Lesson 10: Каковы источники легитимной политической власти? What Are the Sources of Political AuthorityЦели урокаВ этом уроке расширяется и углубляется понятие легитимности, рассмотренное в предыдущем уроке, столь важное в политике и управлении государством. Источники легитимности власти – идеи, которые узаконивают действия властей – отличаются в разных культурах и периодах истории. Понимание того, почему люди подчиняются политической власти и на каком основании правительства обладают властью, поможет вам не только понять как управляют государствами во всем мире, но и политическую жизнь вашей страны. По окончании урока вы сможете: Зная о четырех главных источниках легитимной политической власти, объяснить их роль в обосновании использования властных полномочий Сравнить разные основания притязаний на власть^ Terms to Know absolute monarchy legitimists charismatic authority philosopher-kings compact secular Confucianism social contract covenant succession divine right the general will dynasty virtues ^ Понятия, используемые в урокеАбсолютная монархияХаризматический лидерДоговор, конвенцияКонфуцианствоДоговоренность, сделкаБожественное правоДинастияЛегитимистыЦари-философыСветскийСоциальный контракт (Общественный договор)Наследственное правоВсенародная воляДобродетели^ Как появилось концепция легитимностиВажно знать, как возникло в истории человечества понятие о легитимности. Сеймур Липсет в своем классическом труде Политический человек пишет: Легитимность содержит в себе способность политической системы порождать и поддерживать в людях веру в то, что существующие политические институты наиболее приспособлены к нуждам конкретного общества. В человеческой истории признаны четыре основных источника легитимности власти. Они являются обоснованием действий правительства страны и основанием притязания на власть. Эти источники включают в себя Божественную Волю, наследственное право, выдающиеся способности или знания, согласие народа. Рассмотрим каждый источник в отдельности. ^ Получает ли власть легитимность по Воле Бога?Вера в то, что суверен получает власть из рук Божьих, не нова в истории человечества. В древности, правители иногда утверждали, что они потомки богов или то, что они сами имеют божественную природу. Происхождение идеи божественного права можно проследить еще из Библии, в которой описывается, как пророк Самуил помазал Саула, как первого царя. Концепция божественного права монархов господствовала в Европе, на фоне непрекращающихся споров римских пап и императоров о верховенстве. Но те и другие были единодушны в том, что политическая власть дается Богом, имеющим власть над всем на земле. В чем они расходились во мнении, это в том, как Бог дает власть над людьми. Церковь утверждала, что Бог властвует над людьми через Церковь и духовенство. Светские владыки считали, что право на власть от Бога получает непосредственно монарх, избранный или наследный.Мыслители XVII века задумывались об источниках политической власти. Они предполагали, что если определить источники легитимности конкретных институтов власти, то природа и назначение этих институтов станет понятна. Перед Революцией Франция была абсолютной монархией. Король ни с кем не делился своей властью и отвечал за свои дела только перед Богом. Государственные дела, включая финансы, были его личным делом. Он был суверен, в том смысле, что его решение было окончательным. У него была вся возможная власть и Людовик XIV, Король Солнце, похвалялся:Суверенная власть пребывает только в моей особе. Мне принадлежит вся законодательная власть, неподотчетная никому, не умаляемая никем. Общественный порядок во всех проявлениях определяется мной, права и интересы нации - часть моих собственных,они находятся только в моих руках.Внук Людовика XIV, Людовик XVI, обезглавленный французской Революцией, осознавал, что принцип божественного права находится под угрозой, и попытался провести некоторые реформы. Но все же Людовик XVI считал, что любое его решение правомочно, так как это его воля и он сам есть единственный источник легитимности политической власти.