ЧАСТЬ VIIВЛАСТЕЛИН ВЕЧНОСТИ ЕГИПЕТ-2ГЛАВА 40ОСТАЛИСЬ ЛИ В ЕГИПТЕ ЕЩЕ КАКИЕ-НИБУДЬ СЕКРЕТЫ? Наступал вечер 26 ноября 1922 года. Английский археолог Говард Картер и его спонсор лорд Карнарвон вошли в гробницу юного фараона XVIII династии, который правил Египтом с 1352 по 1343 год до н. э. Имя этого фараона — Тутанхамон — вскоре прозвучало по всему миру. Через два дня, 28 ноября, "сокровищница" гробницы была взломана. В ней стояла большая золоченая усыпальница, и из нее можно было попасть в другую камеру, расположенную внизу. Вопреки обыкновению, у второй камеры, набитой драгоценными и прекрасными предметами, отсутствовала дверь; зато вход туда охраняло очень натурального вида изображение стража погребений бога Анубиса с шакальей головой. Выпрямив передние лапы и подняв уши, он, как собака, припал к крышке деревянного позолоченного гроба примерно 1,2 метра в длину, 0,9 метра в высоту и 0,6 метра в ширину. ^ Египетский музей, Каир, декабрь 1993 года Сидящий верхом на гробе, но теперь уже за пыльным стеклом витрины, Анубис на некоторое время приковал к себе мое безмолвное внимание. Его изображение было вырезано из дерева, дополнено лепниной, полностью покрыто черным лаком, а затем инкрустировано золотом, гипсом,12 Зак. № 392 322^ ГРЭМ ХЭНКОКСЛЕДЫ БОГОВ 323кальцитом, обсидианом и серебром; особенно эффектно выглядели глаза, внимательно поблескивавшие с беспокойным выражением свирепости и сосредоточенности одновременно. В то же самое время его тщательно вырезанная грудная клетка и упругая мускулатура производили впечатление сдержанной силы, энергии и ловкости. Захваченный силовым полем этой таинственной и мощной фигуры, я вспоминал мифы разных стран о прецессии, изучением которых я занимался последний год. Фигуры псов сновали из мифа в миф таким образом, что мне иногда начинало казаться, что все это подчиняется единому литературному сценарию, и символы собак, волков, шакалов и т.д. сознательно использовались давно умершими создателями мифов, чтобы провести посвященных через путаницу ключей к тайным источникам утерянного научного знания. Как я подозревал, среди этих источников был и миф об Осирисе. Он был больше, чем миф. Каждый год в Древнем Египте его представляли в виде пьесы-мистерии со своим драматическим сюжетом, дошедшим с доисторических времен в качестве бережно сохраненной традиции. При этом сохранялись, как мы видели в части V, данные по скорости прецессионного движения, которые были настолько точны и согласованны, что очень трудно списать их на игру случая. Столь же, по-видимому, маловероятна случайность того, что богу-шакалу отводилась центральная роль духа-проводника Осириса в его путешествии по преисподней. И еще напрашивается вопрос: какой смысл вкладывали древнеегипетские жрецы в титулы Анубиса, когда называли его "стражем тайных и священных писаний"? Под крышкой позолоченного гроба, где примостился Анубис, была обнаружена надпись: "Посвященный в секреты". Альтернативный перевод этих иероглифов звучит как "тот, кто находится на секретах", либо "страж секретов". А остались ли какие-нибудь секреты в Египте? После более чем столетия интенсивных археологических исследований, могут ли пески этой древней земли хранить еще какие-нибудь неожиданности?^ ЗВЕЗДЫ БЬЮВЭЛА И КАМНИ УЭСТА В 1993 году было сделано ошеломляющее открытие, которое показало, что нам еще предстоит многое узнать о Древнем Египте. И сделал его, кстати, не какой-нибудь заядлый археолог, старательно просеивающий пыль веков, Взаимное расположение пирамид Гизы в сравнении с расположением звезд пояса Ориона. а чужак, специалист в совершенно другой области. Это был Роберт Бьювэл, бельгийский инженер-строитель со склонностью к астрономии, обнаруживший в небе то, что упускали из виду специалисты, привыкшие смотреть только в землю под ногами. 