Реферат по предмету "Психология"


Психические процессы: восприятие и воображение

Введение. Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека. [2, C. 115] Человек, чтобы грамотно общаться, должен иметь развитыми все познавательные процессы, а именно: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание, наблюдательность, интеллект.

Однако у многих людей эти качества сильно дают знать о себе при взаимодействии с миром вещей и слабо проявляются с людьми, например, внимание и наблюдательность. Многие люди поразительно слепы и не тренируют свою наблюдательность, лишая себя возможности увидеть множество интересных вещей. Как много, к примеру, могут сказать о человеке его манеры, его речь, одежда. В своей контрольной я рассматриваю 2 вида познавательных психических процессов.

Один из них это восприятие. В восприятие предмета как своеобразного синтеза его свойств происходит реакция на комплексный раздражитель, рефлекс на отношение между его качествами. В результате восприятия возникают образы предметов – представления. Процесс восприятия происходит во взаимосвязи с другими психическими процессами человека: мышлением, языком, чувствами, волей. Важную роль в восприятие играют эмоциональные состояния человека, его стремления,

переживания содержания воспринятого. Эмоции возникают как мотив, внутреннего влечения к познанию предметов и явлений. [4, C. 208] Второй из них это воображение. Отражая действительность , человек не только воспринимает то, что на него действует в каждый момент, но и представляет то, что на него действовало ранее. Жизнь требует от человека создание образов таких предметов, которых он еще не воспринимал, представление

событий, свидетелем которых он не был, предвидение последствий своих действий и поступков и т. д. [4, C. 279] 1. Познавательные психические процессы. Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Именно позна¬вательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-

либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных на каждый данный момент направлений движения и удер¬живает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потреб¬ности также даны ему в форме знаний. Сама деятельность человека приобретает упорядоченный, целенаправленный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании в форме представления о какой-то конкретной

вещи или в форме абстрактной идеи. Все знания самого высокого порядка, например знания о физических и хими¬ческих свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрытых от непосредственного взора закономерных отношениях между ними и т. д. являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию и вносит свой вклад

в формирование внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира. Протекая одновременно психические процессы взаимодейству¬ют друг с другом настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы в данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм, звуков, запахов, в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, и не как картинку, изображенную на каком-то эк¬ране, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками,

за¬пахами, предметами, населенный людьми, имеющий перспективу и явно воспринимаемый. Благодаря этим процессам мир предстает перед нами также в его временной целостности и непрерывности, как нечто, что развивается и существует не только в настоящем, но имеет также прошлое и бу¬дущее, вследствие чего его временные границы расширяются беспредельно. Все это не было бы удивительным, если бы мы не знали, что весь этот беспре¬дельный в пространстве и

времени мир умещается в маленьком пространстве человеческого организма. В обыденной жизни мы не отдаем себе отчета в том, что, в частности, зри¬тельно воспринимаемый нами мир — всего лишь его образ. Образы окружаю¬щих нас объектов представляются нам настолько достоверными, что мы отожде¬ствляем их с самими объектами, и только в особых условиях это обстоятельство начинает нами осознаваться, да и то лишь частично. В этих случаях мы говорим себе, что нам что-то «кажется»,

«мерещится». Легко понять пе¬реживания человека, который ясно видит, например, как находящаяся перед ним приборная доска начинает таять и капать на пол, стены комнаты — изги¬баться, части лица стоящего перед ним человека — смещаться относительно друг друга, а сам он начинает скручиваться вдоль вертикальной оси. К счастью, подобные вещи случаются только в особых условиях, при которых происходит «поломка» органов, отвечающих за построение образов окружающего мира, или нарушение выполняемых ими функций, например

при сенсорной депривации (редких в повседневной жизни условиях, при которых ограничиваются контак¬ты организма с окружающим миром), при поражениях головного мозга, отрав¬лениях и при психических заболеваниях. Образы окружающего мира представляют собой сложнейшие психические образования, в их формировании принимают участие различные психические процессы, значение которых в структуре целостного образа можно выявить пу¬тем искусственного (экспериментального или логического) расчленения этого образа на составные части,

а также при нарушениях протекания этих процессов. Принятое в психологии деление единого психического процесса на отдельные познавательные процессы (ощущение, восприятие и др.) является, таким обра¬зом, условным. В то же время в основе этого деления лежат объективные специ¬фические особенности каждого из этих процессов, отличающие их друг от дру¬га по тому вкладу, который они вносят в построение целостного образа. [1,с.41] 2.

Восприятие. Восприятие (лат. perseptio) - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств. В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека. Восприятие возникает на основе ощущений.

Это более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта. Результат восприятия — это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вместе с целостным образом объекта воспринимаются все его мелкие детали. Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:

1. стимульная, «чисто» рефлекторная, утверждающая, что появление образа объекта вызвано только его отражением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы; 2. деятелъностная, утверждающая, что образ, который человек воспринимает, является не столько результатом реакции психики на раздражители, сколько следствием непрерывного построения субъектом перцептивных гипотез, «встречных» отражаемой среде (человек, используя свой опыт, как бы предвидит основные свойства воспринимаемого

объекта). Узнавание объекта как одна из составляющих восприятия зависит от жизненного опыта человека, его знаний об этом объекте. Например, знакомое слово можно воспринять буквально по предъявлении одной-двух составляющих его букв, незнакомое: же потребует для этого гораздо больше букв. Для восприятия иногда требуется концентрация внимания на объекте и определенные волевые усилия. Особенно это характерно для случаев, когда интерес к объекту у индивида невелик или отсутствует осознание

необходимости изучения объекта. Конечно же, изучение и узнавание объекта через процесс восприятия не могут состояться без подключения памяти и мышления. Ведь при этом осуществляются сложные процессы сопоставления признаков объекта с эталонами, хранящимися в долговременной памяти человека, мысленного анализа и синтеза системы этих признаков и принятия решений. Немаловажно, что информация для этого поступает одновременно от многих органов чувств (зрение, слух,

обоняние и др.). Существенный вклад в формирование образа воспринимаемого объекта вносят двигательные компоненты посредством глаз, проговаривания звуков, ощупывания. Слуховой анализатор помогает при восприятии ориентироваться в пространственном положении источника информации. Свойства. Несмотря на то что в формировании перцептивного образа участвуют многие органы чувств, процессы восприятия имеют общие свойства. Это предметность, целостность, структурность, константность,

осмысленность и избирательность (рис. 1). Рис. 1.Классификационная схема свойств перцептивных процессов. Предметность восприятия заключается в том, что человек, воспринимая информацию от внешних источников, относит их к реальной внешней (предметной) среде. Другими словами, воспринимаемые человеком психические образы предметов осознаются им как часть объективно существующего мира. Предметность не является врожденным свойством человека, а формируется на основе

двигательных компонентов при непосредственном контакте с объектом Так, автобус воспринимается им не как нечто большое и обтекаемое на колесах, а как средство общественного передвижения, т.е. воспринимаемый объект осмысляется с позиций его предметного предназначения. Целостность восприятия выражается в формировании целостного образа объекта и проявляется в отражении устойчивых связей между его отдельными составляющими.

