Реферат по предмету "Разное"


Ii культура века просвещения эпоха Просвещения завершила переход к новому типу культуры

ГЛАВА II. КУЛЬТУРА ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ Эпоха Просвещения завершила переход к новому типу культуры. Источник света (во французском языке слово «просвещение» звучит как свет — «lumiere») новая культура видела не в Вере, в Разуме. Знания о мире и человеке призваны были давать науки, опирающиеся на эксперимент, философия и реалистически ориентированное искусство. Судьба унаследованных от XVII века творческих принципов оказалась неодинаковой. Классицизм был принят Просвещением, потому что отвечал его рационалистической природе, но его идеалы радикально переменились. Барокко превратилось в декоратизм нового стиля —рококо. Реалистическое осмысление мира набирало силы и проявлялось в самых разных формах художественного творчества. § 1. ИСТОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ Люди XVIII в. называли свое время столетием разума и просвещения. Средневековые представления, освящаемые авторитетом церкви и всесильной традицией, были подвергнуты неумолимой критике. И ранее существовали независимые и сильные мыслители, но в XVIII в. стремление к знанию, основанному на разуме, а не на вере, овладело целым поколением. Сознание, что все подлежит обсуждению, что все должно быть выяснено средствами разума, составляло отличительную черту людей XVIII столетия. В одно и то же время разрушаются основания, на которых покоились политика, наука и искусство. В эпоху Просвещения завершился переход к современной культуре. Складывался новый образ жизни и мышления, а значит, изменялось и художественное самосознание нового типа культуры. Название «Просвещение» хорошо характеризует общий дух этого течения в области культурной и духовной жизни, ставящего себе целью заменить воззрения, основанные на религиозных или политических авторитетах, такими, которые вытекают из требований человеческого разума. Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, философской и научной деятельности, в свободе мысли — путь культурного и социального прогресса. В предшествующем культурно-историческом движении XIV-XVI вв., задержанном, но не остановленном реакцией XVII в., сильны были принципы индивидуальной свободы и общественного равенства. Гуманисты выступали за умственную свободу и были противниками наследственных привилегий. Просвещение XVIII в. было синтезом культурных начал гуманизма и Реформации на почве возобновления роста личности. Государственные и общественные порядки XVIII в. были полным отрицанием гуманистических принципов, и поэтому при новом пробуждении личного самосознания именно они в первую очередь стали подвергаться критике. Идеи общественного равенства и личной свободы овладели прежде всего третьим сословием, из среды которого и вышла большая часть гуманистов. Буржуазия не пользовалась важными наследуемыми социальными привилегиями, которые принадлежали духовенству и дворянству, и поэтому выступала и против самих привилегий, и против поддерживающей их государственной системы. Среднее сословие состояло из зажиточной буржуазии и людей либеральных профессий, оно обладало капиталами, профессиональными и научными знаниями, общими идеями, духовными стремлениями. Эти люди не могли довольствоваться своим положением в обществе и придворно-аристократической культурой века Людовика XIV. Феодально-абсолютистская и клерикальная культура еще занимала ключевые позиции в обществе при помощи строгой цензуры научных, публицистических и художественных произведений. Но эта феодальная культура переставала быть господствующим монолитом. Ее мировоззренческие, ценностные, нравственные основы больше не соответствовали новым условиям жизни, новым идеалам и ценностям людей, живущих в атмосфере кризиса феодально-абсолютистского строя. Мировоззрение третьего сословия ярче всего выразилось в просветительском движении — антифеодальном по содержанию и революционном по духу. Радикальные изменения происходили и на уровне эстетического сознания. Основные творческие принципы XVII века — классицизм и барокко — обрели в эпоху Просвещения новые качества, потому что искусство XVIII века обращалось к изображению реального мира. Художники, скульпторы, писатели воссоздавали его в картинах и скульптурах, повестях и романах, в пьесах и спектаклях. Реалистическая ориентация искусства побуждала к созданию нового творческого метода. Это направление