12* 324 ^ ГРЭМ ХЭНКОК А увидел Быовэл следующее: в тот момент, когда звезды, входящие в состав пояса Ориона, пересекают меридиан Гизы, они располагаются в южном небе хоть и почти на одной прямой, но не совсем. Две нижние звезды, Ал-Нитак и Ал-Нилам, образуют идеальную диагональ квадрата, а третья, Минтака, оказывается, смещена влево от наблюдателя, то есть к востоку. И что любопытно: как мы видели в главе 36, именно так на плато Гизы размещены три загадочные пирамиды. Быовэл обнаружил, что на плане некрополя Гизы Великая пирамиды Хуфу соответствует положению Ал-Нитак, Вторая пирамида (Хафры) занимает место Аль-Нилам, а Третья пирамида (Менкаура) смещена к востоку по отношению к диагонали, образуемой двумя остальными, завершая, таким образом, то, что производит впечатление огромной диаграммы участка звездного неба. Неужели пирамиды Гизы действительно играют такую роль? Я знал, что последняя работа Бьювэла, которую очень тепло приняли математики и астрономы, подтверждает его подозрения. Он показал (подробнее об этом см. в главе 49), что эти три пирамиды действительно являются своего рода точной картой трех звезд из пояса Ориона, причем не только точно отображают их взаимное расположение, но и характеризуют своими относительными размерами их звездную величину. Более того, эта карта имеет продолжение к северу и югу, включая ряд других объектов на плато Гиза, причем опять с безошибочной точностью. Однако самое удивительное в астрономических упражнениях Бьювэла впереди: несмотря на то что некоторые особенности Великой пирамиды связаны астрономически с эпохой пирамид, монументы Гизы в целом так размещены, что образуют карту неба (а она, как известно, меняет свой вид в результате прецессии равноденствий) не так, как она выглядела в эпоху IV династии около 2500 года до н.э., а так, как она выглядела (и только так!) около 10450 года до н.э. Я приехал в Египет, чтобы осмотреть плато Гизы вместе с Робертом Бьювэлом и поспрашивать его о предложенной им теории. Кроме того, мне хотелось обсудить с ним, какое человеческое общество могло бы в те далекие времена обладать техническими познаниями, позволявшими точно измерить высоту звезд, и разработать такой амбициозный и математически обоснованный проект, как некрополь Гизы. И еще я намеревался встретиться здесь с другим исследователем, который бросил вызов ортодоксальной хроноло-^ СЛЕДЫ БОГОВ 325 гии Древнего Египта, утверждая, что им обнаружены серьёзные свидетельства существования высокоразвитой цивилизации в долине Нила не менее чем за 10 000 лет до того, как принято считать. Подобно астрономическим данным Бьювэла, это свидетельство всегда было под рукой, но оно не сумело привлечь внимания ведущих египтологов. Человек, рискнувший представить это на суд публики, американский ученый Джон Энтони Уэст, утверждает, что специалисты прошли мимо этого обстоятельства не потому, что не смогли его обнаружить, а потому, что, обнаружив, не смогли истолковать. Свидетельство Уэста связано с несколькими ключевыми сооружениями, а именно с Великим Сфинксом и Храмом долины в Гизе и, намного южнее, таинственным Оси-рионом в Абидосе. Он утверждает, что поверхность этих находящихся в пустыне монументов имеет несомненные признаки водной эрозии; вода же, как среда, вызывающая эрозию, могла быть в достаточном для этого процесса количестве лишь во время влажного, "дождливого" периода, который сопровождал массовое таяние льдов в XI тысячелетии до н.э. Следствием обнаружения этого характерного быстро протекающего вида эрозии является то, что Осири-он, Сфинкс и другие связанные с ними сооружения возведены до 10000 года до н.э. Один английский журналист, ведущий расследование, таким образом характеризует ситуацию:"Уэст — настоящий кошмар для академического мира; представьте себе, что приходит какой-то чокнутый со стороны со своей тщательно продуманной, хорошо представленной, связно изложенной теорией, полной данных, которые они не могут опровергнуть, и выдергивает коврик у них из-под ног. Что им остается делать? Они все игнорируют. Думают, что пройдет... а оно не проходит". Причина, по которой новая теория никак не могла "пройти", несмотря на то что ее отвергло стадо "компетентных египтологов", состоит в том, что она завоевала широкую поддержку со стороны ученых другой специальности — геологии. Доктор Роберт Шох, профессор геологии Бостонского университета, сыграл важную роль в подтверждении оценок Уэстом подлинного возраста Сфинкса, и его пози- 326^ ГРЭМ ХЭНКОК СЛЕДЫ БОГОВ 327цию поддержали почти 300 участников ежегодной конференции Геологического общества Америки в 1992 году. Начиная с этого момента преимущественно втайне от широкой аудитории стала разворачиваться острая дискуссия между геологами и египтологами. И хотя очень немногие могли так же активно участвовать в ней, как Джон Уэст, в центре дискуссии, по существу, стал вопрос о полном перевороте во взглядах на эволюцию человеческой цивилизации. Согласно Уэсту:"Нас