Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в Британии, Северной Ирландии, Шотландии в начале XXI века // Медиатека и мир. 2008. N 2. С.32-39.А.В. Федоров, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, доктор педагогических наук, профессорА.А. Новикова, доцент Таганрогского института управления и экономики, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, кандидат педагогических наук Развитие медиаобразование в Британии стало весьма плодотворным в 90-е годы XX в. – начале XXI в. В 1996 году в Англии на базе педагогического факулшьтета Саутэмптонского университета открылсф Центр медиаобразования, который возглавил профессор Э.Харт. Центр стал инициатором широкомасштабных научных исследований как на британском, так и на международном кровнях. Главными проектами Центра (а до этого и исследовательской группы Э.Харта) в 90-х гг. прошлого века стали исследования «Медиаобразование на уроках английского языка» и «Междунраоднародные перспективы медиаобразования». Результаты этих исследований нашли воплощение в книгах и статьях [Hart, 1988; 1991; 1998 и др.], были рассмотрены на конференциях и семинарах, в том числе международного уровня. Центр вот уже несколько лет готовит магистров и докторов наук в области медиаобразования, проводит занятия специализированных курсов. На рубеже XXI в. Э. Харт развернул еще одно крупное исследование под названием «Евромедиапроект», целью которого стал анализ современного состояния медиаобразования в европейских странах. К сожале- нию, внезапная смерть Э. Харта в январе 2002 г. не позволила завершить руководство исследованием. Итоги европейского медиаобразовательного проекта были подведены Рабочей группой исследователей под руководством швейцарского ученого и медиапедагога, профессора Цюрихского университета Д. Сюсса [Hart & Suss, 2002]. В 1998 г. под патронатом правительственного департамента культуры Британский киноинститут создал Рабочую группу по кинообразованию [Film Education Working Group), которая активно занялась исследовательской дея- С. 32-33 тельностью по кино/медиаобразовательным проблемам [BFI, 1999]. С Британским киноинститутом тесно сотрудничает еще одна влиятельная организация — Film Education, которая занимается программами, связанными с подготовкой методических рекомендаций и пособий для учителей на материале кино и телевидения. Вместе с тем в 1990-е гг. обнаружилось, что немалое число учителей отнеслось к медиаобразовательным нововведениям без особого энтузиазма. Быть может, именно поэтому британское правительство дважды [в 1992 и 1993 г.] делало попытки исключить медиаобразовательные элементы из школьных учебных планов. Таким образом, к 1993 г. позиции медиаобразования в английских школах были ослаблены. В частности, в них игнорировались такие важные ключевые аспекты, как «репрезентация», «аудитория» и «агентство». Однако, несмотря на это, в 1995 г. 30 тыс. британских школьников выбрали предмет «Медиа» для сдачи экзаменов. Медиатексты стали изучаться «с помощью практических упражнений, дискуссий, исследовательских заданий, поставленных в контекст с реальными функциями медиа в обществе» [Hart, 2000]. Впрочем, в отличие от Канады или Австралии, доля изучения медиакультуры на интегрированных занятиях британских школ не слишком высока (к примеру, изучение медиа может занимать по времени лишь одну-две недели в учебном году, более34 интенсивное изучение медиакультуры происходит примерно в 8% средних школ). К. Бэзэлгэт (С. Bazalgette] выделяет пять факторов [Bazalgette, 1997], которые в значительной степени ограничивают развитие медиаобразования в широком смысле слова: медиаобразование опирается на энтузиастов, а не на всех учителей; успехи медиаобразования не слишком очевидны; существуют серьезные различия представлений [целей, задач) о медиаобразовании; # наблюдается разрыв между педагогами ипрактиками в области медиа; # ощущается недостаток исследований икомпетентных дискуссий. Конечно, было бы несправедливо делать Британский киноинститут «козлом отпущения» за все трудности, которые испытывало медиа-образование в Британии, так как правительственные реформы, бюрократизм, преобразование национального учебного плана с опорой на традиционные предметы и на централизованную консервативную образовательную политику самым серьезным образом повлияли на этот процесс. Поэтому стратегия Британского киноинститута в области медиаобразования в известной степени была адаптирована к сложившимся условиям. Начиная с 1995 г. медиапедагоги во главе с лидером исследовательской группы Британского киноинститута К. Мак-Кейбом [С. MacCabe] начали серьезно анализировать то, чем они занимались, сравнивать медиаобразование и кинообразование. В результате, несмотря на оппозицию Департамента образования, Британскому киноинституту удалось вернуть в национальный учебный