Реферат по предмету "Философия"


Таинства веры

Священник Георгий Завершинский
Крещение.
Если в России, например, мыспросим у взрослого человека о том, крещен ли он, то чаще всего услышим вполнеопределенный точный ответ: «Конечно». Когда, продолжая этот разговор, мыотметим: «Значит, Вы – христианин», то нас могут столь же определенно поставитьна место: «Ну что Вы, я – православный». Так, не задумываясь, мы иногдапроводим границу между традицией, знакомой и близкой нам в образах и символах, ихристианской верой, которая в этой традиции раскрывается. Вера и традициянеразлучны, как, например, разум и чувства человека. Постигнув что-то своимразумом, мы получаем удовлетворение и радость через наши чувства. И, наоборот, чувственноевосприятие окружающего мира подталкивает нас к осознанию его разумногосодержания.
Можно сказать, чтоправославная традиция начинается и заканчивается верой. Впервые почувствовавверу, взрослый человек сознательно решает принять таинство Крещения. С верой онприступает ко всем церковным таинствам и молитвам. Вера сопровождаетхристианина всю жизнь, потому что веру дает Бог. И когда вера слабеет илизатухает в нас, любовь и надежда дают новый живительный импульс, пробуждая нашразум к активному осознанию своей веры. Нелегко было бы вновь и вновь обретатьверу, если бы не было православной традиции, которая ощутимым образомзатрагивает чувства человека, в образах напоминая о реальности Бога и ЕгоЦеркви. Православный образ – икона, как самое верное выражение христианскойтрадиции, не дает человеку до конца исказить веру, сбиться с пути и потеряться.К иконе нечего добавить или отнять. Лик Божий, глядя на нас с иконы без всякогоосуждения и порицания за наши ошибки, выражает самую суть истины о любви Бога кчеловеку, раскрывшейся в Боговоплощении. Эта любовь деятельна и ощутима. Первымплодом ее является рождение человека от воды и Духа, то есть Крещение.
Когда к таинству Крещенияприносят младенцев, это как нельзя больше свидетельствует о возникающем довериилюдей к Богу, так как родители приносят и передают Богу самое дорогое, что уних есть – дитя, которое для матери и отца должно быть дороже всех земныхсокровищ и состояний. И Бог многократно воздает человеку в ответ на его веру илюбовь, Он возвращает это дитя родителям, омыв, освятив, благословив и принявего в Небесное Царство. Что это означает для нас с вами? Как это можно понять икак правильно отнестись к таинству Крещения? Что следует делать человеку, принявшемуэто таинство?
Вхождение человека вЦерковь начинается с Крещения. Уже само решение о том, чтобы принять Крещениесамому или крестить своих детей, как мы уже отметили, является результатомблагодатного действия любви Бога к человеку. По-разному это проявляется средилюдей, но результат один и тот же – рождение нового «гражданина» Царствия Божия,которое совершает Сам Бог. Не сразу ощущается этот результат в жизни человека, будьто взрослый или младенец. Не следует ждать каких либо внешних перемен или чего-тотакого, что вдруг само по себе изменит нашу жизнь, сделает ее лучше и чище безвсякого труда и усилий с нашей стороны. Однако, несомненно, что-то происходит, потомучто совершенно новое, неизъяснимое чувство наполняет жизнь человека новымсмыслом. В сердце звучит призыв, приглашение, на которое нужно ответить, иначе,спустя какое-то время, все происшедшее вновь может затянуться пеленой забвенияи бесчувствия к Богу. Тогда на долгие годы пропадет интерес к Церкви итаинствам, и жизнь пойдет так, как будто она не была затронута благодатьюКрещения. Однако и в этом случае нельзя отступать и опускать руки, потому чтокогда-то свершившийся факт нашего Крещения остается непреложным. Даже есличеловек отречется от Бога, Бог не оставит человека никогда, Он «не до концапрогневается и не вовек враждует» и потому будет ожидать нашего покаяниявсегда. Для этого и дана целая жизнь человеку, чтобы он искал Бога, и, обретяЕго в своем сердце, стал вместе с Богом трудиться над самим собой, чтобы веране ослабела и любовь не угасла.
Сотрудничество человека сБогом, деятельное участие в Божием замысле спасения делает жизнь человекаосмысленной и перспективной. Многие из тех трудностей, которые человеквстречает на своем жизненном пути, становятся преодолимыми. И преодолевая их, мыобретаем все большую уверенность и осознание истинности обретенного пути сБогом. В противном случае жизнь может оказаться состоящей лишь из потерь ивременных обретений, за которыми опять следуют утраты, что, конечно, никогда несможет удовлетворить человеческий разум в поисках смысла жизни. Пока мы идемсвоим путем, Бог молчит и ожидает, давая нам исчерпать свои возможности иубедиться, что они не беспредельны. Это часть Божественной педагогики, воспитаниячеловека. Но, в отличие от человеческого воспитания, имеющего чаще всеговнешний, принудительный характер, Бог воспитывает нас любовью. Родившись воплоти, Он Сам проходит весь жизненный путь человека: от триумфального успеха дополного отречения и предательства даже самых близких и дорогих людей. Именнопотому, что Бог прошел все это Сам, Он может помочь человеку изнутри самогочеловека, зная человека лучше него самого.
