ROCC RU. О576.04 ЖС01-10-013 Стандарт системы «Росжилкоммунсертификация»Сертификация работ и услуг организаций лифтового хозяйстваМосква2010 РАЗРАБОТАН: органом по сертификации ОМОР "Национальная Лига"-Общероссийское межотраслевое объединение работодателей "Национальная Лига предприятий лифтовой и коммунальной инфраструктуры" системы добровольной сертификации в жилищно-коммунальном комплексе Российской Федерации "Росжилкоммунсертификация"Волков В.И. - вице-президент ОМОР "Национальная Лига" Ярошевич М.П. - директор органа по сертификации; Селютин В.А. - эксперт органа по сертификации; Иннокеткин С.С. - эксперт органа по сертификации.ВНЕСЕН: Общероссийским межотраслевым объединением работодателей "Национальная Лига предприятий лифтовой и коммунальной инфраструктуры"^ УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ: с 10.09.2010 согласно приказу НП «ЖКС» от 10.09.2010 № 46РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ: Лячин Ф.А., Кочегаров А.Д., Степанов В.Б.© НП «ЖКС», 2010Настоящий Стандарт не может быть опубликован, полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения НП «ЖКС». Содержание 1. Термины и определения 2. Общие положения 3. Объект сертификации 4. Субъект сертификации 5. Критерии допуска к сертификации 5.1. Общие критерии 5.2.Критерии деятельности 5.3. Производственные критерии 6. Проверка соответствия показателей деятельности заявителя критериям настоящего Стандарта 7. Сертификация персонала. 8. Сертификация работ и услуг 9. Правила сертификации в системе 9.1 Порядок проведения работ по сертификации 9.2. Порядок проведения сертификации персонала предприятий (организаций) 9.3. Порядок проведения сертификации работ и услуг 10. Методы исследований (испытаний) и измерений 11. Проверка соответствия показателей деятельности заявителя критериям настоящего Стандарта 12. Нормативно-правовые акты и иные документы, используемые в настоящем Стандарте 1. Термины и определения1.1. Для целей настоящего Стандарта при разработке понятийного аппарата используются термины и определения, установленные международными и национальными стандартами, статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», пунктом 5 технического регламента «О безопасности лифтов», утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 782, статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов ПБ 10-558-03, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 16.05.2003 № 31, а также Стандартами системы «Росжилкоммунсертификация». 1.2 Стандарт Системы устанавливает термины отличные от значений, указанных в других законах:объекты оценки соответствия — персонал и работы (услуги) эксплуатирующей организации (владельца лифта) и специализированных лифтовых организаций лифтового хозяйства, а также продукция для лифтового хозяйства жилых и не жилых зданий;субъекты оценки соответствия — эксплуатирующая организация (владелец лифта), специализированные лифтовые организации и иные организации в лифтовом хозяйстве;лифтовое хозяйство - включает совокупность охватываемых подъемно-транспортных устройств (лифтов) в системе вертикального транспорта жилого (нежилого) здания, а также средств эксплуатации, исполнителей и устанавливающих правила их взаимодействия документов, необходимых и достаточных для выполнения целей их безопасной эксплуатации;организация лифтового хозяйства - юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также имеющее самостоятельный баланс и зарегистрированное в государственных регистрационных органах в установленном порядке;эксплуатирующая организация - (владелец лифта) обеспечивающая содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта (текущий контроль); владелец лифта - собственник (собственники) здания (сооружения) или его части, в котором находится лифт, собственники помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится здание (сооружение); стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией;национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации;стандарт организации - стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей, установленных статьей 17 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследования (испытаний), измерений и разработок;продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме, и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;техническая документация - совокупность документов, необходимая и достаточная для непосредственного использования на каждой стадии жизненного цикла продукции, «эксплуатации оборудования»;инспекционный контроль - контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что объект продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации;идентификация