Реферат по предмету "Разное"


The article is dedicated to the problem of Russian communication beha-vior and the concept silence

Копылова Татьяна РудольфовнаКандидат филолологических наукДоцент кафедры стилистики риторики Удмуртский государственный университет г. Ижевск, Россия«…Выразить душа не знает стройных слов»(о русском молчании в межкультурной коммуникации)Abstract The article is dedicated to the problem of Russian communication beha-vior and the concept silence. Russian culture acknowledges undisputable virtue of silence which Russians can use for lots of different communicative purposes. Key words: communication, silence, Russian communication behaviorМежкультурная коммуникация является одним из частотных предметов исследования современных гуманитарных наук. Не менее актуальной является и проблема коммуникации на русском языке, ведь русскоговорящих в мире насчитывается около 500 миллионов человек, русский язык занимает по численности носителей третье место после китайского и английского. Понимать русского – это не только освоить русский язык, не только стать говорящим и слушающим на русском языке. Понимать русского – это и стать молчащим. Молчание – феномен не только русской культуры, скорее, мировой, общечеловеческой. Обет молчания – многолетний и ритуализированный – зарождается в Античности. Для византийских философов молчание - первая мысль глубины [2]. Величайший христианский философ Авва Евреем Сирин (7 в.) говорит о молчании как о непостижимой и великой тайне Божьей: «Молчание есть тайна будущего века, а слова суть орудие этого мира». Молчание становится частью и русской христианской культуры. Одиночество, молчание и тишина являются единственным условием слушания и слышания Бога, условием диалога между ним и человеком. Молчание – это язык и юродивого. «Если идеальное платье юродивого – нагота, то его идеальный язык - молчание» [5: 12]. Феномен молчания связан и с русской иконописью, лишенной драматического действия, создающей образ вечного созерцания. Такое молчание, позволяющее познать Бога, становится неотъемлемой частью русской коммуникативной культуры. Но нельзя сказать, что только христианство оказало влияние на формирование молчаливой русской культуры. Издревле народная мудрость гласит: ^ Слово – серебро, молчание - золото. Ценность молчания выражена и такими пословицами, как Кто молчит, тот двух научит; Кстати помолчать – что большое слово сказать; Доброе молчание чем не ответ? Кто молчит, не грешит; Молчалкой никого не обидишь. Молчание формируется в русской коммуникативной культуре и как стратегия вежливости: Лучше отмолчаться, чем огрызаться; Умей сказать, умей смолчать; Молчанкой никого не обидишь. В русском фольклоре отражено и осознания многогранности жизни, требующей как умения созерцать, так и умения действовать: Говорить беда, молчать другая; Молчбою прав не будешь; Молчанием город не возьмешь; Молчать, так и дела не скончать. Интересно, что русским народом осознается и сила воздействия молчания (Он и молчком ругнет), не случайно о молчаливом человеке говорят Молчит как пень. В современном русском языке молчание толкуется через глагол молчать – «не произносить ничего, не издавать никаких звуков» [4. Толкование через отрицание наводит на мысль, что действие вообще отсутствует. Не случайно синонимами молчания называются такие слова, как безмолвие, тишина, тишь, отсутствие звуков, ничего. Тем не менее молчание все чаще привлекает лингвистов, хотя вообще-то не является чисто лингвистической категорией, так как не вербализовано в языке. Это объясняется коммуникативной значимостью молчания, его содержательной стороной. Не имея языковых средств выражения, молчание обладает высокой степенью выразительности, достигает эффективного воздействия, имеет своего адресата, развертывается во времени (наступило молчание, молчание длилось, долгое молчание, секундное молчание), имеет определенную цель, намерение, мотив. Все это позволяет рассматривать молчание как коммуникативное действие, как определенный коммуникативный акт. Носители русской лингвокультуры так часто молчат (замолкают, хранят молчание, погружаются в молчание, умеют смолчать), что возникает естественный вопрос, что же таит в себе молчание, что делает его таким эффективным коммуникативным средством, в чем заключается сила выразительности, что делает молчание красноречивым? Слово не может выразить ту гамму чувств, которую содержит в себе молчание. Тобою в чувствах оживаю: Их выразить душа не знает стройных слов… (К. Н. Батюшков. Есть наслаждение и в дикости лесов...) В отличие от слова, молчание не воспринимается разумом, оно ощущается: «Я села молча вязать, вокруг было тихо, потом я стала слышать звяканье спиц, и этот звук как бы углубил чувство молчания вокруг меня. И чем больше я ощущала молчание, тем больше ощущала, что оно не простое отсутствие шума, а что в нем есть нечто иное, что в сердцевине этого молчания какое-то присутствие» (А. Блум. О молитве). Возможно, поэтому можно молчать и добиваться максимального эффекта в коммуникации. Хотя само молчание не вербализировано в языке, все его