Реферат по предмету "Психология"


Причины Агрессивного поведения и методы его профилактики

Министерство Образования Российской Федерации Дальневосточный Государственный Университет Институт Менеджмента и Бизнеса Кафедра менеджмента в социальной сфере Реферат Причины агрессивного поведения и методы его профилактики Выполнил студент 1435 гр. Ратников В. А. Проверила

Владивосток 2003 Содержание Содержание2Определение и Типы агрессии. Аспекты агрессии3Становление агрессивного поведения7Социальные детерминанты агрессии9Внешние детерминанты агрессии11Индивидуальные детерминанты агрессии13Биологические основы агрессивного поведения15Влияние алкоголя на агрессивность17Методы профилактики и предотвращения агрессии21Список литературы24Определение и Типы агрессии. Аспекты агрессии Агрессия одна из тем, знания в которой живо интересуют не только специалистов

в различных областях психологии, но и социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов. Агрессивное поведение один из центральных вопросов человеческой природы. Первый вариант, предложенный Басом Buss, 1961 говорит, что агрессия это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями Berkowitz, 1974, 1984 Feshbach, 1970, содержит следующее положение чтобы те или иные действия были квалифицированы

как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. И наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманном Zillnann, 1979, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения близкого ко второму.

В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение Агрессия это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому существу, не желающему подобного обращения Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, удобно ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенных

Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий Также на основе критериев можно выделить такие виды агрессии как враждебная гневная в случае, когда целью агрессора является причинение страданий жертве, и инструментальная агрессия, характеризует случаи, когда агрессоры совершают агрессивные действия, преследуя цели, не связанные

с причинением вреда. Категории агрессии по Бассу ТИП АГРЕССИИПРИМЕРЫФизическая активная прямаяНанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.Физическая активная непрямаяЗакладка мин-ловушек сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.Физическая пассивная прямаяСтремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью например, сидячая демонстрация.

Физическая пассивная непрямая Вербальная активная прямаяОтказ от выполнения необходимых задач например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации. Словесное оскорбление или унижение другого человека.Вербальная активная непрямаяРаспространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.Вербальная пассивная прямаяОтказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д.

Вербальная пассивная непрямаяОтказ дать определенные словесные пояснения или объяснения например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют. По вопросу о типах агрессии в психологии есть некоторая Бандура, Зипотаки, Родж и Койн. Общим выводом из этого стало утверждение о существовании двух различных видов агрессии, мотивированных различными целями. Рисунок агрессивного поведения индивидуален у каждого

человека, но существуют факторы, влияющие на характер, способы, выражения агрессивности. К этим факторам относятся пол, возраст, образование, расово-этническая принадлежность, профессия, психофизиологические параметры, социальные и социокультурные аспекты. Рассмотрим некоторые из них более подробно. Пол агрессивность является значительной характеристикой различия мужчин и женщин. Это различие является в первую очередь отражением поло-ролевых стереотипов.

Хотя в последнее время эти рамки значительно изменились, и женщина получила большую свободу, самоопределение, в том числе и в проявлениях агрессивности, лидирующие позиции занимает вербальная агрессия. Мужчины значительно чаще и сильнее проявляют физическую агрессию. Возраст наибольшая агрессивность наблюдается в подростковом и юношеском возрасте. Примерно к 25-30 этот показатель выходит на значительно более низкий, но стабильный уровень.

Образование с повышением уровня образования идет понижение уровня агрессивности. Расово-этническая принадлежность у различных этнических групп считаются приемлемыми очень различные формы, способы и степень агрессивности. Профессия речь идет об особенностях деятельности, связанных с общением, его спецификой. В случае затруднительной ситуации для человека, возможно будет наблюдать неспецифическое поведение, в том числе и агрессивное, в зависимости от состояния человека - мотивообразующее

поведение - потеря контроля, но сохранение средства реализации мотива - утрата связи мотива и поведения - катастрофическое поведение Социальные аспекты экономический подъем может даже усилить фрустрацию и повышать уровень насилия. Когда быстро развивающиеся нации урбанизируются, когда растет грамотность, люди все больше начинают задумываться о том, что такое настоящее материальное благосостояние. Однако, поскольку изобилие приходит далеко не вдруг, увеличивающийся разрыв между желаемым и возможным

усиливает фрустрацию. Поэтому даже если уменьшается депривация, фрустрация и политическая агрессия могут возрастать. Социокультурные аспекты в ходе социализации человек научается вытаскивать наружу свою агрессию. На собственном опыте и наблюдая за другими, человек узнает, что агрессия часто вознаграждается. В различных культурах оценивание, принятие, разрешенность агрессии имеют различную степень выраженности. На это также влияет и экономическая ситуация в данной стране.