план разделы, посвященные более детальному изучению кино и телевидения. В конечном счете удалось перенести акцент на медиаграмотность по отношению к медиакультуре в целом [кинематограф и телевидение в сочетании с печатными текстами в обучении навыкам чтения] [MacCabe, 2000]. В Национальном учебном плане 1995 г. разъяснялось: «ученикам необходимо представить огромный спектр медиа, иными словами — журналы, газеты, радио и телепередачи, кинофильмы. Им должны быть даны возможности для анализа и оценки материала высокого качества» [BFI Department for Education, 1995]. Мотивация правительства, по мнению известного британского медиапедагога и исследователя Л. Мастермана (L. Masterman], была, по крайней мере, частично оправданной и экономически выгодной. Создание «кинообразованной» аудитории [при особом внимании к изучению киноязыка] стало серьезным подспорьем в восстановлении индустрии английского кинематографа конца 90-х гг. XX века. В июне 1999 г. К. Бэзэлгэт выступила с док- ладом на ежегодной конференции Ассоциации по медиаобразованию в Шотландии [The Association for Media Education in Scotland — AMES), в котором содержалась довольно серьезная критика сложившейся в стране системы обучения на материале медиакультуры. Она отметила, что концепция медиаобразования до сих пор выглядит достаточно противоречиво и «легко преобразуется под воздействием правительства и индустрии развлечений», а на материале медиакультуры невозможно «сформировать основу для связной модели обучения» [Bazalgette, 1999]. К. Бэзэлгэт настаивала на необходимости пересмотра проекта медиаобразования. Д. Мерфи (D. Murphy] из Академии в Абер-дене считает, что сетования К. Бэзэлгэт на аморфность медиаобразовательной концепции преувеличены, так как она «требует такой последовательности и согласованности действий в курсе обучения медиа, которые вряд ли существуют в любой другой дисциплине. Недавние споры о месте устной коммуникации, внутренней оценке и функции медиа в преподавании английского языка дают основание предполагать, что нет ничего более последовательного, чем курс медиаграмотности. К. Бэзэлгэт наверняка преследует несбыточную мечту о последовательности, которая невозможна в текущем веке. Говоря о «четырех фун-35даментальных искусствах нашего времени» — печати, изображении, звукозаписи и кинематографе, К. Бэзэлгэт упоминает лишь о последнем, как не нашедшем должного места в учебном плане, и преувеличивает степень внедрения в него первых трех...» [Murphy, 2001 ]. Так или иначе, на протяжении последних двадцати лет осуществления медиаобразовательных программ Британского киноинститута они встречали определенную критику в педагогических кругах. Например, в 1990-х гг. была широко распространена полемика по поводу разделения понятий «медиаобразование» (media education] и «курсы по обучению медиа» (media studies). Так, К. Бэзэлгэт проводит между ними четкую «демаркационную» линию, хотя оба понятия, бесспорно, имеют определенное сходство. По мнению Л. Мастермана [Master-man, 2002], для поддержания своей точки зрения К. Бэзэлгэт следует продемонстрировать теоретические различия, существующие между медиаобразованием и курсами по обучению медиа. Директор Центра медиаобразования (Media Education Center, University of Souththampton) профессор Э. Харт (A. Hart] также критически оценивал ситуацию в области британского медиаобразования. Выводы исследовательской работы Э. Харта, касающейся вопросов эффективности медиаобразования, интегрированного в курс английского языка, основываются на практической работе, проведенной возглавляемым им Центром в 1998—1999 гг., и включают следующие положения: преподаватели английского языка являются в основном сторонниками «дискриминационной» («протекционистской», «защитной») парадигмы медиаобразования; тематика большинства медиауроков не касается политической сферы; на медиауроках слабо применяется диалоговая форма работы, мало используется опыт самих учащихся, недостаточна опора на их знания. Данные выводы свидетельствуют о том, что проблема качества медиаобразования в Британии стоит на повестке дня довольно остро. Однако Э. Харт отмечал и положительные результаты: «... в школах, где проходили курсы по обучению медиа, были достигнуты значительные успехи в результате согласованной внутренней связи в работе медиапедагогов. Медиаспециалисты оказывали поддержку учителям, преподававшим основы медиакультуры» [Hart, 2000]. Наиболее последовательным и резким кри- тиком медиаобразовательной политики Британского киноинститута и лично позиций К. Бэзэлгэт стал профессор Л. Мастерман. В одной из своих книг [Masterman, 2002] он задается вопросом: если движение медиаобразования в Британии недостаточно логично в своем развитии и если «оно никогда не сможет сформировать основу для последовательной модели обучения», то почему