Вадим ОЛЬШАНСКИЙ,кандидат философскихнаук, профессорНаталья ВОЛЖСКАЯ,заместитель директорапо экспериментальнойработе школы № 818г. МосквыШКОЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ: КАК ИХ ПРЕДУПРЕДИТЬ И РАЗРЕШИТЬ Ни один трудовой коллектив не обходится, к сожалению, без конфликтов. Они бывают порой разрушающими, крайне мешающими делу. Но психологи считают, что в конфликте есть и положительные стороны — он вскрывает противоречия, становится стимулом к движению, к развитию. Но при всём диалектическом отношении к конфликтам нельзя не признать, что всё же каждый из них тяжело переживается в коллективе, ухудшает нравственный климат, выбивает сотрудников из колеи. Поэтому знать анатомию конфликта полезно каждому руководителю школы. Об этом — предлагаемая вам статья. Для чего изучать конфликты? Чтобы знать, как действовать: диагностировать, регулировать, предотвращать, а иногда и стимулировать. Нам предстоит разобраться в том, что такое конфликты, как они развиваются, каковы особенности их протекания в условиях школы. Не обойтись и без практических рекомендаций, направленных на предупреждение и безболезненное разрешение конфликтов между администрацией школы и учителями, между учителем и воспитанниками.^ АНАТОМИЯ КОНФЛИКТА В психологическом словаре даётся такое определение конфликта: «Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — трудно разрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями». Различают внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты. В любом случае — это борьба двух сторон по различным поводам. Конфликты вездесущи, меняются лишь их формы, участники, шансы на выигрыш. Современная школа требует совместной деятельности многих учителей. На работе мы удовлетворяем некоторые свои потребности и получаем средства для удовлетворения других. Обособление же предоставляет нам возможность самоопределиться, и нередко именно эта потребность ведёт к конфликту. Психологи представляют конфликт как интеллектуальное взаимодействие сторон, как противоположность целей. В этом — внутренняя природа любого конфликта. Он возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекратится, если стороны удовлет-ворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно (себе дороже). У Джека Лондона в одном из рассказов есть ситуация: два охотника поссорились не на жизнь, а на смерть. И тогда третий, в твёрдости слова которого они не сомневались, сказал: «Ладно, сразитесь. Но учтите: того, кто останется живым, прикончу я сам». В результате соперники отказались биться. Некоторое представление о конфликте даёт шахматная партия, поскольку отражает (по крайней мере одну) очень существенную его сторону: навязывание своей воли противнику, стремление побудить его поступить так, а не иначе. Делая ход «а», игрок вынуждает другого ответить ходом «б»... Применимы ли изложенные мысли к труду директора школы, учителя? Каждый из них имеет потенциальную возможность как бы проникнуть во внутренний мир другого человека — ученика ли своего коллеги и деформировать этот мир в угоду программе или обучения, или своим представлениям о чём-то. Так в принципе осуществляется обучение и воспитание. Особенно важно, чтобы участник образовательного процесса оказался на голову выше своего оппонента. Вот случай из школьной практики. В девятом классе учитель обращается к Николаю: От чего зависит место элемента в таблице Менделеева? Да пошли вы со своей химией! — грубо отвечает подросток ивыбегает из класса. Учитель невозмутимо задаёт тот же вопрос-Народим образование Ы 2000-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙдругому ученику, спокойно выслушивает ответ, а во время перемены подходит к Николаю, и, дружески обняв его, выясняет, в чём причина столь бурной реакции. Оказывается, причина — во взаимоотношениях с девушкой. Учитель в этом случае нашёл в себе силы не поддаваться на провокацию. Чтобы принять правильное решение в конфликте, необходимо полностью осознать ситуацию и возможную дезинформацию.^ ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ И ТИПЫ КОНФЛИКТОВ Характерной особенностью конфликтов является реактивность. Преподаватель г. Мелитополя Алексей Леонтьевич Веснин приводит такую ситуацию. К остановке подошёл автобус. Спортивного вида пожилой мужчина пропустил перед собой двух школьников с портфелями, девушку, подсадил старушку с тяжёлой сумкой и только после этого вошёл в салон автобуса. В салоне привычно взялся за поручень. И тут сидящая рядом полная дама лет пятидесяти встала, уступая ему место. Помилуйте, где это видано,чтобы дама... — он попытался обратить всё в шутку. Но вы же старше! Что же мы будем заглядывать в паспорта, — он уже с трудом сдерживался. Оно и без паспорта видно,что вы старик. Ну, положим, и вы не молодуха. К тому же, с вашей комплекцией... А ты просто нахал. Из приведённого отрывка видно, как «разгорается» конфликт: от первой допущенной неловкости распространилась цепная реакция взаимных оскорблений. Различаются конфликты деловые и личностные. Столкновение с оппонентом может быть вызвано различием представлений о путях достижения определённой цели, о качестве труда, отношении к делу. Очевидно, что цель может быть достигнута разными путями: здесь могут быть недобросовестность, обман, стремление увильнуть от работы и т.д. В нашем примере конфликт является самоцелью: у субъекта возникла потребность «сбросить напряжение», на ком-то «сорвать злость». В педагогической, весьма нервной профессии далеко не все конфликты являются деловыми. Часто обсуждается, казалось бы, исключительно производственный вопрос, но у кого-то создалось впечатление, что ущемлено его самолюбие, что его «недооценили», и тогда конфликт деловой сменяется личностным. Учителям поэтому очень важно контролировать себя: одному не стоит «распускаться», другому важно вовремя промолчать, не поддаться на провокацию. Наконец, конфликты, о чём мы упоминали, бывают продуктивные, способствующие достижению целей каждой из сторон, и деструктивные, когда один или оба участника ощущают утрату чего-то. Разумеется, это не исчерпывает всего разнообразия. Распространены группировки по составу и количеству участников, по сферам проявления, по интенсивности и т.д. В конфликтах очень часто виноваты мы сами. В коллективном труде нельзя руководствоваться только своими интересами, проявлять свои негативные качества. Руководствоваться стоит прежде всего интересами дела.^ СТОИТ ЛИ ОПАСАТЬСЯ КОНФЛИКТОВ? Известный чиновник Людовика XIV Ф. де Каллер (1645-1717) советовал: «Скрывайте действительные чувства, держите в тай- не действительные интересы; никогда не показывайте, что вы — отличный манипулятор, — этот талант надо держать в секрете; всегда используйте слабые стороны других, льстите, используйте смущение». Подобными рекомендациями и сегодня руководствуются некоторые руководители и педагоги, опасаясь напряжённости в своих отношениях с окружающими или маскируя свою управленческую некомпетентность. Наиболее опасны столкновения представителей администрации с учителями, школьников с педагогами. Конфликт с начальством грозит человеку лишением премий, понижением зарплаты, административными взысканиями, потерей перспективы на продвижение по службе и так далее. Всё это не может не сказаться на качестве труда учителя, его поведении в классе. По данным С.С. Хапаевой, 35-40% детских неврозов занимают дидактогенные неврозы — следствие психологических травм, неумышленно (а то и умышленно) нанесенных учителями. Вред школьных конфликтов в том, что они приводят к снижению эффективности совместной деятельности руководителя и коллектива, учителя и класса. Снижается заинтересованность, растёт критицизм, ворчливость, повышается «температура реакций», люди защищаются один от другого часто без особой необходимости, избегают общения. В такой ситуации в коллективе преобладает плохое настроение, проявляется рассеянность, мелкие ошибки, люди перестают высказываться вслух, уходят в себя. Неаккуратность, нарушение сроков выполнения работы, несовпадение намерений — всё это снижает качество совместного труда, уровень групповой сплочённости. В такой ситуации появляют- - Народное образование 1И 2000 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ся люди, с которыми никто не хочет иметь дела. Руководитель в такой ситуации должен занять принципиальную позицию, не потакать «и нашим, и вашим», полностью дезориентируя коллектив. Всегда найдутся люди, которые, глядя на либеральное отношение начальства к нарушителям