V. Приграничное сотрудничество субъектов Российской Федерации с северо-восточными провинциями Китая и Монголией, а также экономическое взаимодействие с другими странами Северо-Восточной Азии Для развития Дальнего Востока и Байкальского региона как центра экономического партнерства Российской Федерации с приграничными государствами (с северо-восточными провинциями Китая, Монголией, а также с другими странами Северо-Восточной Азии) необходимы формирование условий для закрепления позиций отечественных производителей на региональном рынке, прорыва на новые рынки товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости, со снижением доли в экспорте сырья, а также диверсифицированность внешнеторговых связей. На территории Дальнего Востока и Байкальского региона должны быть созданы мощные экспортно ориентированные высокотехнологичные производства на уровне мировых стандартов, крупные исследовательские центры. Необходимо уделить особое внимание развитию производств высокой степени переработки, инвестициям в образование, в науку, в образование крупных научных центров в целях создания собственной базы для развития высоких технологий. Немаловажным является создание транспортно-логистической инфраструктуры в целях обеспечения выхода на рынки стран Северо-Восточной Азии. Исходя из географической близости к Азиатско-Тихоокеанскому региону Дальний Восток и Байкальский регион ориентированы на сотрудничество, прежде всего, со странами Северо-Восточной Азии. Следовательно, важным направлением развития Дальнего Востока и Байкальского региона является обеспечение достойного вхождения Российской Федерации в быстроразвивающиеся интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сегодня экономические инициативы дальневосточных регионов в рамках международной деятельности ориентируются на проекты по таким направлениям, как формирование транспортных коридоров, международной энергетической инфраструктуры, экспорт природных ресурсов (нефть, газ, лес, рыба и т.д.) и привлечение как российских, так и иностранных инвестиций в производственную сферу. Все это позволит увеличить экспортный потенциал Российской Федерации, а также создать необходимые рабочие места в малонаселенных регионах Российской Федерации. Для развития дальневосточных регионов, в том числе в сфере внешнеэкономического сотрудничества, необходимо повысить конкурентоспособность товаров и услуг, производимых на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, путем формирования и обновления нормативной и правовой базы, в частности в сфере налоговой и таможенно-тарифной политики, создания благоприятных условий для предприятий по освоению выпуска новых видов конкурентоспособной на мировых рынках инновационной продукции, осуществления сертификации производимых товаров и услуг, специализации и диверсификации промышленного комплекса для перехода от сырьевой направленности к высокотехнологичной. Одним из важных инструментов обеспечения социально-экономического подъема восточных регионов Российской Федерации является приграничное сотрудничество. Использование этого инструмента должно быть увязано с приоритетами внешней политики Российской Федерации и развития соответствующих субъектов Российской Федерации, а направления такого сотрудничества во многом должны определяться характером отношений с сопредельными странами, их качественными и количественными показателями. Для развития приграничного сотрудничества необходимо выработать основные условия развития по данному направлению, в первую очередь путем формирования соответствующей нормативной правовой базы. Одной из форм приграничного сотрудничества является взаимодействие приграничных регионов в рамках совместных программ и планов по развитию сотрудничества. На основании проработанных предложений регионов, а также с учетом позиции заинтересованных федеральных органов исполнительной власти формируется основа для работы с иностранными партнерами на федеральном уровне. Стратегической целью развития приграничного сотрудничества Дальнего Востока и Байкальского региона со странами Северо-Восточной Азии является создание эффективной структуры внешней торговли, способной обеспечить высокий уровень социально-экономического развития и качества жизни населения, позволяющего решать геополитическую задачу по закреплению населения. Для решения указанной задачи требуется создание соответствующих современным стандартам условий жизни и работы, так как невозможно привлечь и закрепить население без создания комфортной среды обитания. Для обеспечения геополитических интересов Российской Федерации на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе необходимо преодолеть узкую направленность экспорта, которая делает его крайне зависимым от состояния экономической активности в Северо-Восточной Азии и конъюнктуры мировых цен за счет увеличения