Реферат по предмету "Разное"


Iii модели и организационные механизмы нормативно-подушевого финансирования высшего профессионального образования РФ

III. МОДЕЛИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ НОРМАТИВНО-ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ Академия народного хозяйства при Правительстве РФ Беляков С.А., Климов А.А.Нормативно-подушевое финансирование вузов и повышение эффективности бюджетных расходов Нормативно-подушевое финансирование вузов предполагает переход от принципа «управления бюджетными расходами» к принципу «управление результатами». Пути и способы перехода системы финансирования бюджетной сферы на «бюджетирование, ориентированное на результаты» рассмотрены в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов принятой Постановлением Правительства РФ №249 от 22 мая 2004 года. В соответствие с Концепцией целью реформирования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Суть реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от "управления бюджетными ресурсами (затратами)" на "управление результатами" путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. В рамках концепции "управления результатами" бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности). При их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Расширяется самостоятельность и ответственность администраторов бюджетных средств: устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана, формируется общая сумма ассигнований (глобальный бюджет) на выполнение определенных функций и программ, детализация направлений использования которых осуществляется администраторами бюджетных средств, создаются стимулы для оптимизации использования ресурсов (персонала, оборудования, помещений и т.д.), приоритет отдается внутреннему контролю, ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводится мониторинг и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности, оценка деятельности администраторов бюджетных средств ведется по достигнутым результатам. Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая в мире концепция (модель) "бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования". Ее суть - распределение бюджетных ресурсов между главными распорядителями бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов. Помимо создания системы мониторинга результативности бюджетных расходов эта модель предполагает переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств. В связи с этим возникает необходимость в группировке расходных обязательств в зависимости от степени их предопределенности и правил планирования ассигнований на их выполнение. Процедура составления и утверждения бюджета должна быть переориентирована на выработку четких расходных приоритетов и оценку их реализации (что влечет за собой укрупнение планируемых позиций и изменение перечня и формата бюджетных документов) с существенным расширением полномочий органов исполнительной власти при исполнении бюджета. Основное направление предполагает формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов. Нормативно-подушевое финансирование подразумевает финансирование расходов организации на оказание стандартизируемых услуг конкретным категориям потребителей по единым нормативам, рассчитываемым в административном порядке, в том числе - в соответствии с утвержденными отраслевыми нормативами финансовых затрат на оказание государственных услуг23. Важными моментами, характеризующими внедрение нормативно-подушевого финансирования вузов, является отсутствие необходимости вносить изменения в федеральные законы и возможность изменения модели финансирования в рамках компетенции Правительства Российской Федерации, а также наличие определенного опыта нормативно-подушевого финансирования, например в общем образовании24. Основной целью внедрения нормативно-подушевого финансирования является обеспечение определения объема бюджетных средств для организаций, предоставляющих в соответствии с государственным заданием государственные услуги, по единым методикам путем умножения нормативной стоимости единицы государственных услуг на количество предоставленных услуг. Так, при предоставлении услуг образования, указанное направление предполагает частичное замещение финансирования содержания сети образовательных учреждений непосредственной оплатой из бюджета конкретных услуг, оказываемых организациями профессионального образования на основе государственного задания на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации специалистов, осуществляемые на конкурсной основе. На этапе составления бюджета главные распорядители бюджетных средств