получило решительную поддержку в сочинениях философов-просветителей. Благодаря их деятельности в XVIII веке быстро развивались теория искусства и литературно-художественная критика. На смену традиционному типу художественного сознания пришел новый, не подчиняющийся средневековым канонам. Главными его ценностями стали новизна содержания и средств художественного изображения мира, а не подражание классическим правилам прошлого. Общество требовало от государства не только духовной свободы, но и свободы мысли, слова, печати, художественного творчества. Философия XVIII века сумела реализовать требования, которые предъявлялись в эпоху Возрождения и Реформации. Идея естественного права личности, принадлежащего ей по рождению, данного Богом безотносительно к общественному положению, вероисповеданию, национальности, стала одной из самых важных культурных идей XVIII в. Новый тип культуры был связан с осознанием суверенности и самодостаточности личности. Художественное творчество века Просвещения утверждало самоценность личности, того, что отличало ее от всех других людей. Новые экономические, политические, социальные условия любой деятельности, в том числе и художественной, приводили к тому, что исполнитель вкусов заказчика превращался в «свободного художника», который так же, как и любой другой производитель товаров, мог свободно продавать продукт своего труда.Вопросы 1. Почему культурное движение XVIII в. можно охарактеризовать одним словом «просвещение»? 2. Какие культурные начала предшествующих эпох лежат в основе Просвещения? 3. Почему феодально-клерикальная культура не удовлетворяла требованиям буржуазии? 4. Что способствовало пробуждению личного самосознания в XVIII в.? 5. Какова самая важная культурная идея века Просвещения? §2. НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В различных государствах и различных областях культурной жизни процесс просвещения протекал по-разному. В Англии начало Просвещения некоторые исследователи относят к XVI в. Английское Просвещение носило религиозный и политический характер. Во Франции торжество идей эпохи Просвещения в XVIII в. было закреплено победой революции 1789 г. В Германии оно приняло характер «просвещенного абсолютизма», не проявляясь в политических событиях, а уходя во внутреннюю духовную жизнь, философию и литературу. В Италии Просвещение проявилось в антиклерикализме. В Испании просветителями можно назвать лишь небольшую группу людей, противостоявших двору и церкви и отделенных пропастью от непросвещенного народа, не верившего в прогресс и не желавшего реформ. Благодаря историческим условиям просветительские начала выразились в Англии раньше, чем в других странах. Здесь раньше всех произошла эмансипация интеллигентной буржуазии в культурной и политической жизни, что проявилось в формировании либеральных взглядов в обществе. Именно в Англии рационалистические стремления были сформулированы, приведены в систему, которая выработала определенное самостоятельное отношение к главным вопросам философии, политики и морали. Мыслителей раннего английского Просвещения (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм) стали называть вольнодумцами (англ. — free thinkers). Это название прочно вошло во все европейские языки. Родоначальником всей просветительской философии был Джон Локк (1632-1704), философ-материалист, создатель доктрины либерализма, психолог и педагог, сам выросший под влиянием религиозного и политического движения своей родины во второй половине XVII в. Джон Локк создал теорию познания на основе учения психологии сознания, положив начало педагогике как науке, изучающей личность. Он первым сформулировал идею безусловной личной свободы на основе естественного права человека. Своеобразие английского Просвещения в том, что оно возникло не до, а после буржуазной революции. Британское общество оказалось недостаточно восприимчивым для антифеодального пафоса просветительских идей, которые не укоренились в общественном сознании и не нашли себе таких страстных пропагандистов, как во Франции. Французские просветители обратились к английским теориям как к схемам для выражения своих собственных стремлений. Большинство из них знали английский язык, побывали в Англии (путешествия туда были в большой моде), познакомились с ее общественными порядками. Масса переводов, общедоступных переложений открыла французской публике философию Бэкона и Локка. Знакомство с Англией давало новый культурно-общественный