Irina V. Alyoshina, Associate Professor of Marketing, PhD (econ), Department of Marketing Deputy Chair for Scientific Research, State University of Management, RussiaOpen Innovations: Cross-Cultural Factors in an Age of GlobalizationSummary: Open innovations are the phenomenon of globalizing, dynamic and highly competitive markets of goods, services and ideas. Open innovations cross the borders of companies, of countries and of continents and because of it are regarded as cross-cultural process. RF’s wide-sсale integration into global innovation networks supposes the development of cross-cultural competencies for Russian society. The knowledge and understanding at least, and possibly, the adoption of cultural values of the nations – global innovation leaders - are important.Keywords: Globalization, Markets, Open innovations, Culture, Cultural barrier. Paper submitted to the Special Issue of the Journal “Innovations” January 30, 2010.УДК 339.138^ Алешина Ирина Викторовна, канд.экон.наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой маркетинга по НИР, Государственный университет управления, Москва, ialyoshina@gmail.com^ Открытые инновации: кросс-культурные факторы в условиях глобализации1 Аннотация. Открытые инновации – закономерное явление глобализующихся динамичных и высококонкурентных рынков товаров, услуг, идей. Открытые инновации сегодня пересекают границы компаний, стран и континентов, представляя собой кросс-культурный процесс. Масштабная интеграция РФ в глобальные инновационные сети предполагает развитие кросс-культурных компетенций российского общества. Необходимо, как минимум, знание и понимание, а возможно, и освоение культурных ценностей стран – глобальных инновационных лидеров. Ключевые слова: глобализация, рынки, открытые инновации, культура, культурный барьер.^ 1. Открытые инновации и глобализация рынков Инновационное развитие экономики рассматривается сегодня многими странами как один из основных путей экономического роста, обеспечения конкурентоспособности. Наиболее обсуждаемыми вопросами инноваций в РФ являются: институты; финансы; регулирование, кадры, технологии, права интеллектуальной собственности, в то время как культура инноваций зачастую остается вне обсуждения [Калин, 2009 ]. Значимый, но гораздо менее явный (в сравнении с технологическими) фактор - национальная и деловая культуры как контекст инноваций - почти не рассматривается. Вероятно в силу того, что нашим инноваторам ближе технологическая составляющая инновационной проблематики, чем гуманитарная. Между тем, культура – важнейший системообразующий фактор среды инновационной деятельности. Кросс-культурные факторы инноваций становятся все более значимыми в условиях глобализации рынков, отраслей и, потому, инновационных процессов. В России под инновацией в основном и традиционно понимают технические инновации. Однако технические инновации – лишь часть общего инновационного процесса и они, как и свидетельствует российская практика, не могут быть успешными вне инноваций экономических, культурных, политических. Не случайно Россия занимает всего лишь 49-е место из 110 стран мира в рейтинге Global Innovation Index, разрабатываемом совместно The Boston Consulting Group (BCG), the National Association of Manufacturers (NAM), and The Manufacturing Institute (MI) [Andrew et al., 2009, p.25] (табл.1). Рейтинг строится по общему показателю инновационности страны (overall score) и содержит оценку входных, ресурсных факторов (innovation inputs) и результирующих (innovation performance) показателей инноваций. Показатель Innovation inputs отражает государственную финансовую и торговую, миграционную политику, политику в области интеллектуальной собственности, качество среды инноваций (состояние образования, качество рабочей силы, качество инфраструктуры, бизнес-окружение). Показатель Innovation performance score отражает результаты инновационной деятельности: результаты И&Р (R&D) (инвестиции в И&Р, генерация интеллектуальной собственности, публикации и трансфер технологий, коммерциализация инновации), функционирование бизнеса (высокотехнологичный экспорт, производительность труда, рыночная капитализация компаний) и общественно-значимые результаты инноваций ( рост занятости, инвестиции, миграция бизнеса, экономический рост). Таблица 1.