На первый план выступает инструментальная агрессия. Биологические факторы хотя склонность людей к агрессии может и не квалифицироваться как инстинкт, агрессия все-таки обусловлена биологически Телевидение - просмотр передач, включающих сцены насилия и агрессии возможно являются одной из причин роста агрессивности, снижает восприимчивость к агрессии и искажает представление о реальности.Групповые влияния - благодаря социальному заражению, в группах агрессивные

тенденции усиливаются большей частью потому, что группы вообще склонны поляризировать тенденции. Становление агрессивного поведения. Становление агрессивного поведения сложный многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а так же средств массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий.

Что касается семьи, на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Из реакции родителей на агрессивные взаимоотношения между сиблингами также извлекается урок о том, что ребенку может сойти с рук.

Фактически, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Характер семейного руководства имеет непосредственное отношение к становлению и упрочению агрессивного поведения. Родители, применяющие крайне суровые наказания и не контролирующие занятия своих детей, рискуют обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. Хотя наказания часто неэффективны, при правильном применении они

могут оказывать сильное позитивное влияние на поведение. Ребенок получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные дети, видимо, найдут друзей среди других агрессивных сверстников.

Разумеется, это создает дополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов. У детей один из главных путей обучения агрессивному поведению наблюдение за чужой агрессией. Дети, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Но один из самых спорных источников обучения агрессии средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов

мы все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа все же оказывает какое-то влияние. Однако сила его остается неизвестной. В некоторых случаях диспозиции человека например, враждебность или социальные воздействия, имевшие место в недалеком прошлом например, фрустрации, могут заранее настраивать на агрессию, так что он мгновенно сосредоточится именно на нужных посылах к агрессии.

Например, Гуз Gouze, 1987 обнаружил, что агрессивных дошкольников в большей степени привлекает агрессивный стимульный материал кукольные шоу, мультфильмы, чем неагрессивный. Эти стимулы притягивают внимание таких детей, и бывает нелегко отвлечь их на что-нибудь другое. Итак, в социальных ситуациях с множеством посылов к агрессии агрессивные дети в большей степени концентрируются на тех, которые предполагают агрессию, или ассоциируются с ней.

Додж и его коллеги разработали модель для выяснения, почему некоторые дети часто прибегают к агрессии во взаимоотношениях с окружающими. Основной ее тезис способ когнитивной обработки социальных признаков ситуации влияет на стиль поведения. Модель описывает следующие пять шагов 1 расшифровку социальных признаков 2 интерпретацию социальных признаков 3 выбор возможной реакции 4 оценивание предполагаемой реакции 5 осуществление выбранной реакции. Модель социально-когнитивного основания агрессивного поведения по

Доджу и Крику Dodge Crick, 1990 в применении к типичному поведению маленького Мартина при его взаимоотношениях с другими детьми. По сути дела, моделью предусматривается, что агрессивное поведение есть следствие плохого развития социально-когнитивных навыков. В литературе на тему стабильности агрессивных реакций во времени считается, что поведение в детстве позволяет довольно надежно предсказывать поведение в зрелые годы.

Иными словами, человек, в детстве оценивавшийся сверстниками как агрессивный, будучи взрослым, скорее всего будет оцениваться так же. Из такой устойчивости агрессивного поведения следует, что изучение ранних влияний на становление агрессивности является важной областью исследований. Социальные детерминанты агрессии Агрессия не возникает в социальном вакууме. Наоборот, зачастую именно различные аспекты межличностных взаимодействий приводят к ее возникновению

и предопределяют ее формы и направленность. Возможно, именно поэтому столь пристальное внимание уделяется фрустрации, то есть блокированию разворачивания целенаправленного поведения. Хотя фрустрацию принято считать одной из мощнейших детерминант агрессии, данные о значительности ее влияния довольно разноречивы. В то время как результаты одних экспериментов свидетельствуют о том, что фрустрирующие взаимоотношения способны привести к возникновению агрессии, из других следует либо то,

что данный фактор оказывает весьма незначительное влияние, либо, что фрустрация вообще не имеет никакого отношения к агрессии. Но, как бы то ни было, влияние фрустрации на агрессию опосредовано рядом промежуточных факторов. То есть фрустрация с наибольшей вероятностью может вызвать агрессию, когда она сравнительно интенсивна, когда присутствуют так называемые посылы к агрессии, когда фрустрация кажется внезапной или воспринимается как произвол, либо когда она когнитивно привязывается к агрессии.

Второй и, по всей видимости, намного более сильной и устойчивой детерминантой агрессии является провокация. Что касается физической провокации, то большое количество экспериментов указывают на то, что, как правило, люди отвечают ударом на удар и контратакой на атаку. Более того, зачастую агрессивная реакция возникает при одном только предположении о том, что у другого человека имеются какие-то враждебные намерения, независимо от того, выражается ли это в прямых действиях

недоброжелателя или нет. Что касается вербальной провокации, то существующие данные позволяют утверждать, что ответной реакцией на оскорбления, издевки и подобные им провокации зачастую оказывается физическое нападение. В результате инциденты, начавшиеся с перебранки, нередко переходят в фазу прямого насилия. Люди, как правило, стремятся дать сдачи, чтобы предупредить возможность возобновления нападок или не показаться окружающим проигравшими или беспомощными жертвами.

