ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТАНДАРТОВ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОЦЕНКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВCаяпина Л.Г, начальник управления оценки РУП «БелНИЦзем», к.э.н.Введение в действие Указа Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. №615» от 6 августа 2010 г. № 410 (далее – Указ Президента № 410) в феврале 2011 г. определит новый важный этап развития оценочной деятельности в Республике Беларусь. Основные изменения, вводимые Указом Президента № 410, можно объединить в следующие группы: введение экспертизы достоверности оценки объектов гражданских прав; изменения в методах оценки и официальное введение методов расчета стоимости; изменение положения по аттестации оценщиков; изменение стандартов, инструкций и методических положений. Введение экспертизы достоверности оценки как механизма эффективного государственно-общественного контроля качества работ независимой и внутренней оценки имущества станет важным направлением в оценочной деятельности. Необходимость проведения экспертизы достоверности независимой оценки вытекала из Указа № 615 от 13.10.2006 г. и положения к нему. Согласно последнему, стоимость объекта оценки, указанная в заключении об оценке, может быть признана недостоверной только судом. Однако, механизма и критериев определения достоверности определения стоимости до выхода Указа Президента № 410 не было. Поэтому в 2008-2009 г. появились случаи, когда стоимость, указанная в отчетах об оценке несколько лет назад, оспаривалась в судах на основании повторной оценки, выполненной в 2008-2009 г. по этим же объектам. Следует отметить, за это время изменились цены на рынке, законодательство по оценке, да и объект оценки изменился. Поэтому изменилась и его стоимость. Следовательно, такое сравнение не правомерно. Введение экспертизы достоверности оценки позволит определить, есть ли основания для признания результата независимой оценки недостоверным. Экспертиза достоверности оценки подразделяется на экспертизу достоверности внутренней оценки и экспертизу достоверности независимой оценки. Экспертиза достоверности внутренней оценки - совокупность действий по проверке обоснованности результата внутренней оценки и (или) проверке соответствия проведенных расчетов законодательству; Экспертиза достоверности независимой оценки - совокупность действий по проверке соответствия заключения и отчета об оценке техническим и иным нормативным правовым актам об оценке стоимости объектов гражданских прав и обоснованности результата независимой оценки. Важно отметить, что критерии при проведении экспертизы достоверности оценки основаны на соблюдении оценщиком технических и иных нормативных актов по оценке объектов гражданских прав (далее – ТНПА) и обоснованности результата внутренней или независимой оценки. При этом под результатом оценки понимается не любая стоимость, определенная оценщиком в отчете об оценке, а итоговая стоимость. Результат внутренней оценки - итоговая величина стоимости объекта оценки, выраженная денежной суммой и указанная в акте о внутренней оценке. Результат независимой оценки - итоговая величина стоимости объекта оценки, выраженная денежной суммой или в виде диапазона денежной суммы и указанная в заключении и отчете об оценке. Объектом экспертизы достоверности независимой оценки является заключение и отчет об оценке. Экспертиза достоверности независимой оценки может проводиться до или после совершения сделки и (или) иного юридически значимого действия с объектом оценки. Экспертиза достоверности независимой оценки не предполагает проведение повторной оценки. В соответствии с Указом Президента № 410 экспертиза подразделяться на обязательную и инициативную. Обязательная экспертиза будет проводиться при проведении оценки государственного имущества и экспертизе неденежного вклада в уставный фонд юридического лица. Инициативная экспертиза может проводиться при заключении договора с исполнителем экспертизы, заказчиком оценки, исполнителем оценки, пользователем оценки на любое имущество. Проведение такой экспертизы до сделки или любого юридического значимого действия с объектом оценки будет гарантией обоснованности результата оценки. А следовательно, спустя несколько лет результат независимой оценки не будет признан судом не достоверным. Какой критерий для эксперта должен быть важен при рассмотрении отчета и заключения об оценке для признания результата внутренней или независимой оценки недостоверным ? Если экспертиза проводится до совершения следки, то все ошибки и неточности в отчете и заключении об оценке оценщик должен исправить. Другое дело, если экспертиза достоверности оценки проводится после свершения сделки. В этом случае предполагается, что оценщики в отчете об оценке исправляет сам оценщик. При этом эксперт при составлении заключения экспертизы должен сделать один из двух выводов: «Результат независимой оценки считается обоснованным и правомерно был использован для цели оценки» – если устранение выявленных замечаний и (или) ошибок не оказало влияния на обоснованность результата независимой оценки или после их устранения результат независимой оценки находится в диапазоне результата независимой оценки, установленном ТНПА в Республике Беларусь для соответствующего вида объекта оценки (за исключением случая, когда независимая оценка проводилась индексным методом или методом балансового накопления активов); «Результат независимой оценки необоснован и неправомерно был использован для цели оценки» – если после устранения выявленных замечаний и (или) ошибок результат независимой оценки выходит за пределы процентного диапазона для результата независимой оценки, установленного ТНПА в Республике Беларусь (за исключением случая, когда независимая оценка проводилась индексным методом или методом балансового накопления активов) для соответствующего вида объектов оценки, либо выявленные замечания и (или) ошибки не устранены. Поэтому в стандарты оценки будет введено обязательное требование по отражению результата независимой оценки в виде диапазона денежной суммы. Например, в СТБ 52.6.01-2011 должно быть записано: «Результат независимой оценки отражается в отчете об оценке, с учетом принимаемых в отчете об оценке предпосылок и ограничений, и выражается денежной суммой или в виде диапазона денежной суммы, но не больше, чем процентный диапазон денежной суммы, установленный ниже для соответствующего вида транспортных средств: массовые ДТС- 5%, редкие ДТС-10%, уникальные ДТС -15%, водный транспорт -15%, воздушный транспорт-15%, железнодорожный транпорт-10%. Результат независимой оценки указывается с округлением». Разумеется, это предложения. Это наши предложения. Останутся ли они в том же виде или будут внесены другие нормы в Положение об экспертизе достоверности оценки стоимости объектов гражданских прав, покажет время. Важно подчеркнуть, что в соответствии с п. 1.8-1 Указа Президента №410 вопросы оценки стоимости объектов гражданских прав, возникающие в ходе проведения экспертизы при осуществлении судебно-экспертной деятельности, разрешаются экспертами, аттестованными в установленном порядке на право проведения независимой оценки соответствующего вида объектов гражданских прав. А согласно подпункту 1.9 деятельность экспертов, связанная с экспертизой достоверности оценки стоимости объектов гражданских прав, осуществляется в соответствии с законодательством о судебно-экспертной деятельности с учетом особенностей, предусмотренных Указом Президента №410, ТНПА. Таким образом, если экспертиза достоверности оценки проводится после совершения сделки или иного юридически значимого действия, то судебные эксперты должны быть аттестованы и соблюдать технические и нормативные акты по оценки объектов гражданских прав. Оценка объектов гражданских прав может проводиться с использованием: рыночных методов оценки, в том числе: сравнительного метода, основанного на сравнении и учете отличий объекта оценки и аналогичных объектов, сходных с объектом оценки по основным экономическим, техническим, технологическим и иным характеристикам; доходного метода, основанного на расчете доходов, ожидаемых от использования объекта оценки в будущем, и преобразовании их в стоимость объекта оценки; затратного метода, основанного на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом его износа, или на разнице активов баланса и обязательств по пассивам баланса; иных методов оценки, в том числе: индексного метода, основанного на применении коэффициентов и (или) индексов к стоимости, принятой в качестве базы для определения оценочной стоимости объектов оценки, за исключением предприятий как имущественных комплексов; метода балансового накопления активов, основанного на использовании данных бухгалтерского учета на дату оценки и применяемого для определения оценочной стоимости предприятий как имущественных комплексов; метода кадастровой оценки, основанного на использовании сведений, содержащихся в государственном