Британский киноинститут поддерживал данное направление на протяжении последних десятилетий? Более того, Л. Мастерман полагает, что Британский киноинститут «должен понести ответственность за просчеты в сфере медиакультуры» [Master-man, 2002, р. 21], которые состоят в политике национального учебного плана, предложенного для медиаобразования, и в концептуальной основе медиаобразования, опирающейся на так называемые «ключевые аспекты» [понятия): «агентства медиа» (media agencies), «категории медиа» (media categories), «технологии медиа» (media technologies), «языки медиа» (media languages), «аудитории медиа» (media audiences) и «репрезентации медиа» (media representations). Л. Мастерман считает, что Британский киноинститут виноват в том, что, начиная с 1 987 г., поддерживал (в рамках национального учебного плана)внедрение медиаобразования, интегрированного в курсы обязательных дисциплин (в основном — английского языка), сотрудничал с узким кругом партнеров, навязывал свою главенствующую роль, даже не пытаясь поставить целью введение в учебных заведениях специализированного курса по изучению медиа. В качестве других просчетов Британского киноинститута Л. Мастерман называет незначительное внимание, которое уделяется в образовательных программах телевидению и таким важным элементам, как идеология, экономика, социальная история и т. д. По мнению Л. Мастермана, провал этой стратегии был предсказан с самого начала, основа для дальнейшего движения за медиаграмотность. Л. Мастерман рассматривает личность К. Бэзэлгэт и Британского киноинститута как единое целое и предполагает, что суждения первой представляют собой выражение политики последнего. По словам Л. Мастермана, К. Бэзэлгэт «присвоила себе право говорить от имени Британского киноинститута» [Master-man, 2002]. В ответ на эти обвинения К. Бэзэлгэт опубликовала «Открытое письмо к Лену Мастерма-ну» [Bazalgette, 2002], в котором последовательно опровергает многие из его критических 36 доводов. В частности, К. Бэзэлгэт поясняет, что, выступая на той или иной конференции в качестве приглашенного частного лица, она «предварительно не подает свой доклад на рассмотрение начальству для одобрения» [Bazalgette, 2002], поэтому может себе позволить выразить свое личное мнение по той или иной образовательной проблеме. «Я думаю, — пишет К. Бэзэлгэт в письме, — что фундаментальное различие между нами — то, что ваша отправная точка отражает интересы медиапедагогов, в то время как моя — интересы учащихся. Другое ключевое различие — то, что вы ученый-исследователь, а я — государственный чиновник. Вы заинтересованы в четкой структуре данной образовательной области (медиаобразования], очерчивая и защищая ее границы, в то время как я должна иметь дело с тем, что может быть фактически достигнуто в реальном мире установленных законом требований и изменяющихся бюджетов. Обе задачи важны, но они находятся в потенциальном конфликте» [Bazalgette, 2002]. Частично соглашаясь с Л. Мастерманом в том, что Британский киноинститут не считает изучение телевидения приоритетным, К. Бэзэлгэт последовательно показывает, что тем не менее активно работают летние телевизионные школы, вышли в свет книги «Телевизионный жанр» [Television Genre Book], «Международный атлас медиа» (The Global Media Atlas], «Британская телевизионная драма» (British Television Drama] и множество других изданий. Рабочие группы формируют проекты распределения образовательных этапов на телевидении по различным направлениям: документальный фильм, игровое шоу и комедия. В учебных пособиях Британского киноинститута речь идет о радио, печатных, медиа и компьютерных технологиях. Последние методические разработки Британского киноинститута были распространены среди преподавателей в количестве 10 тыс. копий. Анализ показал, что 94% педагогов из 155 школ с одобрением отнеслись к базовым принципам медиаобразования, отраженным в методических разработках, 72% нашли, что это полностью отвечает их потребностям, а 59% фактически использовали методы, которые были предложены BFI. 71% преподавателей высказал интерес к внедрению методики, разработанной Британским киноинститутом, в курсах географии, истории, искусства и граждановедения [Bazalgette, 2002]. Сегодня в Британии около 25 тыс. шестнадцатилетних школьников изучают элективный курс по медиакультуре. Свыше 1 5 тыс. восемнадцатилетних старшеклассников проходят элективные курсы по кино/медиаобразованию в течение года. Количество студентов, овладевающих курсами по медиа в университетах, составляет примерно 30 тыс. человек.37 Что же касается партнеров Британского киноинститута, то их список включает сто организаций, среди которых — Национальная образовательная стратегия (National Literacy Strategy], Национальная молодежная программа (National Youth Agency], Независимая телевизионная комиссия (The Independent Television Commission], Комиссия по стандартам вещания (The Broadcasting Standards Commission), Британский музей (The British Museum], Лондонский еврейский культурный центр (The London Jewish Cultural Centre], Институт образования [The Institute of Education) при Лондонском университете (University of London), Открытый университет (The Open University) и др. Хотя большинство этих учреждений находится в Лондоне, Британский киноинститут продолжает расширять границы медиаобразовательного сотрудничества в английских регионах: с организацией «Шотландский экран» (Scottish Screen), с Кинокомиссией Северной Ирландии (The Northern Ireland Film Commission) и Центром медиаобразова-ния в Уэльсе (Media Education Wales), с региональными кинотеатрами и независимыми киноканалами по программам обучения учителей и учащихся [Bazalgette, 2002]. В целом спор двух лидеров британского медиаобразования, думается, нельзя оценить под углом безоговорочной поддержки только одной позиции. Л. Мастерман обнаружил уязвимые места в медиаобразовательной деятельности Британского киноинститута. Однако его позиция выглядит, во-первых, чрезвычайно категоричной и излишне идеологизированной, во-вторых, не учитывает специфики работы Британского киноинститута, сам статус которого предполагает приоритетность кинематографа. Напротив, контраргументы К. Бэзэлгэт кажутся нам вполне убедительными и свидетельствуют о разнообразной и эффективной деятельности возглавляемого ею образовательного сектора Британского киноинститута. Другое дело, что эта деятельность, бесспорно, может быть выведена на новый, более высокий уровень, в частности с опорой на проблемные вопросы, предложенные в докладе Д. Букингэма [Buckingham, 2002]. Как и в Англии, медиаобразование в Северной Ирландии интегрировано в курсы английского языка и в иные традиционные дисциплины. В целом педагоги основывают свои занятия на изучении ключевых понятий (key aspects) медиаобразования (по английской методике]. К сожалению, практическая работа фактически составляет только небольшую часть уроков по медиакультуре. Медиаобразование учителей в Северной Ирландии также не слишком развито, хотя определенные усилия в этом направлении и предпринимались Британским киноинститутом. Курсы по истории и теории массовой коммуни-38 кации читаются в нескольких вузах страны. Куда более активно развивается медиаобразование в Шотландии. Шотландские медиапедагоги на протяжении последних десятилетий активно разрабатывали свои подходы к медиаобразованию [Batts, 1 986]. Для этих целей созданы Шотландский киносовет (Scottish Film Council — SFC) и Шотландская ассоциация медиаобразования [Association for Media Education in Scotland — AMES), которая выпускает ежеквартальный журнал по медиаобразованию (The Scottish Media Education Journal). Медиаобразование в Шотландии, как и в Британии, интегрировано в курсы обязательных учебных дисциплин. В ходе занятий учащиеся получают разнообразные знания о медиа, лучше понимают процессы производства медиатекстов, типологию их восприятия в аудитории. Несмотря на некоторые отличия, обучение опять-таки основано на уже знакомых нам шести ключевых понятиях медиаобразования («агентство», «категория», «технология», «язык», «аудитория», «репрезентация»). Более 70 преподавателей в Шотландии имеют дополнительную квалификацию по медиапедагогике. Средства массовой коммуникации изучаются в нескольких шотландских вузах (в Эдингбургском университете и др.). University of Stirling успешно готовит медиапедагогов. За последние годы в Великобритании издано немало монографий, научных сборников, учебников и пособий, отражающих современные подходы в теории и методике медиаобразования, некоторые из них уже переведены на иностранные языки. И хотя в британской медиаобразовательной школе нет единства мнений (самый яркий тому пример — принципиальный конфликт между Л. Мастерманом и К. Бэзэлгэт по поводу теоретических и технологических подходов), она остается одной из самых влиятельных не только в Европе, но и в мире. В целом британская система медиаобразования предусматривает минимум медиаграмотности на уровне начальной школы (здесь медиаобразование интегрировано в уроки английского языка и используется в основном материал печатных текстов). Среди курсов по медиа, которые могут выбрать учащиеся средней школы, — Film S. Media Studies, Media Studies и медиаобразование на продвинутом уровне — Media Studies Advanced. Учителей в области медиаобразования готовят сегодня многие британские колледжи и университеты (например Лондонский университет). Современное развитие британского медиаобразования показывает, что, несмотря на различие подходов, в Соединенном Королевстве существует ясное понимание того, что медиаграмотность в XXI в. столь же необходима для человека, как и традиционная грамотность.39