Характеристики объекта агрессии, в особенности его пол и раса, также являются мощными детерминантами агрессивного поведения. В отличие от мужчин, женщины, оказываясь в ситуации агрессивного межличностного взаимодействия, сталкиваются со сравнительно более мягкими формами агрессии вероятно потому, что воспринимаются агрессорами как заведомо более беззащитные. В том же случае, когда женщины нарушают этот стереотип и начинают вести себя более воинственно или провокационно, уровень направляемой на них агрессии резко

возрастает. Что касается расовой принадлежности объекта агрессии, то целый ряд экспериментов показал, что белые испытуемые демонстрируют более высокий уровень агрессивности по отношению к своим черным жертвам, и более низкий по отношению к белым, когда уверены, что их действия останутся безнаказанными. По всей видимости, весьма мощным посылом к агрессии являются сторонние наблюдатели. Эксперименты Милграма показали, что, когда испытуемым приказывают наказать другого человека мощным

и потенциально опасным для жизни разрядом электротока, многие из них охотно подчиняются, даже в том случае, если команды исходят от лица, не облеченного сколь-нибудь значительными властными полномочиями. К счастью, этой тенденции к слепому и деструктивному послушанию можно оказать противодействие, возложив на участников эксперимента личную ответственность за причиняемый ими вред и подавая им пример неповиновения. Сторонние наблюдатели могут играть роль подстрекателей, даже не будучи непосредственными участниками

агрессивных взаимодействий. Существует множество фактов, свидетельствующих о том, что сторонние наблюдатели могут оказывать существенное влияние на агрессию, причем происходит это двояким образом. Во-первых, они могут подогревать либо, наоборот, подавлять агрессию прямыми действиями например, давая участникам конфликта вербальные рекомендации. Во-вторых, сходный эффект может быть вызван просто самим фактом их присутствия на месте действия. В частности, присутствие посторонних может усиливать прямую

агрессию, если агрессор полагает, что его действия вызовут одобрение со стороны наблюдателей, и подавлять ее, если агрессор опасается, что его действия вызовут неодобрение или порицание. Внешние детерминанты агрессии Агрессию не всегда порождают слова или поступки других людей. Во многих случаях ее вызывают или усиливают факторы, не связанные тесно с постоянно присутствующими процессами социального взаимодействия. Так, в приведенном выше примере агрессия была усилена факторами,

внешними по отношению к индивидуумам и их взаимоотношениям. Разумеется, в этом и других примерах агрессия остается формой социального поведения и направлена против других людей. Из наиболее важных внешних детерминантов агрессии одни являются элементами естественного окружения, другие включают в себя ситуационную информацию, третьи влияют на самоосознание. Внешние детерминанты агрессии это те особенности среды или ситуации, которые повышают вероятность возникновения

агрессии. Многие из этих детерминант тесно ассоцированы с состояниями физической среды. Так, например, высокая температура воздуха повышает вероятность проявления агрессии либо, напротив, эскапизма. В соответствии с моделью негативного аффекта по Беллу и Бэрону Bell Baron, 1976, умеренно высокие температуры, по сравнению с низкими или очень высокими, в наибольшей степени способствуют заострению агрессивных тенденций.

Умеренно высокая температура воздуха усиливает негативный аффект то есть дискомфорт, вследствие чего возрастает вероятность проявления индивидом агрессивных реакций. Однако, если дискомфорт, вызванный ненормально высокой температурой воздуха, очень силен, то не исключено, что индивид в такой ситуации предпочтет бегство, поскольку вступление в агрессивное взаимодействие может пролонгировать дискомфортные переживания. Другие средовые стрессоры также могут сыграть роль внешних

детерминант агрессии. Так, например, шум, усиливая возбуждение, способствует возрастанию агрессии. Некоторые впрочем, пока еще довольно скудные данные свидетельствуют о том, что теснота скученность также может спровоцировать агрессию. Наблюдения показывают, что агрессивные реакции усиливаются и в том случае, когда в воздухе содержатся некоторые загрязняющие агенты например, сигаретный дым, неприятные запахи. Разнообразные аспекты ситуаций межличностного взаимодействия, так называемые посылы к агрессии,

также могут подталкивать индивидуума к актуализации агрессивных реакций. Эти приглашения могут исходить из множества разнообразных источников. Если у потенциального агрессора некоторые индивидуальные характеристики потенциальной жертвы просто ассоциируются с агрессией, он будет склонен реагировать агрессивно. Оружие также служит приглашением к агрессии, как, впрочем, и демонстрация сцен насилия в масс-медиа.