Убеждение в том, что легитимная власть исходит от Бога, который наделяет ею короля, разделяли жители Британии. В своей речи перед парламентом в 1610 году, король Яков I заявил: Короли не только представители Бога на земле и восседают на троне, данном им Богом, и самим Богом нарекаются богами. Он пошел даже дальше, сказав, что короли – отражение Божественной власти на земле. Но, несмотря на то, что Яков I утверждал, что короли ответственны лишь перед Богом, он принял ограничения своей власти в коронационной присяге, где обязался править в соответствии с законами и обычаями королевства. Карл I, второй сын Якова I, получил престол в 1625 году. Как и его отец, Карл верил в свое божественное право. Его отношения с парламентом были далеки от благополучных. Парламент становился все более непокорным и менее склонным принимать доктрину о божественном праве короля. В результате короля ничто не могло спасти, и парламент его судил и обезглавил в 1649 году. Его достойное поведение на суде и мужество обернулось пропагандистским поражением для его врагов. Тем не менее, королю отрубили голову в Уайтхолле перед потрясенной и сочувствующей королю толпой. Хотя потомки Карла I и пытались воспользоваться своим божественным правом на престол, народ Британии не воспринимал более это как источник легитимности власти. В 1688 году Парламент предложил корону (т.е. Британскую монархию) Вильяму Оранскому и Марии, при условии, что они примут Парламент как равного партнера в управлении страной, и принц Оранский согласился на это ограничение своей власти.Вершиной того, что получило название Бескровной или Прославленной Революции, было принятие парламентом Английского Билля о правах в 1689 году. Новые соправители страны, король и парламент, утвердили этот акт. Билль был включен в состав Магна Карта (1215). В нем отрицалось божественное право на власть короля. Кроме того, ему было запрещено вмешиваться в дебаты парламента, отменять законы, принятые парламентом, наказывать граждан, которые обращались с жалобами на королевскую власть. Билль оказался документом огромного значения для страны. Он один из самых главных документов, из которых слагается британская конституция. Его положения привели к переходу легитимной политической власти от королей, которые претендовали на божественное право на власть, к представителям графств, поселений и городов, которые собирались вместе в Парламенте. ^ Идея Божественного права на власть в истории РоссииРеволюция в Англии не похоронила идею о божественном праве на власть. В России вплоть до Февральской революции 1917 года эта идея обосновывала власть династии Романовых.Династия Романовых была основана в 1613 году Михаилом Романовым. Власть царя легитимировалась утверждением, что царь – воплощение Бога на земле и поэтому его воля не может сдерживаться законами, аристократией или бюрократией. Царь должен править страной, руководствуясь только своим чувством долга и справедливости.Большевики расстреляли последнего русского царя, Николая II, и его семью в 1918 году во время Русской революции. Во время своего правления Николай горячо защищал концепцию божественного права управлять Россией, как и его предшественники. Его кумиром был царь Алексей Михайлович (1645-1676), в честь которого он назвал своего сына, наследника престола. Николай часто, объясняя свои действия, говорил, что это мне подсказано Богом. По воспоминаниям одного из его министров, царь верил, что люди не могут повлиять на события, всем управляет Бог, и царь, помазанник божий, не должен слушать ничьего совета, а поступать согласно тому, что внушено ему свыше. За триста лет правления Романовых в народе утвердилось убеждение, что царь – отец нации. Как Бог представляется добрым, мудрым отцом на небесах, царь, воплощение Бога на земле, такой же отец России. В православии почитается много святых-князей, правивших, начиная с X века, канонизированных за то, что отдали свои жизни за Родину и веру. В силу традиции обычные крестьяне считали царя не только правителем, но и представителем Бога на земле. В народных сказаниях царь, часто назывался царь-батюшка. Крестьяне верили, что царь знает всех по имени. Он понимает их беды и трудности, и если бы не злодеи бояре, царь-батюшка исполнил бы их чаяния. Интересно, что крестьянская традиция посылки челобитных доброму батюшке-царю имела свое продолжение и в советской России. Мужчины и женщины посылали письма с жалобами и просьбами лично руководителям государства.^ Наследственное право на властьМонархи и аристократы верили в право на власть по рождению. И сегодня они, как и в прошлом, защищают это право, как источник легитимности.В прошлом правители утверждали, что божественное право на власть передается по наследству следующему поколению. Так возникали династии. В 1045 году до н.э. род Чжоу основал династию Чжоу, которая правила более 800 лет, дольше других династий Китая. Новая правящая семья утверждала, что право на управление страной она получила в виде Небесного Мандата. Начиная с этого времени, каждая новая правящая династия заявляла, что она тоже получила Небесный Мандат. Двор Чжоу (император и придворные) обладал исключительным правом и обязанностью приносить жертвы богам. От двора императора исходили все почести подданным; привилегии и право занимать государственные должности передавались по наследству детям придворных. Бывали и исключения. Император Йао из династии Ся посчитав, что его сын не достоин стать его наследником, назначил своим наследником скромного мудреца по имени Шунь. Конфуций (551-479 до н.