Государственное учреждение Школа-лицей №44 имени О.Бокея Мусахаева Жанар Муратхановна Cубъект, субъектные отношения как условие формирования навыков грамотной устной речи To learn is to change . Education is a process that changes the learner . (George B. Leonard) В эпоху высочайшего динамизма,глобализации , интенсивного развития средств коммуникации , которые меняют образ жизни, общения и мышления, а также методы достижения благосостояния, интеллект человека,его способность к преобразующей,созидательной деятельности становятся основным капиталлом общества . [Проект « Концепция 12 -летнего среднего общего образования в Республике Казахстан ».] Пoэтому практика гуманистического личностно - ориентированного воспитания, для которого характерно субъект - субъектное взаимодействие важное условие развития индивидуальности ребенка,а одним из важнейших направлений модернизации образования является смена педагогики насильственного формирования личности на педагогику поддержки ребенка. Человек является универсальным существом. Он не мог бы сделать себя предметом для себя, если бы результат был заранее и независимо от его воли и сознания предопределен ... » ; « ... Субъект и есть продуцирующий самого себя и тем самым свой собственный мир человек ... »-Пассов.Е.И « ... Быть субъектом - значит творить другое,а через него творить самого себя ... » Субъект деятельности определяется как человек,способный самостоятельно целеполагать. Т.е.критерий самостоятельного генерирования целей является главным критерием в определении человека как субъекта деятельности: Субъект - всегда субъект действия,но не всякого,а лишь целенаправленного, т.е. такого действия, которое регулируется на основе образа ситуации ... » ; « ... Индивид является субъектом лишь тогда, когда он сам себе ставит цель, целеполагает и осуществляет ее, используя внешние и внутренние факторы как средство.Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, как цели обучения с появлением и распространением коммуникативного метода.Проводя чрезвычайно краткий исторический экскурс в историю вопроса ,необходимо отметить,что коммуникативный метод преподавания ИЯ появился в конце 1970 х – начале 1980 х годов. Он пришел на смену широко распространенным в то время грамматика- переводному и аудиолингвальному методам,в которых значительное внимание уделялось грамматике (знанию правил в грамматико-переводном методе и заучиванию грамматически-верных образцов в аудиолингвальном).Все теоретические модели иноязычной коммуникативной компетенции содержали грамматический компонент, тем самым уделялось внимание коммуникации,но не умалялись достоинства и актуальность грамматики. Однако для многих методистов приход коммуникативного метода и шаг в сторону коммуникации ошибочно означали и значат отказ от грамматики.Необходимо отметить,что в современном образовательном стандарте по иностранным языкам овладение грамматическими средствами рассматривается в качестве одной из целей обучения в рамках развития языковой компетенции .Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Сегодня это особенно популярно. Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако, устное общение роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речей собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.С целью повышения образовательного процесса я выбрала тему^ Cубъект, субъектные отношения как условие формирования навыков грамотной устной речиАктуальность темы заключается в том, что востребованность иностранного языка как языка общения очевидна , ведь последнее десятилетие резко возросли контакты учителей и школьников с гражданами англоязычных стран А это в свою очередь увеличивает необходимость совершенствования методов обучения. Овладение иностранным языком на коммуникативном уровне – это осмысление всех этапов процесса обучения. Следовательно овладение грамматикой способствует развитию у учащихся аналитических способностей ,развивает грамматические навыки , вырабатывает внимание к их дифференцированию явлений,т.