И наконец, агрессия может как усиливаться, так и подавляться за счет тех аспектов ситуации, которые влияют на степень и характер личностного самоосознания. Когда человек сообразует свои поступки с потенциальной реакцией жертвы или представителей правопорядка, говорят о публичном самоосознании когда человек сосредоточен преимущественно на собственных мыслях и переживаниях говорят о приватном самоосознании. Любой из двух указанных типов личностного самоосознания

способствует снижению вероятности проявления агрессивных реакций. Аналогичным образом снижение уровня личностного самоосознания, которое может быть описано в терминах процессов дезингибиции и деиндивидуализация, способствует возникновению агрессии. Индивидуальные детерминанты агрессии Во многих случаях мощными детерминантами агрессии могут являться некоторые устойчивые характеристики потенциальных агрессоров те личностные черты, индивидуальные установки

и склонности, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации. Что касается агрессии нормальных то есть не страдающих явной психопатологией личностей, то в качестве аффектирующих агрессивное поведение психологических характеристик обычно рассматриваются такие личностные черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, тенденция усматривать враждебность в чужих действиях предвзятость атрибуций враждебности, убежденность индивидуума в том, что он в любой

ситуации остается хозяином своей судьбы локус контроля, модель поведения типа А и склонность испытывать чувство стыда, а не вины во многих ситуациях. Важную категорию агрессоров составляют экстремисты, то есть мужчины и женщины, проявляющие агрессию либо крайне часто, либо в крайних формах. Экстремисты отчетливо подразделяются на две группы, к первой из которых относятся лица со сниженным, а ко второй с повышенным самоконтролем.

У агрессоров первого типа внутренние сдерживающие механизмы развиты весьма слабо, и поэтому агрессоры со сниженным самоконтролем прибегают к насилию чрезвычайно часто. Агрессоры второго типа, напротив, обладают необычайно развитыми внутренними сдерживающими механизмами и способны воздерживаться от агрессивных проявлений даже в случае чрезвычайно мощной провокации. Когда же ресурс внутренних ингибиторов иссякает, агрессия, проявляемая лицами с повышенным самоконтролем,

может принимать крайние, а порой даже фатальные формы. Поведенческие реакции индивидуума зависят также от его установок и внутренних стандартов. К числу наиболее важных установок, аффектирующих агрессивное поведение, относятся различные формы предрассудков. Например, расовые предрассудки являются одним из важнейших источников межрасовой агрессии так, лица питающие сильное предубеждение против представителей другой расы, ведут себя гораздо более агрессивно

с вызывающими у них неприязнь чужаками, нежели с членами собственной группы. За последние годы расовые установки как белых, так и черных американцев претерпели достаточно серьезные изменения. С одной стороны, это привело к снижению уровня агрессии, проявляемой белым населением Америки по отношению к черному меньшинству, а с другой, к тому, что в некоторых случаях черные стали вести себя по отношению к белым более агрессивно, чем прежде.

Однако в ситуации стресса или повышенного эмоционального возбуждения обе группы могут возвращаться к своим более ранним установкам относительно межрасовой агрессии. Это явление получило название регрессивного расизма. Одна и та же поведенческая реакция разными индивидами может восприниматься и как недопустимо агрессивная и как нормальная все зависит от системы норм и ценностей конкретного индивида.

Такого рода внутренние стандарты наиболее ярко проявляются, а значит, и оказывают наиболее сильное влияние на поведение в ситуации повышенного личностного самоосознания. Повышение степени личностного самоосознания подталкивает индивида к агрессии, если он считает подобное поведение допустимым, и наоборот, удерживает его от совершения агрессивных действий, если он относится к такому поведению как к недопустимому. Исследования показали, что если сравнивать мужчин и женщин,

то первые демонстрируют более высокие уровни прямой, а последние непрямой, то есть не выраженной в физических действиях агрессии. Кроме того, мужчины чаще, чем женщины, выступают в качестве объекта физического нападения, в то время как женщины чаще становятся жертвами сексуальных домогательств и грубости в супружеских отношениях. Тендерные различия в агрессии иногда объясняются влиянием генетических или биологических факторов. Действительно, существуют определенные данные, свидетельствующие о том, что влияние этих факторов

как детерминант агрессии весьма значительно, однако ясно, что уже само по себе противопоставление тендерных ролей то есть представление о том, что мужчины круче, является очень важным фактором. Кроме того, даже если тендерные различия, проявляющиеся в агрессии, действительно в какой-то степени порождаются именно биологическими факторами, это отнюдь не означает, что мужчины неизбежно должны будут демонстрировать более высокий уровень агрессивности, нежели женщины.

