидаЗенон Элейский (490-430). Он основал приемы косвенного доказательства. Вистории логики он особенно известен своими апориями (греч. aporia — тупик,недоразумение, затруднительное положение). Наиболее популярными являются апории«Ахилл и черепаха», «Дихотомия», «Стрела»,«Стадий», в которых описываются трудности отражение в понятияхпротиворечивости движения. Зенон утверждал, например, что быстроногий Ахиллникогда не догонит черепахи, поскольку, пока Ахилл бежит к тому месту, гденаходилась черепаха в начале соревнования, она продвинется вперед на какое-торасстояние. Получается, что Ахилл никогда не догонит черепахи.
3. Логические аспекты учения Демокрита
 
Дальнейшее развитие индуктивного метода наблюдаем у Сократа(470-399). Он использовал индукцию для поиска общего на пути восхождения отединичных высказываний в повседневной жизни, бытовых разговорах ко все болееобщих понятий. Он разграничил индукцию и сравнения. Вторым способомисследования, которым пользовался Сократ в беседах, является определение(дефиниция) понятий, то есть процесс все более точного выяснения их объема исодержания, чего достигают в дискуссиях. Античный мудрец назвал этот метод«маевтикой», т.е. искусством, которое помогает рождению мысли.
В античной логике заметную роль играла мегарской школы(Мегары — греческий город), основателем которой был Евклид (450-380).Представители этой школы разработали теорию эристика (искусства дискуссии),широко использовали метод косвенного доказательства и сформулировали рядпарадоксов («Лжец», «Покрытый», «Куча» и др.).Логику мегарики трактовали весьма ограниченно — как эристику, т.е. науку ополемику. Для формулировки парадоксов они использовали интенсиональний (лат. — напряжение, намерение) контекст с предикатом «х знает, что ...».Представитель мегарской школы Филон разработал теорию материальной импликации,которая определяет истинность сложного суждения без учета содержания егосоставляющих — простых суждений, а лишь по характеру связи. Филон очертил трислучая истинности таких суждений:
— Антецедент и консеквент истинные;
— Антецедент и консеквент ложны;
— Антецедент неверен, а консеквент истинный.
Филон утверждает, что правильным связью является тот, когданет того, чтобы неистинным сложный выражение начинался с истины, а заканчивалсянедостатком.
Секст Емпирик
Существенный вклад в развитие логики принадлежит Платону(427-347). Проблемы логики рассматриваются в его диалогах «Теэтет»,«Парменид», «Софист» и др. В них оказывается первая вистории философии таблица категорий. Платон был предшественникомсхоластического учения о субъект и предикат суждения. Теория суждениясодержится в диалоге «Софист». Платон различает два вида языковыхвыражений: одни называют именами, другие — глаголами. В диалоге«Теэтет» сформулирован закон исключенного третьего (tertium nondatur). В диалоге «Евтидем» дано формулировка закона противоречия,который толкуется онтологически. Платон отмечал необходимость сочетать вмышлении признание противоположностей в объекте с соблюдением требований законапротиворечия, то есть запрета формальных противоречий в мышлении. В диалоге«Тимей» можно найти положения, которые являются определеннымвыражением закона достаточного основания. Утверждается, что знания (эпистемы)от мнения (дока) отличается тем, что первое основывается на достаточномосновании. Всего логическое учение Платона является определенным итогом изавершением всего предшествующего развития античной логики. Оно сталонеобходимой основой аристотелевской логики.
Основателем традиционной логики является Аристотель (384-322).Все логические трактаты Аристотеля — это собрание его лекций, которые в разноевремя читал он своим ученикам. Именно ученики дали общее название этимпроизведениям — «Органон», что в переводе с древнегреческого означает«орудие». «Органон» содержит шесть трактатов:
1. Категории 2.Герменевтика 3. Первая Аналитика 4. ВтораяАналитика. 5. Топика 6. О софистических опровержения.
Аристотель свое логическое учение называл«Аналитика». В богатом творческом наследии Аристотеля принципылогики, впервые им сформулированы, играют очень важную роль. Законы мышления онтрактовал как законы природа, имеющих всеобщий характер. Аристотель доказал,что в мышлении есть такие принципы, имеющих общечеловеческое значение и поэтомуих следует соблюдать, ища истину в процессе научных исследований. О любой предметнельзя утверждать и отрицать одно и то же. Необходимым условием истинныхвысказываний он считал однозначность и постоянство содержания каждого слова врамках определенного рассуждения.
Аристотель тщательно исследовал три из известных втрадиционной логике закона: закон тождества, закон противоречия и законисключенного третьего, между которыми он устанавливал определенный взаимосвязь.Закон достаточного основания не был предметом его особого внимания.