экспорта продукции глубокой переработки. Для этого необходимо усовершенствовать технологическую базу ряда производств, что позволит расширить перечень товаров мирового уровня, поставляемых на экспорт. Основными направлениями приграничного и межрегионального сотрудничества в Сибири и на Дальнем Востоке России являются: сокращение экспорта российских природных ресурсов и увеличение доли экспорта на внешние рынки продукции с высокой степенью добавленной стоимости; повышение согласованности действий российских компаний с целью повышения эффективности на рынках сопредельных государств и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом; диверсификация экономики приграничных регионов с целью обеспечения максимального участия России в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе; развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельных государств с расширением географии охвата на территорию стран Северо-Восточной Азии; совместное решение экономических, транспортных, энергетических, коммунальных, экологических, социально-демографических, гуманитарных и других проблем приграничных территорий; развитие малого и среднего бизнеса; создание условий, способствующих ускорению прохождения экспортных и импортных товаров через приграничную территорию Российской Федерации. Транспорт Одной из задач развития транспортной системы Дальнего Востока и Байкальского региона связано с ее интеграцией в транспортные системы стран Азиатско-Тихоокеанского региона, созданием тесных связей, обеспечивающих внешнеторговые и транзитные перевозки. Существующая транспортная система не позволяет использовать потенциал Дальнего Востока и Байкальского региона, в том числе в сфере транзита. Система международных транспортных коридоров на территории Дальнего Востока и Байкальского региона включает в себя Транссибирскую, Байкало-Амурскую железнодорожные магистрали и "Северный морской путь", а также коридоры регионального значения, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморского края с портами стран Северо-Восточной Азии. Сотрудничество предусматривает реализацию проектов по развитию транзитных грузопотоков из стран Северо-Восточной Азии в Европу через Россию. В частности, предполагается осуществление регулярного курсирования контейнерных поездов по Транссибирской и Улан-Баторской железным дорогам и установление конкурентоспособных экономически обоснованных тарифов, а также внедрение инновационных технологий. Ключевым транспортно-логистическим узлом для создания транспортно-транзитных коридоров должны стать дальневосточные порты. При этом одним из механизмов стимулирования развития портовой инфраструктуры, обновления портовых мощностей и технологий является присвоение статуса портовых особых экономических зон ряду морских портов, которые в настоящее время имеют наибольший потенциал для инвестиций в развитие с учетом реализуемых проектов увеличения пропускной способности соответствующих участков железных дорог. Развитие экспортно ориентированных отраслей, связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых, во многом зависит от развития и модернизации портовых мощностей. Порты Дальнего Востока обладают хорошей конкурентоспособностью и могли бы полностью принять на себя грузопотоки приграничных провинций Китая, частично разгрузив транзитные порты Японии и Республики Корея, осуществляющие в настоящее время перевалку грузов, идущих в Китай с западного побережья США и Канады. Необходимо развивать следующие направления: северо-восточные провинции Китая - дальневосточные порты - западное побережье США (Канады) и обратно; северо-восточные провинции Китая - дальневосточные порты - порты Японии, Республики Корея и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона; Европа - дальневосточные порты - страны Азиатско-Тихоокеанского региона; Европа - дальневосточные порты - порты Японии; Северный морской путь - внутренние водные пути р. Лены, железные дороги Республики Саха (Якутия), Байкало-Амурская и Транссибирская железнодорожные магистрали - северо-восточные провинции Китая; северо-восточные провинции Китая - о. Большой Уссурийский - дальневосточные порты - порты стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также стран Европы. В результате модернизации существующих аэропортов и строительства новых аэропортов появится возможность расширить международное воздушное сообщение не только между Дальним Востоком и Байкальским регионом и странами Северо-Восточной Азии, но и кросполярных авиалиний. Улучшению российско-китайского сотрудничества в области воздушного транспорта будет способствовать открытие международных рейсов из крупнейших городов восточного побережья. Развитие ледокольного и транспортного флота, портов и систем обеспечения безопасности мореплавания по Северному морскому пути позволит обеспечить