Чеканова В.А. учитель высшей квалификационной категорииУрокТема: «Работа над живым материалом» (По повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце»)Цели: продолжить знакомство с биографией и творчеством Михаила Афанасьевича Булгакова, выявить особенности творческого метода писателя, философскую направленность произведения. Обратить внимание на жанрово-композиционные особенности содержания, на ассоциативные связи сюжета с реальной жизнью и разнообразными пластами культуры.Оборудование: портрет писателя, выставка книг, кинофильм «Собачье сердце», таблица, раздаточный материал.Умения и навыки: воссоздавать в воображении картины, нарисованные писателем, анализировать произведение с учётом его художественной целостности и авторской позиции, выявлять основную тематику произведения, характеризовать и сопоставлять героев произведения.Эпиграф № 1 Эпиграф № 2Сатира создаётся тогда, Жестокий опыт,когда появится писатель, заранее обречённыйкоторый сочтёт несовершенной на неудачу.текущую жизнь и, негодуя, приступит А.М.Горькийк художественному обличению её.^ М.А. БулгаковХод урока: I.Вступительное слово учителя. 1. – В вашем учебнике сказано: «Сатирическая повесть «Собачье сердце» была написана в 1925 году, но впервые опубликована только через 60 с лишним лет – в 1987 году» а) – Почему так произошло? б) – Чем был неугоден писатель Михаил Афанасьевич Булгаков и его творение в стране победившей диктатуры пролетариата? 2. Как писатель-сатирик Булгаков считал, что (эпиграф № 1) 3. Несовершенство текущей жизни 20-х годов и суровый труд писателя-сатирика Булгаков испытал на собственном опыте литератора и человека. Этапы его творческой биографии – это иллюстрация к 7-ой главе «Мёртвых душ» Гоголя, в которой великий писатель XIX века пророчески предрекает судьбу писателя-сатирика (чтение начала 7 главы) Доказательство этому – данная историческая справка «В июле 1929 года Михаил Афанасьевич Булгаков, доведённый до отчаяния положением, когда в течение 10-и лет его как литературного деятеля «шельмовали», «неистово бранили», пишет Сталину письмо, в котором прямо говорит, что силы его надломлены, что он доведён до нервного расстройства, что он не в силах существовать в таких условиях. Единственная просьба: к Сталину как к руководителю партии и государства.«Обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР об изгнании меня за пределы СССР вместе с женой моей»- Чем был вызван этот крик души у писателя, который в революции видел «влекущую силу», который сразу понял, что «большевики это надолго»? 4. Ответить на эти вопросы нам поможет своеобразный литературный тест, составленный на основе письма Булгакова Советскому правительству и постановления первого съезда советских писателей. Дома вы ознакомились с этим текстом. - В чем, по-вашему, принципиальные расхождения Булгакова – и официальной писательской идеологии? (тест № 1) Булгаков сам хорошо понимал, что его творчество не в русле времени. В письме к брату ещё в 1921 году он пишет о своих произведениях: «Ведь это индивидуальное творчество, а сейчас идёт совсем другое». «Всякий сатирик в СССР посягает на советский строй»– 7 мая 1926 года был произведен обыск и изъяты дневники и рукопись повести «Собачье сердце». Писатель подаёт заявление на возвращение бумаг. а) В письме А.М. Горькому он пишет: «… ни одно учреждение, ни одно лицо на моё заявление не отвечают … Остаётся уничтожить последнее, что осталось,- меня самого» б) … не только писаний моих, но даже фамилии моей равнодушно видеть не могут… вопрос моей гибели это лишь вопрос срока, если, конечно, не произойдёт чуда. - И произошло чудо (18апреля 1930 года) Булгакову позвонил Сталин. После звонка Булгаков был принят во МХАТ ассистентом режиссёра, разрешили к постановке его пьесу «Дни Турбинных», прекратились гонения. Эксперимент над неугодным писателем закончился, чудо имело вполне реальные объяснения. (ГС, страница 184) - Итак, единство реального и фантастического, как почти во всех произведениях Булгакова. II. Своеобразие