Реферат по предмету "Разное"


Vii. Культура средневековой Европы: особенности, ценности, идеалы

Глава VII. Культура средневековой Европы: особенности, ценности, идеалы Социокультурная ситуация в Средневековье. Отличительные особенности западноевропейской средневековой культуры Термин «Средневековье» возник в эпоху Ренессанса: в период Возрождения его понимали как мрачные «срединные» века в развитии европейской культуры, время упадка, лежащее посередине между эпохой античности и новым расцветом культуры. Впервые понятие «средний век», как обозначение варварства Европы, появилось у итальянских гуманистов XV века. Так, римский археолог и историк Флавио Биондо (1388-1464) в своем труде «История от падения Рима» говорит о промежуточном периоде «одичания» Европы, простирающемся от заката античной культуры до ее возрождения в «новое время». Такое представление о средневековой эпохе и ее культуре, бытовавшее вплоть до XIX века, в конце концов коллективными усилиями ученых было преодолено. На самом деле то была сложная, многообразная и противоречивая культура, соответствовавшая сложному иерархическому образованию средневекового общества. Она представляет собой качественно новую ступень развития европейской культуры, следующую после античности, охватывающую более чем 1000-летний период (V-XV вв.) Переход от античности к Средневековью явился вполне закономерным развитием западноевропейского общества и был обусловлен: распадом Западной Римской империи в результате кризиса рабовладельческого строя и рождения феодального общественного уклада; великим переселением народов (с IV по VII вв.): завоевания вестготов (IV в.), взятие вандалами Рима (455 г.) привели к угасанию Западной Римской империи. С её падением начинается история западноевропейского Средневековья. ^ Средние века – это эпоха дальнейшего прогресса: а) применения новой техники и технологии и на этой основе развития производительных сил; б) бурного роста городов («городская революция»); в) возникновения первых университетов; г) рождения нового мировоззрения, новых ценностных ориентаций, нового типа культуры. Римская рабовладельческая империя прекратила свое существование в V в. и это ознаменовало крутой поворот в общественном развитии Европы. На востоке старого Рима возникла Византия, на западе – многочисленные варварские государства. На Аппенинах появилось остготское, а затем лангобардское государства, на Пиренейском полуострове – королевство вестготов, в Британии – англосаксонское королевство, на Рейне – государство франков и другие. На смену рабовладельческому общественному устройству приходит феодализм (от лат. feodum – поместье). Эпоха феодализма, длительная по историческим меркам, занимает место между рабовладельческим строем и капитализмом; она имеет свои отличительные социоэкономические и социокультурные особенности.^ Феодализм как социоэкономическая система общества Преобладает натуральное хозяйство, которому свойственны простое воспроизводство, тесное соединение работника со средствами производства, ориентация на самоудовлетворение основных потребностей. Эта форма экономической жизни соответствует органической связи индивида (человека) с социальной группой (общиной) и близости с природной средой. Экономические отношения характеризуются тем, что главное средство производства – земля находится в монопольной собственности у господствующего класса феодалов, а работы на ней выполняются мелкими производителями – крестьянами. Лично (в отличие от раба) крестьянин был свободен, а экономически – нет: он вынужден был отдавать господам прибавочный продукт – феодальную ренту. Но феодально зависимый крестьянин, будучи обладателем орудий труда и домохозяйства, отчасти был заинтересован в развитии производства. И с этим считался феодал, признававший в крестьянине, при всей его зависимости, юридическое лицо. Специфическая структура земельной собственности выражается в сочетании прав на землю с политической властью. Феодальная собственность условна: феодал «держит» землю на правах феода, полученного от вышестоящего сеньора, который в свою очередь является чьим-то вассалом. Между сеньором и вассалом существуют отношения взаимозависимости: невыполнение вассальных обязательств лишает вассала прав на феод, отказ сеньора оказывать покровительство вассалу освобождает последнего от необходимости ему служить и повиноваться. Для феодальных общественных отношений характерны всеобщие связи зависимости между людьми, выражающиеся во взаимном ограничении прав и в неразрывном соединении прав с обязанностями. Утверждается политическое господство военного сословия, организованного в иерархию, связанную отношениями личного служения и покровительства. Социальные связи усложняются и уплотняются как по «вертикали», так и по «горизонтали». Наряду с новыми «вертикальными» отношениями господства и подчинения, складываются «горизонтальные» социальные связи и отношения «корпоративного типа» (сельских общин и городских коммун, союзов городов, курий вассалов, монашеских и рыцарских орденов, ремесленных цехов, религиозных и купеческих гильдий и т.