круглогодичное сообщение со странами Северо-Восточной Азии. Полноценная эксплуатация Северного морского пути является стратегической задачей дальнейшей интеграции экономики арктических регионов Дальнего Востока в международное экономическое пространство. Круглогодичная навигация по Северному морскому пути создаст новый экономически выгодный международный транспортный коридор для более тесного взаимодействия стран Северо-Восточной Азии со странами Северной Европы. Создание международных транспортных коридоров через территорию Дальнего Востока и Байкальского региона принесет Российской Федерации большую экономическую выгоду. Это позволит подключиться к магистральным процессам развития международного экономического сотрудничества со странами Северо-Восточной Азии, более активно участвовать в создании и развитии экспортно ориентированных отраслей экономики, активизировать получение иностранных инвестиций для создания необходимой инфраструктуры. Приоритетным направлением развития межрегионального и приграничного сотрудничества субъектов Российской Федерации с северо-восточными провинциями Китая и Монголией является развитие действующих железнодорожных пунктов пропуска в Гродеково, Забайкальске, строительство железнодорожного мостового перехода через р. Амур в районе Нижнеленинское - Тунцзян, а также приведение в соответствие с международными стандартами и согласование пропускной способности автомобильных пунктов пропуска на российско-монгольской государственной границе, прежде всего автомобильного пропускного пункта Монды (Республика Бурятия, Российская Федерация). Таким образом, обеспечение транспортных возможностей на магистральных направлениях, связывающих сырьевые и промышленные районы России и стран Северо-Восточной Азии, открывает новые возможности для развития экономики нашей страны.^ Информационно-коммуникационные технологии Необходимо развивать сотрудничество в области реализации совместных проектов по предоставлению телекоммуникационных услуг в приграничных районах России и Китая, для чего требуется строительство международных высокоскоростных магистральных линий связи с Китаем и Японией в целях обеспечения надежной и качественной связи, развитие системы доступа к сети Интернет. Энергоресурсы Развитие энергетического сектора на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе осуществляется в соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2020 года, предусматривающей значительное увеличение доли восточных регионов в добыче (производстве) энергоресурсов, а также диверсификацию структуры и направлений экспорта российских энергоресурсов (со значительным ростом доли восточного направления). Конкретные мероприятия Энергетической стратегии России на период до 2020 года будут увязываться со стратегиями и программами социально-экономического развития региона, программами и генеральными схемами развития отраслей топливно-энергетического комплекса. Предусматривается, что регион будет полностью обеспечивать собственные потребности в энергоресурсах и осуществлять их масштабный экспорт. Существенным направлением повышения надежности топливо- и энергоснабжения потребителей Дальнего Востока и Байкальского региона, адаптивности развития энергетики региона к изменяющимся условиям является координация развития и функционирования топливных отраслей и электроэнергетики территорий Дальнего Востока и Байкальского региона и соседних стран (Япония, Республика Корея, Китай, Монголия). Основой для такой координации должны стать формирующиеся рынки топлива, электроэнергии и энергетического оборудования в Северо-Восточной Азии. Это также будет содействовать реализации проектов по ряду направлений долгосрочного приграничного и межрегионального сотрудничества в Сибири и на Дальнем Востоке, предусматривающих: увеличение доли экспорта продукции с высокой степенью добавленной стоимости; решение экономических, энергетических, социально-демографических и других проблем приграничных территорий; создание условий, способствующих прохождению экспортных товаров через приграничную территорию Российской Федерации. Реализация проекта строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан, включая строительство экспортного терминала в бухте Козьмино, обеспечит развитие новых баз нефтедобычи в восточных регионах страны и выход России на энергетический рынок стран Северо-Восточной Азии. Для экспорта нефти в Китай в соответствии с соглашениями на межправительственном и корпоративном уровнях осуществляется строительство нефтепровода Сковородино - Мохэ. Предусматривается строительство нового нефтехимического комплекса на Дальнем Востоке - Приморского нефтеперерабатывающего завода мощностью 20 млн. тонн в год. Реализация указанных проектов позволит кроме наращивания экспорта нефти и продуктов ее переработки, создать в регионе новые рабочие