специализированной лифтовой организации – процедура, осуществляемая органом по сертификации, установления тождественности специализированной лифтовой организации существенным признакам, сформулированным Стандартом; специализированная лифтовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, предметом деятельности которого является осуществление одного или нескольких видов деятельности по проектированию, производству, монтажу (демонтажу), техническому обслуживанию, ремонту, модернизации и диспетчерскому контролю лифтов;техническое обслуживание лифта - комплекс операций по поддержанию работоспособности и безопасности лифта при его эксплуатации (технический надзор); эксплуатация лифта - стадия жизненного цикла, включающая использование по назначению, осмотры (хранение в период эксплуатации), техническое обслуживание и ремонт лифта.^ 2. Общие положения2.1 Настоящий стандарт «Сертификация работ и услуг организаций лифтового хозяйства » (далее - Стандарт) разработан в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, национальных стандартов, технического регламента «О безопасности лифтов», утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 782, Единых правил функционирования системы добровольной сертификации в жилищно-коммунальном комплексе Российской Федерации "Росжилкоммунсертификация", (далее – Правила и Система). 2.2. Стандарт устанавливает обязательные требования, предъявляемые к органам по сертификации Системы при проведении сертификации: - персонала организаций лифтового хозяйства; - продукции (оборудования подъемно-транспортного и диспетчерских комплексов для лифтового хозяйства, определяемых заявителем), процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; - работ и услуг организаций лифтового хозяйства по правилам и формам оценки соответствия (в том числе порядок и схемы сертификации). 2.3 Целью сертификации является: - повышение уровня безопасности и качества объектов сертификации в лифтовом хозяйстве; - создание условий для обеспечения конкурентоспособности объектов сертификации в лифтовом хозяйстве на внутреннем и внешнем рынках; - подтверждение заявленных возможностей стабильно осуществлять деятельность регламентированного качества и на установленных договорами условиях. 2.4. Положения Стандарта в соответствии с целями сертификации в Системе распространяются на оценку деятельности организаций лифтового хозяйства по объектам сертификации на основе проведения нормативно-технического контроля (испытаний, анализа, измерений), регулирования отношений, возникающих при сертификации и оценки качества выполнения работ или оказания услуг на соответствие их установленным требованиям, обеспечивающим безопасность и направленным на защиту прав потребителей. 2.5. Стандарт разработан с учетом стандартов российской Национальной системы стандартизации, а также национальных стандартов, распространяющихся на продукцию, оказываемые услуги, выполняемые работы и осуществляемые процессы, а также в соответствии с общероссийскими классификаторами, подпадающими под требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и распространяющимися на продукцию, товары и услуги. 2.6. Настоящий Стандарт является базовым и при необходимости может быть конкретизирован и дополнен в других стандартах и методических документах Системы. 2.7. Стандарт в части технического регулирования деятельности по повышению качества объектов сертификации базируется на стандартах ИСО серии 9000 и ГОСТ 16504 "Испытание и контроль качества продукции". В соответствии с этим определением, качество представляет собой совокупность, как потребительских свойств продукции и процессов, связанных со всеми стадиями ее жизненного цикла, выполнения работ или оказания услуг, так и тех ее параметров, которые законодательно регулируются государством. Стандарты участвуют в формировании обеих этих составляющих качества, полностью сохраняя при этом принцип добровольности применения стандартов.^ 3. Объект сертификации 3.1. Объектом сертификации являются: - персонал организаций лифтового хозяйства; - работы и услуги, выполняемые и предоставляемые организациями лифтового хозяйства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 3.2 Стандарт устанавливает объекты сертификации, рассматривая процесс производства работ или оказания услуг по эксплуатации лифтов в лифтовом хозяйстве через требования их безопасности. Предметом рассмотрения является трудовая и хозяйственная деятельность, процессы труда (производственные процессы), безопасность труда работников организаций (предприятий) лифтового хозяйства в жилищно-коммунальном хозяйстве, как не противоречащие требованиям законодательства РФ о техническом регулировании и содействующие в их реализации. 