э.), живший во времена династии Чжоу, высказывался против наследственного права, как единственного критерия получения легитимной политической власти. Он полагал, что наиболее мудрый и добродетельный из сыновей императора должен получать трон, а не исключительно старший из них. В Японии, старейшей монархии современного мира, власть передается по наследству. Акихито, сегодня занимающий японский трон, 125-ый из непрерывающейся череды императоров, которые, по легенде, произошли от солнца. Предки императора правили Японией с середины шестого века до начала десятого века. Затем они стали только номинальными правителями страны. Согласно конституции Меиджи (1889-1947), император не только суверенный властитель Японии, но и полубог, священный и неприкосновенный. Все изменилось после поражения Японии во Второй мировой войне. Новая конституция Японии была написана под руководством генерала Дугласа Макартура, верховного главнокомандующего войск союзников на Тихом океане. Новая конституция передала суверенитет от императора народу Японии. Статья 99 требует от императора и государственных служащих уважения и соблюдения положений конституции.^ Дает ли рождение легитимность притязания на политическую власть? Дает ли рождение право кому-либо на политическую власть? Те, кто убеждены в этом праве, называются легитимисты. Это слово происходит от латинского слова legitimus – легальный, правомочный, правый. Легитимисты утверждают, что если кто-то имеет право наследовать собственность или деньги после смерти другого, значит существует право наследования положения в обществе или права на власть. Легитимисты иногда предпринимают попытки восстановить во власти свергнутых правителей или их наследников. После французской Революции и поражения Наполеона легитимисты смогли реставрировать монархию и посадили на трон Людовика XVIII, но с ограниченными властными полномочиями. Министры должны были утверждать королевские акты, а парламент должен был давать свое согласие на введение любого дополнительного налога. От ред:Прерогатива (лат. praerogativa, от praerogativus - запрошенный первым, первым подающий голос), исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу^ Crown Термин, употребляющийся в государственном праве некоторых монархических государств для обозначения власти (прерогативы) монарха, а также назначаемых им и действующих от его имени лиц гражданской администрации, вооруженных сил и судов (коронный суд, министры короны и т. д.). Термин "К." (crown) особенно широко применяется в английском праве.В конституциях современных ограниченных монархий предусмотрено, что титулы и положение в обществе могут быть наследованы по праву рождения. Но общественное положение не обязательно несет с собой политическую власть. Королева Великобритании Елизавета также подчиняется конституции, как и рядовой житель страны. Ей предоставлена королевская прерогатива или первенство над любым гражданином Великобритании, но она не может требовать никаких прерогатив, кроме предусмотренных законом. Формально она назначает премьер-министра, собирает и распускает Парламент, подписывает все законы, ведет внешнюю политику и командует вооруженными силами. Фактически легитимная политическая власть принадлежит английскому парламенту.Так же обстоят дела и в Дании. Эта страна – старейшая монархия Европы, управляемая одной династией, без перерывов, уже более тысячи лет. Королева Маргарет II, царствующая королева, не может принимать самостоятельных решений и несет в основном церемониальные функции. Государственные министры должны визировать все официальные акты, подписанные королевой. Хотя статья 7 конституции Дании оговаривает председательство монарха в государственном совете, в действительности королева не посещает заседания кабинета министров. ^ Как вы думаете?Сравните отношение к божественному праву в английской, французской и российской монархиях. Как обосновывали легитимность политической власти правители Китая и Японии? В чем совпадают и чем различаются их доводы от доводов европейских монархов?Почему при всех политических режимах существенным является вопрос об источнике легитимности политической власти? Согласны вы или нет с убеждением легитимистов в том, что некоторые люди должны иметь право наследовать положение в обществе или власть? Обоснуйте вашу точку зрения. Сравните власть абсолютного монарха с пределами власти короля конституционной монархии. ^ Могут ли выдающиеся способности или достоинства давать право на власть?