значения зафиксированы языком: молчание может быть глубоким, индифферентным, холодным, укоризненным, невозможным, осторожным, обреченным, гробовым, тяжелым, тягостным, угрюмым, тревожным, напряженным, настороженным, неодобрительным, ватным, безнадежно глухим и неотзывчивым, невразумительным, затруднительным, благовейным, натянутым, томительным, странным. Молчание может наступить, воцарить, обрушиться. В молчание можно погрузиться, его можно разбить, нарушить, прервать, на молчание можно обречь, осудить. Молчание в русской культуре самодостаточно, субъектно. На страницах русской литературы молчание выносит приговор, проклинает и наказывает, обижает и больно бьет, в то же время возбуждает любопытство, звучит согласием, уверяет, ласкает, дарит надежду – господствует. Герои на страницах русской литературы молчания не выдерживают, чумеют, сходят с ума, пугаются, не могут вынести «невидимых уз свинцового молчания», но молчание для них – это и дар, надежда, вера, а еще сладость, искус, «сдерживаемая сумятица чувств». Молчание в русской коммуникативной культуре многозначно. Русское молчание есть и акт вежливости (вежливо промолчать, промолчать из вежливости), и средство сильнейшей манипуляции. Молчание, являющееся ответом вместо ожидаемых слов, обладает огромной силой воздействия: «Молчание хуже любого шума» (А. Рыбаков. Тяжелый песок), «Молчание – вот что хуже всего» (И. Греков. Перелом), «Полное молчание. Ни слова упрека. Это молчание было всего страшнее. Молчание может казнить» (Ю. Трифонов. Дом на набережной). «Я выходил из себя – жена молчала. Молчание - огромная сила. Надо его запретить как бактериологическое оружие» (С. Довлатов. Наши). В современной лингвистике предпринимается множество попыток определить прагматические функции молчания. К функциям молчания говорящего, как правило, относятся: 1) ^ Медитативная функция. Пауза берется собеседником для размышления, нахождения аргументов и т. п. 2) Риторическая функция. Пауза берется говорящим для того, чтобы придать вес своим словам. Риторическая пауза может быть анафорической: таким молчанием говорящий подчеркивает значение уже сказанного; катафорической – это нагнетание ожидания, привлечение внимания к последующим словам. ^ 3) Терминационная функция. Говорящий использует эту паузу для того, чтобы показать, что разговор на эту тему окончен. Пауза знаменует собой завершение темы или намерение перейти к другой теме. ^ 4) Выжидательная функция. Часто говорящий замолкает в ожидании ответа собеседника или вообще в ожидании реакции, поступка собеседника. 5) Эмотивная функция. Пауза используется для переживания эмоции. Говорящий замолкает, находясь во власти эмоций. Это неспособность или нежелание говорить в силу эмоционального напряжения. ^ 6) Функция эмоциональной замены вербального общения. Такое молчание является маркером близости людей, когда слова оказываются лишними. 7) Аттрактивная функция. Эта функция молчания наиболее распространена в педагогической и ораторской сфере – привлечение внимания собеседника или аудитории [3]. Молчание говорящего понятно иностранным коммуникантам, т.к. оно риторично, объясняется целью воздействия на собеседника и практически не отличается от молчания в других коммуникативных культурах. Совершенно по-другому обстоит дело с молчанием как ответом, молчанием слушающего, которое во многих культурах, как правило, вызвано вежливостью, общим законом человеческой коммуникации, умением слушать, когда говорит другой. В русской коммуникативной культуре многозначно именно молчание слушающего. Конечно, молчание адресата может быть вызвано желанием сменить тему (терминационная функция) или взять паузу для обдумывания (медитативная функция). Такое молчание – молчание цивилизованного общения, культурного, приобретенного. Русское молчание намного шире, так как само общение в русской коммуникативной культуре искренне. Именно потому, что носитель русской лингвокультуры может быть искренним, ответом в общении часто служат не слова, а вся гамма чувств, выраженная в молчании. «Не удостоить ответом», «не проронить ни слова, ни звука», «не найти слов», «не знать, что сказать», «нет слов», «нечего сказать» и много другое – ключевые моменты в русской коммуникации. Мы молчим, когда не знаем ответа, когда слышим что-то неуместное, нетактичное, глупое, когда лучше промолчать, чем сказать грубое в ответ. И нас этому учат с детства – «Промолчи». Мы молчим, когда хотим игнорировать собеседника: Князь Андрей вскоре после приезда своего, как камергер, явился ко двору и на выход. Государь два раза, встретив его, не удостоил его ни одним словом. Князю Андрею всегда еще прежде казалось, что он антипатичен государю, что государю неприятно его лицо и все существо его (Л. Н. Толстой. Война и мир). И в этом случае молчание обладает очень сильной степенью воздействия. Говорящий в каждый момент коммуникативного акта желает одного – достичь своей прагматической цели, повлиять на слушающего, изменить его в интересах. А в ответ – пустота, ничто, пренебрежение (игнорировать - не удостоить вниманием, умышленно не замечая, пренебрежительно отнестись