д.). Каждый человек, группа, корпорация, сословие в феодальном обществе характеризуется особым юридическим статусом. Правом пользуются и неодушевленные предметы и институты: земли, владения, города, рынки, церкви, монастыри и т.д. ^ Религия выступает в феодальном обществе в качестве универсальной интегрирующей силы («наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции» социального порядка)1. Политический партикуляризм и разобщенность общественной и экономической жизни восполняются универсализмом религии и вселенским характером церкви. Духовенство доминирует в идеологической жизни общества: оно контролирует и определяет все отрасли и сферы духовного производства, подчиняет его интересам как самой церкви, так и господствующего класса феодалов.1^ Во всемирно-историческом (социоэкономическом и социокультурном) процессе феодализм представляет собой более передовую (прогрессивную) цивилизацию по сравнению с рабовладельческой:а) она заменяет рабство менее жесткими формами зависимости;б) открывает большой простор для развития производительных сил и создает более благоприятные условия для формирования личности;в) создает предпосылки для появления нового типа культуры.Решающим фактором духовной жизни при переходе от античного общества к феодальному стало коренное переосмысление всех общественных ценностей: от преобладания интереса к земному и материальному общественное сознание обращается к системе морали и религии. Высшей реальностью стали считать потусторонний мир, в земном же существовании – видели лишь подготовительную ступень к царству небесному. Такая смена духовной ориентации с наибольшей ясностью проявилась в христианстве и повлияла на все стороны практической деятельности средневекового человека: материальное производство не рассматривалось как самоцель. Производственный идеал средневековья – самообеспечение, создание условий для «достойного» (с сословно-иерархической точки зрения) существования человека. В таких рамках трудовая активность оправдывалась и даже возводилась в этическую ценность. И все же в труде видели преимущественное средство самообуздания, подавления греховности, сопряженной с праздностью. Торговля и особенно ростовщическая прибыль осуждалась. Богатство ценилось прежде всего благодаря своей знаковой функции: его следовало тратить, дарить приближенным и вассалам, жертвовать на постройку церквей и т.д. Богатство становилось знаком щедрости, широты натуры, гостеприимства и доблести феодала. Так, в частности, поддерживалась рыцарская честь – главная ценность в моральном кодексе господствующего класса. Высокая «знаковость» феодальной практики проявлялась в ритуалах, клятвах, символах, которыми сопровождались все договоры, сделки, собрания и без которых они не имели бы силы. Таким образом, на европейском континенте складывается новый тип общества и новый тип культуры. Средневековая культура – это результат противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства. Доминантой средневековой культуры, её духовным стержнем стало христианство, которое выступало в качестве новой мировоззренческой опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи.^ Европейское Средневековье – одновременно переплетение различных видов и типов культур, носителями (субъектами) которых были: 1) крестьяне и ремесленники – носители культуры народной;^ 2) церковь и ее многочисленный актив; 3) рыцари – носители «куртуазной» культуры, ставшей родоначальницей культуры светской;4) горожане, студенты («школяры»), преподаватели университетов – носители городской культуры. На основе системы феодальной земельной собственности сформировалось два главных полюса средневековой культуры: 1) культура духовной элиты – образованного меньшинства (светские и духовные феодалы); 2) культура простонародья – безмолвствующего, необразованного большинства (в основном, безграмотное крестьянство).^ Место Средневековья в истории культуры2КультураантичностиКультураСредневековья(V-XV вв.)КультураНового времени РаннееСредневековье(V-IX вв.) ЗрелоеСредневековье(X-XIII вв.) ПозднееСредневековье(XIV-XVI вв.)Периодизация средневековой культуры. В основе периодизации – этапы эволюции социально-экономической системы – зарождение, развитие, кризис феодализма. Соответственно выделяют:^ Раннее Средневековье – эпоха упадка, варварства, войн, драматического столкновения языческой и христианской культур, с одной стороны; с другой стороны – время укрепления христианства, усвоения античного наследия. В раннем Средневековье были созданы первые письменные «Истории» варваров; упразднение рабства способствовало развитию технических изобретений.