Закон тождества сформулирован Аристотелем в труде «ПерваяАналитика». Он отмечал: «В высказывается и о самом себе». В этомзаконе отражены требование определенности мысли.
Закон противоречия формулируется Аристотелем в таком виде:
Невозможно, чтобы спорные утверждения были одновременноистинны отношении одного и того же предмета.
Аристотель
Такая формулировка закона исключает возможность противоречияв мышлении. Аристотель не признавал противоречия ни в онтологическом, ни вгносеологическом аспектах. Значительное внимание Аристотель уделил законаисключенного третьего, позднее известному как принцип tertium non datur.
Между членами противоречия нет ничего.
Аристотель
Этот закон, по мнению Аристотеля, не может быть использовандля анализа событий будущего.
В творчестве Аристотеля находим также высказывания, которыеможно толковать как определенные подходы к осмыслению закона достаточногооснования. В трактате «Вторая Аналитика» говорится следующее:
Любое учение и любое обучение основано на определенном ужеранее приобретенном знании… О каждой вещи мы думаем, что знаем еебезусловно, а не софистической, по случайным признакам, когда мы считаем, чтознаем причину, по которой эта вещь есть, значит, что она его причина и что этоне может быть иначе.
Аристотель
Значительное место в логическом наследии Аристотеля занимаетучение о формах мышления. Суждением он называл высказывание о наличии илиотсутствии чего-то в чем-то. В языковом контексте суждения всегда являетсяистинным или ложным высказываниям. Термины «истина» и«ложь», по мнению Аристотеля, не могут применяться к ощущения,восприятия и интуиций ума. Однако не каждое предложение он считал суждением. Ввопросительных и побудительных предложениях не содержится значение истинностиили ложности, следовательно они не являются суждениями.
4. Аристотелевская классификация суждений
Другая форма мышления — понятия, по Аристотелю, — это общее,присущее всем предметам рода или вида, оно отражает сущность вещей. В егопроизведениях находим классификацию понятий: * тождественны, * контрарные, *контрадиктори, * подчинены, * спивпидпорядковани, * субконтрарни понятия, атакже * категории. Процесс мышления, как считал Аристотель, идет от менее общихпонятий к более общим и завершается наиболее широкими по объему понятиями — категориями, которые находятся на вершине иерархии понятий.
Крупнейшим достижением в области логики Аристотель считалоткрытие силлогизма, т.е. рассуждение, в котором при утверждении любого из негонеобходимо вытекает несколько отличное от того, что утверждается, и именновследствие того, что это есть. Такое отличное не требует никакого постороннегосрока, чтобы следовать из имеющихся суждений с необходимостью. Аристотельподает и более узкое определение силлогизма как умозаключения, в котором одиниз терминов должен содержаться в утвердительном предпосылки и один должен бытьвзят в полном объеме, поскольку без общего предпосылки корректный силлогизмневозможен. Силлогизмы первой фигуры он считал совершенными. Аристотельсформулировал следующие общие правила силлогизма:
— Если оба предпосылки отрицательные или частичные, то из нихневозможно сделать вывод;
— В силлогизме один посылка должна быть общим, другойутверждающим;
— В силлогизме должно быть три и не более сроки.
Аристотелевская силлогистика была первой дедуктивнойсистемой. Она заложила фундамент формализации процессов мышления и тем самымсоздала основы формальной логики как науки о законах и формах правильногомышления. На этой системе базировалась концепция исчисления предикатов всовременной математической логике. Хотя Аристотель существенно опирался влогических исследованиях на идеи Гераклита, Демокрита, Платона и другихдревнегреческих мыслителей, он, бесспорно, является новатором, авторомгениальных открытий в области логики. Он впервые изложил положения логики всистематическом виде, поэтому по праву считается основоположником логики какнауки.
Рассмотрим ряд направлений в области логики, которыеразвивались после Аристотеля. Его ученики Феофраст и Евдем Родосский продолжалиисследования своего учителя. Теофраст внес некоторые уточнения в трактовкуопераций отрицания и квантификации. Он подчеркивал, что не равнодушен, гдеставить возражения: перед глаголом или существительным. Например, суждение«х не знает науку» и «х знает науку» друг друга отрицают.Если поставить частицу «не» перед существительным, а не глаголом,такие суждения не являются отрицательные «х знает науку», «хзнает не науку».
Основы пропозиционной логики, или логики высказыванийзаложено логической школой стоиков. Ее основателем был Зенон из Китиона(336-264), а наибольший вклад в эту область логики сделал Хризипп (281-208).Стоикам принадлежит концепция аксиоматического построения теории, а такжеосмысление и систематизация несиллогистических и релятивных умозаключений. Помнению стоиков, соблюдение правил формальной логики гарантирует лишькорректность вывода выводу из предпосылок, а не действительную истинностьзаключения. Логическое учение стоиков было новаторским по сравнению с подходамиАристотеля и его учеников.
