Реферат по предмету "Разное"


I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессеЦели преподавания дисциплины Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственная, бытовая, городская, природная) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях. Основная задача дисциплины - вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для: - создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека; - идентификация негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения; - разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий; - проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности; - обеспечение устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях; - прогнозирования развития и оценки последствий ЧС; - принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.^ II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫКлючевые слова: безопасность жизнедеятельности (БЖ), чрезвычайная ситуация (ЧС), охрана труда (ОТ), техника безопасности (ТБ), среда обитания, авария, катастрофа, техногенные ЧС, природные ЧС, устойчивость функционирования, доврачебная помощь, спасательные и другие неотложные работы (СИДНР), ликвидация последствий ЧС. Характеристика, приведенной в разделе литературы: основная способствует освоению курса в полном объеме в области основных направлений деятельности человека; дополнительная позволяет более углубленно ознакомиться с вопросами дисциплины особенно на стыках смежных наук.^ III. ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙТЕМА 1. Введение в курс дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Основные понятия и определения. Цель и содержание дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", ее основные задачи, место и роль в подготовке специалистов -дизайнеров. Комплексный характер дисциплины, ее составные части: безопасность труда, безопасность и экологичность технических систем, защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Аксиома о потенциальной опасности жизни и деятельности человека. Примеры воздействия негативных факторов на человека и природную среду. Критерии воздействия негативных факторов, их значимость. Основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности: опасные и вредные производственные факторы, условия труда, трудовое законодательство, техника безопасности, производственная санитария, гигиена труда, санитарная техника.^ ТЕМА 2. Нормативно-правовые и организационные основы, управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые основы БЖД. Конституция РФ и ЧР о безопасности жизнедеятельности. Законодательные акты РФ и ЧР в области охраны труда. "Основы законодательства РФ об охране труда". Закон ЧР "Об охране труда в Чувашской Республике". Кодекс законов о труде Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда и охраны природы. Нормативное обеспечение БЖД. Нормативные акты предприятия в области обеспечения безопасных условий труда. Государственное управление безопасностью труда и охраной окружающей среды. Организационные основы БЖД. Организационная структура безопасности труда в ЧР. Организация безопасности труда, охраны окружающей среды и гражданской защиты на предприятии и в организациях. Система управления охраной труда. Инструктирование и обучение персонала. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и в быту. Оформление результатов расследования и отчетность. Ответственность за нарушение законодательств об охране труда и окружающей среды.^ ТЕМА 3. Человек и среда обитания. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности. Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд. Тяжесть и напряженность труда. Методы оценки тяжести труда. Классы условий труда. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений. Система обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха рабочей зоны: отопление, вентиляция, кондиционирование. Освещение: количественные и качественные показатели. Требования к осветительным системам. Виды источников света. Естественное и искусственное освещение. Рациональные светильники. Нормирование производственного освещения. Контроль освещенности рабочего места. Расчет искусственного освещения. Эргономика и инженерная психология. Рациональная организация рабочего места, техническая эстетика, требования к производственным помещениям. Режим труда и отдыха. Негативные факторы в системе «человек-среда обитания»: их классификация и воздействия на систему. Виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды: запыленность и загазованность воздуха; вибрации, акустические колебания; электрический ток; электромагнитные поля; ионизирующее и лазерное излучения; движущиеся машины и механизмы; падающие предметы; производственные яды; неправильная организация освещения. Вредные вещества, классификация по характеру воздействия, по физиологическому действию. Факторы, усугубляющие действие вредных веществ. Классы опасности. Акустические колебания. Классификация шумов по характеру спектра, по временным характеристикам. Действие шума на человека. Аудиометрия. Ультразвук, его действие на организм человека, характеристики. Инфразвук. Нормирование акустического воздействия. Профзаболевания от действия шума, инфра- и ультразвука. Механические колебания. Виды вибраций и их действие на человека. Нормирование вибраций. Вибрационная болезнь. Электрический ток, его действие на организм человека. Виды электротравм. Электрическое сопротивление тела человека. Пороговый, ощутимый, неотпускающий, фибриляционный токи. Напряжение прикосновения и шага. Факторы, определяющие поражающее действие электрического тока. Пожары и взрывы. Горение: определение, классификация, виды возникновения. Температура вспышки, воспламенения, самовозгорания. Предел огнестойкости.