Реферат по предмету "Разное"


Iii. Обучение ответу на вопрос на литературную тему

III. Обучение ответу на вопрос на литературную темуСовременный исследователь М.С.Каган отмечает синкретический характер эстетической деятельности творца, создающего художественное произведение1. В процессе творческого поиска автор познает реальную действительность (наблюдает, изучает, сопоставляет события, явления, людей) и оценивает ее (то есть определяет свое отношение к событиям, явлениям, людям, формирует систему суждений). Познание и оценка влекут за собой отбор материала и его художественное осмысление. Автор моделирует отобранный материал, придумывает варианты будущего произведения искусства, подбирая содержанию соответствующую художественную форму. Авторский замысел реализуется в знаковой системе (слово, линия, краска, форма, фактура и пр.) - в соответствии художественным видением мира и талантом творца. Система знаков организуется как коммуникация (сообщение) художественно воплощенной в картине, скульптуре, мелодии, словесном тексте идеи автора. М.С.Каганом наглядно это выражено в схеме эстетической деятельности, представляющей собой систему взаимосвязанных компонентов, где каждая из функций художника - познавательная, оценочная, моделирующая, знаковая, коммуникативная - обозначена начальной буквой слова. I уровеньП О II уровеньМ III уровеньЗ КЛитературоведы Екатеринбурга, проецируя схему эстетической деятельности М.С.Кагана на художественное произведение как результат деятельности, выделяют три структурных уровня художественного целого, соотносимых с тремя структурными уровнями схемы2: I - концептуальный (тематика, проблематика, конфликт, идея, пафос3), II - уровень «внутренней формы» (субъектная и пространственно-временная организация произведения - то есть, условно говоря, кто, где и когда действует и как это выражено) , III - уровень «внешней формы» (речевая организация, ритмико-мелодическая организация текста). Представленная литературоведами Екатеринбурга структура художественного произведения позволяет нам выделить два типа вопросов читателя к эпическому и драматическому произведениям: концептуальные (на осмысление тематики, проблематики, конфликта, идеи, пафоса) и частные (1 подгруппа - на осмысление системы образов произведения, художественного времени и художественного пространства; 2 подгруппа - на осмысление изобразительно-выразительных средств языка, речевой и ритмико-мелодической организации художественного текста).Типология концептуальных вопросов к произведению:о чем это произведение? (какие явления действительности изображает автор?)чем обусловлен выбор автора?в чем суть основного конфликта (главного противоречия), изображенного автором?в каких формах этот конфликт в произведении выражен?какие частные противоречия (проблемы) приводят к обострению конфликта?каковы причины этих проблем (противоречий, ярких несоответствий)?как автор относится к изображаемым проблемам?какова система ценностей автора (его эмоционально-ценностная ориентация)?какова идея (основная мысль) произведения?как вы понимаете замысел автора? Типология частных вопросов к произведению1 подгруппакто, где, когда, как, почему, зачем действует?что, где, когда, как почему, зачем происходит?какие особенности сюжетостроения произведения вы заметили?кого и почему вы считаете главными, второстепенными, эпизодическими, внесюжетными персонажами произведения?каков характер главного героя (героев) и как создается его образ?каково ваше отношение к главному герою (героям)?как проявляется индивидуальное и типическое в персонажах?каковы взаимоотношения персонажей в динамике?какова система ценностей групп персонажей?как вы относитесь к каждой из групп персонажей?что автор принимает и не принимает в своих героях?какие формы художественного времени и художественного пространства представлены в произведении и как они взаимодействуют?какова композиция произведения и в чем заключается замысел автора?2 подгруппакакая интонация сопровождает чтение вами произведения (или фрагмента) и в чем ее значение?каково звуковое оформление произведения (или фрагмента) и его художественный смысл?какие словообразы помогают вам ярко представить изображенное?какие из них имеют символическое значение и почему?в чем особенности стиля автора?как авторское отношение к миру и человеку выражено в стиле произведения?В этой книге мы остановим внимание на некоторых вопросах - прежде всего на осмысление сюжета и системы образов персонажей. Посмотрим на известные в педагогической практике вопросы с точки зрения содержания учебной задачи:Классификация вопросов по содержанию учебной задачи Опорное слово вопроса Примеры вопросов Учебная задача Кто? Что? Где? Когда? Как? Какие? Кто распространил сплетню о Чацком? (А.С.Грибоедов. «Горе от ума»)Что предпринял Чичиков для осуществления своей мечты? (Н.В.Гоголь. «Мертвые души»)Где и когда произошла встреча Пьера с Платоном Каратаевым? (Л.Н.Толстой. «Война и мир»)Как повел себя Раскольников после преступления? (Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»)Какие мысли не давали покоя генералу Кобрисову перед взятием плацдарма? Г.Владимов. «Генерал и его армия») Воспроизведение авторского текста - пересказ содержания и оценка литературных фактов Кто?