материал и указывало на ряд поучительных параллелей. Во второй половине века произошло обратное: французское просветительское движение сложилось и оказало мощное воздействие на культуру не только Англии, но и всей Европы. Французская философия и литература вышли из национальных рамок и приобрели значение великой международной культурной силы. Общим идеям свойственно объединять народы, создавать между ними солидарность на почве духовной жизни. Вспомним эпоху эллинизма, гуманизма, Реформации. Французская просветительская философия с ее идеями, доступными пониманию всех народов, сделала XVIII в. космополитическим. Но духовная жизнь в каждой стране имела свои особенности. Сравнительно с социально-политическим содержанием французской философии немецкое Просвещение было более индивидуалистическим. Прямая гражданская проповедь, призыв к освобожденному разуму не могли прозвучать в стране, разбитой на множество карликовых государств, воевавших друг с другом, с подавленным и закрепощенным народом. Немецкая просветительская литература проповедовала человечность и право личности на свободу. Немецкое Просвещение пришло к новым идеям позже, чем английское и французское. К началу 70-х годов XVIII в. французская просветительская литература уже заканчивала свое развитие, для Германии это была пора расцвета. Главная роль в немецком Просвещении принадлежала не политикам и публицистам, а философам и поэтам. Новые идеи, которые они проповедовали, не имели такого разрушительного характера, как во Франции, они не требовали применения их на практике. Общее настроение немецкого Просвещения — мирить веру со знанием, а не отрицать ее, реформировать существующие порядки, а не ниспровергать их революционным путем. В политическом отношении немецкое Просвещение более других поддерживало идею «просвещенного абсолютизма». Многим европейским просветителям казалось, что требования буржуазии (политическая свобода и материальное благосостояние) можно удовлетворить в условиях абсолютной государственной власти. Ведь если социальные и культурные формы общества — результат не божественного, а сознательного человеческого творчества, то могущественные правители могут перестроить всю жизнь на основах разума. Государство должно расторгнуть союз с клиром (католическое духовенство Сочинения писателей-философов постоянно перепечатывались в громадном количестве экземпляров. Либеральные журналы их расхваливали, консервативные газеты с яростью нападали, обвиняя в развращении нравов и только способствуя сбыту книжного товара. Критика епископов и преследования цензоров были лучшей рекомендацией. Некоторые авторы даже сами писали на свои книги анонимки, чтобы привлечь к ним внимание. Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось в кружках и салонах. Двор перестал быть единственным центром, к которому все стремились. В моду вошли философские салоны Парижа, где бывали Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеций, Юм, Смит. Образованное общество с жадностью набрасывалось на вновь изданные тома просветителей. С 1717 по 1724 г. было напечатано более полутора миллионов томов Вольтера и около миллиона томов Руссо.Вольтер, настоящее имя Франсуа Мари Аруэ (1694-1778), был признанным вождем просветителей всей Европы. В его творчестве полнее и ярче, чем в чьем-нибудь другом, выразилась общественная мысль века. Все рационалистическое движение часто отождествляют с деятельностью Вольтера и называют общим именем — вольтерьянство. В знаменитый замок Ферне, где он жил последние 20 лет, стекались, как на богомолье, все образованные люди Европы. Отсюда Вольтер рассылал философские и литературные манифесты, руководил кружками в Париже. Еще при жизни философы и литераторы воздвигли ему памятник. Вольтер был действительно великим литератором — он умел осмыслить и объяснить просто и общедоступно на прекрасном изящном языке самую серьезную тему, привлекающую внимание современников. Он имел громадное влияние на умы всей просвещенной Европы. Его злого смеха, способного разрушить в прах вековые традиции, страшились более чьих-либо обвинений. Вольтер не был кабинетным писателем, заточившим себя в четырех стенах, он был тесно связан с обществом своим образом жизни, интересами и вкусами. Вся его жизнь была наполнена самой лихорадочной деятельностью. Он вел литературную полемику, затевал процессы, наставлял актеров и писателей, производил опыты, рассылая десятки писем в день и при этом успевая