устанавливают для соответствующих организаций задания на предоставление государственных услуг. Затем определяется базовый объем финансирования, который должен корректироваться в процессе исполнения бюджета на основе данных о фактическом объеме услуг, оказанных организацией за отчетный период. При этом необходимо определить четкий порядок такой корректировки в пределах доведенных до соответствующих главных распорядителей и (или) распорядителей средств федерального бюджета годовых лимитов бюджетных обязательств. Во избежание перерасходования бюджетных средств помимо задания на предоставление государственных услуг должны устанавливаться предельные объемы их предоставления. Применение нормативно-подушевого метода финансирования вузов позволит: создать предпосылки для перехода на принцип «деньги следуют за студентом», что даст импульс к возникновению конкуренции вузов за «бюджетных» студентов и будет способствовать повышению качества образования. Конкуренция за бюджетных студентов усилиться тогда, когда бюджет будет платить за них не меньше, чем население платит за платных студентов, т.е. удельные бюджетные расходы будут равны цене платного обучения, особенно в ситуации, когда число абитуриентов резко снизится по демографическим причинам; создать для вузов стимулы снижения расходов на ведение образовательной деятельности, так как финансирование напрямую зависит от объема предоставленных бюджетных услуг (в терминологии Минэкономразвития и Минфина РФ), а не от способности обосновать максимизацию затрат и лоббировать их в федеральных органах управления образованием; за счет управления значениями нормативов осуществлять поддержку отдельных направлений высшего профессионального образования (например, увеличивать нормативы по некоторым направлениям высшего профессионального образования, которые являются социально значимыми и важными в свете реализации программ развития экономики Российской Федерации).Модели нормативно-подушевого финансирования сферы высшего образования Множество моделей нормативно-подушевого финансирования вузов задается следующей обобщенной формулой:, где - объем финансирования вуза; - норматив подушевого финансирования студентов определенной нормативной категории25; - приведенный контингент студентов соответствующей нормативной категории26; - объем финансирования вуза, не зависящий от приведенного контингента студентов. Ниже приведено описание основных моделей нормативно-подушевого финансирования вузов:^ Модель 1: «чистое» нормативно-подушевое финансирование по единому нормативу. При «чистом» нормативно-подушевом финансировании предполагается, что . Объем финансирования вуза рассчитывается следующим образом:, где - единый норматив подушевого финансирования; - приведенный контингент студентов в целом для вуза. Модель «чистого» нормативно-подушевого финансирования в настоящее время в мировой практике практически не используется. ^ Модель 2: нормативно-подушевое финансирование по единому нормативу с дополнительной частью, не зависящей от приведенного контингента студентов. Объем финансирования вуза рассчитывается следующим образом:. Рассматриваемая модель финансирования позволяет добавить к нормативно-подушевой компоненте дополнительный объем средств , который может рассчитываться следующим образом: - так называемый «базовый» грант на ведение образовательной деятельности принятый в некоторых Европейских странах; на базе рассмотрения индивидуальных особенностей вуза; по формуле . Данная часть финансирования может зависеть от набора параметров, характеризующих условия ведения образовательной деятельности или степени достижения определенных целевых показателей. Примером параметров первого типа является площадь зданий и сооружений, второго типа - число публикаций в расчете на одного преподавателя; на основании результатов конкурсного отбора.^ Модель 3: нормативно-подушевое финансирование с дифференцированными нормативами. Объем финансирования вуза рассчитывается по обобщенной формуле:. В качестве основания дифференциации норматива могут использоваться: уровень высшего профессионального образования – (бакалавриат, специалитет, магистратура); форма обучения (очная, заочная, очно-заочная, экстернат, дистанционная); ресурсоемкость обучения (стандартные программы, фондоемкие программы); объективные территориальные различия в уровне затрат на обучение студента по идентичным образовательным программам; категория вуза; иные параметры (например, результаты сдачи единого государственного экзамена). Дифференцированный норматив может быть задан в различной форме: структурированного множества утвержденных нормативов: ; единого базового норматива и набора корректирующих коэффициентов ; множества базовых нормативов и набора корректирующих коэффициентов .