Существенный вклад в разработку логической проблематики осуществилимыслители школы, основателем которой был Эпикур (341-270) из Афин. Онсчитал, что мышление является воспоминанием о прошлом опыте. Эпикур используетиндуктивный подход к объяснению возникновения логических форм. Все мыслирождаются с чувств благодаря совпадению, соответствия, сходства и синтеза.
Епикур
Важным основополагающим принципом эпикуреизма есть такаяидея: «Исследовать природу нужно не на основе полых посылок ипредубеждений, а так, как того требуют сами явления». На этом положенииосновывается индукция эпикурейцев — первичными в процессе познания естьявления, а не аксиомы. Наиболее известным последователем Эпикура в областилогики был Филодем (110-39) с Гадара, римлянин, современник Цицерона. На основеиндукции он разработал метод аналогии, сравнивал факты и явления и соотносил ихс другими фактами и явлениями.
Современниками стоиков и эпикурейцев были скептики, которыетакже интересовались логикой. Представители этой школы Пиррон (365-275),Тимон (320-230), Карнеад (214-129) сделали существенный вклад втеорию аргументации. Каждый высказывание они рассматривали как тезис иантитезис, подчеркивая, что тезис не является правильной, но и антитезанекорректна. Следовательно, и тезис, и антитезис являются ошибочными. Поэтомувполне правомерно сомнение о возможности существования истинных аподиктическиесуждений.
После долгого периода упадка логической науки в Ш-1V ст. н.э.возникает мистико-идеалистическая философия неоплатонизма. Логическиеисследования сводятся к комментариям положений Аристотеля. Самым талантливымкомментатором аристотелевских работ был Порфирий (232-301). Он написалтруд «Введение в» Категорий «Аристотеля», в которойанализируются такие понятия логики: * род, * вид, * видовое отличие, *собственная признак ", * случайная признак". Порфирий поставил вопрособ онтологическом статусе понятий, то есть о том, соответствует общим понятиемчто-то в реальной действительности и в каком смысле существуют эти универсалии- в зависимости от того или рядом с ними. Считается, что Порфирий заложилосновы исчисления классов. В «Введении» Порфирия содержатся положенияоб отличной признак, по сути, отделяет одну вещь от другой.
Достижения логики римской эпохи античности сталипромежуточным звеном между логическим учением Аристотеля, его последователей илогическими идеями Средневековья. В римский период наблюдается сближениепроблематики логики с задачами Ритарыки. Организация общественной жизниДревнего рифму обусловила большую популярность ораторского искусства, благодарячему была разработана латиномовна терминология. Значительный вклад вкатегориальный аппарат логики сделал М. Т. Цицерон (106-43). Он ввел рядтерминов, важных для развития логики: «evidente» — отчетливоепредставление, «varietas» — разнообразие, «differentia» — разница, «notio» — понятие, «propositio» — посылкасиллогизма, «partitio» — разделение целого на части,«disparatus» — противоречивый, «complementum» — дополненияи др.
5. Гераклит
 
Диалектическая проблематика, заключавшаяся в искании общего,рождается в недрах материалистической теории. Эта наивно-материалистическипоставленная проблема с самого начала уже потребовала диалектики. Поставивпроблему сущности и предприняв известную попытку решения её, милетские философытем самым уже бросили искру в будущий костёр мышления. Мысль начинает брезжитьв поисках понятийного осмысления действительности.
Логическим результатом этого явилась философия Гераклита,которую можно причислить к школе ионийских философов, т. к. в ней на болеевысоком уровне получают своё логическое подтверждение отдельные робкие подходык объективной диалектике.
В отличие от философов милетской школы и пифагорейцев,Гераклит открыто пренебрегает занятиями математикой и естествознанием. Схарактерной для него загадочной иронией Гераклит утверждает, что ширина Солнцаравна человеческой ступне. Мудрость – это не коллекция сведений о явленияхприроды, а знание закона, который правит миром. «Многознание уму не научает...»– говорит Гераклит .
Его учение – это первая в истории человечества философия вчистом виде, без всяких примесей в те времена еще очень примитивных опытныхзнаний о природе. Возможно, поэтому она вызывает искреннее восхищение идвадцать пять столетий спустя: великий немецкий философ-диалектик Георг Гегельутверждал, что нет ни одного положения Гераклита, которое он не принял бы всвою «Логику».
Первое начало Природы Гераклит именует «Logos». У этого словаимеется множество разных значений, основные среди которых – «разумная речь»,«истина», «закон». Демократическое устройство греческого полиса прочно связалоэти значения в человеческом мышлении: все общественные дела решаются здесьобщим собранием граждан полиса, а главным инструментом власти становится слово.Разумное, истинное слово – Логос – превращается в закон. Не удивительно, чтоверховный закон мироздания у Гераклита зовется «Логосом» (хотя, вообще говоря,Гераклита никак нельзя отнести к сторонникам демократического строя).