много читать и писать сочинения самого разнообразного содержания: сказки, повести, фельетоны, статьи, научные трактаты, пьесы. Полное издание, предпринятое сразу после его смерти, состояло из 52 томов. Это работы по социологии, эстетике, истории, философии (именно он ввел в научный оборот выражение «философия истории»). В противовес некоторым просветителям он всячески подчеркивал ценность культуры. Историю общества он изображал как историю развития культуры и образования человека. Эти же идеи Вольтер проповедовал в своих драматических произведениях и философских повестях («Кандид, или. Оптимизм», «Простодушный», «Брут», «Танкред» и др.), способствующих распространению его славы как поэта. Его пьесы не соответствуют нашим эстетическим вкусам, но в свое время они имели громадный успех на сцене. Нововведения Вольтера расширяли рамки французской драматургии XVII в. и соответствовали понятиям более свободного общества XVIII в. В сознании французского общества складывался новый политический идеал конституционного правления, основанного на юридическом равенстве, на участии зажиточного и образованного общества в управлении. В низших сословиях общества просветители аристократического направления не видели объекта своего воздействия. По их мнению, просвещение недоступно для людей, обреченных на ручной труд. Народ страшил даже радикально настроенного Вольтера: «Когда чернь принимается рассуждать, все погибло». Демократическое направление в Просвещении получило название «руссоизм» по имени одного из наиболее радикально настроенных просветителей — Жан-Жака Руссо (1712-1778). Он был одним из тех, кто духовно подготавливал Французскую революцию. Руссо видел причину социального неравенства в частной собственности («Рассуждение о начале и основаниях неравенства»). Он защищал республиканские демократические -порядки, обосновывал право народа на свержение монархии. Его общественно-политические трактаты легли в основу деятельности якобинцев. В своих литературных произведениях — стихах, поэмах, романах, комедиях — Руссо идеализировал «естественное состояние» человечества, прославлял культ природы. Руссо выступил как провидец издержек зарождавшейся буржуазной культуры. Он первым заговорил о ставшей сейчас реальностью высокой цене прогресса цивилизации. Руссо противопоставлял испорченности и развращенности цивилизованных наций жизнь общества на патриархальной стадии развития, ошибочно предполагая в ней идеальную чистоту нравов естественного человека. Его лозунг «Назад к природе» был использован потом натурализмом, недооценивающим значение социальных связей между людьми. Мечта о естественном существовании естественного человека в естественной среде хорошо выражает общее настроение эпохи Просвещения. Руссо считал, что все, что тормозит естественное развитие человека, должно устраняться с помощью воспитания. Педагогические взгляды, проникнутые гуманизмом и демократизмом, выражены в его знаменитом романе-трактате «Эмиль, или О воспитании». Сочинения Руссо способствовали становлению психологизма в европейской литературе. Его роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» и «Исповедь» стали настольными книгами для многих поколений образованных людей по всей Европе. Руссо оказал огромное влияние на духовную историю современной Европы с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры. Он многогранен в своем творчестве, как и большинство просветителей, знания которых поистине энциклопедичны. Издание «Великой Энциклопедии» собрало все разрозненные знания и стремления просветителей в одно целое. В деле участвовали сотни популяризаторов и пропагандистов идей Просвещения. Энциклопедия сплачивала вокруг себя умнейших людей Франции. В Париже образовался кружок философов-энциклопедистов, который заявил о себе в начале 50-х годов как об общественной партии. Цель многотомного издания — подвести итоги познания человечества по всем отраслям знания с новой просветительской точки зрения. Энциклопедия стала кодексом французского Просвещения. Она была не просто сводом научных знаний, но активным общественным предприятием, орудием философской пропаганды. Она вела борьбу с общественными предрассудками и предназначалась не для одних ученых, а для всего общества. Первый том вышел в 1751 г. под заглавием «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел...» под редакцией д'Аламбера и Дидро. За 20 лет вышло 17 громадных томов текста и II томов с пояснительными таблицами, 