Политологи с давних пор настаивали на том, что выдающиеся способности или достоинства должны давать право на политическую власть. Одним из них был древнегреческий философ Платон (427-347 до н.э.). Платон описал идеальное государство в своем трактате Республика. Он утверждал, что только познавшие добро достойны управлять государством. Это те немногие, которые оказались способны подняться из темницы незнания к настоящему знанию и пониманию добра. Платон использовал аллегорию темницы, чтобы проиллюстрировать свою теорию познания. В седьмой книге Республики он просит читателя представить группу людей, от рождения сидящих в темнице, скованных цепями. Все, что они могут видеть – это дрожащие тени на стене перед ними. Для них, заключенных, эти тени и есть реальность, хотя все это не более чем иллюзии или неверные копии реальных вещей, существующих за стенами темницы. Платон утверждал, что наш мир подобен этой пещере. Люди по своему незнанию с трудом понимают, что такое – реальность. Чтобы увидеть мир, таким, какой он есть, мы должны выбраться из своей темницы навстречу солнечному свету. Поначалу солнечный свет покажется нам слишком ярким и ослепит нас. Но, если мы будем упорны, мы, наконец, увидим настоящий мир вместо теней на стене темницы.Не все способны на это. Только философ, глубоко образованный человек, способен вырваться из темницы. Большинство с удовольствием останутся взаперти, наблюдая игру теней на стене. Эти немногие, вырвавшиеся из темницы невежества и достигшие настоящего знания, по мнению Платона, должны быть облечены легитимной политической властью. Это – аристократы духа, наиболее способные мужчины и женщины любого социального происхождения. Платон писал:До тех пор, когда или философы станут царями в своих странах или те, кого мы сегодня называем царями и правителями, начнут руководствоваться искренним стремлением к мудрости, то есть, можно сказать, когда власть и философия соединятся…до тех пор государства не будут иметь покоя от бед, да, я думаю, и все человечество.Как же необходимо воспитывать царей-философов, чтобы доверить им управление государством? Платон несколько раз и весьма подробно описывал свою систему воспитания. Он называл царей-философов и их помощников – Хранители. Помощников учат подчинятся Правителям, а Правителей – действовать на благо государства. До 18 лет будущие Хранители получают одинаковые знания в литературе, музыке и физической культуре. Они должны пройти двухгодичную воинскую службу. Тех, кого отобрали для дальнейшего обучения, изучают математику и философию. Они должны пройти практику на реальных административных постах до достижения возраста тридцати лет. Достигшие наибольших успехов в обучении получают власть в 50 лет и называются цари-философы.В течение всего долгого и напряженного периода обучения Платон предписывает очень строгий образ жизни. Хранители должны посвящать все свои силы и время государству. Им запрещено иметь собственность и деньги. Они должны жить все вместе, иметь общий стол, забыть о семье. Женщины-хранительницы получают такое же образование, что и мужчины, выполняют те же задания, включая управление государством и участие в боевых действиях. ^ Какие качества легитимного политического лидера выделяет конфуцианство?Конфуцианство – этическая система, господствующая в китайском обществе, государственной деятельности, культуре. Более 2000 лет китайцы следуют заветам Конфуция. После революции 1911 года некоторые китайцы заявляли, что, как пережиток феодализма, конфуцианство должно быть забыто, но народ не поддержал этих ниспровергателей Конфуция. В тридцатые годы XX века Конфуций был полностью реабилитирован и его день рождения стал государственным праздником. Кунг Фу Цы (551 –479 до н.э.) или Учитель Кунг (Конфуций латинизированная форма его имени) жил за столетие до Платона. Он, по видимому, занимал в молодости невысокие чиновничьи должности. Его блестящий и логический ум, скорее всего, не приветствовался начальниками. В дальнейшем Конфуций продолжал службу, как учитель, готовивший кандидатов на государственную службу. Его ученики легко находили работу у различных местных начальников, так как считались наиболее подготовленными чиновниками в империи. Ближе к пятидесяти годам Конфуций сам занимал значимые государственные посты в провинции Лю, где даже был министром юстиции. К 56 годам он понял, что его этическое учение никого там не интересует, и Конфуций покинул Лю. Конфуций провел следующие 13 лет, путешествуя по Китаю, давая советы провинциальным правителям. Он надеялся, что к его советам прислушаются и общественные нравы станут более гуманными. Но ему пришлось разочароваться. Хотя он был широко известным и уважаемым мудрецом, правители, которым он давал советы, не проявляли