уверяют, что эволюция человеческой цивилизации — это прямолинейный процесс развития от глупого пещерного жителя к нам — умникам, со всеми нашими водородными бомбами и полосатой зубной пастой. Но доказательство того, что Сфинкс на много тысяч лет старше, чем думают археологи, и что он, в частности, появился на много тысяч лет раньше династического Египта, означает, что некогда, в далеком-далеком прошлом, должна была существовать высокоразвитая и сложная цивилизация — как утверждают все легенды"59. Мои собственные путешествия и исследования последних четырех лет открыли мне глаза на ошеломляющую возможность того, что эти легенды могли оказаться правдой; именно поэтому я вернулся в Египет, чтобы встретиться с Уэстом и Бьювэлом. Я был потрясен тем, как их доселе независимые исследования убедительно сошлись в одной точке, где оказались астрономические и геологические следы пропавшей цивилизации, которая могла возникнуть (а могла и не возникать) именно в долине Нила, но, похоже, присутствовала здесь в одиннадцатом тысячелетии до н.э.^ ПУТЬ ШАКАЛА Анубис, страж секретов, бог погребения, шакалоголо-вый открыватель пути мертвых, проводник и спутник Осириса... Было около пяти часов вечера, время закрытия Каирского музея, когда Санта, наконец, насытилась съемками жутковатого черного персонажа. Где-то внизу охрана свис- тела и хлопала в ладоши, пытаясь выпроводить последних посетителей из залов, но здесь, на втором этаже столетнего . здания, где Анубис застыл в своей тысячелетней сторожевой готовности, все было тихо и спокойно. Мы покинули музей и вышли на залитую солнцем шумную каирскую площадь Тахрир. Анубис, размышлял я, делил свои обязанности духовного проводника и охранителя секретных писаний с другим богом, чьим символом тоже был шакал и чье имя Упуат в дословном переводе означает Открыватель Путей. Оба этих собакоголовых бога с незапамятных времен были связаны с древним городом Абидосом в верхнем Египте, первоначальный бог которого Хентиаменти (странное имя — "Первый из страны Запада") тоже обычно изображался в виде собаки, лежащей на черном штандарте. Был ли какой-то особый смысл в постоянном возвращении в Абидосе к этой мифической и символической собачьей теме, с ее намеками на великие тайны, ожидающие раскрытия? Пожалуй, стоило попробовать разобраться, тем более что в число тамошних руин входило и сооружение под названием Осирион, которое, как установили геологические изыскания Уэста, было намного старше, чем считали археологи. Кроме того, я уже договорился с Уэстом о встрече через несколько дней в верхнеегипетском городе Луксор, который находится меньше чем в двухстах километрах к югу от Абидоса. Вместо того чтобы лететь в Луксор из Каира, как я первоначально планировал, я решил поехать туда на автомобиле, посетив по дороге Абидос и ряд других мест. Наш водитель, Мохаммед Валили, ожидал нас на подземной стоянке рядом с площадью Тахрир. Этот крупный добродушный пожилой человек владел белым побитым такси марки "пежо", которое обычно стояло в ряду машин перед отелем "Мена-Хаус" в Гизе. Мы подружились с ним в последние годы, когда часто появлялись в Каире в связи с нашими исследованиями, и теперь он всегда нас обслуживал. Некоторое время мы поторговались по поводу суточных расценок во время предполагаемой поездки в Абидос и Луксор и обратно. При этом пришлось учитывать массу факторов, в том числе и то, что по нашему маршруту в последнее время имели место террористические акции воинствующих исламистов. В конце концов мы сторговались и договорились, что выезжаем завтра рано утром. 328^ ГРЭМ ХЭНКОКСЛ ЕДЫ БОГОВ329ГЛАВА 41ГОРОД СОЛНЦА, КАМЕРА ШАКАЛА Мохаммед подобрал нас у отеля в Гелиополе в 6 утра, когда еще было темно. Мы выпили по чашечке крепкого черного кофе в придорожном буфете и поехали на запад, по еще почти пустынным улицам, в сторону Нила. Я попросил Мохаммеда проехать через площадь Майдан-аль-Массаллах, на которой высится один из самых старых уцелевших египетских обелисков60. Этот монолит из розового гранита весом 350 тонн и высотой 32 метра был воздвигнут фараоном Сенусеретом I (1971-1928 годы до н.