III. Обучение ответу на вопрос на литературную темуСовременный исследователь М.С.Каган отмечает синкретический характер эстетической деятельности творца, создающего художественное произведение1. В процессе творческого поиска автор познает реальную действительность (наблюдает, изучает, сопоставляет события, явления, людей) и оценивает ее (то есть определяет свое отношение к событиям, явлениям, людям, формирует систему суждений). Познание и оценка влекут за собой отбор материала и его художественное осмысление. Автор моделирует отобранный материал, придумывает варианты будущего произведения искусства, подбирая содержанию соответствующую художественную форму. Авторский замысел реализуется в знаковой системе (слово, линия, краска, форма, фактура и пр.) - в соответствии художественным видением мира и талантом творца. Система знаков организуется как коммуникация (сообщение) художественно воплощенной в картине, скульптуре, мелодии, словесном тексте идеи автора. М.С.Каганом наглядно это выражено в схеме эстетической деятельности, представляющей собой систему взаимосвязанных компонентов, где каждая из функций художника - познавательная, оценочная, моделирующая, знаковая, коммуникативная - обозначена начальной буквой слова. I уровеньП О II уровеньМ III уровеньЗ КЛитературоведы Екатеринбурга, проецируя схему эстетической деятельности М.С.Кагана на художественное произведение как результат деятельности, выделяют три структурных уровня художественного целого, соотносимых с тремя структурными уровнями схемы2: I - концептуальный (тематика, проблематика, конфликт, идея, пафос3), II - уровень «внутренней формы» (субъектная и пространственно-временная организация произведения - то есть, условно говоря, кто, где и когда действует и как это выражено) , III - уровень «внешней формы» (речевая организация, ритмико-мелодическая организация текста). Представленная литературоведами Екатеринбурга структура художественного произведения позволяет нам выделить два типа вопросов читателя к эпическому и драматическому произведениям: концептуальные (на осмысление тематики, проблематики, конфликта, идеи, пафоса) и частные (1 подгруппа - на осмысление системы образов произведения, художественного времени и художественного пространства; 2 подгруппа - на осмысление изобразительно-выразительных средств языка, речевой и ритмико-мелодической организации художественного текста).Типология концептуальных вопросов к произведению:о чем это произведение? (какие явления действительности изображает автор?)чем обусловлен выбор автора?в чем суть основного конфликта (главного противоречия), изображенного автором?в каких формах этот конфликт в произведении выражен?какие частные противоречия (проблемы) приводят к обострению конфликта?каковы причины этих проблем (противоречий, ярких несоответствий)?как автор относится к изображаемым проблемам?какова система ценностей автора (его эмоционально-ценностная ориентация)?какова идея (основная мысль) произведения?как вы понимаете замысел автора? Типология частных вопросов к произведению1 подгруппакто, где, когда, как, почему, зачем действует?что, где, когда, как почему, зачем происходит?какие особенности сюжетостроения произведения вы заметили?кого и почему вы считаете главными, второстепенными, эпизодическими, внесюжетными персонажами произведения?каков характер главного героя (героев) и как создается его образ?каково ваше отношение к главному герою (героям)?как проявляется индивидуальное и типическое в персонажах?каковы взаимоотношения персонажей в динамике?какова система ценностей групп персонажей?как вы относитесь к каждой из групп персонажей?что автор принимает и не принимает в своих героях?какие формы художественного времени и художественного пространства представлены в произведении и как они взаимодействуют?какова композиция произведения и в чем заключается замысел автора?2 подгруппакакая интонация сопровождает чтение вами произведения (или фрагмента) и в чем ее значение?каково звуковое оформление произведения (или фрагмента) и его художественный смысл?какие словообразы помогают вам ярко представить изображенное?какие из них имеют символическое значение и почему?в чем особенности стиля автора?как авторское отношение к миру и человеку выражено в стиле произведения?В этой книге мы остановим внимание на некоторых вопросах - прежде всего на осмысление сюжета и системы образов персонажей. Посмотрим на известные в педагогической практике вопросы с точки зрения содержания учебной задачи:Классификация вопросов по содержанию учебной задачи Опорное слово вопроса Примеры вопросов Учебная задача Кто? Что? Где? Когда? Как? Какие? Кто распространил сплетню о Чацком? (А.С.Грибоедов. «Горе от ума»)Что предпринял Чичиков для осуществления своей мечты? (Н.В.Гоголь. «Мертвые души»)Где и когда произошла встреча Пьера с Платоном Каратаевым? (Л.Н.