к кому-нибудь). Все тактики, стратегии говорящего, сама коммуникация теряют смысл, становятся бессмысленными. Молчать, не удостаивая вниманием, сильно особенно в русской культуре с присущей ей рефлексией, самокопанием. Мы молчим, когда нас переполняет обида, горечь, боимся сказать хотя бы одно слово и тем самым выпустить эмоцию наружу: ^ Он хотел бы высказать самое нутро обиды, выкинуть из себя накипь, боль жгучую - и не находил слов (И. С. Шмелев. Гражданин Уклейкин). И молчим, когда чувствуем свое бессилие и бессилие наших слов, надеемся, что хоть наше молчание может достучаться до обидчика: Маргарет не умела возражать, не находила слов и опять плакала, беспомощная, одна против двух (Гиппиус З. Н.: Сумерки духа). Молчание может быть и смиренным, покорным, «рабским»: Она била свою жертву по лицу, по голове; но Елена упорно молчала, и ни одного звука, ни одного крика, ни одной жалобы не проронила она (Ф. М. Достоевский. Униженные и оскорбленные). Мы смиренно молчим, замолкаем, когда вдруг в какой-то момент нашей пылкой речи понимаем ее бесполезность: ^ Я стал спорить, ругаться с ними, но вдруг почти с ужасом почувствовал, что у меня нет желания, нет слов защищать студентов (М. Горький. Мои университеты) Бессмысленность слов, их бесполезность, неверие в силу слова лежит в основе русского молчания. Герои на страницах русской литературы страдают, не понимают, сердятся, обижаются, смотрят молча, в то время как«в глазах их сквозят ужас и отчаяние», молчат, «зачарованные колдовской волшебной царицей лени и сладкой неподвижности», молчат, «точно боясь нарушить что-то великое», молча удивляются и пугаются, «безропотно выносят судьбу свою», молчат, «пронизывая взглядом один другого», молчат, проверяя слова другого, сравнивая «с тем, что написано на лице», молчат, когда уходят в последний путь: И поняв по лицам окружающих, что "уже", Семенов только удивился, что это так просто и естественно, как конец трудного, измучившего непосильной заботой, дела. …молча, широко раскрытыми и полными слез глазами смотрел вокруг, стараясь одним взглядом охватить все и страдая, что не может до мельчайших подробностей удержать в памяти весь мир, с его небом, людьми, зеленью и синеющими воздушными далями. (М.П. Арцыбашев. Санин) В русском молчании отражаются ценности русской культуры, ментальности. Нам лучше промолчать, чем обидеть. Мы молчим, когда знаем, как можно больно сделать другому, как сильно раним, молчим, когда жалко: Несмотря на то, что, готовясь к этому свиданью, она учила себя презирать и обвинять его, она не знала, что сказать ему, и ей было жалко его. И так молчание продолжалось довольно долго (Л.Н.Толстой. Анна Каренина). Слово слишком материально, чтобы выразить то, чем живет сердце. «^ Ни чувство радости, ни чувство стыда, ни чувство ужаса» Анна Каренина не могла выразить словами и даже говорить об этом, и потому, что не хотела «опошливать эти чувства неточными словами», и потому, что не находила слов, «которыми бы она могла выразить всю сложность этих чувств». Ибрагим в «Арапе Петра Великого» не находит слов «для изъявления благодарности». Для радости, любви, нежности, смущения перед любимым - «для таких сцен есть чувства и нет слов» (А.А. Бестужев). Нет слов, потому что не все можно облечь в слова, потому что не только словами познаваем мир и не только словами мир говорит с вами. Есть сознание, для которого еще нет слов. Еще не выдумали (З.Н. Гиппиус. Сумерки духа). И когда говорит сердце, и душа твоя посмеется над собственным телом, как над призраком. Тогда - молчание; тогда не будет слов (Мережковский Д. С.: Христос и Антихрист).ЛИТЕРАТУРА и источники 1. Абрамов, Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. – М.: Русские словари, 2006. – 672 с. 2. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977. – 320 с. 3. Меликян, С.В. Русское и финское коммуникативное поведение. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – С. 47–52. 4. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с. 5. Синкевич, В.А. Молчание и пустота в истории культуры. – СПб., 2008. 6. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований / под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Предупреждение групповых преступлений совершаемых осужденными в уч
Реферат Художественная самодеятельность
Реферат А. А. Ананьев "Супы"
Реферат Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Реферат Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте
Реферат Анализ трудовых ресурсов и ФЗП в магазине Припутник
Реферат Особенности правового регулирования договора аренды предприятия
Реферат Католическая церковь в XIX веке, при Папе Пии IX (1846-1878 гг.)
Реферат Вклад АН Колмогорова в развитие теории вероятностей
Реферат Общая характеристика Волго-Вятский экономический район
Реферат The Real King Essay Research Paper Riley
Реферат Подпорные стены
Реферат Анализ ассортимента и проведение экспертизы качества копчёных колбас, реализуемых магазином № 1 ООО Омский Торговый Альянс г. Омска
Реферат Война за независимость Анголы
Реферат Роль социального партнерства в решении проблем охраны труда