желания применять их или воплощать в жизнь. Горько разочарованный невозможностью повлиять на реальную политическую жизнь, почти семидесятилетний Конфуций вернулся домой. Он посвятил остаток своих дней преподаванию и написанию трактатов, в которых изложил свои идеи. Главный сохранившийся источник сведений об учении Конфуция – Аналекты или Избранные высказывания Учителя. В Аналектах Конфуций перечислил добродетели, которыми должны обладать правители, дающие пример морального поведения своим подданным. Главной добродетелью считалась рен (иногда произносится, как йен). Иероглиф рен состоит из двух иероглифов: человек и два. Рен, означает все моральные качества, проявляемые одним идеальным человеком по отношению к другому. Это означает быть гуманным, т.е. поступать с бескорыстием и уважительным отношением ко всем живущим. Вот пример, как Конфуций объясняет значение рен в Аналектах: Учитель сказал: В искусстве управлять главное – быть последовательным. Будь таким и тебя можно будет сравнить с Полярной звездой. Она всегда на своем месте, а другие звезды почтительно вращаются вокруг нее.Вторая добродетель, необходимая политическому лидеру – ли или ритуальность. Ли обозначает больше, чем собственно ритуалы или церемонии, посвященные почитанию богов или предков. Ли означает вести себя с учтивостью, соблюдая принцип: живи и давай жить другим, что соответствует поведению достойного члена общества. Ли придает большое значение гармонии, которая необходима в столь густо населенном обществе, как китайское. О ли говорилось: эта добродетель как будто строит дамбу, сдерживающую социальный хаос и закон джунглей. Процитируем отрывок из Аналектов о том, как правители должны следовать ли:Правитель Чи Ханг спросил у Учителя, как ему убедить народ вести себя благочестиво и преданно. Учитель сказал: председательствуй перед ними с торжественным достоинством, и подданные будут благочестивы. Уважай своих родителей, заботься о своих детях, и подданные будут преданными тебе. Поддерживай достойных, воспитывай ответственных, и люди будут умиротворены.Еще три добродетели отмечает учение Конфуция. Честность (и), понимание значения законов морали (жи) и верность (ксин). Кто такие харизматические лидеры?Слово харизма первоначально означало – покровительство Бога. Немецкий политолог Макс Вебер (1864-1920) использовал это слово, чтобы обозначить определенное качество личности, благодаря которому она выделяется из среды обыкновенных людей и, по общему мнению, наделена сверхъестественными возможностями или качествами.Харизма личности переходит в харизматическую власть, когда сверхъестественные способности заставляют людей подчиняться и следовать за такой личностью и приводят к власти.История полна примеров того, как выдающиеся способности человека позволяли ему достичь харизматической легитимной власти. В XX веке Шарль де Голль, Адольф Гитлер, доктор Мартин Лютер Кинг, Бенито Муссолини, Франклин Рузвельт и Мао Дзе Дун были харизматическими лидерами, изменившими ход истории. Краткий рассказ о том, как Мао Дзе Дун пришел к власти и как он управлял государством, поможет показать какой след оставляют харизматические лидеры в истории. Морис Меснер, профессор университета Висконсин, причислял Мао Дзе Дуна к пятерке наиболее важных политических деятелей современной истории…безусловно, никто не оказал более глубокого влияния, положительного или отрицательного, на жизнь такого количества людей, как Мао своей личностью, властью, своими реформами, своими литературными работами.Рожденный в зажиточной крестьянской семье, Мао Дзе Дун рано ушел из дома и попал под влияние радикальных и реформистских движений, которые боролись против старого имперского порядка в Китае. Студент активист Пекинского университета Мао увлекся Марксизмом. Он окунулся в политическую деятельность, работая над созданием профсоюза горняков и организуя небольшие коммунистические группы. В отличие от российских коммунистов, считавших, что городские рабочие (пролетариат) основная сила революции, Мао рассчитывал на крестьянство. Его первой заботой стало пропаганда революционных идей в сельской местности и формирование из крестьянства своей политической базы. Мао прошел все ступени иерархии в коммунистической партии Китая и сыграл героическую роль в борьбе с японцами, оккупировавшими Китай. Мао Дзе Дун превратился в священного лидера крестьянской армии, способный разбить численно превосходящие силы националистов. Только по окончании Второй мировой войны японцы ушли из Китая. Партизаны-коммунисты сыграли определяющую роль в разгроме японцев.