^ Эпоха зрелого Средневековья – раздел империи Карла Великого, образование трех государств – Франции, Италии, Германии. Улучшение экономической ситуации в Европе, рост населения, отделение ремесла от земледелия, рост городов, которые в VII – XIII вв. освобождаются от власти духовных и светских феодалов.^ Позднее Средневековье. Прекращение личной зависимости крестьян. Ослабление влияния церкви на общество и христианской идеологии на сознание населения, появление светской (рыцарской, городской) культуры. Изменение социальной структуры общества: возникновение нового класса – буржуазии. ^ Особенности средневековой культуры3 Целостность средневековой культуры, которая обеспечивается богословием ^ Противоборство двух культур — официальный (церковной) и народной: их взаимопересечениеСредневековая культура Христианство как ведущий феномен средневековой культуры: ценности и их значение Христианство создало единое идеолого-мировоззренческое поле средневековой культуры4.Ценности христианства: высшая цель христианства – спасение человека, освобождение его от первородного греха. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, покаяния. Оно возможно лишь в лоне церкви, которая на основе христианской догматики объединяет людей в одно мистическое тело с безгрешной природой Христа. Образец христианства – человек смиренный, ищущий искупления грехов, спасения с Божьей милостью. В добровольном акте смирения, отказе от собственной воли, вручения ее Богу состоит, с точки зрения христианства, подлинная свобода человека;христианство сыграло большую роль в формировании нравственного облика средневекового человека. Идеи милосердия, добродетели, осуждения стяжательства и богатства – эти христианские ценности (хотя и не были практически реализованы) оказали существенное влияние на состояние духовности. ^ Бицилли Петр Михайлович (1879-1953) – выдающийся медиевист, автор блестящих работ по исторической и социальной психологии Средневековья. «Элементы средневековой культуры» – одна из лучших работ ученого, в которой дана общая характеристика средневекового человека, его культурных горизонтов, его восприятия мира. ^ Христианство создало единое вероисповедное пространство, новую духовную общность людей – единоверцев. Мировоззренческий аспект христианства: трактовка человека вне зависимости от его социального статуса, как земного воплощения Творца. Духовный универсализм позволил христианству обращаться ко всем людям, безотносительно их сословной, этнической и т.п. принадлежности. Христианство выступило интегрирующей силой, объединяющей разобщенные европейские народы в единое духовное пространство на основе вероисповедальной связи людей.Христианство стало организационным и регулирующим началом средневекового общества. Иерархическая организация церкви послужила моделью для создания социальной структуры феодального общества; культурно-идеологической основой консолидации народов и племен империи и раннефеодальных государств. Регулирующая роль церкви была обусловлена ее положением как единственного социального института, общего для всех европейских народов. Будучи надгосударственной организацией, используя собственную иерархическую структуру, церковь контролировала процессы в католическом мире, проводя свою линию. Христианское сознание как основа средневековогоменталитета Менталитет – строй мышления, мировосприятие, мироощущение. Центральной идеей картины мира средневекового человека была идея Бога. Как писал выдающийся русско-американский социолог и культуролог П.А. Сорокин, «главным принципом или главной истиной (ценностью) культуры Запада средних веков был Бог… Интегрированная часть средневековой культуры была не конгломератом различных культурных реалий, явлений и ценностей, а единым целым, все части которого выражали один и тот же принцип объективной действительности и значимости: бесконечность, сверхчувственность, сверхразумность Бога…»5. Вокруг идеи Бога формировались все ценности культуры, в первую очередь представление о мироздании. Средневековому мировосприятию присущи следующие черты, качества, лежащие в основании культуры этой эпохи: — двумирность: разделение мира на реальный и потусторонний, вечный и временный, противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, духа и плоти, добра и зла, святости и греховности; — иерархизм: мир построен по установленной Богом «схеме» – иерархии. Вершина в ней сам Бог, ниже апостолы; далее – архангелы, ангелы, люди, а еще дальше – все ближе