Реферат по предмету "Разное"


Http://www russkijmir LV

Новое на сайте «Русский мир. Lv»http://www.russkijmir.lv/Ближайшие мероприятия EOРK «Вече».Персональная страница Ростислава Полчанинова. Новое.Ближайшие мероприятия ЕОРК "Вече"Награждение ветеранов юбилейными медалями В субботу, 10 апреля, в Колокольном зале гостиницы «Елгава» в 13-00 начнется торжественное собрание в честь 65-летия Победы над фашизмом. В собрании примут участие представители Посольства Российской Федерации.^ Лица Русского Зарубежья ^ Персональная страничка Ростислава Полчанинова ДЕДУШКА  ЛЕНИНЗА СВБОДНУЮ РОССИЮВыходит с марта 1982Но.106 апрель 2009 г.=====СООБЩЕНИЯ МЕСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НТС НА ВОСТОКЕ США=====R.Polchaninov, 6 Baxter Ave., New Hyde Park, NY 11040-3909 USA rpolchaninov@verizon.net^ ДЕДУШКА ЛЕНИН Днем 4 апреля в Санкт-Петербурге на площади перед Финляндским вокзалом с плакатиками стояли люди, выделявшиеся в гудящей толпе из нескольких сот человек. Один из плакатиков держали дети, на нем было аккуратно написано: «Дедушка Ленин, прости нас». Могучий «дедушка» мрачно взирал на собравшихся с башни монументального броневика, и никак не выражал своего отношения к собравшимся. В городе на Неве проходил стихийный митинг коммунистов, протестовавших против подрыва одного из самых знаменитых памятников Ленину, установленного в Ленинграде в 1926 году. Горожане имеют возможность созерцать его уже более восьмидесяти лет из трёх веков существования Петербурга. Ранним утром 1 апреля, около четырех утра, несколько неустановленных лиц, вероятно переодетых в женскую одежду для того, чтобы обмануть камеры видеонаблюдения, закрепили на памятнике самодельное взрывное устройство мощностью примерно в фунт (400 граммов) тротила. Вообще-то им пришлось постараться, так как высота памятника достигает почти 10 метров (бронзовой статуи – около четырех с половиной метров, а постамента – более пяти). В результате взрыва у «вождя мирового пролетариата» сзади была повреждена часть пальто, а ниже спины образовалась довольно заметная сквозная дыра. Через нее виден кусочек серого петербургского неба. Больше никто не пострадал. Председатель Совнаркома сразу же как-то утратил свой величественный вид. Его знаменитая поднятая рука стала символизировать не призыв к трудящимся совершить социалистическую революцию, а просьбу посодействовать в приобретении нового пальто. «Новое пальто» для бронзового Ленина, кстати, обойдется трудящимся налогоплательщикам Петербурга недёшево – по первым заявлениям чиновников из городского комитета по охране памятников, минимум в 5 миллионов рублей (более $ 150 тысяч). Сначала пострадавшего «вождя» хотели отправить на реставрацию, но потом, до ремонта, заключили в специальный саркофаг, в котором он сейчас и пребывает. Вопрос о демонтаже Ленина даже не рассматривается (хотя злые языки предлагали снять его вместе с броневиком, а на освободившиеся место перед Финляндским вокзалом поставить памятник герою Первой мировой войны, Георгиевскому кавалеру и генерал-лейтенанту русской службы барону Карлу Густавовичу Маннергейму). Здесь достаточно вспомнить, как 5 лет назад группа верующих сдернула лебёдкой памятник Ильичу в Царском Селе, стоявший прямо на месте разрушенного Екатерининского собора. Вождь упал и разбился на кусочки. Коммунисты выразили бурный протест, и губернатор вернула им точь-в-точь новенького Ленина. К счастью, не на место собора. Покушение на Ленина у Финляндского вокзала вызвало цепную реакцию. 2 апреля в Пятигорске неизвестные облили черной краской наскальный портрет Ленина на горе Машук, высота которого превышает 10 метров, а рядом нарисовали свастику и написали: «Портрет уничтожен фашистами в 2009 году». 3 апреля на Украине в городке Рубежное Луганской области злоумышленники взорвали памятник Ленину, серьезно его повредив. На Урале владельцы тиров охотно скупают у населения старые гипсовые бюсты Ульянова… Надо сказать, что за последние годы наши соотечественники не слишком хорошо обращались с Лениными. Их сдавали на металлолом, пытались переплавить, обливали краской, взрывали. На них писали совершенно неприличные слова. В Барнауле пролетарии вложили в протянутую руку вождя бутылку пива. В одном из поволжских городков Ленину ночью приварили к голове металлическую кепку, в то время как свою, оригинальную предсовнаркома сжимал в руке. А год назад в районном центре Троицкое, на Алтае, трудящиеся украли у вождя голову, которую так и не нашли. Никто так больше не страдал от хулиганов, как Ильич. Уместно задать первый вопрос – почему? И второй: как к этому