Вполне понятно, что китайский народ устал от войны. Коммунистическая партия обещала светлое будущее для страны. Мао Дзе Дун уверял своих последователей, что история на их стороне. В мире царит прогресс, впереди светлое будущее и никому не изменить ход истории. Мы должны постоянно пропагандировать в народе примеры мирового прогресса и светлое будущее, ожидающее нас для того, чтобы у людей крепла уверенность в победе.Первого октября 1949 года родилась Китайская народная республика, руководимая Мао и коммунистами. Мао играл центральную роль и истории Китайской народной республики более четверти века вплоть до своей смерти в 1976 году в возрасте 82 лет. Хотя правление Мао было отмечено многими неудачами, он сохранял свою власть благодаря своей жестокости и колоссальной харизме. Он и его ближайшие соратники создали культ личности Мао. Портреты Мао висели везде, его называли Великим Вождем и Великим Кормчим. Время от времени Мао демонстрировал народу свою сказочную силу. Например, широко известно, как он переплыл Яндцы с привязанной к шее Маленькой красной книгой цитат председателя Мао. Цитатник Мао призывал китайский народ верить Мао, верить Коммунистической партии Китая и в свои силы. Вот несколько примеров крайне содержательных поучений Мао:^ Мы должны верить массам и мы должны верить Партии. Это два важнейших принципа. Если мы сомневаемся в этих принципах, мы не сможем ничего достичь.Будь решительным, не бойся никаких жертв и преодолевай любые трудности на пути к победе.Мир принадлежит вам и нам, но в конце концов он ваш. Молодежь, полная энергии и жизненных сил – цвет жизни, как солнце в восемь или девять часов утра. Мы надеемся на вас… Мир принадлежит вам. Будущее Китая принадлежит вам. В день смерти Мао, 9 сентября 1976 года, передовая статья в Женьминь Жибао начиналась словами: ^ Председатель Мао будет жить в наших сердцах вечно. Но такое отношение к вождю просуществовало недолго. В июне 1981 года, коммунистическая партия приняла постановление, в котором говорилось, что идеи Мао выражали коллективную мудрость партии. Он должны остаться путеводными идеями на долгие времена. Однако, Мао был признан виновным в больших ошибках. Но его успехи перевешивали его ошибки. Объективные ученые отмечали, что правление Мао было одним из самых бурных периодов в современной истории и остается одним из наиболее противоречивых периодов. При Мао Китай начал переход от бедной аграрной экономики к начальным фазам индустриализации. Был достигнут прогресс в борьбе с бедностью, социальным неравенством, развилось социальное обеспечение. Строительству школ и больниц по всей стране был присвоен высший приоритет. С другой стороны, Мао и коммунистическая партия безжалостно подавляли инакомыслие, растоптали права человека в стране и несут ответственность за смерть миллионов людей в результате провалившихся социальных и экономических экспериментов. ^ Как вы думаете?Какие способности или добродетели могут, если это так, давать право на политическую власть? Если вам будет поручено воспитание будущих руководителей страны, чему бы вы их учили и как воспитывали? По вашему мнению, нужно ли воспитывать и обучать для политической карьеры? Какие основные идеи Конфуция продолжают находить сторонников, несмотря на повторяющиеся попытки опровергнуть их? Что такое харизма и как она трансформируется в легитимную политическую власть? Сравните харизматическую власть Мао с властью Гитлера и Муссолини, рассмотренную в предыдущих уроках. ^ Как социальный контракт дает легитимность политической власти?Идея о том, что социальный контракт создает легитимность власти, основана на двух предпосылках. Во-первых, общество создается по общему желанию индивидов, которые видят больше преимуществ в объединении, чем в изоляции. Во-вторых, базовая предпосылка заключается в том, что легитимная политическая власть опирается на согласие подчиняющихся власти. Таким образом, социальный контракт – это добровольное соглашение членов общества передать власть, вытекающую из своих естественных свобод, властям в обмен на защиту своих естественных прав. Философы, Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо, разработали теорию социального контракта в стремлении понять и объяснить людям, почему возникают правительства и почему люди согласны подчиняться властям.