Даже при неполной информации об объекте восприятие позволяет мысленно «достраивать» этот образ на основе обобщения знаний о нем. Целостность, как и предметность, также приобретается в повседневной практике человека и часто обеспечивается знанием той ситуации, в которую включен воспринимаемый объект. Пример: человек без труда прочитает название своей улицы на стене дома, основательно стертое временем. Структурность восприятия состоит в том, что в сознании человека объект отражается не по одному своему

признаку, а по мере последовательного поступления других признаков. В этой последовательности человек узнает устойчивое соотношение различных признаков объекта, т.е. его структуру. Следовательно, существует тот минимальный набор признаков, который позволяет узнавать воспринимаемый объект с достаточно высокой степенью вероятности. Эта величина называется порогом восприятия. Константность восприятия выражается в относительной способности сохранять постоянство некоторых свойств

объектов при изменении условий, в которых протекает процесс восприятия. Так, при изменении расстояния до объекта, его угловом смещении и изменении освещенности человек воспринимает этот предмет неизменным - таким, каков он есть на самом деле. Константность перцептивной системы человека как бы компенсирует эти изменения. Это свойство обеспечивает ему возможность правильной ориентации в изменчивой внешней среде.

Свойство константности не обусловлено генетически. Известно, что люди, никогда не видевшие предметов на близком расстоянии, воспринимают их на удалении как маленькие, но отнюдь не как удаленные. Осмысленность восприятия состоит в том, что перцептивные образы всегда наполнены смысловым содержанием. Бессмысленных образов просто не существует. Осмысленность всегда дополняется прошлым опытом и предполагает обязательное понимание того, что воспринимается.

Избирательность восприятия состоит в том, что более нужные, представляющие интерес в данный момент предметы или их детали воспринимаются индивидом более отчетливо, а остальные служат для них лишь фоном. Например, при рассмотрении лица собеседника наш взор совершает наибольшие «остановки» на глазах, губах и носу как наиболее информативных источниках внешности. Восприятие это процесс интегративный, обобщающий многие отдельные признаки объектов в их целостный

образ. Следовательно, возбуждение от сенсорных зон должно передаваться в интегративные зоны головного мозга. Здесь сенсорная информация сопоставляется с хранящимися в памяти образами, в результате чего происходит ее узнавание. Завершающая фаза формирования образов воспринимаемых объектов состоит в синтезе информации об объекте, представляемой ощущениями. В основе синтеза лежат условные рефлексы, т.е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы раздражителей

внешнего и внутреннего мира. В формировании восприятия участвуют два вида нервных связей: - образуемые в пределах одного анализатора; - межанализаторные связи. Первый вид нервных связей возникает как рефлекс на отношение (т.е. как отражение в сознании пространственных, временных и прочих отношений объекта) при воздействии сложных раздражителей одной модальности. Второй вид связей образуется в пределах разных анализаторов благодаря существованию зрительных, слуховых,

кинестетических и других ассоциаций. Именно этим связям человек обязан способностью воспринимать свойства объектов мира, для которых нет специальных анализаторов (например, удельный вес, величина предмета и др.). Виды восприятия. Восприятие классифицируют по: 1. типу ведущего анализатора (модальности), участвую-щего в восприятии объектов; 2. форме существования материи; 3. степени использования волевых усилий;

4. индивидуальным различиям в отражении объектов. В зависимости от индивидуальных особенностей ведущими видами восприятия могут быть: - аналитическое; - синтетическое; - субъективное; - объективное; - описательное; - объяснительное. Такая классификация, конечно, условна, в реальной жизни индивид обладает разным сочетанием этих видов восприятия. Человек с аналитическим восприятием склонен к выделению мелких деталей воспринимаемого объекта.

Это проявляется в описании им объектов, в увеличенном внимании к подробностям воспринимаемых событий. Такая особенность часто сопровождается ослабленным восприятием целостных характеристик объекта. О таких людях говорят, что они «за деревьями не видят леса». Синтетическое восприятие, наоборот, ориентирует индивида на отражение более глобальных характеристик объекта. При этом часто остаются в тени мелкие элементы, создающие его совершенство.

Субъективное восприятие характерно для тех, кто стремится привнести свое личностное отношение к событию или явлению. Как известно, это невозможно сделать, не исказив воспринимаемый объект. Отражение реальной действительности у индивида с этим ведущим видом восприятия всегда наполнено личными переживаниями, впечатлениями, пристрастными оценками событий и т.д. Объективное восприятие делает человека склонным к строгому отражению происходящего.

Иногда это откладывает отпечаток на личностные характеристики человека, делая его излишне прямолинейным, чрезмерно прагматичным и даже эмоционально ограниченным. Описательное восприятие проявляется в человеке в его склонности описать поверхностно воспринимаемый объект или явление без погружения в глубокую суть содержания и сущности. Такие люди обычно принимают реальность такой, какой ее видят, без анализа взаимосвязей между событиями,

явлениями, фактами. Объяснительное восприятие, напротив, стимулирует индивида к поиску истин, объяснениям всего, что происходит вокруг него. Следует отметить, что все рассмотренные виды восприятия некорректно сравнивать по степени их адекватности реальной действительности. Все определяется особенностями воспринимаемых человеком объектов, той ситуацией, в которой они воспринимаются, и, конечно, потребностно - целевыми требованиями к воспринимаемой информации.

Восприятие по степени волевых усилий. Восприятие считается произвольным, или преднамеренным, если в его основе лежат осознанная цель и воля. Такое восприятие часто бывает включено в профессиональную деятельность. Человек, например, поставил себе задачу: провести социологическое исследование по выявлению спроса населения на автомашины определенной марки и цвета. Естественно, набирая статистику, он усилием воли включает процесс восприятия проносящихся мимо него

в течение продолжительного времени наблюдения машин этого типа. Непроизвольное (непреднамеренное) восприятие обусловлено внешними обстоятельствами и не требует предварительной постановки целей, задач и волевых усилий. В сознании человека отразится, например, явление радуги на небосклоне в зимнее время. Восприятие пространства. При пространственном восприятии в сознании отражаются величина, удаленность и форма объекта. •

Восприятие величины объекта пропорционально величине его изображения на сетчатке глаза, что, в свою очередь, зависит от величины зрительных углов α, β. Например, для объектов 1 и 2 это соотношение равно α > β, поэтому объект 2 воспринимается большим по величине. Однако величина зрительного угла не единственный фактор, обеспечивающий объективное восприятие размеров объекта (рис. 2). Рис. 2 Соотношение удаленности объекта и величины разности углов

его наблюдения Так, объекты 2 и 3, хотя и проектируются на сетчатку под одинаковым зрительным углом а, имеют разную величину. Они и воспринимаются глазом как различные по величине. Такая возможность обеспечивается свойством константности зрительного восприятия. Вместе с тем константность поддерживается в ограниченных пределах Константность восприятия объясняется: - предшествующим перцептивным опытом человека; - изменением напряжения

глазных мышц при фиксации объекта и передачей информации об этом в мозговые перцептивные центры для анализа. • Восприятие удаленности объекта или объектов одинаковых размеров обеспечивается: - явлениями аккомодации, конвергенции и дивергенции; - соотношением расстояний до объекта и величиной зрительных углов; - предшествующим перцептивным опытом человека; - явлением бинокулярного параллакса зрения; - явлениями линейной перспективы, суперпозиции, градиента текстуры.