места. В соответствии с программой создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Северо-Восточной Азии планируется осуществлять разработку газовых ресурсов Дальнего Востока и Байкальского региона России путем формирования Сахалинского (на базе месторождений шельфовой зоны острова Сахалин), Якутского (на базе Чаяндинского месторождения) и Иркутского (на базе месторождений Иркутской области) центров добычи. При этом будет проводиться поэтапное формирование системы газопроводов в этих регионах России, в том числе для поставок газа в страны Северо-Восточной Азии. Для обеспечения природным газом российских потребителей, а также организации экспортных поставок планируется строительство новой газотранспортной системы Сахалин - Хабаровск - Владивосток. В дальнейшем возможно подключение к этому газопроводу месторождений Якутского или Иркутского центров газодобычи посредством строительства трубопровода до Хабаровска с целью увеличения объемов поставок газа на экспорт. Наряду с трубопроводным транспортом газа будут активно развиваться проекты в сфере производства и транспорта сжиженного природного газа. Сочетание поставок сжиженного природного газа с хорошо развитой газотранспортной инфраструктурой позволит повысить эффективность экспорта газа с одновременным выходом на новые для России рынки, в частности, США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В рамках проекта "Сахалин-2" осуществлен ввод в эксплуатацию первого в России завода по производству сжиженного природного газа. Перспективы дальнейшего развития газовой отрасли в регионе связаны с вводом в разработку месторождений со сложным составом газа, что приводит к необходимости одновременно с освоением месторождений создавать перерабатывающие мощности для выделения из газа ценных компонентов и его подготовки к транспортировке, а также газохимические производства с целью выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. В частности, планируется сооружение газохимических комплексов в Иркутской области, Хабаровском крае и в Республике Саха (Якутия). Одним из основных направлений приграничного сотрудничества со странами Северо-Восточной Азии является обеспечение экспорта электроэнергии, что должно послужить развитию региональной экономики и росту занятости на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе. Географическое положение Дальневосточного федерального округа и существующие в объединенной энергосистеме Востока резервные мощности позволяют организовать взаимовыгодную торговлю электроэнергией с Китаем с поэтапным увеличением поставок мощности, не востребованной на внутреннем рынке Восточной Сибири и Дальнего Востока. Приоритетными направлениями крупномасштабного экспорта электроэнергии будут являться Китай, Монголия, страны Корейского полуострова, Япония. Поставку электроэнергии на экспорт планируется обеспечивать как за счет дозагрузки существующих избыточных генерирующих мощностей, так и за счет строительства новых электростанций. Для обеспечения выдачи мощности на экспорт необходимо строительство новых линий электропередачи повышенной пропускной способности. Конкретный состав генерирующих и электросетевых мощностей будет определяться на основании разработанных технико-экономических обоснований, подтверждающих экономическую эффективность инвестиций. С целью обеспечения внутреннего спроса, а также развития экспортного потенциала поставок угля предусматривается увеличение его добычи в Иркутской области, в Приморском и Хабаровском краях, а также в Республике Саха (Якутия), в первую очередь, за счет освоения Эльгинского месторождения. Дальнейшее развитие получат экспортная портовая инфраструктура для отгрузки угля (порты Посьет и Восточный в Приморском крае, порт Ванино в Хабаровском крае, порт Шахтерский на о. Сахалин), а также железнодорожная инфраструктура, включая перегон Оунэ - Высокогорная. Реконструкция и строительство нового Кузнецовского тоннеля позволит увеличить объем поставок угля в Китай и Японию, обеспечить реализацию производственного потенциала угольных предприятий региона. Важным аспектом при организации экспорта российских энергоносителей является формирование государственной экспортной политики, исключающей межтопливную конкуренцию энергоносителей на внешнем рынке с целью максимизации суммарной экспортной выручки российских компаний. Получит развитие сотрудничество в сфере возобновляемых источников энергии (на основе биомассы, энергии солнца, ветра, гидроэнергии, геотермальных источников), включая организацию производства компонентов и сырья для сооружения и эксплуатации генерирующих объектов, в том числе биотоплива, поликристаллического кремния. Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества в энергетическом секторе будет осуществляться в рамках действующей системы международного энергетического сотрудничества с учетом имеющихся соглашений в указанной сфере на межправительственном и корпоративном уровнях.