WWW.GLX.SUЭ Для получения информации ежемесячно просто напишите по адресу glx@glx.su и укажите свой электронный адрес, предыдущие отчёты находятся на нашем сайте WWWGLX.SU на страничке: Информация о рынке.КОНОМИКА и ЛОГИСТИКА январь - октябрь 2011 Подготовлено сотрудниками группы компаний GALAXY (ГЕЛАКСИ) Уважаемые господа, данная работа не претендует на научное исследование и наше мнение не всегда может совпадать с мнением других людей и коллективов. Предоставленная информация собрана и подготовлена специалистами группы компаний GALAXY.Информация за предыдущие периоды находится на сайте WWW.GLX.SU в разделе "Информация о рынке"Структура отчёта1. Экономическая ситуация.2. Топливный рынок и прогнозы развития.3. Грузооборот транспорта.^ 4. Стоимость автотранспортных услуг.5. Развитие и ограничения транспорта.6. 15 декабря 2011 на министерской встрече может завершиться процесс вступления России в ВТО7. Источники информации.^ 8.Анонс следующего выпуска.1.Экономическая ситуация.1.1. Экономика РФОбъем ВВП России за II квартал 2011 г. составил в текущих ценах 12757,1 млрд.рублей. Индекс физического объема ВВП относительно II квартала 2010г. составил 103,4%, относительно I квартала 2011г. - 107,2%. Индекс-дефлятор ВВП за II квартал 2011г. по отношению к ценам II квартала 2010г. составил 116,1%.Объем ВВП за I полугодие 2011г. составил в текущих ценах 24167,1 млрд.рублей, индекс его физического объема относительно I полугодия 2010г. составил 103,7%.^ График №1 Динамика производства ВВПИндекс промышленного производства1)в январе-октябре 2011г. по сравнению с январем-октябрем 2010г. составил - 105,1%, в октябре 2011г. по сравнению с октябрем 2010г. - 103,6%, по сравнению с сентябрем 2011г. - 104,0%График №2 Индексы промышленного производства.^ 1.2.Динамика спроса на продукцию организаций. По оценкам руководителей организаций добывающих и обрабатывающих производств в октябре 2011г. баланс оценок респондентами спроса продукции в добывающих производствах составил (-8%), в обрабатывающих производствах - (-25%), в октябре 2010г. соответственно - (-14%) и (-26%).^ График № 3 Динамика оценки спроса на продукцию организаций.В среде опрошенных руководителей, в ноябре 2011г. число оптимистически настроенных на рост производства в течение ближайших 3 месяцев превышает число пессимистически ожидающих снижения выпуска продукции в обрабатывающих производствах на 12%.^ График №4 Динамика оценки ожидаемого в ближайшие 3 месяца изменения выпуска продукции организаций^ Средний уровень загрузки производственных мощностей, по оценке опрошенных руководителей, в ноябре 2011г. составил 64%, причем более 80% респондентов считают, что их производственные мощности обеспечат удовлетворение ожидаемого в ближайшие 6 месяцев спроса на продукцию.^ Среди факторов, сдерживающих, по мнению руководителей, рост производства на предприятиях, преобладают высокий уровень налогообложения, недостаточный спрос на продукцию предприятий на внутреннем рынке (в обрабатывающих производствах отмечен практически каждым вторым респондентом), неопределенность экономической ситуации, недостаток финансовых средств. Количество респондентов, отметивших в ноябре 2011г. неопределенность экономической ситуации, по сравнению с ноябрем 2010г. заметно сократилось. Возросло влияние на ограничение роста производства факторов: высокий уровень налогообложения; недостаток квалифицированных рабочих; изношенность и отсутствие оборудования; в обрабатывающих производствах - конкурирующий импорт.График №5. Индексы предпринимательской уверенности с исключением сезонного фактораГрафик № 6. Индексы предпринимательской активности По сравнению с декабрем 2010г. индекс предпринимательской уверенности, отражающий обобщенное состояние предпринимательского поведения, в ноябре 2011г. повысился в обрабатывающих производствах с (-6%) до (-4%), в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - с (6%) до (8%), в добывающих производствах сохранился на уровне декабря 2010г. и составил (-3%^ График №7 Динамика оборота оптовой торговли. В сентябре 2011г. оборот оптовой торговли составил 3405,4 млрд.