е. развивает у учащихся умения в области формальной логики. ^ Формирование грамматического навыка на иностранном языке и критерии его автоматизированности является основным мотивом формирования неподготовленной речи. Речемыслительная деятельность учащихся (РМД) и жанровая организация урока приближает процесс обучения к реальному общению, поощряя ребят, применять их для построения того или иного высказывания в любой конкретной ситуации государственный стандарт определяет базовый, минимально достаточный уровень обученности, а также цели и задачи обучения иностранным языкам. Только соотнесенный с ними осмысленный и правильно организованный контроль может способствовать достижению этих целей и задач. Одним из наиболее эффективных средств развития и формирования грамматических навыков я считаю их автоматизацию в устной речи. Многие преподаватели уже давно оценили широкие возможности, сочетающиеся с минимальными затратами времени и объективностью результатов. Актуальность данной проблемы рассматривается в творческом использовании образцов автоматизированности для совершенствования учебно-воспитательного процесса в каждой методике. Новизна данной темы - в использовании нетрадиционных подходов в развитии и формировании грамматических навыков учащихся на уроках английского языка таких как жанр грамматических сказок , cоздание проектов, презентации учащихся . Целью Формирование грамматических навыков для осознанной правильно построенной речи Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: а) показать некоторые методы и приёмы формирования и автоматизации грамматических навыков; б) рассмотреть этапы работы по формированию грамматических навыков, позволяющие получить качественный результат через логическое осмысление того или иного грамматического явления; в) предложить виды контрольных работ для проверки некоторых грамматических явлений; г) дать образцы жанровых форм как продуктов автоматизации на уроках английского языка, стимулирующих РМД учащихся;д) привести примеры использования проектной методики на уроках, как одного из основных элементов развития РМД учащихся; е) показать необходимость включения в тематическое планирование специальных (ситуативных) уроков по развитию навыков неподготовленной речи, стимулирующих развитие коммуникативных способностей;ж) рассмотреть некоторые (наиболее эффективные) приёмы обучения грамматике, показывая целесообразность ее автоматизации;^ Объект исследования - учащиеся 6 «б» и 6 «в» классов Предмет исследования - процесс развития грамматического навыка,осуществляемый в условиях коммуникативно - направленного обучения. ^ Гипотеза исследования – Если развивать грамматические навыки путем их автоматизации и организовать образовательную деятельность по повышению личностного роста, проявлять творческую активность , то это позволит учащимся осознанно правильно строить речевую деятельность ^ Методы исследования:Теоретический : 1) анализ научной и методической литературы по проблеме;2) изучение и обобщение положительного опыта преподавателей;Эмперический Наблюдения , эксперимент, анкетирование, опрос . ^ Теоретической основой настоящей работы являются методические исследования по данной проблеме передовых преподавателей иностранного языка.Практическая ценность заключается в следующем: 1) применение накопленного материала на практике, в работе с учащимися любого возраста и на всех уровнях обучения; 2) определение специфики развития грамматического навыка и обучения устной речи в целом как обязательного момента на любом этапе. 3) проводя эксперимент на всех уровнях обучения я увидела результат: Например: 1-уровень на логическое мышление.Степени сравнение прилагательных. fat- fatter- the fattest Thin- thinner- the thinnest Big-bigger-the biggest 2.Составьте предложение используя картинку: My father is fatter than your father. Your father is thinner than my father. My father is the fattest. 3.Анализ-синтез: I have a family. My family is small. I have a father, mother and one sister. My father is thinner than my mother. My mother is younger than my father. I am cleverer than my sister. I love my family. 4. Творческая работа: 1. My family is----------. A. high b. Large c. small 2. My father is ----- than my mother. A. beautiful b. thinner c. older 3. I am ----- than my sister. A. cleverer b. smaller c. clever Example-2: Lead in –confidence in different roles. In groups, make notes on what gives people in these roles confidence to play their role well and how a person can get this confidence. 1. Role – What gives him/her confidence?--- how does he/she get this confidence? Role—a professional footballer: name all sport games—hockey, volleyball, golf, basketball etc, 2-Как можно стать футболистом? Beautiful, handsome, strong, good health, good team good trainer. Gather more information about football, work and training hard, have many balls, consulting the doctors. 3. '' Unusual Pictures'' Цель игры: повторение пройденных слов. Ход игры: учитель вывешивает на доске заранее подготовленную картинку, где, напрмер, яблоко синее, собака зеленая и т.д.Он просит учащихся внимательно посмотреть на картинку, назвать все предметы, цвет которых не соответствует действительному. Например:P1: I see a blue apple. Apples are not blue. Apples are green, red and yellow. Затем учитель, как и в первом случае убирает картинку и просит ребят перечислить все предметы, которые на ней изображены.P1: In the picture I see a tree. P2: In the picture I see a house. Можно усложнить игру, попросив учащихся назвать так же цвет предмета, его размеры или форму. P1: In the picture I see a green tree.P2: In the picture I see a large white house. Планируя свои уроки, я думаю не только о том чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребенка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приемы работы могут увлечь ребят. Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что моя главная задача- добиваться того, чтобы не преподал интерес к изучению иностранного языка. № На что надо обратить внимание Да Нет № Самооценка 2 3 4 5 1 Simple Tense + - 1 Я знаю лексику -- - - + 2 Negative, positive sentences + - 2 Я знаю грамматику - + - - 3 Numerals + - 3 Я умею составить диалог - - + - 4 The Adjective + - 4 Я понимаю смысл текста - - + - 5 Past simple, Future Simple, present continuous - + 5 Я понимаю речь англ яз - - - + На этой диагностике показывает результат эксперимента проведенной работы. В начале года результаты были низкие при проведении в течении года по технологий личностно-ориентированного воспитания. Уроки 6-классе результаты стали иначе. Знание лексики у учащихся моей группы показали результат на 50% знание лексических единиц. Знание грамматической структуры выявило 40% выше предыдущего года. Умение составление диалога показало результат 45% ученики умеют составлять диалог в пределах 6-7 предложений. Понимает текст и его значения и смысл,умеют переводить текст правильно на 60% что выше среднего.Понимание речи на английском языке 80% также ученики осознанно подходят к проблеме понимание иноязычной речи.Итого к заключению уровня знаний учеников составляет 55%. Умение учащихся составило 60%. На понимание учеников 80%.Из состаленной диаграммы следует что уровень ЗУН(знание,умение,навыки) учащихся 6-го класса соответствует требованиям знаний учащихся.Результаты по международной олимпиаде “British Bulldog”учащиеся показали неплохие результаты Муратхан Али II-место 4 класс, Ниязбекова А-II-место 7класс,Оралхан К III-место 7-класс.В 2010-2011г участие по программе OnLine показ открытого урока по теме “English-is a language of the world”от 19.01.2011г в 8-а классе в экспериментальном конкурсе учителей английского языка с целью подтверждение квалификаций учителя английского языка категорий II, и на вынесении повышения своей категорий. В следующем 2011-2012 учебном году заявляю свое участие в конкурсе '' Teacher-Traiblazer'' с целью повышение своей квалификаций. В ходе реализации проблемной темы я использовала опыт учителей и консультировалась со следующей литературой. БИБЛИОГРАФИЯ Пассов Е.И. «Коммуникативный метод обучения иностранному языку», М. 1985Скалкин В.Л. «Коммуникативные упражнения на английском языке» М., 1983Шубин У.П. «Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам», М. 1972 Рогова Г.В. «Методика обучения английскому», Л., 1995Пассов Е.И., Царьков В.Б. «Концепции коммуникативного обучения», М., 1993.Заремская С.И., Слободчиков А.А. «Развитие инициативной речи учащихся», М., 1983Потебня А.А. «Мысль и язык» полн. собр. соч. 1996. Артемов В.А. «Психология обучения иностранным языкам». М., 1969Зимняя И.А. «Психология обучения иностранным языкам в школе», М., 1991 Жинкин Н.И. «Психологические особенности спонтанной речи» М., 1990 Гальскова Н.Д., Чепцова М.Б. «Цели и содержание обучения говорению в начальной школе» ИЯШ, 1995, « 2Ляховицкий М.В. «Методика преподавания иностранных языков» М., 1981.Бим И.Л. «Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе» М., 1988Программа обучения иностранных языков в начальной школе, М., 1995.Афанасьев, В.Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев - М.: Политиздат, 1980. - 368 с. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике / Е. С. Рапацевич. - Минск: Издательство: Современное слово, 2001. - 928 с.