Реферат по предмету "Социология"


Социальные группы, их виды и основные черты

Контрольная работа
Социальные группы, их видыи основные черты

План
Введение
1.      Виды групп
1.1    Первичные ивторичные социальные группы
1.2    Внутренние ивнешние группы
1.3    Референтные группы
1.4    Формальные инеформальные группы
2.      Динамическиехарактеристики социальных групп
3.      Основные признакигрупповой общности
4.      Функции групп
Заключение
Список литературы

Введение
Каждый из насзначительную часть своего времени проводит в различных группах – дома, наработе или в учебном заведении, в гостях, среди дорожных попутчиков. Люди вгруппах ведут семейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и отдыхают. При этомони вступают в определенные контакты с другими людьми, так или иначевзаимодействуют с ними – помогают друг другу или, наоборот, конкурируют.
Для индивиданепосредственный контакт с социальной реальностью — это взаимодействие сокружающей его социальной группой. Именно группа для индивида являетсяпредставителем общества в целом, его требований и интересов, именно группа отлица всего общества предлагает индивиду социальные гарантии и блага. Инымисловами, на уровне непосредственного опыта личности группа — это и естьобщество, «другие люди».
Группы — это своего рода«связки» людей, соединения индивидов в относительно стабильные взаимоотношения.Такие взаимоотношения между людьми, обусловленные наличием общей цели исуществующие достаточно долго во времени, называются социальной взаимосвязью.
Различногорода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа.Однако нужно отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можноназывать группой в строгом смысле этого термина. Для того, чтобы какая-либосовокупность индивидов считалась группой в социально-психологическом смысле,необходимо прежде всего наличие трех единств – места, времени и действия. Приэтом действие обязательно должно быть совместным. Также важно, чтобывзаимодействующие люди считали себя членами данной группы. Таким образом,группой можно назвать совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другомдля достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к даннойсовокупности.

1. Видыгрупп
 
1.1Первичные и вторичные социальные группы
Социальнаявзаимосвязь бывает двух типов: экспрессивная и инструментальная. Экспрессивныесвязи — это связи, образующиеся на основе эмоционального соучастия в делахдругих людей. Связи такого рода существуют между родственниками, друзьями,товарищами, всеми, кто находится друг с другом в отношениях эмоциональнойзначимости. Инструментальные связи — это связи, лишенные эмоционального аспектаи образующиеся в ходе сотрудничества индивидов, направленного на достижениекакой-то цели. Таким связям мы обычно не придается эмоционального значения.Называются такие связи чисто деловыми.
Всоответствии с этими критериями делятся на типы и сами социальные группы. Такихтипов два: первичные группы и вторичные. Под первичной группой мыпонимаем группу, члены которой объединены связью первого типа, то естьэмоционально окрашенной экспрессивной связью. Первичная группа обладаетбезусловной значимостью для индивида: в нее входят люди, которые играютнеповторимую роль в его жизни. Вторичные группы — это группы, в которыеиндивиды вступают для достижения конкретной практической цели, находясь междусобой в безличных отношениях. Например, семья — это первичная группа, ашкольный класс — вторичная.
Междупервичной и вторичной группами возможны взаимопереходы. Часто бывает так, чтолюди, первоначально собравшиеся для достижения конкретной цели, тесносближаются в процессе групповой деятельности и становятся необходимыми друг длядруга. Так в среде, допустим, студенческой группы возникают дружеские союзы илюбовные пары.
Образованиепервичных групп более вероятно при выполнении ряда условий. Во-первых, чемменьше численно вторичная группа, тем больше вероятность того, что между еечленами завяжутся тесные доверительные отношения. Во-вторых, частые, регулярныеи продолжительные контакты между индивидами также способствуют углублению ихвзаимоотношений.
Первичныегруппы составляют основу всяких социальных отношений. Во-первых, они играютрешающую роль в процессе социализации индивида. Важнейшей из первичных группявляется семья, где дети с ранних лет приобретают опыт социальных отношений,усваивают социальные нормы и ценности, культурные модели общества, постигаютазы социальной солидарности.
Во-вторых, врамках первичных групп удовлетворяется большая часть потребностей индивида,таких, как потребность в любви, взаимопонимании, безопасности. Поэтомувторичные группы, в рамках которых образовались прочные первичные связи, болееэффективно функционируют. Например, чем крепче первичные групповые связивоинских частей, тем большего успеха они добиваются в бою.
В-третьих,первичные группы являются мощными инструментами социального контроля. Онидобиваются от индивидов поведения, соответствующего нормам и ценностям,принятым в группе. Порицание и санкции со стороны членов первичной группызачастую для индивида значимее и весомее, нежели критика со стороны «общества вцелом».
1.2Внутренние и внешние группы
 