рублей, или 103,6% к соответствующему месяцу предыдущего года. На долю субъектов малого предпринимательства приходилось 32,9% оборота оптовой торговли.По результатам выборочного обследования конъюнктуры и деловой активности, проведенного в III квартале 2011г. ситуация для предпринимательской деятельности в оптовой торговле не претерпела существующих изменений. Как "благоприятную" и "удовлетворительную" ее охарактеризовали 90,9% руководителей торговых организаций против 90,7%, во II квартале 2011г., как "неблагоприятную", соответственно 9,1% и 9,3%.В то же время снизился уровень положительной оценки предпринимателями своего экономического положения в оптовой торговле фармацевтическими и медицинскими товарами, изделиями медицинской техники и ортопедическими изделиями (как "благоприятную" и "удовлетворительную" в III квартале 2011г. ее оценили 88,4% респондентов против 90,7% во II квартале 2011г.), пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями (соответственно 90,3% и 92,5%). Стабильно высоким остается этот показатель в оптовой торговле парфюмерными и косметическими товарами (100%), автотранспортными средствами (95,5%). График №8. Общий оборот оптовой торговли по федеральным округам РФ.График №9. Динамика оборота розничной торговли. В сентябре 2011г. оборот розничной торговли на 88,4% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка; доля розничных рынков и ярмарок составила 11,6% (в сентябре 2010г. - 87,3% и 12,7% соответственно).^ График № 10 Структура формирования оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектамВ сентябре 2011г. розничные торговые сети формировали в среднем по Российской Федерации 17,6% общего объема оборота розничной торговли (в сентябре 2010г. - 17,0%). В обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями удельный вес оборота торговых сетей составил 20,3% (в сентябре 2010г. - 19,0%).В 27 субъектах Российской Федерации доля сетевых торговых структур в общем объеме оборота розничной торговли превышала среднероссийский уровень. В то же время, в 22 субъектах Российской Федерации сетевые структуры в сентябре 2011г. обеспечивали менее 10% общего объема оборота розничной торговли. Аналогичный показатель по Москве составил 20,8%, Санкт-Петербургу - 48,8%.В сентябре 2011г. в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 46,9%, непродовольственных товаров - 53,1% (в сентябре 2010г. - 48,3% и 51,7% соответственно).^ График №11 Индекс потребительских цен.График №12. Динамика экспорта и импорта РФ В январе-сентябре 2011г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 612,5 млрд.долларов США (133,2% к январю-сентябрю 2010г.), в том числе экспорт - 380,4 млрд.долларов (132,3%), импорт - 232,1 млрд.долларов (134,7%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 148,3 млрд.долларов США (в январе-сентябре 2010г. - 115,3 млрд.долларов).^ 2. Топливный рынок и прогнозы развития.2.1. Данные Федеральной Службы Государственной Статистики. В октябре увеличение потребительских цен на бензин автомобильный наблюдалось в 66 субъектах Российской Федерации. Самым значительным оно было в Ямало-Ненецком авт.округе - на 4,6%. В 9 субъектах Российской Федерации по сравнению с предыдущим месяцем цены на бензин остались без изменения. Снижение цен на бензин наблюдалось в 8 субъектах Российской Федерации, в том числе в Республике Ингушетия - на 3,1%.В Москве и Санкт-Петербурге потребительские цены на бензин автомобильный за прошедший месяц в среднем стали выше на 0,8% и 0,5% соответственно.В октябре цены производителей на бензин автомобильный в среднем снизились на 1,2%. Удорожание бензина зафиксировано в 13 субъектах Российской Федерации (от 14,5% в Республике Саха (Якутия) до 0,1% в Тюменской области). В 2 субъектах Российской Федерации цены производителей на бензин сохранились на уровне сентября 2011г., в 5 субъектах отмечено его удешевление (от 7,0% в Республике Башкортостан до 0,1% в Астраханской области).