При восприятии удаляющихся или приближающихся объектов изменяется напряженность глазных мышц и соответственно кривизна глазного хрусталика. Это изменение формы хрусталика, называемое аккомодацией, наряду с другими факторами помогает формировать образ удаляющегося (или приближающегося) объекта. Однако «радиус действия» аккомодации ограничен удаленностью объектов не далее чем 5-6 м. Явление бинокулярного параллакса состоит в том, что каждый глаз смотрит на один и тот же объект под

разными углами. Чем ближе объект, тем больше угол между осями зрения двух глаз, что и служит сигналом для анализа удаленности в перцептивных центрах мозга. Бинокулярный параллакс сопровождается различными отображениями объекта на сетчатках глаз. Это явление называется бинокулярной диспарантностъю. Функцию бинокулярного сигнала для восприятия удаленности (глубины) выполняют явления конвергенции и

дивергенции. При переводе взгляда с более удаленного объекта на менее удаленный зрительные оси глаз сводятся с помощью мышечной системы глазных яблок. Это явление получило название конвергенции глаз. Обратная операция разведения осей глаз называется дивергенцией. Явление суперпозиции участвует в восприятии удаленности объектов предшествующим опытом сопоставления объектов по занимаемым ими пространственным позициям и другим сопутствующим этому признаку факторам.

Явление линейной перспективы состоит в сближении удаляющихся от наблюдателя параллельных линий, принадлежащих воспринимаемому объекту. Таковыми человек воспринимает стены длинного туннеля, уходящие вдаль железнодорожные рельсы, обочины автострады и т.д. Явление градиента текстуры свидетельствует об удалении объекта на основании визуального признака увеличения уплотнения пространства между множеством однородных предметов. Например, луг, усеянный цветами, вдали как бы состоит из сплошной цветовой массы, но вблизи различается

каждый цветок в отдельности. На точность оценки удаленности объекта влияет общая освещенность местности, на которой находятся наблюдатель и объект. Особенности восприятия фигуры и фона, частей и целого. 1. Восприятие фигуры и фона. Когда взгляд направлен на объект, то соседние с ним объекты как бы сливаются, воспринимаются в «размытом» виде. Объект, на который направлен взгляд, и выделяющийся из окружения других объектов более четкими очертаниями и деталями, называется фигурой.

Все объекты, окружающие его называются фоном. Из этого следует, что соотношение между фигурой и фоном относительное: объект, только что имевший статус фигуры, может стать фоном для объекта, который только что входил в состав его фона. При восприятии фигура обладает формой и выступает впереди фона. Фон же воспринимается относительно однородным, бесформенным, нечетким и расположенным как бы позади фигуры без четких очертаний, формы или структуры. Граница между фигурой и фоном воспринимается как «собственность»

исключительно фигуры. Выделение объекта из их множества называется перцептивной сегрегацией. Задача выделения фигуры из фона не всегда решается легко. Трудности возрастают, когда для наблюдателя обе эти части объекта равнозначны. При этом фигура и фон периодически меняются местами. В общем случае фигуру проще выделить из фона при: - ее резком отличии от фона по цвету, величине, форме

и др.; - предварительном знакомстве наблюдателя с объектом восприятия; - наличии психологической установки, получаемой наблюдателем накануне восприятия объекта. 2. Восприятие частей и целого. Рассматривая фотокарточку знакомого человека, мы быстро узнаем его. Процесс узнавания состоит в соотнесении воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти. Естественно, возникает вопрос, как происходит процесс узнавания?

Предстает ли наблюдателю объект в своей целостности сразу или узнавание разбивается на отдельные этапы и происходит по элементам целого? Узнаем ли мы, например, знакомого человека, рассматривая отдельные части его лица (глаза, нос, уши, брови, губы) или воспринимая лицо сразу в целом? Самый общий ответ таков: узнавание объекта обеспечивается его характерными опознавательными признаками, известными наблюдателю. Количество таких опознавательных признаков, обеспечивающих правильное узнавание

объекта, составляет порог восприятия. В узнавании объекта важную роль играет, кроме опыта, свойство целостности. Опознавательные признаки могут принадлежать различным уровням статической структуры объекта или его динамических состояний. Несомненно, что узнавание зависит от индивидуальных особенностей человека (склада мышления, уровня развития индивидуальных свойств восприятия, мотивации, установки и др.). В этом плане некоторые люди склонны воспринимать признаки более высокого уровня обобщения, целостные

(И. Павлов относил таких людей к художественному типу с доминирующим правым полушарием головного мозга). Другие же, наоборот, начинают с выделения отдельных частей («мыслители») с доминирующим левым полушарием. Восприятие движения и времени. В вопросах восприятия движения и времени накоплено больше фактов, чем сделано теоретических объяснений и изучено механизмов. Основными признаками, на основании которых формируется перцептивный образ движущегося объекта, являются

скорость, траектория, направление, ускорение движения и др. По вопросу восприятия движения в психологии имеются две основные позиции: 1. Перцептивный образ движущегося объекта формируется в результате последовательного слияния элементарных зрительных ощущений отдельных точек, которые последовательно обозначают траекторию движения. 2. Перцептивный образ движущегося объекта возникает не простым суммированием отдельных ощущений движения,

а сразу в виде неразложимого ощущения движения благодаря специфическим перцептивным переживаниям, которые соединяют ощущения соседних положений объекта. В формирование образа движущегося объекта включены факторы: - предшествующий перцептивный опыт индивида, связанный с движущимися объектами, и интеллектуальное осмысление текущей конкретной ситуации, в которой наблюдается движение; - специальные типы мозговых клеток, реакции которых «специализируются» по различным скоростям и направлениям движения; - сигналы

