МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙВыпускная работа по«Основам информационных технологий»Магистранткафедры международных экономических отношений Мартиросян Артур Арсенович Руководители:Ярошевич Вячеслав Иванович,кандидат экономических наукГромко Николай Иванович,ассистент, ст. преподаватель ОГЛАВЛЕНИЕ ^ РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ» 4Введение 4Глава 1. Общая характеристика Роструда 6Глава 2. Информационные системы Роструда 82.1 АИС «Регистры получателей услуг» 82.2 АИС ГИТ 9Заключение 15Список литературы к реферату 16ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ в WWW 17Граф научных интересов 18ПРИЛОЖЕНИЕ 19 ^ СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ КО ВСЕЙ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ АИС –автоматизированная информационная система; ОИВ – орган исполнительной власти; ГИТ – Государственная инспекция труда; ИАС – информационно-аналитическая система; АГС – альтернативная гражданская служба;^ РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ» Введение На современном этапе мировое сообщество переходит к координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, а также информационные технологии, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки.Страны-импортеры и страны-экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные коррективы в свою миграционную политику, усиливают контроль за ней с помощью различных способов, одним из которых, например, в Российской Федерации являются информационные технологии.Мы живем в эпоху построения информационной цивилизации, которая рождается в результате развития и постоянного совершенствования информационно-компьютерных технологий. Суть информационных технологий, которые в связи со всеобщей компьютеризацией ныне вышли на принципиально новый уровень, – передача, хранение, обработка и восприятие информации, что существенно помогает облегчить процесс про сбору, хранению и эффективному использованию информации, касающейся вопроса трудовой миграции. Современные информационные технологии позволили облегчить работу Федеральной службы по труду и занятости, благодаря внедрению целого ряда информационных систем, основными из которых являются: АИС «Регистры получателей услуг» АИС ГИТ АИС «Роструд – Контроль» ИАС «Трудовая Миграция» Web-представительство ИАС ТМ «Работа в России» АС АГССовременные информационные технологии представляют собой компьютерную обработку информации по заранее отработанным алгоритмам, хранение больших объёмов информации на разных носителях и передачу информации на любые расстояния в предельно минимальное время.Разработка информационных технологий – это очень затратная отрасль, требующая высокой подготовки специалистов и наукоемкой техники, зато их реализация нередко сравнима с революционными преобразованиями. Характеристика и преимущества вышеперечисленных информационных систем будут приведены далее в работе.^ Общая характеристика работы:Цель: Проанализировать использование информационных систем и технологий в миграционных процессах.Задачи: Изучение функционального направления применения информационных технологий в сфере миграции. Изучение возможностей использования программных систем для регулирования миграции.Объект исследования: Экономические аспекты использования информационных технологий в регулировании миграционных процессов.^ Предмет исследования: механизм использования информационных технологий в сфере миграции; функциональные направления применения информационных технологий в миграционной политике;Структура и объем реферата: Реферат состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.^ Глава 1. Общая характеристика Роструда Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие основные полномочия: осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением: работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в полном объеме и качественно с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации, об отстранении от должности указанных должностных лиц; осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.Центральный аппарат Роструда: Советники и помощники руководителя Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Управление надзора и контроля за предоставлением государственных услуг в сфере занятости населения Управление планирования, взаимодействия с регионами и контроля Правовое Управление Финансово-экономическое Управление Управление делами Управление информации и информационных технологий Управление социальных гарантий Отдел по организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации Отдел по защите государственной тайны.Структура Управления информации и информационных технологий: отдел ведения регистров получателей государственных услуг и статистического учета; отдел информирования и информационных ресурсов; отдел организации и контроля применения информационно-коммуникационных технологий.