www.diplomrus.ru ® Авторское выполнение научных работ любой сложности – грамотно и в срок Содержание введение...3глава i. эволюция коптской церкви и общины египта:история вопроса...33§1. Межконфессиональная ситуация в арабо-мусульманском Египте(VII - XVI вв.) и положение коптской общины...35§ 2. Развитие церковно-государственных отношений в ЕгиптеbVII-XVIbb...52а) Межцерковпые связи Египта...55б) Хиротония гаи посвящение в духовный сан...63в) Церковная доктрина...73^ ГЛАВА II. КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЕГИПТЕ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XX В...84§ 1. Положение Коптской Церкви и общины в османскую эпоху(XVI-начало XIX в.)...85а) Осмапо-мамлюкское двоевластие и политические настроениявнутри коптской общины...88б) Рубеж XVUI-XIX вв. - эпоха перемен...95в) Политика Мухаммада Али в отношении коптов...104§2. Коптская Церковь как социально-политический институт...110а) Внутренние сферы взаимодействия Церкви и египетского правительства...ИЗб) Коптская Церковь и меэ/сдуиародпые связи Египта...122в) Реформы Кирилла IV и их значение...135§3. Коптская буржуазия и ее посредническая роль в церковно-государственных отношениях...142а) Проблема вмешательства представителей коптской верхушки в церковио-государственные отношения в XIX в...143б) Борьба патриарха Кирилла V с представителями коптской буржуазии...148в) Коптская община в период английской оккупации Египта. 1882-1914 гг...157ЗАКЛЮЧЕНИЕ...165БИБЛИОГРАФИЯ...176ВВЕДЕНИЕЕгипетское христианство предстает перед нами как неотъемлемая составная часть культурно-исторического наследия Египта. Проблема изучения места и роли Коптской Церкви в социально-политической жизни мусульманского Египта по-прежнему сохраняет свою актуальность. Она имеет большое значение как для понимания современного положения Коптской Церкви и общины в развивающемся египетском обществе, так и для объективной оценки межконфессиональной ситуации в этой стране.Настоящая диссертация посвящена анализу места и роли Коптской Церкви в государственно-религиозных отношениях в Египте конца XVIII - начала XX в. Целью диссертационной работы является комплексный многоаспектный анализ сфер взаимодействия Коптской Церкви и мусульманских властей Египта в указанный период. Временные рамки работы обусловлены особенностью эволюции Коптской Церкви и общины в Египте, а также кардинальными преобразованиями в системе государственно-религиозных отношений в конце XVIII - начале XX вв.Вместе с тем, значительное внимание в работе уделено Фатимидскому периоду (X — XII вв.) - периоду наиболее активного церковно-государственного сотрудничества в средние века, и XIX столетию, когда церковно-государственные отношения вступили в качественно новый этан эволюции, а именно стали характеризоваться более выраженным стремлением к взаимопониманию и терпимости. Подобная хронологическая структура работы обусловлена в том числе спецификой ее источниковой базы. Средневековая историографическая школа не знает трудов, сопоставимых по значимости с «Историей патриархов Коптской Ллексан-дрийской Церкви» коптского автора X в. Севира ибн ал-Мукаффы1 и «Краткой историей коптов и их церкви»2 мусульманского автора Ахмада ибн 'Али ал-Макризи3 (1364-1442).4 К трудам Севира ибн ал-Мукаффы восходит историографическая арабоязычная традиция коптов, а сочинение ал-Макризи является, пожалуй, самым известным мусульманским источником по истории коптов и их Церкви в средние века.Эти труды дают благодатную почву для изучения становления и расцвета церковио-государственных отношений в период фатимидекого правления в Египте, в неискаженных параметрах традиционного развития египетского общества. Вместе с тем комплексное изучение вопроса потребовало более углубленного анализа развития этих взаимоотношений в контексте предшествующих и последующих эпох, втом числе, айюбидской, мамлюкской и раннеосманской, источни-ковая база которых по исследуемому вопросу не столь велика. Со второй половины XVIII в. европейские государства проявляют растущий интерес к Османской империи, в том числе к Египту. В силу этого появляется разнообразный источпи-ковый матери&1, в частности касающийся и коптской проблематики. С конца же XVIII столетия, отмеченного французским вторжением, количество источников существенно возрастает.