Его Логос – это не вещество или материал, из которого сделанывещи, как вода или воздух у милетцев, а вечный закон, которому следует всёсуществующее, так сказать, Речь, с которой Природа обращается к отдельным вещами управляет ими. Иногда Гераклит именует Логос «Разумом, который правитВселенной», иногда «Богом» или даже «Зевсом», однако его Логос не имеет ничегообщего с богами общепринятых религий: Логос не существует отдельно от вещей,его частица пребывает во всякой вещи. Этот Логос, в сущности, не что иное, какзакон природы, в том смысле, в каком этим выражением в наши дни пользуютсяученые.
 
6. Демокрит как основатель античной логики
 
Выдающийся мыслитель древности Демокрит (460-370 гг. до н.э.). Будучи последователем атомистики Левкиппа, Демокрит на ее основе создалвсеобъемлющую философскую систему, которая заключала в себе учение о бытии,космологию, космогонию, теорию познания, логику, этику, политику, эстетику иряд специальных областей научного знания: математику, физику, биологию,медицину, антропологию, психологию, филологию, теорию музыки, педагогику. Былодним из основателей античной логики, о чем свидетельствует его работа в трехкнигах «О логике», или «Канон». Хотя до нас дошли лишь незначительные отрывкиэтой работы, она, конечно, имела влияние на дальнейшее развитие логическойнауки. Есть основания предположить, что некоторые логические идеи Демокритабыли заимствованы Аристотелем. По крайней мере он был знаком с творчествомДемокрита, поскольку отмечал, что тот первым стал оперировать логическимипонятиями и определениями.
По Демокриту, ощущения — источник и фундамент разумногопознания. Ощущение — затемненный ум; ум — просветленное чувство. Чувство иразум выступают в нем как противоположности и вместе с тем как единство. Вчувственном восприятии и в мышлении Демокрит видит отражение подлиннойреальности, существующей объективно вне нашего сознания. Демокрит былсоздателем первой системы логики в Древней Греции.
Демокрит учил, что критериями истины являются:
1) «совершенное чувство», то есть чувственное восприятие,осуществляемое в условиях научной проверке его,
2) «совершенный ум», то есть разум, вооруженный научнымметодом и управляемое правильными принципами исследования,
3) чувственная практика. Это учение о трех критерияхистинного познания, затем развил Навсифан в своем произведении «Треножник»(самый заголовок этого произведения указывает на то, что истина опирается натри основания: ощущение, мышление и практику) и затем ученик Навсифана Эпикур всвоей канонику.
Это учение о трех критериях истинного познания затем развилдемокритовец Навсифан в своем сочинении «Треножник» (самое заглавиеэтого сочинения указывает на то, что истина опирается на три основания:ощущение, мышление и практику) и затем ученик Навсифана Эпикур в своейканонике.
Произведение Демокрита «О логике» был направлен противсофистов, отрицавших существование объективной истины. Полемизируя сПротагором, он Обертае против него его же собственное положение: если, как учитПротагор, истинное все то, что кому-либо представляется, то истинно и отрицаниепротагоривського положения, а именно — если кто-нибудь считает, что всеистинно, то и эта мысль тоже будет истинной (поскольку истинной объявляетсявсякая мысль), и таким образом положения, все истинно, оказывается ошибочным.
