http://umu.ykt.ru/ Учебно-методическое управление ЯГУ http://umu.ysu.ru/ Заочное образование в ЯГУПо заочной форме обучения Якутский государственный университет готовит специалистов по 42 специальностям: 20201 биология, 20401 география, 20802 природопользование, 30301 психология, 30401 история, 30501 юриспруденция, 31001 филология (русский язык), 31001 филология (английский язык), 31001 филология (якутский язык), 31401 культурология, 32101 физическая культура и спорт, 50201 математика, 50202 информатика, 50501 профессиональное обучение (по отраслям), 50502 технология и предпринимательство, 50703 дошкольная педагогика и психология, 50706 педагогика и психология, 50708 педагогика и методика начального образования, 50711 социальная педагогика, 50714 олигофренопедагогика, 50715 логопедия, 60109 сестринское дело, 80105 финансы и кредит, 80505 управление персоналом, 80507 менеджмент организации, 130203 технология и техника разведки МПИ, 130301 геологическая съемка, поиски и разведка МПИ, 130403 открытые горные работы, 130404 подземная разработка МПИ, 140211 электроснабжение (по отраслям), 150601 материаловедение и технология новых материалов, 210301 радиофизика и электроника, 250403 технология деревообработки, 261002 технология обработки драгоценных камней и металлов, 270102 промышленное и гражданское строительство, 270106 производство строительных материалов изделий и конструкций, 270109 теплогазоснабжение и вентиляция, 270205 автомобильные дороги и аэродромы, 280102 безопасность технологических процессов и производств, 280103 защита в чрезвычайных ситуациях. Специальности аналогичны специальностям очной формы обучения, кроме специальности «Сестринское дело», подготовка которой осуществляется только по заочной форме обучения. Есть некоторое различие по изучаемым дисциплинам и сроках обучения по заочной форме: 6 лет и с ускоренным сроком обучения на базе среднего специального и высшего образования. Начиная с 1993 года университет готовит специалистов с ускоренным сроком обучения на базе среднего специального образования по специальностям: 50708 педагогика и методика начального образования, 50703 дошкольная педагогика и психология, 50201 математика, 50202 информатика, 210301 радиофизика и электроника, 140211 электроснабжение (по отраслям), 30301 психология, 31401 культурология, 31001 филология (русский язык), 31001 филология (английский язык), 31001 филология (якутский язык), 32101 физическая культура и спорт, 50502 технология и предпринимательство, 50706 педагогика и психология, 50711 социальная педагогика, 50714 олигофренопедагогика, 50715 логопедия, 80105 финансы и кредит, 80507 менеджмент организации, 270109 теплогазоснабжение и вентиляция, 270205 автомобильные дороги и аэродромы. На базе высшего образования: 30501 юриспруденция, 31001 филология (русский язык), 31001 филология (английский язык), 31001 филология (якутский язык), 32101 физическая культура и спорт, 50706 педагогика и психология, 50711 социальная педагогика, 50715 логопедия, 80505 управление персоналом, 80105 финансы и кредит, 80507 менеджмент организации, 130404 подземная разработка МПИ, 130403 открытые горные работы, 270102 промышленное и гражданское строительство, 270109 теплогазоснабжение и вентиляция», 30301 психология, 50502 технология и предпринимательство, 140211 электроснабжение. С 1999 года университет производит прием на заочную форму обучения с элементами дистанционного обучения и готовит специалистов по трем специальностям: 50708 педагогика и методика начального образования, 50703 дошкольная педагогика и психология, 50711 социальная педагогика Дистанционное образование имеет большое значение для республики Якутии в силу того, что основные научные и учебные учреждения сосредоточены в одном центре, а крупные промышленные предприятия, требующие высококвалифицированных кадров - по всей ее территории. Цель этой формы обучения - подготовка специалистов с высшим образованием, основанная на самостоятельном изучении учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом. Со времени введения этой формы обучения в ЯГУ диплом о высшем образовании получили 624 специалиста, это в основном работающие учителя начальных классов и работники детских образовательных учреждений. После защиты дипломного проекта выпускники получают диплом Государственного образца с официальной символикой России. Выпускники и студенты заочного обучения востребованы на рынке труда, они могут работать во всех сферах образования и отраслях народного хозяйства.