обратной связи, информирующие перцептивные центры мозга о перемещении головы и глаз человека в соответствии с перемещением объекта. Движущиеся объекты лучше воспринимаются боковым зрением. Восприятие времени не было даровано человеку природой. В процесс формирования условных рефлексов восприятия времени включены многие физиологические и психологические механизмы. Это, в частности: - ритмические процессы в коре головного мозга (чередование сна и бодрствования

в соответствии с чередованием времени суток и общей освещенности, смена процессов возбуждения и торможения), эти своеобразные «биологические часы»; - чередующиеся процессы возбуждения и торможения, сопровождающие выполнение какой-либо работы; - циклические явления сердцебиения, ритмы дыхания. На восприятие времени человеком оказывают влияние: - его эмоциональные переживания (например, за приятной работой время «пролетает» быстро, а томительное ожидание его «растягивает»); - некоторые фармакологические

средства, влияющие на вегетативную систему человека; - индивидуально-личностные свойства человека (например, для холерика время движется быстрее, а для флегматика медленнее, что используется в некоторых диагностических процедурах); - специальные тренировки (хороших результатов в оценке малых отрезков времени можно достичь в результате недельной тренировки; с возрастом оценка времени становится более точной). Интересно, что воспоминания человеком событий прошлого подчиняются противоположным закономерностям

по сравнению с восприятием продолжительности текущих событий. Так, события прошлого, наполненные активной, интересной жизнью, воспринимаются как более продолжительные. События «серого» периода жизни - как менее продолжительные. Восприятие речи. Восприятие речи состоит в ее распознавании. Причем речь воспринимается лишь в обязательной совокупности двух аспектов: как слухового раздражителя

и как источника смыслового содержания воспринятых звуков. Первый аспект реализуется слуховой или зрительной системой (в зависимости от формы речи - голосовая или письменная). Восприятие смыслового содержания задействует более широкий круг психических механизмов человека - таламус, ассоциативную кору полушарий головного мозга и др. Выяснено, что основную роль в восприятии устной речи играет левое полушарие.

Правое полушарие более чувствительно к таким характеристикам речи, как ее эмоциональная окраска, интонация, тембр. Некоторые характеристики восприятия речи: - как слуховой раздражитель речь воспринимается лишь в том случае, когда ее скорость не превышает 2,5 слова в секунду; - как источник смыслового содержания речь воспринимается в том случае, когда, во-первых, фразы, произносимые без пауз, не превышают 5-6 с и, во-вторых, когда фраза состоит не более чем из 8-13 слов; - из общего объема высказываний человек

воспринимает в среднем лишь 70% (слуховой аспект) и понимает 60% (смысловой аспект). Кстати, восприятие речи зависит от пола: мужчина более эффективно воспринимает речь в первые 10-15 с, а затем занят тем, что обдумывает следующие фразы. Еще одна особенность восприятия речи - вербализация зрительного опыта. При восприятии зрительных образов их опознавательные признаки тесно увязаны со словами.

Так, североамериканские индейцы не делают различий между голубым и зеленым цветом, так как в их лексиконе присутствует лишь слово «голубой». Однако те из них, кто знает английский язык, без труда различают эти цвета. В этой связи высказываются две гипотезы: - именно вербализация обусловливает величину так называемой зрительной единицы, т.е. тот минимальный по величине зрительный сигнал, из которого, как из кирпичиков, формируется общий зрительный сигнал; - процессу обнаружения чего-то нового предшествует

процесс формирования соответствующего понятия с помощью слов. Восприятие человека человеком. Особенности восприятия человека человеком обусловлены прежде всего тем, что человек есть существо социальное. Для человека наиболее значимыми оказываются социально обусловленные, личностные характеристики собеседника (степень его доброжелательности, способность к эмпатии, надежность в дружбе, постоянство взглядов и т.п.). Оценка таких качеств осуществляется через перцептивные процессы:

человек вглядывается в черты лица собеседника, его жесты, позы, мимику, походку, наблюдает поведенческие привычки и манеры. Результаты восприятия содержат изрядную долю субъективизма, базируются на персональном опыте личности. Важную роль здесь играют эмоции, ассоциации, различного рода психологические эффекты, стереотипы и психологические эталоны, степень конформности. Например: - внешне привлекательный человек чаще эмоционально воспринимается как носитель позитивных

качеств; - человек с высоким и широким лбом - как обладатель высокого интеллекта; - твердая походка с прямой осанкой воспринимается как признак уверенности в себе; - человек с чертами лица, напоминающими давнего обидчика, воспринимается негативно; - результаты восприятия собеседника в первые десятки секунд «прилипчивы» из-за известного в психологии «эффекта первичности». Естественно, что формируемый на основе процессов восприятия образ человека оказывает существенное влияние

на характер взаимодействия с ним. Так будучи представленным разным аудиториям в разных статусах, человек воспринимается по-разному (по возрасту, росту, принадлежности к слоям общества и т.д.). Восприятие человека человеком характеризуется избирательностью. Лучше воспринимаются те элементы, которые представляют текущий или профессиональный интерес Восприятие окружающей среды. При восприятии окружающей предметной среды человек стремится найти в ней

гармонию, отражающую соразмерность и упорядоченность частей и целого, единство многообразия, согласованность формы и содержания объектов. Это естественно, так как он воспринимает все то, что его окружает, как сферу жизнедеятельности. Внешняя дисгармония воспринимается как фактор неуравновешенности, нецелесообразности и вызывает соответствующие негативные психические состояния. Мировосприятие служит своеобразным критерием уровня общей культуры человека и общества в целом.

Ведь человек преобразует внешний мир согласно своему ценностному отношению к нему и чувству прекрасного, которое отличается от утилитарно-полезного отношения бескорыстным характером. В восприятии окружающей среды активно участвуют эмоции и чувства, понимание и принятие воспринимаемого. Другими словами, восприятие среды осуществляется под воздействием факторов, характеризующих формируемый перцептивный образ с разных сторон - когнитивной, эмоциональной и поведенческой.

Когнитивный аспект связан с тем, как окружающий предметный мир воспринимается человеком. Установлено, что этот процесс завершается созданием связанной, целостной картины образа мира. То, что составляет проблему, разрешается как синтез совокупности взаимосвязанных факторов, но не как результат восприятия отдельных из них. Эмоциональная сторона определяет эмоциональное отношение человека к образу восприятия. Возникновение и динамику проявления эмоций можно описать приближенно тремя парами

полярных признаков: удовольствие - неудовольствие; возбуждение - успокоение; напряжение - расслабление. Поведенческая сторона характеризует активность иод воздействием формируемого человеком образа мира. На осознаваемом уровне в его поведении отражаются мотивы, потребности, воля; на неосознаваемом - установки, интуиция. Результатом влияния когнитивной, эмоциональной и поведенческой сторон на формируемый образ окружающей среды является устремленность человека к гармоничной жизни с природой, частью которой является

и он сам. Явления в области перцепции. Нарушения восприятия. О нарушениях возникает в тех случаях, когда субъективный образ восприятия не идентичен по основным признакам образу воспринимаемому. Подобные нарушения могут носить характер: - ситуативных явлений, обусловленных складывающейся на данный момент времени ситуацией или текущим психическим состоянием человека; - патологических нарушений, вызванных различными поражениями коры головного мозга и подкорковых структур (рис.