Демокрит был творцомпервой системы логики в Древней Греции. Он написал специальный трактат «Ологике», или «Канон», в трех книгах. К сожалению, от этогосочинения дошли до нас лишь незначительные отрывки. Как сообщает Аристотель, изфилософов — «физиков» впервые Демокрит стал оперировать логическимипонятиями и определениями. Сочинение Демокрита «О логике» было направленопротив софистов, отрицавших существование объективной истины. Полемизируя сПротагором, он обращает против него его же собственное положение: если, какучит Протагор, истинно все то, что кому-либо представляется, то истинно иотрицание протаго-ровского положения, а именно — если кто-нибудь полагает, чтоне все истинно, то и это мнение тоже будет истинным (поскольку истиннымобъявляется всякое мнение), и таким образом положение, что все истинно,оказывается ложным. Этот демокритовский прием опровержения учения Протагораповторяет Платон в диалоге «Теэтет» Полемизируя с Протагором,Демокрит доказывает, что истина -одна для всех людей, что она объективна.Опровергая учение Протагора, что все истинно, Демокрит равным образомопровергает и учение софиста Ксениада, согласно которому все ложно Демокрит издесь применяет тот же прием Перигролт]. Он это положение также обращает противсамого себя: если все ложно, то ложно и то, что все ложно
Демокрит строит логику наэмпирической основе. Он один из создателей индуктивной логики, котораядальнейшее развитие получила в эпикурейской школе. Демокрит, с одной стороны,выступал против «аподейктики» (т. е. против односторонностидедуктивного метода, свойственного рационализму) и, с другой стороны, против «эпидейктики»(скептицизма софистов, их показного знания, прикрывавшего красноречием невериев истину). По свидетельству Секста Эмпирика (VIII, 327), в своих«Канонах» Демокрит решительно высказался против аподиктическоюдоказательства. Демокрит считает, что только на основе тщательного наблюденияфактов можно строить научные теории.Но эмпирические тенденции в логике инаучной методологии не делают его «ползучим» эмпириком. Его девиз: отопыта и через опыт к отражаемой последним объективной реальности. Научный методДемокрита заключается в сведении сложного к простому, в разложении сложного начасти, в отыскивании самых простых, далее неделимых элементов и в последующемобъяснении всего сложного как суммы составляющих его элементов. Задача научногознания, по Демокриту, состоит в том, чтобы открыть простейшие элементы и изразнообразных способов их соединения вывести все сложные вещества и явления.Применяя этот метод к самой логике, Демокрит устанавливает первичные элементымышления Таковыми являются единичные данные чувственного восприятия, изсоединения которых возникают простейшие суждения, состоящие из двухэлементов-субъекта и предиката; далее следуют более сложные образования,состоящие из сочетания суждений то, что субъект суждения Демокрит называет«именем», а предикат — «глаголом», говорит о тесной связимышления и языка в логике Демокрита по-видимому, Демокрит ставил вопрос оботношении между словом и обозначаемым им понятием По крайней мере известно, чтоон обратил внимание на следующие случаи, в которых отсутствует строгийпараллелизм между словом и понятием: 1) когда одним и тем же словомобозначаются совершенно разные вещи; 2) когда одна и та же вещь обозначаетсяразличными словами; 3) случаи перемены имен и 4) когда вещь не имеет имени иприходится для ее обозначения пользоваться описанием. К Демокриту восходитпонимание суждения как связи субъекта и предиката, как соединения илиразделения их в соответствии с тем, соединены или разделены вещи в самойдействительности.
Историческое значениелогики Демокрита заключаетсяпрежде всего в том, что она положила начало особому направлению в логике,,которое после него было представлена эпикурейской школой, создавшей обширнуюлитературу по этой отрасли знания. Демокритовско-эпикурейское направление влогике является по своим основным положениям предвосхищением логики Ф. Бэкона.Отдельные логические учения Демокрита были восприняты Аристотелем: можноотметить отдельные заимствования из Демокрита в сочинениях Аристотеля«Категории», «Первая Аналитика», «Метафизика» и«Топика» Но ввиду скудости дошедших до нас сведений о логикеДемокрита нельзя составить полного представления о влиянии его логическихучений на Аристотеля. Платон в ряде своих диалогов приводит в целях полемикилогические взгляды Демокрита без упоминания имени последнего. Система логикиДемокрита была материалистической Она была учением об отражении объективнойдействительности в познании человека (поэтому она была включена Трасиллом всписок физических сочинений Демокрита). Как таковая она противостоит идеалистическойсократо-галатоновокой логике.
7. Пармени́д изЭле́и
Пармени́д изЭле́и (греч. Παρμενίδης;ок. 540 до н. э. или 520 до н. э. — ок. 450 до н. э.) — древнегреческий философи политический деятель. Свои взгляды выразил в поэме «О природе». Занималсявопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение.
В доксографическойлитературе Парменид чаще всего считается последователем Ксенофана и вторымпредставителем элейской школы. Однако некоторые доксографы не без основаниясчитали Парменида пифагорейцем (Сотион, Фотий, Страбон), а большинствосовременных историков философии вообще отрицают преемственность ученийКсенофана и Парменида.
Согласно свидетельствуПлатона, юный Сократ слушал речи Парменида, когда тот приехал в Афины ввозрасте примерно 65 ти лет в компании своего приятеля-ученика Зенона. В товремя Парменид уже имел репутацию знаменитого философа, а элейцы даже поручилиему составить для своего полиса свод законов, которыми они впоследствиинеукоснительно руководствовались.
Доказывал, что существуеттолько вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисытаковы:
Помимо Бытия нет ничего.Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.Бытие никем и ничем непорождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытиянет.
Бытие не подвержено порчеи гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.У Бытиянет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно,однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара.
Учитель Зенона Элейского.
Тезис. «Бытие есть, анебытия — нет».
Небытия нет, так как пронего нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как этосводилось бы к: «есть то, чего нет».
Бытие одно, и не можетбыть 2 и более бытий.
Иначе они должны были быбыть отграничены друг от друга — небытием, его нет.
