D.О. EZHEVSKY, the candidate of jurisprudence, the senior teacher of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of RussiaTHE CONSTITUTIONAL GUARANTEES OF STABILITY OF THE POLITICAL SYSTEMIn article actual problems of the state and legal building of Russia in comparison with other countries are considered. The author addresses to a recent history of our state. Key words: the state and legal building, the ruling class change, insufficient stability of legal institutes, transformation of system of state structures.Д.О. ЕЖЕВСКИЙ, кандидат юридических наук, старший преподаватель Московского университета МВД РоссииКОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ СТАБИЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯВ статье рассматриваются актуальные проблемы государственного и правового строительства России в сравнении с другими странами. Автор обращается к недавней истории нашего государства. Ключевые слова: государственное и правовое строительство, смена правящего класса, недостаточная стабильность правовых институтов, преобразование системы государственных органов. Не секрет, что правовые системы и Советского Союза, и Китайской Народной Республики строились на одной идейно-теоретической базе, но с некоторых пор стали развиваться в противоположных направлениях. К счастью или сожалению, в последнее время в некоторых странах СНГ произошли так называемые цветные революции, приведшие к смене правящей группировки. Успешны были они в Грузии, Киргизии, на Украине. Провалились попытки провести их в Узбекистане и Азербайджане. В чем суть этих явлений? Все просто. Под прикрытием нарушений, допускаемых на выборах президента или парламента, «демократическая» оппозиция, обычно управляемая из-за рубежа, проводит массовые акции протеста или организует уличные беспорядки, которые, в конце концов, приводят к свержению правящей группировки. При этом в стране фактически иногда нет ни одного элемента революционной ситуации, которая вкратце должна характеризоваться тремя основными признаками: 1) верхи не могут управлять по старому; 2) низы не могут жить по старому; 3) наличие партии (организованного движения), способной организовать борьбу. Поэтому подобные перевороты не характеризуются ни сменой правящего класса, ни изменением системы общества. Очевидно, что такого рода перевороты возможны только в условиях недостаточной стабильности правовых институтов и при наличии явных брешей в государственном механизме. Думается, наибольшую опасность таит в себе такой тип избирательной системы, который позволяет грубо воздействовать на результаты голосования. Да и сама система голого парламентаризма и разделения властей таит в себе явные угрозы. Как известно, авторы концепции Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс откровенно указывали, что данная концепция является лишь идеализированной теорией, которая в принципе вряд ли когда-нибудь будет реализована. Фактически это концепция позавчерашнего дня. Почти во всех стабильных государствах западной Европы и в Соединенных Штатах Америки эта концепция давно не применяется, она лишь декларируется как желательная для недоразвитых стран третьего мира. В Соединенных Штатах главенствует президент, который возглавляет Администрацию президента, осуществляющую исполнительную власть, управляемый Сенат и Палата представителей представляют собой «говорильню», лоббирующую интересы транснациональных корпораций. Чистый парламентаризм изжил себя уже к началу 20-го века. Во всех так называемых демократических государствах использующих парламент как представительный орган, создана либо «иллюзорная» демократия в виде двухпартийной системы, как в США, либо трехпартийная, в виде социал-демократического маятника, либо полуторапартийная, как в Сингапуре, Японии. Иные партии существуют либо вне парламента, либо декоративны. Одним из недостатков всех стран СНГ является программный характер, декларативность конституций всех государств СНГ. Чего стоит только право на атмосферный воздух, закрепленное в одной из кавказских республик! Не стоит забывать слова одного из создателей Советского Союза И. Сталина: «…конституция не должна быть смешиваема с программой. Это значит, что между программой и конституцией имеется существенная разница. В то время как программа говорит о том, чего еще нет и что должно быть еще добыто и завоевано в будущем, конституция, наоборот, должна говорить о том, что уже есть, что уже добыто и завоевано теперь, в настоящем. Программа касается главным образом будущего, конституция – настоящего»1. Конституция же КНР, как 1954 г., так и построенная на ее основе нынешняя Конституция 1982 г., была основана на широком использовании опыта государственного строительства в СССР и других социалистических странах. «Конституционная комиссия во время работы над проектом конституции, – говорил Лю Шаоци, – изучила несколько конституций Советского Союза разных периодов и конституции стран народной демократии. Несомненно, что опыт передовых социалистических государств, возглавляемых