Диссертация не претендует на исчерпывающий анализ всех связанных с рассматриваемой проблематикой специальных вопросов и смежных тем. Целый ряд1 Savvirus ibn al-Muqaffa' (Severus). History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria, ed. & trans, by B.T.A. Evetts (Arabic text edited, translated and annotated), Patrologia Orientalis I, II, IV, V, X. Paris 1905-1915; continued by History of the Patriarchs of the Egyptian Church (known as the History of the Holy Church, by Sawirus ibn al-Muqaffa', bishop of al-Ashmunin), translated and annotated by Yasa* 'Abd al-Masih, O.H.E. Burmester and A. Kharter. Vols II, III, IV. (Publications de la Societe d'Archeologie copte. Textes et Documents, Tomes III, IV, V, XI, XII, XIII, XIV, XV), Le Caire 1943-74.2 Известно, что слово "копт" является европейской формой арабского слова "qibt", взятого из греческого "aigyptos" (житель Египта, египтянин).3 AI-Makrizi, Ahmad Ibn. Л short history ofcopts and their church. Transl. By S.C. Malan. London, 1873.значимых тем, таких как отношения коптской обшины с представителями других этноконфессиоиальных групп, например, с армянской, еврейской, греко-католической общинами, их взаимодействие с египетскими властями, не освещен в работе, поскольку они требуют специального изучения, выходящего за рамки данного исследования. Некоторые вопросы, заявленные в тексте диссертации, несомненно, требуют более глубокой проработки, осуществление которой зависит от получения доступа к оказавшимся вне досягаемости источникам информации. Это, в частности, касается проблемы состояния церковно-государственных отношений в XIV-XVI вв., более или менее полное представление о которых в этот период сделать затруднительно в силу ограниченности источниковой базы. Так, важным источником для исследования послужили коптские церковные хроники. Однако между XIII и XIV вв. ведение хроник обрывается и возобновляется лишь в конце XVIII - начале XIX в. Ввиду малодоступности египетских архивов, не были к тому же задействованы светские документы по этому периоду, число которых, впрочем, незначительно и свидетельствует об определенном кризисе в церковно-государственных отношениях в это время. Детальное, более глубокое исследование отдельных аспектов церковно-государственного сотрудничества в Египте также относится к самостоятельным, перспективным темам, требующим дополнительных изысканий.В рамках исследования перед автором были поставлены следующие задачи:• уяснить специфику функционирования института Церкви в мусульманском Египте, с учетом особого статуса немусульманского населения;• выявить причины упадка Коптской Церкви к XIV в. и начала возрождения ее к XIX в.;4 Годы жизни исторического лица обозначаются в виде цифр в круглых скобках, годы правления или• определить влияние деятельности Мухаммада 'Али на процесс социального возрождения коптской общины;• исследовать значение реформ Танзимата для усиления социально-политической роли Коптской Церкви в египетском обществе;• показать взаимосвязь между укреплением социального статуса коптов к середине XIX в. и возможностью проведения в жизнь необходимых внутрицерковных реформ;• определить роль «верхушки» коптской общины в церковно-, V государственных отношениях во временных рамках исследования;• исследовать положение коптов в период британской оккупации и определить характер взаимоотношений между Коптской Церковью, общиной и английской администрацией Египта.Следует отметить, что проблема вмешательства коптской «верхушки» в дела Церкви явилась объектом особого внимания для данного исследования. События коптской истории свидетельствуют о существенной роли коптской бюрократии в отношениях между мусульманскими властями, коптской общиной и Церковью.XIX столетие явилось эпохой создания новых общественных институтов и представители коптской «верхушки» наконец придали своей деятельности организационную форму. Оформившись на рубеже XIX-XX вв. в так называемый Общинный Совет, они играли важную посредническую роль в церковно-государственных отношениях и способствовали переходу ряда церковных полномочий в руки паствы.