Основными информационными системами, находящимися в ведении Роструда являются: АИС «Регистры получателей услуг» АИС ГИТ АИС «Роструд – Контроль» ИАС «Трудовая Миграция» Web-представительство ИАС ТМ «Работа в России» АС АГС^ Глава 2. Информационные системы Роструда 2.1 АИС «Регистры получателей услуг» Автоматизированная информационная система «Регистры получателей услуг» выполняет следующие основные функции: проведение конкурсных процедур по выбору исполнителя работ по сопровождению и технической поддержке автоматизированная информационная система «Регистры получателей услуг» ; формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения ( прием сведений, проверка логической целостности, передача сведений); осуществление сбора и обобщение форм федерального статистического наблюдения; размещение информации по вопросам формирования и ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения на едином портале Федеральной службы по труду и занятости; организация работ по защите информации.Объектами защиты в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области содействия занятости населения (далее – ОИВ СРФ), являются сети, системы и комплексы, задействованные в обработке конфиденциальной информации и персональных данных населения. Типовой сегмент сети в ОИВ СРФ состоит из серверов, на которых ведется обработка персональных данных, и клиентских мест операторов. Структурная схема, используемая в АИС «Регистры получателей услуг» отражена на Рисунке 1.^ 2.2 АИС ГИТ Автоматизированная информационная система повышения эффективности выполнения контрольных функций Государственными инспекциями труда (АИС ГИТ).Была создана в 2005 году, предназначена для повышения эффективности выполнения контрольно-надзорных функций в сфере труда.Пользователями АИС ГИТ являются: Федеральная служба по труду и занятости Государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации.Целями АИС ГИТ являются: Автоматизация деятельности Государственной инспекции труда, повышение точности и полноты учета, возможности анализа и встречных проверок информации. Повышение эффективности выполнения контрольно-надзорных функций государственными инспекциями труда. Внедрение новых технологий информатизации деятельности инспекции труда. Формирование единого информационного пространства государственной инспекции труда, обеспечение мобильности и оперативности работы инспекторов. Организация автоматизированного информационного обмена между участниками процессов в области охраны труда.Основное назначение АИС ГИТ - автоматизация деятельности по обеспечению надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде в государственных инспекциях труда, а также центрального аппарата Роструда.2.3 АИС"Роструд-Контроль"Автоматизированная информационная система обеспечения контроля за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской (АИС"Роструд-Контроль").Была создана в 2006 году. Содержит данные для обеспечения контрольно-надзорных функций за полнотой и качеством переданных полномочий, анализа и поддержки принятия решений.Правовым основанием создания и ведения государственной информационной системы АИС"Роструд-Контроль" является Федеральный закон от 31.12.2005 года № 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" .Пользователями АИС"Роструд-Контроль" являются: Федеральная служба по труду и занятости (Роструд); органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в области содействия занятости населения; государственные учреждения службы занятости населения в субъектах Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.Целью АИС"Роструд-Контроль" является обеспечения контрольно-надзорных функций за полнотой и качеством переданных полномочий в области содействия занятости населения, анализ и поддержка принятия решений.АИС «Роструд-Контроль» существенно облегчает работу служащим Агентств занятости, которые могут осуществлять проверку деятельности центров занятости прямо на рабочем месте с использованием данной информационной системы.^ 2.4. ИАС «Трудовая Миграция»Информационно-аналитическая система, обеспечивающая информирование иностранных граждан о вакантных местах и эффективное регулирование процессов внешней трудовой миграции (ИАС ТМ).Правовым основанием создания и ведения государственной информационной системы ИАС ТМ является протокол заседания Единой комиссии Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по прикладным экономическим исследованиям, научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам и прочим расходам, включая входящие в реализуемые Министерством президентские, федеральные и ведомственные целевые программы, № 27 от 23 августа 2007 года.Пользователями ИАС ТМ являются: Федеральная служба по труду и занятости (Роструд); органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в области содействия занятости населения; иностранные граждане, заинтересованные в осуществлении трудовой деятельности в Российской Федерации; работодатели, заинтересованные в привлечении иностранных работников.