^ ТЕМА 4. Безопасность технических систем. Потенциальная опасность производственных процессов и технических систем. Понятие и причины риска. Причины отказов, критерии и методы оценки опасных ситуаций. Определение зон действия негативных факторов. Ранжирование опасных и вредных факторов технических систем на основе тяжести возможных травм и заболеваний в условиях эксплуатации. Технические, организационные, санитарно-гигиенические психофизические причины несчастных случаев на производстве. Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов. Защита от токсичных выбросов. Предельно допустимые концентрации вредных веществ. Мероприятия, направленные на обеспечение требуемого состава воздуха рабочей зоны. Оптимальные уровни ионизации воздуха в зоне дыхания человека. Защита от источников тепловых излучений. Способы защиты от лучистого потока теплоты, паров и газов, влаги. Местная вентиляция. Средства и методы защиты от шума, инфра- и ультразвука, производственных вибраций. Способы повышения безопасности в электроустановках: защитные заземление, зануление, отключение, другие средства защиты. Классификация помещений по степени поражения людей электрическим током. Оказание первой помощи пострадавшему от действия электрического тока. Основные и дополнительные изолирующие средства в электроустановках. Ограждающие и предохранительные электрозащитные средства. Знаки и плакаты. Защита от статического электричества. Взрывопожаробезопасность. Классификация производств по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасностям. Классификация взрывоопасных и пожароопасных зон при выборе и установке электрооборудования. Мероприятия по пожарной профилактике.^ ТЕМА 5. Экологичность технических систем. Требования к экологической безопасности технологических процессов и оборудования. Нормативные показатели экологической безопасности. Экологическая экспертиза техники, технологии, материалов. Этапы экологической экспертизы. Определение предельно допустимых или временно согласованных токсичных выборов. Классификация и основы применения экобиозащитной техники. Аппараты и системы очистки выбросов. Устройства для улавливания пыли, токсичных газов и паров. Рассеивание выбросов в атмосферу. Устройства для очистки и нейтрализации жидких отходов. Очистка сточных вод. Сбор, утилизация и захоронение промышленных отходов. Радиоактивные отходы. Вторичные ресурсы. Малоотходные и безотходные технологии и производства.^ ТЕМА 6. Защита населения территорий в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Российская единая система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Устойчивость функционирования объектов экономики. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Организация обучения населения основам гражданской обороны.IV. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА^ Основная литература Безопасность жизнедеятельности. Под ред. С.В. Белова, М.:Высш. шк., 2010, 485с.Долин П.А. Основы техники безопасности в электроустановках. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Энергоиздат, 1984. 448с. Охрана окружающей среды. Под ред. С.В. Белова, М.: Высш.шк., 2009, 319с.Инженерная защита окружающей среды. Под ред. О.Г. Воробьева, Спб., 2002, 288с.Гражданская оборона. Учебник для втузов. В.Г. Атаманюк , Л.Г. Ширшов, Н.И. Акимов, М.: Высш. шк., 1989.Методические пособия и указанияБезопасность жизнедеятельности: методические указания к контрольной работе / Сост. И.А. Гущин; Чуваш. ун-т, Чебоксары, 2009. 16 c.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Культура Греции и Великобритании
Реферат Особенности личностного развития учащихся старших классов : проблемы и перспективы
Реферат Последние дни Романовых
Реферат Тюркские языки
Реферат Государство и его признаки 2
Реферат Стекло, ситаллы и каменное литье. Строительные пластмассы
Реферат Специальные государственные надзоры
Реферат Government And Politics Essay Research Paper Government
Реферат ПОРІВНЯЛЬНА ХАРАКТЕРИСТИКА КАЗОК Ф. БАУМА «Дивовижний Чарівник з Країни Оз» ТА О. ВОЛКОВА «Чарівник Смарагдового міста»
Реферат Лексика славянского язычества
Реферат Технологический процесс и организация приготовления блюд в школьном питании
Реферат Ускорение сканера
Реферат 1. Тенденции экономического развития в 2000 – 2008 годы 3
Реферат Учет хранения и движения продукции фирмы
Реферат Адаптация ребенка к школе Первоклассник новый этап в жизни вашего ребенка… и вашей семьи