3.3. Оценивая процессы выполнения работ и оказания услуг по эксплуатации лифтов через их безопасность, учитываются все составляющие элементы (работа по качеству, обеспечение безопасных условий труда, сохранение окружающей среды, жизни и имущества пользователей). 3.4. В целях оказания практической помощи предприятиям лифтового хозяйства по приведению отраслевой системы нормативных актов по безопасности труда в соответствие с требованиями статьи 212 Трудового Кодекса РФ в Системе применяется Стандарт "Система управления охраной труда в организации. Руководство по применению на практике стандартов Системы Стандартов Безопасности Труда в организациях ЖКХ" ROCC RU 0104.04 ЖС 09-011, требования которого могут быть включены в Программу сертификации. ^ 4. Субъект сертификации 4.1. Субъектом сертификации является юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица, являющийся специализированной лифтовой организацией или эксплуатирующей организацией (владелец лифта) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. 4.1.2 Идентификация заявителя осуществляется путем анализа представленной заявителем документации. Результат анализа конкретизирует основания для принятия решений о допуске заявителей к участию в сертификации. 4.1.3. К сертификации персонала, работ и услуг по эксплуатации лифтов допускаются эксплуатирующие организации (владелец лифта) и специализированные лифтовые организации, т.к. сертификация услуг производится по результатам их хозяйственной деятельности.^ 5. Критерии допуска к сертификацииДанные критерии являются основанием для допуска к сертификации и проведения анализа представленной заявителем документации для сертификации работ или оказываемых услуг по эксплуатации подъемно-транспортного оборудования в лифтовом хозяйстве (далее-эксплуатация лифтов). Заявитель на день принятия решения о допуске к сертификации не должен иметь: - не устраненных замечаний аудиторского заключения по результатам проверки деятельности организации за последний год, если обязательность аудита предусмотрена законом; - просроченных денежных обязательств перед кредиторами (более 3-х месяцев); - задолженностей по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды Российской Федерации; - частных определений судебных органов о прекращении незаконных действий по отношению к потребителям жилищных услуг: прекращение либо ограничение предоставления потребителям услуг, не предоставление сведений об оказываемых услугах, необоснованный отказ от предоставления потребителям установленных законодательством документов (справок об отсутствии задолженностей, временном отсутствии, выписок, финансовых лицевых счетов и др. документов); - не исполненных предписаний контрольных и надзорных органов.Общие критерии5.1.1. Заявитель должен являться эксплуатирующей организацией (владельцем лифта) или специализированной лифтовой организацией. Устав организации- заявителя должен содержать виды деятельности, которые предусмотрены в договорах на выполнение работ и оказанию услуг по эксплуатации лифтов в лифтовом хозяйстве. 5.1.2. Заявитель должен иметь: - основания для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту имущества лифтового хозяйства (договор с управляющей или с ресурсоснабжающей организациями в качестве обслуживающей (эксплуатирующей) организации, а также договор с собственниками или уполномоченным собственниками лицом, наличие иных оснований, по которым у заявителя возникли обязательства по содержанию и текущему ремонту имущества лифтового хозяйства. Договоры на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту имущества лифтового хозяйства должны быть оформлены в письменной форме и подписаны сторонами; - нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации и муниципального образования, в котором осуществляет свою деятельность заявитель, по вопросам содержания и ремонта имущества лифтового хозяйства.^ 5.2. Критерии деятельности5.2.1. Заявитель должен иметь: - опыт осуществления одного или нескольких видов деятельности по проектированию, производству, монтажу (демонтажу), техническому обслуживанию, ремонту, модернизации и диспетчерскому контролю лифтов, организации работ, выполняемых организациями лифтового хозяйства, или оказываемых ими услуг по эксплуатации лифтов в лифтовом хозяйстве; - срок деятельности не менее одного года, в том числе, с момента реорганизации; - годовые отчеты о результатах деятельности за прошедший год; - программы мероприятий по производству работ и оказанию услуг по эксплуатации лифтов в плане деятельности на текущий год; - положительную динамику снижения количества жалоб владельца лифта и пользователей лифта по сравнению с предыдущим годом.