относиться? По первому вопросу можно сказать следующее. Во-первых, Лениных – больших, средних, малых, в полный рост и в бюстовом изваянии – в России немногим меньше, чем жителей. Они расставлены повсюду, распирают пространство площадей, встречают вас в вестибюлях административных учреждений, регулируют движение на перекрёстках и даже стоят у сельских магазинов в глухой провинции. Во-вторых, такое количество вождей, естественно, вызывает инстинктивное отторжение, даже без всяких политических настроений. Большинство хулиганских выходок в отношении ленинских памятников совершено людьми сравнительно молодыми или совсем молодыми, для которых Советский Союз – уже история. Наконец, в-третьих, хоть Ленин и лежит на Красной площади в центре столицы Российской Федерации, он как личность давно перестал быть полубогом, сакральной фигурой. Второй вопрос вызвал бурную дискуссию. Среди добрых знакомых автора оказались разные люди. Одни в качестве реакции на драматические события у Финляндского вокзала выразили бурный протест. Другие – заняли нейтральную позицию, но с молчаливым одобрением. Были те, кто отнёсся к происшедшему совершенно равнодушно. И, наконец, посожалевшие, что «ненавистный истукан не упал». При чем все опрошенные относятся резко отрицательно к Владимиру Ульянову, его партии, Октябрьскому перевороту, а особенно, – к многочисленным последствиям социалистического эксперимента в России. Вообще, из этой первоапрельской истории вполне можно извлечь мораль. Сделать вид будто бы ничего не произошло, тоже нельзя. Такие истории обычно имеют продолжение, если на них не реагировать. Если покушение на Ленина с броневиком совершили из побуждений покуражиться, просто пробить Ленину дырку в бронзовом пальто и посмотреть, что будет – тогда покушавшиеся заурядные хулиганы. Если памятник минировали по идейным соображениям – тогда покушавшиеся незаурядные глупцы. Во-первых, потому что Лениным меньше не стало. Власть заявила, что выдаст на реставрацию 5 миллионов полновесных рублей. Сделают ему новое бронзовое пальто, залечат дыру ниже спины, и будет он сиять на своем бронеавтомобиле, указывая рукой в светлое будущее: «Никуда от меня не денетесь». Получилось, что пострадал не вождь, а налогоплательщики, которые в разгар социально-экономического кризиса будут оплачивать ему операцию. Во-вторых, потому что ничего в нашей стране не изменится, если даже 3–4 или 5–6 Лениных упадут со своих постаментов. Проблема не в памятниках, а в мозгах. Конечно, с Лениным на броневике и в мавзолее, с его лучшим учеником в пятёрке самых популярных исторических персонажей Россия не возрождается, а деградирует. Но бороться надо не с памятниками, а с разрухой в головах соотечественников, следствием каковой и является их бесконечное существование в российских городах и весях. Конечно, в этой ситуации и власти надо бы понять простую и незамысловатую истину. Тяжеловесные чиновные словосочетания, например, «Это часть нашей истории», «Прошлое не вычеркнешь», «Не надо радикализма», на самом деле скрывают полное равнодушие и к прошлому, и к будущему. История народа или государства порой оказывается сложной, трагической и драматичной. Но есть исторические деятели, памятников которым в цивилизованной стране не должно быть в принципе. Тогда никто не будет на них покушаться. К.АлександровСкт.-Петербург (Россия)^ ПСКОВСКИЙ  МИССИОНЕР  о. К. ШАХОВСКОЙ^ ЗА СВОБОДНУЮ РОССИЮ Выходит с марта 1982 Но.112 октябрь 2009 г.===== СООБЩЕНИЯ МЕСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НТС НА ВОСТОКЕ США =====R.Polchaninov, 6 Baxter Ave., New Hyde Park, NY 11040-3909, USA rpolchaninov@verizon.net ^ ПСКОВСКИЙ МИССИОНЕР о.К. ШАХОВСКОЙ В воскресенье 25 октября в 15 часов в актовом зале Псковской областной библиотеки состоялось открытие выставки, посвященной памяти протоиерея Константина Шаховского. Несмотря на то, что это был выходной день (его вторая половина), за окном стоял хмурый дождливый день, актовый зал (на 100 человек) главной библиотеки города оказался заполненным. Выставка была подготовлена из писем и рисунков, которые Константин Яковлевич Шаховской присылал из лагеря своей семье (в период 1945-1956 гг.), прежде всего маленькой дочери Елене. Кроме этого на выставке были представлены копии фотографий из семейного архива Шаховских, копии различных документов, в том числе из следственного дела и постановления о реабилитации. Здесь же были представлены некоторые предметы, сделанные руками отца Константина в период заключения в лагере – ложка, нательный крест. Письма и рисунки отец Константин присылал из лагеря, а также из ссылки (поселок Тогур Томской области), которую он отбывал после освобождения из ИТЛ. Практически каждое письмо сопровождалось рисунком, который являлся гостинцем любимой дочери, маленьким подарком, согретым любовью. На рисунках, многие из которых были нарисованы природными красками (кора деревьев, уголь, высушенные и истертые цветы и трава), а также тушью и химическим карандашом, изображены северные пейзажи, дикие и домашние животные, цветы, иконка Пресвятой Девы, графические зарисовки стен Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, (в Печорах долгое время с 1919 по 1941 гг. проживало семейство Шаховских).Непосредственно открытию выставки предшествовал вечер, посвященный памяти протоиерея Константина Шаховского, на котором выступили родственники, близкие люди, исследователи по разным направлениям. Вечер был открыт чтением поэмы Анны Ахматовой “Реквием”. Затем с рассказом о своем отце выступила младшая дочь Константина Шаховского – Татьяна Константиновна, специально приехавшая в Псков из Тарту, где она работает старшим научным сотрудником отдела рукописей и редких книг библиотеки Тартуского университет. Татьяна Константиновна рассказала о старинном княжеском роде Шаховских, происходящем из Холмского уезда Псковской губернии (имение Боброво). Отец семейства Яков Михайлович Шаховской был предводителем Холмского уездного дворянства, имел профессию агронома. С 1909 года Яков Михайлович служил директором сельскохозяйственного училища в Пскове. В 1919 году он был арестован Псковским ЧК и чудом избежал расстрела. В период пребывания Северо-Западной армии в Пскове Яков Михайлович заведовал Красным Крестом. С отступающими частями Белой армии вместе с семьей он выезжает в Эстонию в городок Печоры. Там Шаховской служил санитаром в тифозном бараке. К голоду, холоду и военным неудачам присоединилась страшная эпидемия тифа, которая унесла тысячи жизней воинов Северо-Западной армии и гражданского населения. В семье Шаховских было пятеро детей – две девочки и три мальчика, Константин был младшим. Поначалу он поступил в Тартуский университет, но не закончил его, а поступил в Духовную семинарию при Псково-Печорском монастыре. Затем учился в Варшавском университете на богословском факультете и закончил его со степенью магистра богословия. Перед рукоположением (27 сентября 1937 года) Константин Яковлевич женился на Елизавете Петровне Нестеровой, дочери Печорского учителя и лучшей подруги своей сестры. Первое место священнического служения погост Сенно. Осенью 1941 года отец Константин вошел в число сотрудников Псковской Православной Миссии. Весной 1945 года священника Константина Шаховского арестовали, и Ленинградским Военным трибуналом он был осужден по 58 статье – 10 лет лагерей в Мордовии, плюс 5 лет ссылки в Сибири. В 1955 году когда отец Константин находился на поселении ему разрешили служить священником в поселке Тогур позже удалось перевестись в Томск. В 1966 году отец Константин с матушкой возвращаются в Эстонию в город Пярну, к своей старшей дочери, которая в то время уже была врачом. Отец Константин надеялся, что ему удастся продолжить священническое служение в Эстонии. Однако только через два года правящий архиерей архиепископ Алексий (Ридигер) получил разрешение уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Эстонской республике определить Константина Шаховского священником в отдаленный приход Ямм. Умер протоиерей Константин Шаховской 4 июня 1972 года. После краткого биографического описания Татьяна Константиновна поделилась своими личными воспоминаниями. Познакомилась она с папой, когда ей было уже 12 лет. То, что он есть, дети знали - они вместе собирали посылки для папы, папа присылал письма с рисунками. В их жизни он появился неожиданно. Однажды ночью раздался стук в окно и на пороге появился отец. Татьяна тут же, как была в ночной рубашке, бросилась дорогому долгожданному папе на шею. И тут же отпрянула: “А Вы, правда, мой папа, я Вас не узнала”. Очевидно, и он не узнал свою дочушку, которую видел в двух летнем возрасте. Как же отец Константин оказался в родном доме? Однажды, когда Константин Яковлевич уже был на поселении, за ним пришли люди в штатском. Сначала посадили на корабль, потом на поезд и привезли … в Псков. В Пскове ему предложили полное восстановление в правах, пообещали назначить настоятелем Псковского кафедрального собора, взамен отцу Константину нужно было подписать бумагу о сотрудничестве с органами безопасности. Отец Константин, как “опытный зек”, решил воспользоваться случаем и сказал, что он должен посоветоваться с семьей. Ему дали три дня на размышление и свидание с семьей. Об этом и рассказал отец Константин своим родным в ту ночь. Через три дня Константин Шаховской вернулся в Псков, на вокзале его уже ждали два человека в штатском. Константин Яковлевич отказался от предложения сотрудничества, несмотря на настойчивые уговоры, в том числе и со стороны церковного начальства, и вернулся обратно в сибирскую ссылку. Через некоторое время, когда отец Константин получил возможность перебраться в Томск и служить там в храме, к нему переехала жена с младшей дочкой. Татьяна Константиновна вспоминает, что отец был для нее высшим авторитетом, хотя напрямую никогда не воспитывал. Он любил историю, литературу. Знал много стихов наизусть. Был хорошим рассказчиком и по вечерам рассказывал дочери рыцарские романы. Это, несомненно, повлияло на круг чтения Татьяны и привило у нее любовь к книгам. Самое главное – атмосфера в семье Шаховских то, как родители относились к тому или иному событию. Дома все открыто обсуждалось и ничего не скрывалось, даже неприятности. Когда Татьяна Константиновна училась в 10 классе, началась волна хрущевских гонений на христианство. Усиливается натиск антирелигиозной пропаганды. Появились священники-отреченцы, о которых широко рассказывалось в газетах. Священника Константина Шаховского вызвали в КГБ и предложили “снять” священный сан. Естественно согласия не получили, но предупредили, что это решение отразится на семье и прежде всего на судьбе дочери. Дома отец Константин все рассказал. Вопрос “или-или” не рассматривался, и не обсуждался, хотя понимали – будут неприятности. Действительно в местных газетах появился ряд клеветнических статей в адрес томского духовенства и лично в отношении Шаховского. Татьяну начали усиленно перевоспитывать в школе. Мама приходила на прием к директору и откровенно задала вопрос – дадут ли дочери закончить школу, или лучше уехать. Несмотря на напряженную обстановку, Татьяна чувствовала себя героем, ведь она участвовала в противостоянии отца. После окончания школы Татьяна Шаховская, как дочь священнослужителя не смогла поступить в Томский университет, пришлось уехать в Эстонию. Закончила свой рассказ Татьяна Константиновна примером, благодаря которому становится понятно, откуда у Константина Михайловича развились самые лучшие качества, в том числе интеллигентность, мужество, жертвенность. Четырехлетний Костя с родителями шел по улице. Навстречу стадо шипящих страшных гусей. Мальчик естественно испугался. Яков Михайлович невозмутимо обращается к сыну: “Костя, мама боится. Возьми хворостину и отгони гусей.”Вторым выступающим был протоиерей Владимир Попов, настоятель храма Святителя Николая в Любятово (окраина современного Пскова), который является зятем отца Константина. Именно он, герой выставки, когда то оказал решающее влияние на молодого человека, студента Томского университета, в выборе жизненного пути, в обретении и укреплении веры. Володя Попов подолгу разговаривал с отцом Константином и до сегодняшнего дня сохранил этот радостный и ценный опыт общения с мудрым, много пережившим священником. Вот некоторые яркие свидетельства разных лет жизни протоиерея Константина Шаховского. В ноябре 1918 года немцы оставляют город Псков и после немецкой оккупации начинаются тяжелые времена красного террора. Шаховских выселили из дома, красноармейцы пришли с обыском и унесли все фамильные ценности. Вскоре отец семейства Яков Михайлович Шаховской был арестован, как представитель эксплуататорского класса. Его ждала неминуемая гибель. Но удалось подкупить одного из сотрудников псковского ЧК. Он собственно ничего особенного не делал, просто в стопке расстрельных дел, дело Шаховского он перекладывал сверху в нижний ряд, тем самым, откладывая приведение в действие смертного приговора. Все эти дни Костя Шаховской, 12-летний мальчик, взбирался по стене тюремного двора, чтобы узнать об участи отца. Ему навсегда запомнилась страшная картина – белые офицеры с вывернутыми в суставах руками с пением “Святый Боже” через двор отправлялись на расстрел. Отца среди них не было. Неожиданно в мае 1919 года части Красной армии были с налета выбиты из города отрядом Булак-Балаховича. На этот раз Яков Михайлович Шаховской вырвался из рук советской власти.1 В 1945 году Константин Яковлевич Шаховской идет по стопам своего отца. Он арестован сотрудниками СМЕРШа и отправлен в Ленинград в печально знаменитые Кресты. Во время следствия отец Константин подвергался жестоким пыткам и моральному давлению. Были выбиты зубы, которые уже потом в лагере были заменены металлическими, сделанными местными умельцами. Допросы начинались, как правило, в 11 часов вечера и заканчивались в 6 часов утра, а в 7 часов подъем, после которого заключенный не имел права ложиться на постель. Так продолжалось в течении полугода. Следователь пытался добиться от обвиняемого признания в шпионской деятельности в пользу германской разведки и раскрытия свей агентурной сети. В какой то момент наступил предел человеческим силам и… Константин Яковлевич написал список завербованных им агентов. В тот момент, как рассказывал сам отец Константин, он молился Господу, чтобы не ошибиться. Батюшка составил список тех, кого он отпевал из своих прихожан в период немецкой оккупации. Следователь после проверки списка вернулся разъяренный, но после этого оставил попытки вскрыть разветвленную агентурную сеть, а отец Константин получил 10 лет ИТЛ и отправился для отбывания наказания, как “обычный шпион”. Так случилось, что в тех же краях в поселке Тогур в ссылке находилась родная сестра Константина Шаховского – Ксения Яковлевна. Ее муж был членом РОВСа (Русский Общевоинский Союз) в Эстонии. С приходом советской власти в Эстонию он был арестован и вскоре расстрелян. Ксения Яковлевна пыталась выяснить судьбу супруга, обращалась с протестами в советские органы и в конце концов незадолго до начала войны между СССР и Германией она, в числе многих граждан советской Эстонии была отправлена в Сибирь. Привезли в тайгу, где к счастью сохранились землянки, обустроенные выселенными сюда в процессе коллективизации “кулаками”. К тому времени хозяева этих нехитрых жилищ вымерли и землянки были заселены новыми жильцами из далекой Эстонии. В основном это были женщины, которые должны были валить лес, корчевать пни и разрабатывать землю. Основными инструментами в их руках были топоры, пилы и ломы. В 1955 году после того, как у Константина Яковлевича закончился срок заключения в лагере, но еще оставался срок пребывания в ссылке, он приехал в поселок, где на поселении находилась его сестра Ксения. В трудных условиях северной зимы пригодились прежние навыки Константина Яковлевича. В молодые годы он был хорошим охотником, умел делать силки и ловушки для зверей. Именно это умение поддержало физические силы его и сестры в голодных условиях ссылки. В 1956 году отец Константин, фактически еще не освободившись, получает возможность совершать богослужения. Затем следует неудачная попытка завербовать Константина Яковлевича. Епископ Иоанн (Разумов) возглавлявший тогда Псковскую кафедру с своей стороны также пытался уговорить отца Константина подписать обязательства, но не выполнять их, при этом получить место настоятеля кафедрального Свято-Троицкого собора. На это отец Константин в резкой форме отказался от компромисса, а архиерей пообещал, что пока он возглавляет Псковскую епархию, священник Константин Шаховской никогда не будет служить в псковских храмах. Когда семья Шаховских вернулась в Эстонию (в 1966 году), отец Константин долго не мог получить место для служения (уполномоченный Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Эстонской ССР не давал регистрацию). В этот период в городе Печоры умер настоятель храма св. Сорока мучеников Севастийских, а прихожане узнали, что недалеко живет отец Константин Шаховской, который в прошлые годы (заключительный период немецкой оккупации) совершал богослужения в их храме. Прихожане приехали в Псков к епископу Иоанну с просьбой определить в их храм отца Константина Шаховского, однако Владыка остался верен своему слову и отказал просителям. Уже после смерти своего тестя Владимир Попов сам оказался на приеме у архиепископа Псковского и Порховского Иоанна с прошением о рукоположении во священство. Архиерей сделал все для того, чтобы это произошло. Как вспоминает протоиерей Владимир сегодня, все было против того, чтобы он стал священником. Но свершилось чудо, которое было, главным образом, не заслугой архиепископа Иоанна, но молитвенным ходатайством самого протоиерея Константина Шаховского, ходатайство, которое и после физической смерти не прекращалось, но обрело еще большую реальность. Как сказал протоиерей Владимир: “Эта знакомство, встреча (с отцом Константином) перевернуло всю мою жизнь. И главное в христианском бытии это молитвенная жизнь. А молитва праведника это всегда великая милость. Это ходатайство молитвенника перед Богом – отца Константина за меня, за нашу семью, за нашу Церковь я постоянно чувствую все это время, оно действенно и сейчас”.Следующим участником вечера стала заслуженный журналист, псковский писатель Мира Федоровна Яковлева. В годы немецкой оккупации Мира Федоровна будучи подростком проживала в Пскове и училась в школе, которая была открыта при храме св. преп. Варлаама Хутынского, настоятелем которого и был тогда священник Константин Шаховской. Свой рассказ М.Ф. Яковлева начала следующими словами: “Мы вспоминаем сегодня замечательного человека, миссионера, проповедника. Для нас подростков он был первым нашим духовным отцом”. Далее Мира Федоровна говорила о жизни подростков в оккупированном Пскове. Например, одной из основных тем разговоров в их кругу была такая: закончится ли война к началу учебного года? Осень пришла, город Псков стал глубоким немецким тылом. В городе местными властями были открыты несколько начальных школ для детей младшего возраста. Подростки с 14 лет были трудообязанными, они должны были становится на учет биржи труда, а школьное обучение для этого возраста не предполагалось. Подростки среднего возраста (12-14 лет) остались ни при чем… Однажды бабушка Миры Яковлевой вернулась из церкви и рассказала о том, что после богослужения настоятель храма обратился к прихожанам с приглашением приводить детей и внуков в школу, которая открывается при храме. Школа это хорошо, но почему в церкви, и чему там будут учить? Знакомые мальчишки отказались идти в школу, сказав, что у них есть дела поважнее. В назначенный день и час 16 девочек-подружек собрались у входа в храм, стояли, боясь переступить церковный порог, а другого отдельного входа в школу они не нашли. Вдруг на пороге появился молодой рослый человек с русыми волосами, широкой улыбкой и пригласил проходить в класс, который находился в левом приделе (до того там размещалась церковная сторожка) церкви св. преп. Варлаама Хутынского. Это был школьный учитель, его звали Василий Васильевич Миротворский. Он приехал для церковной работы в рядах Псковской Православной Миссии из города Печоры, с отцом Константином он был давно знаком по деятельности в Русском Студенческом Христианском Движении. И вот девочки, имеющие опыт советской школы, несколько пионерских песен и ни одной молитвы, не без робости вошли в учебный класс. “Было сразу понятно, что к нашему приходу тщательно готовились, нас здесь ждали” – рассказывала Мира Федоровна. Во время урока в класс вошел отец Константин. Он отличался от всех, кого до сего часа видели школьницы. Он был другим. Высокий, стройный, очень красивый, элегантный. Девочки вскочили с мест. Он поздоровался и, увидев их замешательство, связанное с тем, что они не знали, как ответить на приветствие священника, предложил им садиться на свои места. Запомнился голос отца Константина – негромкий, но проникающий в душу. В школе преподавали разные предметы, в том числе историю, русский язык, литературу, Закон Божий. Много нового узнали школьницы. Например, что наша история состоит не только из крестьянских восстаний, рабочих стачек и революций. Что было гораздо больше царей, чем тех, кого мы знали – Ивана Грозного и Петра Первого по кинофильмам, а Николая II по карикатурам. Узнали о том, что Карамзин написал не только “Бедную Лизу”, но и “Историю государства Российского”. Начали читать классиков русской литературы, недоступных в советской школе. Но все же самым ценным было общение, беседы с отцом Константином. Он было широко образован, деликатный, хорошо знал детскую психологию. Темы разговоров с воспитанниками – любите своих ближних, будьте добры к людям, будьте милосердны к оступившимся. При этом он не говорил это прямолинейно, а это неприметно передавалось от его души к нашим душам. Влияние отца Константина неоценимо… Мира Федоровна закончила свой рассказ так: “Многие из воспитанниц церковной школы были крещены бабушками, но наше настоящее духовное крещение произошло здесь в сторожке при храме св. прп. Варлаама Хутынского. В этом огромная заслуга протоиерея Константина Шаховского”.С небольшим экскурсом в область истории оккупированного Северо-Запада России, истории Русской Православной Церкви в период немецкой оккупации выступил исследователь К.