Следует определить, что подразумевается под церковно-государственными отношениями в Египте, где в разные исторические периоды существовали раз-занятия какой-либо должности - в виде цифр с добавлением букв «гг.».личные формы правления. Для этого уместным представляется вкратце проследить основную канву событий.В период правления Омейядов (661-750 гг.) завоеванные территории были разделены на наместничества. Египет был центром одного из пяти наместничеств и управлялся эмирами. Эмиры, хотя и подчинялись центру, были фактическими хозяевами в своем эмирате, ведая его финансами, армией и аппаратом власти.Власть Лббасидов (750-1258 гг.) была значительно менее прочной и стабильной, так что для поддержания порядка халифам также приходилось обращаться к помощи влиятельной знати, особенно наместников-эмиров. В результате происходило постепенное укрепление экономической и политической самостоятельности эмиров, превращавшихся в наследственных правителей той или иной части халифата. Так, в 868 г. власть в Египте захватил наместник халифа из числа порок-гулямов Ахмад ибн Тулун5, основавший династию Тулунидов (868-905 гг.). С 905 г. после падения эмирата Тулунидов Египет вновь стал владением багдадского халифа. Однако уже в 935 г. новый назначенный халифом наместник Египта Мухаммад ибн Тугдж основал династию Ихшидидов (935-969 гг.).Египет, будучи богатой провинцией и важным стратегическим и экономическим центром, часто становился объектом притязаний извне. В 969 г. Египет завоевывают Фатимиды (969-1171 гг.). Присоединив эту страну к своей державе, Фатимиды перенесли в Египет свою столицу, основав город Каир (ал-Мадинат ап-Кахира).5 Имена правителей мусульманских династий и годы их правления даны по К.Э. Босворту (К.Э. Бос-ворт. Мусульманские династии (Справочник по хронологии и генеалогии). Пер. с англ. и примеч. П.А. Грязневича. М., 1971.). Принцип передачи арабских имен и названий также заимствован у этого автора.В 1171 г. военачальник Салах ад-Дин ал-Айюби совершил в Каире переворот, провозгласив себя султаном. Власть фати.мидских халифов нала, а султаны новой династии Лйюбидов (1171-1250 гг.), будучи суннитами, признали авторитет багдадского халифа.После смерти Салах ад-Дина его наследники повели междоусобную борьбу за султанат, владения которого к этому времени охватывали не только Египет и Сирию, но также Хиджаз с Меккой и Мединой и часть Месопотамии. Междоусобные распри усилили роль мамлюкской гвардии, которую правители создавали из купленных ими рабов. Неудивительно, что в 1250 г. последний из Лйюбидов был свергнут одним из мамлюков, после чего Египет на протяжении более двух с половиной столетий оказался под властью мамлкжских правителей.После того, как Багдадский халифат был уничтожен монголами, мамлюк-ский султан Египта Байбарс пригласил в Каир одного из близких родственников последнего халифа. В результате Каир превратился в местопребывание последней ветви халифов. Учреждение Лббасидского халифата в Каире (1261-1517 гг.) имело целью придать законность правлению мамлюков. Сами хапифы не обладали никакой практической властью в мамлюкском государстве.В 1517 г. Египет стал турецкой провинцией. Страна к XVI в. была разделена на 16 крупных провинций. Египетским эялетом управлял назначенный султаном паша, правивший с помощью дивана** - фактически совета министров. Управление на местах оставалось в руках мамлюкских беев, сохранявших влияние даже в Каире.6 Диван (диван машвара, маджлис машвара, маджлис аш-шура) — традиционный мусульманский, в частности, османский орган власти с совещательными, исполнительными, судебными и отчасти законодательными функциями.