^ 5.3. Производственные критерии5.3.1. Заявитель, как специализированная организация (предприятие), должен быть укомплектован квалифицированным персоналом, аттестованным в установленном порядке, а также иметь: - структурные подразделения: производственные, материального обеспечения, по разработке необходимой технической документации, подготовке кадров, контролю качества работ и техники безопасности, аварийную службу, либо заключенные договоры с организациями (при необходимости) имеющие все существенные условия (определение работы, сроки начала и окончания работ); - соответствующую материально-техническую базу либо договоры с организациями (при необходимости), включающие все существенные условия (определение работы, сроки начала и окончания работ); - нежилые помещения для размещения персонала и приема граждан; - собственные (арендованные) транспортные средства либо договоры с транспортными организациями (при необходимости), включающие все существенные условия (определение работы, сроки начала и окончания работ); - средства связи: телефонную, сотовую, диспетчерскую и др.; - программное обеспечение для ведения бухгалтерского учета организации, начисления и учета платежей населения, учета технических сведений по лифтовому хозяйству; - диспетчерскую службу или договор на диспетчерское обслуживание включающий все существенные условия (определение работы, сроки начала и окончания); - оборудование и инструменты, основные средства, необходимые для оказания услуг и выполнения работ по взятым обязательствам.^ 6. Проверка соответствия показателей деятельности заявителя критериям настоящего Стандарта6.1. Анализ, оценка и проверка деятельности заявителя осуществляется группой проверки (экспертом) органа по сертификации в порядке, установленном инструкцией «Порядок проведения анализа и оценки деятельности организаций лифтового хозяйства на соответствие требованиям Стандарта Системы». 6.2. Анализ деятельности заявителя проводится с целью выявления группой проверки (экспертом) органов по сертификации правовых, финансовых, производственных и технических возможностей заявителя оказывать владельцу лифта услуги и выполнять работы по эксплуатации лифтов в лифтовом хозяйстве надлежащего качества. 6.3. Оценка деятельности заявителя осуществляется путем сличения результатов его деятельности на соответствие критериям, установленным настоящим Стандартом. 6.4. Проверка деятельности заявителя - проверка результатов работ и услуг, выполненных по договорам. 6.5. Проверка соответствия показателей деятельности заявителя критериям настоящего Стандарта производится по сведениям, представленным заявителем и результатам выборочных проверок во время выездного инспекционного контроля. 6.6. Заявитель самостоятельно определяет количество сертифицируемых работ и услуг по эксплуатации лифтов, но не менее количества услуг, предусмотренных в договоре с организацией-владельцем лифта. В случае если заявитель не оказывает отдельные виды услуг, а берет обязательства перед владельцем лифта обеспечить (организовать) их предоставление, то оценка деятельности заявителя осуществляется в части взятых обязательств по договору. 6.7. Группа проверки (эксперт) обязана провести выборочный визуальный осмотр имущества лифтового хозяйства с целью оценки его технического состояния. Не подлежит осмотру имущество лифтового хозяйства, в части которого принято решение о проведении капитального ремонта.^ 7. Сертификация персонала7.1. Обязательным условием сертификации работ и услуг по организации эксплуатации имущества лифтового хозяйства, является наличие у заявителя аттестованных специалистов и обслуживающего персонала, работающих на постоянной основе (штатных сотрудников), имеющих профессиональную подготовку (специальность, квалификацию) и выполняющих работы по видам деятельности заявителя, имеющих удостоверение (свидетельство) государственного образца о краткосрочном повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке по программе "Управление многоквартирным домом" либо иной программе, но содержащей подпрограмму "Управление многоквартирным домом" в объеме не менее 72 часов, а также сертификат соответствия персонала Системы или сертификат соответствия персонала иной системы сертификации, признанной Системой (далее сертификат соответствия). 7.2. К сертификации работ и услуг по эксплуатации лифта также допускаются заявители, у которых специалисты работают по гражданско-правовым договорам. Данные специалисты должны быть обучены заявителем и также иметь сертификат соответствия. 