Глобальный индекс инноваций, Global Innovation Index BCG , март 2009 (на основе Andrew et al., 2009, p.25; http://en.wikipedia.org/wiki/Global_Innovation_Index ) Ранг(Ranking) Страна(Country) Общая оценка(оverall score) Ресурсные факторы (Innovation Inputs score ) Результативные факторы (Innovation Performance score) 1 Singapore 2.45 2.74 1.92 2 South Korea 2.26 1.75 2.55 3 Switzerland 2.23 1.51 2.74 4 Iceland 2.17 2.14 2.00 5 Ireland 1.88 1.59 1.99 6 Hong Kong 1.88 1.61 1.97 7 Finland 1.87 1.76 1.81 8 United States 1.80 1.28 2.16 9 Japan 1.79 1.16 2.25 10 Sweden 1.64 1.25 1.88 . . . . . . . . . . . . 27 China 0.73 0.07 1.32 . . . . . . . . . . . . 46. India 0.06 0.14 -0.02 . . . . . . . . . . . . 49 Russia -0.09 -0.02 -0.16 50 Saudi Arabia -0.12 0.57 -0.79 51 Trinidad and Tobago -0.12 -0.42 0.20 . . . . . . . . . . . . 110 Zimbabwe -1.63 -1.63 -1.48 В аналогичном рейтинге INSEAD Global Innovation Index 2008-2009, охватившем 130 стран, Россия занимает 68-е место, США – лидер рейтинга (Табл.2.).Таблица 2Глобальный инновационный индекс - INSEAD Global Innovation Index 2008-2009 , [ http://www.insead.edu/facultyresearch/centres/elab/gii/GII%20Final%200809.pdf, p. 9] . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . В качестве входных параметров инноваций (inputs) индекс INSEAD GII 2008-2009 использует такие, как: институты и политика, человеческий потенциал, инфраструктура, уровень развития рынков и бизнеса. Результаты инноваций в экономике (output): знания, конкурентоспособность, благосостояние [ INSEAD, 2009, p.8 ].Проблемы технических инновации сегодня выходят за рамки собственно процесса разработки нового продукта, расширяя фокус на решение таких вопросов, как бизнес- модель, структура предприятия, цепочка создания ценности, процессы патентования, каналы, услуги, брэнд, клиентский опыт [Andrew, et al., 2009, p.8]. Инновация, в центре которой – новый продукт, часто невозможна сегодня без маркетинговых, информационно-технологических, организационных, социо-культурных, финансовых инноваций. Объективный процесс открытия инноваций в глобализующейся бизнес-среде предполагает необходимость более широкого и емкого рассмотрения инноваций, чем это традиционно принято в РФ. Комплексный, мультидисциплинарный и междисциплинарный подход позволяет ответить на многие вопросы инновационной проблематики. Инновация – это новая вещь, которая сделана полезной [McKeown , 2008, p.2], причем новизна и полезность определяются пользователем, т.е. с точки зрения пользователя. McKeown рассматривает обобщенно процесс инновации в составе следующих этапов: 1. Идея –> 2. Разделяемая идея = инсайт (insight) -> 3. Приложение инсайта к практике = изобретение (invention) -> 4. Использование изобретения = инновация (innovation). В процессе закрытой инновации - один участник. В процессе открытой инновации – несколько участников, - например, А,B, C, D (рис. 1), каждый из которых – персона или группа (организация), возможно из разных стран. Концепция открытой инновации (open innovation) – опора на внешних участников как источников идей, так и как средств коммерциализации идей [ Boudreau and Lakhani, 2009, p.69]. УчастникиЭтапы Закрытаяинновация Открытая инновация A A B C D 1. Идея 2. Разделение идеи = инсайт (экскурс, озарение) 3. Приложение идеи к задаче (изобретение) 4. Использование изобретения (инновация) Рис.1. Схемы процессов закрытой и открытой инновации Открытые инновации можно рассматривать как явление, существующее в условиях достаточно развитых, цивилизованных рыночных отношений. Открытые инновационные процессы предполагают свободное и добровольное заинтересованное взаимодействие многих независимых участников (как отдельных людей, так и организаций) в условиях высококонкурентной и динамичной глобализующйся рыночной среды. Открытые (в сравнении с закрытыми) инновации и процессы более требовательны к качеству экономических, научных, политических, правовых институтов, составляющих среду генерации, ведения и использования инноваций. В условиях глобальных рынков и отраслей (электроника, фармацевтическая отрасль, телекоммуникации, автомобилестроение и авиастроение, пищевая отрасль, программное обеспечение и др.) открытые инновации пересекают границы стран и регионов. Понятно, что разрыв в качестве инновационных сред России и стран- инновационных лидеров препятствует формированию транснациональных инновационных цепочек, оттесняя РФ на периферию высококонкурентного инновационного поля. Открытый тип инноваций, по данным Семеновой Н. (2008, с.8) «развивался параллельно с глобализацией экономических процессов и рынков, развитием аутсорсинга в научно-исследовательской сфере, более активным включением потребителей в инновационный процесс («демократизация» инноваций) и дальнейшей коммерциализацией технологий вне компаний, где инновация