формы повести «Собачье сердце»Вступительное слово учителя. - Как уже было сказано, 7 мая 1926 года рукопись повести «Собачье сердце» была конфискована. Известный в прошлом революционер, а ныне сотрудник ОГПЦ Лев Борисович Каменев, ознакомившись с рукописью, вынес произведению приговор: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя» В – Согласны ли вы, что по жанру это произведение – памфлет (исходя из определения)? Памфлет – произведение остро - сатирического характера, высмеивающее в резкой обличительной форме политический строй в целом, общественное явление и тому подобное. Памфлет отличается документальностью, верностью объективному факту и ограниченностью собственного художественного вымысла. В памфлете может употребляться публицистика с сатирическими приёмами оценки. Памфлетность может быть присуща и художественному произведению, в котором даются более или менее расшифрованные портретные зарисовки и характеристики отдельных исторических лиц.Вывод: Таким образом, «Собачье сердце» - это не публицистический памфлет, не критика советской действительности 20-х годов. Это художественное произведение, и в пору его выхода в свет, и в 1987 году. О его актуальности так сказал академик А.Д.Сахаров: «Булгаков, создавая свою повесть в 1925 году, не мог знать того, что произойдет в стране много позже, но как художник предвидел опасность и пагубность невежества и хамства, соединенного с возможностью властвовать».Способ изображения действительности в повести.В – Как определил сатиру Салтыков-Щедрин? (Сатира обличает всё старое, идейное и исторически обречённое и показывает его внутреннюю несостоятельность, его ничтожность, выражая новые потребности общественного развития)^ В – Соответствует ли этому определению предмет сатирического изображения в повести Булгакова?3. Своеобразие сюжет и композиции. - Сатирическое своеобразие повести раскрывается и через систему персонажей, и через своеобразие сюжета и композиции.В – Дома вы должны были составить план повести, обратив внимание на то, в какой последовательности располагаются основные эпизоды. (Работа на доске, корректировка планов).^ В – На сколько частей сюжетно делится повесть?В – Каковы основные сюжетные и композиционные узлы?I часть II часть Сюжет Композиция Сюжет Композиция I гл. Бездомная собака Пролог V гл. Дневник доктора Б. Пролог. Экспозиция II-III гл. Знакомство с обитателями и посетителями дома на Пречистенке Экспозиция. Замедленное развитие действия. VI-IX гл. «Новый человек» - Шариков Развитие действия IV. Операция Кульминация IX гл. Операция Кульминация ^ В – Какие повторяющиеся события приходят в I и II ч. между прологом и кульминацией?В – Таким образом, композиция линейная или кольцевая?В – Всё возвращается на круги своя? Ничего не меняется? (Огромные изменения) Тогда и фигуру композиции надо изменить:Рисунок: Вывод: данное графическое изображение композиции оправдано Названием повести. Кроме этого из схемы видно, что наивысшая точка композиции - создание нового человека непосредственно связана и с конфликтом повести, и с расстановкой действующих лиц. Если в I части действующее лицо профессор Преображенский, то во II части –«новый человек» Шариков.III. Конфликт и идея произведения.Вступительное слово. - Профессор Преображенский и детище его эксперимента Шарикова явно образуют антагонистическую пару, позволяющую наиболее ярко раскрыть идейный конфликт.В – Фантастический эксперимент в повести имел реальную основу в действительности. Подтвердите это выдержками из публицистических произведений, например, из «Несвоевременных мыслей» А.М. Горького *(Дополнительный материал индивидуально) Академик И.П. Павлов. «Если то, что делают большевики в России есть эксперимент, то для такого эксперимента я пожалел бы даже лягушку»Работа по содержанию I части. Идейная основа I части. - Опыт, эксперимент и есть центральная тема повести «Собачье сердце» Но ведь, открывая повесть, мы ещё об этом не знаем. Перед нами обыкновенный бездомный пёс.^ В – Все согласны со словом «обыкновенный»?