к Сатане... Так было «устроено» и общество: подобно девяти чинам ангельским, образующим три иерархических триады, на земле существуют три сословия – духовенство, рыцарство, народ; — символизм: высшее знание открывается не в понятиях, а в символах. Главным методом познания является постижение символов. Средневековый человек весь мир рассматривал как систему символов, в которых кроется божественный замысел. Мыслить означало обнаруживать тайный смысл. Архитектура, скульптура, музыка, литература – все было символичным. Готический собор представлялся Библией в камне. (Символ – это то, что служит условным обозначением чего-либо: идеи, предмета, явления. Оливковая ветвь, например, является символом мира; крест – символом веры в Бога и принадлежности к церкви и т.д.); — универсализм: идея Бога как универсального всеобщего начала; — традиционализм: отход от архетипа есть отдаление от истины. Отсюда – каноничность творчества; — дидактизм: поиск нравственного смысла, назидательная мораль; — целостность: энциклопедизм, единство, нерасчлененность знания. Все области познания – искусство, наука, философия, право – представляли собой целостное (нерасчлененное) единство; — историзм: идея духовного прогресса, движение истории человечества – от грехопадения к царству Божьему. Эта идея стимулировала направленность на новизну в период зрелого Средневековья. ^ Клерикальная культура Главная истина (ценность) Средневековья – Бог определяла всю иерархию ценностных ориентаций средневекового человека. Основными нравственными и духовными ценностями были Вера, Надежда, Любовь. Они были тесно связаны между собой и переходили одна в другую. Вера – особое состояние духа, которое не требовало никаких доказательств. Надежда – идея спасения, бессмертия. Любовь – к Богу, духовная связь с ним, противостоящая плотской любви, греховной и низменной. Это были главные ценности, которым должны были следовать все люди. ^ Наряду с ними существовали и ценности повседневной жизни: семь духовных даров (дружественность; мудрость; способность к взаимопониманию; честь; одаренность; уверенность; радостность) и семь телесных даров (красота, сила, ловкость, свобода в движениях; здоровье; способность к наслаждению; долголетие). Этими дарами (ценностями) должны были обладать в первую очередь средневековые святые. Клерикальная культура охватывала все стороны бытия и жизненных отношений. Католичество стремилось «уже не только к самостоятельности, а и к поглощению государства, общества и культуры» (Карсавин Л.П.). Доминирующее место в культуре принадлежало богословию (теологии). Другие сферы культуры – философия и научная мысль, образование, искусство – рассматривались как средства приобщения человека к Богу, постижения его сущности. П.А. Сорокин провел специальное исследование на эту тему. Ученый изучил более 100 тысяч картин и скульптур в восьми ведущих европейских странах с начала средних веков и вплоть до 1930 года. Среди изученных произведений соотношение религиозных и светских картин и скульптур выглядит следующим образом (в %): До Х в. X-XI вв. XII-XIII вв. Религиозные 81,9 94,7 97,0 Светские 18,1 5,3 3,0 В целом 100 100 100 ^ XIV-XV вв. XVI в. XVII в. Религиозные 85,0 64,7 50,2 Светские 15,0 35,3 49,8 В целом 100 100 100 XVIII в. XIX в. XX в. Религиозные 24,1 10,0 3,9 Светские 75,9 90,0 96,1 В целом 100 100 100 ^ Карсавин Л.П. (1882-1952) – выдающийся русский религиозный философ, историк-медиевист. Работы раннего времени посвящены духовной культуре Средневековья. В результате огромной работы П.А. Сорокин делает репрезентативный в научном отношении вывод: средневековая живопись и скульптура были преимущественно религиозными. Роль религиозного фактора начала снижаться лишь после XIII в. и стала совсем незначительной в XIX и XX столетиях. Подобная тенденция зафиксирована и в других сферах искусства: музыке, литературе, архитектуре. Почти вся музыка была религиозной. Только в период между 1090 и 1290 годами появляется светская музыка трубадуров, труверов и миннезингеров. Так же и в литературе – в период с V по Х вв. почти не было светских шедевров. Лишь во второй половине XII в. начинает формироваться светская литература. В архитектуре средневековья все выдающиеся творения представляли собой соборы, церкви, монастыри, аббатства. Они господствовали над городами и селами, воплощая творческий гений средневековой архитектуры6. Репрезентативность (от франц. representatif – репрезентативный) – свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности. В данном случае 100 тысяч изученных картин и скульптур вполне отражают характеристику всех произведений этих жанров искусства по соответствующим периодам времени. «Конечно же в деталях могут быть допущены некоторые неточности, – замечает сам исследователь, – однако существенные тенденции заслуживают доверия». Превосходство любой формы изобразительных искусств, утверждает П.