5 томов приложений и дополнений. Два раза издание приостанавливалось правительством, редакторы постоянно подвергались нападкам властей. Но успех у публики был колоссальный, книги быстро расходились по всей Европе, книгоиздатели получили огромную прибыль. По замечанию Вольтера, Энциклопедия пустила в обращение до 8 миллионов ливров, эта сумма превышала торговый оборот крупнейшей тогда Вест-Индской компании. Главным редактором и душой предприятия был ^ Дени Дидро (1713-1784) —представитель демократического направления просветителей. Для успешного издания Энциклопедии был необходим именно такой человек — упорный в своих начинаниях, бескорыстный, разнообразных познаний и интересов, неутомимый в работе. Для Толкового словаря он писал статьи самого разнообразного содержания: по философии, политике, грамматике, риторике, морали, эстетике, механике. Более тысячи его статей посвящено вопросам техники и технологии, которые ему приходилось изучать на практике, в мастерских. Дидро первым поставил технологию в зависимость от культурного развития общества. В свои статьи он вносил новый дух — дух уважения к труду. В философских произведениях («Мысли об объяснении природы», «Философские принципы материи и движения» и др.) Дидро отстаивал материалистические идеи. В литературе его значение определяется борьбой за реалистические принципы эстетики («Племянник Рамо», «Жак-фаталист», «Монахиня»). Те же принципы он утверждал в своих критических работах об искусстве («Салоны», «Парадокс об актере»). В Энциклопедии поражает разнообразие круга интересов одних и тех же авторов: д'Аламбер выступал как философ, математик, моралист, Руссо-философ писал статьи по теории музыки и политэкономии, Тюрго — экономист и философ — о ярмарках и этимологии. Энциклопедизм был отличительной чертой людей науки того времени. С 60-х годов XVIII в. начался промышленный переворот (переход мануфактурного производства на машинную стадию, создание материально-технической основы крупного капиталистического производства). Он оказал могущественное воздействие на все стороны общественной жизни: промышленность, политику, идеологию, культуру. В этот период впервые начинается систематическое приложение достижений науки к производству.^ В деятельности просветителей было отчетливо видно стремление перестроить общество и производство на основе научных выводов. Общие представления об успехах физики и химии сильно воздействовали на общество. Масса нового материала обогатила естественные науки. Множество новых видов растений и животных, открытых благодаря эпохе путешествий, дали возможность широкого сравнительного изучения. Развитие экспериментальных исследований, установление количественных соотношений между явлениями природы, их точное математическое выражение, способность человеческого разума понять и использовать законы природы, создание новых техники и технологии приводили к изменениям в мироощущении людей того времени. Люди оказались настолько смелыми, что вторглись даже в сферу религии. Существование различных вероисповеданий они стали рассматривать как факт, противоречащий разуму. Традиционные формулировки лишь относительны, а не абсолютны, следовательно, нужно было создать рационалистическую религию. Стремление доказать существование Бога средствами разума — деизм — стало очень популярным. Отвергая церковно-религиозные догматы, деисты защищали бытие божества. В формировании рационалистической религии участвовала вся Европа: Юм, Бейль, Руссо, Вольтер, Дидро, Лейбниц, Лессинг и многие другие. Протестантизм, который уже таил в себе рационалистическое учение, а затем и католицизм с середины века стали допускать веротерпимость там, где раньше было преследование инакомыслящих. Признанный враг веротерпимости — орден иезуитов, в руках которого находилось практически все образование,— потерял свои позиции и в 1773 г. был упразднен папой Климентом XIV. «Рационалистическая религия» успешно боролась с суевериями — в середине века суды большинства европейских стран отказывались разбирать дела по обвинению в колдовстве. В отличие от французских просветителей, преклонявшихся перед разумом, ^ Иммануил Кант (1724-1804), открывающий эпоху расцвета классической немецкой философии, подверг критике саму основу рационализма. Он считал, что нужно критически исследовать саму познавательную способность человеческого разума. По мнению Канта, рационалистическим путем нельзя объяснить поведение человека, его выбор между