Напротив, агрессия во всех своих формах может быть предотвращена или редуцирована с помощью соответствующих средств. Биологические основы агрессивного поведения Одним из способов подтверждения биологической основы поведения человека является доказательство того, что люди, обладающие аналогичными биологическими характеристиками, ведут себя сходным образом. То есть, если люди, имеющие одинаковые гены, проявляют и одинаковые особенности в поведении, можно

считать подобное поведение наследственным. Более того, любая характерная черта, имеющая наследственный характер, наиболее ярко будет проявляться у ближайших родственников например, у близнецов будут более схожие наследственные характеристики, нежели у двоюродных братьев и сестер. Подобным же образом однозиготные близнецы из одной яйцеклетки должны быть более похожи друг на друга, нежели двухзиготные из разных яйцеклеток. Чтобы определить степень наследуемости такого качества, как

склонность к агрессии, было разработано несколько исследовательских программ. Некоторые ученые изучали степень сходного проявления агрессии в ее различных аспектах у однозиготных и двухзиготных близнецов. В то время как одни исследователи практически не обнаружили никаких признаков наследуемости агрессивных качеств Carmelli, Rosenman, Swan, 1988 Carmelli, Swan, Rosenman, 1990 Med-nick,

Brennan, Kandel, 1988 Plomin, Foch Rowe, 1981, другие пришли к заключению, что гены играют гораздо более важную роль в формировании агрессивного поведения, нежели окружающая обстановка Ghodsian-Carpey, 1987 Rushton, 1988 Rushton, Fulker, Neale, Nias Eysenck, 1986. Хотя многие исследователи для определения степени наследуемости каких-либо конкретных качеств часто сравнивают два типа близнецов, этот подход к изучению биологических основ агрессии

имеет серьезные недостатки. Например, схожие на биологическом уровне однозиготные близнецы могут иметь и сходные условия жизни Hoffman, 1991. То есть если двое людей имеют практически идентичную внешность как в случае с однозиготными близнецами, то и люди к ним скорее всего будут относиться в значительной степени одинаково. К двухзи-готным близнецам, не обязательно похожим друг на друга, а в некоторых случаях и разнополым, скорее всего и родители, и чужие люди будут относиться по-разному.

Медник и его коллеги Mednick, Gabrielli Hutchings, 1983, 1987 Van Dusen, Mednick, Gabrielli Hutchings, 1983, пытаясь решить эту проблему, изучали степень наследуемости детьми черт своих биологических и приемных родителей. Если приемный ребенок больше похож на своих биологических родителей, то мы имеем дело с проявлением биологических детерминант. Большее же сходство между ребенком и его приемными родителями

является свидетельством влияния окружающей среды например, научения. Эти исследователи изучили в датских судебных архивах судебные дела всех тех нарушителей закона, кто был в детстве усыновлен чужими людьми в период между 1924 и 1947 годами. Кроме того, они рассмотрели судебные дела как биологических, так и приемных родителей. По словам исследователей, если у значительного числа осужденных приемных детей осуждены и биологические

родители то это свидетельствует о влиянии генотипа на формирование преступного поведения Mednick et al 1987. Данные этого исследования суммированы в таблице 1 Мальчики, имеющие осужденных биологических отцов, скорее всего сами будут осуждены за нарушение закона. Таблица 1. Процент сыновей, осужденных за совершение преступления, в зависимости от судимости их приемных или биологических отцов Примечание мальчики скорее будут склонны к совершению преступления, если судимы

их биоло гические, а не приемные отцы. Mednick, Gabrieli Hutchings, 1987 Подобные факты, кажется, свидетельствуют о том, что склонность к агрессивному поведению передается по наследству. Однако исследователи пришли к выводу, что преступления, совершаемые приемными детьми, по своему типу отличаются от преступлений, совершенных их биологическими родителями. Это означает, что биологическая предрасположенность, унаследованная приемными детьми, являясь общей

по своей природе, в то же время лишь частично определяет степень наследуемости такими детьми агрессивных качеств Mednick et al 1987. Однако обратите внимание дела осужденных женщин слишком редко попадали в поле зрения исследователей, что не позволило им прийти к однозначному заключению о прямой зависимости судимости детей от судимости их родителей. Наследуемость склонности к совершению преступлений отнюдь не означает безусловной наследуемости склонности к агрессии лица, поведение которых изучалось во всех

этих исследованиях, зачастую совершали ненасильственные преступления. Фактически Медник и его коллеги пришли к заключению, что наследуется, как правило, склонность к совершению преступлений против собственности, а не против личности. Другие исследователи подчеркивают, что необходимо учитывать это обстоятельство при изучении роли наследственного фактора в формировании агрессивного поведения Cloninger

Gottesman, 1987. Возможно, наследуется даже не склонность к агрессии как таковая, а какая-то характерная черта например, импульсивность или стремление к лидерству, увеличивающая возможность проявления агрессии Barratt Patton, 1983 Mednick et al 1987. Мы , более подробно остановимся на этом предположении, когда будем рассматривать зависимость формирования агрессивного поведения от гормонального статуса организма. В целом полученные данные ясно свидетельствуют о наследуемости склонности к криминальному поведению.