Бытие сплошно (едино), тоесть не имеет частей.
Если имеет части, значитчасти отграничены друг от друга Небытием. Его — нет.
Если нет частей и еслибытие одно, то нет движения и нет множественности в мире.
В противном случае, одноБытие должно двигаться относительно другого.
Так как не существуетдвижения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ниуничтожения.
Так при возникновении(уничтожении) должно быть Небытие.
Если нет движения,возникновения, уничтожения, то и времени не существует.
Так как Время должно бытьотнесено к какому-то процессу.
Бытие лежит (покоится),оно пребывает в вечности, а не во времени.
У Парменида мы находимлишь одну философскую поэму, от которой, благодаря Симпликию, сохранилось около160 написанных гекзаметром строк (главным образом, пролог и фрагменты первойчасти поэмы, где Парменид излагает свое учение о бытии). Пролог поэмы, бытьможет, несколько высокопарно, повествует о том, как «сверхпроницательные кони»стремительно увлекают мысль автора к пределам Вселенной – «так далеко, кактолько может достичь дух». Философскую колесницу Парменида сопровождают девыГелиады, дочери Солнца, которые знакомят его с богиней Дикэ (Правдой) и уговариваютее открыть философу «легко убеждающую Истину».
Существо метафизикиПарменида выражается в его предельно лаконичном изречении: «hen ta panta» –«всё едино». Здесь без труда угадывается прямая антитеза открытой Гераклитомуниверсальной формуле становления: «panta rei» – «все течет».
 
8. Сократ
С именем Сократа (469-399гг. до н э) связывают возникновение объективного идеализма Как и софисты,Сократ интересовался не столько познанием внешнего мира, сколько познаниемчеловека, общественными и моральными проблемами. Он требует права свободногоисследования разумом общепринятых верований, традиций, общественных нравов игосударственных законов Но в противоположность абсолютному релятивизму софистовСократ отстаивает абсолютную истину и абсолютную мораль, выступает, как иДемокрит, против релятивизма и скептицизма, обосновывает положение, чтообъективная истина раскрывается в общих понятиях Против стихийногобессознательного догматизма первых философских систем Сократ выставляеттребование, что прежде всего необходимо познать путь, который ведет к истине. УСократа на первый план выдвигается проблема метода. Сократовский метод исходитиз идеи, что истинное знание дается общими понятиями. Это истинное знание онмыслит как задачу, которую предстоит еще решить. Поэтому философия для негоесть не обладание истиной, а любовь к мудрости, поиски истины, стремление кней. Сократ говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю».
Но, не считая себяобладателем истинного знания, он верил, что обладает методом, посредствомкоторого можно достигнуть истинного знания. В чем же заключался этот метод?Сократ считал, что любой предмет может быть познан лишь в том случае, если егосвести к общему понятию и судить о нем на основе этого понятия. Однако Сократне разрабатывал теорию приемов этого сведения, а лишь Показал, как ониНепосредственно применяются практически при решении отдельных проблем этики.Особенность логических приемов Сократа заключается в том, что понятиеразвивается из обычных представлений людей путем проверки их правильности ивнесения в них все новых и новых исправлений. Сократовский метод требует преждевсего самоиспытания, которое обнаруживает, что мы действительно знаем иотносительно чего мы лишь думаем, что знаем. Сущность сократовского приема,получившего название «ирония», состоит в том, что Сократ, сознаваясвое незнание и побуждаемый потребностью знать, обращается к другим, чтобы уних поучиться тому, что они знают, но при этом обнаруживается несостоятельностьих мнимого знания. Однако открытие собственного и чужого незнания оказываетсявозможным лишь благодаря тому, что Сократ сравнивает то или иное кажущеесязнание с идеей истинного знания.
Следующим моментом вфилософском методе Сократа является попытка создания истинного знания. Этойцели служат два введенных Сократом приема исследования: индукция и дефиниция.Аристотель в «Метафизике» (XIII, 4) сообщает, что Сократ ввел приеминдукции, ведущий от единичных вещей к определению общего понятия. В борьбе сабсолютным релятивизмом и субъективизмом софистов Сократ находит опору впонятии понятия, которое понимается им как пребывающее вечно неизменным иостающееся всегда одинаковым для всех индивидов. Сократовская индукция естьпроцесс образования понятий. Сократ исходит из самых обычных представлений людей,обращается к примерам из обыденной жизни, к известным всем общепризнаннымположениям. У него — случайный, несистематический подбор примеров, нет полнотыи критичности в его составлении. Этот Недостаток он старается компенсироватьискусственным сопоставлением противоположных мнений. Посредством приемаиндукции выясняется, что принадлежит к сущности обсуждаемого предмета и что непринадлежит, и таким образом из представлений образуются понятия.