долгом и благом. Для Канта нравственный закон, существующий внутри человека, — непостижимая тайна. Это внутреннее стремление к добру, закон морали Кант назвал «категорическим императивом». Он считал культуру данной Богом способностью человека подняться от животного состояния к нравственному существованию. Вершиной философии в системе Канта стала эстетика. Гармонию между долгом и благом, которую тщетно ищут в действительности, дает искусство. Оно способно разрешить все философские проблемы. Для воспроизведения прекрасного необходимо свободное от практического разума, чистое, незаинтересованное созерцание; гений должен творить свободно. «Критика чистого разума» выражает те идеи о субъективности, об относительности познаний человека, которые в XVIII в. носились в воздухе. Все, что мы можем познать в мире, — это нас самих и изменения, происходящие в нас. Кант выражал эти идеи в области отвлеченной философии. Но эти же идеи выражаются в зримой форме в литературе XVIII в. Притязания человека объять Вселенную своим духом и вопль отчаяния при виде невозможности подобных замыслов воплотились в «Фаусте» Гете.Вопросы 1. Почему просветительская литература обладала огромной популярностью среди всех слоев населения? 2. Почему Вольтер был признан вождем просветителей всей Европы? 3. Объясните значение термина «вольтерьянство». 4. Какое влияние оказал Жан-Жак Руссо на духовную культуру Европы? 5. Какова была общая отличительная черта людей науки в век Просвещения? 6. Почему эстетику Канта можно рассматривать как противовес просветительской философии? §4. ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ Новые идеи, развившиеся в произведениях мыслителей XVIII в. — философов, историков, естествоиспытателей, экономистов, — жадно вбирались эпохой, получали дальнейшую жизнь в литературе.Новая атмосфера общественного умонастроения приводила к изменению в соотношении видов и жанров художественного творчества. Значение литературы — «орудия просвещения» — по сравнению с другими эпохами необычайно выросло. Просветители в своей публицистической деятельности избрали форму короткой остроумной брошюры, которую можно было быстро и дешево издать для самых широких читательских кругов, — «Философский словарь» Вольтера, «Диалоги» Дидро. Но объяснить массовому читателю философские идеи должны были романы и повести, такие, как «Эмиль» Руссо, «Персидские письма» Монтескье, «Кандид» Вольтера, «Племянник Рамо» Дидро и др. Главным художественным языком Просвещения был классицизм, унаследованный от XVII века. Этот стиль отвечал рационалистической природе просветительского мышления и его высоким нравственным принципам. Но элементы старой феодальной культуры, связанной с психологией аристократии, уступали место новым, основанным на гражданско-демократических идеалах. Духовные ценности буржуазной и общедемократической культуры развивались вне строгих канонов классицизма и даже в борьбе с ним. Интерес к повседневной жизни третьего сословия не укладывался в жесткие рамки стиля. Направление просветительского реализма получило успешное развитие в «рассудительной» Англии, которую мало привлекали мифологические сюжеты. Сэмюэл Ричардсон (1689-1761), создатель европейского семейно-бытового романа, ввел в литературу нового героя, который до того имел право выступать лишь в комических или второстепенных ролях. Изображая духовный мир служанки Памелы из одноименного романа «Памела», он убеждает читателя в том, что простые люди умеют страдать, чувствовать, мыслить не хуже героев классической трагедии. С романами Ричардсона в английскую литературу вошли изображение естественной повседневной жизни и тонкая психологическая характеристика. Распространение просветительских понятий о «естественном состоянии» в эпоху чрезвычайного увлечения путешествиями (коммерсанты, миссионеры, деятели науки открыли пути в Россию, Персию, Китай, западноевропейская эмиграция пошла внутрь американских материков) привело к созданию географической и миссионерской литературы о добром дикаре, разумном от природы. Именно тогда стал обсуждаться вопрос: а не заключает ли в себе культурное общество больше опасностей чем нецивилизованное? Литература впервые поставила вопрос о цене прогресса. Вся группа представлений и мечтаний о лучшем естественном строе получила художественное выражение в знаменитом романе ^ Даниеля Дефо (1660-1731) «Робинзон Крузо». Наши представления о Дефо как об авторе одного романа совершенно неверны. Им написано более 200 работ различных жанров: стихов, романов, политических очерков, исторических и этнографических произведений. Общая направленность его политической и литературной деятельности дает все основания называть Дефо просветителем. Популярность книги о Робинзоне надолго пережила круг идей, породивших ее. Это не что иное как история изолированной личности, предоставленной воспитательной и исправительной работе природы, возвращение к естественному состоянию. Менее известна вторая часть романа, рассказывающая о духовном перерождении на острове, вдали от цивилизации, остатков мятежного экипажа корабля — разбойников и злодеев. Увлекателен художественный вымысел этого произведения, в котором Дефо языком героев романа живо и бесхитростно рассказывает, что думали люди XVIII в. о природе и культуре, о совершенствовании личности и общества. Так же трезво, с материалистических позиций смотрит на мир автор не менее знаменитого произведения «Путешествие Гулливера» ^ Джонатан Свифт (1667-1745). Вымышленная страна лилипутов дает сатирическое изображение английского общества: интриги двора, подхалимство, шпионаж, бессмысленная борьба парламентских партий. Во второй части, изображающей страну великанов, сказываются мечты о мирной жизни и труде в стране, которой правит добрый и умный монарх, — идеал «просвещенного абсолютизма». Наиболее отчетливо направление просветительского реализма выразилось в творчестве ^ Генри Филдинга (1707-1754), которого называют классиком литературы Просвещения. Он выражал идеалы общедемократической культуры, развивающиеся в среде буржуа. Филдинг хорошо видел пороки не одной аристократии, но и буржуазии. В романе «История Тома Джонса — найденыша», комедии «Пасквин», сатирическом романе «Джонатан Уайльд» им даны критические оценки идеалов добродетели третьего сословия. Поэтому пути пойдут потом реалисты XIX в. Диккенс и Теккерей. Оставаясь на позициях просветительства, немецкие литераторы искали нереволюционные методы борьбы со злом. Главной силой прогресса они считали эстетическое воспитание, а главным средством — искусство. От идеалов общественной свободы немецкие писатели и поэты перешли к идеалам свободы нравственной и эстетической. Такой переход характерен для творчества немецкого поэта, драматурга и теоретика искусства Просвещения Фридриха Шиллера (1759-1805). В своих ранних пьесах, имевших громадный успех, автор протестовал против деспотизма и сословных предрассудков. «Против тиранов» — эпиграф к его знаменитой драме «Разбойники» — прямо говорит о ее социальной направленности. Общественное звучание пьесы было огромным, в эпоху революции она ставилась в театрах Парижа. В 80-е годы Шиллер обратился к идеализму, став создателем теории эстетического воспитания как способа достижения справедливого устройства общества. Задачу культуры он видел в примирении разумной и чувственной природы человека. Новым явлением в немецком Просвещении, которое сущность культуры видело в преодолении животного, чувственного начала в человеке силой разума (французские просветители) и морали (И. Кант), было направление немецких поэтов-романтиков «йенского кружка». Братья ^ А.В. и Ф. Шлегели (1767-1845 и 1772-1829), Новалис (1772-1801) и др. на первый план выдвигали эстетическое осознание культуры. Средством преодоления животного, чувственного начала они считали художественную деятельность людей, способность к творчеству, заложенную Богом. Несколько упрощенно культура сводилась к искусству, которое ставилось и над наукой, и над нравственностью. В эпоху разочарования в буржуазных преобразованиях своеобразные черты духовной культуры Германии получили европейское значение и оказали мощное воздействие на общественную мысль, литературу и искусство других стран. Систематическую форму романтическая философия искусства получила в трудах близкого к йенской школе ^ Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), который считал искусство высшей формой постижения мира. Эстетическое направление романтики и идеальные стремления Шиллера разделял великий поэт Германии Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832). Как истинный представитель эпохи Просвещения, основоположник немецкой литературы Нового времени, он был энциклопедичен в своей деятельности: занимался не только литературой и философией, но и естественными науками. Гете продолжал линию немецкой натурфилософии, противостоящей материалистически-механистическому естествознанию. И все же