3). Рис.3. Основные виды перцептивных искажений. К искажениям первого типа относят различного рода иллюзии, апперцепцию, галлюцинации, ко вторым - агнозию, дереализацию. Иллюзии (лат. illusio - ошибка, заблуждение) - это искаженное отражение действительности при восприятии реальных объектов и их отдельных свойств. Природа иллюзий может быть различной: - физическая (например, ложка в стакане с водой кажется изломанной на границе поверхности воды); - физиологическая (например,

если слегка надавить пальцем глазное яблоко сбоку, то предмет, на который направлен взгляд, раздваивается); - психологическая (например, на фоне человека высокого низкорослый воспринимается еще меньшим, чем это есть на самом деле). По совокупности различных причин иллюзии иногда подразделяются на: - зрительные (реальные объекты предстают в некой фантастической форме); - вербальные (искажения слов и их смысла воспринимаются человеком как адресованные лично ему); - видимого движения (стробоскопического, индуцированного

и автокинетического, при котором неподвижная точка в темноте кажется находящейся в хаотическом движении); - аффективные (возникают в состоянии сильного психического возбуждения); - оптико-геометрические (состоят в кажущемся искажении метрических соотношений компонентов объекта); - установочные (возникают под воздействием внешнего внушения) (рис. 4). Рис. 4. Виды иллюзий. Иллюзорное восприятие возникает как у психически здоровых людей, так и у людей с расстройствами нервной

системы. Основа их лежит в психологических механизмах восприятия окружающей среды. Апперцепция - явление, характеризующее обусловленность восприятия личностными особенностями человека, его прошлым опытом, мотивацией и направленностью. Образ восприятия при этом может зависеть даже от чувства юмора. В этой связи один и тог же реальный объект может отражаться в сознании разных людей по-разному.

Как говорят, оптимист смотрит в лужу и видит отражение звезды, пессимист же в этой же луже видит только грязь. Очевидно, что один субъект восприятия окажется ближе к адекватному отражению реальности, а другой воспринимает ее с большими искажениями. Апперцепция бывает двух видов: - личностная - зависит от относительно устойчивых характеристик личности (холерик воспринимает время не так, как флегматик); - ситуативная - зависит от текущих психических состояний индивида (эмоциональные состояния различной полярности по-

разному влияют на восприятие времени). Галлюцинации (лат. hallucinatio - бред, видение) - искажение перцептивной деятельности, состоящее в восприятии объектов, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств. Галлюцинации есть следствие непроизвольного проецирования образов вовне с четким видением их формы, места расположения в пространстве и состояния. Причем переживания этих образов происходят с той же интенсивностью, как если бы они существовали в

реальности. Иногда галлюцинации относят к непроизвольным формам воображения на том основании, что реальный объект восприятия отсутствует. Однако образы воображения традиционно относят к продуктам творческой деятельности. В основу классификации галлюцинаций положены различные признаки: вид сенсорной системы, связь с реальными объектами, моменты и место появления, характер провоцирования. Агнозия — явление заключается в трудности узнавания объектов различной природы из-за потери способности

анализировать и обобщать поступающую информацию (при сохранности простейших сенсорных - зрительных, слуховых и тактильных -функций). Это расстройство проявляется в том, что человек не в состоянии объективно оценить свой рост, величину ног и рук, плохо воспринимает, откуда они растут. Порой ему кажется, что у него абсолютно отсутствуют отдельные части тела или, наоборот, их размеры стали слишком большими. Правда, способность самоконтроля при этом не теряется полностью и мысли возвращают

ему реальность собственного бытия. Но стоит человеку «погрузиться в себя», как симптомы агнозии возвращаются вновь. Дереализация — расстройство восприятия, проявляющееся в том, что человеку все окружающее (люди, животные, дома и т.п.) кажется отчужденным от натурального мира, неестественным, нереальным, словно нарисованным кем-то. Человек может лишаться возможности узнавать себя в зеркале. Подобным дефектам восприятия могут подвергаться все сенсорные системы, включая и восприятие времени.

При этом вполне осознается тот факт, что это лишь восприятие, но не действительность. Экстрасенсорное восприятие. Телепатия, ясновидение и т.п что это? Занятия ловких и хитрых обманщиков, мечта человечества о реализации своих возможностей в полной мере или неопознанная и невоспринятая реальность? Энтузиасты парапсихологии гоняются за каждым заслуживающим внимания фактом и даже за слухами в надежде получить хоть какую-либо статистику аномальных явлений.

И ведь находят, но столь редко, что остальные люди, побудоражив свое воображение, остывают к парапсихологическим сенсациям. Что же касается исследований, проводимых в лабораториях с обычными людьми, то их результаты пока не обнадеживают. Масло в костер скептиков подливают многочисленные шарлатаны, происки которых, конечно же, достаточно быстро раскрываются. Как видим, недоверие к непривычному вполне оправданно. И все же Полевые крысы и кошки обладают способностью предчувствовать землетрясение.

В истории человеческой жизни в надлежащем порядке зафиксированы сотни случаев проявления человеком того, что получило название «свехвозможности». Вот некоторые из них, опубликованные в научной литературе известными учеными. Даже если подобные способности были бы достигнуты за счет тренировок (что также невероятно), то все равно в современной науке объяснения этому не нашлось бы. Еще более удивительные возможности человека открываются иногда под воздействием гипноза (точное воспроизведение

воспринятых многие годы назад образов, рассуждения клиентов на давно ушедших из практики народов языках и т.п.). Кстати, самому явлению гипноза до сих пор нет удовлетворительного объяснения (но в существовании феномена гипноза давно никто не сомневается). Действительно, знанию всегда во все времена предшествовали предположения, чувства, воображение. Современный человек должен быть открыт всему новому. Конечно, природное любопытство не должно заменять ему безграничной доверчивости.