Толстой. «Война и мир»)Как повел себя Раскольников после преступления? (Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»)Какие мысли не давали покоя генералу Кобрисову перед взятием плацдарма? Г.Владимов. «Генерал и его армия») Воспроизведение авторского текста - пересказ содержания и оценка литературных фактов Кто?Что? Кто является главным героем произведения М.Шолохова «Тихий Дон»?О чем рассказ И.А.Бунина «Темные аллеи»? Размышление над прочитанным:Определение главного героя среди персонажей по критериям (min):- участие героя в конфликте,- период изображенной автором жизни героя,- внешний облик героя,- изображение внутреннего мира героя,- частота встреч с другими персонажами,- авторские характеристики.определение главной темы и тематики произведения на основе выявления фактов изображения действительности, их анализа и обобщенияистолкование метафоры в названии произведения 3. Какие? Какие художественные приемы использует автор для изображения внутреннего мира художника Чарткова? (Н.В.Гоголь. «Портрет»)Какие причины побудили Онегина к странствиям? А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». 10 гл.) Размышление над прочитанным:поиск, анализ, объяснения авторских приемов изображения внутреннего мира герояотбор фактов художественной биографии героя, из анализ, установление причинно-следственных связей событий и ситуаций Как? Каким образом? Как расстановка знаков препинания в стихотворении И.С. Тургенева “Русский язык” помогает выразить позицию автора?”Каким образом выражено отношение автора к Челкашу? (М.Горький. «Челкаш») Размышление над прочитанным:характеристика художественной роли знаков препинания в передаче чувств и мыслей автора миниатюрыхарактеристика способов выражения авторского отношения к герою произведения 5. Почему? Почему молодой преуспевающий доктор Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча? (А.П.Чехов. «Ионыч») Размышление над прочитанным:Характеристика причинно-следственных связей поведения героя в динамике, обобщение и выводы Зачем? С какой целью? С какой целью Н.В.Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» открытым финалом?Зачем Н.А.Некрасов включил в поэму «Кому на Руси жить хорошо» легенду о двух великих грешниках? Размышление над прочитанным:характеристика особенностей композиции произведения, основного конфликта, идеи и замысла автора Подготовимся к ответу на два вопроса из перечисленных в таблице. Как расстановка знаков препинания в стихотворении И.С.Тургенева “Русский язык” помогает выразить позицию автора? В этом вопросе уже содержится суждение о том, что знаки препинания являются средством выражения мысли и чувств автора. Наша задача - понаблюдать, как расставлены знаки препинания в тексте, какой интонации они требуют, как они помогают создать мелодический ритм миниатюры и сделать вывод о художественном значении пунктуации. Рассмотрим первое предложение - оно заканчивается восклицательным знаком. Интонация должна быть восклицательной. Предложение условно делится на 2 части, между ними стоит тире. «Сомнения» и «тягостные раздумья» автора отступают перед восхищением русским языком. Он назван «великим, могучим, правдивым и свободным». Прочитаем внимательно эти слова, как требуют знаки препинания - с паузой после каждого слова. Каждое последующее слово при чтении произносится с большей силой голоса. Мы подчиняемся плавному, величавому ритму фразы. Второе предложение заканчивается вопросительным знаком. Словно нам предстоит ответить на вопрос автора, подумать о своем отношении к родине. В последнем предложении писатель говорит о русском языке как о достоянии великого народа. Веру в русский народ он выражает интонацией заключительного предложения - оно заканчивается восклицательным знаком.Итог размышленийТаким образом мы выяснили, что знаки препинания влияют на интонацию стихотворения и помогают понять авторскую позицию: это любовь И.С. Тургенева к русскому языку и вера в русский народ.Почему молодой преуспевающий доктор Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча? В этом вопросе содержится суждение: «молодой преуспевающий доктор Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча». Задача отвечающего - выяснить причины явления. Попробуем это сделать вместе.1.Старцев приспособился к серым будням города С., привык к семье Туркиных.2. Он отказался от любви как беспокойного состояния.3. Деньги и богатство стали целью его жизни.В конце концов он предпочел одиночество общению с людьми.Он почувствовал вкус власти авторитетного богача над людьми.Он стал одним из «хозяев города», эгоистичным, глухим к чужой радости и горю, раздражительным, толстым и неповоротливым.