^ Руководит работу по организации учебного процесса доцент, кандидат педагогических наук Маркова Антонина Семеновна. Статистом по заочной форме обучения работает ведущий методист УМУ Федорова Наталья Петровна, Учебно-лабораторный корпус, каб. 511, т. 49-69-50. Статистическая база данных заочного обучения создается программой Microsoft Office Acces 2003, выполняются следующие виды работ: годовые (форма 3-НК, 2-НК), квартальные (движение контингента студентов) отчеты, отчеты председателей ГАК, модуль сбора данных «Сведения об образовательном учреждении по состоянию на 31 декабря отчетного года», данные по рейтингу высших учебных заведений, итоги сессии, сверка контингента студентов и т.д. Методистами работают: 1. Асекритова Наталья Николаевна, ведущий методист, Факультеты: иностранных языков и исторический. Учебно-лабораторный корпус, каб. 410, тел. деканата ИФ 36-03-42 2. Бурцева Марианна Семеновна, методист 1 категории, Факультета якутской филологии, Корпус гуманитарных факультетов (КГФ), каб 712, этаж 7 т. 49-67-52 3. Гомина Любовь Иннокентьевна, ведущий методист Биолого-географического факультета, Корпус факультетов естественных наук (КФЕН), каб. 545 Комут.26-36-94 Абон.002-2444. Гуляева Марианна Спиридоновна, методист Института физической культуры и спорта, КФЕН ауд.264, т. 26-36-94 359 002-324, 325 секр5. Карманова Вера Николаевна, методист з/о Финансово-экономического института, КГФ, каб. 413, т. 49-67-916. Макарова Светлана Михайловна, ведущий методист Инженерно-технического факультета, Главный корпус (ГК), каб. 417, т. 49- 68-547. Мельцер Татьяна Александровна, ведущий методист Горно-геологического института, ГК, каб. 214, т. 496 – 8208. Мордосова Людмила Васильевна, ведущий методист факультета Педагогики и методики начального образования Педагогического института (ПИ), каб. 108,34-26-029. Саввина Марина Антоновна, ведущий методист Юридического факультета, КГФ, каб. 606 т. 49-67-6710. Сивцева Мирияна Кононовна, ведущий методист факультетов «Социальная педагогика», Инженерно-педагогический, Управления образовательными системами ПИ, каб. 108, т. 34-26-0211. Степанова Нина Андреевна, ведущий методист Филологического факультета, каб. 102, деканат ФЛФ, т. 496-853 вахта 26-24-5712. Павлова Екатерина Павловна, ведущий методист дистанционного обучения ПИ, каб. 108,34-26-0213. Пинигина Нюргуяна Романовна, методист 1 категории Института математики и информатики, КФЕН, каб. 439, т. 49-68-33 Выполняют обязанности методистов:1. Артамонова Надежда Петровна, заведующий лабораторией кафедры рекламы Филологического факультета (коммерческое отделение филологического факультета), здание ФЛФ, каб. 301, т. 35-06-632 Иванов Михаил Романович, методист УМО факультета Психологии, КГФ. каб. 7133. Михайлова Антонина Анатольевна, зав. лабораторией материаловедения Физико-технического института, КФЕН, каб. 701, Комут.26-43-49, Абон. 002-403, т. 49-68-37. т. 496-7534. Николаев Александр Анатольевич, доцент кафедры экологии Биолого-географического факультета, КФЕН, каб. 002-3455. Оконешникова Екатерина Ивановна, лаборант 1 категории кафедры сестринского дела Медицинского института, каб. 206., т. 36-34-89, т. деканата 496-825..6. Сидорова Наталья Алексеевна, начальник учебной части Финансово-экономического института, КГФ, каб. 412, т. 49-67-91 Учебный процесс на заочном отделении в основном ведут профессорско-преподавательский состав ЯГУ. Количественный состав студентов заочного отделения вырос с момента открытия Якутского государственного более 17-ти раз (с 408 студентов в 1956 году до 7054 студента в 2007 году). За этот период по заочной форме окончили 19559 выпускников. Растут и показатели успеваемости, качества знаний и среднего оценочного балла. Активная совместная работа деканатов с выпускающими кафедрами при интенсивной поддержке ректората позволяет готовить специалистов в соответствии с современными требованиями рыночной экономики в Якутии. ^ Обеспечение учебного процесса На каждом факультете совместно с деканатами методисты создают фонд учебно-методических материалов в виде учебных программ, тезисов, полных и кратких текстов лекций, методических указаний и пособий. Все учебные дисциплины, преподаваемые на факультете, обеспечены учебно-методическими материалами, многие из них переведены на электронные носители, которые можно найти на сайте www.sitim.sitc.ru. Кроме того, на сайте УМУ http://www.ysu.ru/ можно найти и воспользоваться автоматизированной нормативно-законодательной базой, в которой содержится вся основная документация по организации учебного процесса и получить консультацию по оформлению контрольных и курсовых работ. Динамично развиваются созданные при факультете филиалы Головной библиотеки ЯГУ. За 2005-2006 год книговыдача в библиотеке увеличилась. Формируется виртуальная библиотека. На факультетах заместителями деканов по заочной форме обучения ведется работа по поиску новых, более совершенных технологий по