Похоже, склонность мальчиков к совершению преступлений напрямую связана с судимостью их биологических родителей. Однако следует также отметить, что существенная роль биологического фактора в формировании агрессивного поведения отнюдь не исключает влияния на это формирование факторов окружающей среды Williams, 1988. Например, данные, приведенные в табл. 7. 1, свидетельствуют о том, что скорее всего к совершению преступлений будут склонны те мальчики,

биологические и приемные родители которых были осуждены за совершение противоправных действий. Мойер Моуег, 1981 приводит примеры некоторых ситуаций, которые могут способствовать развитию у индивида склонности к хроническому агрессивному поведению. Наследственность может детерминировать тот личностный порог, за которым начинается активация специфических нейрогуморальных реакций, связанных с агрессивным поведением. Зато окружающая среда может обусловливать пределы, внутри которых человек проявляет агрессию.

Мойер приходит к заключению, что человек, унаследовавший причинно-следственную цепочку низкий порог возбудимости нервной системы агрессивные реакции, в депривационной, фрустраци-онной и стрессовой ситуации будет склонен к проявлению гнева и враждебности. С другой стороны, если этот же человек будет окружен любовью и в значительной степени защищен от жестокости и насилия, а также не будет часто провоцироваться на агрессию, он вряд ли будет склонен к агрессивному поведению.

Влияние алкоголя на агрессивность Алкоголь длительное время считался раскрепощающим средством или стимуля тором агрессивных действий. Здравый смысл подсказывает, что пьянство повы шает шансы быть втянутым во враждебные взаимоотношения. Кроме того, люди совершающие преступления с применением насилия, часто находятся в этот момент под влиянием алкоголя Gerson Preston, 1979 Mayfield, 1976 Roslund Larson, 1979 Shupe, 1954.

Даже жертвы преступлений могут быть в состояние опьянения во время инцидента Miller, Downs Gondoli, 1989 Muehlenhard Union, 1987. Экспериментальное исследование влияния алкоголя на агрессивное поведение включало в себя разнообразные методики. Однако, независимо от подхода исследователей, результаты были всегда одни и те же даже небольшая доза алкоголя ведет к повышению агрессивности Boyatzis,

1974 Cherek, Steinberg Manno, 1985 Gustafson, 1986 Richardson, 1981. И тип спиртного напитка, и доза принятого алкоголя в значительной степени влияют на выход агрессии вовне Bushman Cooper, 1990. Тэйлор и Гаммов Taylor Gammon, 1975, например, обнаружили, что незначительные дозы 15 г водки или бурбона на каждые 16 кг веса тела сдерживают агрессию, в то время как большие дозы 50 г этих напитков на каждые 16

кг веса тела способствуют ее проявлению. Они также сообщают, что водка в большей степени способствует осуществлению агрессивных выходок, нежели бурбон. Другие исследователи отмечают более сильное влияние очищенных напитков например, ликера, чем вина или пива Gustafson, 1988a, 1988b, 1990 Murdoch Pihl, 1988 Pihl, Smith Farrell, 1983. Однако следует отметить, что не всегда даже сравнительно большие дозы алкоголя

будут способствовать агрессии. Более того, подобное воздействие, похоже, происходит только в тех случаях, когда потенциального агрессора каким-либо образом провоцируют или подстрекают Richardson, 1981 Taylor Sears, 1988 Taylor, Schmutte Leonard, 1977 Taylor, Schmutte, Leonard Cranston, 1979. Тэйлор, Гаммон и Капассо Taylor, Gammon Capasso, 1976 провели исследование, однозначно подтвердившее,

что в ситуациях, представляющих угрозу, алкоголь способствует росту агрессии. Университетские студенты, одна группа которых выпивала специальный коктейль, состоявший из имбирного эля и мятного масла экспериментальные условия отсутствие алкоголя, а другая точно такой же коктейль, но с добавлением алкоголя, соревновались в выполнении заданий, где выигравший определялся по показателю время реакции. При этом каждый проигравший один тур получал удар током от победителя.

Степень угрозы в ситуации регулировалась еще до начала самого задания путем обмена информацией между испытуемым и экспериментатором, то есть если экспериментальные условия требовали отсутствия угрозы, потенциальный испытуемый признавался, что не желает причинять боль другому испытуемому и будет выбирать для наказания разряды электрического тока наименьшей мощности. Если экспериментальным условием было наличие угрозы, общение между объектом и экспериментатором отсутствовало

исследователи были убеждены в том, что экспериментальная ситуация сама по себе представляла угрозу. Независимо от наличия или отсутствия общения, испытуемый во время выполнения задания получал электрические разряды небольшой мощности. Таким образом, разница между двумя условиями эксперимента заключалась лишь в том, что в одном случае испытуемому передавали сообщение уровень же провокации в обоих случаях был одинаковым. Как видно из рисунка 1, алкоголь не способствовал проявлению агрессии, за исключением тех

случаев, когда в соответствии с экспериментальными условиями ситуация содержала угрозу для испытуемого. Шмутте, Леонард и Тэйлор Schmutte, Leonard Taylor, 1979 изучили предположение, вытекающее из работы Тэйлора, Гаммона и Капассо Taylor, Gammon Capasso, 1976, что люди в состоянии алкогольной интоксикации более агрессивно относятся к своим оппонентам, нежели трезвые.