С Крещения Господняначинается полное вхождение Бога в человеческую жизнь, и человек обретаетвозможность стать причастником Божественной жизни. Христос крестился, чтобы могкреститься каждый человек, чтобы он мог очиститься, омыться той водой, которуюБог однажды освятил Своим вхождением в нее и принятием Крещения от рук Иоанна.Дух Божий, сошедший на Иисуса Христа после Крещения, засвидетельствовал ЕгоБожество и благоволение Бога Отца, бывшее на Нем. Так совершилось откровениеБога-Троицы, Который Сам пожелал так открыться человеку, чтобы ему сталадоступна Божественная любовь. Таинство Духа Божия, в церковной традицииследующее за таинством Крещения, называется Миропомазанием или личнойпятидесятницей, потому что исторически для человека полнота даров Духараскрылась в день Пятидесятницы или Троицы, после Воскресения и ВознесенияХриста. Однако уже в Крещении на Иордане Иисус Христос явился миру как СынБожий, на Котором подобно голубю почил Святой Дух. Поэтому в православнойтрадиции таинство Крещения во имя Отца, Сына и Святого Духа и таинствоМиропомазания совершаются одно за другим без перерыва во времени.
Практическим осуществлениемнашей веры и следствием Крещения и Миропомазания является участие человека вцерковных таинствах. Центральным и образующим среди них является таинствоЕвхаристии. Для участия в этом таинстве собственно и совершается Крещение. Невсе и не всегда, к сожалению, осознают, что реально быть православнымхристианином невозможно, если человек не причащается за БожественнойЕвхаристией.
Миропомазание.
О том, что новорожденногомладенца нужно будет скоро крестить, знает большинство родителей, вне зависимостиот того, являются они сами достаточно знающими и опытными в церковном смыслелюдьми или нет. Кто из мам, пап, бабушек или дедушек не хочет, чтобы их любимоечадо обрело небесного покровителя и было ограждено от всякого «сглаза, порчи»или болезни? Кому не будет радостно и приятно осознавать, что хоть сам он илиона и не слишком тянутся к Церкви, но вот их дочь или сын уже наверстаютупущенное родителями и вырастут в вере? Тогда уже жизнь у них навернякасложится удачно и счастливо! В таком случае и нам, родителям, от счастья нашихдетей, может быть, что-нибудь перепадет.
Иногда нас поражает всебе самих такая духовная безалаберность, такая отстраненность от своейсобственной жизни и веры. Пусть «где-то кто-то когда-нибудь», но пока не я, ещене настало время, еще не пришел срок моей веры, вот «выйду на пенсию», тогда, можетбыть, займусь. А сейчас пока пусть покрестят моего ребенка, «может, хоть болетьне будет». А уж я как-нибудь сам, своим умом проживу. Проходит год за годом, ав жизни что-то важное так и не происходит, остается ощущение недосказанного, недоделанного,непережитого. Мы успокаиваемся, говоря себе, что живем для своих детей, а ужони будут жить лучше, полнее и проживут вместе со своей жизнью и тунедоставшуюся нам часть.
Может быть так и устроенмир, что родители живут для своих детей и внуков, а те, в свою очередь, будутжить для своих? Может быть, действительно, смысл нашей жизни только лишь в том,чтобы родить детей и устроить их жизнь лучше нашей собственной? Но если бы этобыло так, то где же тогда конец этой цепи длиной в человеческую историю? Когдазакончится перепоручение ответа на насущный вопрос и перекладываниеответственности за этот ответ от одного поколения на другое? Кто и когдавозьмет на себя бремя ответственности сказать, что он знает, откуда пришел, зачеми куда идет? Если бы мы даже ничего не знали о Христе, то, наверное, подумалибы, что только Кто-то Высший, Сверхразумный, Сверхосведомленный может сделатьэто. Если Он есть. Но если бы Его не было, то не было бы и самого вопроса, потомучто некому было бы его даже поставить.
Однажды в человеческойистории один Человек сказал, что Он знает Своего Отца Небесного, также как иОтец знает Его. Сказать эти слова никто и никогда не осмеливался ни до, нипосле Христа. Поэтому они были и остаются невыносимыми для многих. Поэтому людивосстали на Христа и распяли Его. Поэтому Бог воскресил Его. Бог не наказалпреступников, безмерно оскорбивших Его, Он только воскресил Своего Сына, потомучто любит Его. Бог любит и тех преступников, только они пока об этом не знают, потомучто всегда перекладывали ответственность на других, а любить не научились. Длятого и пошел Христос на смерть, чтобы человек научился любить и принял этулюбовь как факт бытия своего личного, а не только своих детей и внуков. Онпошел на смерть, чтобы воскреснуть и дать всем верующим в Него вместе с ответомна насущный вопрос и осуществление всего желаемого в жизни.
