XIII научно-практическая конференция «РИТОРИКА диалога: теоретические подходы, актуальные проблемы и практические достиженияв преподавании» 1 ноября 2005 года В тринадцатый раз встретились учителя риторики на своей научно-практической конференции, чтобы обсудить новые достижения и открытия, обменяться опытом. Как и в последние несколько лет учителя г. Перми и гости из Салехарда были в стенах школы №149. Материалы конференции были изданы до встречи (см. содержание сборника в конце статьи). Многие выступавшие подготовили презентационные материалы. Шестиклассники школы №149, юные журналисты Молодежного творческого объединения «МиР», изучающие риторику с первого класса, взяли несколько интервью у участников конференции. Антон Корнилков у Чудинова Юрия Владимировича, учителя начального звена школы №33, автора учебно-методического комплекса для учащихся начальной школы (см. подсекции 2 и 4): - Скажите, как долго вы профессионально занимаетесь риторикой? - В 1992 году я поступил при ЗУУНЦе во вторую школу риторики. Она проходила в несколько этапов. После этого я уже сбился со счета в скольких Школах риторики я принимал участие. Был стажером, потом стажером-преподавателем. Риторика стала частью профессиональной деятельности. С 1992 года я являюсь учителем риторики.- Какое самое важное и интересное риторическое событие было в вашей жизни? - Это вопрос простой и сложный одновременно. Потому что сутью риторики является открытия ежесекундные, постоянные. Выделить поворотное событие сложно. После первой школы риторики было состояние аффекта. Тогда казалось, что теперь я все знаю и сделать могу все, что есть в риторике. Я думаю, что это каждый испытывал. Потихоньку это состояние с одной стороны приземлялось, а с другой, добавлялась уверенность, что действительно теперь могу, потому что есть не только слова. А выделить что-то особенное… Постоянно…. Я думаю, что если прекращается это выделение, то и риторика, наверно, прекращается. Это специфика риторики – все время открывать.- Каким образом и когда риторика помогала вам в жизни? Вот мне она помогла убедить свою младшую сестру вести себя нормально, отстоять свою точку зрения в споре с папой и с друзьями.- Тут с двух позиций можно смотреть, даже с трех. Начну с профессиональной. Если рассмотреть профессионализм учителя и в иерархии расположить умения, то на первом плане предметность, потому что если человек предмет не знает, то он не может его преподавать. На втором риторика, потому что у учителя нет других средств. Он не может руки выкручивать и гавкать. От этого толку никакого. Поэтому если он владеет риторическими способами – он может помочь ученику. Ну, и третье – это оснащение психологическое. Это когда я должен знать, с кем я занимаюсь, каковы его особенности и способности. Я имею в виду возраст. Вот если риторику выключить отсюда, то получается палочная дисциплина, и нет профессионализма учителя. К сожалению, это даже на государственном уровне пока не понимается. Второе, это более общее. Мы, вернее человечество, сейчас находимся не на том уровне, когда можно просто придавливать и получается, что взаимодействие может быть только на уровне: либо я убедил, либо не убедил, а в одиночку сделать ничего нельзя. Это можно распространять на семью и на что угодно. - И еще один маленький вопрос. Вот если к вам приходит какой-то человек и начинает пытаться убедить теми способами, которые вы уже знаете и изучили. Что вы будете делать? - Это зависти от того, кто так делает. Мы с женой часто практикуем это у себя в семье. Она закончила Школу риторики на год позднее меня, поэтому у нас опыт примерно одинаковый, вместе мы учебники писали. Иногда когда во внутренних отношениях пробуем этот казуистический опыт друг над другом, мы просто это в юмор превращаем и все. Если человек случайно это сделал, можно легко определить, а если специально, то просто мы тогда на одном поле находимся и употребляем слова в нужной идеологической упаковке, просто понимаем друг друга. Это всегда приятней, чем обдуривать или уходить от вопроса. Приятней взаимодействовать с людьми, которые посвящены в эти законы. Павел Болотов взял интервью у Кропман Елены Гидеоновны, заведующей кафедры риторики и риторизации школы №42: ^ - Как вы думаете, что такое риторика? - Риторика в моем понимании – это наука, которая помогает моим ученикам.