э.). Первоначально он был одним из двух, стоявших при входе в великолепный храм Солнца в Гелиополе. За прошедшие 4000 лет храм погиб, так же как и второй обелиск. Фактически исчез почти весь древний Гелиополь, резные каменные украшения и готовый строительный материал из которого растащили бесчисленные поколения обитателей Каира. Гелиополь (город Солнца) фигурирует в Библии под названием Он, а египтяне первоначально называли его Инну, или Инну-Мехрет, что соответственно переводится как "столп", или "северный столп". Этот район был очень почитаем, ассоциировался со странной группой из девяти солнечных и звездных богов и был уже очень древним, когда Сенусерет решил поставить там свой обелиск. Верили, что вместе с Гизой и далеким южным городом Абидосом Инну-Гелиополь был частью первозданной земли, что поднялась из вод в момент творения, земли "Первого Времени", где боги установили свою власть на земле. Теология Гелиополя базировалась на мифе о творении, который имел некоторые необычные и любопытные особенности. Согласно этому учению, вначале Вселенная была заполнена темным водянистым "ничем", которое называлось Нун. Затем из этого инертного космического океана ("бесформенного и такого черного, как чернота черной ночи") вырос холм сухой земли, на котором бог Солнца Ра материализовал себя в виде Атума (которого иногда изображают в виде бородатого старика, склонившегося над своими творениями):"Еще не было создано небо, еще не была создана земля, и не были еще вылеплены дети земли и всякого рода пресмыкающиеся... Был только Я, Атум, сам по себе... И некому было помочь мне в работе... " Сознавая свое одиночество, это блаженное и бессмертное существо задумало создать двух блаженных отпрысков, Шу — бога воздуха и сухости и Тефнут — богиню влаги: "Я ввел свой фаллос в свой кулак и заставил потечь свое семя. Влив его в рот, я испражнился в виде Шу и излился в виде Тефнут" 61. Несмотря на такое, казалось бы, неблагоприятное начало, Шу и Тефнут, называемые Близнецами и часто изображаемые в виде львов, выросли, созрели, совокупились и произвели на свет собственное потомство: Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти, в свою очередь, соединились' и произвели на свет Осиоиса, Исиду, Сета и Нептис, завершив формирование эннеады, полного сонма из девяти богов Гелиополя. Считалось, что из этих девяти четверо правили Египтом в качестве царей: Ра, Шу, Геб и Осирис; за ними последовал Гор. После этого в течение 3226 лет правил бог мудрости с головой ибиса Тот 62. Кем были они: творениями, существами, богами? Плодом воображения жрецов, символами или элементами шифра? Были ли истории об их приключениях мифологизированной памятью о реальных событиях, которые происходили тысячи лет назад? Или это часть кодированного послания древних, которое последовательно передается от эпохи к эпохе — послания, которое мы только теперь начинаем распутывать и понимать? Эти идеи могут показаться фантастическими. Но я не мог забыть, что из тех же преданий Гелиополя вырос великий миф об Осирисе, содержащий в завуалированной форме точный расчет скорости прецессионного движения. Кроме того, жрецы Инну, отвечавшие за сохранность и передачу эстафеты этих преданий, славились в Египте своей мудростью и искушенностью в прорицаниях, астрономии, математике, архитектуре и магии. Они были знамениты также тем, что владели могущественным и священным фетишем под названием Бенбен. Египтяне называли Гелиополь Инну, то есть столб, поскольку, согласно преданию, в далекие додинастические времена Бенбен хранили здесь, на верхушке грубо отесанного каменного столба. 330^ ГРЭМ ХЭНКОКСЛЕДЫ БОГОВ 33 1 Согласно поверью, Бенбен упал с неба. К сожалению, он был утерян так давно, что к моменту воцарения Сенусе-рета в 1971 году до н.э. никто уже не помнил его внешнего вида. В это время (эпоха XII династии) в памяти сохранилось только, что он имел форму пирамиды. Отсюда и геометрия всех последующих обелисков. А словом Бенбен стали обозначать так называемый "пирамидной", или заостренный камень, обычно устанавливаемый на самую вершину пирамиды. В символическом смысле он тесно и непосредственно ассоциировался с Атумом-Ра, о котором древние тексты говорили: "Ты стал выше высот; ты вознесся, как камень Бенбен, в Жилище Феникса..." Жилищем Феникса называли храм в Гелиополе, где хранился Бенбен. Это название отражало тот факт, что данный таинственный предмет служил также вечным символом мифического Феникса, священной птицы Бенну, чье периодическое появление и исчезновение поверье связывало с неистовыми космическими циклами и разрушением мировых эпох с последующим возрождением ".