7.3. К сертификации работ и услуг по эксплуатации лифта в лифтовом хозяйстве могут быть допущены заявители, у которых специалисты имеют не просроченный сертификат соответствия Системы и работают у заявителя по гражданско-правовым договорам не менее 3-х месяцев. 7.4. К сертификации услуг по содержанию и ремонту общего имущества, организации эксплуатации лифтов в лифтовом хозяйстве в МКД также допускаются заявители, специалисты которых работают по гражданско-правовым договорам. Данные специалисты должны быть обучены заявителем по программе "Управление многоквартирным домом" и иметь удостоверение (свидетельство) государственного образца о краткосрочном повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке по программе "Управление многоквартирным домом" либо иной программе, но содержащей подпрограмму "Управление многоквартирным домом" в объеме не менее 72 часов, а также сертификат соответствия. 7.5. Количество обученных и аттестованных специалистов у заявителя определяется исходя из необходимости выполнения объема работ, предусмотренного руководством по эксплуатации лифта и с учетом местных условий эксплуатации, в зависимости от количества лифтов, находящихся в эксплуатации, по договорам с организациями собственников лифтов в лифтовом хозяйстве и заявителем, включающим все существенные условия (определение работы, сроки начала и окончания работ), если иные условия не установлены законом или подзаконными актами. 7.6. Порядок проведения сертификации персонала предприятий (организаций) лифтового хозяйства определяется Правилами Системы.^ 8. Сертификация работ и услуг8.1. Настоящий Стандарт предусматривает сертификацию следующих видов работ и услуг: а) услуги эксплуатирующих организаций по организации эксплуатации лифтов в лифтовом хозяйстве (обеспечение постоянного наблюдения за работающим лифтом со стороны обученного персонала): - сертификация работ (услуг) эксплуатирующей организации (владельца лифта) при выполнении ими обязанностей по содержанию лифтового хозяйства в соответствии с требованиями действующего законодательства, обеспечивающими безопасность эксплуатации; б) услуги специализированных лифтовых организаций по видам деятельности при эксплуатации лифтов в лифтовом хозяйстве (обеспечение постоянной готовности лифта к выполнению своих функций на безопасном уровне): - сертификация работ специализированных лифтовых организаций по подготовке проектной документации на производство продукции для системы вертикального транспорта в жилых и нежилых зданиях; - сертификация работ специализированных лифтовых организаций по производству продукции для систем вертикального транспорта в жилых и нежилых зданиях; - сертификация работ специализированных лифтовых организаций по монтажу и наладке оборудования систем вертикального транспорта в жилых и нежилых зданиях; - сертификация работ организаций по подготовке проектной документации на устройство наружных систем диспетчеризации; - сертификация работ организаций по монтажу и наладке устройств наружных систем диспетчеризации. 8.2. Расширенный перечень услуг по эксплуатации оборудования систем вертикального транспорта в жилых и нежилых зданиях (далее - эксплуатация лифтов) в лифтовом хозяйстве, приведен в Правилах Системы. 8.2.1. Объем услуг, входящих в состав каждого вида услуг по эксплуатации лифта, определяется в зависимости от условий договора между организацией- владельцем лифта и заявителем, если иные условия не установлены законом или подзаконными актами. 8.3. Настоящий Стандарт предусматривает сертификацию услуг по эксплуатации лифтов в лифтовом хозяйстве в МКД, а также в зданиях и сооружениях нежилого фонда. 8.4. Сертификация персонала и услуг, оказываемых эксплуатирующими и специализированными лифтовыми организациями, в соответствии с Правилами имеет код группы предприятий 150, а в соответствии с перечнем специализаций экспертов Системы код специализаций15.^ 9. Правила сертификации в Системе9.1 Порядок проведения работ по сертификации 9.1.1. Работы по сертификации Российской Федерации осуществляются аккредитованным органом по сертификации на основании договора с заявителем по схемам сертификации, установленным Правилами Системы, Стандартами Системы и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, устанавливающим требования к объектам сертификации в Системе. 9.1.2. При сертификации осуществляется оценка подтверждения соответствия объектов сертификации требованиям национальных стандартов, технических регламентов, Правил Системы, Стандартов Системы, сводов иных правил, регламентирующих деятельность предприятий лифтового хозяйства, перечень которых опубликован в установленном порядке, и условиям договоров. 