Организационные схемы нормативно-подушевого финансирования вузов Существующее в настоящее время бюджетное законодательство предполагает финансирование вузов в организационно-правовой форме федеральных бюджетных учреждений на основе сметного принципа. Как следствие при сохранении существующей организационно-правовой формы вузов нормативно-подушевой метод может использоваться на фазе бюджетного планирования. После того, как плановые объемы финансирования рассчитаны с использованием утвержденных формул, нормативов и дифференцирующих коэффициентов лимиты бюджетных обязательств доводятся до вузов. Вузы готовят смету доходов и расходов и предоставляют ее в вышестоящий орган. В течение финансового года вузы финансируются по утвержденной смете (Схема 1). При переходе от существующей системы бюджетного планирования (по 13 нормативам) к нормативно-подушевому методу расчета лимитов бюджетных обязательств, при условии достаточного финансового наполнения норматива, у вуза появляется возможность более гибко планировать структуру расходования бюджетных средств. Переход вуза из организационно-правовой формы бюджетного учреждения в форму автономного учреждения дает возможность передавать вузу бюджетные средства «одной строкой». Это связано с тем, что в существующем варианте проекта Закона «Об автономных учреждениях» вуз в форме автономного учреждения вуз должен осуществлять деятельность в соответствии с заданиями учредителя по бесплатному или частично платному для потребителя оказанию услуг. Финансирование указанной деятельности обеспечивается из соответствующего (в данном случае федерального) бюджета в форме субвенций, субсидий, государственных внебюджетных фондов и иных источников, не запрещенных законом27 (Схема 2). Схема 1. Организационный механизм нормативно-подушевого финансирования образовательной деятельности вуза в организационно-правовой форме бюджетное учреждение. Схема 2. Организационный механизм нормативно-подушевого финансирования образовательной деятельности вуза в организационно-правовой форме автономное учреждение. Таким образом, в случае принятия Закона «Об автономных учреждениях» в существующей редакции, появляется возможность выделять вузам в организационно-правовой форме АУ финансовые средства в форме субсидий. В этом случае вуз получает возможность более оперативно и гибко распоряжаться полученными бюджетными средствами в течение бюджетно-финансового года. Достоинством нормативно-подушевого метода является то, что на фазе бюджетного планирования расчет плановых объемов финансирования вузов в организационно-правовой форме бюджетного учреждения и государственного автономного учреждения осуществляется по идентичной процедуре. Расчет нормативов финансирования может производиться: исходя из планируемых на следующий финансовый год объемов бюджетного финансирования по статье Высшее профессиональное образование («норматив возможности»); исходя из обоснованной нормативной потребности вуза в средствах, необходимых для обучения студентов («норматив потребности»). Рассмотрим три основные модели формирования структуры норматива подушевого финансирования вузов: Модель I: норматив, не включающий капитальные расходы вуза и социальные выплаты студентам В данном случае норматив должен включать следующие виды расходов: заработная плата с начислениями; выплаты аспирантам и докторам пособий на учебную литературу; компенсационные выплаты ППС; расходы на оздоровительные мероприятия; расходы на пополнение библиотечного фонда; расходы на текущий ремонт; коммунальные расходы; расходы на услуги связи, транспорт, командировки. В модели I формирования структуры норматива расчет объема финансирования вуза будет производиться по формуле: , где включает стипендии, расходы на социальную поддержку нуждающимся студентам, расходы на обеспечение детей-сирот, а также все расходы капитального характера.Модель II: норматив, включающий капитальные расходы, но не включающий социальные выплаты студентам В дополнение к предыдущим статьям расходов в норматив по данной модели включаются: расходы на приобретение оборудования; расходы на капитальный ремонт зданий и сооружений и другие типы капитальных расходов; иные капитальные расходы. В модели II формирования структуры норматива расчет объема финансирования вуза будет производиться по формуле: , где включает стипендии, расходы на социальную поддержку нуждающимся студентам, расходы на обеспечение детей-сирот.Модель III: норматив, включающий капитальные расходы и социальные выплаты студентам В дополнение к предыдущим статьям расходов в норматив по данной модели включаются: стипендии; расходы на социальную поддержку нуждающимся студентам; расходы на обеспечение детей-сирот. В модели III формирования структуры норматива расчет объема финансирования вуза будет производиться по формуле: .Модель и организационная схема нормативно-подушевого финансирования вузов при условии сохранения существующих механизмов контрольных цифр приема Расчет объемов финансирования вуза производится по формуле:.^ Нормативы бюджетного финансирования Как следует из приведенной выше формулы: норматив включает текущие и капитальные расходы, а также расходы социального характера; предусмотрена следующая схема дифференциация нормативов подушевого бюджетного финансирования:, где норматив финансирования по уровню обучения (при i=1 – базовый норматив финансирования обучения бакалавра/специалиста, при i=2 – базовый норматив обучения магистра); - коэффициент дифференциации в зависимости от фондоемкости специальности (направления) обучения (два-три уровня дифференциации); - коэффициент дифференциации в зависимости от формы обучения (пять уровней значения для следующих форм обучения: очная, очно-заочная, заочная, экстернат, дистанционная); - коэффициент дифференциации в зависимости от категории вуза; - коэффициент дифференциации в зависимости от территориального расположения вуза. Территории, где фактические затраты вуза на обучение студентов объективно значительно выше, должны финансироваться по более высоким нормативам. Базовые нормативы бюджетного финансирования обучения бакалавра и специалиста в рассматриваемой модели должны быть едиными. Установление повышенных базовых нормативов финансирования студентов, обучающихся по программам специалитета, в сравнении с программами бакалавриата, может создать вузам стимул для сохранения существующих программ обучения специалистов. Федеральными органами государственного управления образованием должна быть разработана и утверждена методика расчета базовых нормативов и дифференцирующих коэффициентов. В соответствии с методикой ежегодно должны определяться и утверждаться нормативы и дифференцирующие коэффициенты на очередной финансовый год. Как следует из приведенной формулы, по фондоемким специальностям и направлениям высшего профессионального образования (требующим значительной лабораторной, экспериментальной базы, специального оборудования) должны устанавливаться повышающие коэффициенты. При этом реализация ресурсоемких программ высшего профессионального образования должна регулироваться федеральными органами управления образованием за счет контроля соблюдения установленных стандартами специальностей (направлений) условий ведения образовательной деятельности (наличие лабораторной базы, экспериментальных установок, специальных компьютерных программ, опытных преподавателей и специалистов-практиков по соответствующим направлениям деятельности). В случае необходимости решением Правительства Российской Федерации могут быть установлены специальные повышающие коэффициенты для отдельных значимых специальностей и направлений высшего образования или территорий (например, высокодотационных регионов)28 либо того и другого в сочетании. Данная мера даст возможность обеспечить требуемые объемы и структуру подготовки кадров для работы в социально значимых секторах экономики, а также для работы в экономике высокодотационных регионов. При использовании механизма контрольных цифр приема расчет приведенной численности студентов производится в соответствии с существующими нормативно-методическими документами. ^ Концепция государственного регулирования численности студентов вузов Основной целью государственного регулирования численности студентов является обеспечение выполнения конституционных гарантий в сфере получения гражданами России высшего образования. Специфическими целями государственного регулирования численности являются: повышение эффективности взаимодействия системы высшего образования с рынком труда; обеспечение реализации государственных приоритетов в социальной сфере и в экономическом развитии; обеспечение национальной безопасности; повышение эффективности использования бюджетных средств, расходуемых на подготовку специалистов с высшим образованием. Задачами государственного регулирования численности студентов является: обеспечение кадрами специалистов социально-значимых отраслей; подготовка специалистов для обеспечения безопасности государства; обеспечение подготовки кадров для развития инновационной сферы экономики (реализации федеральных программ); обеспечение подготовки специалистов для развития определенных территорий. Реализация основной цели государственного регулирования обеспечивается установлением общей численности приема граждан на бюджетные места в государственных вузах и условий конкурсного приема в вузы. При введении ЕГЭ как основной процедуры аттестации выпускников школ и одновременно конкурсного отбора абитуриентов вуза процедура конкурсного отбора должна строиться на определении баллов ЕГЭ, которые позволяют гражданину, прошедшему ЕГЭ, получать бюджетное финансирование для обучения в вузе. Повышение качества образования в высшей школе может также потребовать регулирования доступа к высшему образованию на платной основе. Механизмы государственного регулирования Реализация специфических целей обеспечивается различными инструментами государственного регулирования: Установление контрольных цифр приема на обучение (например, для военных вузов); Установление государственного задания (заказа) на подготовку кадров; Установление условий приема на обучение; Установление лицензионных требований; Установление условий аккредитации; Изменение модели финансирования (объекта регулирования); Выделение субсидий на обучение и/или проживание; Информирование о потребности рынка труда в специалистах; Установление условий перехода из одного учебного заведения в другое; Реализация программ поддержки (объекта регулирования). Применение инструментов регулирования возможно по отдельности, всех вместе или в определенной комбинации. Характеристика инструментов регулирования представлена в таблице 1.Таблица 1 ^ Характеристика инструментов регулирования численности студентов Инструмент Характеристика Установление контрольных цифр приема на обучение Абсолютное значение верхней границы приема на бесплатное обучение Установление государственного задания (заказа) на подготовку кадров Абсолютное значение верхней границы приема на бесплатное обучение Установление условий приема на обучение Установление показателя «отсечения» претендентов на обучение Установление лицензионных требований Абсолютное значение верхней границы общей численности обучающихся Установление условий аккредитации Два состояния: есть или нет аккредитации Изменение модели финансирования (объекта регулирования) Степень зависимости финансирования от численности студентов Выделение субсидий на обучение и/или проживание Абсолютное значение численности обучающихся (на платных местах) Гарантии трудоустройства Условие, которое может увеличить конкурс на обучение Информирование о потребности рынка труда в специалистах Условие, которое может увеличить конкурс на обучение Установление условий перехода из одного учебного заведения в другое Влияние на перераспределение учащихся между вузами Реализация программ поддержки (объекта регулирования). Условие, которое может увеличить конкурс на обучение Значения инструментов для различных вариантов регулирования численности студентов в вузах приведены в таблице 2. Таблица 2. Значения инструментов регулирования для различных вариантов Инструмент Варианты регулирования Увеличение Уменьшение Стабилизация Установление контрольных цифр приема на обучение Увеличение Уменьшение Постоянная величина Установление государственного задания (заказа) на подготовку кадров Увеличение Уменьшение Постоянная величина Установление условий приема на обучение Снижение границы отсечения Повышение границы отсечения Сохранение границы отсечения Установление лицензионных требований Увеличение предельного контингента Снижение предельного контингента Стабилизация предельного контингента Установление условий аккредитации Смягчение Ужесточение Сохранение Изменение модели финансирования (объекта регулирования) Снижение зависимости от контингента Повышение зависимости от контингента Сохранение действующего порядка Выделение субсидий на обучение и/или проживание Увеличение размеров и/или числа субсидий Уменьшение размеров и/или числа субсидий Сохранение действующего порядка Гарантии трудоустройства Сохранение действующего порядка Информирование о потребности рынка труда в специалистах Сохранение действующего порядка Установление условий перехода из одного учебного заведения в другое Сохранение действующего порядка Реализация программ поддержки (объекта регулирования). Сохранение действующего порядка ^ Модели управления численностью студентов Модель I: централизованное определение численности бюджетных мест в вузе через механизм контрольных цифр приема Технология сопровождения открытого конкурса по размещению государственного задания построена на основе информационно-аналитических процедур, используемых в системе государственной аккредитации высших учебных заведений (на