Итог размышлений Молодой преуспевающий доктор Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча, потому что испугался трудностей в любви и профессии, изменил юношеским надеждам и высокому призванию врача., не сумел сохранить свою душу живой, поддался обывательской пошлости. Мы подобрали доказательства того, что «молодой преуспевающий доктор Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча» и таким образом подготовились к ответу на поставленный вопрос. При ответе на вопрос текст произведения пересказывается и цитируется, следовательно, надо отобрать фрагменты произведения, на основании которых сделаны наши выводы и выделить в них главное для пересказа и цитирования. Затем надо продумать последовательность своего ответа таким образом, чтобы он не превратился в сплошной пересказ, иначе учебная задача не будет выполнена.^ Ответ на вопрос на литературную тему требует:1) прочтения художественного произведения от начала до конца;2) понимания учебной задачи, сформулированной в вопросе;3) отбора фрагментов художественного произведения для повторного медленного чтения, восприятия, анализа, истолкования и оценки;4) отбора материала для цитирования и краткого или выборочного пересказа;5) формулирования самостоятельного читательского суждения в виде тезиса (тезисов);6) классификации литературных фактов - оснований впечатлений читателя;7) продумывания композиции (построения) ответа4;8) обобщения читательских наблюдений, выводов.^ Критерии оценки ответа ученика1. Грамотность в построении речевого высказывания: - точность в употреблении слова по его значению; - правильное употребление грамматических форм слова; - правильное построение синтаксических конструкций; - чистота композиции высказывания.2. Точность ответа на поставленный вопрос: - соответствие теме; - наличие основной мысли; - отсутствие лишнего; - лаконизм.3. Полнота ответа: - наличие необходимого и достаточного материала; - логичность изложения (тезис - доказательство - вывод).4. Глубина понимания проблемы: - наличие дополнительной допустимой информации, свидетельствующей об эрудиции отвечающего; - выводы, обобщения (от частного к общему, от общего к частному); - допустимые литературные или исторические ассоциации.5. Активность участника в течение всей беседы: - частота правильных ответов: а) полных; б) неполных; в) развернутых (см. п.4); - частота неправильных ответов: а) неточных; б) с негрубыми ошибками; в) с грубыми ошибками. 6. Выразительное чтение фрагментов произведения: - дикция, соблюдение орфоэпических правил; - интонация; - логические и психологические паузы; - пафос (умение передать настроение и основную мысль отрывка из произведения слушателям; умение сопереживать героям и выражать это сопереживание чтением).^ Задание для ученика Попробуйте самостоятельно ответить на вопросы и выполнить задания к рассказу А.Платонова «Юшка».Какое чувство у вас вызывает Ефим? Обоснуйте свой ответ.Что и в какой последовательности мы узнаем о Ефиме? Как вы думаете, почему именно так автор строит характеристику героя?На какие размышления вас наводит прозвище Ефима?Кем был Юшка для жителей деревни?Как отношение к Юшке характеризуют жителей деревни?Почему Юшка терпел издевательства над собой? Найдите ответ в тексте произведения.Объясните значение слова «кротость».«Взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват...» В чем же виноват Юшка?Что нового мы узнаем о герое произведения, прочитав диалог хозяйской дочери и Юшки?Объясните фразу: «Сердце-то в них слепое, а глаза у них зрячие!».Как вы думаете, что преждевременно старит человека?Как летний пейзаж помогает читателю почувствовать состояние души Юшки?Какая тайна была у Юшки? Охарактеризуйте интонацию персонажей в диалоге (шестой эпизод). Прочитайте по ролям эпизод (со слов «Но год от году...» до слов «...и не поднялся»), передавая интонацию персонажей.Выразите свое отношение к персонажам (в рамках эпизода).Что имел в виду Юшка, говоря «... а по надобности мы все равны»?Все ли люди одинаково относились к Юшке? Обоснуйте свой ответ, приведите цитаты.Был ли Юшка «лишним людям»?Как Юшка обретает полное имя в рассказе?С какой целью автор вводит в рассказ портрет девушки?Почему сам автор (знающий абсолютно все о своем герое) «передоверяет» рассказ о таинственных летних исчезновениях Юшки девушке?Дайте характеристику приемной дочери Юшки.Почему Юшка вдруг стал, по мнению людей, «добрым»?Прочитайте самые важные, на ваш взгляд, высказывания героя и повествователя. Объясните свой выбор.Как вы поняли идею произведения?Каков, по вашему мнению, замысел автора? 1 Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. Гл. «Художественное освоение мира». 2 Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Введение в литературоведение. Екатеринбург, 1996.С.22. 3 Мы разводим понятия «идея» и «пафос» в соответствии с новейшими литературоведческими исследованиями (смю А.Б.Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., «Флинта», «Наука», 1998. С.63-72.) 4 Вступление и заключение при жанре высказывания ответ на вопрос на литературную тему может сворачиваться до одной фразы или вовсе отсутствовать. Соблюдается структура типа речи рассуждение .