В октябре 2011г. потребительские цены на бензин различных марок в среднем по Российской Федерации превышали цены производителей в 1,8-1,9 раза (в октябре 2010г. - в 1,7-1,9 раза).График №13 Индексы потребительских цен и цен производителей по РФ^ 2.2. Динамика цен на топливоГрафик№14 Динамика цен на топливо и потребительская инфляция в РФ в 2007- 2011 гг. Россиян ждет новый скачок цен на бензин - вдвое больший, чем в этом году. Правительственные чиновники готовы повысить акциз на бензин в 2012 году не на 1,3 руб., как до сих пор планировалось, а на 2,6 руб. На дизтопливо акциз будет повышен не на 1,1 руб., а на 2,8 руб. Такие расчеты опубликовали вчера специалисты Центра анализа экономической политики Высшей школы экономики (ВШЭ). "По нашим оценкам, новация Минэнерго приведет к тому, что акциз на бензин в 2012 году вырастет в среднем не на 1,3 рубля, как запланировано, а на все 2,65 рубля. Еще больше возрастут поборы с дизельного топлива: рост акцизов составит не 1,14 рубля, а 2,8 рубля", - пишут они и отмечают, что солидная прибавка к цене топлива быстро обернется ростом цен на остальные товары, в особенности на продовольствие. Акцизы на 92-й бензин в 2012 году предлагается повысить на 62,2% вместо запланированных 28,9%, а на бензины стандарта Евро-4 и Евро-5, которые в России практически не производятся, на 22,5% вместо 32,6%.^ 2.3. Среднерыночные цены на АИ-92 и ДТ в мире.Таблица №1 Среднерыночные цены на бензин марки Аи-92 и дизельное топливо руб/литр (июнь 2011) руб/литр (сентябрь 2011) Страна АИ 92 ДТ АИ 92 ДТ Австрия 55,67р. 55,27р. 51,07р. 55,22р. Азербайджан 12,91р. 12,51р. 13,29р. 12,87р. Армения 28,64р. 31,47р. 29,48р. 32,38р. Белоруссия 23,49р. 24,89р. 25,22р. 26,69р. Бельгия 58,90р. 55,67р. 60,62р. 57,71р. Болгария 46,80р. 48,41р. 53,97р. 51,07р. Великобритания 64,55р. 65,36р. 62,28р. 65,60р. Германия 59,31р. 56,48р. 61,03р. 58,95р. Греция 65,36р. 58,90р. 58,12р. 59,37р. Италия 62,13р. 56,48р. 58,95р. 59,79р. Казахстан 19,47р. 16,61р. 21,27р. 18,06р. Латвия 45,99р. 50,03р. 47,33р. 51,07р. Литва 50,43р. 46,40р. 54,80р. 51,48р. Польша 51,24р. 51,24р. 49,41р. 48,99р. Россия 26,45р. 26,30р. 27,65р. 25,95р. США 30,60р. 31,92р. 28,45р. 30,44р. Турция 76,65р. 58,09р. 78,88р. 66,84р. Финляндия 59,71р. 54,87р. 61,45р. 56,05р. График№15 Стоимость бензина АИ -92 в июне 2011 и сентябре 2011 по странам мира График№16 Стоимость дизельного топлива в июне 2011 и сентябре 2011 по странам мира ^ 3. Грузооборот транспорта. В январе-сентябре 2011г. грузооборот транспорта, по оценке, составил 3638,5 млрд. тонно-километров, в том числе железнодорожного - 1572,4 млрд., автомобильного - 160,2 млрд., морского - 58,3 млрд., внутреннего водного - 49,0 млрд., воздушного - 3,6 млрд., трубопроводного - 1794,9 млрд.тонно-километров.График № 17. Изменение грузооборота транспорта в сентябре 2011^ 4. Стоимость автотранспортных услуг.График №17. Средняя стоимость руб/ км 2010 -2011 гг.График№18. Изменение цен на международные перевозки на примере Россия- Украина. Расходы на обслуживание автопарков сегодня выглядят следующим образом: ФОТ с социальными выплатами и налогами составляют 40-60%, ГСМ – 20-30%, запчасти и ТО – 10-20%, рентабельность и прочие расходы – 10-20%.^ 5. Развитие и ограничения транспорта. В России увеличиваются штрафы за перевозку тяжелых грузов по автомобильным дорогам. Новая редакция статьи 12.21.1 Административного кодекса допускает превышение разрешенной максимальной массы или нагрузки на ось тяжеловоза, указанных в специальном разрешении, на 5% (ранее 15%). Кроме того, статья дополнилась новой частью, вводящей ответственность грузоотправителя за предоставление недостоверных сведений о массе и габаритах груза, если это повлекло нарушение правил перевозки. Штраф за это составит: для граждан 5 тыс. руб., индивидуальных предпринимателей - от 10 тыс. до 15 тыс. руб., юридических лиц от 250 тыс. до 400 тыс. руб.