была произведена или впервые применена .» Использование методов открытых инноваций, по мнению Семеновой (2008, c.12) со ссылкой на Chesbrough H. (2006) « зависит от эффективности так называемых посреднических рынков для идей и технологий» . Компания становится системным интегратором внутренних и внешних технологий, как например, компания Apple интегрирует программное обеспечение внешних разработчиков для смартфона iPhone [Boudreau K.J. and Lakhani, 2009, p.73]. Открытие продукта для внешних инноваторов (в частности, стратегия Intel Inside компании Intel) превращает его в платформу, на которой строят свои решения другие участники рынка. Открытие бизнес-моделей инноваций обусловлено такими объективными факторами, как глобализация рынков и глобальная конкуренция, сокращение жизненного цикла продуктов и рост стоимости времени, рост сложности новых технологий (и потому затрат и рисков), развитие рынков технологических, кадровых, финансовых решений. Открытые инновации означают открытость компаний к сотрудничеству для всего мира, как показывают, в частности, программы компаний Procter & Gamble (www.pgconnectdevelop.com), Hewlett Packard (http://www.hpl.hp.com/open_innovation/irp/), LG (http://www.collaborateandinnovate.com/ci/main.jsp). Глобализация рынков и информационной среды, бизнес-процессов создает предпосылки роста вовлеченности российских участников в транснациональные инновационные процессы и глобальные сети создания новых товаров и услуг. Разработка, создание и распространение, использование на рынках многих товаров сегодня – международный процесс. Готовые товары (компьютеры, автомобили, компоненты, авиалайнеры, потребительские товары) пересекают границу и попадают на инокультурные рынки почти не меняя своей физической формы. Однако продукты, содержащие неявные составляющие, в т.ч. услуги (образования, туристические, общепит), более чувствительны к кросс-культурным барьерам в силу сохраняющихся культурных различий стран и регионов мира. Культурная составляющая бизнеса и рынков (этика, эмоции, мотивация, культурные ценности) относится к «мягким» (soft) факторам, в отличие от жестких (hard) факторов – оборудование, материалы, компоненты. «Мягкие» факторы труднее измерить, оценить в силу их неявного характера, ими труднее управлять, но они становятся все более значимыми как для функционирования современной экономики, так и для ее развития, для инновационной деятельности. Для РФ, страны с традиционно высоким уровнем фундаментального образования, показателен опыт США как традиционного мирового лидера высокотехнологичных инноваций и интеллектуальных продуктов. Лидерство США, в частности, в области нанотехнологий, биотехнологий и информтехнологий, составляющих ядро нового технологического уклада, признается и далеко не самыми либеральными российскими экономистами [ Глазьев, 2009, c. 7, 31].^ 2. Кросс-культурные факторы открытых инноваций Управление инновациями, а тем более открытыми – это в значительной мере информационный процесс. Это процесс поиска, сбора, обработки, распространения информации в глобальной, общемировой среде. Пересечение инновационными цепочками границ стран предполагает преодоление кросс-культурных барьеров как минимуму в области бизнес-коммуникаций, т.е. обмена деловой информацией, а также и в области маркетинговых коммуникаций. Бизнес- или деловые коммуникации принизывают или затрагивают такие необходимые составляющие открытых инноваций как переговоры (официальные и неофициальные), переписка, выставки и форумы, конференции, соглашения, текущее рабочее взаимодействие участников, работа с общественностью (паблик рилейшнз) и реклама, публикации в СМИ и специализированных изданиях, личные продажи и стимулирование продаж, контент (и архитектура) интернет-представительств и управление ими. Что же мешает России занимать лидерские позиции в инновационной сфере? Ряд исследователей говорят о роли культурных барьеров для инновационности наций. Американский исследователь L.Harrison, проработавший с миссией US AID в Центральной Америке и Карибском регионе в 1962-82 гг, обнаружил в своей повседневной работе, что бедность и несправедливость коренились в культурных ценностях региона [Harrison, 2006b]. Он писал, что «некоторые религии и культуры лучше, чем другие, продвигают персональную ответственность, образование, предпринимательство и доверие, – все ценности, которые формируют политическое и экономическое развитие. Когда речь заходит о демократии, процветании и праве закона, протестантские общества – прежде всего, - северные страны – Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция – обычно опережают католические нации, особенно Латинской Америки. Конфуцианские общества, такие как Япония, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, и сегодня Китай, произвели преобразующий экономический рост. Исламские страны, даже те, что с нефтью, - нет» [Harrison, 2006b] . Эти идеи отчасти подтверждаются рейтингом, глобальным индексом инноваций [Andrew et al., 2009, p.25], где в первой двадцатке стран-инноваторов нет ни одной мусульманской страны. Результаты пятилетних исследований Harrison, - просвещенная политика может с течением времени (в течение жизни поколения) продуцировать культурные изменения – которые в свою очередь вызовут политический плюрализм и экономическое развитие. Важнейшими инструментами изменений названы: 1) образование, прививающее демократические и предпринимательские ценности, 2) улучшение воспитания детей, 3) религиозная реформа, 4) помощь в развитии, направленная на культурные изменения. Говоря о роли религий в прогрессе наций, Harrison, ассоциирующий капитализм с демократией и свободами, упоминает и ортодоксальное христианство, внесшее свой вклад в антикапиталистические течения в России и Восточной Европе, что, по его мнению, негативно сказалось на инновационности этих регионов . Можно говорить о том, что российская культура инновационно-резистентна, сопротивляется прогрессу. По мнению гендиректора ГК “Роснано“ А.Чубайса, «Базовые законодательные, юридические и прочие институты РФ не поддерживают инновационную экономику, а противостоят ей» (http://www.rusnano.com/Rubric.aspx?RubricId=515 , 2009-2). С точки зрения известного либерального экономиста Е.Ясина, для формирования инновационной экономики России нужно брать культурный барьер. «Культура — это в том числе экономическая и социально-политическая культура. Это выборы, это свобода прессы, это независимый суд и так далее. Если у вас работают эти институты, и люди уже привыкли к тому, . . . что это работает, они начинают менять поведение. На это требуется много времени.. Но сделать так, чтобы были инновации без демократии, без свободы невозможно. В этом всё дело. Мы подошли к определенному порогу. Я называю это так — взять культурный барьер. Мы должны сами измениться. Мы должны понять, что будущее России связано со свободой, с конкуренцией, с правами собственности. Потому что инновации — это вещь, спрос на которую создает конкуренция. А конкуренция появляется, работает тогда, когда есть свобода. И когда свобода бизнеса…[Ясин, 2009]. В числе культурных факторов технологического прогресса британский исследователь G.Gelade называет такие, как открытая интеллектуальная среда, интеллектуальная автономия и социальное равноправие [Gelade, 2008]. Американский исследователь S.Shane отмечал, что принятие неопределенности (как готовность к риску и переменам) , индивидуализм (как автономия, независимость и свобода), а также отсутствие дистанции власти (как антипод иерархии и авторитаризма) ассоциировались с высокий уровнем инновационности наций в период 1980-х годов. «Национальные показатели инноваций движимы более фундаментальными силами, чем экономические условия, и социальные изменения могут быть необходимы для того чтобы сделать менее инновационные общества более инновационными» [Shane, 1993]. По мнению американского исследователя T.Friedman, развитие страны связано с такими факторами культуры, как открытость для иностранных идей, солидарность нации , готовность к сотрудничеству с посторонними, а также мера озабоченности элиты положением масс [Fridman, 2006]. Значимой представляется такая ценность американского общества, как право на индивидуальность, право быть не таким как все, право быть другим. В этом праве, а также в признании права окружающей действительности на разнообразие (diversity) – во взглядах, вкусах, мировоззрении, в одежде и образе жизни - ключ к изменениям, инновациям, прогрессу. Потому что инноватор – это человек (или группа), который делает не то и не так как все, он играет не по правилам и часто вопреки им. А в открытой инновации ситуация еще серьезнее - таких «других» уже несколько. Либеральный подход к оценке факторов развития открытых инноваций можно представить схематически (рис.2). Рис. 2. Глобализация, конкуренция и открытые инновации (либеральный подход) По мнению американского ученого L/Harrison (2006a), специалиста в области культуры как фактора прогресса, а также и Е.