В XVIII в., в период острого кризиса Османской империи, Египет фактически откололся от нее. Мамлюкскис . беи проводили собственную политику, следствием чего стал захват Египта Наполеоном в конце этого века. Экспедиция Наполеона, как известно, завершилась неудачей, и Англия помогла султану восстановить контроль над Египтом. Однако контроль этот был призрачным. Мухаммад 'Лли, назначенный в 1805 г. египетским пашой, основал новую династию (1805-1953 гг.). Египет стал практически независимым от Османской империи.На протяжении всего средневекового периода Египет не являлся самостоятельным государством, а входил в состав различных государственных образований: халифатов, султанатов, Османской империи. Поэтому под термином «мусульманское правительство» в диссертации подразумевается египетская администрация, представленная в разные исторические периоды эмирами-наместниками, правителями ряда мусульманских династий, визирами, мамлюкскими султанами, беями, османскими пашами.Говоря о представителях мусульманских властей в целом, автор имеет в виду чиновников мусульманского правительства, должностных лиц в местном самоуправлении. Таким образом под церковно-государственными отношениями в диссертации понимаются взаимоотношения иерархов Коптской Церкви с представителями правящих властей и должностными лицами египетской администрации.Научная новизна настоящей диссертации заключается в том, что она представляет собой первое в отечественной и зарубежной историографии обобщающее исследование характера и основных аспектов церковно-государственных отношений в Египте VII - конца XIX в. Эта тема до сих пор не имела должного освещения в востоковедной литературе, и лишь отдельные ее фрагменты нашли от- раженис либо в узко специальных публикациях, либо в более масштабных трудах, где они разрабатывались, как правило, в виде периферийных сюжетов.Новизна данной диссертации состоит также в привлечении ряда источников и исследований, в первую очередь на арабском языке, немалая часть которых впервые вводится автором в научный оборот.Актуальность диссертации определяется комплексом факторов. В первую очередь тем, что изучение данной темы дает более широкое представление об истории Египта, о структуре общества, взаимоотношениях мусульман и христиан, как неотъемлемых компонентов египетского общества.В последние десятилетия повышенным вниманием как египетской, так и международной общественности пользуются межобщинные отношения в Египте. Это объясняется как нарастанием межконфессиональной напряженности в регионе, так и конфликтом, связанным с заключением в 1981 г. под домашний арест в монастырь патриарха папы7 Шенуды III Анваром Садатом.Шенуда III осуществляет активную общественно-политическую деятельность как внутри страны, так и на международной арене, всячески содействуя развитию и укреплению коптской национальной культуры, просвещения, искусства. До последнего времени он регулярно посещал приходы как в Египте, так и за его пределами, был активным участником встреч с верующими разных возрастов и социального положения, читал лекции в университетах. Активная социально-политическая позиция коптского лидера, естественно, вызывала и вызывает неоднозначную реакцию у представителей мусульманского большинства страны, в том числе у ее руководства. Причин эскалации межконфессиональной напряженности в Египте много, и они не относятся лишь к сфере межрелигиозных отношений. В этой связи важным является изучение причин конфликтов и разногласий, лежащих в разных плоскостях общественной и политической жизни и имеющих также исторические корни. Вместе с тем, работ о взаимоотношениях между Церковью и мусульманскими властями Египта крайне мало. Египетские историки, как правило, не затрагивают социально-политическую историю этой Церкви, руководствуясь современной доктриной Коптской Церкви о «религии без политики» и следуя традициям национальной исторической школы. В западной и российской историографии этот вопрос также малоизучен. Между тем, это способствует неверному пониманию места и роли Коптской Церкви в египетской политике на современном этапе. Например, конфликты, похожие на тот, что произошел в 1981 г. между президентом Садатом и патриархом папой Шенудой III, случались и в XVII в., и в конце XIX в. Как показывает история, причины многих подобных конфликтов зачастую уходят своими корнями в глубокое прошлое. В связи с этим, история церковно-государственных отношений в Египте представляется чрезвычайно актуальным и перспективным направлением исследования.