Еще одно нововведение - штраф для водителей за нарушение требований дорожных знаков, запрещающих движение автомобилей, общая фактическая масса либо нагрузка на ось которых превышает указанные на знаке, если движение грузовика осуществляется без спецразрешения. До сих пор за въезд под знак, ограничивающий нагрузку на ось, нарушители платили 300 руб., после вступления поправок в силу финансовое взыскание увеличится до 2-2,5 тыс. руб.Министерство транспорта РФ планирует во второй половине 2012 года провести международный конкурс на внедрение системы взимания платы с грузовиков массой более 12 т, сообщил журналистам глава ведомства Игорь Левитин. По словам министра, система взимания платы с грузовиков массой более 12 т начнет действовать в России с 2013 года. И. Левитин пояснил, что для этого будут использоваться данные спутниковой системы ГЛОНАСС. Летом 2011 года вице-премьер РФ Сергей Иванов поручил заинтересованным сторонам проработать вопрос внедрения новой системы сбора платы за проезд грузовиков массой свыше 12 т через населенные пункты и по федеральным трассам. При этом «дочка» АФК «Система» «Навигационные информационные системы» (НИС) и немецкая компания T-systems предложили использовать технологию, основанную на системе спутниковой навигации ГЛОНАСС. Предполагалось, что на каждом транспортном средстве будет установлено устройство с чипом ГЛОНАСС, которое будет отслеживать передвижение грузового автомобиля. Стоимость одного устройства составит около 150 долл. Владельцы грузового транспорта должны будут платить за использование федеральных дорог и городской проезжей части с начала 2013 года. Такие поправки уже внесены в Бюджетный кодекс РФ.Внутри России уже с 23 января 2012 г. тахограф также станет обязательным к установке и применению на пассажирских и грузовых автомобилях. Об этом свидетельствует постановление правительства РФ от 10.09.2010 № 706 «О внесении изменений в Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств». В нем, в частности, говорится об обязательном использовании (а также установке) тахографов на всех автомобилях вместимостью более 8 посадочных мест и грузоподъемностью свыше 3,5 т.^ Проект автотранспортного закона. Российские власти выступают за ужесточение доступа на рынок грузовых автоперевозок. Министр транспорта РФ Игорь Левитин, выступая перед участниками пленарного заседания международного форума «Транспорт России» отметил, что в нашей стране необходимо разработать новые подходы для автомобильного коммерческого грузового транспорта. Цитата: «Этот рынок пока нельзя считать эффективным. Выход на него совершенно свободный и не обременен никакими условиями и требованиями. Любой предприниматель – владелец грузового автомобиля — может попасть на него, не имея достаточной материальной базы, финансового обеспечения возможных рисков, технологических навыков и квалифицированного персонала», — считает министр. По оценке Минтранса РФ, сейчас на российском рынке функционирует около 300 тысяч хозяйствующих субъектов с парком более 5,2 млн транспортных средств. Число водителей составляет порядка 6 млн человек, и большая часть из них, по мнению Левитина, «не обладает необходимыми профессиональными знаниями и навыками в области осуществления грузоперевозок». Представленный проект закона предлагает вернуться к обязательному лицензированию не только пассажирских перевозок, но и к лицензированию деятельности по перевозке опасных, скоропортящихся, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. При этом обязательным требованием для получения лицензии станет подтверждение финансовой состоятельности, профессиональной компетентности и хорошей репутации. Для других видов автотранспортной деятельности, таких, как грузоперевозки транспортными средствами полной массой менее 12 т, перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, фирменное техобслуживание, вводится допуск на уведомительной основе. Однако «уведомительность» в данном случае не приходится понимать буквально, так как и для этих видов деятельности предусмотрен ряд положений, в том числе соблюдение требований профессиональной компетентности, обеспечение страховой ответственности перед пассажирами, грузовладельцами и третьими лицами, а самое главное — обязательное членство в соответствующей саморегулируемой организации (СРО). Профильные интернет-форумы переполнены скептическими высказываниями. У всех перед глазами не слишком успешный опыт организации СРО в строительной области, который привел только к перераспределению рынка между игроками.