Что? Кто является главным героем произведения М.Шолохова «Тихий Дон»?О чем рассказ И.А.Бунина «Темные аллеи»? Размышление над прочитанным:Определение главного героя среди персонажей по критериям (min):- участие героя в конфликте,- период изображенной автором жизни героя,- внешний облик героя,- изображение внутреннего мира героя,- частота встреч с другими персонажами,- авторские характеристики.определение главной темы и тематики произведения на основе выявления фактов изображения действительности, их анализа и обобщенияистолкование метафоры в названии произведения 3. Какие? Какие художественные приемы использует автор для изображения внутреннего мира художника Чарткова? (Н.В.Гоголь. «Портрет»)Какие причины побудили Онегина к странствиям? А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». 10 гл.) Размышление над прочитанным:поиск, анализ, объяснения авторских приемов изображения внутреннего мира герояотбор фактов художественной биографии героя, из анализ, установление причинно-следственных связей событий и ситуаций Как? Каким образом? Как расстановка знаков препинания в стихотворении И.С. Тургенева “Русский язык” помогает выразить позицию автора?”Каким образом выражено отношение автора к Челкашу? (М.Горький. «Челкаш») Размышление над прочитанным:характеристика художественной роли знаков препинания в передаче чувств и мыслей автора миниатюрыхарактеристика способов выражения авторского отношения к герою произведения 5. Почему? Почему молодой преуспевающий доктор Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча? (А.П.Чехов. «Ионыч») Размышление над прочитанным:Характеристика причинно-следственных связей поведения героя в динамике, обобщение и выводы Зачем? С какой целью? С какой целью Н.В.Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» открытым финалом?Зачем Н.А.Некрасов включил в поэму «Кому на Руси жить хорошо» легенду о двух великих грешниках? Размышление над прочитанным:характеристика особенностей композиции произведения, основного конфликта, идеи и замысла автора Подготовимся к ответу на два вопроса из перечисленных в таблице. Как расстановка знаков препинания в стихотворении И.С.Тургенева “Русский язык” помогает выразить позицию автора? В этом вопросе уже содержится суждение о том, что знаки препинания являются средством выражения мысли и чувств автора. Наша задача - понаблюдать, как расставлены знаки препинания в тексте, какой интонации они требуют, как они помогают создать мелодический ритм миниатюры и сделать вывод о художественном значении пунктуации. Рассмотрим первое предложение - оно заканчивается восклицательным знаком. Интонация должна быть восклицательной. Предложение условно делится на 2 части, между ними стоит тире. «Сомнения» и «тягостные раздумья» автора отступают перед восхищением русским языком. Он назван «великим, могучим, правдивым и свободным». Прочитаем внимательно эти слова, как требуют знаки препинания - с паузой после каждого слова. Каждое последующее слово при чтении произносится с большей силой голоса. Мы подчиняемся плавному, величавому ритму фразы. Второе предложение заканчивается вопросительным знаком. Словно нам предстоит ответить на вопрос автора, подумать о своем отношении к родине. В последнем предложении писатель говорит о русском языке как о достоянии великого народа. Веру в русский народ он выражает интонацией заключительного предложения - оно заканчивается восклицательным знаком.Итог размышленийТаким образом мы выяснили, что знаки препинания влияют на интонацию стихотворения и помогают понять авторскую позицию: это любовь И.С. Тургенева к русскому языку и вера в русский народ.Почему молодой преуспевающий доктор Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча? В этом вопросе содержится суждение: «молодой преуспевающий доктор Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча». Задача отвечающего - выяснить причины явления. Попробуем это сделать вместе.1.Старцев приспособился к серым будням города С., привык к семье Туркиных.2. Он отказался от любви как беспокойного состояния.3. Деньги и богатство стали целью его жизни.В конце концов он предпочел одиночество общению с людьми.Он почувствовал вкус власти авторитетного богача над людьми.Он стал одним из «хозяев города», эгоистичным, глухим к чужой радости и горю, раздражительным, толстым и неповоротливым.Итог размышлений Молодой преуспевающий доктор Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча, потому что испугался трудностей в любви и профессии, изменил юношеским надеждам и высокому призванию врача., не сумел сохранить свою душу живой, поддался обывательской пошлости. Мы подобрали доказательства того, что «молодой преуспевающий доктор Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча» и таким образом подготовились к ответу на поставленный вопрос. При ответе на вопрос текст произведения пересказывается и цитируется, следовательно, надо отобрать фрагменты произведения, на основании которых сделаны наши выводы и выделить в них главное для пересказа и цитирования. Затем надо продумать последовательность своего ответа таким образом, чтобы он не превратился в сплошной пересказ, иначе учебная задача не будет выполнена.