Мощноевлияние на нас оказывают не только группы, к которым мы непосредственнопринадлежим. Часто то же самое оказывается верным для групп, к которым мы непринадлежим. В соответствии с этим социологи сочли полезным провести граньмежду внутренними и внешними группами. Внутренняя группа — это группа, скоторой мы идентифицируем себя и к которой мы принадлежим.Внешняя группа —это группа, с которой мы не идентифицируем себя и к которой не принадлежим. Впросторечии мы подчеркиваем различия между двумя типами групп с помощью личныхместоимений «мы» и «они». Следовательно, внутренние группы можно определить как«наши группы», а внешние — как «их группы».
Понятиевнутренних и внешних групп подчеркивает важность границ — социальныхдемаркационных линий, — указывающих, где начинается взаимодействие и где онозаканчивается. Границы групп не являются физическими барьерами, скорее эторазрывы в потоке социального взаимодействия. Некоторые границы основываются натерриториальных принципах, например, квартал, район, община и страна. Другиесвязаны с социальными различиями, например, этнические, религиозные,политические, профессиональные, языковые, кровнородственные группы,социально-экономический класс. Границы не дают чужакам проникать в сферу группыи одновременно удерживают членов группы в этой сфере, чтобы те не прельстилисьвозможностями социального взаимодействия с группами-соперниками.
1.3Референтные группы
 
Мы оцениваемсебя и задаем направление своему поведению в соответствии со стандартами,заложенными в групповом контексте. Но поскольку все люди принадлежат к большомумножеству различных групп, каждая из которых в некотором смысле представляетсобой уникальную субкультуру или контркультуру, стандарты, которыми мыпользуемся для оценки и организации нашего поведения, также различаются. Референтныегруппы — это социальные единицы, на которые мы ориентируемся при оценкеи формировании наших взглядов, чувств и действий. При формировании своихустановок и убеждений и при осуществлении своих действий люди сравнивают илиидентифицируют себя с другими людьми или группами людей, чьи установки,убеждения и действия воспринимаются ими как достойные подражания. Такие группыназываются референтными группами.
Референтнаягруппа может быть или не быть группой, к которой принадлежим мы сами. Мы можемрассматривать референтную группу как источник психологической идентификации.Наличие референтных групп помогает нам объяснить кажущиеся противоречия вповедении: например, революционер-выходец из аристократических кругов;католик-вероотступник; профсоюзный деятель-реакционер; потрепанный джентльмен;предатель, сотрудничающий с врагами; ассимилировавшийся иммигрант; горничная,стремящаяся достичь высших социальных кругов. Просто эти индивиды взяли заобразец людей, относящихся к другой социальной группе, отличной от той, членамикоторой являются сами. Референтные группы выполняют как нормативные, таки сравнительные функции. Поскольку нам хотелось бы видеть себя полноправнымичленами какой-нибудь группы — или мы стремимся к членству в какой-то группе, —мы принимаем групповые стандарты и принципы. Мы «культивируем у себя»соответствующие жизненные принципы, политические убеждения, музыкальные игастрономические вкусы, сексуальные нормы и отношение к употреблениюнаркотиков. Наше поведение задается принадлежностью к конкретной группе. Мытакже используем стандарты своей референтной группы для оценки самих себя какэталонную отметку, по которой оцениваем свою внешнюю привлекательность,интеллект, здоровье, положение в обществе и жизненный уровень. Когда группа,членом которой мы являемся, не соответствует нашей референтной группе, у насможет возникнуть ощущение относительной депривации —неудовлетворенности, связанной с разрывом между тем, что мы имеем(обстоятельства, сопутствующие нашей принадлежности к определенной группе), итем, что по нашему мнению мы должны были бы иметь (положение, характерное дляреферентной группы).

1.4 Формальныеи неформальные группы
 
Нередкогруппы подразделяются на формальные и неформальные. В основу такого делениякладется характер структуры группы. Под структурой группы подразумеваетсясуществующее в ней относительно постоянное сочетание межличностных отношений.Структура группы может определяться как внешними, так и внутренними факторами.Внешняя регламентация определяет формальную (официальную) структуру группы. Всоответствии с такой регламентацией члены группы должны взаимодействовать другс другом определенным, предписанным им образом.
Еслиформальная структура группы определяется внешними факторами, то неформальная,наоборот, — внутренними. Неформальная структура является следствием личногостремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью посравнению с формальной. Люди вступают в неформальные отношения друг с другомдля того, чтобы удовлетворить некоторые свои потребности – в общении,объединении, привязанности, дружбе. Неформальные связи возникают и развиваютсяспонтанно, по мере того, как индивиды взаимодействуют друг с другом. На основетаких связей образуются неформальные группы, напри мер, компания друзей илиединомышленников.
Возникновениюнеформальных групп может способствовать пространственная близость индивидов.Принадлежность индивидов к одним и тем же формальным группам облегчаетнеформальные контакты между ними и способствует образованию неформальных групп.

2. Динамическиехарактеристики социальных групп
Социальныегруппы обладают определенными динамическими характеристиками, позволяющимирассматривать их в процессе живого социального взаимодействия. К такимхарактеристикам относятся: размер группы, ее внутренняя структура (лидеры,рядовые члены, аутсайдеры), стиль руководства внутри группы, специфическиефеномены социальной жизни, связанные с групповым поведением.
Уже сам посебе размер группы во многом определяет характер внутригрупповыхвзаимодействий. Наиболее тесные и значимые отношения возникают в группе,состоящей из двух человек (диада), — между мужем и женой, влюбленными, близкимидрузьями. В диаде чувства и эмоции, как правило, играют более важную роль, чемв более многочисленных группах. Однако вопреки ожиданиям отношения в диадеотличаются большей хрупкостью, чем в более многочисленных группах, и болееподвержены разочарованиям.
Добавление кгруппе третьего члена — образование триады — в корне меняет социальнуюситуацию. Группа приобретает новые возможности — образования внутренних«фракций», союзов двоих против третьего, бойкотов, выделения лидера иаутсайдера и т.д.
Приклассификации различных групп по их численности обычно специальное вниманиеуделяется так называемым малым группам. Такие группы состоят из небольшогочисла лиц (от двух до десяти), имеющих общую цель и дифференцированные ролевыеобязанности. Эта цель проистекает из общих интересов членов группы, которыетакже обычно проявляют удовлетворенность своим взаимодействием. Этовзаимодействие осуществляется на основе сравнительно частых непосредственныхконтактов.
Оптимальнаячисленность малой группы, согласно исследованиям психологов и социологов,должна составлять пять человек. В этом случае никакая внутригрупповая ситуацияне может оказаться тупиковой, поскольку всегда легко выделить мнениебольшинства. Кроме того, оказаться в меньшинстве в такой группе не означаетоказаться в изоляции. Такая группа достаточно велика для того, чтобы люди могливполне «социально» в ней себя чувствовать — меняться ролями, свободно выражатьсвое мнение и убеждать в своей правоте окружающих, но и достаточно мала, чтобылюди считались друг с другом и нуждались во взаимном уважении.
В групповомокружении некоторые члены имеют, как правило, большее влияние, чем прочие. Мыназываем таких индивидов лидерами. Маленькие группы способны обходитьсябез лидера, однако в группах больших размеров отсутствие руководства приводит кхаосу.
Для небольшихгрупп, как правило, свойственны лидеры двух типов. Один тип руководителя — «специалист-производственник»— занимается оценкой текущих задач и организацией действий по их выполнению.Второй — «специалист-психолог» — хорошо справляется с межличностнымипроблемами, снимает напряженность между людьми и способствует повышению духасолидарности в группе. Первый тип руководства является инструментальным,направленным на достижение групповых целей; а второй — экспрессивным,ориентированным на создание в группе атмосферы гармонии и солидарности. Внекоторых случаях один человек берет на себя обе эти роли, но обычно каждая изролей выполняется отдельным руководителем. Ни одна из ролей не можетобязательно представляться более важной, чем другая, относительную значимостькаждой роли диктует конкретная ситуация. Лидеры используют различные стили дляоказания влияния на людей.
Следуетотметить наличие в группе феномена группового мышления — процесса принятиярешений в группах с чрезвычайно тесными связями, членов которых настольковолнует вопрос сохранения консенсуса, что это отрицательно сказывается на ихкритических способностях. В случае группового мышления члены группы находятсяпод иллюзией добровольности принимаемых ими решений, что приводит кгипертрофированной уверенности и большей готовности идти на риск.
Групповоемышление подтверждает наличие мощного общественного давления, характерного длягрупповых окружений и оказывающего воздействие на взгляды членов группы. Хотяподобное давление влияет на наше поведение, часто мы этого не осознаем.
Когдаиндивиды попадают в полную зависимость от группы, они способны жертвоватьсобственной независимостью и ослаблять контроль над своим телом и поступками.Все это показывает, насколько важную роль играют в нашей жизни группы, особенноте, в которых проходит развитие нашей личности и в деятельности которых мыпринимаем ежедневное участие.

3. Основныепризнаки групповой общности
Способностьгруппы выступать как единое целое достигается благодаря тому, что основныеатрибутивные свойства социальной общности (целевая, духовно-культурная,солидарно-интеракцио-нистская) в ней проявляются качественноболеевысокой интенсивностью, глубиной.
Для группы (вобщих чертах) характерны следующие атрибутивные свойства:
1.Наличие(помимо совпадающих целей) единой общегрупповой цели. Примеров общегрупповыхцелей, ради реализации которых мы поступаемся своими интересами, множество —например, ради благополучия, престижа своей семьи каждый из нас готов чем-топожертвовать (покупка новой престижной мебели заставляет нас отказаться отреализации каких-то личных планов и т.д.). Наличие единой общегрупповой цели ипринятие ее участниками группы — важнейший признак и условие функционированиягрупповой общности.
2. Принятиечленами группы основных ценностей, норм, разделяемых группой, формирование«Мы-сознания». Совпадение, схожесть системы ценностей, норм поведениястановится условием и (в то же время) результатом устойчивости, прочностивнутренних'связей между членами социальной группы. Человек не может ощущатьсебя частью группы, если придерживается иных принципов, разделяет иные (чем угруппы) нормы, ценности. Он должен или подчиниться принятым в групповойобщности нормам, представлениям, или выйти из группы, утратив соответствующиепреимущества. Эффект идентификации индивида с общностью, т.е. «Мы-сознание» (иногдаговорят «Мы— чувство»), — важнейший признак наличия социальнойгруппы, а причисление менее выражен, рано или поздно он должен достигнутьстепени развития параметров других атрибутивных свойств — в противном случаеначнется распад группы. Так, устойчивые взаимодействия могут возникнуть лишь наоснове принятия всеми членами групповых норм поведения, системы ценностей. Ноесли нормы еще сохранились (как более инерционные явления), а взаимодействияуже рассыпаются, так как отсутствует хорошая организация, координация внутригруппы, то рано или поздно рассыпаются и нормы.
Не случайно увысокоинтегрированных групп все три показателя, как правило, достаточноразвиты. Отставание или опережение каких-либо параметров — признаки позитивногоили негативного развития, становления или разрушения, процессов усиления,интеграции или дезинтеграции группы.
3.        Устойчивая,самовозобновляющаяся система солидарных взаимодействий членов группы,институализация групповых
4.        взаимоотношений.
Все эти триатрибутивных свойства групповой общности находятся в постоянном сопряжении.Если один из этих параметров менее выражен, рано или поздно он должендостигнуть степени развития параметров других атрибутивных свойств — впротивном случае начнется распад группы. Так, устойчивые взаимодействия могутвозникнуть лишь на основе принятия всеми членами групповых норм поведения,системы ценностей. Но если нормы еще сохранились (как более инерционныеявления), а взаимодействия уже рассыпаются, так как отсутствует хорошаяорганизация, координация внутри группы, то рано или поздно рассыпаются и нормы.
Не случайно увысокоинтегрированных групп все три показателя, как правило, достаточноразвиты. Отставание или опережение каких-либо параметров — признаки позитивногоили негативного развития, становления или разрушения, процессов усиления,интеграции или дезинтеграции группы.

