Copyright by Gura V.V., 2009-2020 Проблема развития социальной активности молодежи в виртуальном пространствеВ.В.ГураОпубликована Сборник научных трудов «Социально-педагогические проблемы детей и молодежи»Ростов-на-Дону, 2009, с.16-22Социальная активность молодежи в современных условиях претерпела радикальные изменения в связи с распространением коммуникативно-информационных технологий. Традиционное понятие социальной активности включает в себя более конкретные понятия «общественно-политическая активность», «трудовая активность», «познавательная активность», «активность в сфере культуры» и т.д. В настоящее время все большая часть социальной активности молодежи разворачивается в новой информационной среде, которая является не чем иным как виртуальным социальным пространством. Виртуализация современного общества является одним из важнейших явлений. Концепция виртуализации общества, выдвинутая Д.В. Ивановым, рассматривает виртуализацию как процесс социальный, «как процесс изменения общества в целом, а не как создание «параллельного виртуального общества»1. Социальное содержание виртуализации – симуляция институционального строя первично по отношению к содержанию техническому. Виртуализация в таком случае – это любое замещение реальности ее симуляцией\образом – не обязательно с помощью компьютерной техники, но обязательно с применением логики виртуальной реальности.2 Развитие Интернета и мобильной телефонии способствовало увеличению доли виртуальных социальных контактов в системе социальных связей современной молодежи. Интернет это глобальная сеть, которая состоит из миллионов локальных сетей и независимо включаемых в нее отдельных компьютеров. Согласно определению одного из первых отечественных исследователей феномена Интернета Г.Р.Громова: «Web – это метод (и технологии) создания и развития глобального поля СЛОВ, между собой перекрестно взаимодействующих. Опять же имею в виду не только текстовые слова, но все остальные коммуникационные символы (картины, фото и их анимации, звуки и пр.)».3 Развитием технологии Web является концепция Web 2.0.Технологии Web 2.0 расширяют возможности социальной активности пользователя. Концепция Web 2.0 впервые появилась в 2005 году в статье Тима О’Рейли Как многие важные концепции, Веб 2.0 не имеет четких границ. Это, скорее, центр притяжения. Вы можете представить себе Веб 2.0 как множество правил и практических решений. Они объединены в некое подобие солнечной системы, состоящей из узлов, каждый из которых построен с учетом некоторых или всех описанных правил и находится на определенной дистанции от центра.4 Веб второй версии можно назвать мультиинтерактивным или вебом нелинейного взаимодействия. О’Рейли называет это феноменом коллективного разума. Данная концепция реализуется на всех уровнях, во всех видах взаимодействия. Сервисы, обеспечивающие совместную работу нескольких пользователей, фолксономия, «бесконечная бета», агрегация новостных потоков, а если спуститься на уровень ниже – блогосфера, концепция wiki, сервисы типа «Flickr» или «YouTube» – все они основаны на нелинейном взаимодействии, то есть, взаимодействии, не ограниченном порядком поступления информации на сервер. В 90-х считалось, что веб - это, прежде всего, публикация контента, а не взаимодействие. Ключевой принцип Веб 2.0: чем больше людей использует сервис, тем автоматически он становится лучше. Одна из самых растиражированных особенностей эпохи Веба 2.0 - блог. В основе своей блог - это просто персональная домашняя страничка в формате дневника. Но как отметил Рик Скрента (Rich Skrenta) - хронологическая организация блога хоть и "кажется мелочью, приводит к совершенно новой цепочке распространение-продвижение-стоимость". Том Коутс (Tom Coates) отмечает важность постоянных ссылок, пермалинков: "Сегодня это может выглядеть очевидным, но пермалинки - эффективное средство, превратившее веблоги из механизма простой публикации в говорливое множество частично пересекающихся сообществ. Благодаря пермалинкам стало легко ссылаться на конкретные записи в других журналах и обсуждать их. Дискуссии расширялись. Разговоров становилось все больше. В результате дружеские связи крепли и становились более надежными. Пермалинк был первой - и самой успешной - попыткой построить между блогами мостики".5 Важнейшим результатом развития систем электронной коммуникации стал феномен «социальных сетей», то есть образование устойчивых виртуальных групп людей, объединенных каким- либо Интернет-сервисом. Поскольку ключевым понятием второй версии Веба становится мультиинтерактивность, основной его единицей становится не сайт, не сервис, а сообщество, зачастую называемое социальной сетью. Сергей Скрипников называет следующие признаки социальной сети: образ в ней должен давать представление о цельной личности (это должен позволять сервис), в ней должны быть выстроены связи между участниками, а также вход в нее должен быть предельно облегчен: «Стать членом той или иной сети? Нет ничего проще! Два-три щелчка мыши — и вы в матрице».6 Владимир Климентьев полагает, что термины «сообщество» и «социальная сеть» не тождественны друг другу. Социальная сеть является промежуточной стадией существования группы между аудиторией и сообществом. Отличие аудитории от социальной сети – отсутствие связей между членами группы, отличие сообщества – совместные действия его членов для достижения общей цели. Поскольку социальная сеть – переходная форма, она должна постоянно воспроизводить