А. Сорокин, не есть вопрос наличия или отсутствия художественного мастерства, а доминируется природой сверхсистемы культуры. Когда в некой данной общей культуре изменяется доминирующая сверхсистема, то в этом же направлении меняются и все формы изобразительных искусств7. Сердцевиной средневековой культурной «Сверхсистемы» был Бог и вполне естественно, что вся иерархия ценностных ориентаций в различных сферах духовной культуры была ориентирована на НЕГО. Так, образование было, в основном, религиозным, контролировалось церковью. Главным в нем было изучение богословия. Вплоть до конца IX в. школы находились в руках церкви. Во второй половине XI в. появляются светские школы и возникают университеты, ставшие центрами научной мысли своего времени.Наука. Главное место в ней отводилось философии. В условиях теократизма наиболее развитой формой теоретического мышления стала теология, которая породила такой феномен науки как схоластика – философия, тесно связанная с теологией, но не тождественная ей. Сутью схоластики было осмысление христианской догматики с рационалистических позиций с помощью логических методов. Вершиной средневековой схоластики стало творчество Фомы Аквинского (XIII в). Утверждая гармонию веры и разума, он осуществил синтез философии Аристотеля и христианской догматики.Искусство. Средневековое искусство выражало центральную идею христианской картины мира – идею Бога. Оно воспринималось как библейский текст, читаемый верующими посредством живописных и скульптурных образов. Образы имели дидактический смысл – передать основы христианского вероучения. Эстетический идеал искусства этого времени – аскетизм, условность, следование канону – противоположен античному, отражая христианское понимание красоты. Важнейшей его чертой является символизм. Художественный образ – это символ, религиозная идея, запечатленная в камне или красках, явленное слово.Архитектура. Первым общеевропейским стилем в зодчестве был «романский стиль» (X–XII вв.). Его создателями стали монастыри и епископские города. «Готический стиль» (XII–XV вв.) возник в период, когда в средневековой культуре все большую роль начинает играть город. Во всех областях жизни общества вырастает значение светского, рационального начала, а церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере. В архитектуре готического собора проявились новые идеи католической церкви; возросшее сознание городских слоев; новые представления о мире. ^ Аксиологические функцииЕвропейской средневековой культуры Романский стиль Готика — этап развития западноевропейского средневекового искусства периода X – XIII вв. — этап развития западноевропейского средневекового искусства периода XII – XV вв. — впитал элементы раннехристианского, меровингского искусств, культур «Каролингского возрождения», варварских племен и Византии — сменила романский стиль и разделение на раннюю, зрелую и позднюю готику — интернациональная сила католической церкви, попытка примирения религиозного и рационального объяснения мира — оставалась культовой по назначению и религиозной по тематике — совмещение в искусстве религиозности и непосредственного отношения к жизни, образ духовно совершенного, но не отрешенного от реального мира человека — связана с формированием города и его социально–общественного сознания; развитие техники и ремесла ослабляло устои религиозно – догматического мировоззрения, расширяло возможности познания и эстетического освоения мира — выявления доминанты духовного над телесным; для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (голова непропорционально велика), одежды трактуются орнаментально, тело подчинено абстрактным схемам — возникает интерес (хотя и на спиритуалистической основе) к реальной форме и чувству человека, его физической красоте, проявляющиеся в скульптуре — проявление в архитектуре (замок, церковь, монастырь), настенной живописи, плоском и объемном рельефах, в монументальной скульптуре — собор – средоточие городской жизни, т. е. богослужение, мистерии, диспуты, место собраний средневековых граждан — характер развития литья, чеканки; шпалер и вышитых ковров — огромное, несоизмеримое с человеком пространство собора, устремленность к небу башен и сводов, подчинение статуй динамическим архитектурным ритмам, свечение витражей – сильнейшее эмоциональное воздействие ^ Зарождение светской культуры. Рыцарская (куртуазная) культура. Ее особенности и достижения. Героический эпос Средневековая культура не была однородной. Существенной ее стороной явилось возникновение светского пласта культуры, отразившего