^ 6. 15 декабря 2011 на министерской встрече может завершиться процесс вступления России в ВТО The World Trade Organization (WTO) is the only global international organization dealing with the rules of trade between nations. At its heart are the WTO agreements, negotiated and signed by the bulk of the world’s trading nations and ratified in their parliaments. The goal is to help producers of goods and services, exporters, and importers conduct their business. www.wto.org ^ ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) —международная организация, начала действовать с 1 января 1995 г., регулирует мировую торговлю. Образована посредством реорганизации Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и получивших название «Уругвайского раунда».Цели ВТО — выработка антидемпинговых мер, снижение таможенных барьеров, благоприятствование развитию международной торговли. Штаб-квартира ВТО находится в Женеве.Членом ВТО может быть страна, присоединившаяся ко всем соглашениям и договоренностям "уругвайского" раунда. Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая таким образом экономический рост и развитие и повышение благосостояния людей. Это достигается частично на основе выработки и установления правил и соглашений, касающихся торговли между странами-членами и частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами. Основными направлениями деятельности ВТО являются: контроль за принятием и применением многосторонних торговых соглашений, составляющих правовую основу ВТО; выполнение роли форума для проведения многосторонних торговых переговоров; урегулирование торговых споров между странами-членами; наблюдение за торговой политикой стран-членов; сбор, изучение и предоставление информации по вопросам развития и использования механизмов международной торговли и торговой политики. ВТО охватывает соглашениями практически всю сферу международной торговой политики и значительную часть международной коммерческой практики, а именно: 1. таможенно-тарифное регулирование; 2. антидемпинговое регулирование и применение компенсационных пошлин; 3. использование субсидий и компенсационных мер; 4. нетарифные ограничения; 5. количественное регулирование и лицензирование экспорта и импорта, запреты экспорта и импорта; 6. деятельность государственных торговых предприятий; 7. таможенные союзы и зоны свободной торговли; 8. таможенные формальности, сборы, требования к внешнеторговой документации; 9. внутренние налоги, сборы, правила, относящиеся к внутренней торговле; 10. защитные меры в торговле; 11. технические барьеры в торговле; 12. санитарные и фитосанитарные меры; 13. правила происхождения товара; 14. торговля услугами; 15. торговые аспекты защиты прав интеллектуальной собственности, включая торговлю поддельными товарами; 16. торговля текстилем и одеждой; 17. торговля сельскохозяйственной продукцией; 18. осуществление правительственных закупок; 19. торговля гражданской авиатехникой; 20. торговые аспекты инвестиционных мер; 21. международная торговля и защита окружающей среды. Условия присоединения Можно сказать, что на данном этапе это, наверное, даже в большей степени для России, это политический шаг, чем экономический, потому что экономический эффект Россия увидит в ближайшие десять лет. В течение первого года после вступления России в ВТО ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд долл. в год (сейчас объём помощи составляет 3,5 млрд долл. в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах). Для сельскохозяйственных товаров этот потолок составит 10,8 % в сравнении с нынешними 13,2 %, а для промышленных товаров - 7,3 % в сравнении с нынешними 9,5 %, которыми сейчас облагается импорт. После вступления российские власти также согласны понизить таможенные пошлины на импорт молочных продуктов (с 19,8 % до 14,9 %), зерновых (с 15,1 % до 10 %), химических продуктов (с 6,5 % до 5,2 %), автомобилей (с 15,5 % до 12 %), электрооборудования (с 8,4 % до 6,2 %), древесины и целлюлозы (с 13,4 % до 8 %). Для продуктов, импортируемых в рамках квоты, таможенная пошлина будет составлять 15 % для говядины (55 % за пределами квоты), 0 % для свинины (65 % за пределами квоты), 25 % для кур (80 % за пределами квоты) y 10 % для молочных сывороток (15 % за пределами квоты). К сожалению, Россия вступает в ВТО на условиях сохранения масштабного протекционизма в банковском секторе. У нас не будут разрешены филиалы международных банков, все банки должны быть интегрированы в нашу, российскую банковскую систему. Сохраняются квоты на капитал иностранного банковского сектора. На страховой рынок вступление в ВТО повлияет наиболее масштабно. Международные игроки, участники страхового рынка будут покупать российские страховые компании для того, чтобы получить доступ к уже существующей клиентской базе. В газовом секторе эффект ожидается в среднесрочной перспективе. ^ Транспортный рынок Присоединение к ВТО обеспечит, рост внешнеторгового обмена, что вызовет рост грузооборота, в том числе за счет увеличения объемов перевалки транзитных грузов, рост инвестиций в терминально-складские хозяйства, а также оптимизацию работы регулирующих и фискальных органов. Однако помимо преимуществ, которые получит транспортный бизнес страны, существуют и явные риски. Основными из них являются унификация транспортных тарифов, унификация тарифов на погрузочно-разгрузочные работы. По данным Минтранса, нормам соответствуют лишь 37% федеральных и 24% региональных автодорог. С вступлением России в ВТО возрастут объемы внешнеторгового оборота, увеличатся объемы международных грузоперевозок, а уровень загрузки автодорог уже сегодня значительно выше нормы. Все это приведет к росту издержек при перевозках. Еще одна больная проблема, которая пагубно влияет на российских перевозчиков даже при наличии у них современного парка автомобилей, – сложность оформления виз. Наше участие в Соглашении о международном грузовом сообщении (СМГС) и наше неучастие в Бернских грузовых конвенциях COTIF как раз и приводят к ограничению возможностей наших транспортировщиков на других рынках товаров и услуг. Поэтому присоединение к ВТО позволит расширить возможности наших перевозчиков. Опросы российских перевозчиков показывают, что готовыми успешно конкурировать на отечественном рынке считают себя лишь 1/4 российских предприятий, к конкуренции на рынках СНГ настроены 18%, в дальнем зарубежье – 9%, а готовыми к членству в ВТО – 10% транспортных компаний. Вступление России в ВТО для российских транспортных компаний возможно грозит слияниями и поглощениями.Автопроизводители Первыми пострадают производители грузовых автомобилей. К примеру, пошлины на новые самосвалы от 20 тонн упадут после вступления с нынешних 25% до 15%, а через 3 года и вовсе опустятся до смешных 5%. При этом пошлины на подержанную технику того же типа возрастом 3-5 лет упадут вдвое (с 30% до 15%), а еще через три года снизятся до 10%. Дополнительную ставку за кубометры двигателя отменят совсем. В результате открытие рынка приведет к массовому появлению на нем дешевых, хотя и менее надежных китайских грузовиков; одновременно цены на хорошие импортные аналоги тоже перестанут быть кусачими, и отечественная продукция чуть ли не впервые в жизни окажется в жесткой конкурентной среде.