9.1.3. В случае применения организацией по эксплуатации лифтов при выполнении работ и оказании услуг по видам ее деятельности иных документов для соблюдения установленных требований, допускается осуществлять оценку их соответствия на основании документов, представленных заявителем, в том числе, заключения по анализу риска применения конструкции устройств и устройств лифтов, отличающихся от требований, установленных в национальных стандартах и (или) сводах правил. При этом в программу испытаний и измерений могут вноситься соответствующие изменения и дополнения, обеспечивающие возможность оценки их соответствия. 9.1.4. Сертификация представляет собой механизм определения соответствия регулируемых объектов, представляемых заявителем в орган по сертификации требованиям действующего законодательства, в том числе по результатам их хозяйственной деятельности: - разработка общих мероприятий трудовой деятельности, производственных процессов, структуры организации (предприятия), являющихся основанием для оказания услуг и выполнения работ по видам деятельности организации по эксплуатации лифтов; - деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда и повышению уровня безопасности и качества объекта сертификации; - деятельность служб по организации проведения инструктажа и обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, периодического обучения по повышению квалификации и охране труда; - разработка и выполнение мероприятий по улучшению условий труда и предупреждению производственного травматизма; -подтверждение заявленных возможностей организации (предприятия) стабильно осуществлять деятельность запланированного качества и на установленных договорных условиях. 9.1.5. Органы по сертификации выдают сертификаты соответствия, устанавливают срок их действия и осуществляют инспекционный контроль за сертифицированными предприятиями (организациями). 9.1.6. Сертификаты соответствия вступают в силу с даты их регистрации в Реестре Системы. В случае выявления при инспекционном контроле допущенных организацией отклонений от установленных требований к объектам сертификации в Системе, действие сертификата может быть приостановлено либо отменено.^ 9.2. Порядок проведения сертификации персонала предприятий (организаций)9.2.1. Сертификация персонала в Системе включает следующие этапы: -подачу организацией (заявителем) заявки на сертификацию персонала; -рассмотрение органом по сертификации заявки и документов, представленных заявителем; - принятие решения по заявке о возможности проведения сертификации, в том числе выбор схемы проведения сертификации; - заключение договора на проведение сертификации; -оценку соответствия (анализ соответствия персонала установленным требованиям), составление экспертного заключения; - принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия; -выдача сертификата соответствия; - инспекционный контроль за сертифицированным персоналом.9.2.2 Схемы сертификации персонала. № схемы Анализ представленных документов Проверка соответствия персонала установленным требованиям Инспекционный контроль за сертифицированным персоналом 1 Анализ представленных документов Проведение собеседования Контроль за соответствием персонала требованиям, подтвержденным при сертификации 2 Анализ представленных документов Проведение тестирования Контроль за соответствием персонала требованиям, подтвержденным при сертификации 3 Анализ представленных документов Проведение экзамена Контроль за соответствием персонала требованиям, подтвержденным при сертификации Сертификация специалистов проходит по определенным схемам в зависимости от опыта, образования и стажа работы в данной должности: Схему 1 применяют для сертификации персонала со стажем работы в данной сфере более 10 лет. Схему 2 применяют для сертификации персонала со стажем работы в данной сфере более 5 лет. Схему 3 применяют для сертификации персонала со стажем работы в данной сфере от 1 до 5 лет. Количество сертифицируемых специалистов определяется в зависимости от схемы сертификации услуг. При сертификации услуг по первой схеме — количество специалистов должно быть не менее двух человек, по второй схеме — четыре человека, по третьей схеме — не менее 50% от численности инженерно-технического состава сотрудников организации, по четвертой и пятой схеме — 100% специалистов. Сертификация персонала должна всегда предшествовать сертификации работ и услуг, т.