http://people.elsu.ru/basov/metoda.htmlМЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Приглашаем к дискуссии и обмену мнениями© В.М. БАСОВ Адрес: 399770. Липецкая обл. Елец. Коммунаров 28. Университет. Сельскохозяйственный факультет . (07467) 4-17-31 E-mail: vurophora54@mail.ru Экологическое сознание При всем многообразии разработанных стратегий экологического образования сторонники различных точек зрения, в общем-то, достаточно едины в отношении его целей на необходимость формировать экологическое сознание личности. Под экологическим сознанием традиционно понимается совокупность экологических представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе "человек природа" и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. В остальных аспектах единства меньше. Постепенно в процессе исторического развития общества и все большого отторжения личности от непосредственного контакта с живой природой формируется общественное сознание, в котором основное внимание уделяется человеку, то есть "антропоцентризм". Это учение основную роль в решение всех проблем отводит человеку, как властелину природы, который сможет полностью управлять движением жизни. На основе его бурно развивается "технократизм", глобальное преобразование природы в целях удовлетворения материальных потребностей человека, даже за счет уничтожения естественной среды. В результате глобального воздействия деятельности человека на среду обитания и биосферу в целом во многих регионах земного шара создаются экологические кризисные ситуации. Это в свою очередь приводит к возникновению совершенно противоположных учений о процессе взаимодействия окружающей среды и общества, которые призывают всех вернуться чуть ли не на первые этапы развития общества и использовать простые сельскохозяйственные технологии, без применения углеводородного сырья и техники. Идеологи подобных учений призывают всех уйти "назад к природе", то есть строить общественное производство на основе естественной биопродуктивности среды. Несмотря на обилие современных теорий, они не позволяют найти более менее приемлемый путь развития цивилизации и обеспечить необходимый уровень безопасности личности и общества в целом от всех возможных катаклизмов. Такая ситуация приводит к возникновению новых теорий и учений. Поэтому общая экология является формирующейся наукой, у которой область знания не оформилась. Эта одна из специфик данного предмета. Некоторые авторы считают целесообразным развивать "экоцентрическое" сознания и на основании этого строить экологические представления (Ясвин, 1995) и т.д. Мы считаем, в основе экологического сознания лежит экологическое мышление и его развитие есть главная задача экологической подготовки в вузе. ^ Основы экологического мышления(тезисы) Мышление это вид человеческого познания, особый процесс отражения объективной действительности. Развитие мышления обеспечивает получение знаний об объектах и явлениях, их свойствах и функциональных взаимодействиях, которые не могут быть непосредственно восприняты на этапе чувственного познания. Мышление неразрывно связано с практической деятельностью. Развитие мышления обеспечивает формирование сознания, как высшей формы психического отражения действительности, которая свойственна общественно развитому человеку. Следовательно, для формирования определенного экологического сознания необходимо обеспечивать соответствующий уровень развития мышления. Точнее развитие мышления и сознания это две стороны единого процесса развития мировоззрения личности в процессе обучения. Развитие мышления наиболее сложный и длительный процесс в образовательной деятельности. Мышление как вид деятельности человека развивается при выполнении самых различных учебных заданий. Усвоение большого количества фактического материала не приводит к развитию мышления и формированию сознания. Сами по себе усвоенные факты ничего не значат. Развитое мышление без наличия необходимого минимума теоретических знаний тоже не обеспечивает выполнение требуемых профессиональных действий. Возникает объективная проблема - какому минимуму знаний теоретического материала и умений решения заданий практического характера должен быть обучен будущий специалист. Для достижения образовательных целей следует определить соотношение в учебном процессе количества репродуктивных учебных заданий и заданий развивающего характера. В ходе обучения всегда возникают трудности с определением уровня обученности необходимому минимуму теоретических знаний и умений, еще более сложно определить уровень развития экологического мышления. Любое тестовое задание, которое применяется в педагогической практике, имеет какие-либо недостатки, тем не менее, применяя весь комплекс тестовых заданий, преподаватель может достаточно объективно оценить уровень обученности, согласно установленных критериев экологической подготовки. Соответственно эти критерии формируются не сами по себе, не на основе субъективного подхода отдельных педагогов, а определяются объективной потребностью общества к уровню экологической подготовки тех или иных специалистов. Выявить особенности экологического мышления личности достаточно непросто. В основе мышления лежат логические операции с понятиями, образами. Следовательно, чтобы анализировать мышление, необходимо определить какие особенности логических операций и действий можно наблюдать при решении конкретных экологических и эколого-социальных задач. Какие бы задачи мы не решали конечная цель образования, развитие мышления - это освоение определенных умений умственной и операционно-практической деятельности, направленных на решение конкретных проблем экологии. Критерий развития мышления - практика. В данном случае как успешно обученный нами специалист будет находить наиболее оптимальные пути решения сложных эколого-социальных проблем, то есть развитие мышление необходимо не само по себе как самоцель, как вещь в себе, а для формирования особых способов умственной деятельности. Принято выделять много разных видов мышления. Например, выделяется первобытное мышление ( Де Броль), как наиболее древнее и простое отражение окружающего мира в мышлении. В настоящее время рассматривают особенности мышления представителей разных отраслей знаний (естественнонаучное, математическое, биологическое, гуманитарное и т.д.). Для определения отличительных особенностей экологического мышления рассмотрим отличительные черты мышления специалистов, близких по содержанию профессиональной деятельности к деятельности экологов. Географов, ландшафтоведов, биологов-экологов, ландшафтных архитекторов и т.д. По мнению Н. Н. Баранского "географическое мышление - это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту, и, во-вторых, связанное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного "элемента" или одной "отрасли", иначе говоря, играющее аккордами, а не одним пальчиком" (Баранский, 1980,163). Основным компонентом экологического мышления является биологическая подготовка специалиста и развития у него биологического мышления. Одной из основных черт биологического мышления является способность воспринимать различные признаки живых организмов и на основе их строить целостную характеристику вида, и, наоборот, на основании описаний определять вид организма, явления. Мы считаем: экологическое мышление - это способность специалиста анализировать состояние и тенденции развития сложных экологических систем, выявлять общие и частные закономерности их функционирования, преобразовывать реальные экологические явления в картографический материал, в нормативно-правовую документацию и в математические модели. Основной отличительной особенностью экологического мышления является умение анализировать сложные многоуровневые экологические, эколого-социальные системы и на основании результатов анализа прогнозировать их развитие. При этом особое значение имеет умение устанавливать скрытые взаимосвязи между отдельными явлениями, часто противоположного характера, которые при поверхностном анализе воспринимаются как невзаимосвязанные между собой, так как удалены друг от друга пространственно и по времени. Не следует путать экологическое мышление с экологическим сознанием и с уровнем усвоения теоретических знаний. Некоторые специалисты между ними не всегда видят различия. Для определения уровня развития экологического мышления первоначально рассмотрим - какие логические операции должен уметь выполнять эколог, а именно: Умение предвидеть результат воздействий на экосистему. Умение устанавливать скрытые взаимосвязи между наблюдаемым явлением и экологическими событиями, которые происходили в прошлом, и наоборот, на основании наблюдаемых явлений прогнозировать экологическую ситуацию. Умение представить экологическое явление в целом на основе анализа его отдельных элементов. Умение разделить общее явление на частные проблемы, отдельные экологические ситуации. Умение понять сущность явлений, которые обозначаются абстрактными понятиями типа "эколого-социальная ситуация" "n-мерное экологическое пространство", "ноосфера" и т.д. Соответственно специалист эколог должен уметь раскрыть сущность понятий специалистам других отраслей знания. Умение переложить абстрактные понятия, которые отражают эколого-социальные явления, на язык картографии и формул и другие. Одной из основных целей экологического анализа является выбор системоформирующего фактора, который обеспечивает образование и длительное функционирование наблюдаемого экологического явления или экосистемы. Под системоформирующим фактором понимается тот элемент системы функционирование, которого с обязательностью определяет вид системы, её качественные и количественные характеристики и при отсутствии которого или уничтожении система изменяется, переходит в новое качество. Среда обитания каждого из нас состоит из социума и природной окружающей среды. На личность действует не какой-то абстрактный социум, а конкретное общество в сочетании с условиями окружающей среды. Именно это сочетание и определяет окружающую среду личности. Природная среда действует на личность не сама по себе, а через совокупную среду, следовательно, для ее моделирования необходимо уметь анализировать эту сложную эколого-социальную среду, точнее, конкретные эколого-социальные ситуации. Под последними мы понимаем конкретное состояние среды в определенном биотопе, в определенный момент времени, в сочетании с системой факторов действующих на изучаемую экосистему или конкретный объект. Совокупное экологическое пространство личности условно можно подразделить на две подсистемы: социально-физическую и функциональную. К первой группе - относим ландшафт, климатические факторы, здания, сооружения, памятники, скверы, газоны и т.д. Ко второй группе - все те факторы (часто абстрактные), которые проявляются через результат их действия, например, исторические, эмоциональные, психолого-поведенческие. При этом многие пространственные факторы обусловливают определенные элементы поведения личности или определяют вид ее деятельности. Мы условно выделили четыре уровня развития экологического мышления у обучаемых. ^ Этапы развития экологического мышления у школьников Выделим следующие этапыПервый этап. Этап первичного восприятия окружающей среды и развития чувств мира ощущений и сказок - дошкольный возраст. Познание мира красок, форм и движений. Например, этот этап может проходить под девизом: "Познаем - удивляемся, двигаемся - восхищаемся. Задачи.1. Знакомство с окружающим миром, развитие воображения, 2.Формирование основ внутреннего мира ребенка. 3. Создание школы радости и удивлений В этот период заглядываются первые представления об окружающем мире, его красоте, формах и явлениях. В проводимых мероприятиях отражается своеобразие красоты живо природы местности. Дается понимание об объектах живой и неживой природы. Реализуется посредством игр и познавательных занятий, в ходе которых большое внимание уделяется конкретному созерцанию природных объектов и изготовлению простых поделок из природного материала. Обязательное условие изучение основ танцев. ^ Второй этап. Этап конкретных базисных знаний 1-3 кл. Цели: Развитие представлений о мире и гармония движений. 1. Дальнейшее развитие воображения. 2. Закрепление и углубление знаний об окружающем мире природы и ее явлениях. 3. Изучение основ интерпретации движения. 4. Реализация мыслительной деятельности в гармонии движений 5. Начало изучения природы родного края. Во внеклассной работе реализуется система мероприятий на закрепление полученных знаний об окружающем пространстве посредством экскурсий, просмотра видеофильмов на экологические темы. Необходимо создать систему ознакомительно-познавательных экскурсий по изучению природы своего края, особенностей культуры, памятниками и различными достопримечательностями. Одним из существенных недостатков современной учебно-воспитательной работы является отсутствие целенаправленной работы по формированию активности личности ребенка и развития его чувств. ^ Третий этап - "предсистемный" - начало формирования научной картины мира (5-7кл.)Цели: Осмысление живого, формирование природоохранного мышления. Девиз: Познаем. Общаемся. Развиваемся. Цели: 1. Углубление знаний о живой природе. 2. Формирование устойчивого интереса к определенной сфере деятельности. 3. Подробное изучение ландшафтов и живой природы родного края. Учебные занятия и кружковая работа должна сочетаться с экологическими играми и походами по изучению родного края. Много внимания должно уделяться физическому развитию ребенка. Мотивации стремления к физическому развитию посредством необходимости преодоления препятствий на экскурсиях, посредством соответствующей постановкой агитационной и пропагандисткой деятельности. В кружковой работе большое внимание уделяется развитию эмоций и общению ребенка с животными, уходу за растениями, различным акциям по выявлению разного вида воздействия общества на окружающую среду. ^ Четвертый этап - формирования основ системного мышления - познаю, развиваюсь, открываю (7-9 кл) и т.д. Развитие основ научного мышления и т.д. Методика развития экологического и эколого-социального мышления Методика формирования экологического мышления как составная часть экологического образования является неотъемлемой частью всего процесса обучения. Нельзя развитие мышления отделить от процесса изучения теоретических знаний и практических умений. Мышление как таковое развивается при любом обучении. Развитие мышления осуществляется поэтапно. Примеры учебных заданий. 1. Задание на знание терминологии. Как обозначаются растения у которых корни погружены в воду. Гелиофиты, гидрофиты, гидатофиты, ксерофиты, мезофиты. 2. Задание на поиск лишнего термина. Например: Определите, какое понятие лишнее? дафния, босмина, гаммарус, инфузория туфелька; 3. Задание на установление взаимосвязей посредством анализа совокупности понятий Какое понятие должно быть следующим ( выберите из предлагаемых) Лес - коровы :.. Огонь, люди, луг, поля, телята. Или более простое задание. Установите, какую закономерность отражают данные понятия. Высокая температура, влажность, селитрянка, бодяк съедобный. и т.д. На этом этапе широко применяются практические задания определенного вида. Важное значение в системе развития экологического мышления является развитие умений чтения графиков, диаграмм, таблиц и наоборот составление графиков на основании представленных данных. Многие педагоги недооценивают значение развития умений понимания информации изображенной на диаграммах и графиках. Развитие и закрепления навыков и умений логического анализа экологических ситуаций после изучения теоретического материала темы производится посредством предъявления обучаемым разнообразных экологических задач. Всю совокупность экологических задач можно подразделить на две группы: 1) задачи расчетные. 2) задачи логические. Последние часто обозначают как экологические ситуации и т.д. Публикации по проблеме Басов В.М. Теория и практика экологического образования в сельской школе. Методическое пособие для учителей. Елабуга: Елабужский пед. ин-т, 1994.33 с Басов В.М. Cбоpник задач по общей, социальной экологии и пpиpодопользованию (Учебное пособие)- Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1997.- 84 с. Басов В.М. Активные методы обучения на уроках общей биологии // Ижевск УдГУ 2001. 40 с. Басов В.М. Дидактические основы развития экологического мышления //Учебно-методическое пособие/ Ижевск : УдГУ. 2001. 1-40 с. Басов В.М. Проблемы экологического образования и воспитания Методические рекомендации к сем. и лабор. работам / Ижевск УдГУ. 2001. 1-40 с. Басов В.М., Капитонов В.И. Летний полевой практикум по экологии. Учебное пособие. Ижевск: Изд-во ИжГТУ. 2000. С.1-160 Адрес: 399770.Липецкая обл. Елец. Коммунаров 28. Университет. Сельскохозяйственный факультет . Телефон (07467) 4-17-31. E-mail: vurophora54@mail.ru