базе информации Центрального банка данных государственной аккредитации) и на основе методики, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.02.2001 №631 «О рейтинге высших учебных заведений»29. В постановлении Правительства было определено, что при проведении конкурса оцениваются следующие стороны деятельности вузов: кадровое и материально-техническое обеспечение, квалификация педагогических работников, обеспеченность учебной, учебно-методической литературой, и иными информационными ресурсами, научный потенциал вуза и уровень проводимых им научных исследований, наличие опыта подготовки специалистов, возможности высшего учебного заведения содействовать студентам в заключении ими договоров с организациями о трудоустройстве, а также обеспеченность общежитиями, услугами общественного питания и медицинским обслуживанием. В результате декомпозиции оцениваемых параметров деятельности вузов, определенных постановлением Правительства, а также анализа систем показателей государственной аккредитации высших учебных заведений были сформированы показатели конкурсного отбора. Показатели конкурсного отбора разделены на две группы: первая группа характеризует конкретную укрупненную группу специальностей, а вторая вуз в целом. С учетом результатов проведения конкурса производится распределение контрольных цифр приема по укрупненным группам специальностей между вузами. После определения контрольных цифр приема (по факту централизованного распределения «бюджетных» мест) появляется возможность рассчитать объемы бюджетного финансирования вуза на очередной финансовый год. Достоинства организационная и технологическая обеспеченность модели.Недостатки замедленная реакция на региональные и отраслевые изменения потребности в кадрах.Модель II: отказ от регулирования структуры приема по рыночно-ориентированным специальностям. Существующая в настоящее время система назначения контрольных цифр приема в вузы по укрупненным группам специальностей исходит из предположения, что на основе ежегодно проводимых исследований и анализа тенденций развития экономики возможно и целесообразно долгосрочное прогнозирование потребности в специалистах по всем направлениям высшего профессионального образования. Механизм контрольных цифр приема является эффективным в условиях жестко регулируемой индустриальной экономики, особенно в условиях планового распределения выпускников вузов по рабочим местам (как это было в СССР). Однако за последние годы в данной сфере произошли значительные изменения. Государство отказалось от системы распределения выпускников вузов по рабочим местам. Рынок труда стал менее предсказуемым. Нет Госплана, и потребности экономики в специалистах не определяются централизованно и на долгосрочную перспективу. В условиях быстрой трансформации экономики и социальной сферы, которую переживает Российская Федерация, существуют объективные трудности в долгосрочном прогнозировании потребности в кадрах специалистов. Всякие попытки мониторинга и прогнозирования в этой области требуют больших затрат, привлечения общественно-профессиональных организаций, которые в настоящее время во многих отраслях экономики еще не сформировались. Сами профессиональные требования стали подвижны. Меняются технологии, организационные структуры, рыночная конъюнктура. Поэтому до конца, пожизненно, подготовить уже никого и никогда не удастся. Все занятые в экономике уже сейчас живут в постоянных циклах переподготовки; эта тенденция будет нарастать. В профессиональной структуре рынка труда наряду с традиционными профессиями появились в достаточно массовом масштабе и новые профессии, подготовку которых вузы пока не обеспечивают. Новый профессиональный стандарт при этом не сформирован, а стандарт многих «старых» профессий на практике сильно трансформировался. По этой причине требования работодателей к одной и той же вакансии на разных предприятиях существенно отличаются. Руководители и менеджеры компаний предъявляют требования к персоналу, исходя из собственного представления о компетенции и квалификации сотрудника вне зависимости от стандартных требований к определенной специальности. Исходя из этого, ни одна отдельно взятая программа подготовки не обеспечивает полного совпадения между потребностями рабочего места и характеристиками работника. Получив диплом, выпускник должен еще доготавливаться под конкретное рабочее место – непосредственно на этом рабочем месте или в центре корпоративной подготовки. К тому же по разным оценкам от 40 до 60% выпускников не работают по полученным в вузах специальностям. В соответствии с Конституцией Российской Федерации «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении» за счет средств федерального бюджета, без каких бы то ни было обязательств со своей стороны. Это не позволяет ввести обязанность проработать определенный срок у конкретного работодателя или оплатить обучение в случае отказа работать по специальности у определенного работодателя лиц, получивших в результате конкурса право на бесплатное (за счет бюджета) обучение. В такой ситуации возможность и целесообразность прогнозирования потребности в кадрах по многим рыночно-ориентированным направлениям высшего образования (торговое дело, финансы, маркетинг, менеджмент, туризм) на срок до десяти и более лет (с учетом четырех-пятилетнего срока обучения в вузе) вызывает серьезные сомнения. Суть модели II заключается в том, что вузам предоставляется возможность по отдельным направлениям и группам специальностей самостоятельно определять структуру приема в рамках заданной численности студентов с учетом территориальной и отраслевой экономической специфики. При этом по отдельным направлениям и специальностям высшего образования возможно сохранение механизма контрольных цифр приема. Существующий механизм назначения контрольных цифр приема может быть сохранен для вузов определенной отраслевой направленности (например, педагогических вузов), либо вузов отдельных территорий (депрессивных, высокодотационных). Фактически в модели II государство передает вузам дополнительные полномочия по определению структуры приема. Следует отметить, что существующий механизм контрольных цифр приема также дает вузам достаточно широкие полномочия с точки зрения определения того, по каким специальностям будет осуществляться прием. Жестко фиксируются лишь цифры приема по укрупненным группам специальностей, что дает вузам возможности маневра в определении структуры приема в рамках УГС. В долгосрочной перспективе условием сохранения контроля государства за структурой приема является формирование в вузах Наблюдательных советов с обязательным участием в их работе представителей федеральных органов управления образованием, региональных органов государственной власти, общественно-профессиональных объединений, общественности. Достоинства минимальные организационные издержки на переход от существующей системы определения контрольных цифр приема по укрупненным группам специальностей; более быстрая реакция сферы высшего образования на региональные и отраслевые изменения потребности в кадрах.Недостатки некоторое ослабление государственного контроля за структурой подготовки кадров в сфере высшего образования.Условия применения формирование Наблюдательных Советов в качестве условия предоставления вузам больших прав в определении структуры приема.Модель III: интервальное регулирование численности студентов. По мнению ряда российских и зарубежных экспертов, предоставление «бюджетным» студентам возможности выбирать учебное заведение, внедрение механизмов конкуренции вузов за таких студентов может, в условиях достаточного финансового наполнения норматива, способствовать созданию устойчивых долгосрочных предпосылок повышения качества высшего образования. В моделях I и II студент в результате прохождения конкурсного отбора занимает «бюджетное» место в определенном вузе. Вузы, участвуя в конкурсе на выполнение государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, фактически конкурируют за «бюджетные» места. При этом оценки и предпочтения студентов никак не влияют на число «бюджетных» мест в вузе. В ситуации значительного превышения спроса на «бюджетные» места над предложением любой набор «бюджетных» мест будет востребован. При этом значительная часть студентов идет на бюджетные места по принципу «получу диплом бесплатно, работать буду там, где захочу». Студенты во многом учатся не по избранным ими специальностям, а там где есть «бюджетные» места. Передача вузам части полномочий по определению численности и структуры приема по рыночным специальностям (под контролем Наблюдательного Совета) дает востребованным вузам возможность наращивать численность «бюджетных» студентов и тем самым увеличивать получаемый ими объем финансирования. При отсутствии действия ценового фактора (обучение оплачивает федеральный бюджет) одним из основных «аргументов» в выборе студентов может стать уровень качества образования в данном конкретном вузе. Для сохранения государственного контроля за принципиальной структурой набора целесообразно установление для вузов минимальной и максимальной границы приема «бюджетных» студентов по укрупненным группам специальностей. Установление минимальной границы приема «бю


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.