Мы просим у Бога помощи, разрешенияжизненных проблем, здоровья и долголетия нам и нашим детям. Если мы просим сверой, то Господь дает все желаемое и даже «сверх того». Вот об этом «сверхтого» стоит поговорить. Когда мы обращаемся с просьбой, скорее всего мы незнаем, что просим. Представим себе, что мы вдруг предстали перед могущественнымправителем: царем, королем или президентом Соединенных Штатов. И нам говорят, что«сегодня твой день – проси, что хочешь, и все будет тебе». Станет ли ктопросить о чем-то малозначимом, преходящем, о том, что сегодня есть, а завтракончится. Наверное, мы, напрягая свой разум и чувства, постараемся попросить очем-то существенном, чтобы, пользуясь случаем, обеспечить себе счастье на всюжизнь. Ведь во власти этого правителя дать нам это. Насколько же больше намможет и хочет дать Бог! Поэтому «сверх того» – это не малая прибавка к нашемужеланию, а дар того великого и главного, о чем мы, возможно, и не подозреваем.Прося у Бога с верой многого, мы получаем несравненно большее, то есть то, чтоникогда не кончится и всегда будет приносить нам счастье. Это большее есть дарДуха Святого, Утешителя, Духа истины. Придя, этот Дух открывает нам правду оХристе, Человеке, Который знает откуда пришел и куда идет, потому что идет «кСвоему Отцу и Отцу нашему, Богу Своему и Богу нашему». Следуя в Духе за Христом,человек восходит к Богу вместе с Ним. Первый раз об этом Церковь нам сообщает втаинстве Миропомазания, следующем сразу за Крещением.
На пятидесятый день послеСвоего Воскресения Господь послал Своего Духа апостолам, тем самым основав СвоюЦерковь. Так в церковном таинстве Миропомазания каждый вновь крещеный человеклично приобщается того же самого Духа. Это означает, что далее вся жизнь можетбыть исполнена этого Духа, если мы не будем препятствовать этому. Каквоздвигаются препятствия для действия Духа, многие догадываются, поскольку учеловека есть такой «орган» как совесть, исследуя которую, мы можем начатьвнутри самих себя различать, что для нас есть недостойное или неполезное вдуховном смысле. Таким образом, таинство Миропомазания, или действия СвятогоДуха, простирается на всю нашу жизнь, помогая, когда это необходимо, понять иосознать свой грех, чтобы приступить к еще одному церковному таинству –Покаяния. Конечно, строго говоря, внешнее различие таинств является условным, ведьДух един. Однако действия Духа различны, и человек воспринимает их различнымобразом, поэтому Церковью и были установлены различные молитвы ичинопоследования для различных таинств.
Покаяние.
Покаянное чувствозарождается в глубине человеческой души таинственным, непостижимым образом.Будто открывается внутри какое-то окно или другой источник света, который вдругнам высвечивает самих себя в таком виде, что сначала становится невероятностыдно, горько и даже больно от своей собственной жизни. Этот первый момент иесть начало таинства покаяния. Внезапно или постепенно, но мы начинаемосознавать себя далеко не тем самодостаточным, самоуспокоенным человеком, которыйзнает, что ему в этой жизни нужно и как этого достичь. Что-то более и болеебеспокоит нас, задевая самые сокровенные струны души. Куда-то исчезают теориентиры в жизни, на которые мы когда-то опирались и которые полагалинезыблемым основанием нашего, да и не только нашего, но вообще всякогочеловеческого существования.
Дело в том, что так мысчитали, когда не задумывались по-настоящему, а живет ли кто-то еще на светекроме меня? Мир существовал для меня одного, все оборачивалось только вокругменя и моего к этому отношения. Даже близкие и родные люди, те, кого я, кажется,безусловно люблю и уважаю, существовали для меня, на самом деле, только взависимости от их отношения ко мне. Так, например, если я с кем-то из них вссоре, то любовь кончена, и этот человек перестает существовать для меня. Покачто-то не произойдет, и наши отношения не восстановятся, его для меня нет, хотядействительность оказывается совсем иной. Действительность такова, что и меня, можетстаться, для кого-то не существует, и я, может быть, кому-то неприятен, нехорошили даже противен. В действительности моя малейшая неприязнь к кому-то должнастать индикатором того, что внутри меня самого что-то неладно. Стоит толькозадуматься над этим, взглянуть на себя как бы со стороны, и начнетприоткрываться то окно, о котором мы уже начали говорить.
Это окно – наша совесть.Она есть у каждого человека. Это, по сути, то измерение нашей души, в которомнам доступно видеть и слышать Бога. Бог проливает свет на нашу жизнь черезприоткрытое окно нашей совести. Подобно тому, как на рассвете хочется отдернутьштору, чтобы лучи раннего солнца осветили наш дом, так у нас безотчетновозникает желание приоткрыть окно своей совести и увидеть правду о самих себе.Однако часто в доме нашей души оказывается беспорядок, много пыли, ненужногохлама, а возможно там живут какие-то незваные гости, о существовании которых мыдаже и не подозревали. Тогда возникает желание поскорее что-то сделать –вытереть пыль, навести порядок, выбросить ненужный хлам и попросить непрошеныхгостей оставить наш дом. Вместе с этим желанием приходит чувство стыда иопасения, что кто-то вдруг внезапно войдет и увидит весь этот хаос в нашемдоме. Или вдруг уже кто-то, кого мы давно ждем, вошел в этот дом и вместе снами наблюдает его состояние? Вот тогда, вероятно, захочется попросить прощенияу этого человека, а может, преодолевая стыд, и обратиться к нему за помощью.Вместе нам проще будет навести порядок.
Теперь представим себе, чтоэтот запущенный дом, в котором мы живем, принадлежит другому хозяину, а нам егодали только во временное пользование. Мы не строили и не приобретали его, тольковдруг оказались живущими в нем. Мы даже не выбирали себе этот дом, чтобы в немжить, но Кто-то, прекрасно знающий все о нас, поселил нас именно там, где намможет и должно быть хорошо. Этот Кто-то и есть Бог – Создатель всего, Которыйдал нам душу и тело, чтобы жить и радоваться этой жизни, чтобы знать своегоСоздателя и от радости благодарить Его за все. Но, дав этот дом, Богпредоставил нас самим себе, чтобы мы могли тоже потрудиться и украсить этот домтак, чтобы принести радость его настоящему Владельцу. Бог радуется оттого, чточеловек понимает Его замысел и, следуя ему, украшает дом своей души надлежащимобразом. Однако, не понимая и не зная Бога, хотя бы мы и старались украситьсвой дом, эти украшения будут блеклыми и быстро надоедающими нам самим. К чемубы мы в своей жизни ни стремились и чего бы ни достигли, все, в конце концов, окажется«суетой сует и томлением духа», по выражению Экклезиаста.
Но насколько же опаснееоказывается, когда мы, в действительности, даже и не стремимся как-то украситьсвою душу, потому что вообще часто о ней не вспоминаем! В лучшем случаебезвольно плывем по течению жизни, не утруждаясь понять, куда оно приведет. Абывает и еще хуже, когда с каким-то озлоблением на самих себя и на весь мир мыделаем сознательное зло другим и себе. Бывает, что это становится настолькопривычным – жить во зле и по законам зла, что мы не представляем дажевозможности иной жизни. Думая, что так живут все, мы отрицаем самосуществование абсолютного добра и любви, то есть отрицаем существование Бога.Мы не оставляем Ему места в нашей жизни, не хотим ничего знать о Нем, гоним отсебя все, сколько-нибудь напоминающее о Боге, о душе, о покаянии. Подобностраусу, зарывшему голову в песок, мы думаем, что нас никто не видит, что«чужая душа – потемки», а, следовательно, и то, что происходит в нашей душе, незнает никто. Тот хаос, бедлам, наша внутренняя одержимость, страсти и порокиникогда и никому не станут известны.
Однако действительныйХозяин дома, Создатель нашей души и нашего тела, любящий нас Бог не замедлит, ив назначенный час нам предстоит держать ответ. Не будем рисовать себесредневековые картины Страшного суда, которые теперь могут только отвлечь отправдивого взгляда на тот факт, что мы будем отвечать и, на самом деле, ужеотвечаем перед судом Божественной любви. Эта любовь отличается от той, что мыпривычно понимаем в своей жизни, она, как гениально сказал апостол Павел «всепрощает, все покрывает, не ищет своего и никогда не перестает». Так, значит, намвсе уже прощено? И да, и нет. Бог простил, но человек не принимает Его прощения,не вверяет себя этому прощению, а продолжает искать своего, самодостаточного иограниченного существования, где он не будет нуждаться ни в каком прощении. НоБог настойчив и терпелив, и все же наступает такой момент в жизни человека, когда,кажется, все кончено, нет никакого смысла больше жить так, как жил ранее, нетникакой опоры там, где она была раньше, нет теперь никого, кто мог раньшепомочь и понять. Человек начинает слышать обличающий голос своей совести, черезкоторую с ним говорит Бог.
Продолжая разговор отаинстве покаяния, подумаем о его смысле. Мы уже говорили о совести какизмерении человеческой души, через которое с человеком говорит Бог. Вспомним, чтобыло сказано о том моменте истины, который случается в жизни каждого человека, когдастановится невозможным продолжать жить так, как жил. В этот моментдействительно происходит нечто глубокое и таинственное в душе – она как быпросыпается от тяжелого сна и не сразу осознает себя бодрствующей. Реальностьнадвигается постепенно, но неумолимо, подталкивая нас к мысли: «Надо что-тоделать». Это «что-то», не имеющее никакого отношения к предыдущей нашей жизни, можетбыть неосознанно, ассоциируется с какими-то другими людьми, их отношениями иправилами. Довольно быстро приходит мысль о Церкви, но очень трудно бываетприступить к реализации этой мысли.
Вхождение человека вЦерковь начинается с покаяния. Это таинство по сути уже началось в тот момент, когдамы начали прислушиваться к голосу своей совести. Однако наше внутреннеесостояние так и останется незатронутым, а звучащий в душе голос постепеннозатихнет, если ничего не произойдет внешне. Ответ на внутренний призыв долженбыть явным, видимым и реальным делом. «Вера без дел мертва», – говорит апостолИаков. Первое дело нашей веры – переступить порог храма и прийти к таинствуисповеди.
Почему необходимаисповедь? Зачем это произнесение своих грехов перед священником вслух? Можетбыть, достаточно мысленного исповедания. Ведь Бог нас слышит и так, Ему ненужно наших сбивчивых, неловких слов о чем-то недостойном, случившемся в жизни.Зачем нам вспоминать и еще раз со стыдом называть что-то сокровенное, нонастойчиво тревожащее нашу душу? Вдруг та тоненькая ниточка возникающейблизости к Богу исчезнет, разорвется после наших откровений? Может, лучшеумолчать и не говорить ничего? Но вот, священник ожидает нашей исповеди, чтобызасвидетельствовать перед Богом ее искренность и непритворность. Как он можетзнать, не притворяемся ли мы, не играем ли некоторую покаянную роль, называявещи не своими, а чужими именами, то есть лицемерим?
Господь Иисус Христос вовремя земного служения очень часто обращался к людям, обличая притворство илицемерие тех, кто должен был бы знать, что Бог «правду видит». Зная это, притворятьсяможет только безумный человек, тот, кто потерял рассудок и не отличает ложь отистины. Еще притворяться может неверующий в Бога человек, но, как мы видим, полноеневерие равносильно безумию. «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» – толькобезумный человек в своем сердце, то есть изнутри своей души, может отрицатьБога. Поэтому Господь обличал ложь и коварство тех, кто, будучи в своем уме идаже, вероятно, весьма умными и образованными для своего времени людьми, тем неменее, пытались опровергнуть очевидное.
Очевидным было явноеприсутствие Бога среди людей, потому что дела, которые Он творил, не мог делатьникто более. Когда облеченные властью правители не смогли это опровергнуть, тов помутнении своего рассудка вместе с ослепленным народом они распяли Того, Ктопришел, чтобы спасти «людей от грехов их». По неведению и неразумению народаИисус просил Отца Небесного простить им Свою смерть на Кресте, «ибо не ведают, чтотворят». Таким образом, и мы можем быть уверены в том, что нет такого греха, которыйГосподь не мог бы нам простить, Его прощение уже даровано нам, потому что Онумер за это на Кресте. Однако, это прощение не происходит механически, безвсяких наших усилий к тому, чтобы быть прощенными.
Конечно, мысленноеисповедание и личная покаянная молитва не могут быть бесполезными и бездейственными.Это принимается должным образом, но все же человек так устроен, что емудействительно необходимо «выговориться», произнести словами то, что наболело надуше, почувствовать и пережить реальность таинства, засвидетельствованнуюЦерковью в лице священника или духовника. Все церковные таинства тесно связаныс Евхаристией – таинством Царства Божия – и глубоко укоренены в ней. Таинствопокаяния также имеет свой смысл и значение только в связи с Евхаристией. Какэто понимать? Почему необходимо исповедоваться, если душу отягощает что-то, именноперед причастием? Понять это можно, если вспомнить, что Господь отдал Себя вжертву, чтобы наше прощение стало действительным и действенным, то есть началореально действовать в Церкви как Теле Христовом, членами Которого мы становимсяв причащении Святых Тела и Крови.
Теперь возвратимся кнашим словам о первоначально возникшей близости к Богу, «тоненькой ниточке», протянувшейсяк нам, за которую мы уже взялись. Это можно назвать детским доверием, котороезародилось в нашей встрепенувшейся душе, пока еще подобной новорожденномумладенцу. Как этот младенец нуждается буквально во всем с первых минут своегорождения, так и мы, встав на духовный путь, нуждаемся в том, чтобы нам всеобъяснили, рассказали и показали. Конечно, прежде всего, следовало бы искатьдуховного понимания всего происходящего в Церкви. Но и внешние образы имеютсвой глубокий смысл, указывая на духовную реальность. Видя глазами и слушаяушами, человек через это приобщается миру духовному, образы или иконы которогонаполняют земную Церковь. Более того, без внешних образов человек не смог быничего узнать и о духовном. Хотя впоследствии образы будут отходить на второйплан, уступая место реальному общению человека с Первообразом Божественнойреальности.
Воспитание и научениевозможно только, если есть доверие к тому, кто воспитывает. Именно поэтому вЦеркви все начинается с покаяния, когда прежние мысли, чувства, сомнения ирассуждения уступают место вере и любви к Тому, Кто «невидимо предстоит», ожидаянашего откровения и нелицемерного покаяния. Пройдя через таинство покаяния, человекначинает смотреть на окружающий мир другим взглядом, свободным от упрековсовести, уныния и мрачных домыслов. Так будет не всегда, потому что грехпродолжает существовать, но память человеческой души уже не даст забыть тосладкое, радостное, ничем не омраченное ощущение, что ты прощен, полностью ибез всяких условий.
Заканчивая наш разговор отаинстве покаяния, рассмотрим, как с древнейших времен православные христиане воспринимаютэто таинство.
Христианин, желающийисповедаться, один (а не два или более) подводится священником к иконе. Затем, послепрочтения определенных молитв, священник обращается к нему с такими словами(приводим их в пересказе по-русски): «Вот сейчас, чадо, Христос невидимо стоит,принимая твою исповедь. Не бойся, не стыдись, и ничего не скрывай от меня.Говори прямо все, что сотворил, чтобы принять прощение от Господа нашего ИисусаХриста. Вот перед нами Его икона, а я – только свидетель, который подтвердитЕму все, что ты мне скажешь. Если что-либо скроешь от меня, то совершишьсугубый грех. Будь внимателен, ибо пришел исцелиться, а не для того, чтобыотойти неисцеленным».
Первые слова священникасразу указывают на Того, Кто в действительности внимает исповеди. Это Христос, хотяи не видимый явно, но взирающий с иконы, ожидает откровения мыслей и поступков,в которых совесть уже обличает нас. Таинственным образом икона являет намХриста, подлинного Совершителя таинства покаяния. Священник является лишьсвидетелем, понимающим речь исповедника и подтверждающим его искренность. Здесь,наверное, заканчивается роль священника, однако и этого уже немало, ведьсвященник должен научить исповедника быть искренним, помочь ему раскрыть сердце,услышать голос своей совести. Священник должен удостовериться, что всесказанное правда, то есть вещи названы своими именами, грех осознан и покаяниене лицемерно, а действительно выстрадано. Только тогда читается разрешительнаямолитва, где властью, таинственно данной священнику Самим Христом, он имеетправо (осознавая себя абсолютно недостойным лично) сказать: «Прощаю и разрешаютебе все грехи твои». Кроме хулы на Святого Духа нет такого греха, который быБог не простил, Он действительно прощает все согрешения. Однако это прощение неприходит к человеку автоматически, без всякого усилия. Его нужно пережить, выстрадать,увидеть всю мерзость своего греха и с верой и надеждой уповать на Христа, ведьтолько Он и может по-настоящему избавить нас «от всякия скверны плоти и духа».
Только Бог может прощатьгрехи, и наша вера во Христа, Сына Божиего, Воплотившегося Бога, дает полноеоснование рассчитывать на это прощение и действительно получить его. Узнав, чтолюди усомнились в том, что Он может прощать грехи, Иисус говорит им: «Для чеговы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, илисказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть наземле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постельтвою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народже, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» (Мф.9, 4–8). Это рассказ об исцелении человека расслабленного, то есть не имеющегов своих ногах достаточно сил, чтобы удержать тело. Его принесли ко Христудрузья для исцеления. Но главное – это прощение грехов. Это и смутиломаловерный народ и книжников иудейских. Они еще могли поверить в чудо, но словао том, что стоящий перед ними Человек может прощать грехи, звучали для нихнепереносимым богохульством. Но Христос для того и пришел в мир, чтобыосвободить человека от рабства греху, то есть вывести людей из такого состояния,когда они «не ведают, что творят». Такое ведение или, вернее, видение греха иесть тот дар, который мы просим у Бога, чтобы наше покаяние стало подлинным, осознанным.
Еще одну важную мысльможно почерпнуть из приведенного рассказа. Расслабленными, немощными в духовномсмысле людьми являемся также и мы. Без помощи извне мы не в состоянии понестисвое тело, сделать шаги в правильном направлении, заставить руки, ноги и другиечлены своего тела служить надлежащим образом. Почему это так? Что означает:служить надлежащим образом? Вспомним, что Господь не просто делаетрасслабленного способным ходить, но повелевает ему: «Встань, возьми постельтвою, и иди в дом твой». Это в точности и исполняет исцеленный человек, иименно тогда народ прославляет Бога. Мы видим, что этот человек получилисцеление не только физическое, но и духовное, потому что он исполнил волюХриста. Иисус сделал ноги расслабленного послушными его воле, которая сталасовпадать с Божией волей, и человек идет именно туда, куда посылает его Бог.
Нечто подобное должностать результатом нашего покаяния. Совершая грех, мы противимся Божией воле иввергаем наше тело в состояние противоестественное, следствием чего становятсянемощи, болезни и смерть. В результате осознания греха и его исповедания мыполучаем прощение, исцеление и возможность естественным образом следовать заХристом. В случае же нового согрешения такая возможность вновь затрудняется, инаша воля уводит нас в сторону от Бога. Если сразу осознать и исповедать грех, тоего последствия будут минимальны, в противном случае привычка ко грехузамутняет наше сознание и рано или поздно придет полная расслабленность исерьезное заболевание.
Не следует ожидатьмомента церковной, «официальной» исповеди, чтобы покаяться. Покаяние должновойти в ежедневную практику христианина. Всякая молитва в той или иной степенисопровождается нашим покаянным чувством, иначе мы просто не сможем обращаться кБогу. Однако церковное таинство покаяния или исповеди все же являетсянеобходимым именно потому, что священник, исполняя свое служение, являетсясвидетелем исповеди. Во-первых, это помогает исповеднику правильно осознатьгрех, увидеть его как бы со стороны, другими глазами. Во-вторых, читаяразрешительную молитву, священник свидетельствует прощение, которое исходит отХриста. Без такого свидетельства таинство не совершается, и грех продолжаетотягощать нашу душу, хотя повседневное молитвенное исповедание и облегчает этутягость. Именно поэтому с древнейших времен в практику Православной Церквивошла исповедь как одно из важнейших таинств, без которого полноценнаяцерковная жизнь христианина немыслима.
Причастие. Мы уже началиговорить о том, что все церковные таинства тесно связаны с Евхаристией –таинством Царства Божия – и, по сути, предшествуют Причастию. В особенности этокасается тех таинств, о которых говорилось выше. Крещение и Миропомазание совершаются,когда человек, почувствовав и осознав свою веру, решается сделать шаг, чтобывойти в церковное общение. К Таинству исповеди человек приходит тогда, когда потем или иным причинам церковное общение становится невозможным. Но задумаемся, действительноли это общение необходимо человеку?
Цивилизованный мирстремится устроить жизнь каждого человека таким образом, чтобы, не приносянеудобств и лишений другим людям, он мог не только иметь все необходимое дляподдержания себя и своей семьи, но и удовлетворял также эстетические, познавательныеи иные свои потребности. Признание и законодательное закрепление права каждогоиндивида на достойное место в человеческом обществе – это ли не тот идеал, ккоторому всегда стремилось человечество и который, казалось бы, только впоследнее время обретает реальные очертания? Что еще нужно для полного счастья?Достигнем этого идеала и успокоимся навсегда. Не будет больше войн и насилия, государственныйаппарат принуждения отпадет за ненадобностью: суды закроются из-за отсутствиянарушений закона и исков людей друг к другу, полиция и армия будут распущены, потомучто будет некого ловить и не от кого будет защищаться. Каждый, не ущемляя правдругих, будет счастлив и полностью удовлетворен своей обособленной, совершеннонезависимой от них жизнью.
Но странно… Что-тонеестественное видится в этой утопии, что-то вызывает неприятие и дажераздражение. Причем не только потому, что те силы в мире, что встают за праваиндивида, часто пренебрегают правами обществ, традиций и даже цивилизаций иноготолка, но скорее потому, что сам человек по природе своей никогда неудовлетворится в притязаниях на «лучшее место под солнцем» и, следовательно, такили иначе будет всегда посягать на чужие права. Но даже и это не главноепрепятствие на пути к «идеалу». Просто индивид в своей обособленности от другихне будет счастлив никогда, потому что человек нуждается в общении. Нам всегданеобходимо поделиться с кем-то своей радостью или горем, услышать совет илидать его кому-то, подтвердить свое мнение или опровергнуть его, произвести надругих впечатление или быть под впечатлением от кого-то, иногда даже простопомолчать, но обязательно рядом с кем-то. Человек – «существо общественное».
«Не хорошо быть человекуодному», — сказал Бог во втором библейском рассказе о сотворении человека (Быт2:18). В этих словах заключена глубочайшая правда о человеческой природе кактаковой. Не хорошо, когда человек один. Не полна, не достаточна, неудовлетворительна его жизнь, хотя и возможна. В силу данного ему образа Божия, человекстремится к благу, то есть к лучшему, поэтому, будучи один, он всегда ищет его,сам часто не осознавая, что лучшее или высшее благо – это и есть общение, причемименно с людьми, а не с животными или иными объектами этого мира. Вспомним, чтокогда Бог хотел сотворить помощника человеку, то создал различных животных.Затем Он привел их к человеку, чтобы тот дал им имена, то есть фактическиопределил, какими им быть для реальной помощи себе. Однако не нашлось средиживотных настоящего помощника. Тогда Бог и сотворил его из плоти самогочеловека. То есть реальную помощь в стремлении человека к общению, удовлетворитьего «жажду общения» может оказать только подобный ему человек. Каков же долженбыть характер этого общения, чтобы оно действительно было благом для человека?Что, в собственном смысле этого слова, является именно общением, а не простопребыванием или нахождением с другими?
В обиходный язык этослово пришло из церковной практики, ведь сам термин церковь (по-гречески«екклесиа») означает собрание, а общение (по-гречески «кинониа») значитосуществление цели собрания, то есть получение того результата, ради которогособрание, собственно, и собралось. Целью же собрания является участие всехсобравшихся в определенном общем деле (по-гречески «литургиа»), причастностьему.
Общее дело христианскогообщения – это Жертва Христова, приносимая за жизнь мира, чтобы эта жизнь вновьобрела свой смысл и значение перед Богом. Она принимаемается нами в общении илипричастии и, тем самым, утверждает восстановление нашего общения с Богом. Это иесть высшее благо для всякого человека, живущего на земле. Мы призванывозблагодарить Бога за все благодеяния «бывшие на нас», за саму жизнь и заБожие промышление о нас и наших близких. Подлинной же наша благодарность можетстать, только когда в ней мы соединимся между собой и все вместе со Христом –Сыном Божиим в причастии Его Тела и Крови.
Жертва благодарения(по-гречески «евхаристиа»), принесенная Христом «о всех и за вся», по самомухарактеру Своему не может быть принята кем-то индивидуально, отдельно отостальных. Она может быть только разделенной между причастниками, собравшимисяради Нее, верой подтвердившими подлинность своего участия в Ней, а любовьюзасвидетельствовавшими Ее реальное действие.     
В евхаристическомсобрании осуществляется общение людей, внешне, может быть, совершенно разных, новнутренне объединенных общей верой, единым духом Предания Церкви и познавшихлюбовь Божию в причастии Христовой Жертве, то есть Его Телу и Крови. И, как мыуже говорили, исповедь необходима именно тогда, когда с человеком происходитчто-то такое, что, делая неспособным разделить веру и любовь со своими братьямии сестрами, отлучает его от церковного общения.
Даже в течение одного днямногое происходит в душе человека. Помыслы и поступки могут быть такими, чтоисповедь становится частой необходимостью. Однако здесь следует избегатьисповеди «по привычке» или только потому, что «так положено перед каждымпричастием». Исповедь – это не «билет» к причастию, и нет однозначного правиладля всех, как и когда необходимо исповедоваться. Исследуя свою совесть, каждыйдолжен лично для себя решить вопрос о соотношении своей индивидуальной исповедии причастия и получить на это благословение свяФщенника или духовника. Если вопределенном приходе или монастыре требуется обязательная исповедь передпричастием, то не будем забывать, что чаще всего это обусловлено большимколичеством прихожан или паломников, которых духовенство может не знать. Втакой ситуации, прежде, чем допускать к причастию, человека необходимо узнатьближе, исповедовав его, чтобы не допустить причастия «в суд и осуждение».  
В Таинстве причащенияомываются все грехи, которые «не к смерти». Погружая в чашу частицы с дискоса, священникмолится: «Омый, Господи, грехи всех поминавшихся зде честною Кровию Твоею, молитвамивсех святых Твоих». Существует ясное церковное понимание того факта, что вольноили невольно, но человек согрешает постоянно. В продолжение Литургии, не сумевотложить всякое «житейское попечение», мы часто отвлекаемся в помыслах иполноценно не участвуем в евхаристической молитве. Поэтому очень трудно бываетсохраниться от греха даже в течение короткого времени между исповедью ипричастием. При этом, конечно, не допустимо пренебрегать причастием толькопотому, что не смог удержаться от помыслов во время службы или смутился, что-тосделав не так, «как положено». Важно, сохранив тот первоначальный импульс веры,который побудил нас собраться вместе во имя Христово, не допустить сомнениювойти в душу. В полноте предать себя Божественной любви можно, только разделяяее с другими причастниками. Всякое сомнение отчуждает от причастия, потому чтоучастие в Евхаристии предполагает внутреннее единство человека в его полномдоверии к Таинству. Если мы сомневаемся относительно себя самих, то следующимшагом будет наше сомнение относительно других членов общины, и такое состояние,в конце концов, поставит нас вне евхаристического общения. Поэтому сомнениянеобходимо разрешать как можно быстрее, исповедуя их и делая все необходимоедля восстановления своей веры и полноценного участия в Таинстве.    
Если таинства Крещения иМиропомазания, полагая начало церковной жизни человека, совершаются единожды(исключение составляет только помазание на царство), то в таинствах Исповеди иПричастия мы должны участвовать регулярно. Причем восстановление церковногообщения, засвидетельствованное причащением из общей Чаши, есть насущнаянеобходимость, так как в обычной жизни, не часто сталкиваясь с проявлениемдуховности, мы можем и не знать реального состояния своей души и пребывать вдуховном безразличии. Выявляя в себе это безразличие при подготовке к Причастию,мы пытаемся найти причины, его побудившие, чтобы поведать их духовнику наисповеди. Евхаристическая Чаша не допускает безразличного отношения, именнопоэтому причастие без рассуждения и должной молитвенно-аскетической подготовкиможет быть для человека «в суд и осуждение».
Конечно, никакаяподготовка к причастию не делает нас достойными приступить к Чаше. Арезультатом рассуждения о величии Святых Христовых Тайн и нашем недостоинствеявляется не столько осознание своей духовной немощи, сколько ощущение жизненнойнеобходимости причастия и дерзновенное желание приступить к нему. Превосходясвое индивидуальное недостоинство, в Литургии мы вместе со всей общинойсоставляем единое целое. Лишь будучи омытым от греха и напоенным КровьюХристовой, наше литургическое собрание становится единым Христовым Телом, приносимымв жертву «за жизнь мира». Об этой Жертве Христос говорит особо в «Беседе охлебе жизни» Евангелия от Иоанна: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлебсей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдамза жизнь мира» (Ин 6:51). Именно Себя и Свою Церковь приносит в жертву Христос,чтобы в этом мире восстановилась жизнь с Богом, и каждый верующий во Христа «непогиб, но имел жизнь вечную». Поэтому Таинство причастия является таинствомверы по преимуществу, вершиной духовной жизни человека, ее «хлебом насущным», ибоэту жизнь ему дает Сам Бог.  
Список литературы
Для подготовки даннойработы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.