производственной дисциплины, скажут: «Почему ему всё можно, всё сходит с рук, а мне нельзя?» Такие мнения ведут к распаду коллектива. А если это будет повторяться, — не ждите от остальных работников деловитости, добросовестности и уж тем более самоотверженности. Отношение к подобного рода конфликтам — тест на профессиональную компетентность руководителя. Преступно занимать руководящий пост, не научившись управлять людьми, их взаимоотношениями. Как мы уже говорили, конфликт может принести и пользу. В каких же случаях? ' Само существование школы как организации происходит на фоне непрерывно развивающейся конфликтной ситуации. За качеством обучения необходим контроль, поэтому предусмотрены определённые должности, обеспечивающие выполнение этой функции, порождающей конфликты. Именно в конфликтах выявляются противоречия,препятствующие организационной культуре школы. К. Ушаков определяет это понятие как «набор представлений о способах деятельности, нормах поведения, набор привычек, писаных и неписаных правил, запретов, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем и др., сознательно или бессознательно разделяемых большинством членов организации». В школе принято: строгая одежда, дистанция с детьми, не критиковать начальство на собра- ниях, здороваться с коллегой за руку, не опаздывать на урок, отмечать дни рождения учителей, не уходить домой сразу после уроков, считать, что родители некомпетентны в обучении и воспитании и т.п. Педагог, нарушающий эти правила, рискует стать отверженным, вызвать конфликт. Но он тем самым и побуждает членов коллектива задуматься над стереотипами профессии. Конфликты часто позволяют сбросить напряжение, «очистить воздух», сформировать рациональное поведение отдельных членов коллектива. Человек учится распознавать собственные побуждения, их субъективную и социальную значимость, расширяется репертуар межличностных реакций. Неслучайно ведь именно после драки дети часто становятся друзьями. Наконец, конфликты учат различать друзей и врагов, единомышленников и людей случайных, временщиков. Конфликты заставляют понять смысл подлинной нравственности: классический пример — внутреннее противоречие, сформулированное римским поэтом Овидием: «Знаю лучшее, но следую худшему». Неизбежный в конфликте образ врага повышает чувство сплочённости группы. Коллектив можно считать сформировавшимся, если все его члены предвидят реакцию коллег. Баланс плюсов и минусов, которые приносят конфликты, зависит от уровня развития коллектива школы, от профессионализма руководителя.^ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА Личная судьба каждого учителя неразрывно связана с системой образования в целом, которая неизбежно превращается в совокупность конфликтующих структур. Сегодня мировой кризис образования просматривается по таким параметрам: — достаточно применить пятьпроцентов накопленного ядерного потенциала, чтобы уничтожить всё живое на земле; — загрязнение окружающейсреды отходами производствапревосходит возможности самозащиты, самоочищения и самовосстановления биосферы; возрастает разрыв в уровнежизни между развитыми и развивающимися странами. Сегоднякаждый ребёнок, родившийся вразвитой стране, потребляет в20—30 раз больше ресурсов планеты, чем ребёнок в странах третьего мира; функциональная неграмотность — подготовленные по привычным критериям специалистыпроявляли беспомощность и социальную безответственность врешении нетривиальных общественно значимых задач; стремительный рост молодёжной субкультуры, отрывающей подрастающее поколение отгуманистического наследия духовных традиций прошлого. Этот перечень убедительно свидетельствует о том, что образование должно, наконец, получить статус главной социальной силы, обеспечивающей реализацию принципов опережения в развитии общественного интеллекта. Разумеется, кризис образования каждая страна пытается преодолеть по-своему. В США, например, в середине 30-х годов президент Ф. Рузвельт продлил пребывание молодёжи в школах Америки на 2 года и тем самым уменьшил безработицу среди молодёжи и подготовил квалифицированную рабочую силу для будущего экономического подъёма. В России поступили наоборот, увеличив за счёт школьников, по разным причи- -Наршое вбршмш 1И