Реферат по предмету "Психология"


Проблема индивидуальности в психологии

Значение проблемы индивидуальности менялось в ходе развития научного знания. В послереволюционные десятилетия абстракции класса, масс, народа полностыо заслонили десятилетия живого я. В конечном счете, это вело к полному растворению личности в коллективе, к разрушению возможностей личного творчества и индивидуальной инициативы, к формированию катастрофической для общественного и индивидуального развития человека презумпции заменимости.

Нетерпимость к индивидуальности представляет собой, видимо, необходимую психологическую подоплеку административной системы. Определяющие характеристики человека как субъекта его уникальность, ценность и непредсказуемость веками и десятилетиями крушили все попытки понять человека по образу технических или биологических систем и руководить им путем программирования или дрессировки. За этим следовал идущий еще дальше вывод о том, что индивидуальность вообще не может быть предметом

науки, исследующей якобы лишь общие или массовидные случаи, и что гуманитарное знание не является научным знанием. В рамках этих подходов изучение индивидуальности остается внутренним делом науки и должно отвечать самым общим методологическим критериям научного знания. Очевидно, что индивидуальность, как всякая система, больше суммы своих элементов, свойств и состояний. Ее сверхсуммативные свойства и являются собственными характеристиками индивидуальности, свойствами

целого, а не его частей. При этом практическое значение этого целостного образа индивидуальности чрезвычайно широко. В психодиагностике индивидуальности есть, по крайней мере, три уровня проблем психометрический, теоретический и этический. С самого возникновения психодиагностики и психологии личности в качестве основного их предмета рассматривались свойства, устойчиво принадлежащие разным людям и отличающие их друг от друга. На этом пути фиксации отдельных независимых параметров индивидуальных различий черт личности

были созданы такие известные и широко применяющиеся конструкты, как экстраверсия интроверсия, тревожность или нейротизм, доминантность, сензитивность и многие другие. В основе данного подхода лежит предположение, что поведение разных людей различается конечным набором внутренне присущих им стабильных свойств, реализующихся в любых внешних условиях и ситуациях. Действительно, определяя личность как совокупность ее свойств, мы лишаем себя возможности понять источник

этих свойств, их происхождение, механизмы их реализации. Профессиональная позиция психолога позиция консультанта и организатора, ясно осознающего границы своей ответственности и ни при каких обстоятельствах не принимающего решения за других людей. Описание ситуаций разной степени общности с точки зрения действующего субъекта есть, по сути дела, описание его субъективной реальности. К примеру, ситуационное описание тревоги сводится к моделированию

того, какой видит субъект угрожающую ситуацию, что он ей приписывает и в нее привносит, как ее отражает и искажает и, в конечном счете, чего именно боится. Индивидуальное своеобразие поведения и переживаний есть, прежде всего, своеобразие отражения индивидом субъективной реальности, своеобразие его способа отражения и искажения объективной реальности. Развивая точку зрения действующего лица, этот подход является дополнительным к традиционному, воспроизводящему

точку зрения наблюдателя и акцентирующему индивидуальные различия. Увлекательной задачей является поиск, интерпретация и развитие тех средств описания, которые моделируют субъективную реальность, не выходя при этом за пределы собственно-научных методов. Субъективная реальность представляет собой индивидуально своеобразную систему отражения субъектом взаимодействий с внешним миром. Ее единицами являются психологические образы во всем их диапазоне от сенсорных до речемыслительных,

одновременно отражающие в своих характеристиках и свойства объекта, и отношение к нему субъекта. Эмоциональные отношения субъекта способны привнести в образ новую информацию, отсутствующую в самом объекте. Эта противоречивая роль эмоциональных искажений ведет к тому, что эмоционально насыщенный и потому неадекватный образ может оказаться более информоемким, чем холодный и адекватный. Искажения и неадекватности являются необходимыми атрибутами субъективной реальности.

Эмоциональнообразные компоненты субъективной реальности переплетены с речемыслительными. И те и другие организованы в более или менее сложную, многоуровневую иерархическую структуру. Человек, рассмотренный в структуре философских категорий общее особенное единичное, предстает как а человечество в целом и общечеловеческое в каждом конкретном представителе нашего рода б определенная общность людей расовая, национальная, классовая, профессиональная, половая, возрастная, характерологическая

и проявления этой общности в конкретных людях в отдельный человек в конкретной единственности своего реального существования. Каждый из этих уровней существует и как субъективный аспект идентичности, и как объективная реальность. Человечество есть биологический вид, связанный единством происхождения и возможностью потенциального скрещивания. Одновременно это очевидное нам сегодня социально-экономическое единство. Генетическая, экологическая, экономическая, культурная, политическая общность человечества

в разной степени отражается разными историческими эпохами по-разному осознается она и разными людьми одной и той же эпохи. Общности среднего уровня также имеют, как правило, ту или иную объективную основу. Основа эта может быть биологической общность пола, возраста, расы, темперамента и т. д. она может быть выражением социальной дифференциации человечества государства, классы, профессиональные группы и т. д. общность может быть и культурной по языку, вкусам, интересам и т. д

Отдельный человек есть также объективное анатомо-физиологическое единство. Он есть, далее, продукт социализации и результат движения по объективно уникальной траектории жизненного пути. Он есть единый по своему существу субъект деятельности и носитель определенных культурных ценностей. И вместе с тем уровень развития человеческой индивидуальности, ее целостности и уникальности можт изменяться в огромном и очень значимом диапазоне. Столь же вариативен и уровень осознания человеком своей индивидуальности.

В субъективной реальности любого индивида в большей или меньшей степени представлены все три уровня идентичности. Однако их соотношение может быть резко различным. Все более актуальными становятся общечеловеческие ценности, все более выраженными индивидуальные особенности. И одновременно размываются, обесцениваются, становятся неактуальными и как бы прозрачными границы расы, наций, сословия, темперамента, даже пола и возраста.

Через идентификацию с человечеством человек приходит к полному осознанию своей индивидуальности, и, наоборот, приобщение к общечеловеческим ценностям возможно лишь через полное выражение своей самобытности. Замыкание человека на общностях среднего уровня ведет к остановке его развития, ограничивает возможности проявления его индивидуальности. Чем более различных людей человек способен принять как равных себе, тем более уникальной является его индивидуальность.

Как ни важно научное понимание индивидуальности само по себе, еще большее значение имеет изучение процессов деиндивидуализации человека. Деиндивидуализации это духовная сторона механизма торможения. Прямым следствием этого процесса является урезание когнитивной иерархии одновременно сверху и снизу. И общечеловеческие и индивидуальные ценности жертвуются в пользу безграничного раздувания значимости определенных общностей среднего уровня. Важными средствами развития индивидуальности человека служат

методы практической психологии, педагогики сотрудничества, психотерапии, игротехники. Это расширение межличностного восприятия соответственно расширяет и самосознание человек более открыто осознает и более полно принимает самого себя. План. 1. Проблема индивидуальности в советской науке 2. Споры по поводу изучения индивидуальности 3. Целостный образ индивидуальности 4.

Сущность психодиагностики и психологии личности 5. Позиция психолога 6. Точка зрения действующего лица подход 7. Эмоциональный образ 8. Разбор иерархической структуры 9. Проблема деиндивидуализации.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.