Он обязан поддерживать интерес к тем тайнам, которые с такой неохотой отдает нам природа. [3, C.58] 3. Воображение. Сущность воображения и его соотношение с другими познавательными процессами . Воображение - психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в реальной жизни. Продуктом воображения могут быть: - образ конечного результата реальной предметной деятельности; - картина собственного поведения в условиях полной информационной

неопределенности; - образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не: представляется возможным в ближайшем будущем. Благодаря воображению человек может побывать как в прошлом, так и в будущем, превзойти свои текущие объективные возможности. Воображение - это тайное «действо» психики, которое ставит ее на высший уровень развития природы. Процесс воображения свойствен только человеку и является специфическим видом его психической

активности. Способность воображения опережать действительность, выходить за ее пределы, угадывать будущее в прошлом и настоящем подчеркивал еще М. Монтень: «Сильное воображение порождает событие». Воображаемый образ - это своеобразная психическая модель продукта будущего. Этим оно способствует его предметному воплощению в реальную жизнь. Судя по высказываниям известных всему миру людей, можно сделать предположение о том, что впереди большинства

достижений в науке, технике и технологиях идет воображение. • «Без воображения невозможно никакое составление суждения» утверждал Аристотель. • «Воображение правит миром» изрек Б. Наполеон. • «Воображение делает человека чувствительного сказал А. Франс, ничего не преувеличив. Даже в творческий процесс логика подключается после воображения, когда у человека сформировалась образная модель результата, его идеальное видение, подчинившее себе целиком

интеллектуальную и эмоциональную сферы. Хотя воображение тесно связано с восприятием, представлением, памятью и мышлением, оно имеет существенные отличия от них. В восприятии образы появляются при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств человека. Причем источником этих раздражителей являются реально существующие в данный момент объекты. Образ объекта при восприятии повторяет с той или иной точностью свой оригинал.

В воображении же образы появляются при отсутствии реальных объектов и содержат элементы, которых, возможно, никогда не было в реальном мире и не будет. Поэтому о точности образа воображения говорить не имеет смысла. Представления порождают образы отсутствующих в данный момент объектов, но эти образы, как и при восприятии, должны повторять (восстанавливать) свои реальные оригиналы. Память помогает воспроизвести лишь то, что человек когда-то запомнил и сохранил.

В образы воображения включено то, что никогда не отражалось в памяти. Наконец, образы, появляющиеся при мышлении, есть результат заранее поставленной цели (иначе зачем мыслить!). Образы воображения заранее непредсказуемы, динамичны, непостоянны. В сфере деятельности взаимодействие воображения с мышлением обусловлено уровнем неопределенности ситуаций: преобладание ситуаций с высоким уровнем неопределенности (отсутствие исходных данных, неизвестность

механизмов решения задач, нечеткость ограничений) выдвигает на первый план процесс воображения. Снижение уровня неопределенности подчиняет ситуацию законам мышления. Воображение как процесс преобразования представлений. Воображаемые образы только лишь кажутся полностью оторванными от действительности. Но они не возникают «из ничего». Источником воображаемых образов является реальная действительность,

жизненный опыт человека, его общая культура и индивидуальность. Образы воображения, представляющие собой нечто несуществующее, неявное, необычное, возникают на основе преобразования имеющихся у человека образов памяти. Правда, воображение не задает строгой программы самой деятельности, хотя порой и заменяет эту деятельность. В любом случае формирование образа воображения включает мыслительные операции анализа, абстрагирования

и синтеза. Анализ позволяет выделить в образе воображения отдельные элементы объекта. Абстрагирование, отделяя и освобождая образы этих частей и самого объекта от всего, что их окружает, способствует возникновению процесса воображения. В результате синтеза порождаются разнообразные связи между образами элементов объекта, в совокупности приводящие к совершенно новому обра-зу нового объекта, не имеющему аналога в реальной жизни. Имеется ряд способов синтеза образов воображения: агглютинация,

акцентирование, типизация, гиперболизация. Агглютинация. В сознании человека в едином образе соединяются самые, казалось бы, несовместимые элементы, образуя чаще всего нереальный совокупный объект. Вспомним сказку о ковре-самолете. В ней было больше мечты, чем реальности. Однако же человечество все же сумело перекинуть мостик от образа воображения к действительности. Акцентирование.

Способ основан на искусственном (порой утрированном) выделении части из целого и придании ей ведущей роли в образуемом образе. Таковы, например, образы политиков, бизнесменов, создаваемые в виде кукол в одноименной телевизионной передаче телевидения России. Типизация. Способ предполагает формирование образа, который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов, становится их «полномочным представителем».

В литературе, например, так поступают, когда описывают собирательный образ героя целой эпохи. Гиперболизация. Способ предполагает умышленное существенное преувеличение или преуменьшение характеристик и элементов объектов, их размеров, численности и т.д. (трехглавый змей, сказочные великаны). Связь воображения с деятельностью, поведением и органическими процессами человека. Физиологический механизм воображения до сих пор остается плохо изученным.

На уровне физиологических процессов воображение представляет собой системную, интегративную психическую деятельность мозга, направленную на установление новых сложных ассоциативных связей между различными «следами», сохранившимися в памяти. Считается, что образы воображения возникают в результате образования новых временных нервных связей, таких их комбинаций, которые ранее не образовывались. Конечно, в этот процесс вовлечены непосредственно мышление, речь и другие психические процессы.

В этом процессе «сотрудничают» обе сигнальные системы человека. Вторая же сигнальная система через слово является главным источником воображения. Воображение играет в жизни человека значительно большую роль, чем иногда это осознается (рис. 5). Без воображения немыслима творческая деятельность. Оригинальные формы автомобилей, фантазии на темы «луча инженера

Горина» и передачи изображений на расстояние (современное телевидение), мечты Э. Циолковского о межпланетных полетах и многое другое остались бы еще надолго в стороне от цивилизации, если бы человечество не было способно к воображению. Революционные преобразования в России, осуществленные в 1917 г. большевиками, сопровождались не только чисто теоретическими разработками, но и связывались образами «завтрашнего дня».

Модернизм в искусстве, разыгрываемые военными на штабных картах межконтинентальные баталии, угроза надвигающейся экологической планетарной катастрофы - все это плоды человеческой способности к воображению. «То, что теперь доказано, раньше существовало лишь в воображении», ~ подметил английский поэт и художник У. Блейк. Рис. 5. Влияние образов воображения на жизнедеятельность человека. Ситуативное поведение человека также в значительной мере подвержено влиянию его воображения.

Это сознавали еще древние мыслители. Вот как образно, а вместе с тем точно рисует воображение Б. Грасиан: «Управляй своим воображением. Где надо, придержи его, а где и подстегни, ведь в нем - все наше блаженство; само благоразумие порой у него на поводу. Оно - тиран. Не довольствуясь мечтаниями, вмешивается в деяния, господствует над жизнью нашей, делает ее, по своей прихоти, радостной или тягостной; от него зависит, довольны мы собой или нет.