- А чем риторика помогает вам? - Мне она помогала стать таким учителем, который понимает важность общения в школе и вне школы.- В каких ситуациях вы используете риторику? - Да, наверно, почти во всех: и в общении с друзьями, и в общении с близкими, и в общении с учениками.- А как вы думаете, зачем риторика нужна современному человеку? - Риторика нужна современному человеку для того, чтобы он развивался, чтобы он рос и для того, чтобы он понимал, что в мире без диалога невозможно существовать.- А как риторика помогла вам? Чего с ее помощью вы добились? - Ну, если сказать как учителю, то это победы в конкурсах, дипломы различных степеней, и это, самое главное, победы моих учеников, потому что учителя без учеников не существует. А все победы моих учеников – это и мои победы.Презентацию проекта «Журналистика для общения», победителя городского конкурса, сделала ^ Черемных Мария Владимировна: На конференции также выступили: ^ Бобкова Людмила Евгеньевна, учитель русского языка, литературы и риторики гимназии №1 Бобыкина Татьяна Ивановна, учитель русского языка, литературы и риторики гимназии №, кстати, выпускница I Школы риторики ЗУУНЦ ^ Ивонина Марина Алефтиновна,учитель физики, Иванова Наталья Геннадьевна,учитель информатики активно занимающиеся риторизацией своих предметов в школе №149, члены кафедры риторики и риторизации ^ Ткаченко Марина Александровна,учитель начального звена школы №149 Киселева Татьяна Владимировна, Учитель русского языка, литературы и риторики школы №149 Кафедра риторики и риторизации школы №42: (слева направо)^ Сухарева Ольга Михайловна,учитель риторики начальной школы; Батуева Галина Викторовна,учитель русского языка, литературы и риторики: ^ Кропман Елена Гидеоновна, учитель русского языка, литературы и риторики, заведующая кафедрой ^ Мусина Альфира Алексеевна, учитель начальной школы №81 г. Перми Бочкарева Светлана Владимировна, учитель английского языка гимназии г. Салехарда ^ ГорбачЛюдмила Викторовна,учитель риторики, заведующая кафедрой риторики и риторизации школы №149 не только выступала на конференции, но и обеспечила фотопредставление участников конференции. ^ Риторика диалога: теоретические подходы, актуальные проблемы и практические достижения в преподавании. Материалы XIII научно-практической конференции. 1 ноября 2005 года. / Под ред. Минеевой С.А. – Пермь: ЗУУНЦ, 2005. – С. 99.Содержание ^ Минеева С.А. Риторика диалога в Пермской Школе риторики (вместо предисловия) .……………………………………………………………… 3 ^ Бобкова Л.Е. Диалог с родителями как условие развития диалогической культуры учащихся (из опыта работы) …………………………….. 8 ^ Бочкарева С.В. Расширение жанровой палитры общения на уроках английского языка ………………………………………………………… 11 ^ Горбач Л.В. Учебный предмет «Риторика»: путь к программе курса как системе знаний и способов, обеспечивающих гражданскую самореализацию ………………………………………………………………… 18 ^ Иванова Н.Г. Диалоги о языках (спецкурс «HTML - конструирование») ………………………………………………………………………... 31 ^ Ивонина М.А. Организация диалога на уроках физики ……………….. 40 Коптева Н.В. Самосознание в обыденном и научном представлении ... 44 ^ Коптева Н.В., Минеева С.А. Речевое развитие ребенка средствами риторической деятельности взрослых …………………………………… 52 ^ Кропман Е.Г. Риторизация литературы. Изучение творчества В. Шекспира в IX классе: проблемы, трудности и пути их решения …………... 65 ^ Марченко О.И. Соотношение понятий ЯЗЫК - РЕЧЬ как риторическая проблема ……………………………………………………………… 70 ^ Минеева С.А. Риторика диалога: основные понятия текста …………... 72 Мусина А.А. Освоение актуальных риторических умений в начальной школе …………………………….................................................................. 76 ^ Ткаченко М.А. Работа с текстовыми задачами на уроках математики в начальной школе ………………………………………………………… 78 Черемных М.В. Обучение риторике во внеучебной деятельности …… 83 Чурилов И.И. Взаимодействие диалектики и риторики в античной культуре ………………………….………………………………………… 88 Авторы …………………………………………………………………….. 97