^ Ответ на вопрос на литературную тему требует:1) прочтения художественного произведения от начала до конца;2) понимания учебной задачи, сформулированной в вопросе;3) отбора фрагментов художественного произведения для повторного медленного чтения, восприятия, анализа, истолкования и оценки;4) отбора материала для цитирования и краткого или выборочного пересказа;5) формулирования самостоятельного читательского суждения в виде тезиса (тезисов);6) классификации литературных фактов - оснований впечатлений читателя;7) продумывания композиции (построения) ответа4;8) обобщения читательских наблюдений, выводов.^ Критерии оценки ответа ученика1. Грамотность в построении речевого высказывания: - точность в употреблении слова по его значению; - правильное употребление грамматических форм слова; - правильное построение синтаксических конструкций; - чистота композиции высказывания.2. Точность ответа на поставленный вопрос: - соответствие теме; - наличие основной мысли; - отсутствие лишнего; - лаконизм.3. Полнота ответа: - наличие необходимого и достаточного материала; - логичность изложения (тезис - доказательство - вывод).4. Глубина понимания проблемы: - наличие дополнительной допустимой информации, свидетельствующей об эрудиции отвечающего; - выводы, обобщения (от частного к общему, от общего к частному); - допустимые литературные или исторические ассоциации.5. Активность участника в течение всей беседы: - частота правильных ответов: а) полных; б) неполных; в) развернутых (см. п.4); - частота неправильных ответов: а) неточных; б) с негрубыми ошибками; в) с грубыми ошибками. 6. Выразительное чтение фрагментов произведения: - дикция, соблюдение орфоэпических правил; - интонация; - логические и психологические паузы; - пафос (умение передать настроение и основную мысль отрывка из произведения слушателям; умение сопереживать героям и выражать это сопереживание чтением).^ Задание для ученика Попробуйте самостоятельно ответить на вопросы и выполнить задания к рассказу А.Платонова «Юшка».Какое чувство у вас вызывает Ефим? Обоснуйте свой ответ.Что и в какой последовательности мы узнаем о Ефиме? Как вы думаете, почему именно так автор строит характеристику героя?На какие размышления вас наводит прозвище Ефима?Кем был Юшка для жителей деревни?Как отношение к Юшке характеризуют жителей деревни?Почему Юшка терпел издевательства над собой? Найдите ответ в тексте произведения.Объясните значение слова «кротость».«Взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват...» В чем же виноват Юшка?Что нового мы узнаем о герое произведения, прочитав диалог хозяйской дочери и Юшки?Объясните фразу: «Сердце-то в них слепое, а глаза у них зрячие!».Как вы думаете, что преждевременно старит человека?Как летний пейзаж помогает читателю почувствовать состояние души Юшки?Какая тайна была у Юшки? Охарактеризуйте интонацию персонажей в диалоге (шестой эпизод). Прочитайте по ролям эпизод (со слов «Но год от году...» до слов «...и не поднялся»), передавая интонацию персонажей.Выразите свое отношение к персонажам (в рамках эпизода).Что имел в виду Юшка, говоря «... а по надобности мы все равны»?Все ли люди одинаково относились к Юшке? Обоснуйте свой ответ, приведите цитаты.Был ли Юшка «лишним людям»?Как Юшка обретает полное имя в рассказе?С какой целью автор вводит в рассказ портрет девушки?Почему сам автор (знающий абсолютно все о своем герое) «передоверяет» рассказ о таинственных летних исчезновениях Юшки девушке?Дайте характеристику приемной дочери Юшки.Почему Юшка вдруг стал, по мнению людей, «добрым»?Прочитайте самые важные, на ваш взгляд, высказывания героя и повествователя. Объясните свой выбор.Как вы поняли идею произведения?Каков, по вашему мнению, замысел автора? 1 Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. Гл. «Художественное освоение мира». 2 Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Введение в литературоведение. Екатеринбург, 1996.С.22. 3 Мы разводим понятия «идея» и «пафос» в соответствии с новейшими литературоведческими исследованиями (смю А.Б.Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., «Флинта», «Наука», 1998. С.63-72.) 4 Вступление и заключение при жанре высказывания ответ на вопрос на литературную тему может сворачиваться до одной фразы или вовсе отсутствовать. Соблюдается структура типа речи рассуждение .


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Balanced Scorecard как инструмент стратегического менеджмента качества посредством iso 9001: 2000
Реферат Лабораторная работа по информатике ( Задачи )
Реферат Кооперация в заготовке кормов
Реферат Кино и общество
Реферат Òàêòè÷åñêàÿ ïîäãîòîâêà
Реферат Рекомендации по технологии производства молока
Реферат Community Service Essay Research Paper My community
Реферат Evolution Of Forensic Psychology (300 Level Undergraduate)
Реферат Маркетинговое исследование товаров конкурентов на примере рынка сотовых телефонов
Реферат Влияние общения на развитие речи ребенка в возрасте от 0 до 3 лет   Общение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка
Реферат Правові засади виборів в Україні
Реферат «Порядок размещения военно-исторических клубов в лагере «Дружба»
Реферат Моравская Сербия
Реферат Овцеводство 4
Реферат Администрация муниципального образования Громовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области постановлени е от 22 июня 2011 года №122