^ Высокие технологии Особую роль в модернизации экономики Дальнего Востока и Байкальского региона должны сыграть новые технологии. Необходимы как укрепление, технологическая модернизация и диверсификация уже действующих производств и научных центров, так и стимулирование приобретения новых технологий за рубежом, а также проекты по созданию и развитию новых промышленных отечественных технологий. Основываясь на накопленном потенциале академической и отраслевой науки планируется развитие производств в сфере подводной робототехники. Наличие производственного и кадрового потенциала, а также привлечение иностранных стратегических партнеров позволит российским авиастроительным компаниям играть активную роль не только на внутреннем, но и на глобальном рынке. Активные усилия государства не только по модернизации оборонного комплекса, но и по стимулированию развития технологий двойного назначения обеспечат увеличение доли наукоемкой продукции, интеллектуальных услуг и "экономики знаний" в структуре экспорта Дальнего Востока и Байкальского региона. Формирование инновационной инфраструктуры на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока будет способствовать увеличению объемов поставок на рынки Северо-Восточной Азии новых видов товаров, основанных на новейших нанотехнологиях. Место металлургической продукции отечественных компаний на рынках стран Северо-Восточной Азии будет связано с активной поддержкой государством интересов отечественных производителей. Развитие инфраструктуры наземных и морских перевозок способно обеспечить металлургическим производствам региона доступ к емким рынкам стран Северо-Восточной Азии. Особое значение будет иметь развитие экспорта продукции металлургии в экономически развитые страны (Япония, Республика Корея) и быстро развивающиеся азиатские страны (Китай). Помимо обслуживания внутреннего рынка химические производства имеют значительный потенциал экспортного развития с ориентацией на страны Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе на рынки США и Канады (удобрения, полимеры). Размещение иностранными компаниями своих сервисных производств в сфере судоремонта (на паритетных началах с участием российских организаций) позволит улучшить социально-экономическую обстановку в приморских регионах Дальнего Востока, обеспечив рабочие места, а также привлечь в порты на ремонт суда иностранных компаний. Перспективным для региона является развитие биотехнологий и фармацевтики на природном сырье особенно с учетом традиций этого направления в соседних странах.^ Добывающие отрасли Основные экспортные рынки сырьевых отраслей Дальнего Востока и Байкальского региона расположены в странах Северо-Восточной Азии (в первую очередь в Японии, Республике Корея, Китае), а в перспективе - в странах Южной Азии (Индии, Пакистане). Страны Азиатско-Тихоокеанского региона являются традиционными поставщиками сырья для алюминиевой промышленности, промышленного оборудования, автотранспорта, продуктов питания, товаров народного потребления. Для Дальнего Востока и Байкальского региона перспективы сотрудничества с Монголией связаны с горнорудной сферой, сотрудничеством в разработке месторождений в Восточном и Восточно-Гобийском аймаках Монголии и совместной переработке урановых руд и плавикового шпата на мощностях приграничных российских регионов. Строительство нефте- и газоперерабатывающих комбинатов, модернизация сырьевых и перерабатывающих производств, увеличение глубины переработки сырья, снижение энергоемкости производств и повышение их экологичности будет связано с привлечением иностранных технологий и инвестиций с соблюдением стратегических интересов Российской Федерации. Обеспечение развития нефтегазового комплекса, переход к новым технологиям переработки топливно-энергетических ресурсов с привлечением опыта иностранных компаний в данной сфере позволит Российской Федерации занять конкурентоспособное место на рынке продуктов нефте- и газопереработки.^ Лесохозяйственный комплекс Основными направлениями развития лесного комплекса на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе являются увеличение глубины переработки древесины и производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Применение высокоэффективных энергосберегающих технологий в сфере лесопереработки также представляет значительный интерес. Перспективными направлениями деятельности являются производство и экспорт в страны Северо-Восточной Азии деталей для деревянного домостроения, фанеры, целлюлозы, клееных конструкций и мебели.^ Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы Приграничные южные территории Дальнего Востока и Байкальского региона для обеспечения продовольственной безопасности региона должны наладить процесс сотрудничества в области взаимовыгодных поставок сельскохозяйственной продукции и биологических ресурсов со странами Северо-Восточной Азии. Необходимо совершенствовать экспортную политику на рынке зерна и расширять зерновые поставки в страны Северо-Восточной Азии. Планируется создание дальневосточного зернового коридора, используя который российские соя, зерно и продукты их переработки будут поставляться в страны Северо-Восточной Азии. Планируется применение инструментов стимулирования частных инвестиций в создание на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе мощных отгрузочных терминалов. Привлечение производителей из стран Северо-Восточной Азии для обеспечения агропромышленного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона необходимым оборудованием и техникой позволит вовлечь в оборот неиспользуемые сельскохозяйственные угодья и обеспечить расширение в регионе промышленной переработки сельскохозяйственной продукции. Перспективным направлением российско-китайского сотрудничества будет являться дальнейшее развитие деловых отношений в области племенного животноводства, а также племенной продукции рыбоводства с разработкой взаимовыгодных проектов по обмену технологиями, племенным материалом (продукцией) в области овцеводства, скотоводства, коневодства, птицеводства и рыбоводства. Активизируется приграничное сотрудничество с Монголией путем принятия совместного решения о формировании экономической зоны "Кяхта-Алтанбулаг" и придания международного статуса пограничному переходу Ханх-Монды, а также организации совместных предприятий по воспроизводству племенного стада, семеноводческих, зерновых и овощеводческих хозяйств. Необходимо совершенствование нормативной и правовой базы в сфере рыболовства. Особенно это касается отношений и урегулирования спорных вопросов при определении территорий и квот на вылов рыбы. При этом важное значение имеет развитие отечественного рыболовецкого флота и соответствующей инфраструктуры, что позволит значительно увеличить число занятого населения и будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности не только данных регионов, но и Российской Федерации в целом. В настоящее время вопросы сотрудничества Российской Федерации со странами Северо-Восточной Азии (Китай, Япония, КНДР, Республика Корея и др.) в области рыбного хозяйства регулируются рядом межправительственных соглашений. В рамках программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока Китая предусматривается проведение реконструкции Биджанского и Тепловского лососевых рыбоводных заводов (Еврейская автономная область), организация морзверобойного промысла, глубокой переработки сырья и выпуска фармакологической, косметологической, мясной, кожевенной и меховой продукции (Магаданская область, Чукотский автономный округ) и развитию марикультуры (Камчатский край). Особого внимания заслуживают запасы пресной воды озера Байкал, составляющие 22 процента мирового запаса и имеющие стратегическое значение. Ухудшение качества питьевой воды во всем мире в будущем позволяют предполагать значительный спрос на чистую пресную воду, что обеспечит устойчивый рынок для поставок питьевой воды озера Байкала. Туризм Уникальные природные ландшафты Дальнего Востока и Байкальского региона являются основой для развития экологического, этнографического и экстремального международного туризма. Туристический рынок Дальнего Востока и Байкальского региона станет важнейшей и неотъемлемой частью национального рынка и важной составляющей рынка стран Северо-Восточной Азии. Для развития туризма необходимо изучать накопленный зарубежный опыт в туристической индустрии, повышать качество обслуживания в гостиницах и ресторанной сети, увеличивать предложение сопутствующих услуг, паспортизацию туристических объектов, маркетинг туристической сферы. Туристско-рекреационный комплекс Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области рассматривается как территория, благоприятная в отношении развития въездного туризма для жителей таких стран Северо-Восточной Азии, как Япония, Республика Корея, Китай, Монголия. Кроме того, существуют предпосылки для привлечения на территорию Байкальского региона иностранных туристов, приезжающих в Монголию. В Иркутской области создается особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Ворота Байкала", на территории Республики Бурятия - "Байкальская гавань". Основными задачами в сфере туризма на территории Дальнего Востока и Байкальского региона являются развитие въездного туризма, совершенствование туристической и приграничной инфраструктуры, обеспечение безопасности туристов. Необходимо повышать конкурентоспособность уже сформированных туристических брендов, а также создавать новые. Перспективным направлением сотрудничества со странами Северо-Восточной Азии являются создание таких совместных туристических проектов, как проект "Великий чайный путь", образование единого туристского коридора Байкал - Хубсугул, развитие межрегионального туристского маршрута "Восточное кольцо России".