ZOOO- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ нам изгнанных из школы, число безработных и криминалов. Недавно в США задались вопросом: почему японцы теснят их на многих рынках, даже автомобильном? И пришли к выводу: экономический успех зависит от образования не элиты, а миллионов рядовых исполнителей. Американский инженер технически образован лучше, чем японский, но японский рабочий — лучше американского. В США поставили задачу — сделать образование лучшим в мире. Очень жаль, что в то время, когда в мире все более практикуется межсистемный подход к образованию, в России он ограничивается разработками узковедомственных структур. В итоге школьники не знают даже уровня современного отечественного производства и ни одно предприятие в России, как сообщила недавно газета «Известия», не выпускает конкурентоспособную продукцию. Современная система образования, к сожалению, перестаёт быть не только гарантированным пропуском в наиболее уважаемые круги общества, но и условием достойного существования. В результате острого дефицита финансового и материально-технического обеспечения отрасли, в ней вспыхнули социальные конфликты. В образовательном секторе работают свыше пяти миллионов человек — это массовая профессия. В последние годы мы пережили интенсивные коллективные выступления учителей — вплоть до забастовок. (В 1995 году их было 412.) Но общество и правительство, похоже, озабочены конфликтами шахтёров больше, нежели учителей...^ СЛУЧАЙ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Идёт заседание педсовета. Обсуждается вопрос присвоения учителю математики Н.И. Волковой высшей квалификационной категории. Завуч школы М.К. Васильева выступает против, сообщая о ряде недостатков в работе Волковой. Учительница, уже немолодая, но весьма энергичная женщина с большим стажем работы в этой школе, негодует: — Как вам не стыдно, Мария Константиновна, сводить личные счёты! Ваша дочь отстаёт по геометрии, я с ней совершенно бесплатно занималась всё полугодие, и вы молчали. А сейчас по семейным обстоятельствам я не имею свободного времени, не могу после уроков заниматься с Любой, и у неё появились низкие оценки. Но это не доказывает, что я — плохой учитель... Этот конфликт послужит нам для осмысления понятий, необходимых при анализе взаимоотношений любых оппонентов. Прежде всего, отметим, что из сферы деловых отношений конфликт сразу же перешёл в сферу межличностную. Подобное перемещение весьма типично, хотя в сложных ситуациях его заметить значительно труднее. Волкова вполне могла ожидать конфликта с завучем, которому по должности надлежит осуществлять контроль за деятельностью учителей. Завуч же никак не ожидала подобного поворота событий. Поведение сторон обусловлено здесь противоположными целями, несовпадающими интересами. Это — база конфликта. Но возникает он только тогда, когда начинаются осознанные столкновения оппонентов. Важным элементом является объект, обусловивший возникновение конфликтной ситуации. Может показаться, что объект — квалификационная категория. Но тогда оппонентами были бы все учителя школы. Фактически же объектом конфликта стало право завуча контролировать исполнение учителями нормативных требований. Однако учительница произвела подмену объекта конфликта. Инцидент могут вызвать и другие способы такой подмены. Например, можно обвинить директора в грубости или придирчивости. Если руководитель прислушается и изменит поведение, он тем самым признает своё поражение, что может привести к рецидиву нарушений. Если же, напротив, директор будет придерживаться прежней линии поведения, может создаться впечатление о его непорядочности («хочет убрать неугодного учителя») и опять-таки стать поводом для инцидента. Тактика поведения опытных администраторов — регуляция социальной дистанции в отношениях с учителями. Горе руководителю, который общается с подчинёнными на уровне «вась-вась», похлопывая всех по плечу, представляя себя этаким рубахой-парнем, «демократом». Авторитета у такого руководителя не будет. Грань, разделяющая поведение человека и поведение должностного лица, практически незаметна. В описанном случае завуч перешла эту грань, принимая услуги учительницы и ставя себя в психологическую зависимость от неё. Вообще для