Домашний палач глупцов, одним оно непрестанно рисует горести; другим, вселяя беспечность, сулит одни лишь удовольствия да приятные развлечения. Оно на все способно » Большую помощь воображение оказывает в деловой и межличностной сферах взаимодействия людей. Способность вообразить реакцию на свое поведение, вообразить себя на месте собеседника дает возможность адаптироваться в социальной среде, избегать неконструктивных конфликтов в трудовых коллективах, влиять

на людей в период предвыборных кампаний и т.п. Иногда воображение играет роль своеобразного механизма психологической самозащиты человека. Так, эмоциональные негативные переживания индивида могут быть ослаблены за счет воображаемых образов будущей позитивной обстановки. Мечты о желанной профессии или карьере удержат подростка от курения, алкоголя и асоциальных поступков. Здесь воображение выступает в качестве регулятора воли человека.

Связь воли с воображением существеннее, чем это видится со стороны. Воображение иногда так захватывает творческого человека, что, опередив свое время, он вынужден противопоставлять свою волю и мужество нападкам и критике оппонентов. Воображение оказывает регулирующее действие и на процессы, происходящие в организме индивида, т.е. на органические процессы. Очевидно, каждому знакомо состояние, когда образ воображаемой ситуации вызывает

чувство стыда, страха, учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, обильное потоотделение и др. Есть лица, способные силой воображения вызвать у себя любое недомогание или даже болезнь, реальные ожоги кожи. Эти примеры свидетельствуют о том, что воображение тесно связано с эмоциональной активностью личности. Виды воображения. Различают активное, пассивное, воссоздающее и творческое воображение (рис. 6). Рис. 6. Характер процессов воображения. Активное воображение формирует образы по желанию субъекта,

связанные с какими-то нереализованными потребностями человека. Оно направлено в будущее и связано с волевым решением творческих и личностных проблем. Пассивное воображение формирует образы спонтанно, «само собой». Эти образы не предназначены для их воплощения в жизнь. Оно может проявляться в гипнотических состояниях, при сновидениях, в грезах и бредовых состояниях.

Чаще всего этот вид воображения ориентирован на психологическое вытеснение негативных эмоций или сохранение положительных, т.е. играет роль психологической самозащиты. Человек как бы компенсирует ту часть своего повседневного бытия, которая оказалась нереализованной по каким-то причинам. Пассивное воображение в большинстве случаев заменяет человеку необходимость действовать. Воссоздающее (репродуктивное) воображение проявляется в ситуациях воссоздания образа объекта, существовавшего

реально в прошлом, но представленного словесно, в схемах, чертежах, эскизах. Например, воссоздание в воображении фрагментов Бородинского сражения 1812 г. по роману Л. Толстого «Война и мир» и воплощение образа в жизнь в виде создания соответствующей панорамы. Этот вид воображения постоянно эксплуатируется в деятельности командира: подготавливая наступление на вражеские позиции, он, глядя на карту местности, воссоздает картину будущего боя.

Не может обойтись без воссоздающего воображения и следователь прокуратуры: прибыв на место происшествия, он мысленно рисует образ действий преступника. Именно этот образ далее разрабатывается в качестве одной из гипотез для раскрытия преступления. Творческое (продуктивное) воображение формирует образы, не имеющие прообразов в реальном мире (образы кентавра, человека-паука). Конечно, эти образы опираются на жизненный опыт, усвоенные знания.

В сознании человека формируется модель будущей ситуации, явления, предмета на основе существующих элементов. Трудность заключается в объединении этих элементов в единую цепь причинных взаимосвязей. Формы воображения. Формирование образов воображения может осуществляться в различных формах: мысленных экспериментах, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях (рис. 7). Рис. 7. Формы проявления образов воображения.

Мысленный эксперимент - это познавательный процесс, с помощью которого в сознании человека осуществляется опережающее отражение действительности. Эта форма воображения часто используется на ранних стадиях проектирования организационных, технических и экономических систем, когда реальные эксперименты невозможны из-за дефицита времени, ограниченности материальных средств или связаны с опасностью для жизни людей, участвующих в разработке систем. Фантазия - это продукт воображения, практически полностью оторванный от реальности,

но в принципе не исключающий возможного перехода в реальность. Она изменяет картину действительности, отраженной в сознании человека, помогает сформировать новый взгляд на все устоявшееся, традиционное. В этом - инновационная мощь фантазии, ее прогрессивность. Она порождает творческую активность человека, приближает будущее. Мечта - это продукт воображения, имеющий под собой слабо обоснованную возможность, реализация которой

отложена на неопределенное время. Между мечтой и ее воплощением в жизнь располагаются воля, решительность и целеустремленность. Эти личностные качества составляют подъемную силу мечты, дают ей крылья для полета. «Кто умеет летать в своих мыслях, у того вырастают крылья» говорил 3. Бядуля. Между мечтой и фантазией четкой границы, конечно, не существует. Они могут переходить друг в друга. Грезы - это преднамеренное пассивное воображение, связанное с нереализованными

потребностями человека и устремленное в далекое нереальное будущее, в выдуманный индивидом мир. В грезах отсутствует воля индивида. Считается, что грезы свидетельствуют о наличии у него некоторых дефектов развития личности: безволия, плохой социальной адаптируемости, иждивенчества, крайней нерешительности, пассивности, неуверенности в себе, замкнутости. Такой индивид тщетно ищет в грезах тишины, уюта, защищенности от чуждого ему внешнего мира. Грезы заменяют ему реальность, от которой он стремится убежать.

Они отвлекают от несбывшихся надежд, перенесенных жизненных потрясений, смягчают повседневный гнет тяжелых мыслей. Сновидения - это пассивная, непреднамеренная форма воображения, вызываемая эмоциональным отношением человека к пережитому. Высказывается гипотеза, что сновидения осуществляют достройку образов воображения, начало формированию которых было положено еще в состоянии бодрствования. Физиологическая основа сновидения заключается в активном взаимодействии во время фазы быстрого сна

лимбических, стволовых и неокортикальных образований. Осознание и субъективное переживание сновидения происходит, как правило, сразу (или в течение нескольких минут) после пробуждения человека из фазы быстрого сна. В образах сновидения в самом невероятном сюжете переплетаются объекты различной природы (события, процессы, предметы, люди, животные), относящиеся как к давно ушедшим годам, так и событиям пережитого дня.

И все это сопровождается чувственными и эмоциональными переживаниями. Функции воображения. Воображение «проникает» в жизнь и деятельность человека через ряд функций: прагматическую, психотерапевтическую, психодиагностическую и познавательную (рис. 8). Прагматическая функция проявляется в использовании формируемых в процессе воображения образов реального мира в решении практических проблем, возникающих в различных сферах деятельности людей.