Во время этого исследования испытуемые, и принимавшие, и не принимавшие алкоголь по условиям эксперимента, подобно студентам в исследовании Тэйлора и др. Taylor et al 1976, сообщали, разряда какой мощности они ожидали от объекта в начале эксперимента. Как и ожидалось, лица, выпившие спиртное, ожидали получить разряд гораздо большей мощности, чем испытуемые, выпившие напиток, имитировавший алкоголь. Несколько исследователей предложили модели объяснения механизма влияния алкоголя на агрессивность поведения

Gibbs, 1986 Pernanen, 1976 Steele South wick, 1985 Taylor Leonard, 1983. Хотя между моделями существует незначительная разница, все они подтверждают, что алкоголь не является непосредственной причиной агрессивного поведения. Он скорее попадает в резонанс или усугубляет ситуационные детерминанты агрессии. Эти модели влияния алкоголя на агрессивность поведения получили название моделей взаимодействия, или

моделей когнитивной дезинтеграции. Вообще же считается, что алкоголь разрушает комплексные когнитивные процессы, необходимые для подавления агрессивной реакции на соответствующие раздражители, то есть для того, чтобы ответ на угрозу, в отличие от импульсивных агрессивных реакций, не являл собой агрессию, функционирование когнитивных процессов должно осуществляться на более высоком уровне. Человек, находящийся под влиянием алкоголя, не в состоянии задействовать те механизмы когнитивных процессов,

которые позволяют сформировать неагрессивную реакцию, поэтому отвечает более агрессивно. Существует немало данных, свидетельствующих о том, что алкогольная интоксикация снижает способность справляться с довольно несложными задачами, решение которых требует участия основных психических процессов и интеграции информации например, концентрация внимания одновременно на нескольких различных раздражителях, память, решение сложных проблем. Поскольку в состоянии опьянения тяжелее одновременно воспринимать

разнообразные раздражители и переключать внимание с одного информационного источника на другой, человек будет обращать внимание лишь на некоторые аспекты общей ситуации. Рисунок 1 Воздействие алкоголя на агрессивное поведение может зависеть от степени угрозы, которую представляет ситуация. Тэйлор, Гаммон и Капассо Taylor, Gammon Capasso, 1976 обнаружили, что люди в состоянии опьянения ведут себя агрессивнее трезвых, только когда им угрожают.

Наличие множества сигналов, поступающих по разнообразным каналам, как вербальным, так и не вербальным, характерно для большинства межличностных взаимодействий. Тэйлор и Леонард Taylor Leonard, 1983 предположили, что люди в состоянии опьянения, столкнувшись со множеством информационных сигналов, сосредоточивают внимание на самых очевидных аспектах ситуации. Учитывая, что основным побудительным мотивом, присущим человеческому существу, является самозащита,

неудивительно, что люди концентрируют внимание на возможной угрозе, которую содержит в себе ситуация. Таким образом, наличие угрозы является, вероятно, тем сигналом, который пьяный человек, неспособный задействовать когнитивные процессы для подавления агрессивных реакций, улавливает прежде всего, и на который отвечает агрессией. Методы профилактики и предотвращения агрессии В данный момент не существует убедительных научных доказательств, позволяющих заключить, что агрессия

неизбежна. Напротив, все больше данных свидетельствует о том, что такое поведение можно предотвратить или, по крайней мере, уменьшить частоту его проявлений. Наука уже приобрела, или скоро приобретт, базовые знания по этому вопросу. Конечно, практическое приложение этих знаний еще далеко от совершенства только время покажет, какую часть из них можно будет использовать. И все же последние события, которые казались совершенно невозможными

еще несколько лет назад, но которые произошли в Европе и других частях света, по всей видимости, дают нам мощные основания для оптимизма. После нескольких десятилетий балансирования на грани ядерного самоуничтожения человеческий род пришел к более здравой, более устойчивой позиции. Перед лицом таких изменений мы считаем вполне приемлемым закончить нашу книгу следующим призывом давайте воспользуемся этим необыкновенным моментом в человеческой истории, чтобы отбросить отчаяние и выбрать

самую стойкую из всех человеческих эмоций надежду Вплоть до самого недавнего времени внимание исследователей было направлено главным образом на выяснение причин агрессии, а не на поиск средств ее предотвращения или редуцирования. Столь неутешительное положение дел можно объяснить широким распространением, с одной стороны, убеждения в том, что нам уже известны наиболее эффективные способы предотвращения агрессивных действий наказание и катарсис и, с другой представления о том, что агрессию можно редуцировать путем