идеалы военно-аристократического сословия – рыцарства и нового социального слоя – горожан. Расцвет рыцарской культуры приходится на XII – XIII вв., что было обусловлено оформлением рыцарства в самостоятельное сословие и приобщением его к образованию. Рыцарские ценности – защита чести и достоинства суверена, верность долгу; благородное поведение в бою; знание правил придворного этикета; защита униженных и оскорбленных. Эти идеалы легли в основу рыцарского поведения – куртуазии – придворного ритуала и нравственности, который приобрел широкий этический смысл. Куртуазия – придворно-рыцар-ский этикет (от франц. ­ сourtois – придворный, рыцарский). XII век – время зарождения рыцарской лирики и рыцарского романа. Уже в конце XI в. возникает рыцарская поэзия трубадуров (Прованс). Она стала первой светской лирикой Средневековья и ознаменовала конец господства церковной поэзии. Впервые лирические произведения звучали на народном языке (ранее они существовали лишь на латыни); поэтическое творчество стало творчеством мирян. Главные темы стихов – рыцарские доблести, куртуазная любовь, культ прекрасной дамы. Происходит и формирование светской музыкальной культуры, истоки которой восходят к народной музыке. Песни исполняли сами трубадуры, шпильманы, профессиональные музыканты – менестрели, сочинявшие музыку к своим произведениям (балладам, сирвентам и др.). Традиции провансальской лирики продолжили немецкие поэты – миннезингеры («певцы любви»). Рыцарская поэзия противостояла религиозным произведениям с их аскетизмом, воспевала земные радости, выражала надежду на торжество справедливости в земной, а не в загробной жизни. ^ Рыцарские романы, появившиеся во Франции, использовали античную традицию и кельтский героический эпос. Одним из зачинателей рыцарской литературы был Вальтер фон дер Фогельвейде (1172-1230) – выдающийся представитель немецкой средневековой поэзии. Один из эпических циклов средневековой литературы – так называемый Артурианский цикл (обработка известных сказаний кельтских легенд о короле Артуре) – Кретьена де Труа, XII в. Сюжетом для многочисленных рыцарских романов стало сказание о любви Тристана и Изольды (XII в.). Любовь героев, толкнувшая их на нарушение норм рыцарского общества, приводит их к трагической гибели. «Бедный Генрих» Гартмана фон Ауэ рассказывает о рыцарском идеале и земной любви крестьянской девушки. К XIV в. рыцарский роман утрачивает связь с реальностью, приходит в упадок, все больше становится объектом пародий. Сама рыцарская этика с ее принципами верности долгу, сюзерену переживает глубокий кризис.^ Героический эпос дошел до нас в виде грандиозных эпопей, песен, в стихотворно-песенной и прозаической форме. Ранний эпос западноевропейских народов возник в результате взаимодействия богатырской сказки-песни и мифологических преданий о первопредках, «родоначальниках», «культурных героях». Первые записи эпических произведений были составлены в VIII – IX вв.^ Эпос западноевропейских народов Древнейшаяисландскаялитература Поэзия скальдов, эддические песни, исландские саги («Сага об Эгиле»). Песни о богах и героях – произведения безличной (неавторской) традиции. Главное содержание их – мифологические сюжеты, подвиги богов и героев, сказания о происхождении мира и др. Песни были записаны в середине XIII в. под названием «Старшая Эдда». Кельтскийэпос Ирландские саги. Их содержание – языческие верования древних кельтов, мифическая история заселения Ирландии. Главный герой – Кухулин – бесстрашный воин – отражал национальный идеал. Саги возникли в I в. н.э.; в письменном виде существуют с VII в. Англосаксонский эпос «Беовульф» (конец VII - VIII вв.) сформировался на основе ранних героических песен, переплетения мифологии, фольклора и исторических событий: 1) змееборство, три чудесных поединка – элементы народной сказки; 2) трагическая смерть героя за интересы племени – мотив эпоса; 3) исторические и христианские элементы. Испанскийэпос «Песнь о моем Сиде» (XII в.) – о борьбе испанцев за возврат земель, захваченных маврами. Немецкийэпос «Песнь о Нибелунгах» (1225 г.). В основе сюжета – древнегерманские сказания времен Великого переселения народов, гибель одного из германских королевств – бургундского – в результате нашествия гуннов. Каролингский эпос «Песнь о Роланде» (XI в.). Главный герой «Песни» - историческое лицо, племянник Карла Великого, знатный феодал. В ней создан образ отважного воина, патриота, отразивший народный идеал. ^ Народная культура в средние века: фольклор, карнавально-смеховая культура В народной культуре Средневековья существовал крупный пласт смеховой культуры, характеризующийся вольномыслием, скептицизмом, карнавальностью.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :