Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Разное"


Cols=2 gutter=20> Вадим ольшанский

Вадим ОЛЬШАНСКИЙ,кандидат философскихнаук, профессорНаталья ВОЛЖСКАЯ,заместитель директорапо экспериментальнойработе школы № 818г. МосквыШКОЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ: КАК ИХ ПРЕДУПРЕДИТЬ И РАЗРЕШИТЬ Ни один трудовой коллектив не обходится, к сожалению, без конфликтов. Они бывают порой разрушающими, крайне мешающими делу. Но психологи считают, что в конфликте есть и положительные стороны — он вскрывает противоречия, становится стимулом к движению, к развитию. Но при всём диалектическом отношении к конфликтам нельзя не признать, что всё же каждый из них тяжело переживается в коллективе, ухудшает нравственный климат, выбивает сотрудников из колеи. Поэтому знать анатомию конфликта полезно каждому руководителю школы. Об этом — предлагаемая вам статья. Для чего изучать конфликты? Чтобы знать, как действовать: ди­агностировать, регулировать, предотвращать, а иногда и стиму­лировать. Нам предстоит разо­браться в том, что такое конфлик­ты, как они развиваются, каковы особенности их протекания в ус­ловиях школы. Не обойтись и без практических рекомендаций, на­правленных на предупреждение и безболезненное разрешение конфликтов между администра­цией школы и учителями, между учителем и воспитанниками.^ АНАТОМИЯ КОНФЛИКТА В психологическом словаре да­ётся такое определение кон­фликта: «Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — трудно разрешимое противоре­чие, связанное с противоборст­вом и острыми эмоциональными переживаниями». Различают внутриличностные, межлично­стные и межгрупповые конфлик­ты. В любом случае — это борь­ба двух сторон по различным поводам. Конфликты вездесу­щи, меняются лишь их формы, участники, шансы на выигрыш. Современная школа требует совместной деятельности многих учителей. На работе мы удовлет­воряем некоторые свои потребно­сти и получаем средства для удов­летворения других. Обособление же предоставляет нам возмож­ность самоопределиться, и неред­ко именно эта потребность ведёт к конфликту. Психологи представляют кон­фликт как интеллектуальное вза­имодействие сторон, как проти­воположность целей. В этом — внутренняя природа любого кон­фликта. Он возникает как ре­зультат несовместимости пред­ставлений о ситуации, о поступ­ке, о способах действия. Кон­фликт прекратится, если сторо­ны удовлет-ворены выигрышем (или проигрышем) или призна­ют, что продолжение столкнове­ния бессмысленно (себе доро­же). У Джека Лондона в одном из рассказов есть ситуация: два охотника поссорились не на жизнь, а на смерть. И тогда тре­тий, в твёрдости слова которого они не сомневались, сказал: «Ладно, сразитесь. Но учтите: того, кто останется живым, при­кончу я сам». В результате со­перники отказались биться. Некоторое представление о конфликте даёт шахматная пар­тия, поскольку отражает (по крайней мере одну) очень суще­ственную его сторону: навязыва­ние своей воли противнику, стремление побудить его посту­пить так, а не иначе. Делая ход «а», игрок вынуждает другого от­ветить ходом «б»... Применимы ли изложенные мысли к труду директора школы, учителя? Каждый из них имеет потенциальную возможность как бы проникнуть во внутренний мир другого человека — ученика ли своего коллеги и деформиро­вать этот мир в угоду программе или обучения, или своим пред­ставлениям о чём-то. Так в прин­ципе осуществляется обучение и воспитание. Особенно важно, чтобы участник образовательно­го процесса оказался на голову выше своего оппонента. Вот случай из школьной прак­тики. В девятом классе учитель обращается к Николаю: От чего зависит место эле­мента в таблице Менделеева? Да пошли вы со своей хими­ей! — грубо отвечает подросток ивыбегает из класса. Учитель не­возмутимо задаёт тот же вопрос-Народим образование Ы 2000-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙдругому ученику, спокойно вы­слушивает ответ, а во время пере­мены подходит к Николаю, и, дру­жески обняв его, выясняет, в чём причина столь бурной реакции. Оказывается, причина — во вза­имоотношениях с девушкой. Учитель в этом случае нашёл в себе силы не поддаваться на про­вокацию. Чтобы принять пра­вильное решение в конфликте, необходимо полностью осознать ситуацию и возможную дезин­формацию.^ ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ И ТИПЫ КОНФЛИКТОВ Характерной особенностью конфликтов является реактив­ность. Преподаватель г. Мелито­поля Алексей Леонтьевич Вес­нин приводит такую ситуацию. К остановке подошёл автобус. Спортивного вида пожилой муж­чина пропустил перед собой двух школьников с портфелями, де­вушку, подсадил старушку с тя­жёлой сумкой и только после это­го вошёл в салон автобуса. В са­лоне привычно взялся за пору­чень. И тут сидящая рядом пол­ная дама лет пятидесяти встала, уступая ему место. Помилуйте, где это видано,чтобы дама... — он попытался об­ратить всё в шутку. Но вы же старше! Что же мы будем загляды­вать в паспорта, — он уже с тру­дом сдерживался. Оно и без паспорта видно,что вы старик. Ну, положим, и вы не моло­духа. К тому же, с вашей ком­плекцией... А ты просто нахал. Из приведённого отрывка вид­но, как «разгорается» конфликт: от первой допущенной неловкос­ти распространилась цепная ре­акция взаимных оскорблений. Различаются конфликты дело­вые и личностные. Столкновение с оппонентом может быть вызва­но различием представлений о путях достижения определённой цели, о качестве труда, отноше­нии к делу. Очевидно, что цель может быть достигнута разными путями: здесь могут быть недоб­росовестность, обман, стремле­ние увильнуть от работы и т.д. В нашем примере конфликт яв­ляется самоцелью: у субъекта возникла потребность «сбросить напряжение», на ком-то «сорвать злость». В педагогической, весь­ма нервной профессии далеко не все конфликты являются деловы­ми. Часто обсуждается, казалось бы, исключительно производст­венный вопрос, но у кого-то со­здалось впечатление, что ущем­лено его самолюбие, что его «не­дооценили», и тогда конфликт де­ловой сменяется личностным. Учителям поэтому очень важно контролировать себя: одному не стоит «распускаться», другому важно вовремя промолчать, не поддаться на провокацию. Наконец, конфликты, о чём мы упоминали, бывают продуктив­ные, способствующие достиже­нию целей каждой из сторон, и деструктивные, когда один или оба участника ощущают утрату чего-то. Разумеется, это не ис­черпывает всего разнообразия. Распространены группировки по составу и количеству участни­ков, по сферам проявления, по интенсивности и т.д. В конфликтах очень часто вино­ваты мы сами. В коллективном труде нельзя руководствоваться только своими интересами, про­являть свои негативные качества. Руководствоваться стоит прежде всего интересами дела.^ СТОИТ ЛИ ОПАСАТЬСЯ КОНФЛИКТОВ? Известный чиновник Людови­ка XIV Ф. де Каллер (1645-1717) советовал: «Скрывайте действи­тельные чувства, держите в тай- не действительные интересы; ни­когда не показывайте, что вы — отличный манипулятор, — этот талант надо держать в секрете; всегда используйте слабые сторо­ны других, льстите, используйте смущение». Подобными рекомен­дациями и сегодня руководству­ются некоторые руководители и педагоги, опасаясь напряжённос­ти в своих отношениях с окружа­ющими или маскируя свою уп­равленческую некомпетент­ность. Наиболее опасны столкнове­ния представителей администра­ции с учителями, школьников с педагогами. Конфликт с началь­ством грозит человеку лишением премий, понижением зарплаты, административными взыскания­ми, потерей перспективы на про­движение по службе и так далее. Всё это не может не сказаться на качестве труда учителя, его пове­дении в классе. По данным С.С. Хапаевой, 35-40% детских не­врозов занимают дидактогенные неврозы — следствие психологи­ческих травм, неумышленно (а то и умышленно) нанесенных учите­лями. Вред школьных конфликтов в том, что они приводят к сниже­нию эффективности совместной деятельности руководителя и коллектива, учителя и класса. Снижается заинтересованность, растёт критицизм, ворчливость, повышается «температура реак­ций», люди защищаются один от другого часто без особой необхо­димости, избегают общения. В такой ситуации в коллективе пре­обладает плохое настроение, про­является рассеянность, мелкие ошибки, люди перестают выска­зываться вслух, уходят в себя. Неаккуратность, нарушение сро­ков выполнения работы, несовпа­дение намерений — всё это сни­жает качество совместного тру­да, уровень групповой сплочённо­сти. В такой ситуации появляют- - Народное образование 1И 2000 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ся люди, с которыми никто не хо­чет иметь дела. Руководитель в такой ситуации должен занять принципиальную позицию, не потакать «и нашим, и вашим», полностью дезориенти­руя коллектив. Всегда найдутся люди, которые, глядя на либе­ральное отношение начальства к нарушителям производственной дисциплины, скажут: «Почему ему всё можно, всё сходит с рук, а мне нельзя?» Такие мнения ве­дут к распаду коллектива. А если это будет повторяться, — не жди­те от остальных работников дело­витости, добросовестности и уж тем более самоотверженности. Отношение к подобного рода конфликтам — тест на професси­ональную компетентность руко­водителя. Преступно занимать руководящий пост, не научив­шись управлять людьми, их взаи­моотношениями. Как мы уже говорили, кон­фликт может принести и пользу. В каких же случаях? ' Само существование школы как организации происходит на фоне непрерывно развивающейся конфликтной ситуации. За каче­ством обучения необходим кон­троль, поэтому предусмотрены определённые должности, обес­печивающие выполнение этой функции, порождающей кон­фликты. Именно в конфликтах выявля­ются противоречия,препятствую­щие организационной культу­ре школы. К. Ушаков определяет это понятие как «набор представ­лений о способах деятельности, нормах поведения, набор привы­чек, писаных и неписаных пра­вил, запретов, ценностей, ожида­ний, представлений о будущем и настоящем и др., сознательно или бессознательно разделяемых большинством членов организа­ции». В школе принято: строгая одежда, дистанция с детьми, не критиковать начальство на собра- ниях, здороваться с коллегой за руку, не опаздывать на урок, от­мечать дни рождения учителей, не уходить домой сразу после уро­ков, считать, что родители неком­петентны в обучении и воспита­нии и т.п. Педагог, нарушающий эти правила, рискует стать отвер­женным, вызвать конфликт. Но он тем самым и побуждает членов коллектива задуматься над сте­реотипами профессии. Конфликты часто позволяют сбросить напряжение, «очистить воздух», сформировать рацио­нальное поведение отдельных членов коллектива. Человек учится распознавать собствен­ные побуждения, их субъектив­ную и социальную значимость, расширяется репертуар межлич­ностных реакций. Неслучайно ведь именно после драки дети ча­сто становятся друзьями. Нако­нец, конфликты учат различать друзей и врагов, единомышлен­ников и людей случайных, вре­менщиков. Конфликты заставляют понять смысл подлинной нравственнос­ти: классический пример — внут­реннее противоречие, сформули­рованное римским поэтом Овиди­ем: «Знаю лучшее, но следую худ­шему». Неизбежный в конфликте об­раз врага повышает чувство спло­чённости группы. Коллектив можно считать сформировавшим­ся, если все его члены предвидят реакцию коллег. Баланс плюсов и минусов, которые приносят кон­фликты, зависит от уровня разви­тия коллектива школы, от про­фессионализма руководителя.^ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА Личная судьба каждого учите­ля неразрывно связана с систе­мой образования в целом, кото­рая неизбежно превращается в совокупность конфликтующих структур. Сегодня мировой кри­зис образования просматривает­ся по таким параметрам: — достаточно применить пятьпроцентов накопленного ядерно­го потенциала, чтобы уничто­жить всё живое на земле; — загрязнение окружающейсреды отходами производствапревосходит возможности само­защиты, самоочищения и само­восстановления биосферы; возрастает разрыв в уровнежизни между развитыми и разви­вающимися странами. Сегоднякаждый ребёнок, родившийся вразвитой стране, потребляет в20—30 раз больше ресурсов пла­неты, чем ребёнок в странах тре­тьего мира; функциональная неграмот­ность — подготовленные по при­вычным критериям специалистыпроявляли беспомощность и со­циальную безответственность врешении нетривиальных общест­венно значимых задач; стремительный рост моло­дёжной субкультуры, отрываю­щей подрастающее поколение отгуманистического наследия ду­ховных традиций прошлого. Этот перечень убедительно свидетельствует о том, что обра­зование должно, наконец, полу­чить статус главной социальной силы, обеспечивающей реализа­цию принципов опережения в развитии общественного интел­лекта. Разумеется, кризис образова­ния каждая страна пытается преодолеть по-своему. В США, например, в середине 30-х годов президент Ф. Рузвельт продлил пребывание молодёжи в школах Америки на 2 года и тем самым уменьшил безработицу среди молодёжи и подготовил квали­фицированную рабочую силу для будущего экономического подъёма. В России поступили наоборот, увеличив за счёт школьников, по разным причи- -Наршое вбршмш 1И ZOOO- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ нам изгнанных из школы, число безработных и криминалов. Недавно в США задались во­просом: почему японцы теснят их на многих рынках, даже автомо­бильном? И пришли к выводу: экономический успех зависит от образования не элиты, а миллионов рядовых исполни­телей. Американский инженер технически образован лучше, чем японский, но японский рабо­чий — лучше американского. В США поставили задачу — сде­лать образование лучшим в мире. Очень жаль, что в то время, ког­да в мире все более практикуется межсистемный подход к образова­нию, в России он ограничивается разработками узковедомственных структур. В итоге школьники не знают даже уровня современного отечественного производства и ни одно предприятие в России, как сообщила недавно газета «Извес­тия», не выпускает конкуренто­способную продукцию. Современная система образо­вания, к сожалению, перестаёт быть не только гарантированным пропуском в наиболее уважае­мые круги общества, но и услови­ем достойного существования. В результате острого дефицита фи­нансового и материально-техни­ческого обеспечения отрасли, в ней вспыхнули социальные кон­фликты. В образовательном сек­торе работают свыше пяти мил­лионов человек — это массовая профессия. В последние годы мы пережили интенсивные коллек­тивные выступления учителей — вплоть до забастовок. (В 1995 го­ду их было 412.) Но общество и правительство, похоже, озабоче­ны конфликтами шахтёров боль­ше, нежели учителей...^ СЛУЧАЙ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Идёт заседание педсовета. Об­суждается вопрос присвоения учителю математики Н.И. Вол­ковой высшей квалификацион­ной категории. Завуч школы М.К. Васильева выступает про­тив, сообщая о ряде недостатков в работе Волковой. Учительни­ца, уже немолодая, но весьма энергичная женщина с большим стажем работы в этой школе, не­годует: — Как вам не стыдно, Мария Константиновна, сводить лич­ные счёты! Ваша дочь отстаёт по геометрии, я с ней совершенно бесплатно занималась всё полу­годие, и вы молчали. А сейчас по семейным обстоятельствам я не имею свободного времени, не могу после уроков заниматься с Любой, и у неё появились низ­кие оценки. Но это не доказыва­ет, что я — плохой учитель... Этот конфликт послужит нам для осмысления понятий, необхо­димых при анализе взаимоотно­шений любых оппонентов. Преж­де всего, отметим, что из сферы деловых отношений конфликт сразу же перешёл в сферу меж­личностную. Подобное переме­щение весьма типично, хотя в сложных ситуациях его заметить значительно труднее. Волкова вполне могла ожидать конфликта с завучем, которому по должнос­ти надлежит осуществлять кон­троль за деятельностью учите­лей. Завуч же никак не ожидала подобного поворота событий. По­ведение сторон обусловлено здесь противоположными целя­ми, несовпадающими интереса­ми. Это — база конфликта. Но возникает он только тогда, когда начинаются осознанные столкно­вения оппонентов. Важным элементом является объект, обусловивший возник­новение конфликтной ситуации. Может показаться, что объ­ект — квалификационная кате­гория. Но тогда оппонентами бы­ли бы все учителя школы. Фак­тически же объектом конфликта стало право завуча контролиро­вать исполнение учителями нор­мативных требований. Однако учительница произвела подмену объекта конфликта. Инцидент могут вызвать и дру­гие способы такой подмены. На­пример, можно обвинить дирек­тора в грубости или придирчивос­ти. Если руководитель прислуша­ется и изменит поведение, он тем самым признает своё поражение, что может привести к рецидиву нарушений. Если же, напротив, директор будет придерживаться прежней линии поведения, мо­жет создаться впечатление о его непорядочности («хочет убрать неугодного учителя») и опять-та­ки стать поводом для инцидента. Тактика поведения опытных ад­министраторов — регуляция со­циальной дистанции в отношени­ях с учителями. Горе руководите­лю, который общается с подчи­нёнными на уровне «вась-вась», похлопывая всех по плечу, пред­ставляя себя этаким рубахой-парнем, «демократом». Авторите­та у такого руководителя не бу­дет. Грань, разделяющая поведе­ние человека и поведение должностного лица, практи­чески незаметна. В описанном случае завуч перешла эту грань, принимая услуги учительницы и ставя себя в психологическую за­висимость от неё. Вообще для нравственной ат­мосферы в коллективе крайне пагубно, если кто-то из работни­ков оказывает услуги начальни­ку, а уж тем более «особые услу­ги», связан с ним^ отношениями родства или давней дружбы. Ред­ко кому удается в такой ситуа­ции проявлять требователь­ность, объективность, принци­пиальность. А потворство на­чальника, его «особая благос­клонность», как ржавчина разъе­дает коллектив, разрушает авто­ритет руководителя. -Народное образование № 2000 рВРДМ»ВДТИ1ЬНЫЙ^ ДИНАМИКА КОНФЛИКТА Всемирную известность полу­чил эксперимент М. Шерифа (1954, штат Калифорния). Это исследование проводилось в лет­нем лагере для подростков. При­ехавшие в лагерь мальчики были разделены на две группы: «ор­лов» и «гремучих змей». Внутри-лагерная жизнь организовыва­лась раздельно для каждой груп­пы, и главным образом состояла из соревнований. При этом ка- Главный вывод из эксперимента — роль совместной деятельно­сти в ликвидации и предотвра­щении конфликтов. В прежние времена все студенты ездили «на картошку» — убирать урожай. Соборный труд позволял лучше узнать друг друга, «на картошке» завязывались тесные дружеские отношения, порой на всю жизнь. Рассматривая динамику кон­фликта, можно предложить реко­мендации на начальном его этапе: недостаточно, что затраты пре­взойдут выигрыш. Очень многое в выборе страте­гии и тактики зависит от уровня развития группы, от культуры участников конфликта. Тем не менее директору и учителю не стоит забывать, что всякий кон­фликт необратим: конфликт забу­дется — урок останется. Многое зависит здесь от руководителя. Порой бывает трудно выйти из ситуации, которую народ метко Начальный этап развития конфликта и необходимые действия ^ МОМЕНТЫ РАЗВИТИЯРЕКОМЕНДАЦИИ Ощущение неблагополучия, тревожность. Неприязнь, поиск причин. Разведка, провокации, дезинформация. Приписывание вины, построение негативной персонификации. Эмоциональная мобилизация: обидчивость, аг­рессивность, месть. Упрёки, «ТЫ — высказывания»: «Ты обманщик», «Ты лентяй». Пойми, успокой, улыбнись. Укажи истинную причину. Информируй! Предложи альтернативную персонификацию. Укажи подлинные интересы и отдели личность от позиции. Отделяй информацию от эмоций. Переходи к «Я—высказываниям». «Я чувствую себя обманутым», «Моё (наше) дело страдает...» 11. кая-то rgynna обязательно выиг­рывала ,(объективная предпо­сылка конфликта). В, результате между отрядами возникли враж­дебные взаимоотношения. Вза­имные оскорбления,потасовки и групповые драки стали в лагере самым обычным явлением (субъ­ективный фактор — создание «образа врага»). Тогда админист­рация лагеря стала создавать трудности, которые могли быть успешно преодолены только при условии объединённых усилий обеих групп (поломка водопро­вода, неисправность грузовика, подвозившего продовольствие и т.п.). Между участниками сов­местной деятельности ссоры за­тухали, стали возникать дружес­кие отношения. При отъезде из лагеря члены обеих групп изъя-^ вили желание возвратиться до*; мой в одном автобусе. В ходе развития конфликта воз­можны такие стратегии: а) «Всё или ничего». Этот путьможно сравнить, воспользовав­шись метафорой лицейских дру­зей Пушкина, о наброшенной нашею петле, которая стягиваетсяот сопротивления: «Нет середи­ны: или терпи, как держат тебя наверёвке, или борись, но с твёр­дым намерением разорвать петлюили удавиться»; б) «Компромисс»: переговоры,торг, сделка. Временное переми­рие в длительной войне. Фор­мальное соглашение не на эмоци­ональном, а лишь на поведенчес­ком уровне участников; в) «Изменение цели»: участникзамещает цель более для негозначимой; , f) «Незначимость»; участник го.т.казьшайтея от борьбы, напри­мер, осознав, что у него ресурсов обозначил: «Я начальник — ты дурак, ты начальник — я дурак». Это применимо и в отношениях с учениками. Чтобы принять вер­ное решение, нужно чувствовать своего партнёра, уметь предуга­дать, какой ход он сделает. С.Л. Рубинштейн писал: «Педа­гог, который строит свою работу с учётом только внешней, фор­мальной характеристики поведе­ния учащегося, не раскрывая его внутреннего содержания, по су­ществу, не ведает, что творит». К сожалению, нередко конфликт возникает из-за неправильного понимания учителем поступков ребят, их взаимоотношений. Уче­ница зачиталась на уроке, не слы­шала, как её вызывают. Когда вы­шла отвечать, класс засмеялся. Учитель приписал причину смеха тому, что девочка якобы сказала нечто обидное по его адресу, и -Народное обрашше 1И 2000-ОЕРД»ОВДТ1ЛЬНЫЙ «Любимчики» директора или завуча Те, кто настойчиво требует Представители школьной администрции Учителя, имеющие звание Тот, кто лучше работает Тот, кому положены льготы Тот, кто нуждается в льготах Члены школьного профкомавместо того, чтобы выяснить при­чину, начал мстить. Пришлось девочке переводиться в другую школу... ^ КОНФЛИКТЫ С КОЛЛЕГАМИ В школах уровень конфликтов значительно выше, чем в произ­водственных организациях. Соци­альная психология издавна выде­ляет в служебных отношениях две независящих одна от другой функции лидера: инструменталь­ную и социально-экспрессивную. Первая сводится к тому, чтобы побудить подчинённых выпол­нять предписанные им обязаннос­ти. При этом не должно быть мес­та сантиментам: и руководитель, и работники выступают лишь как инструмент организации для до­стижения целей. Вторая функция перемещает центр внимания на представления работников о са­мих себе, о мотивах своего пове­дения, на устранение мешающих делу напряжений и конфликтов, на активизацию хорошего настро­ения. Соответственно отношения в организации делятся на фор­мальные и неформальные. Существуют различные формы влияния работника на админист­рацию: — усиление собственных ре­сурсов (например, удачное вы­ступление на педагогическом се­минаре); выжидание, удержание пре­дыдущего состояния (включаянекоторые уступки); риск; принуждение; ложные манёвры, дезинфор­мация. Недовольство может прорвать­ся в инциденте, руководство в от­вет примет санкции. Эти дейст­вия обсуждаются в неформаль­ной обстановке, рождается груп­повая солидарность, возникает оппозиция, которая берёт на во­оружение слово «справедли- вость». Формулируются требова­ния и определяется адресат. Если не удаётся достигнуть компро­мисса, администрация нередко находит способ избавиться от «за­чинщиков» — применяет силу, и конфликт уходит в подполье, но не гаснет, а будет проявляться в «партизанских» вспышках. На первом месте в ряду факто­ров, создающих напряжённость в педагогическом коллективе, ос­таётся проблема учебной нагруз­ки и неудобного расписания уро­ков. По данным социологических исследований, их упомянул, как причину недовольства админист­рацией, каждый девятый из деся-,ти учителей. Льготы и привиле­гии, установившиеся в учитель­ских коллективах, нередко также становятся причиной конфлик­тов. Исследования показали, что с этим утверждением согласны: среди директоров — 33,4%, сре­ди завучей — 55,8%, среди учи­телей — 65,3%. В основе этого явления — слабая зависимость оплаты от результатов и качества труда, отсутствие чётких крите­риев оценки труда учителя. По мнению учителей, привилегиями и льготами пользуются такие ка­тегории работников школы:Директора школ на словах очень высоко ценят инициа­тиву и Новаторство, но тем не менее многие из них предпо­читают людей хоть и бездар­ных, но преданных, послуш­ных — так спокойнее. Цен­ность правдивости, искренности отошла на второй план. Р.Х. Ша­куров выделил 22 признака, отли- чающих приятных (с точки зре­ния директоров) учителей от не­приятных. Расположив эти при­знаки по мере убывания услов­ных баллов («наиболее приятные учителя»), он построил шкалу. Первые места в ней занимали: «Умение правильно выражать за­мечания, критику», «скром­ность», «добросовестность, от­ветственность, трудолюбие», «любовь к учащимся», «уважение к людям, такт, вежливость». По­следние места на этой шкале за­нимали: «самостоятельность в ра­боте», «умение открыто критико­вать недостатки коллег», «широ­кая эрудиция, разносторонность интересов», «мастерство». Шка­ла показывает, что руководители школ (да только ли школ?) преж­де всего ценят в подчинённых уп­равляемость, нестроптивость. Обобщая ряд исследований, от­метим типичные предпосылки возникновения школьных кон­фликтов: нервные перегрузки учите­лей; неравномерные производст­венные нагрузки (одни Вгибают­ся под тяжестью работы, другиеходят — руки в карманы); потеря надежды удовлетво- 61,5% 59,5% 58,7% 44,8% 44,5% 36,8% 31,5% 29,5% рить потребность исправить дело иным способом. Подавляющее большинство учителей искренне любят свою профессию, не в силах отделить себя от своей профессиональной самооценки. Поэтому среди пе­дагогов встречаются попытки ут­вердить самооценку путём дис­кредитации окружающих. Но в -Народш alpiniimn №8 ZOOO ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙЛичностные типы учащихся и советы учителю Таблица 2 ^ Симптомы поведения ученика и рекомендации учителюэтом тоже большая вина руково­дителя: директора ведь часто очень скупы на похвалу, на мо­ральное или материальное поощ­рение. А поскольку продвиже­ние «по служебной лестнице» в школе ограничено, учителя и Признак и причинаПедантичные — не увереныв себе, повышенная ответст­венность.Демонстративные — теат­ральны: врёт и верит сам.Бегство в болезнь. «Душа»конфликта.Возбудимые — импульсив­ны от неутолённых влечений.Запальчивы, грубы, взрывае­мы. Властны, нетерпимы, эго­истичны.Застревающие — обидчивы,злопамятны, подозрительны,честолюбивы. В жизни — че­реда успехов и неудач. Враж­дебны к строгостям.Тревожные — пугливы, сто­ронятся сверстников. Их оби­жают, бьют.Гипертимики — оживлены,активны, веселы. Уход от решения — хочет уве­сти от обсуждения, подменитьтему. Соглашается даже на невыгод­ное решение, но потом не будетвыполнять. Отрицает проблему — мол,«само рассосётся». «Я хочу» — однозначно отвер­гает твои интересы. «самоутверждаются» таким спо­собом. Существует четыре основных правила поведения в конфликте: — выяснить, в чём его причина; — найти возможную областьсогласия;Таблица 1 Рекомендации педагогу Не давай срочной работы, воспитывай волю. Разоблачи хитрости, требуй фактов. Учи считаться с другими. Объясни характер: пусть сдер­живается. Переключи на физический труд. Последовательно предъявляй одни и те же требования, учитывай честолюбие. Не будь категоричен, подбадри­вай, внушай веру в успех. Переключай на полезное дело. 1. Настаивай. Не упусти иници­ативу. Предложи интересный вариант. Уясни его интересы, побуждай. Установи сроки, контроль,санкции. Вызови желание обсудитьпроблему,покажи путирешения. Спокойствие, осмотритель­ность, доброжелательность, ноодновременно и твёрдость — сделать шаг навстречу парт­нёру; — сосредоточиться на про­блеме.^ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ Каждый педагог знает, что клас­сы бывают разные. В г. Костроме, в коллективе профессора Л. Уман-ского, родилась идея: выделить пять ступеней развития коллекти­ва. Были предложены символиче­ские обозначения: сыпучий песок; мягкая глина; мерцающий маяк; алый парус; пылающий факел. Уровень развития зависит от мно­гих факторов. Немаловажное зна­чение среди них имеет состав класса (см. табл. 1). Некоторые учёные выделяют 12 характерных типов: агрессив­ные («танки», «снайперы», «взры­ватели»); жалобщики (считают себя не в силах справиться с про­блемами), сверхпокладистые (всегда соглашаются, но не вы­полняют); вечные пессимисты (уверены, что всё равно ничего не получится), всезнайки («бульдо­зеры», «пузырьки» — ставят себя выше других) и др. Чрезмерно развитые названные качества приводят к конфликтам. В таких случаях советы педагогу: — осознай, почему он такой(«каток», — так как боится); как удовлетворить его нужды; преодолей свои эмоции; не принимай на свой счёт —он такой со всеми; отдифференцируй — можетбыть, он только похож на труд­ного; если попадаешь под его вли­яние, остановись: «Я не такой». Способы реакции учителя на частные симптомы показаны в таблице 2. Учитель — представитель об­щества, эталон его требований. И по каким-то неуловимым для по­стороннего наблюдателя призна­кам учащиеся определяют линию . -Ицмдш iln»iiHii ИМ ZOOO- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ его поведения, узнают, как мож­но (или нельзя) вести себя с этим человеком. Они постоянно прове­ряют выдержку, находчивость, хладнокровие, осведомлённость, настойчивость учителя. ... Конец семидесятых. На урок обществоведения опаздывают двое старшеклассников. «Про­спали, смотрели хоккей...» А это были первые в истории нашей страны игры «Канада — СССР» и транслировались они поздно но­чью. «Пять — в журнал за патри­отизм, но в дневники я напишу-таки замечание за несоблюдение режима», — реагирует учитель, вызывая общий восторг. К сожалению, так получается далеко не.всегда. В одной из школ произошёл такой случай. Деся­тый класс ушёл с урока литерату­ры. Учащиеся требовали заме­нить учителя. Завуч удостоверил, что квалификация педагога недо­статочна, но заменить некем. По­скольку до конца учебного года осталось всего два месяца, угово­рил учеников: дотерпите! Они пришли на урок, но вести занятия отказался уже учитель. Потребо­вал наказать зачинщиков, а так­же, чтобы класс извинился. Пед­совет и родители убедили ребят, они послушно извинились. Но ис­черпан ли конфликт? Конфликтная ситуация создана здесь прежде всего руководством школы: оно направило в класс не­квалифицированного учителя. Нетребовательность руководите­ля к компетентности человека, принимаемого на работу, рано или поздно приведёт к конфлик­ту. Это неизбежно. Кадры «чис­лом поболее, ценою подешевле» дорого обходятся школе, делу, всему коллективу, в том числе и самому руководителю. В случае с учителем литерату­ры конфликтная ситуация не уст­ранилась, конфликт загнан в под­полье. Учитель не успокоился,он подменил объект конфликта: те- перь им стало право учащихся су­дить учителей. Ранг подростков был принижен до нулевого («на­рушители дисциплины»), а ранг педагога поднят до максимально­го («представляет учительство»). Возможны и такие изменения в коллективе: старшеклассники получат право сомневаться в ком­петентности учителей, это выну­дит педагогов повышать квалифи­кацию. При анкетировании и обсужде­нии его результатов выяснилось, что ученики и учителя по-разно­му понимают понятие «кон­фликт». Так, если учитель делает замечание ученику, он не скло­нен воспринимать это как «кон­фликт»: просто это реакция на определённый факт. Для учени­ка же оценка его личности, отношение к нему учителя — это фиксация его положения в системе внутриклассных от­ношений, короче — самый настоящий конфликт. Поэто­му частота конфликтов по мне­нию учеников выше, чем по мне­нию учителей. Школьники не всегда понимают, за что их бра­нят и склонны обвинять учителя в предвзятом отношении. Большинство подростков пола­гают, что не следует отстаивать своё мнение при несогласии с оценкой учителя. Родители со­глашаются с оценкой и применя­ют санкции, её подкрепляющие. Тем самым у ученика формирует­ся низкая самооценка, пропадает желание учиться, а это ведёт к обвинениям учителя в предвзято­сти, в неумении объяснять мате­риал. Опытные учителя считают; что целесообразно постоянно знако­мить учащихся с нормами оценок устных и письменных работ, практиковать оценивание работы на уроке одноклассниками и са­мооценки школьников, чаще практиковать тестирование и рейтинговые контрольные рабо- ты, в отношениях с учащимися учитывать психологические осо­бенности подросткового возрас­та, больше внимания уделять ме­тодам убеждения и поощрения, реже применять наказания. Гру­стно, что в дневники мы чаще вписываем замечания о наруше­ниях, реже — слова благодарнос­ти. В сегодняшней школе каби­нет директора стал местом нака­зания. Страх отгораживает ре­бёнка от взрослого, учит не кон­тролировать поведение, а не попадаться. Некоторые полага­ют, что если исчезнет страх, бу­дет утрачен мотив школьного по­ведения. Но так воспитывается в лучшем случае конформист, ли­цемер, человек безответствен­ный. И в конечном счёте — без­нравственный. В педагогической литературе описан случай, когда в первый класс поступила девочка с выра­женными физическими недостат­ками. Учительница строго запре­тила её дразнить, и дети послуш­но скрывали неприязнь. Но в чет­вёртом классе отказались с нею общаться, а в пятом стали бить. На возмущенный вопросручитель-ницы: «Как вы можете?» одно­классники возразили: «А если она плохая?». Психологически объясняется данный случай тем, что если ре­бёнок не нравится одноклассни­кам, он получает низкие оценки всех своих качеств (независимо от их реального содержания), по­скольку дети оценивают его как «плохого», и эта установка опре­деляет все их суждения. Из опи­санного случая в своё время был сделан справедливый вывод о том, что задачи воспитания, стоя­щие перед педагогами начальной школы, во многом определяются требованиями подросткового воз­раста. Объектом конфликта стало здесь право школьников на вни­мание и заботу учителя. Оппо- - Народное ^ Шрмпш №1 2000 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ нентами стали, с одной стороны, «золушка» и учитель, с другой стороны — весь класс. Получив благодаря поддержке учителя вы­сокий ранг, «золушка» успокои­лась, не выработала навыков ак­тивного построения отношений, не с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Divorce Essay Research Paper Divorce The Effect
Реферат Развитие знаний о живой природе в период эллинизма
Реферат Выставки и ярмарки как инструменты маркетинговой технологии реализации туристского продукта
Реферат Проблемы распределения доходов и социальной защищенности в условиях рыночной экономики
Реферат Розробка та аналіз математичної моделі технологічного об єкта із заданими параметрами
Реферат Авель Вещий
Реферат Chemical Reactions Essay Research Paper Chemical reactions
Реферат Учет финансовых вложений счета 58 1,2,3,4
Реферат The Boston Massacre Essay Research Paper This
Реферат Feminism In Coleridge
Реферат Хирургия (Желчно-каменная Болезнь)
Реферат Глобализация интернационализация и национальные культуры
Реферат Некоторые аспекты экспертизы субтропических плодов
Реферат Понятие и методы исследования экономической географии
Реферат Общая часть Уголовного Кодекса РФ (Шпаргалка)