^ СВЯЗИ И ПОДОБИЯ Проезжая в полседьмого по пригородам Гелиополя, я прикрыл глаза и попытался вообразить, как выглядел ландшафт в мифическое "Первое Время", после того, как из вод Нун поднялся первобытный холм Ра-Атума. Очень соблазнительно было бы разглядеть связь между этим образом и андскими преданиями о появлении бога-цивилизатора Ви-ракочи из вод озера Титикака после всесокрушающего потопа. Следовало бы рассмотреть и Осириса — бородатую фигуру, вроде Виракочи, вроде Кецалькоатля — кстати, именно он, по преданию, пресек людоедство среди египтян, научил их земледелию и животноводству, познакомил с искусством письма, архитектуры и музыки. Это сходство между преданиями Старого и Нового Света трудно не заметить, но еще труднее интерпретировать. Может быть, конечно, что все это серия вводящих в заблуждение совпадений. С другой стороны, нельзя исключить возможности того, что здесь проглядывают следы древней и неизвестной нам глобальной цивилизации, которые попадаются то в мифах Центральной Америки, то в высоких Андах, то в Египте. В конце концов, жрецы Гелиополя, распространявшие учение о сотворении мира — у кого научились они? Они что, появились из ниоткуда, или же их доктрина, со всей своей сложной символикой, явилась результатом, длительной шлифовки религиозных идей? Если так, то когда и где эти идеи возникли? Я огляделся и обнаружил, что мы уже выехали из Ге-лиополя и пробираемся сквозь шумные и многолюдные улицы деловой части Каира. Затем мы перебрались на западный берег Нила по мосту Шестого октября и вскоре после этого въехали в Гизу. Минут через пятнадцать, оставив справа громаду Великой пирамиды, мы свернули на шоссе, ведущее вдоль самой длинной реки мира в южном направлении среди пальм и зеленых полей, окаймленных рыжими пятнами пустошей безжалостно вторгающейся пустыни. Идеи жрецов Гелиополя влияли на все стороны мирской и религиозной жизни Древнего Египта, но вот вопрос: возникли они здесь или были откуда-то привнесены в долину Нила? Предания египтян давали на этот вопрос недвусмысленный ответ: вся мудрость Гелиополя — наследство, доставшееся человечеству от богов.^ ДАРЫ БОГОВ? Через полтора десятка километров от Великой пирамиды мы свернули с магистрали, чтобы посетить некрополь Саккары. Здесь над всем доминировала шестиярусная ступенчатая пирамида — зиккурат фараона III династии Зосе-ра. Этот высящийся на краю пустыни внушительный монумент (около 60 метров в высоту) датируется приблизительно 2650 годом до н.э. Он стоит посреди территории, огороженной элегантной стеной, и считается у археологов самым древним сооружением из массивного камня. Согласно преданию, его создателем является легендарный Имхотеп, "Великий маг", верховный жрец Гелиополя, другими титулами которого были: Мудрец, Чародей, Астроном и Врач. Мы еще поговорим о ступенчатой пирамиде и ее создателе в другой главе, а в эту поездку в Саккару я не планировал ее посещения. Единственной моей целью было заглянуть в погребальную камеру пирамиды Унаса, фараона V династии, который правил с 2356 по 2323 год до н.э. Стены этой камеры, которую я несколько раз посещал раньше, покрыты от пола до потолка древнейшими "Текстами пирамид", настоящей феерией иероглифов, выражающих массу замечательных идей — резкий контраст с немым и лишенным украшений интерьером пирамид IV династии в Гизе. Исключительная принадлежность V и VI династий 332^ ГРЭМ ХЭНКОКСЛЕДЫ БОГОВ 333 Ступенчатая пирамида Зосера Пирамида Унаса Саккара (2465-2152 годы до н.э.), "Тексты пирамид" представляют собой священные документы, часть которых, как считают, составлена в конце III тысячелетия до н.э. жрецами Гелио-поля, а часть дошла до них из додинастических времен 64. Именно последние части "Текстов", восходящие к далекой и недосягаемой древности, вызвали у меня особенный интерес, когда я взялся за их изучение несколько месяцев, назад. Меня также позабавило и слегка заинтриговало то, каким необычным образом французских археологов XIX века почти довел до потайной камеры с "Текстами пирамид" мифический "открыватель путей". Согласно документальным отчетам, египтянин-десятник на раскопках в Саккаре однажды поднялся рано утром и на рассвете возле развалин пирамиды встретился взглядом с янтарными глазами одинокого пустынного шакала:"Выглядело это так, будто животное поддразнивает человека... и приглашает погнаться за ним. Шакал медленной походкой направился к северной стороне пирамиды, где на мгновение остановился и исчез в дыре. Удивленный араб решил последовать за провожатым. Проскользнув ползком сквозь узкое отверстие, он оказался в темных недрах пирамиды. Вскоре он достиг камеры и, подняв фонарь, обнаружил, что стены от пола до потолка покры-ты иероглифами. Они были вырезаны и выкрашены в бирюзовый и золотой цвета". Й сегодня до исписанной иероглифами камеры под разрушенной пирамидой Унаса приходится добираться сквозь северную стену по длинному нисходящему проходу, который французские археологи прокопали после удивительного открытия десятника. Камера состоит из двух прямоугольных комнат, разделенных стеной с низким дверным проемом. Обе комнаты перекрыты двускатным потолком, украшенным мириадами звезд. Согнувшись в три погибели, мы с Сантой проникли сначала в первую комнату, а затем через соединительную дверь — во вторую. Это была уже настоящая усыпальница с массивным саркофагом Унаса из черного гранита у западной стены и "Текстами пирамид", обращающимися к вам с каждой стены. О чем же говорят иероглифы, когда обращаются напрямую, а не через загадки и математические фокусы неукрашенных стен Великой пирамиды? Ответ до некоторой степени зависит от того, каким переводом вы пользуетесь, хотя бы потому, что язык "Текстов пирамид" содержит столько архаических форм и незнакомых мифологических намеков, что ученые вынуждены заполнять пробелы своих познаний догадками65. Тем не менее считается общепринятым, что наиболее авторитетный вариант перевода принадлежит покойному Р. О. Фолкнеру, профессору древнеегипетского языка Лондонского университета. Фолкнер, чей перевод я штудировал буквально по строчке, писал, что "Тексты" представляют собой "древнейшее собрание египетской литературы, посвященной религии и похоронным обрядам", и добавлял, что "в них меньше всего искажений по сравнению с другими собраниями и они имеют фундаментальное значение для изучающих египетскую религию..." Причина, почему "Тексты" так важны (с чем согласны многие ученые), состоит в том, что они представляют собой последний открытый канал, соединяющий относительно короткий период прошлого, который человечество помнит, с намного более длинным забытым периодом: "Они смутно приоткрывают нам исчезнувший мир мысли и речи, последнюю из бесчисленных эр, через которую прошел доисторический человек, пока, наконец, ...не вступил в историческую эпоху". Трудно не согласиться с этим мнением: "Тексты" действительно открывают исчезнувший мир. Но что меня больше 334^ ГРЭМ ХЭНКОКСЛЕДЫ БОГОВ335 всего привлекало в этом мире, так это возможность того, что его населяли не только примитивные дикари (как можно было бы ожидать от далекой предыстории), но и, как это ни покажется парадоксальным, люди, сознание которых поднялось до понимания космоса. Общая картина была достаточно двусмысленной: в "Текстах пирамид" содержатся абсолютно примитивные элементы наряду с цепочками высоких идей. Тем не менее каждый раз, когда я погружался в эти, как выражаются египтологи, "древние заклинания", меня поражали странные проблески работающего интеллекта, пробивающегося сквозь слои непонимания, сообщающего о том, о чем он не должен был бы знать, и выражающего мысли, которые он никогда не должен был бы сформулировать. Короче говоря, эффект, которого "Тексты" добиваются через посредство иероглифов, сродни эффекту, которого Великая пирамида добивается при помощи архитектуры. В обоих случаях вас не покидает ощуа(ение анахронизма — передовые технологические процессы используются и описываются в такой период человеческой истории, когда, как считалось, и техники-то никакой не было...^ ГЛАВА 42 АНАХРОНИЗМЫ И ЗАГАДКИ Я осматривал серые стены камеры Унаса, покрытые столбцами иероглифов, которыми записаны "Тексты пирамид". Они написаны на мертвом языке. Однако вновь и вновь в этих древних сочинениях фигурирует жизнь — вечная жизнь — которая должна быть достигнута через возрождение фараона в виде звезды в созвездии Ориона. Как читатель помнит из главы 19, где мы сравнивали верования египтян с древнемексиканскими, там было несколько высказываний, где эта надежда выражалась в явной форме:"О Царь, ты - Великая Звезда, спутник Ориона, что пересекает небо вместе с Орионом... ты восходишь на небо на востоке, обновляясь в свой сезон и омолаживаясь в свое время..." Хотя эти тирады, несомненно, прекрасны, в них нет ничего экстраординарного