Большинство источников, приведенных в диссертации, были собраны автором в Египте во время университетской стажировки, а также в результате других поездок в эту страну, позволивших познакомиться с фондами библиотек Каира, а также найти ценный полевой материал.В основу исследования положено тщательное изучение первоисточников, которые можно подразделить на несколько групп.К первой группе источников относятся хроникальные материалы. Среди них следует особо выделить коптские церковные хроники XIX в. на арабском языке,7 Коптские патриархи переняли титул папы в середине XX в., символически претендуя на равенство с римскими католическими папами. изданные в Каире8, которые представляют собой базовый источник для воссоздания общей картины бытия Коптской Церкви и общины в контексте жизни мусульманского общества Египта нового времени. Помимо того, что коптские церковные хроники являются ценным источником для реконструкции событий второй половины XIX столетия, они представляют собой возобновленную традицию ведения коптских хроник, прерванную в XIV в. в результате резкого сокращения численности христианского населения, духовного и интеллектуального кризиса Коптской Церкви Египта.Безусловно, коптские церковные хроники составляют особый разряд первоисточников, поскольку они в известной степени отличаются от трудов, принятых обычно считать источниками. Их специфика обусловлена религиозно-историческими событиями и историографической традицией. Как и труд упоминавшегося выше Севира ибн ал-Мукаффы, первая часть которого основана на пяти хрониках житий патриархов, принадлежащих перу разных авторов, и который был дополнен более поздней хроникой малоизвестного Маухуба ибн Мансура ибн Муфарриджа9, все авторы последующих хроник брали за основу «Историю патриархов», продолжая эту традицию.Возобновление в конце XVIII - начале XIX в. ведения хроник после многовекового перерыва и развитие книгопечатания обусловили желание ряда представителей коптского духовенства опубликовать свои труды, в основе которых лежа-Йа'куб Нахла Руфайла, Тарих ал-умма сп-кибтийя (История коптской общины). Каир, 1898 г.; Та\фик Искарус, Нивабих ал-акбат вег машахирихии фи-л-кари ат-таси' 'ашар (Выдающиеся и известные копты XIX столетия). 2 т. Каир, 1910-1913; Айзурус (Лйсидорес), ал-ускуф, Ал-xapuda аи-нафеийя фи тарих ап-Каииса ал-Кибтшш (Ценная жемчужина истории Коптской Церкви). Каир. [Б.г.]; Манси, ал-куммас, аш-шаммас (Йуханна, Манси, ал-касс), Тарих ал-Кштса сп-Кибтийя (История Коптской Церкви). Каир. [Б.г.].9 Подробнее об «Истории патриархов» Севира ибн ал-Мукаффы см. Johannes den Heijer. Mawhub ibn Mansur ibn Mufarrig et l'historiographie copto-arabe. Lovania, 1989. (Les etudes sur l'Histoire des Patriar-ches d'Alexandrie). ли как собственные хроники Коптской Церкви и общины, так и редкие практически недоступные рукописи и манускрипты более ранних эпох.Оценивая коптские источники с точки зрения их информационного богатства, следует отметить, что они являются исключительно ценным материалом для данного исследования. Именно благодаря своей «субъективности» они дают представление об оценке этой Церковью своей роли, как в египетском обществе, так и в государственной политике. Они позволяют также прикоснуться к такой важной сфере, как народная память, хранящаяся в коптских преданиях. А эта память, в свою очередь, дает возможность глубже понять природу церковно-государственных отношений и мотивы тех или иных действий представителей церковной иерархии и коптской общины. Особая ценность коптских источников заключается в том, что в их основе лежат церковные архивные материалы, а также документы и рукописи, хранящиеся в коптских монастырях Египта. Таким образом, коптские источники дают доступ к уникальной информации, которая, в силу своей специфики, остается практически недоступной иными способами.