KFI/RPH ZS 2011 – 2012 Téma 8 Начало русской философской мысли После крещения Руси в 988 г. на этапе своего становления русская культура (выступать) __________________ как часть славянской православной культуры, на развитие которой большое влияние (оказать) __________________ братья Кирилл и Мефодий, славянские просветители, создатели славянской азбуки. Они (перевести) _______________________ с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги. Этот язык в X в. становится книжным языком славянских народов, поэтому литературные памятники болгарского, сербского, чешского и моравского происхождения воспринимаются на Руси как «свои». Особенно важное воздействие на древнерусскую мысль (иметь) _____________________ болгарское влияние X— XIII вв., при посредстве которого в Киевской Руси (получить) ______________________ распространение такие богословские сочинения, как «Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского, «Сборник царя Симеона», известный на Руси как «Изборник Святослава 1073 года», и др. Дохристианская (языческая) культура Древней Руси была бесписьменной, её основу (составлять) ____________________ политеизм (многобожие). По определению Б. А. Рыбакова, славянское язычество - это «часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий». Мифологический словарь и обрядовые традиции славянского язычества (восходить) ______________________ к древним индоевропейским источникам. Пантеон славяно-русского язычества сформировался на основе сакрализации природных сил и стихий. Небесную стихию (олицетворять) _____________________ Сварог; воздух и ветер — Стрибог; землю и плодородие — Мокошь и т. п. Человек и Вселенная (находиться) _________________________ в состоянии гармонического равновесия, подчинявшегося неизменному и вечному круговороту природных циклов. Существование в языческом сознании такого рода извечной гармонии предопределяло понимание человека как чисто природного, а не социального существа, (отсутствовать) _______________________ здесь и представление о времени, поскольку согласно языческим верованиям загробная жизнь есть вечное продолжение жизни земной. Соответственно не было и понимания хода исторического времени, направленности и смысла истории как процесса. Крещение Руси (дать) ___________________ тот «цивилизационный толчок», благодаря которому она стала, полноправным субъектом мировой истории и (войти) ____________________ в семью христианских народов. Этому во многом (способствовать) _______________________ экономические и культурные связи Киева с Византией. Восточная Римская империя в X в. была крупным и развитым в культурном отношении государством Европы с глубокими философскими традициями. Не случайно славянский просветитель Кирилл был назван Философом. Ему (принадлежать) ____________________________ первое на славянском языке определение философии, сформулированное в «Житии Кирилла», составленном его братом Мефодием или кем-то из ближайших сподвижников просветителя. Философия (трактоваться) __________________________ здесь как «знание вещей божественных и человеческих, насколько человек (мочь) __________________ приблизиться к Богу, что (учить) _________________________ человека делами своими быть по образу и подобию сотворившего его». Приобщение Киевской Руси к богатому духовному наследию Византии открывало также путь к развитию отечественной философской мысли. Для Руси, воспринявшей христианство, характерен взгляд на человека и жизнь, принципиально отличный от славяно-русского языческого пантеизма, ориентированного на оптимистическое отношение к материальному бытию и природе. Христианское учение (вносить) ______________________ в культуру идею «начала» и «конца», применимую как к отдельному человеку, так и к человеческой истории в целом. Здесь понимание свободы воли (предполагать) ______________________ также и моральную ответственность за содеянное при жизни, вводится тема греховности, покаяния, жалости к несовершенному человеку. Отсюда то главное внимание, которое уделялось на Руси «внутренней философии», нацеленной на богопознание и спасение человеческой души и восходящей к учениям восточных отцов церкви. «Внешняя философия», относящаяся к сфере мирской, жизненно-практической, считалась второстепенной, гораздо менее важной. Такое деление философии на «внутреннюю» и «внешнюю» (напоминать) __________________________ аристотелевское разделение знаний на «теоретические» и «практические», но не (повторять) ___________________________ его. Аристотелевская классификация знания более детальна и наукообразна, например, она (предполагать) ___________________________ вхождение в состав теоретического знания наряду с мудростью, или «первой философией», также и «физики» («второй философии») и математики. Выдающимся представителем Кирилло-мефодиевской традиции является Иларион — первый киевский митрополит из русских (годы его митрополитства с 1051 по 1054-й). До него на эту должность назначались греки. Он выдвинулся во время правления Ярослава Мудрого. Перу Илариона (принадлежать) ________________________ три замечательных произведения, дошедшие до наших дней: «Слово о законе и благодати», «Молитва» и «Исповедание веры». Наиболее известное из них «Слово» (представлять) ____________________ собой и историософский трактат. Здесь даётся осмысление мировой истории, разделенной на три периода: языческий («идольский мрак»), иудейский, соответствующий Моисееву закону, и христианский — период утверждения истины и благодати. Произведение (состоять) _____________________ из трех частей. Часть первая (повествовать) ___________________________ об истории возникновения христианства и его противоборстве с иудаизмом. Вторая – (рассказывать) _______________________ о его распространении на Русской земле, третья — посвящается восхвалению Василия и Георгия (христианские имена князей Владимира и Ярослава). Логическая продуманность «Слова», высокий интеллект и богословская образованность его автора (свидетельствовать) ___________________________ о высоком уровне древнерусской книжности, глубоком понимании ответственности за судьбы Руси и мира. Противопоставляя Новый Завет Ветхому Завету, Иларион (пользоваться) ______________________________ библейскими образами свободной Сарры и рабыни Агари. Незаконный сын Агари — раб Измаил и свободный, чудесным образом появившийся на свет сын Сарры — Исаак (символизировать) __________________________ две эпохи человеческой истории — холода и тепла, сумерек и света, рабства и свободы, закона и благодати. Воспринявший христианство русский народ, заявляет Иларион, (идти) ______________________ к своему спасению и великому будущему; став на путь истинной веры, он приравнивается прочим христианским народам. Русская земля и ранее не была слабой, (говорить) _________________________ Иларион, указывая на князей Игоря и Святослава, «которые в годы своего владычества мужеством и храбростью прославились во многих странах», но для нового учения новый народ — как новые мехи для нового вина. В «Слове» князь Владимир, осуществивший крещение Руси, уподобляется по мудрости христианским апостолам, а по величию — императору Константину Великому. Прославление Владимира и его сына Ярослава как духовных вождей и сильных правителей (иметь) ___________________ особое значение, по существу, было идеологическим обоснованием сильной княжеской власти, утверждением её авторитета, независимости от Византии. Крупным мыслителем был также митрополит Никифор (2-я половина XI — 1121). По происхождению этнический грек, Никифор (олицетворять) _________________________ своим творчеством скорее «византийский», чем «славяно-русский» (как у Илариона), тип философствования. Он является распространителем идей христианизированного платонизма на русской почве. Большой интерес (представлять) _________________ его сочинение «Послание Мономаху о посте и о воздержании чувств». Наряду с важными для христианского благочестия поучениями о пользе поста, смиряющего низменные устремления и возвышающего дух человека, здесь содержатся и более общие рассуждения философско-психологического характера. В них (найти) _______________________ отражение учение Платона о душе. В интерпретации Никифора душа (включать) _________________ в свой состав три важнейших компонента: начало «словесное», разумное, управляющее человеческим поведением; начало «яростное», подразумевающее чувственно-эмоциональную сферу, и «желанное» начало, символизирующее волю. Руководящее значение из всех трех отводится «словесному», разумному началу, призванному управлять «яростным», т. е. эмоциями при помощи воли («желанного»). Так же как и у Платона, искусство «управления душой» Никифором (сравниваться) _______________________ с искусством управления государством. При этом по образу мудрого правителя-философа характеризуется деятельность киевского князя Мономаха, который «по-словесному велик», значит, (обладать) ______________________ необходимыми задатками для разумного управления государством. Однако и великий князь (нуждаться) __________________________ в соблюдении религиозных установлений, необходимых для гармонизации государственного управления, подобно тому как в них нуждается и человеческая душа. «Московский период» отечественной истории (XIV— XVII вв.) - это эпоха собирания и утверждения Русского централизованного государства во главе с Москвой. Это и время исторической Куликовской битвы (1380 г.), положившей начало освобождению от ига Орды. Это также время расцвета монастырей и монастырского строительства, что особенно важно для русской культуры, поскольку монастыри на Руси были главными центрами книжной культуры. Развитие русского национального сознания (найти) ____________________ свое отражение и в религиозно-философских идеях того времени. Обоснование идеи единства Русского государства во главе с его центром — Москвой содержится в «посланиях» монаха Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея (ок. 1465 — ок. 1542) к разным лицам: Василию III, к дьякону Мисюрю Мунехину, Ивану IV (Грозному). Суть принадлежащей Филофею идеи «Москва - Третий Рим» формулируется следующим образом: «Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это — российское царство: ибо два Рима (пасть) _________________, а третий (стоять) __________________, а четвертому не бывать». Филофей, в соответствии с распространенным в Средние века взглядом на историю, (утверждать) ______________________ , что миссия Руси как единственной хранительницы православно-христианской традиции уготована самим Провидением, т. е. волей Бога. Древний Рим (пасть) _____________________ из-за того, что был языческим. Второй Рим, которым стала Византия, отклонился от православия и был захвачен и разорен турками. Поэтому все надежды православного мира на сохранение и будущность связаны только с Москвой как главенствующей православной державой, преемницей Рима и Константинополя. В идее «Москва — Третий Рим» не содержится никакой мысли о каком-то особом превосходстве и мессианистском призвании русского народа. Здесь не было претензии на «государственную идеологию», что впоследствии нередко приписывалось «Посланиям» Филофея. Идеологический смысл был придан этой идее лишь в XIX-XX столетиях. До этого времени идеи скромного псковского монаха мало кто (знать) _______________________. Мессианизм Филофея был, конечно, прежде всего религиозным, церковным. Кроме того, (следовать) _________________ иметь в виду, что идея «вечного Рима» была чрезвычайно распространена в средневековой Европе. Подъем русской философии на новый уровень связан с открытием первых высших учебных заведений: Киево-Могилянской (1631) и Славяно-греко-латинской (1687) академий, где читались философские курсы.Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. М.: Норма, 2005. c. 342 – 350.