Целью ИАС ТМ является расширение информационного пространства по вопросам внешней трудовой миграции и улучшение его качественных характеристик; расширение сегмента законного осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации; обеспечение рационального привлечения иностранных работников в субъекты Российской Федерации; повышение эффективности регулирования процесса внешней трудовой миграции; обеспечение принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов.Функции ИАС ТМ: создание системы информирования иностранных граждан о наличии вакантных рабочих мест и их характеристиках; доведение до иностранных граждан необходимой информации в сфере внешней трудовой миграции; организация системы информационно-аналитического обеспечения процесса определения потребности субъектов Российской Федерации в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на их территории.^ 2.5. Web-представительство ИАС ТМ «Работа в России»Web-представительство информационно-аналитической системы "Трудовая миграция" (ИАС ТМ) "Работа в России".Пользователями web-представительства ИАС ТМ "Работа в России" являются: Федеральная служба по труду и занятости (Роструд); органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в области содействия занятости населения; Российские граждане, заинтересованные в осуществлении трудовой деятельности вне территории постоянного проживания; иностранные граждане, заинтересованные в осуществлении трудовой деятельности в Российской Федерации; работодатели, заинтересованные в привлечении российских граждан вне территории их постоянного проживания и иностранных работников.Целью создания web-представительства ИАС ТМ "Работа в России" является обеспечение выполнения функций Федеральной службы по труду и занятости по регулированию в сфере внутренней трудовой миграции, повышение информированности российских и иностранных граждан, работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы за счет более качественного предоставления государственной услуги по информированию.Функции web-представительства ИАС ТМ "Работа в России": информирование российских граждан об условиях возможного трудоустройства в субъектах Российской Федерации; информирование работодателей о российских гражданах, желающих трудоустроиться в других субъектах Российской Федерации, и об иностранных гражданах и лицах без гражданства, желающих трудоустроиться в Российской Федерации; расширение состава участников информационного обмена ИАС ТМ путем привлечения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области содействия занятости населения, государственных учреждений центров занятости населения; раскрытие информации в сфере внутренней трудовой миграции из информационных систем органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области содействия занятости населения, из информационных систем государственных учреждений центров занятости населения; предоставление в электронном виде государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы.Доступ к web-представительству ИАС ТМ "Работа в России" является бесплатным.2.6. АС АГСАвтоматизированная система обеспечения организации, контроля и надзора в сфере альтернативной гражданской службы и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им организаций, участвующих в организации альтернативной гражданской службы (АС АГС)Правовым основанием создания и ведения государственной информационной системы АС АГС является Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 113 -ФЗ "Об альтернативной гражданской службе". Пользователями АС АГС являются: Федеральная служба по труду и занятости; Федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в объемах, касающихся федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в организации альтернативной гражданской службы.Целью АС АГС является обеспечение организации, контроля и надзора в сфере альтернативной гражданской службы и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им организаций, участвующих в организации альтернативной гражданской службы.АС АГС позволяет реализовать следующие функции:- ввод информации с рабочих мест Роструда, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об организациях, а также видах работ, профессиях и должностях, на которых могут быть заняты граждан, проходящие альтернативную гражданскую службу;- ввод информации о гражданах, в отношении которых призывными комиссиями вынесено заключение о замене им военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, с рабочих мест Роструда и органов исполнительной власти;- подбор рабочих мест для граждан, в отношении которых вынесено заключение о замене им военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, с рабочих мест Роструда;- разработка плановых заданий для организаций органов исполнительной власти, участвующих в организации альтернативной гражданской службы;- подтверждение плановых заданий органами исполнительной власти;- разработка дополнительных плановых заданий для организаций, в случае если плановое задание не подтверждено;- разработка плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;- подтверждение прибытия гражданина к месту прохождения альтернативной гражданской службы и заключение срочного трудового договора с рабочих мест органов исполнительной власти;- ввод информации об увольнении граждан с альтернативной гражданской службы с рабочих мест органов исполнительной власти;- получение различной справочной информации с рабочих мест сотрудников центрального аппарата. Заключение Информационные системы с момента появления первых электронно-вычислительных машин претерпели существенное изменение в своем развитии.На сегодняшний день информационные системы, используемые Федеральной службой по труду и занятости, отвечают всем требованиям новейших технологий и оказывают огромную пользу необходимую для успешной и эффективной работы данной организации.Информационные системы, используемые в Роструде, позволяют автоматизировать деятельность Государственной инспекции труда; сформировать единое информационное пространство государственной инспекции труда, обеспечить мобильность и оперативность работы сотрудников. Благодаря информационным технологиям стало возможным создание системы информирования иностранных граждан о наличии вакантных рабочих мест и их характеристиках.С помощью web-представительства ИАС ТМ "Работа в России" стало доступным информирование российских граждан об условиях возможного трудоустройства в субъектах Российской Федерации, а также информирование работодателей о российских гражданах, желающих трудоустроиться в других субъектах Российской Федерации, и об иностранных гражданах и лицах без гражданства, желающих трудоустроиться в Российской Федерации.Именно благодаря масштабному внедрению информационных технологии, стала возможной организация автоматизированного оперативного информационного обмена между участниками процессов в области труда и занятости.^ Список литературы к реферату Приказ Роструда от 24 декабря 2009 года № 331 "Об утверждении типовых форм документов" Приказ о плане работ по формированию и ведению регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей) и организации защиты информации в АИС "Регистры получателей услуг" в 2010 году. Приказ Роструда от 9 февраля 2010 года № 35 " О сопровождении и развитии автоматизированной информационной системы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (АИС ГИТ) в 2010 году". Положение о Федеральной службе по труду и занятости (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2007 N 559). О формировании и введении регистров получателей государственных услуг в сфере занятости в 2010 году. Малышев А.Ю. Методы и механизмы регионального регулирования трудовой миграции в России //Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика, 2008. Миграция и безопасность в России/ Под ред. Г. Витковской и Панарина. М., 2000. Моденов В.А., Носов А.Г. Россия и миграция. История, реальность, перспективы. М Прометей, 2007. Интернет источник: http://www.rostrud.ru Интернет источник: http://www.iteconomic.com^ ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ в WWW http://albmart.narod.ru/ Граф научных интересов Магистранта Мартиросяна А.А., факультет международных отношений Специальность – «мировая экономика» Смежные специальности ^ 08.00.01 – экономическая теория Экономические отношения; макроэкономическое регулирование общественного воспроизводства. Распределение. Обмен. Потребление. Накопление; финансово-кредитные отношения. Финансовые рынки. Кредитно-денежная и налоговая политика; мировая экономика и международные экономические отношения. Тенденции и закономерности. Мегаэкономика. ^ 08.00.10 – финансы, денежное обращение и кредит Финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы (образования, здравоохранения, культуры и др.); финансы внешнеэкономической деятельности, финансово-кредитные системы зарубежных стран; деньги и денежные системы; банки, специальные кредитно-финансовые институты и их операции. Основная специальность ^ 08.00.14 – мировая экономика Теории мирового хозяйства; тенденции и закономерности развития мирового хозяйства; механизмы мирового хозяйства и закономерности их проявления в национальных экономиках, в интеграционных объединениях мира; интеграционные процессы; мирохозяйственные связи и международная торговля; мировые рынки и международные экономические отношения; мировые валютно-финансовые рынки и международные финансовые отношения; инвестиционные процессы. Сопутствующие специальности ^ 01.01.05 – теория вероятностей и математическая статистика Статистические выводы и анализ данных; последовательный анализ; ^ 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право Физические и юридические лица в международном частном праве. Государство и международные организации как участники гражданско-правовых отношений с иностранным элементом; договор международной купли-продажи. Международные перевозки. Международные расчетные и кредитные отношения. ПРИЛОЖЕНИЕ (Презентация магистерской диссертации на тему: «Международная миграция рабочей силы: сущность, причины и эволюция»)