То, что коптские хроники являются источниками, основанными, в первую очередь, на рукописных материалах церковной традиции, подтверждается рядом факторов. Стиль изложения в них не всегда последователен, сведения порой от-рывочны (особенно в отношении периода XV-XVII вв.), а описание исторических событий, в подавляющем большинстве, не сопровождается авторскими комментариями. Все это указывает на определенную зависимость содержания этих хроник от наличия заимствуемого материала и свидетельствует о его достоверности.Коптские источники строятся по хронологическому принципу, где каждая новая глава соответствует новому столетию, периоду правления целой династии или повлиявшего на ход коптской истории отдельного мусульманского правителя. При всей нарративности хроникального материала в нем можно выделить приоритетные темы. Акценты в них могут меняться, что определяется разнородными параметрами, например, широтой кругозора или личными пристрастиями каждого конкретного летописца.К числу тем-доминант относится mapiix ач-батарика - история патриархов. Эта тема включает в себя вопросы, связанные с избранием патриархов, их деяниями, важными событиями, пришедшимися на период их патриаршества, с жизнью Церкви в этот период, новшествами, реформами и т.д.Другая тема, не проходящая мимо внимания хронистов - машахир си-каниса - жизнеописания видных коптов, внесших свою лепту в развитие Церкви и общины. К их числу относятся как выдающиеся личности из числа коптского духовенства (включая шухада 'у-л-каписа - святых мучеников), так и высокопоставленные и влиятельные представители паствы.Отдельную тему составляют ал-мачлака ва-л-кешиса - церковио-государственные отношения. Эта тема вбирает в себя как непосредственно вопросы, касающиеся отношений между патриархами и правителями Египта, так и политики местной администрации в отношении Коптской Церкви и общего положения коптов при той или иной власти в стране. Следует также выделить неизбывную тему, связанную с описаниями асатыр (ед. ч. устура)- легенд, преданий, являющихся неотъемлемой частью коптской историографической традиции, и несущих в себе подчас гораздо больше информации, чем может показаться на первый взгляд.При всей своей ценности коптские источники требуют тщательного анализаЩ содержащегося в них материала в первую очередь в силу своего сугубо религиоз-ного характера. Следует подчеркнуть, что отражение отношений Коптской Церк- ви с местной администрацией в коптских источниках выглядит в целом довольно неопределенно и противоречиво, что, безусловно, является признаком напряженности, которая всегда существовала в отношениях между мусульманским правительством и Церковью в Египте.Ввиду такой особенности коптских хроник диссертант использовал метод сравнения различных групп источников. Однако в тех случаях, когда подтвердить или опровергнуть те или иные факты или их интерпретацию не представлялось возможным, автор цитирует коптских авторов, отмечая при этом сугубо коптский взгляд па освещение происходящих событий.Среди источников, также относящихся к первой группе, выделяется арабо-мусульманская хроника османской эпохи - сочинение знаменитого египетского хрониста Абд ар-Рахмана ал-Джабарти10. Часть этого труда была переведена в 1960-70-х гг. на русский язык и издана в трех томах. Труд ал-Джабарти является одной из наиболее ярких, отмеченных исключительной информативной насыщенностью, летописей в арабской историографии нового времени. В этом сочинении отражен общий социально-политический фон жизни Египетского эялета, что делает его важным источником для целостного освещения заданной нами темы в контексте описанного летописцем периода.Следующая группа источников представлена документальными материалами по истории Коптской Церкви, церковно-государственных отношений, межцерковных контактов. Это - официальные документы центральной власти в отношении этноконфессиональных меньшинств, эдикты, указы, деловая переписка, консульские донесения, административные распоряжения, выдаваемые на провинци-1 Ал-Джабарти Абд ар-Рахман. Египет в канун экспедиции Бонапарта (1776-798), пер с араб. М., 1978; Египет в период экспедиции Бонапарта (1798-1801), пер с араб. М., 1962; Египет под властью Мухаммада Али (1806-1821), пер с араб. М., 1963. алыюм уровне, разного рода соглашения, каноны и правила, издаваемые патриархами и т.