4. Функции групп
 
В процессерассмотрения особенностей и структуры социальных групп возникает вопрос: почемулюди образуют группы и нередко очень дорожат своим членством в них? Очевидно,что группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества вцелом и каждого из его членов в отдельности. Американский социолог Н.Смелзервыделяет следующие функции групп:
1. Социализации.Эта функция заключается в том, что только в группе человек может обеспечитьсвое выживание и воспитание подрастающих поколений. Именно в группе, преждевсего в семье, индивид овладевает рядом необходимых социальных умений инавыков. Первичные группы, в которых пребывает ребенок, обеспечивают основу еговключения в систему более широких социальных связей;
2. Инструментальную.Данная функция состоит в осуществлении той или иной деятельности людей. Многиевиды деятельности невозможны в одиночку. Кроме того, участие человека в такихгруппах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни,предоставляет ему возможность самореализации;
3. Экспрессивную.Она состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении идоверии. Эту роль часто выполняют первичные и неформальные группы. Будучи еечленом, человек получает удовольствие от общения с психологически близкими емулюдьми;
4.Поддерживающую. Данная функция состоит в том, что люди стремятся к объединениюв трудных для них ситуациях. Они ищут поддержки в группе, чтобы ослабитьнеприятные чувства.

Заключение
В результатепроведенного анализа социальных групп, можно сделать следующие выводы:
·          Группойможно назвать совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом длядостижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.
·          Всоциологии выделяют следующие виды групп: референтные, большие и малые;внутренние и внешние; формальные и неформальные; первичные и вторичные.
·          Длягруппы (в общих чертах) характерны следующие атрибутивные свойства: наличие(помимо совпадающих целей) единой общегрупповой цели; принятие членами группыосновных ценностей, норм, разделяемых группой; устойчивая, самовозобновляющаясясистема солидарных взаимодействий членов группы, институализация групповыхвзаимоотношений.
·          Выделяютследующие функции групп: социализация, инструментальная, экспрессивная,поддерживающая.

Списоклитературы
1.   Бабосов Е.М. Общаясоциология. Учебник для студентов вузов / Е.М.Бабосов.- Мн.: «ТетраСистемс»,2006. – 640 с.
2.   Волков Ю.Г. Социология:Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: «Даньков и К»; Ростов н/Д.: 2007. –384 с.
3.   Общая социология: Учебноепособие /Под ред А.Г.Эфендиева. – Мн.: ИНФРА-М. – 2002, — 654 с.
4.   Психология. Учебник. /Под редакцией А. А Крылова. — М: «ПРОСПЕКТ», 2000. — 584 с
5.   Социология. Основы общейтеории / Ответст. редактор Г.В. Осипов.— М., 2003.-325 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.