к. должен быть сертифицирован персонал, который отвечает за качество выполняемых организацией работ и предоставляемых услуг в соответствии с видами ее деятельности по эксплуатации лифтов в лифтовом хозяйстве. Эксперт в зависимости от представленных документов решает, по какой схеме будут проходить сертификацию специалисты. Если у эксперта возникли сомнения в знаниях специалиста, несмотря на стаж работы более 10 лет (1 схема), эксперт может решить провести сертификацию в виде тестирования или экзамена чтобы проверить необходимые знания специалиста, претендующего на получение сертификата соответствия. 9.2.3. Для проведения сертификации персонала в Системе заявитель направляет заявку в орган по сертификации по форме согласно Приложению № 1 к Правилам, а также необходимый комплект документов. 9.2.4. Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации персонала и услуг. В комплекте с заявкой в орган по сертификации представляются: - биографическая справка (оригинал); - копии документов об образовании, повышении квалификации; -должностная инструкция, заверенная руководителем организации (предприятия) или отделом кадров. При невозможности заявителем представить комплект документов, орган по сертификации не вправе допустить заявителя к сертификации. 9.2.5. Срок рассмотрения заявки и принятия решения о проведении (либо не проведении) сертификации составляет не более 30 календарных дней после ее получения. 9.2.6. Анализ представленных документов для сертификации персонала в Системе выполняется комиссией, в состав которой включается эксперт по сертификации персонала и специалисты-консультанты (при необходимости). Состав комиссии определяет орган по сертификации. 9.2.7. По результатам рассмотрения заявки орган по сертификации принимает решение по заявке. Руководитель органа по сертификации издает приказ о назначении ответственного лица из числа своих сотрудников (экспертов) в состав комиссии по проверке (экспертизе) представленных заявителем документов, анализу представленных заявителем сведений и подготовке предложений для принятия решения по заявке. Решение о проведении сертификации принимает руководитель органа по сертификации по представлению ответственного лица (эксперта) и оформляет свое решение в форме приказа. При положительном решении по заявке орган по сертификации направляет заявителю решение по заявке и проект договора на проведение работ по сертификации. Работы по рассмотрению заявки включаются в стоимость договора. Сертификация персонала и услуг осуществляется органом по сертификации на возмездной основе. Если принимается отрицательное решение, то орган по сертификации аргументиро-ванно, в письменной форме, сообщает заявителю о невозможности проведения сертификации. 9.2.8. После получения от заявителя подписанного договора и его оплаты орган по сертификации приступает к работам по сертификации. Договор на выполнение работ по сертификации должен содержать следующие дополнительные сведения: - даты начала и окончания проверки; - основания досрочного расторжения договора на выполнение работ по сертификации; - основания приостановления работ по сертификации; - обязательства заявителя по обеспечению работ по сертификации; - обязательства предоставления документов при Инспекционном контроле, не реже одного раза в год. 9.2.9. В случае принятия руководителем органа по сертификации решения о проведении работ по сертификации персонала назначается эксперт. Руководитель органа по сертификации вручает под роспись эксперту (экспертам) копию приказа о проведении сертификации, а также задание на проведение сертификации персонала. 9.2.10. По истечении семи дней с момента заключения договора и его оплаты эксперт представляет руководителю органа по сертификации согласованный с заявителем план проведения сертификации. Срок проведения сертификации не может превышать семи рабочих дней, в отдельных случаях, по решению органа по сертификации, срок может быть увеличен. Продление срока по сертификации персонала оформляется приказом с обоснованием оснований такого продления. 9.2.11. Проверка персонала установленным требованиям проводится в форме собеседования (схема 1), тестирования (схема 2) или экзамена (схема 3) в зависимости от стажа работы в данной сфере. Собеседование: Эксперт проводит собеседование с каждым специалистом в отдельности, задает вопросы, связанные с выполнением работы специалиста. Тестирование: после направления решения по заявке, эксперт согласовывает с заявителем дату и место проведения тестирования. Эксперт может выехать непосредственно на место работы сертифицируемого специалиста или специалист может приехать в офис органа по сертификации. Тестирование проходит по программе сертификации персонала, разработанной НП «ЖКС», с каждым специалистом в отдельности, в зависимости от занимаемой им должности. Эксперт выбирает тематику вопросов, их количество