п. Следует отметить, что число официальных документов, касающихся церковно-государствениых отношений, в целом, незначительно и не охватывает все аспекты их сотрудничества. Главным образом это связано с удаленностью Египта на протяжении нескольких веков османского владычества от центра власти. Ряд документов, хранящихся в архивах Коптской Патриархии и Национальном Египетском архиве (Дар ал-васаик са-каумийя) в Каире были почерпнуты автором из приложений к различным исследованиям на арабском языке.В процессе работы над диссертацией были привлечены также некоторые коптско-арабские рукописи, хранящиеся в Рукописном отделе Российской Национальной Библиотеки в Санкт-Петербурге и касающиеся обрядовой стороны церковного устройства. Одна из этих рукописей представляет особый интерес, поскольку посвящена процессу избрания коптского патриарха и относится к XIII в.11При работе над диссертацией особый интерес представили церковные каноны и постановления коптских патриархов XI-XIII вв. и XIX в., отражающие развитие духовной и административной жизни Коптской Церкви, также зачастую являвшиеся вынужденной мерой по ограничению вмешательства мусульманских властей в дела коптов. В контексте этой проблематики можно назвать известные труды, мимо которых не прошел ни один из российских исследователей истории Коптской Церкви Египта, это «История патриархов Коптской Александрийской Церкви» Севира Ибп ал-Мукаффы и произведение Порфирия Успенского «Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния»12, основанное на сочинении Ренодота. В европейском востоковедении впервые пол-11 Такриз батриарк мадинат ал-Искандарийа (Посвящение александрийского патриарха). M.Dorn 627. Catalogue des Mamiscriptes Orientates dans Biblioteque Imperiale de Same Petersburg. СПб., 1852. ный свод церковных канонов коптских патриархов XI-XIII вв. был издан в 30-х годах XX в. О.Бурместером.13В контексте исследуемой проблематики особое место отведено египетско-эфиопским религиозно-политическим контактам, которые затрагивали интересы как Коптской Церкви, так и египетского правительства. В этой связи особое внимание обращалось на письма и договоры с эфиопскими правителями (1800-1854 гг.) и переписку негуса Теодроса II (1855-1868 гг.), изданные в двух томах серии «Ada Ephiopica» в 1987 и 1994 гг. в Швеции.14Важное место в работе уделено взаимоотношениям России и коптов Египта в XIX в. Этот аспект истории Коптской Церкви представляется значимым для понимания политики России на Ближнем Востоке и интересов Коптской Церкви в отношении нашего государства.В результате русско-коптских контактов, а также некоторой напряженности в отношениях между коптским патриархом Кириллом IV (1854-1861 гг.) и правителем Египта Са'ид-пашей (1854-1863 гг.), в середине XIX столетия возникла идея объединения восточных христианских церквей под покровительством России.Проект установления российской протекции, по всей видимости, стал причиной гибели патриарха Кирилла IV. Реконструировать отношения между Россией и Коптской Церковью в XIX в. помогли документальные материалы канцеля-12 Арх. Порфирий (Успенский). Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочинияия египетских христиан (коптов), СПб., 1856.13 О.Н.Е. Burmester. "The Canons of Gabriel Ibn Turaik, LXX Patriarch of Alexandria" (First Series), Ori-entalia Christiana Periodica I (1935); idem "The Canons of Gabriel Ibn Turaik, LXX Patriarch of Alexandria" (Second Series), Le Museon 46 (1933); "The Canons of Christodulos, Patriarch of Alexandria (A.D. 1047-1077)", Le Museon 45 (1932); "The Canons of Cyril II, LXVII Patriarch of Alexandria", Le Museon 49(1936).14 Acta Ephiopica. Volume I. Correspondance and treaties 1800-1854. Ed. By Sven Rubenson. Northwestern University, Press. Adis Ababa University Press. Printed 1987 by Bloms Boktryckeri AB, Lund, Sweden; Acta