саму себя, т. е. должно поддерживаться взаимодействие. Основные признаки социальной сети, по мнению исследователя, таковы: наличие совокупности позиций пользователей в системе (администратор, модератор, участник и т. д.), наличие отношений между позициями, наличие потока ресурсов.7Социальная сеть – едва ли не идеальная площадка для размещения любительского СМИ в Интернете: публикация происходит автоматически и требует минимальных знаний, аудитория сервиса велика, а пользователь за размещение информации обычно ничего не платит. Не нужно забывать и о псевдонимности пользователя (о полной анонимности говорить не стоит).8 Присоединение к социальной сети обычно бесплатно. Эта модель характерна для подавляющего большинства веб-сайтов, относящихся к поколению Веб 2.0, однако сервисы социальных сетей идеально подходят для того, чтобы привлечь максимальную аудиторию – ведь у пользователя есть двойная мотивация для присоединения. Во-первых, это желание найти новых друзей и единомышленников, восстановить старые связи и поддержать существующие – вполне естественные для любого живого человека, социального существа по определению. А во-вторых, пользователи с радостью готовы сами создавать интересное содержимое Веба (калькированный термин «контент», однако, и короче, и определеннее), привлекая тем самым других пользователей и втягивая их в этой процесс. От владельцев сервиса требуется только дать им возможность для размещения контента – текстов, фотографий, аудио- и видеозаписей, анимации, ссылок на внутренние или внешние ресурсы и т. д., а также возможность общения между собой. Поэтому каждая социальная сеть предоставляет широкие возможности для публикации всевозможной информации, ограничивая ее только по содержанию (обычно запреты не отличаются от законодательных). Здесь и кроется счастливое совпадение, позволяющее всем желающим создавать любительские СМИ, а владельцам социальных сетей – процветать. Как воспользоваться этими возможностями, какую информацию размещать – дело самих пользователей, и никто не мешает любому из них попробовать свои силы в индивидуальной журналистике.9 Поскольку ключевым понятием второй версии веба становится мультиинтерактивность, основной его единицей становится не сайт, не сервис, а сообщество, зачастую называемое социальной сетью. Таким образом налицо феномен виртуализации социальной коммуникации, осуществляемой с помощью современных Интернет-технологий, получивших обобщенное название Веб 2.0. Одним из самых заметных явлений виртуальной социальной активности является возникновение социальных сетей, объединений людей по интересам, например: «Одноклассники», «В контакте», «Professionali» и др. К этому можно добавить бесчисленное количество различных «чатов» и форумов. Наиболее активным участниками этих виртуальных сообществ являются молодые люди. К виртуальному социальному пространству на сегодняшний день относятся наряду с Интернетом все электронные СМИ. Развитие интерактивной компоненты электронных СМИ является главной тенденцией их развития, интерактивность осуществляется через мобильную телефонную связь (звонки, СМС, ММС). Современный социум уже не может рассматриваться без своей все возрастающей виртуальной компоненты. Фонд Общественное Мнение (ФОМ) провел исследование «Подростки и Интернет», по данным которого к концу лета 2008 года три четверти подростков в возрасте от 14 до 16 лет (75,5%) являлись пользователями Интернета, то есть входили в состав его полугодовой аудитории. 72% подростков, пользовавшихся Интернетом в течение месяца, когда-либо выходили в сеть из дома, почти четверо из десяти респондентов – по месту учебы и у друзей или знакомых (39% и 37% соответственно). Более четверти представителей месячной аудитории (27%) использовали для этого сотовой связью, 11% – интернет-кафе. Подростков, входящих в состав месячной интернет-аудитории, Интернет главным образом привлекает развлечениями. Чаще всего при этом речь идет о прослушивании музыки (67%), скачивании разного рода программ (55%), просмотре разного рода видеороликов или фильмов (43%) и онлайн-играх (38%). Другую группу типичных занятий подростков образуют разные технологии общения: по электронной почте (49%), с помощью служб обмена мгновенными сообщениями (38%), в блогах, форумах или социальных сетях (38%).10 Однако для общества важна направленность социальной активности в виртуальном пространстве, способствует ли она развитию полезной для общества личности или создает опасные тенденции ее развития в сторону национальной нетерпимости, экстремистской или корыстной ориентации. В США действует общенациональная программа «Cybercitizen Awareness Program», направленная на обучение правильному использованию новых технологий, посредством проведения параллелей между реальным (оффлайн) и виртуальным (онлайн) мирами. Одной из задач программы является организация эффективно действующего социального контроля, профилактика девиантного поведения в молодежной среде, поддержка разработки образовательных материалов для родителей, учителей и детей11 Виртуальная среда дает личности гораздо большую свободу действий, чем реальная. Одним из феноменов особенностей виртуальной среды является анонимность общения, использование вместо реальных имен, различных «ников» - виртуальных имен. Во многом это способствует развитию девиантного и делинквентного социального поведения. Согласно классификации С.В. Бондаренко к виртуальным сетевым сообществам делинквентного поведения могут быть отнесены: экстремистские религиозные секты, группы политических и экономических террористов, традиционные и новые организованные в оффлайне организованные преступные сообщества, некоторые молодежные группы экстремистской технократической направленности и т.д. 12 Под формированием личности в виртуальной реальности понимается процесс становления человеческого индивидуума под воздействием как целенаправленных влияний (воспитание в собственном смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых влияний реальной и виртуальной окружающей среды. Под педагогической образовательной средой виртуальной реальности понимается воспитывающая среда, динамическим компонентом которой является виртуальная реальность единого информационного образовательного пространства, которая увлекает, движет, охватывает молодого человека, властвует и программирует его поведение. Статичным компонентом являются локализованные участки среды, содержательно наполненные (клубы, студии, сообщества), позволяющие прогнозировать и управлять процессом формирования личности.13 Надо отметить, что стремление управлять процессом взаимодействия с виртуальным пространством в воспитательных целях уже представляется архаичным, не смотря на то, что проблема воспитания современным обществом не снимается. В условиях открытого информационного пространства скорее речь должна идти о нравственной ориентации личности молодого человека в виртуальном медиапространстве. Реальность заключается в том, что взрослые в виде доступа к компьютерным устройствам и сетям дают молодым людям один из немногих реально действующих социальных инструментов самореализации и преобразования окружающего их мира. Глобальные компьютерные сети отличаются универсальностью — допуская все формы выражения и социального взаимодействия. Мотивация молодых людей может изменяться по мере взросления, однако, в любом случае она отличается от мотивации взрослых. Кроме того, широкое использование мобильных телефонов еще больше увеличило способность детей организовывать свою социальную жизнь вне зоны контроля со стороны родителей.14 В рекламе компаний сотовой связи подчеркивается, что родители имеют возможность постоянно контролировать местонахождение своих детей, однако с точки детей и подростков пользование сотовым телефоном увеличивает их автономию и повышает латентность социальных действий15 "Интернет создал условия для второго "параллельного" существования личности, служит мощнейшим средством коммуникации и предлагает каждому человеку новые способы самореализации", - отметил декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский на конференции, приуроченной к 40-летию факультета психологии МГУ..Однако, посетовал он, "до сих пор практически не изучено, каким будет человек "интернет- поколения" и что такое экология интернета".16Для социальной педагогики, изучающей факторы социализации молодых людей все более важной задачей является изучение всего многообразия видов активности молодежи в виртуальном пространстве и выявление возможностей контроля общества за отклонениями в социализации, вызванными новыми возможностями виртуальной коммуникации. Необходимо с раннего возраста обучать этике поведения в виртуальном пространстве, основанной на системе общественных ценностей. Можно назвать наиболее часто встречающиеся виды социальной активности молодежи в виртуальном пространстве, это: участие в чатах и форумах; участие в социальных сетях; участие в интерактивном голосовании, создание собственного сайта; создание собственного блога и т.п. Перечисленные виды социальной активности требуют своего изучения с точки зрения мотивации молодых людей и создания условий для их положительной самореализации в виртуальных контактах. 1 Иванов Д.В. Виртуализация общества Версия 2.0 Санкт-Петербург, 2002.- с.28 2 Там же с.31 3Громов Г.Р. От гиперкниги к гипермозгу. Информационные технологии эпохи Интернета М.:Радио и связь, 2004, с. 91-92. 4 О”Рейли What Is Web 2.0 //http://internetevolution.ru/?cat=57 5 О”Рейли Указ. Соч. 6 Скрипников С. Связанные сетью 2.0 // Relga. – 2006. ¬– №22 (www.relga.ru). 7 . Климентьев В. Социальные сети: от реальности к веб-сервису (http://www.webplanet.ru/knowhow/service/wklim/2007/1.... 8 Бреславец Л. Средства публикации информации в социальных сетях: все, что нужно журналисту-любителю//http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2274&level1=main&level2=articles 9 Бреславец Л. Средства публикации информации в социальных сетях: все, что нужно журналисту-любителю//http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2274&level1=main&level2=articles ^ 10 Подростки в Интернете// http://rumetrika.rambler.ru/publ/article_show.html?article=3612 11 Бондаренко С.В. Виртуальные сетевые сообщества девиантного поведения /Погосян Л.А., Бондаренко С.В., Черноус В.В. «Профилактика девиантного поведения молодёжи Дона и Юга России». Приложение к «Южнороссийскому обозрению ЦСРИ и П ИППК при РГУ и ИСПИ РАН».Отв.редактор Ю.Г.Волков. -Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2003. С. 54-88. 12 Бондарен С.В. Указ. Соч.. 13 Кадубец Т.П. Формирование личности школьника в виртуальной реальности // http://edu.of.ru/attach/17/34449.doc 14 Бондаренко С. В. Особенности символико-смысловых взаимодействий в рамках молодежной субкультуры мобильной коммуникации // http://www.library.cjes.ru/online/?b_id=754 15 Бондарен С.В. Указ. Соч.. 16 Интернет меняет сознание//http://www.rambler.ru/news/it/software/9159579.html