нравственной атмосферы в коллективе крайне пагубно, если кто-то из работников оказывает услуги начальнику, а уж тем более «особые услуги», связан с ним^ отношениями родства или давней дружбы. Редко кому удается в такой ситуации проявлять требовательность, объективность, принципиальность. А потворство начальника, его «особая благосклонность», как ржавчина разъедает коллектив, разрушает авторитет руководителя. -Народное образование № 2000 рВРДМ»ВДТИ1ЬНЫЙ^ ДИНАМИКА КОНФЛИКТА Всемирную известность получил эксперимент М. Шерифа (1954, штат Калифорния). Это исследование проводилось в летнем лагере для подростков. Приехавшие в лагерь мальчики были разделены на две группы: «орлов» и «гремучих змей». Внутри-лагерная жизнь организовывалась раздельно для каждой группы, и главным образом состояла из соревнований. При этом ка- Главный вывод из эксперимента — роль совместной деятельности в ликвидации и предотвращении конфликтов. В прежние времена все студенты ездили «на картошку» — убирать урожай. Соборный труд позволял лучше узнать друг друга, «на картошке» завязывались тесные дружеские отношения, порой на всю жизнь. Рассматривая динамику конфликта, можно предложить рекомендации на начальном его этапе: недостаточно, что затраты превзойдут выигрыш. Очень многое в выборе стратегии и тактики зависит от уровня развития группы, от культуры участников конфликта. Тем не менее директору и учителю не стоит забывать, что всякий конфликт необратим: конфликт забудется — урок останется. Многое зависит здесь от руководителя. Порой бывает трудно выйти из ситуации, которую народ метко Начальный этап развития конфликта и необходимые действия ^ МОМЕНТЫ РАЗВИТИЯРЕКОМЕНДАЦИИ Ощущение неблагополучия, тревожность. Неприязнь, поиск причин. Разведка, провокации, дезинформация. Приписывание вины, построение негативной персонификации. Эмоциональная мобилизация: обидчивость, агрессивность, месть. Упрёки, «ТЫ — высказывания»: «Ты обманщик», «Ты лентяй». Пойми, успокой, улыбнись. Укажи истинную причину. Информируй! Предложи альтернативную персонификацию. Укажи подлинные интересы и отдели личность от позиции. Отделяй информацию от эмоций. Переходи к «Я—высказываниям». «Я чувствую себя обманутым», «Моё (наше) дело страдает...» 11. кая-то rgynna обязательно выигрывала ,(объективная предпосылка конфликта). В, результате между отрядами возникли враждебные взаимоотношения. Взаимные оскорбления,потасовки и групповые драки стали в лагере самым обычным явлением (субъективный фактор — создание «образа врага»). Тогда администрация лагеря стала создавать трудности, которые могли быть успешно преодолены только при условии объединённых усилий обеих групп (поломка водопровода, неисправность грузовика, подвозившего продовольствие и т.п.). Между участниками совместной деятельности ссоры затухали, стали возникать дружеские отношения. При отъезде из лагеря члены обеих групп изъя-^ вили желание возвратиться до*; мой в одном автобусе. В ходе развития конфликта возможны такие стратегии: а) «Всё или ничего». Этот путьможно сравнить, воспользовавшись метафорой лицейских друзей Пушкина, о наброшенной нашею петле, которая стягиваетсяот сопротивления: «Нет середины: или терпи, как держат тебя наверёвке, или борись, но с твёрдым намерением разорвать петлюили удавиться»; б) «Компромисс»: переговоры,торг, сделка. Временное перемирие в длительной войне. Формальное соглашение не на эмоциональном, а лишь на поведенческом уровне участников; в) «Изменение цели»: участникзамещает цель более для негозначимой; , f) «Незначимость»; участник го.т.казьшайтея от борьбы, например, осознав, что у него ресурсов обозначил: «Я начальник — ты дурак, ты начальник — я дурак». Это применимо и в отношениях с учениками. Чтобы принять верное решение, нужно чувствовать своего партнёра, уметь предугадать, какой ход он сделает. С.