В – В чём необыкновенность пса, появляющегося перед нами на первых страницах повести? (Пёс фантастический)В – Докажите это, подобрав материал из повести к вопросам на доске. Ответы по таблице на доске.Думает (о чём?)Ненавидит (кого?)Сочувствует (кому?)Жалеет (кого?)Наблюдает (за кем?)Иронизирует (по поводу чего?)Реально оценивает (что?)Вывод: Перед нами фантастическое всевидение реальной жизни, нереальное в таком существе, как собака.В – Меняются ли философские взгляды бездомного пса после встречи с пока ещё неизвестным ему господином? («Рабская наша душа, подлая доля»)В – Докажите, что рабская философия в Шарике побеждает? 1. Рассуждение Шарика после прихода пациентов. 2. Оценка действий профессора Преображенского во время посещения домкома во главе со Швондером? 3. Восхищение едой как главным богатством. 4. Рассуждение пса после покупки ошейника. 5. Отношение к Дарье Петровне, Ф.Ф. Зине.В – В чем страшна реальность философии Шарика?Вывод. Таким образом, философия фантастического Шарика отнюдь не фантастична: хорошо там, где тепло, сытно и не бьют; прав тот, у кого сила и власть. Это обыкновенная рабская философия. Но пока перед нами собака, эта философия особого вреда никому не приносит (кроме совы) Пр. вопрос. А вот если человек?Работа по содержанию II части. Идейная основа II части.Задан. – Выделим этапы превращения «милейшего пса в мразь» (на доске) Пёс Шарик Опыт профессора Преображенского Новый человек?В – Все этапы эксперимента отмечены в этой схеме?В – Каков он – новый человек, его отличительные качества? (доска делится на 3 части) Клим Чугункин Шарик Швондер Ругань, курение, семечки, балалайка, неопрятность и безвкусица в одежде, Ф.Ф. – не божество, а папаша, аморальность и безнравственность, пьянство, воровство. Привязанность к кухне, ненависть котам, ловля блох, любовь к сытой, праздной жизни. Главенство социального происхождения, ненависть к интеллигенции, донос на профессора, покушение на его жизнь. В – Исходя из схемы создания нового человека, ответьте, чьи качества соединил в себе Шариков? В – Как нужно дополнить схему? [( Пёс Шарик + Клим Чугункин)х опыт профессора Преображенского] х влияние Швондера = новый человек. Вывод. Деградация «человеческого материала» в ходе рискованного эксперимента над человеческой природой +социальная идеология Швондера.^ В – Новый «человеческий материал». Эволюцию или деградацию мы наблюдаем вместе с профессором Преображенским и доктором Борменталем?В – Почему это произошло? Ведь сам профессор Преображенский говорит: «Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы? Ответ. Об этом говорит и наш эпиграф № 2, об этом предупреждал ещё Федор Михайлович Достоевский в романе «Преступление и наказание» устами своего героя Разумихина.Через полстолетия после Достоевского об этом скажет писатель Короленко наркому культуры Луначарскому: «Инстинкты вы заменили приказом и ждёте, что по вашему приказу изменится природа человека. За это посягательство на свободу самоопределения народа вас ждёт расплата».В – Итак, работа над «живым материалом» в повести закончилась. В чём же идея повести, авторский идеал? Вывод – обобщение. Эксперимент привёл к созданию монстра, который в своей низости и агрессивности не остановится ни перед подлостью, ни перед предательством, ни перед убийством, который понимает только силу, готовый как всякий раб, отомстить всему, чему подчинялся, при первой возможности.Д/З. «Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека. Тут дисциплина… мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, безо всякой выделки. Только бы эти правила наступили. Да если бы этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные».Порассуждайте соотносятся ли рассуждения Федора Михайловича Достоевского из «Дневника писателя» с идейным содержанием повести «Собачье сердце».Вопрос 8, страница 448 Привлеките в подтверждение высказывание критиков. (приложение № 2)Видите ли вы общее в повести Булгакова и стихотворении Самойлова.