^ Влияние на ОАО «РЖД» Открытость рынка, которую принесет вступление в ВТО, не станет критичной, поскольку большая часть деятельности компании находится в монопольном секторе. Реформирование железнодорожного комплекса не завершено, выделенные из «РЖД» дочерние компании находятся в самом начале пути своего рыночного становления, а после вступления в ВТО развитие «дочек» будет значительно затруднено. В этой связи дочерние компании ОАО «РЖД» будут иметь рыночную капитализацию ниже, чем если бы они осуществляли свою деятельность вне рамок ВТО. Соответственно, материнская компания — ОАО «РЖД» — в случае частичной или полной продажи «дочек» выручит меньше средств, чем могла бы.^ Влияние на грузовую базу железнодорожных перевозок При вступлении в ВТО изменится грузовая база и направления грузовых перевозок, что косвенным образом повлияет на участников перевозочного процесса. На объемы и направления перевозок сырьевых грузов и товаров невысокой степени передела открытие рынка не повлияет, поскольку для данного сегмента железнодорожный транспорт является безальтернативным вариантом доставки груза, а свободных рыночных ниш для российских товаров на мировом рынке нет.Можно прогнозировать некоторое увеличение объемов перевозок импортных грузов при усилении конкурентной борьбы за них со стороны других видов транспорта, прежде всего автомобильного. Соответственно, рост объемов экспортно-импортных перевозок во многом будет зависеть не столько от вступления в ВТО, сколько от политики государства по поддержке отечественных производителей.Значительное перераспределение грузопотоков может произойти в области перевозок высокотехнологичных товаров. На наш рынок выйдут крупные западные компании, специализирующиеся на автомобильных перевозках и способные предоставить более качественные услуги по логистике и сервису. Они и заберут на себя часть перевозок высокорентабельных грузов, поскольку большинство таких товаров именно импортируется в Россию. Поэтому грузоотправителю будет выгоднее заказывать транспортную услугу у западного перевозчика, вследствие более высокой надежности доставки и сохранности груза. Это еще сильнее усилит межвидовую конкуренцию на отдельных направлениях.^ Изменение тарифов Что касается тарифного регулирования, то участие в ВТО обяжет российскую сторону пересмотреть свои тарифы на перевозки грузов по железной дороге. Возникнет необходимость в унификации тарифов на внешние и внутренние перевозки. А ведь на сегодняшний день тарифы позволяют субсидировать нерентабельные внутренние перевозки за счет экспортных направлений, на которых действуют более высокие тарифы. Также необходимой станет унификация железнодорожных тарифов в направлении припортовых станций и погранпереходов. При этом отечественные порты потеряют свое конкурентное преимущество — в настоящее время тарифы в направлении портов в среднем в 1,7–2 раза ниже тарифов в направлении сухопутных погранпереходов.^ Изменение рынка транзитных перевозок В области транзитных перевозок можно ожидать не только прихода на наш рынок крупных западных логистических компаний, но и слияний с ними компаний отечественных. Это может привести к перераспределению долей рынка, установленных на сегодняшний день. Ведь западные компании имеют современные эффективные технологии ведения бизнеса, причем как в области оказания информационно-логистических услуг, так и в операторской области. К тому же иностранные компании обладают и серьезными финансовыми источниками, достаточными для поглощения мелких компаний-операторов подвижного состава.^ 7. Источники информации. http://meteoinfo.ruhttp://www.autostat.ru/ www.rosleasing.ru http://tr-index.ru www.asmap.rulogisticnews.biz http://www.transport-centre.ru http://www.insurkey.ru http://finmarket.ruwww.della.ru http://www.insur-info.rulogistic.ru //slon.ruhttp://finance.rambler.ru fuelservice.rugks.ru della.ru roskodeks.ruhttp://www.iru-eapd.org/crisis/russia2.html http://www.transportweekly.comwww.autotransinfo.ru 8. Анонс следующего выпуска - декабрь.^ 1. Экономическая ситуация в России и мире.2. Обзор топливного рынка3. Откуда берётся хорошее горючее? Как и кто производит топливо. Что такое октановое и цетановое число. Как выбрать хороший бензин и ДТ что бы не загубить двигатель автомобиля. 4. Цифровые тахографы - уже с 23 января 2012 г.