Л. Рубинштейн писал: «Педагог, который строит свою работу с учётом только внешней, формальной характеристики поведения учащегося, не раскрывая его внутреннего содержания, по существу, не ведает, что творит». К сожалению, нередко конфликт возникает из-за неправильного понимания учителем поступков ребят, их взаимоотношений. Ученица зачиталась на уроке, не слышала, как её вызывают. Когда вышла отвечать, класс засмеялся. Учитель приписал причину смеха тому, что девочка якобы сказала нечто обидное по его адресу, и -Народное обрашше 1И 2000-ОЕРД»ОВДТ1ЛЬНЫЙ «Любимчики» директора или завуча Те, кто настойчиво требует Представители школьной администрции Учителя, имеющие звание Тот, кто лучше работает Тот, кому положены льготы Тот, кто нуждается в льготах Члены школьного профкомавместо того, чтобы выяснить причину, начал мстить. Пришлось девочке переводиться в другую школу... ^ КОНФЛИКТЫ С КОЛЛЕГАМИ В школах уровень конфликтов значительно выше, чем в производственных организациях. Социальная психология издавна выделяет в служебных отношениях две независящих одна от другой функции лидера: инструментальную и социально-экспрессивную. Первая сводится к тому, чтобы побудить подчинённых выполнять предписанные им обязанности. При этом не должно быть места сантиментам: и руководитель, и работники выступают лишь как инструмент организации для достижения целей. Вторая функция перемещает центр внимания на представления работников о самих себе, о мотивах своего поведения, на устранение мешающих делу напряжений и конфликтов, на активизацию хорошего настроения. Соответственно отношения в организации делятся на формальные и неформальные. Существуют различные формы влияния работника на администрацию: — усиление собственных ресурсов (например, удачное выступление на педагогическом семинаре); выжидание, удержание предыдущего состояния (включаянекоторые уступки); риск; принуждение; ложные манёвры, дезинформация. Недовольство может прорваться в инциденте, руководство в ответ примет санкции. Эти действия обсуждаются в неформальной обстановке, рождается групповая солидарность, возникает оппозиция, которая берёт на вооружение слово «справедли- вость». Формулируются требования и определяется адресат. Если не удаётся достигнуть компромисса, администрация нередко находит способ избавиться от «зачинщиков» — применяет силу, и конфликт уходит в подполье, но не гаснет, а будет проявляться в «партизанских» вспышках. На первом месте в ряду факторов, создающих напряжённость в педагогическом коллективе, остаётся проблема учебной нагрузки и неудобного расписания уроков. По данным социологических исследований, их упомянул, как причину недовольства администрацией, каждый девятый из деся-,ти учителей. Льготы и привилегии, установившиеся в учительских коллективах, нередко также становятся причиной конфликтов. Исследования показали, что с этим утверждением согласны: среди директоров — 33,4%, среди завучей — 55,8%, среди учителей — 65,3%. В основе этого явления — слабая зависимость оплаты от результатов и качества труда, отсутствие чётких критериев оценки труда учителя. По мнению учителей, привилегиями и льготами пользуются такие категории работников школы:Директора школ на словах очень высоко ценят инициативу и Новаторство, но тем не менее многие из них предпочитают людей хоть и бездарных, но преданных, послушных — так спокойнее. Ценность правдивости, искренности отошла на второй план. Р.Х. Шакуров выделил 22 признака, отли- чающих приятных (с точки зрения директоров) учителей от неприятных. Расположив эти признаки по мере убывания условных баллов («наиболее приятные учителя»), он построил шкалу. Первые места в ней занимали: «Умение правильно выражать замечания, критику», «скромность», «добросовестность, ответственность, трудолюбие», «любовь к учащимся», «уважение к людям, такт, вежливость». Последние места на этой шкале занимали: «самостоятельность в работе», «умение открыто критиковать недостатки коллег», «широкая эрудиция, разносторонность интересов», «мастерство». Шкала показывает, что руководители школ (да только ли школ?) прежде всего ценят в подчинённых управляемость, нестроптивость. Обобщая ряд исследований, отметим типичные предпосылки возникновения школьных конфликтов: нервные перегрузки учителей; неравномерные производственные нагрузки (одни Вгибаются под тяжестью работы, другиеходят — руки в карманы); потеря надежды удовлетво- 61,5% 59,5% 58,7% 44,8% 44,5% 36,8% 31,5% 29,5% рить потребность исправить дело иным способом. Подавляющее большинство учителей искренне любят свою профессию, не в силах отделить себя от своей профессиональной самооценки. Поэтому среди педагогов встречаются попытки утвердить самооценку путём дискредитации окружающих. Но в -Народш alpiniimn №8 ZOOO ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙЛичностные типы учащихся и советы учителю Таблица 2 ^ Симптомы поведения ученика и рекомендации учителюэтом тоже большая вина руководителя: директора ведь часто очень скупы на похвалу, на моральное или материальное поощрение. А поскольку продвижение «по служебной лестнице» в школе ограничено, учителя и Признак и причинаПедантичные — не увереныв себе, повышенная ответственность.