Советским Союзом, послужил для нас весьма большой помощью. В нашем проекте Конституции опыт Китая обобщен с международным опытом. Наш проект Конституции является не только результатом народно-революционного движения в нашей стране, но и результатом международного социалистического движения»1. Еще одно важное высказывание Иосифа Виссарионовича касалось прав и свобод граждан, их правовых гарантий, к сожалению, было забыто потомками, о нем никто не вспомнил при разработке новой конституции. Стоит вдуматься: «Буржуазные конституции обычно ограничиваются фиксированием прав граждан, не заботясь об условиях осуществления этих прав, о возможности их осуществления, о средствах их осуществления. Говорят о равенстве граждан, но забывают, что не может быть действительного равенства между хозяином и рабочим, между помещиком и крестьянином, если у первых имеется богатство и политический вес в обществе, а вторые лишены и того и другого, если первые являются эксплуататорами, а вторые – эксплуатируемыми. Или еще: говорят о свободе слова, собраний и печати, но забывают, что все эти свободы могут превратиться для рабочего класса в звук пустой, если он лишен возможности иметь в своем распоряжении подходящие помещения для собраний, хорошие типографии, достаточное количество печатной бумаги… Говорят о демократии. Но что такое демократия? Демократия в капиталистических странах, где имеются антагонистические классы, есть в последнем счете демократия для сильных, демократия для имущего меньшинства. Демократия в СССР, наоборот, есть демократия для трудящихся, то есть демократия для всех. Но из этого следует, что основы демократизма нарушаются не проектом новой Конституции СССР, а буржуазными конституциями. Вот почему я думаю, что Конституция СССР является единственной в мире до конца демократической конституцией»2. Кстати, стоит напомнить, что Конституцию СССР 1936 г. ЮНЕСКО признала лучшей в мире: эта Конституция была прорывом в юридической мысли, ее положения были имплементированы в большинство конституций мира, принятых позже. Сталин предупреждал от закрепления того, чего в государстве нет, а иногда и не может быть: «Но при составлении Конституции надо исходить не из будущего, а из настоящего, из того, что уже есть. Конституция не может и не должна забегать вперед»1. Конституция не должна быть перегружена бесполезными фразами и высказываниями, которые непосредственно не относятся к предмету конституционного регулирования. Например, ограничение срока задержания 48 часами привели к увеличению сроков задержания с трех до пяти суток по большинству преступлений. Продление двухдневного срока судом еще на три дня только ухудшило положение подозреваемых, не говоря уже о задержании лиц, подозреваемых в терроризме до 30 суток, а в условиях чрезвычайного положения – до 3 (!) месяцев. Следует кардинально пересмотреть процедуру принятия законопроектов. Обязательным этапом при принятии законопроектов, за исключением чрезвычайных, должно стать предварительное опубликование и всенародное обсуждение любого законопроекта. Должно быть покончено с такими явлениями, как указное право, имевшее место в 1993 г. Ведь стабильность – один из важнейших показателей для любого государства. Приведем еще одну цитату из доклада И. Сталина о проекте Конституции СССР 1936 г. Вдумайтесь, что именно предвидел «отец всех народов»: «Далее предлагают дополнение к 48 статье проекта Конституции, в силу которого требуют, чтобы председатель Президиума Верховного Совета Союза ССР избирался не Верховным Советом СССР, а всем населением страны. Я думаю, что это дополнение неправильно, ибо оно не соответствует духу нашей Конституции. По системе нашей Конституции в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением, наравне с Верховным Советом, и могущего противопоставлять себя Верховному Совету. Президент в СССР коллегиальный, – это Президиум Верховного Совета, включая и председателя Президиума Верховного Совета, избираемый не всем населением, а Верховным Советом и подотчетный Верховному Совету. Опыт истории показывает, что такое построение верховных органов является наиболее демократическим, гарантирующим страну от нежелательных случайностей»1. Таким образом, следует сделать неоспоримый вывод: без коренного преобразования системы государственных органов, изменения конституций государств СНГ наши страны в ближайшие годы потерпят еще ряд серьезных потрясений, а в обозримой перспективе могут сойти с политической арены. Библиографический список:Лю Шаоци. О проекте Конституции Китайской Народной Республики // Народный Китай. 1954. № 19. С. 12.Сталин И. В. О проекте Конституции Союза СССР. Доклад на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 года // Правда. 1936. 26 ноября. 1 Сталин И. В. О проекте Конституции Союза СССР. Доклад на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 года // Правда. 1936. 26 ноября. 1 Лю Шаоци. О проекте Конституции Китайской Народной Республики // Народный Китай. 1954. № 19. С. 12. 2 Сталин И. В. Указ. соч. 1 Там же. 1 Там же.