или такого, что не позволило бы им быть написанными народом, который, как выразился французский археолог Гастон Масперо, "всегда оставался полудиким". А поскольку Масперо был первым египтологом, вошедшим в пирамиду Унаса (28 февраля 1881 года), и считался крупным специалистом по "Текстам", нет ничего удивительного, что его мнение сформировало академическую реакцию на них, тем более что он начал публиковать свои переводы текстов еще в 80-х годах прошлого века. Масперо (с небольшой помощью шакала) открыл "Тексты пирамид" миру. В дальнейшем авторитет его предрассудков играл роль фильтра, препятствующего равноправному положению различных вариантов перевода наиболее туманных и сложных текстов. И это показалось мне как минимум неудачным. На практике это означало, что, несмотря на технические и научные загадки, предъявляемые такими памятниками, как Великая пирамида в Гизе, ученые, к сожалению, игнорировали смысл отдельных поразительных мест в "Текстах". Эти места звучат как попытки выразить сложные научно-технические понятия совершенно непригодными для этого идиомами. Конечно, может быть, это все совпадения, но результаты напоминают, скажем, попытку изложить теорию относительности Эйнштейна на английском языке времен Чосера или описать сверхзвуковой самолет, используя словарь старонемецкого языка.^ РАЗБИТОЕ ОТРАЖЕНИЕ УТРАЧЕННОЙ ТЕХНИКИ? Рассмотрим, например, кое-что из специального оборудования и приспособлений, предназначенных для транспортировки фараона к месту его вечного отдыха среди звезд:"Боги, что в небе, прибыли к тебе, боги, что на земле, собираются к тебе, они подставляют под тебя свои руки, они делают лестницу для тебя, чтобы ты мог взойти на небо, двери неба распахнуты перед тобой, двери звездного небосвода распахнуты для тебя". Возносящийся фараон отождествлялся с Осирисом и зачастую прямо так и назывался — Осирис. Осирис же, как мы уже знаем, часто связывался и ассоциировался с созвездием Ориона. Говорили, что Осирис-Орион был первым,^ 336 ГРЭМ ХЭНКОК кто поднялся по великой лестнице, сделанной богами. И некоторые тексты не оставляют сомнения в том, что эта лестница не поднималась с земли до небес, а наоборот — ее спускали с неба на землю. Ее при этом называли веревочной лестницей 66 и верили, что она спускалась с "железной пластины" (тарелки?) висящей в небе. Интересно, имеем ли мы здесь дело просто с причудливой фантазией полудиких жрецов? Или этим намекам-аллюзиям может найтись какое-то другое объяснение? В тексте 261:"Царь — это пламя, движущееся, опережая ветер, на край неба и на край земли... Царь путешествует по воздуху и пересекает землю... ему приносят способ восхождения на небо... " Текст 310 переходит к форме диалога:"О ты, чье зрение в его лице и чье зрение в егозатылке, принеси мне это!""Какой паром принести тебе?""Принеси мне то, что летает и светит". В тексте 332 сообщается (по-видимому, от имени царя):"Я тот, кто спасся от свернувшейся кольцами змеи, вознесясь в потоке пламени, повернувшем меня. Два неба идут ко мне". В тексте 669 спрашивают:"При помощи чего может царь взлететь?" И отвечают: "Нужно, чтобы тебе принесли (непереводимое слово) корабль и (пропущено) (непереводимое слово) птицу. С помощью этого ты и взлетишь... Ты взлетишь и опустишься". И другие места, как мне представляется, заслуживают более тщательного изучения, чем то, которому их подвергали ученые. Вот несколько примеров:"О отец мой, великий Царь, отверстие небесного окна открыто для тебя. Небесная дверь СЛЕДЫБОГОВ 337на горизонте открывается для тебя, боги рады встрече с тобой... Воссядь же на свой железный трон, как Тот Великий, что в Гелиополе. О Царь, ты можешь возноситься... Небо кружится вокруг тебя, земля трясется под тобой, нетленные звезды страшатся тебя. О ты, чьи места скрыты, я пришел к тебе, чтобы обнять тебя на небесах... Земля говорит, врата земного бога отворены, двери Геба открыты для тебя... Перенесись же на небо на своем железном троне. О отец мой Царь, вот каков твой божественный путь, твое путешествие как небесного существа... Ты состоишь в тайном общении с горизонтом... и восседаешь на своем троне из железа, которым восхищаются боги..." В этих текстах озадачивает постоянное упоминание железа, хотя на них легко не обратить внимания. Насколько мне известно, железо в Древнем Египте было редким металлом, особенно в Эпоху пирамид, когда, как предполагают, оно было доступно людям только в метеоритной форме. Однако, судя по "Текстам пирамид", его было пруд-пруди: и железные тарелки в небе, и железные троны, и железный скипетр (текст 665 С), и даже железные кости для царя (тексты 325, 684 и 723). В древнеегипетском языке железо называлось "бжа", что дословно означает "металл неба", или "божественный металл". Поскольку знакомство с железом считалось еще одним даром богов...^ ХРАНИЛИЩЕ ЗАБЫТОЙ НАУКИ? Какие еще следы могли оставить эти боги в "Текстах -пирамид"? 67 Читая тексты, среди самой что ни на есть архаики я натолкнулся на несколько метафор, которые, как мне показалось, могут иметь отношение к периодичности прецессионного календаря. С моей точки зрения они просто выпирали из текста, поскольку в них использовалась ясная терминология древнего научного языка, идентифицированного Сантильяной и фон Дехенд в "Мельнице Гамлета" 68. Читатель помнит, наверное, что одной из стандартных метафор этого древнего языка были четыре опоры неба. Ее338 Г Р Э М X Э Н КО К назначение — помочь зрительно представить четыре воображаемых обруча, обрамляющих, поддерживающих и определяющих мировую эпоху прецессии. Это — то, что астрономы называют колюрами равноденствий и солнцестояний, которые проходят через небесный Северный полюс и выделяют четыре созвездия, на фоне которых в течение периода 2160 лет для каждого солнце встает во время весеннего и осеннего равноденствия и зимнего и летнего солнцестояния. Оказывается, "Тексты пирамид" содержат несколько вариантов такой иллюстративной схемы. Причем, как часто бывает с доисторическими мифами, передающими строгие астрономические данные, символика прецессий тесно переплетается с кошмарными картинами земных катастроф — как-будто для того, чтобы показать, что "поломка небесной мельницы", то есть переход раз в 2160 лет от эпохи одного знака зодиака к другому, может при неблагоприятном стечении обстоятельств катастрофически повлиять на ход земных событий. И вот что эти тексты рассказывают:"Ра-Атум, бог, который создал себя, сначала был царем и над богами, и над людьми. Но люди устроили заговор против его власти, тем более что он стал стареть, кости его стали серебряными, плоть — золотой, а волосы — как ляпис-лазурь". Поняв, что происходит, стареющий бог Солнца (так напоминающий Тонатию, кровожадного бога Пятого Солнца ацтеков), решил, что надо покарать восставших, истребив большую часть рода людского. Орудие для приведения этого приговора в исполнение символически отображалось иногда в виде яростной львицы, купающейся в крови, а иногда в виде страшной богини Сехмет с головой льва, которая "исторгала из себя огонь" и в экстазе истребляла человечество. Это кровопролитие беспрепятственно продолжалось довольно долго, пока Ра не решил вмешаться и спасти жизнь немногим уцелевшим, которым суждено было стать предками современного человечества. Это вмешательство выразилось в форме наводнения. Мучимая жаждой, львица бросилась пить, после чего уснула. Проснувшись, она утратила тягу ко всеобщему уничтожению, и мир снизошел на опустошенную землю.СЛЕДЫБОГОВ 339 Тем временем Ра решил оставить в покое то, что еще уцелело от его творений. "Сердце мое утомлено возней с человечеством. Я и так уже истребил их почти всех, поэтому то немногое, что осталось, меня не касается..." После этого бог Солнца поднялся в небо на спине богини неба Нут, которая (в целях более успешного использования в прецессионной метафоре) обратилась в корову. Вскоре у коровы "закружилась голова от высоты над землей и она стала дрожать и трястись" (вспомните колебания дерева-вала бешено вращающейся мельницы Амлоди). Когда она пожаловалась Ра на свое неустойчивое состояние, тот скомандовал: "Пусть мой сын Шу поддержит Нут, чтобы мы с ней не ударились о небесные опоры, которые существуют в сумерках. Пусть он держит ее над своей головой". Как только Шу занял свое место под коровой и зафиксировал ее тело, "вверху возникли небеса, а внизу — земля". В тот же самый момент, как комментирует в своем классическом труде "Боги египтян" египтолог Уоллис Бадж, "четыре коровьих ноги стали четырьмя столпами небес в четырех ключевых точках". Подобно большинству ученых, Бадж (и это понятно) посчитал, что "ключевые точки" древнеегипетского предания имеют отношение только к делам земным, а "небеса" — ничего, кроме неба у нас над головой. Он считал аксиомой, что в этой