Таким образом, вдиалектике Сократа заключались уже зачатки объективного идеализма, которыезатем были развиты Платоном. Поскольку у Сократа не было философской системы,его ученики стали развивать отдельные стороны его учений и разбились нанесколько школ. Кроме Платона, известны четыре сократовца, основавшие свои философскиешколы: Евклид, Федон, Антисфен и Аристипп.
 
9. Платон
 
Из учеников Сократанаибольшую известность приобрел Платон (428-347 гг. до н. э.), создавшийсистему объективного идеализма. Платон был идеологом рабовладельческойаристократии, и основанная им Академия стала центром политической реакции вАфинах. Исходя из учения Сократа об общих понятиях как сущности вещей, Платонпревращает эти общие понятия в абсолютные идеи, которые существуют сами посебе, вне познающего субъекта и независимо от материального мира. По учениюПлатона, идеи первичны, вечны и неизменны и образуют особый потусторонний мир,который является «истинным бытием». Этому миру противостоит материя,нечто хаотическое и бесформенное, в которой отражаются идеи. Благодаря ихотражению это «небытие» становится миром чувственных вещей. Вматериальном изменчивом мире отражаются вечные неизменные идеи, которыеявляются прообразами всех существующих в нем вещей. Эти вещи суть только«тени» идей.
Платон развил обширнуюпреподавательскую и литературную деятельность, в которой значительное местобыло отведено вопросам теории познания и логики. Истину и знание, по Платону,следует искать не в данных чувственного восприятия, не в ощущениях, а в чистойдеятельности духа. Лишь тот метод исследования, по учению Платона, являетсястрого научным и ведет к истине, в котором оперируют с чистыми понятиями.
Во времена Платона стоялазадача преодоления того скепсиса, той эристики, того отрицания истины, которыеразвивались в сократовских школах. Сократовская философия дала толчок кразмышлениям о сущности логических функций. Но, занявшись вопросами логики,сократовские школы пришли к теориям, разрушавшим объективную истину иобщезначимое знание. Необходимо было, так сказать, спасти мышление,восстановить его в правах, найти выход из лабиринта эристики, разбить всю этускептическую аргументацию сократовских школ. Эта задача была выполненаАристотелем. Еще раньше пытался ее решить Платон, но он был не в состояниисделать это.
Главный порок логикиПлатона — отрыв понятий от единичных вещей, перенесение их в потусторонний мир,превращение понятий в самостоятельные сущности. Роды вещей у Платона существуютпо ту сторону единичных вещей. По Платону, даже вся совокупность единичныхвещей данного рода (в том случае, если бы мы могли охватить ее полностью) недаст нам понятия о роде. Невозможно извлечь понятие из вещей через простое ихсравнение. Напротив, нужно уже заранее привнести готовое понятие, чтобы иметьвозможность судить, что в вещах соответствует понятию и что не соответствует.Отдельные же вещи являются лишь примерами, которые нам напоминают об общихпонятиях. Сами понятия в их чистом и совершенном виде существуют впотустороннем мире, материальные же вещи вовсе не являются той реальностью, ккоторой относятся понятия. Чтобы найти последние, недостаточно путем наблюденияустановить общие, остающиеся себе равными, свойства вещей определенного рода.Для этого необходимо подняться к миру идей.
 

 
10. Аристо́тель
 
Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης)(384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида) — древнегреческий философ иучёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В335/4 г. до н. э.[1] основал Ликей (др.-греч.Λύκειο Лицей, или перипатетическую школу) —древнегреческий натуралист, философ, создатель логики и наиболее влиятельный издиалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийныйаппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стильнаучного мышления. Философское учение Аристотеля:
Бытие, Акт и потенция, Категории философии, Историяфилософии, Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал, Идея души,Теория познания и логика, Этические взгляды, Учение о добродетелях, Внутреннийконфликт, Человек, Космология Аристотеля, Учение о государстве, Политик иполитика, Формы государственного правления, Сочинения, Аристотелев корпус.
Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннююсистему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию,философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзноевлияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учениеАристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.
 

 
Вывод
Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысячлет назад, в IV в. до н.э. Ее основателем является древнегреческий философАристотель (348—322 гг. до н.э.). В своих логических трудах, получивших общееназвание «Органон» (греч. «орудия познания»), Аристотель сформулировал основныезаконы мышления: тождества, противоречия и исключенного третьего, описалважнейшие логические операции, разработал теорию понятия и суждения,обстоятельно исследовал дедуктивное (силлогистическое) умозаключение.Аристотелевское учение о силлогизме составило основу одного из направленийсовременной математической логики — логики предикатов. Важным этапом в развитииучения Аристотеля явилась логика античных стоиков (Зенон, Хрисипп и др.),дополнившая аристотелевскую теорию силлогизма описанием сложных умозаключений.Логика стоиков — основа другого направления математической логики — логикивысказываний. Среди других античных мыслителей, развивавших и комментирующихлогическое учение Аристотеля, следует назвать Галена, именем которого названа4-я фигура категорического силлогизма; Порфирия, известного разработанной имнаглядной схемой, отображающей отношения подчинения между понятиями («древоПорфирия»); Боэция, сочинения которого длительное время служили основнымилогическими пособиями. Логика развивалась и в средние века, однако схоластикаисказила учение Аристотеля, приспособив его для обоснования религиознойдогматики.