Ясина, « некоторые культуры более склонны к прогрессу, другие — не склонны вовсе» [Ясин, 2009a]. В своей книге Harrison представил сравнительные характеристики культур – склонных к прогрессу и сопротивляющихся прогрессу – по 25-ти параметрам (табл 3, Harrison, 2006a, pp. 36-37) . Параметры сравнения культур даны в составе 4-х групп – «Взгляд на мир», «Ценности и добродетели», «Экономическое поведение», «Социальное поведение». Таблица 3 Типология культур - склонной к прогрессу и сопротивляющейся прогрессу ( Harrison, The Central Liberal Truth. Oxford University Press, 2006, 272 p., pp.36-37) Фактор культуры Культура, склонная к прогрессу (Progress-Prone Culture) Культура, сопротивляющаяся прогрессу (Progress-Resistant Culture) ^ Взгляд на мир (Worldview) 1.Религия (Religion) Проповедует (воспитывает) рациональность, достижения, продвигает материальные стремления, фокусируется на этом мире (а не на загробном) Проповедует иррациональность, подавляет материальные стремления; фокус на другом мире; утопизм 2. Судьба /участь, удел (Destiny) Я могу влиять на свою судьбу для изменений к лучшему Фатализм, покорность, смирение; вера в колдовство, волшебство, шаманство, 3. Временная ориентация (Time orientation) Фокус на будущем продвигает планирование, пунктуальность, отложенное удовольствие Фокус на настоящем или прошлом мешает планированию, пунктуальности, накоплениям 4. Богатство/благосостояние(Wealth) Продукт человеческого творчества, приумножаемо (позитивная сумма) То, что существует (нулевая сумма) есть богатство, не приумножаемо 5. Знания (Knowledge) Практическое, верифицируемое, факты имеют значение Абстрактное, теоретическое, космологическое, неверифицируемое ^ Ценности, Добродетели (Values, Virtues) 6. Этический кодекс (Ethical code) Жесткий в разумных пределах, вызывающий доверие Эластичен, большой разрыв между утопическими нормами и поведением = недоверие 7. Меньшие добродетели (The lesser virtues) Хорошо сделанная работа, аккуратность, вежливость, пунктуальность имеют значение Меньшие добродетели не важны 8. Образование (Education) Необходимо; продвигает автономию, неортодоксальность, расхождение мнений, креативность Меньший приоритет; продвигает зависимость, ортодоксальность ^ Экономическое поведение(Economic Behavior) 9. Работа/Достижения (Work/Achievement) Жить для работы; работа ведет к богатству Работать чтобы жить; работа не ведет к богатству, богатству; работа – для бедных 10. Бережливость и процветание (Frugality and Prosperity) Мать инвестиций и процветания Угроза равенству 11. Предпринимательство (Entrepreneurship) Инвестирование и креативность Ренто-ориентированное; доход происходит из связей с правительством 12. Склонность к риску (Risk propensity) Средняя Низкая 13. Конкуренция (Competition) Ведет к совершенству Признак агрессии и угроза равенству и - привилегиям 14. Инновация (Innovation) Открыта, быстрое освоение инноваций Подозрительна, медленная адаптация к инновациям 15. Успех, продвижение (по службе, в карьере) (Advancement) Базируется на заслугах, связях Базируется на семейных связях или на связях с покровителем ^ Социальное поведение(Social Behavior) 16. Верховенство закона/ коррупция (Rule of Law/ corruption) Разумное соблюдение закона; коррупция преследуется Деньги, связи правят; коррупция терпима 17. Радиус идентификации и доверяя (Radius of identification and trust) Сильнее идентификация с более широким обществом Сильнее идентификация с узким сообществом 18. Семья (Family) Идея «семьи» распространяется, расширяется на более широкое общество Семья – крепость против более широкого общества 19. Ассоциация (социальный капитал) (Association, social capital) Доверие, идентификация порождает кооперацию, аффилиирование, участие Недоверие вызывает избыточный индивидуализм, отчуждение, падение нравов 20. Индивидуальное /групповое(The individual/the group) Акцентирует индивидуальное, но не чрезмерно Акцентирует коллективность 21. Авторитет (Authority) Распределенный: контроли и балансы, консенсус Централизованный: неограниченный и часто произвольный, деспотичный 22. Роль элит (Role of elites) Ответственность перед обществом Стремление к власти и ренте, эксплуататорская 23. Отношения церкви и государства (Church-state relations) Светские; стена между церковью и государством Религия играет главную роль в гражданской сфере 24. Гендерные отношения (Gender relationships ) Если равноправие полов не реальность, то по меньшей мере, не противоречит системе ценностей Женщины подчинены мужчинам во всех сферах жизни 25. Рождаемость (Fertility) Число детей зависит от способности семьи вырастить и дать им образование Дети – подарок бога; они экономический актив ^