Психотерапевтическая функция воображения состоит в регуляции психических процессов, состояний, эмоций и физиологических процессов через психологические технологии различного типа. Рис. 8. Функции воображения и сферы их применения. В частности, в психоанализе эта функция ориентирована на «прорыв» в сферу подсознания клиентов и выработку у них «оздоровительных легенд» на основе формирования у них соответствующих воображаемых образов специальными

приемами. Психодиагностическая функция использует образы воображения в качестве сигналов, отражающих свойства личности человека и его текущие психические состояния. При этом широкое применение находят тесты проективного типа. Согласно феномену механизма проекции, человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные характеристики. Другими словами, в продуктах воображения индивида отражаются его психологические

характеристики. Так, рассматривая одну и ту же картинку, один человек видит в ней мрачные мотивы, а другой обнаруживает в ней что-то перспективное. Вполне вероятно, что первый обладает пессимистической чертой характера, а другой - оптимистической. Познавательная функция обеспечивает управление процессами восприятия, мышления, внимания, памяти и речи путем ассоциативной увязки их с формируемыми в воображении образами. Следует ожидать ускорения возрастания роли воображения в структуре познавательных процессов.

В первую очередь это коснется управленческих сфер независимо от их природы. Например, в настоящее время разрабатываются технологии управления макроэкономическими процессами на базе возникающих у человека виртуальных представлений об их текущих состояниях. Индивидуальные различия и развитие воображения. Воображение имеет субъективную сторону, связанную с индивидуально-личностными характеристиками человека (в частности, с его доминирующим полушарием головного

мозга, типом нервной системы, особенностями мышления и др.). В этом плане люди различаются по: - яркости образов (от явлений четкого «видения» образов до бедности представлений); - по глубине переработки образов реальности в воображении (от полной неузнаваемости воображаемого образа до примитивных отличий от реального оригинала); - по типу доминирующего канала воображения (например, по преобладанию слуховых или зрительных образов воображения).

Считается, что развивать процессы воображения можно, но в рамках пределов, связанных с генотипически обусловленными возможностями человека. Развитие воображения предусматривает его совершенствование по следующим признакам: - по разнообразию, разнохарактерности процессов воображения; - по оригинальности образов воображения, оцениваемой другими людьми; - по уровню детализации построения образов воображения; - по уровню интеллектуализированности образов воображения, проявляющемуся в их мысленной интерпретации

другими людьми; - по эмоциональности реакций других людей на продукты воображения данного индивида. У некоторых детей воображение проявляется уже в 2-3 года без специального обучения в этом направлении. Другим даже в более позднем возрасте не помогают специальные приемы. Психологи в этой связи высказывают гипотезу об определенной врожденности воображения. Однако у людей, которые обладают воображением и заняты творческой деятельностью, наблюдается улучшение

качественных характеристик процессов воображения. Это говорит о возможности развивать воображение. Конечно, в реальной жизни не обходится без «сюрпризов». Так, например, А. Эйнштейн в детстве не проявлял высокого уровня воображения. Впоследствии же он разработал ту сферу научного знания, где успех не мог быть достигнут без богатого воображения теорию относительности. Кстати, сам ученый сказал, что больше, чем любой мыслитель, ему

в творчестве помог Ф. Достоевский с его безудержной игрой воображения, стремлением ставить своих героев в предельные психологические ситуации. Общие закономерности развития воображения заключаются в следующем. Первые образы воображения у ребенка связаны с процессами восприятия и его игровой деятельностью. Полуторагодовалому ребенку еще неинтересно слушать рассказы (сказки) взрослых, так как у него еще отсутствует опыт, порождающий процессы восприятия. Вместе с тем можно наблюдать, как в воображении играющего ребенка

чемодан, например, превращается в поезд, безмолвная, равнодушная ко всему происходящему кукла - в плачущего, обиженного кем-то человечка, подушечка - в ласкового друга. В период формирования речи ребенок еще более активно использует в своих играх воображение, ибо его жизненные наблюдения резко расширяются. Однако все это происходит как бы само собой, непреднамеренно. От 3 до 5 лет «подрастают» произвольные формы воображения.

Образы воображения могут появляться либо как реакция на внешний стимул (например, по просьбе окружающих), либо инициироваться самим ребенком. При этом воображаемые ситуации носят зачастую целенаправленный характер, с конечной целью и заранее продуманным сценарием. Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике.

Индивидуальные особенности воображения ярко проявляются в процессе творчества. В этой сфере человеческой деятельности воображение по значимости ставится наравне с мышлением. Важно, что для развития воображения необходимо создавать человеку условия, при которых проявляются свобода действий, самостоятельность, инициативность, раскованность. Заключение. Создание психических образов окружающей среды осуще¬ствляется посредством познавательных

психических процессов. Элементарным познавательным психическим процессом является ощущение. Каждый вид ощу¬щения представляет собой специфический субъективный образ какого-то свой¬ства объекта, с которым организм приходит в соприкосновение. Предметные психические образы создаются восприятием, в процессе которого в субъектив¬ном пространстве воспроизводятся не только качественные характеристики объектов, но и форма и местоположение предмета в точном соответствии с фор¬мой и местоположением объекта.

Воспроизведение формы и местоположения объекта является новой по сравнению с ощущением характеристикой психичес¬кой деятельности. Психическая деятельность на уровне восприятия позволяет создавать субъективные предметные образы объектов мира, но не может обеспе¬чить вычленения и обобщения отношений между объектами в чистом виде. Вычленение и обобщение этих отношений становится возможным на уровне мышления за счет использованием знаковых систем — языка. Знак становится той «вещью», чувственно воспринимаемым объектом,

с которым более или ме¬нее однозначно связывается данный тип вычлененных отношений или системы отношений. Благодаря знаку становится возможным формирование понятий как систем отвлеченных отношений между объектами. Понятийное мышление беспредельно раздвигает границы человеческого познания, но в то же время вследствие искусственности зафиксированных в понятиях систем отношений оно может приводить и к заблуждениям. Осуществление познавательной психи¬ческой деятельности невозможно без процессов памяти.

Память скрепляет все уровни познавательных процессов между собой в единую, целостную познавательную психическую деятельность человека. Список литературы. 1. Реан, А. А. Психология и педагогика [текст] / А. А. Реан.— СПб.: Питер, 2002. — 432 с. 2. Хрестоматия - психологическая типология [текст] / Составитель К. В. Сельченок М 2000. 3. Козубовский,

В. М. Общая психология: познавательные процессы [текст]: учебное пособие / В.М. Козубовский 3-е изд Минск: Амал-фея, 2008 368 с. 4. Максименко, С. Д. Общая психология [текст] / С. Д. Максименко М.: “Рефл-бук”, К.:“Вак-лер” – 2004. – 528 с Серия “Образовательная библиотека”. 5. Немов, Р.С.

Общая психология [текст] / Общая психология, под редакцией А.В. Карпова М 2002. 6. Немов, Р.С. Психология, словарь – справочник [текст]: в 2-х частях / Р.С. Немов - М 2003, ч. 1 7. Аткинсон, Р. Психические познавательные процессы [текст] /Орел: 1999. 8. Рытченко Т.А Татаркова Н.В. Психические познавательные процессы [текст] / М.: 2001.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.