^ Социальное развитие В целях эффективной интеграции в инновационную систему стран Северо-Восточной Азии необходимы развитие и поддержка программ академического обмена и стажировки российских студентов и преподавателей за рубежом и иностранных - в Российской Федерации, поддержка привлечения ученых мирового уровня для преподавательской деятельности в Российской Федерации. Исходя из тесных связей приграничных районов Российской Федерации, Китая и Монголии, следует продолжить развитие сотрудничества по приоритетным направлениям науки и техники в интересах проведения совместных исследований в области фундаментальной науки и прикладных разработок с учетом первоочередных задач социально-экономического развития регионов сопредельных стран. Необходимо содействовать развитию образовательного сотрудничества вузов приграничных территорий, поддерживать совместное обучение студентов и аспирантов в университетах, поощрять образовательные учреждения в установлении прямых связей друг с другом. Планируется расширение взаимодействия со странамиСеверо-Восточной Азии в выставочно-ярмарочной сфере с целью привлечения инвестиций и новейших технологий. Одним из актуальных способов активизации культурного и технологического обмена могут служить мероприятия по организации Года России в приграничных с Дальним Востоком и Байкальским регионом странах. Созданы основы для сотрудничества Дальнего Востока и Байкальского региона и стран Северо-Восточной Азии в сфере науки. Перспективными направлениями являются проведение международных научных мероприятий, объединяющих представителей разных стран Северо-Восточной Азии, а также создание на Байкале международного научно-образовательного центра "Байкал", ориентированного на проведение научных исследований учеными озера Байкал, создание площадки для внедрения инновационных проектов в области экологически ориентированной экономики. В высших учебных заведениях многих субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона проводится совместное издание учебно-методических пособий, осуществляется обмен библиотечными фондами, организуются научные, студенческие конференции и семинары. Необходимо продолжение российско-китайского сотрудничества в области развития фармацевтической промышленности, санаторно-курортного лечения, а также профилактики и борьбы с инфекционными заболеваниями. Распространение инфекционных болезней является сдерживающим фактором развития экономики стран и препятствует развитию интеграционных процессов и расширению торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества между Российской Федерацией и соседними государствами. Развитие сотрудничества со странами Северо-Восточной Азии по противодействию связанным со здоровьем угрозам торговле и экономической безопасности, главным образом вспышками инфекционных болезней, должно являться приоритетом как на национальном уровне, так и в приграничных территориях. Возрастающие миграционные потоки в условиях растущей мобильности труда диктуют необходимость принятия совместных мер по охране здоровья населения от инфекционных болезней. В целях предупреждения трансграничного распространения эпидемий требуется наращивать межгосударственное сотрудничество по санитарной охране территорий, в том числе между приграничными регионами России, Китая и Монголии, путем совершенствования санитарных мер в пунктах пропуска через государственную границу, включая аэропорты, водные порты и сухопутные пункты. Необходимо разработать мероприятия, направленные на реализацию совместных проектов и программ по предупреждению распространения инфекционных болезней, с участием российских ведомств и научно-исследовательских учреждений в приграничных регионах, обладающих опытом взаимодействия с партнерами в государствах Северо-Восточной Азии. Борьба с инфекционными болезнями в качестве приоритета гуманитарного сотрудничества с Китаем и другими странами Северо-Восточной Азии становится особенно актуальна в свете председательства России в АТЭС в 2012 году. Для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Дальнего Востока, Сибири и России в целом необходимо достижение конкретных результатов в следующих областях: развитие приграничного сотрудничества в сфере надзора и мониторинга за инфекционными болезнями, включая укрепление соответствующих служб, наращивание потенциала лабораторных сетей, содействие своевременному обмену достоверной информацией в отношении вспышек инфекционных болезней; развитие научного обмена и интенсификация научных исследований в области изучения инфекционных болезней, включая реализацию совместных научно-исследовательских программ и поддержку молод