П. Обозный. Главным делом Псковской Православной Миссии, сотрудником которой был и отец Константин, было возрождение церковной структуры на оккупированных территориях. При этом деятельность миссионеров не ограничивалось только стенами храмов, не менее важным было их миссионерское служение. Священники и миряне несли проповедь Евангелия, проводили внебогослужебные беседы, создавали кружки для детей и молодежи, Миссия издавала миссионерский журнал “Православный Христианин”, сотрудники Миссии выступали по радио со специальными миссионерскими программами. Именно в этом кроется секрет успеха Псковской Миссии. С другой стороны, заслуга миссионеров в том, что они помогли выжить местному населению, выжить физически и духовно. Благодаря Миссии произошло подлинное духовное возрождение русского народа, главным плодом которого стало спасительное избавление от сковывающего страха, который не оставлял места для жизни духовной. Советский народ за годы деятельности Псковской Миссии стал возвращаться к состоянию и осознанию себя народом Божиим. Именно этого не могла простить псковским миссионерам советская власть. Лучшие из них были осуждены на долгие сроки лагерей, обречены на медленную смерть. Но смерть и мучения праведников приносят богатые плоды. “Кровь мучеников – семя Церкви”, эти слова Тертуллиана в полной мере применимы к исповедникам и мученикам из рядов Псковской Православной Миссии.В заключительной части вечера выступил художник, преподаватель художественного отделения Псковской школы искусств, кандидат педагогических наук Наталья Валерьевна Яблочкина. В своем выступлении Н.В. Яблочкина обратила внимание собравшихся на нескольких аспектах, важных для характеристики творчества протоиерея Константина Шаховского. Во-первых, можно говорить о том, что здесь важно дворянское воспитание, в котором было обязательно учение рисованию. Во-вторых, можно говорить о том, что все рисунки созданы по памяти (в основном это изображения диких и домашних животных). Автор предпочитал анималистический жанр, при том использовал зачастую краски естественного происхождения – кора дуба, сок ягод, цветов и трав. Среди рисунков отца Константина есть настоящие произведения искусства, несмотря на их небольшой формат. Главное, что поражает и одновременно притягивает в этих картинах – сила духа, которая позволила страдания, выпавшие на его долю переплавить в произведения искусства, наполненные любовью к природе, животному миру, в письма и рисунки, обращенные к своим детям. Рисуя, он не думал о том, насколько это будет ценно для искусства, он думал о своих детях. Для нас это должно быть примером. Творчество это удел свободных, духовно свободных людей. В те трудные для нашей страны годы, именно таких людей было больше всего в лагерях и тюрьмах…Интересный взгляд филолога и педагога на письма и рисунки Константина Шаховского представила доцент кафедры теории и методики гуманитарного образования Псковского Государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук Татьяна Николаевна Бредихина. В лагерях сохранялись, выживали те, кто имел какое то дело, дело творческое. Кто-то рисовал, писал стихи, вел дневник, не сквернословил, жил по совести… Творчество Константина Яковлевича стоит особняком, оно самобытно. В его творчестве соединились – рисунок, всепоглощающая любовь к ближнему, к детям. Эта любовь родилась из глубокого чувства ответственности за родных людей, за тех кто зависит от тебя. Десять лет лагерей это 3650 дней и ночей, дней и ночей, наполненных молитвой за детей, за родных, за страну. Он не отрывался от того, от чего его так хотели оторвать. Он делал главное – помогал семье, ближним. Он передавал частицу своей души в своих письмах и рисунках. В письмах отца Константина можно увидеть педагогические методы. Своих детей, например, он называет нежными именами – Елешка, Татьяша, Андрейка… Нежность переплеталась с глубоким уважением к своим маленьким адресатам. В русском языке 9 разрядов местоимений, в наше время в ходу личные местоимения – мне, мое, меня и т.п. А у него притяжательные местоимения в каждом письме: “милая моя деточка”, “родная моя деточка”, “твой папа”, “твой дядя”. Все годы заключения Константин Яковлевич был рядом с семьей. В письмах и просьбы, и наставления, и благодарность, и восхищение… Именно таким любовным образом он общался и таким образом воспитывал своих детей. Сегодняшнюю нашу встречу можно было бы назвать именами существительными и написать их все большими буквами: КНЯЗЬ, СВЯЩЕННИК, МИССИОНЕР, УЗНИК. За всем этим можно поставить знак равенства. Это был хороший, надежный брат, муж, отец. Рисунки отца Константина, которые сегодня представлены на стендах, вполне можно было бы использовать для иллюстраций в детской литературе. Ведь на рисунке не просто петушок, а Петушок-Золотой гребешок, не просто курочка, а Курица-Ряба, не просто лягушка, а Царевна-Лягушка. Книга может быть прочитана по-новому благодаря таким восхитительным иллюстрациям. Здесь в неожиданном ракурсе открывается для нас духовно-нравственная сила лагерного наследия в конкретном примере творчества протоиерея Константина Шаховского. Приобщение к опыту лагерного творчества поможет нам сегодня, в том числе в воспитании подрастающего поколения. Завершился памятный