ЛОГИКА (от греч. logos),в античном мире зачастую отождествлялась с диалектикой. Проблемами категорийлогики занимался Парменид, с помощью дизъюнктивного силлогизма стремившийсядоказать тождество мыслимого бытия и мысли. Опираясь на это положение и принциписключенного третьего, он разработал учение, направленное на доказательствонесостоятельности с формально-логической точки зрения диалектическогопротиворечия — внутреннего источника всякого движения, в том числе движения вовремени и пространстве. В его понимании кажущееся изменение бытия есть всеголишь субъективная видимость. Его ученик Зенон Элейский вскрыл имеющиесяпротиворечия в понятиях движения, бесконечности, наименьшей величины с помощьюсвоих «Апорий», способами решения которых по сей день занимаются математическиетеории. Сократ и Платон с их диалектическим методом раскрытия понятий, а такжеДемокрит внесли значительный вклад в дальнейшее развитие логики. Но подлиннымоснователем науки логики считается Аристотель. Поставив перед собой цельопровергнуть заведомо ложные положения софистов и их тезис об отсутствииобъективной истины, Он заложил основы науки о мышлении, позволяющей отделять истинныеаргументы от ложных. Важнейшими сочинениями в своде логических трактатов«Органон» считаются «Аналитики». Аристотель отделил логические формы речи от еесодержания и первым начал оперировать таким понятием, как переменная величина.При этом он не отвергал связь между логикой и действительностью, поскольку егобуквенные символы отражали возможное реальное положение вещей. Разработавсистему силлогистики, предназначенную для выявления объективной связи междупонятиями и суждениями, он заложил основы учения о логическом доказательстве.Благодаря его системе оказалось возможным из 2 посылок (Prämissen)получить истинный вывод (Conclusio).
Аристотель первымсформулировал 3 логических закона: закон тождества, закон противоречия и законисключенного третьего. Вслед за Аристотелем разработкой проблем логики занялисьстоики. Аристотелевская силлогистика представляла собой объективные правила,которые независимы от частных конкретных объектов. Например:
Все люди смертны; Сократ— человек; Сократ — смертен. В логике стоиков основное внимание уделялосьизучению простых и сложных высказываний:
(Если идет дождь, тодорога мокрая; Идет дождь; Следовательно, дорога мокрая.)
Стоики установили видысвязи суждений, интерпретируемых современными понятиями конъюнкции и дизъюнкции.Они уменьшили число аристотелевских категорий до 4. Впоследствии разработкойучения о логических доказательствах, и прежде всего аристотелевскойсиллогистикой, занимались Боэций и схоласты, которые приспособили ее к своимцелям.

Список литературы
1.Г.В. Гегель «Наука логики» т.1-3.Москва, 1970-1972 т. 1— с. 110.
2. А. Н. Чанышев «Аристотель». — М.:Мысль, 1981. — 200 с.
3. Ф. Х. Кессиди «Сократ». — СПб.:Алетейя, 2001. — 352 с.
4. Т. Ю. Бородай «Платон. «Античнаяфилософия: Энциклопедический словарь». Прогресс-Традиция. 2008. —565—574с.
5. А. Л Верлинский. «Необходимость,случайность, свобода: Демокрит и его наследники» СПбГУ, 1999. — С. 211—238
6. А. В. Ахутин «Античные началафилософии». — СПб.: Наука, 2010


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Bearing Witness
Реферат Творчество М Зощенко в контексте русской литературы
Реферат Тема Родины в лирике М Цветаевой
Реферат Преступность несовершеннолетних. "Детки в клетке"
Реферат Магазин парфюмерии Мужская туалетная вода
Реферат Сальвадор Альенде - политический деятель Чили
Реферат Особенности управления прибыльностью и рентабельностью предприятия
Реферат Тема маленького человека в русской литературе 18-19 века
Реферат Творчество Беляева АР
Реферат Конкурентоспособность и модернизация российской экономики
Реферат Тема родины в лирике С Есенина
Реферат Тема семьи в романе Господа Головлевы
Реферат Электромагнитные волны между параллельными идеально проводящими плоскостями Понятие поперечно-магнитных
Реферат German U Boats Essay Research Paper English
Реферат Пятое состояние вещества или Гравитационный коллапс