Теория социального контракта появилась в противовес концепции божественного права королей. Приверженцы этой теории считали, что истоки общественных отношений не в воле Верховного существа, а в доисторическом естественном состоянии. Люди имели ничем не скованную свободу и возможность поступать, как они хотят, но жизнь проводили в постоянной опасности. Томас Гоббс (1588-1679), идеи которого мы обсуждали в предыдущих уроках, описывал жизнь человека в том естественном состоянии, как войну всех против всех. Такая жизнь была одинокой, бедной, злобной, жестокой и короткой. Гоббс утверждал, что лучшей защитой против опасностей окружающего мира является создание социального контракта. Джон Локк (1632-1704) разработал теорию социального контракта, в своих трудах он утверждал, что верховная власть принадлежит народу, даже после того, когда люди выбрали себе правителей. Люди от природы рождаются с определенными, от Бога данными естественными правами, которые никто не может у них отнять. Они создают правительства для защиты этих прав. Если правительство не может защитить эти права или стремится отнять или умалить их, народ имеет право реформировать или сменить такое правительство. Другими словами, у народа есть право отозвать или переписать социальный контракт, если правительство злоупотребляет своей властью. Жан-Жак Руссо (1712-1788), известный французский философ, также занимался теорией социального контракта. Его самая знаменитая работа так и была озаглавлена Социальный контракт. Написанная в 1762 году, она начиналась с волнующих слов: Человек рожден свободным, но везде его держат в цепях. Эти слова и идеи Руссо, изложенные в Социальном контракте, превратились в лозунги Французской революции. Когда британского историка, Томаса Карлайла, попросили привести пример практической применимости философских идей, он сказал: Был такой человек, звали его Руссо. Написал он книгу, в которой ничего не было, кроме идей. Второе издание этой книги вышло на спинах тех, кто смеялся, прочитав первое издание. По мнению Руссо, люди собираются вместе и остаются в обществе, управляемым коллективной волей, потому что это в их интересах. Коллективная воля – это результат политических решений граждан, это стремление к общественному благу, противопоставленное интересам отдельных людей или групп. Коллективная воля, Руссо был убежден в этом, способствует свободе и равенству, а они в свою очередь порождают дух братства. Руссо был убежден, что единственная легитимная форма политической власти – прямая демократия, при которой все граждане имеют право принимать участие в создании законов. Он писал:Очевидно, … что мы не должны спрашивать, кто имеет право писать законы, так как они - выражение коллективной воли…не спрашивать, как можно быть свободным и подчиняться законам, поскольку они лишь фиксируют нашу волю…Законы, говоря другими словами, ничего больше, чем условия принадлежности к обществу. Люди, подчиняющиеся закону, должны и создавать их, члены общества имеют право определять условия принадлежности к обществу.^ В чем разница в американской и французской реализациях теории социального контракта?Французская революция началась шесть лет спустя после американской Революции. Теория социального контракта вдохновила обе революции, которые дали толчок распространению теории социального контракта в последующие столетия во всем мире.Но применение теории социального контракта в политической практике Америки и Франции имело большие различия.В американской практике это началось в колониальные времена, когда у американцев было множество ситуаций, в которых они должны были уметь договариваться в неизведанном и диком окружении. Задолго перед Революцией 1776 года американцы уже имели навыки по созданию поселений с добровольно живущими в них колонистами и управляемые органами самоуправления. Во Франции, напротив, теория социального контракта появилась в политической системе, которая уже тогда была самой бюрократизированной и централизированной в мире. После революции Франция из крайне централизованного династического государства превратилась в крайне централизованную демократию. Сегодня, например, там избирается намного больше государственных служащих на душу населения, чем в Великобритании или США. По одному из последних подсчетов во Франции существует одна выборная должность на 110 избирателей. Для сравнения в Великобритании одна выборная должность приходится на 1800.Во Франции основанием социального контракта служит сильное государство. Шарль де Голль, вождь французского Сопротивления во время Второй мировой войны и президент (1959-1969) Пятой республики, так сформулировал это положение дел в государстве:Не может быть ни безопасности, ни свобод, ни эффективного государства без согласия со строгой дисциплиной в сильном государстве и без горячей поддержки объединенного народа. Видение де Голлем сильного государства, как самого большого защитника народа, это отзвук идей, прозвучавших две сотни лет назад в книге Ж.Ж. Руссо. В Социальном контракте (1762) Руссо писал: Это можно выразить в следующих словах: каждый из нас вверяет себя и свои силы под высшее руководство коллективной воли, в которой каждый из нас составляет невидимую часть целого.Ничто, считал Руссо, не должно стоять между человеком и коллек