взгляды на жизнь и мировоззрение человека ярче всего выражены в поэтических произведениях Гете. Итоговым сочинением стала знаменитая трагедия «Фауст» (1808-1832), воплотившая поиски человеком смысла жизни. «Фауст» — наиболее значительный памятник культуры рубежа веков, в котором возникает новая картина мира. Гете — величайший поэт эпохи — был в то же время выдающимся ученым, философом, естествоиспытателем. Он исследовал природу света и цвета, занимался минералами, изучал культуру античности, Средневековья и Возрождения. В «Фаусте» дана грандиозная картина Вселенной в ее понимании человеком Нового времени. Перед читателем предстает мир земной и потусторонний, человек, животные, растения, сатанинские и ангельские существа, искусственные организмы, разные страны и эпохи, силы добра и зла. Вечная иерархия рушится, время движется в любом направлении. Фауст, ведомый Мефистофелем, может оказаться в любой точке пространства и времени. Это новая картина мира и новый человек, который стремится к вечному движению, познанию и деятельной жизни, насыщенной чувствами. В 80-х годах XVIII в. Гете и Шиллер открыли то десятилетие истории немецкой литературы, которое называют классическим периодом чистого искусства — «веймарский классицизм». Его основными чертами были: разрыв с действительностью, прославление чистого искусства и приверженность античной культуре. Их классический метод был направлен на изображение идеальных моментов жизни, на исключение из нее будничного, прозаического. Героические личности Шиллера (Мария Стюарт, Вильгельм Телль), изображенные самыми общими штрихами,— не люди, а воплощенные идеи. Гете глубже смотрел на жизнь, он стремился показать человека со всех сторон бытия, во всех проявлениях его натуры. Его Вертер, Фауст — это не идеальные герои, а живые люди. Несмотря на известную отвлеченность, классические произведения Гете и Шиллера наполнены жизненной правдой и реалистическим содержанием. Их творчество обращено к народным истокам. Реализм начал проникать в классицизм, и прежде всего в драматургию.Вопросы 1. Почему в эпоху Просвещения произошли изменения в соотношении видов и жанров художественного творчества? 2. Почему в литературе XVIII в. повысился интерес к повседневной жизни людей? 3. Какие идеи Просвещения нашли отражение в знаменитых книгах Д. Дефо и Дж. Свифта? 4. Как понимали сущность культуры немецкие поэты-романтики? 5. Почему мы можем назвать Гете истинным представителем эпохи Просвещения? § 5. ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР ПРОСВЕЩЕНИЯ Прямую дорогу от реализма просветителей к реализму XIX в. проложили немецкие драматурги. Главной задачей искусства деятели Просвещения считали перевоспитание людей; проповедь со сцены казалась им эффективной и удобной формой убеждения. Только Вольтером написано 54 драматических произведения. Но каноны классицизма, которых придерживались писатели раннего Просвещения, сковывали развитие драматургии, ограничивали круг тем и героев. Против устаревшего искусства классицизма выступил ^ Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781)   журналист, поэт, критик, философ, теолог. Более тридцати лет продолжалась его деятельность, напоминающая по своему значению роль В.Г. Белинского. В теоретических работах («Лаокоон», «Гамбургская драматургия») Лессинг отстаивал эстетические принципы просветительского реализма (хотя в своем творчестве испытывал еще влияний классицизма). Классицизм для него являлся устаревшим искусством, черпающим свою эстетику из условностей двора. Теория драмы стала для него полем сражения за раскрепощенную личность. XVIII в. дал мировой культуре таких замечательных художников и теоретиков искусства театра, как Шеридан — в Англии, Вальтер, Дидро, Бомарше — во Франции, Лессинг, Гете, Шиллер — в Германии, Гольдони — в Италии. Господство разума привело к тому, что искусство просветителей страдало рассудочностью, рациональный анализ жизни требовал упорядоченных форм. Однако просветители, видевшие идеал человека в гармоничной личности, не могли пренебречь требованиями чувства, когда речь шла об искусстве. Театр эпохи Просвещения замечательно выразил и содержанием, и методом новый взгляд на мир, который был адекватен эпохе. В качестве прямого последователя Дидро выступал крупнейший драматург Франции ^ Пьер Огюстен Бомарше (1732-1799). Его необычайно популярные веселые комедии «Безумный день, или Женить


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.