организации обучения, обеспечения повышения качества знаний студентов-заочников. Как уже отметили, на базе ИРОО, с учетом специфики заочного обучения, внедряется автоматизированная дистанционная форма обучения, ориентированная на использование возможностей сети Интернет, созданы электронные УМК по дисциплинам учебных планов. В перспективе осуществится интерактивная связь "студент-преподаватель" в режиме "вопрос-ответ". В перспективе на заочном отделении при содействии УМУ будет осуществлена автоматизация работы деканатов. Деятельность деканатов будут компьютеризированы, будут создаваться ряд подсистем, в том числе "Контингент", "Успеваемость", "График", "Нормативно-законодательная база", "Контроль исполнения", "База данных преподавателей", "АИПС по менеджменту и маркетингу" и другие, работающие в локальной сети университета. Все это обеспечит доступ студента к учебно-методической, нормативной и другой информации. В будущем для развития заочного обучения надо делать упор на дистанционное обучение и по другим специальностям. Отличительными чертами системы заочного образования является переход от «обучения» к «образованию», применение НИТ в процессе отбора, накопления, систематизации и передаче знаний. Возможность построения такой системы обучения связана с новыми информационными технологиями, позволяющими выбирать каждому свою собственную систему обучения Разработка дистанционного курса для студентов заочной формы обучения актуальна в связи с необходимостью обеспечения в полной мере учебной и методической литературой для самостоятельной работы в межсессионный период и эффективного выполнения контрольных работ. Создание в улусных центрах 11-ти представительств университета поможет реализовать намеченные планы по совершенствованию организации учебного процесса. На базе представительств силами ППС университета могут проводиться консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся по заочной форме обучения.^ Научная работа В 2000 году Марковой А. С. защищена кандидатская диссертация на тему «Организационно- педагогические условия совершенствования высшего заочного педагогического образования. На примере Республики Саха (Якутия)». В рамках мероприятий, посвященных году методиста (2006 г.), Марковой А.С. разработано положение «О порядке аттестации методиста Якутского государственного университета», подготовлено и издано методическое пособие «В помощь методисту». Активизировалась участие методистов в работе учебно-методических конференций. Михайловой А.А. опубликованы 3 научных статей (из них 1 статья в изд. Южно-Уральского ГУ, г. Челябинск, 2004 г.). Студенты-заочники принимают активное участие в мероприятиях университета, занимая в различных конкурсах чаще всего одни из первых мест. Например, дипломная работа студента по специальности « Промышленное и гражданское строительство» Будилова Д.В, на тему « Исследования железобетонных конструкций нулевого цикла с учетом воздействия температуры и влажного воздуха в условиях строительства в г. Якутске» получила 1-ое место на конкурсе «Лучшая дипломная работа» по Дальневосточному региону и выдвинута на 3 тур всероссийского конкурса в г. Хабаровске. Также студенты-заочники принимают активное участие в работе научно-практических конференций, например:1.Доклад Новгородовой А.А., Терентьева Ю.В. «Влияние термической обработки на напряженное состояние кристаллов алмаза» (руководитель Федотова М.А.) опубликован в Трудах 2 Евразийского симпозиума по проблемам прочности материалов и машин для регионов холодного климата, г. Якутск, 2004.2.Доклад Березкина С.В. «Коллекция современных украшений и аксессуаров в национальном якутском стиле» (руководитель Федотова М.А.) опубликован в Трудах 12 международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Современные техника и технологии», г. Томск, 2006. Доклад занял 1 место.^ Культурно-воспитательная работа На ФТИ проводятся выставки художественных работ студентов-заочников. II творческий конкурс-выставка ювелирных работ студентов прошел в рамках Республиканской научно-практической конференции по Интернет голосованию. Высоко оценены работы, изготовленные участниками вручную, за красоту, содержательность и качество исполнения. Выпускник заочного отделения ФТИ Никифоров Анатолий – постоянный участник ювелирных выставок «Северного сияния», несколько его работ выкуплены и выставлены Гохране РС(Я). Данилов Александр, студент заочного отделения ФФ ФТИ, отмечен дипломом за высокий уровень техники исполнения якутского ножа на Х лаврентьевских чтениях, посвященных 50-летию ЯГУ, Васильев Никита, выпускник заочного отделения, сейчас известный в республике своими эксклюзивными филигранными изделиями, преподаватель художественного училища.