Демонстративные — театральны: врёт и верит сам.Бегство в болезнь. «Душа»конфликта.Возбудимые — импульсивны от неутолённых влечений.Запальчивы, грубы, взрываемы. Властны, нетерпимы, эгоистичны.Застревающие — обидчивы,злопамятны, подозрительны,честолюбивы. В жизни — череда успехов и неудач. Враждебны к строгостям.Тревожные — пугливы, сторонятся сверстников. Их обижают, бьют.Гипертимики — оживлены,активны, веселы. Уход от решения — хочет увести от обсуждения, подменитьтему. Соглашается даже на невыгодное решение, но потом не будетвыполнять. Отрицает проблему — мол,«само рассосётся». «Я хочу» — однозначно отвергает твои интересы. «самоутверждаются» таким способом. Существует четыре основных правила поведения в конфликте: — выяснить, в чём его причина; — найти возможную областьсогласия;Таблица 1 Рекомендации педагогу Не давай срочной работы, воспитывай волю. Разоблачи хитрости, требуй фактов. Учи считаться с другими. Объясни характер: пусть сдерживается. Переключи на физический труд. Последовательно предъявляй одни и те же требования, учитывай честолюбие. Не будь категоричен, подбадривай, внушай веру в успех. Переключай на полезное дело. 1. Настаивай. Не упусти инициативу. Предложи интересный вариант. Уясни его интересы, побуждай. Установи сроки, контроль,санкции. Вызови желание обсудитьпроблему,покажи путирешения. Спокойствие, осмотрительность, доброжелательность, ноодновременно и твёрдость — сделать шаг навстречу партнёру; — сосредоточиться на проблеме.^ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ Каждый педагог знает, что классы бывают разные. В г. Костроме, в коллективе профессора Л. Уман-ского, родилась идея: выделить пять ступеней развития коллектива. Были предложены символические обозначения: сыпучий песок; мягкая глина; мерцающий маяк; алый парус; пылающий факел. Уровень развития зависит от многих факторов. Немаловажное значение среди них имеет состав класса (см. табл. 1). Некоторые учёные выделяют 12 характерных типов: агрессивные («танки», «снайперы», «взрыватели»); жалобщики (считают себя не в силах справиться с проблемами), сверхпокладистые (всегда соглашаются, но не выполняют); вечные пессимисты (уверены, что всё равно ничего не получится), всезнайки («бульдозеры», «пузырьки» — ставят себя выше других) и др. Чрезмерно развитые названные качества приводят к конфликтам. В таких случаях советы педагогу: — осознай, почему он такой(«каток», — так как боится); как удовлетворить его нужды; преодолей свои эмоции; не принимай на свой счёт —он такой со всеми; отдифференцируй — можетбыть, он только похож на трудного; если попадаешь под его влияние, остановись: «Я не такой». Способы реакции учителя на частные симптомы показаны в таблице 2. Учитель — представитель общества, эталон его требований. И по каким-то неуловимым для постороннего наблюдателя признакам учащиеся определяют линию . -Ицмдш iln»iiHii ИМ ZOOO- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ его поведения, узнают, как можно (или нельзя) вести себя с этим человеком. Они постоянно проверяют выдержку, находчивость, хладнокровие, осведомлённость, настойчивость учителя. ... Конец семидесятых. На урок обществоведения опаздывают двое старшеклассников. «Проспали, смотрели хоккей...» А это были первые в истории нашей страны игры «Канада — СССР» и транслировались они поздно ночью. «Пять — в журнал за патриотизм, но в дневники я напишу-таки замечание за несоблюдение режима», — реагирует учитель, вызывая общий восторг. К сожалению, так получается далеко не.