Чудо – познаваемость Вселенной И с природой дивный диалог Этот чистый, темный и целебный Рек, небес, пустынь и моря слог. Этих гор возвышенные оды, Пёстрые элегии лесов Разговор осмысленной природы, Примечанье птичьих голосов. Осторожней принимай признанья И о тайнах сбивчивый рассказ. Что-то пусть останется за гранью, В любопытстве сдерживая нас Д. Самойлов.Приложение № 1 Из письма М.А. Булгакова Правительству СССР Из постановления первого съезда советских писателей «горячий поклонник свободы» и прежде всего – свободы слова, свободы печати (что невозможно в Росси с октября)…проникнут глубоким скептицизмом5 в отношении революционного процесса в России…, остаюсь «приверженцем идеям эволюционного развития». Будучи учеником и последователем Салтыкова-Щедрина, испытываю «глубочайшие страдания от страшных черт своего народа», а потому не могу «не изображать жизнь в её важнейших проявлениях сатирически».Проникая «в сокровенные области духа, в сущности не поддающиеся простому объяснению исторических и социальных процессов»… должен прибегать к формам «иррациональным5, фантастическим5, гротексным5/ что со стороны может показаться проявлением мистицизма5», будучи на самом деле способом образного осмысления действительности».… кровно связанный с русской интеллигенцией, считаю её «лучшим слоем в стране» и возлагаю на неё особые надежды в решении всех национальных проблем.…в принципе отрицаю «внешне привлекательные перспективы политического компромисса с коммунистической властью, приспособления к политической конъюнктуре» Социалистический реализм – основной метод советской литературы.Социалистический реализм требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в её революционном развитии.3. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма. Приложение № 2.Как вы думаете, что в повести «Собачье сердце» не могла принять государственная идеология?Чья точка зрения (кого из критиков?) ближе к вашей? Какая из них помогла ответить на первый вопрос? а) В. Боборыкин: «Новый строй стремится из «старого человеческого материала» сотворить нового человека, словно соревнуясь с ним, идёт ещё дальше: он намерен сделать человека, да ещё и высокой культуры и нравственности, из собаки» Результат известен. Попытки привить Шарикову элементарные культурные навыки встречают с его стороны стойкое и всевозрастающее сопротивление… И открывается читателю, что тот процесс, который нечаянно спровоцировал и которым безуспешно пытается руководить Филлип Филлипович «без всяких медико-биологических экспериментов» давно совершается в самой действительности. б) А. Карпов: «Для Булгакова Шариков фигура не только нелепая, вызывающая смех, но и зловещая. В его претензиях к Преображенскому обнаруживает себя уверенность в том, что именно он, а не какой-то там учёный интеллигентишка является, как тогда выражались, трудовым элементом и поэтому должен был хозяином жизни. Шариков, в отличие от бесконечно много работающего и добивающегося фантастических результатов профессора Преображенского, менее всего склонен трудиться, создавать: он из породы потребителей… Шариков усваивает господствующее в послереволюционную эпоху представление о структуре обществе, о месте в нём различных классов, сословий, слоев. Усваивает он и расхожую фразеологию. Более того, находит он в словах Преображенского «контрреволюционность», называет его меньшевиком, - обвинения эти походят на донос и могут дорого стоить профессору. А за этими словами – весьма распространенное в мире, который сразу же стал для Шарикова своим, желание присвоить себе то, чем по праву владеет другой… Привить ему [Шарикову] приличные манеры, наверное, можно, но перестроить психологию, в особенности социальную, едва ли удастся: они находят объяснения и питательную почву в системе господствующих в обществе понятий и представлений. Ни созидать, ни размышлять Шарикову нет нужды – он лишь озабочен идеей дележа, а в собственном невежестве видит достоинство: оно для него служит свидетельством незамутненной чистоты классового сознания.