вечер выступлением хора (лауреат международных фестивалей) храма святителя Николая в Любятово, регентом которого является внук протоиерея Константина Шаховского – Константин Владимирович Попов. Яркое выступление хора стало своеобразным венком памяти всем жертвам репрессий в СССР, праведникам, исповедникам и новомученикам Российским. Открытие выставки без специального расчета оказалась близка к двум значительным датам – 29 октября протоиерею Константину Шаховскому исполнилось 104 года, а 30 октября в нашей стране вспоминаются жертвы советского коммунистического режима…На выставке была представлена христианская литература, в том числе издания Свято-Филаретовского института, газета “Кифа”, сборники проповедей, беседы по христианской этике, книги посвященные опыту новомучеников Православной Церкви в Советской России. Константин Обозный, Псков^ РУССКИЙ  ПРАВОСЛАВНЫЙ  ПРИХОД  В  САРАЕВЕ^ ЗА СВОБОДНУЮ РОССИЮ Выходит с марта 1982 Но. 107 май 2009 г. ===== СООБЩЕНИЯ МЕСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НТС НА ВОСТОКЕ США ======R.Polchaninov, 6 Baxter Ave., New Hyde Park, NY 11040-3909, USA rpolchaninov@verizon.net ^ РУССКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД В САРАЕВЕ До 5 сентября 1929 г., пока в Сараеве находился Первый русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус, русские сараевцы могли посещать корпусную домовую церковь, но после отъезда корпуса в Белую Церковь перед русскими встал вопрос создания своего собственного русского прихода. Русский церковный быт отличался от сербского, мы, русские, например, после всенощной в Великий четверг шли домой с горящими свечами, вызывая недоумение у жителей города любого вероисповедания; Светлую Заутреню служили не утром, как было принято у сербов, а в полночь и русские песнопения отличались от сербских. Рождественские и некоторые другие обычаи тоже отличались от сербских. Русские были бы рады, если бы нашелся русский священник, и можно было бы создать свой русский православный приход. К нашей великой радости, в Сараево вскоре был назначен в городскую больницу протоиерей Алексей Крыжко (1885-1976), о чем вскоре стало известно русским саревцам. Как мне помнится, уже в 1932 г. был создан русский приход, который для богослужений снял помещение бывшей мастерской на улице Деспича дом Но.6. По данным переписи 1931 г. в Сараеве проживало 616 русских, но в приход записалось не более ста семей, а на богослужениях бывало обычно 60-70 человек. Про русских можно было сказать, что они были, не только лояльны, но и искренно преданы Югославии, особенно королю Александру. После его трагической гибели, в церкви на пожертвования был установлен большой киот до самого потолка с двумя иконами — св. Александру Невскому, в честь которого был назван король Александр и св. Николаю, в честь которого был назван русский царь-мученик Николай II. Киот был с двумя резными дубовыми колоннами, увенчанными двуглавыми орлами России и Югославии, и вензелями. В 1941 году, когда Босния и Герцеговина были присоединены к НДХ – Независимой Державе Хорватии, Югославянский герб и вензель короля Александра были скрыты за широкой траурной черной тесьмой. Усташи закрыли все православные храмы Сараева, убили почти всех священников, включая и престарелого Петра — митрополита Дабро-Босанского, a сараевский православный собор передали, как мне говорили, специально для этого приехавшему униатскому священнику. В Сараеве до войны было 15 – 20 семей украинцев-галичан, и к ним раз в месяц приезжал униатский священник — отец Биляк. Так как униатское богослужение мало чем отличал


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль физкультуры в жизни человека
Реферат Статья о поэме А С Пушкина Медный всадник
Реферат Оценка механизмов социальной защиты населения в периоды экономической нестабильности
Реферат Территориальная организация общества
Реферат Иван Грозный как историческая личность
Реферат Повышение эффективности управления потоковыми процессами
Реферат The Cast Of Amantillo Essay Research Paper
Реферат Изучение судопроизводства в первой половине XIX века в Башкортостане
Реферат Конституционно-правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации
Реферат Направления единой государственной денежно-кредитной политики
Реферат Петровские реформы в области культуры: плюсы и минусы в оценках С.М. Соловьёва и В.О. Ключевского
Реферат Контрольная работа по гражданскому праву 18
Реферат Обучение и продвижение персонала
Реферат Молчание как субжанр в речевом жанре проработки
Реферат Мовленнєві розлади. Двомовність як профілактика афазій