всегда. В одной из школ произошёл такой случай. Десятый класс ушёл с урока литературы. Учащиеся требовали заменить учителя. Завуч удостоверил, что квалификация педагога недостаточна, но заменить некем. Поскольку до конца учебного года осталось всего два месяца, уговорил учеников: дотерпите! Они пришли на урок, но вести занятия отказался уже учитель. Потребовал наказать зачинщиков, а также, чтобы класс извинился. Педсовет и родители убедили ребят, они послушно извинились. Но исчерпан ли конфликт? Конфликтная ситуация создана здесь прежде всего руководством школы: оно направило в класс неквалифицированного учителя. Нетребовательность руководителя к компетентности человека, принимаемого на работу, рано или поздно приведёт к конфликту. Это неизбежно. Кадры «числом поболее, ценою подешевле» дорого обходятся школе, делу, всему коллективу, в том числе и самому руководителю. В случае с учителем литературы конфликтная ситуация не устранилась, конфликт загнан в подполье. Учитель не успокоился,он подменил объект конфликта: те- перь им стало право учащихся судить учителей. Ранг подростков был принижен до нулевого («нарушители дисциплины»), а ранг педагога поднят до максимального («представляет учительство»). Возможны и такие изменения в коллективе: старшеклассники получат право сомневаться в компетентности учителей, это вынудит педагогов повышать квалификацию. При анкетировании и обсуждении его результатов выяснилось, что ученики и учителя по-разному понимают понятие «конфликт». Так, если учитель делает замечание ученику, он не склонен воспринимать это как «конфликт»: просто это реакция на определённый факт. Для ученика же оценка его личности, отношение к нему учителя — это фиксация его положения в системе внутриклассных отношений, короче — самый настоящий конфликт. Поэтому частота конфликтов по мнению учеников выше, чем по мнению учителей. Школьники не всегда понимают, за что их бранят и склонны обвинять учителя в предвзятом отношении. Большинство подростков полагают, что не следует отстаивать своё мнение при несогласии с оценкой учителя. Родители соглашаются с оценкой и применяют санкции, её подкрепляющие. Тем самым у ученика формируется низкая самооценка, пропадает желание учиться, а это ведёт к обвинениям учителя в предвзятости, в неумении объяснять материал. Опытные учителя считают; что целесообразно постоянно знакомить учащихся с нормами оценок устных и письменных работ, практиковать оценивание работы на уроке одноклассниками и самооценки школьников, чаще практиковать тестирование и рейтинговые контрольные рабо- ты, в отношениях с учащимися учитывать психологические особенности подросткового возраста, больше внимания уделять методам убеждения и поощрения, реже применять наказания. Грустно, что в дневники мы чаще вписываем замечания о нарушениях, реже — слова благодарности. В сегодняшней школе кабинет директора стал местом наказания. Страх отгораживает ребёнка от взрослого, учит не контролировать поведение, а не попадаться. Некоторые полагают, что если исчезнет страх, будет утрачен мотив школьного поведения. Но так воспитывается в лучшем случае конформист, лицемер, человек безответственный. И в конечном счёте — безнравственный. В педагогической литературе описан случай, когда в первый класс поступила девочка с выраженными физическими недостатками. Учительница строго запретила её дразнить, и дети послушно скрывали неприязнь. Но в четвёртом классе отказались с нею общаться, а в пятом стали бить. На возмущенный вопросручитель-ницы: «Как вы можете?» одноклассники возразили: «А если она плохая?». Психологически объясняется данный случай тем, что если ребёнок не нравится одноклассникам, он получает низкие оценки всех своих качеств (независимо от их реального содержания), поскольку дети оценивают его как «плохого», и эта установка определяет все их суждения. Из описанного случая в своё время был сделан справедливый вывод о том, что задачи воспитания, стоящие перед педагогами начальной школы, во многом определяются требованиями подросткового возраста. Объектом конфликта стало здесь право школьников на внимание и заботу учителя. Оппо- - Народное ^ Шрмпш №1 2000 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ нентами стали, с одной стороны, «золушка» и учитель, с другой стороны — весь класс. Получив благодаря поддержке учителя высокий ранг, «золушка» успокоилась, не выработала навыков активного построения отношений, не с