земельном и градостроительном кадастрах. При этом метод оценки - один или несколько методов расчета стоимости отдельного вида объекта оценки, а метод расчета стоимости - способ определения стоимости отдельного вида объекта оценки. Оценка стоимости объектов оценки, в том числе применение методов оценки и методов расчета стоимости, осуществляется в соответствии с ТНПА, которые являются обязательными для применения оценщиками и экспертами, осуществляющими судебно-экспертную деятельность. Таким образом, в Указе не только отражена взаимосвязь между методами оценки и методами расчета стоимости, но и записано, что их реализация должна осуществляться в соответствии с ТНПА. Что касается аттестации и переаттестации оценщиков, то изменения касаются сроков повторной аттестации и ужесточения требований к переаттестации оценщиков. Претендент может быть повторно допущен к прохождению аттестации не ранее чем через один месяц (через пять месяцев - для объектов интеллектуальной собственности). Претенденты не прошедшие повторную аттестацию могут подать заявление на последующую аттестацию по истечению шести месяцев с даты последней аттестации. Практика проверки отчетов об оценке показала, что ряд оценщиков нарушают нормы Указа №615 в части хранения отчетов и заключений об оценке на бумажных носителях, а следовательно отчеты и заключения об оценке они распечатывают перед направлением их на рецензию. Оценщики нарушаются нормы стандартов оценки, в том числе отсутствует исходная информация, расчеты, анализ рынка, обоснование методов оценки и другое. Поэтому ряду оценщикам аттестация не продлена. Отсюда водимая норма о том, что перечень представляемых заключений и отчетов об оценке определяет аттестационная комиссия, а дополнительным условием для прохождения переаттестации является повышение квалификации оценщика. Стандарты оценки показали свою пригодность для практики оценочной деятельности, но нормативная база по оценке объектов гражданских прав за три года претерпела изменение и получила дальнейшее развитие. В 2009 году внесены изменения и дополнения в стандарты оценки. В августе 2010 г. изменения к стандартам оценки введены в действие. Внесение изменений и дополнений в стандарты оценки является непрерывным процессом. В настоящее время внесен на обсуждение проект новой редакции стандартов оценки объектов гражданских прав, в том числе и по стандарту оценки стоимости транспортных средств. На очереди разработка новых стандартов оценки, в том числе стандарта по сертификации оценочных услуг, стандарта оценки для целей залога имущества. Назрела необходимость выделить в самостоятельные стандарты оценки оценку дорожного, водного и воздушного, дорожного транспорта. Следует отметить, что в стандарте оценки стоимости транспортных средств оценка железнодорожного транспорта приведена схематично. Необходимость разработки отдельного стандарта по оценке железнодорожного транспорта со временем будет очевидна. Национальная система стандартов оценки постепенно должна быть гармонизирована с Международными стандартами оценки. Понятийный аппарат независимой профессиональной оценки в Республике Беларусь продолжает развиваться. В 2009 году специалистами РУП «БелНИЦзем» разработаны методические рекомендации по оценке дорожных транспортных средств (далее - ДТС), в том числе методические рекомендации по оценке дорожных транспортных средств в части определения размера вреда, методические рекомендации по оценке водных судов, воздушных судов, примерные отчеты об оценке по видам объектов гражданских прав. Названные разработки РУП «БелНИЦзем» утвердил своим приказом. Госкомимущество рекомендовало оценщиком их для практического применения. Необходимость постоянного развития и совершенствования законодательства в оценочной деятельности подтверждается зарубежным опытом и практикой оценочной деятельности в Республике Беларусь Используя накопленный практический опыт, необходимо разработать методические рекомендации по оценке объектов гражданских прав для целей залога имущества, методику определения ликвидационной, специальной, утилизационной, инвестиционной стоимостей. Планируется на следующий год разработка руководства по оценке дорожных транспортных средств. Таким образом, в оценочной деятельности в 2011 г. будет достаточно много новаций. Будет надеяться, что они не только помогут проводить экспертизу достоверности оценки объектов гражданских прав, но и повысят качество услуг, помогут оценщикам в практической деятельности.