элиминации факторов, способствующих ее проявлению. Однако ни то ни другое не согласуется с имеющимися эмпирическими данными. Грозящее наказание действительно может служить эффективным средством предотвращения агрессии, но лишь в том случае, если агрессор не находится в состоянии крайнего озлобления если наказание, которого он может ожидать, достаточно сурово если вероятность его применения действительно высока и если выгода

от совершения агрессивного действия не слишком велика. Действительное наказание также может удерживать агрессора от последующего совершения агрессивных действий, но лишь в том случае, если реципиент считает наказание вполне заслуженным, если оно следует сразу же за совершением агрессивных действий и приводится в исполнение с соблюдением всех установленных правил. К сожалению, эти условия редко соблюдаются в системах уголовного законодательства большинства стран,

и потому наказание, как метод борьбы с преступностью, сравнительно неэффективно. Гипотеза о существовании катарсиса предполагает, что если приведенному в ярость индивиду дать возможность спустить пары в социально приемлемой форме, то это приведет к ослаблению переживаемых им негативных эмоций и тем самым снизит вероятность того, что в дальнейшем он прибегнет к социально опасным формам агрессии. Существующие данные подтверждают первое из этих предположений участие в различных формах агрессивных

взаимодействий, включая сравнительно безобидные, может приводить к резкой разрядке эмоционального напряжения. Однако это не единственный способ достижения подобного эффекта к снижению уровня эмоционального напряжения может привести совершение индивидом практически любого действия, ослабляющего момент аверсивности в обращении с ним индивидом других индивидов. Данные, подтверждающие вторую часть катарсической гипотезы то есть положение о том, что если индивид, испытывающий в настоящий момент гнев или злобу, своевременно

даст выход своей агрессии, то это снизит вероятность совершения им в будущем серьезного правонарушения менее убедительны. Подобный эффект может давать только совершение индивидом нападения непосредственно на того, кто послужил источником его гнева или раздражения. Кроме того, достигнутое таким образом снижение агрессивности может быть весьма непродолжительным. Итак, следует признать, что действенность катарсиса как средства редуцирования снижения агрессии в

прошлом сильно переоценивалась. Иногда агрессия может быть редуцирована с помощью демонстрации. Речь идет о тех случаях, когда в критической ситуации кто-либо проявляет сдержанность иили призывает других не поддаваться на провокации. В отличие от других способов редуцирования агрессии например, запугивания возможностью мести или наказания, демонстрация наглядных примеров неагрессивного поведения может снизить частоту и интенсивность как прямых, так и косвенных проявлений агрессии.

На агрессию, как и на другие формы социальных взаимодействий, сильное влияние оказывают различные когнитивные факторы. Так, характер реакции индивидуума на провоцирующие действия других людей в значительной степени будет зависить от совершаемых индивидуумом атрибуций, то есть от того, какое причинностное объяснение получат действия, квалифицируемые индивидуумом как провокация. С наибольшей вероятностью агрессия возникает в тех случаях, когда провокативность поведения других

людей расценивается индивидуумом как злоумышленная и преднамеренная. Информирование о наличии смягчающих обстоятельств например, сообщение о принудительности чьего-либо участия в провокационных действиях может оказаться весьма эффективным способом снизить агрессивность ответной реакции на подобные действия. Если подобное информирование носит упреждающий характер, то ответная реакция на провокационные действия, когда они все-таки совершаются, может оказаться практически беззлобной.

Часто эффективным способом предотвращения негативных последствий агрессивного взаимодействия может послужить попытка оправдать агрессора, дать причинное объяснение его агрессивному поведению, грубо нарушившему наши ожидания. Довольно эффективным способом предотвращения агрессии является также индукция несовместимых реакций, то есть реакций, несовместимых с гневом или открытой агрессией. Подобные реакции и последующее ослабление открытой агрессии могут возникнуть при виде боли и страданий

жертвы агрессии, в результате просмотра юмористических материалов и при умеренной эротической стимуляции. Результаты новейших исследований показывают, что индукция несовместимых реакций способна существенно ослабить конфликт в производственных условиях. В такой ситуации эффективным средством индукции несовместимых реакций может послужить скромный, но неожиданный подарок, ненавязчивая похвала и показ юмористических материалов. Одна из причин того, что многие люди с удивительным постоянством попадают в конфликтные

ситуации, заключается в отсутствии у них элементарных навыков общения. Существуют специально разработанные программы по развитию навыков общения у такого рода конфликтных личностей, которые нередко позволяют добиться весьма ощутимых результатов. Список литературы 1Мастера психологии Агрессия Роберт Бэрон, Дебора Ричардсон Спб. издательство Питер, 2000.2Психологии агрессивности

Яровая В.Е.3Психические процессы и состояния классификация, понятия, сущность учебно методическая разработка Казаков Ю.Н.4Хрестоматия Психические состояния Л.В. Куликов Спб. издательство Питер, 2001.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :