Бондаренко Е.А. Формирование медиакультуры учащихся // Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование / Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М.: Изд-во Рос. академии образования, 2010. С.29-34.ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯЕ. А. Бондаренко УРАО «Институт содержания и методов обучения»Ключевые слова: медиакультура, информационное общество, медиатекст, культурное пространство.Аннотация. Рассматривая формирование культуры подростков в области восприятия, понимания, интерпретации информации, поступающей по каналам массовой коммуникации, основ критического мышления, рефлексии и умения создавать собственные сообщения на языке медиа, мы получаем сферу формирования медиакультуры. Современные процессы информатизации общества приводят не только к видимому изменению личностной коммуникации, но и к структурным изменениям во всей культуре. Это заставляет ряд исследователей говорить о кризисе культуры или даже ее гибели. Однако отметим, что это кризис классической культуры, стержнем которой была позитивная оценка научно-технического прогресса. В центре этой культуры стоял Разум, и классической ее формулой являлась триада «Разум — Логика — Просвещение». Основную роль в преемственности такой культуры и фал о образование, где главное место занимало изучение наук, что и определяло малую роль других способов познания в учебном процессе. Картина мира меняется стремительно. В современную школу не входят -вторгаются информационные технологии, проектная деятельность, дистанционные формы получения знаний, электронные искусства. Даже преподавание основ религиозной культуры, вызывающее столько дискуссий и29 споров, можно рассмотреть с другой стороны: это попытка ввести в школьное образование третий вид познания, ранее представленный в совершенно иных организационных и методических формах. Познание через логику (путь науки), через художественный образ и интуитивное знание (путь искусства), и через веру (путь религии)... сочетание всех трех элементов в учебном процессе пока выглядит утопией. Тем не менее, все эти виды познания сочетаются в человеческой культуре, и анализ каждого из них равноправно представлен в антропологической педагогике. Только в пространстве культуры путь познания, на наш взгляд, непротиворечив, так как все три вида познания дополняют друг друга, но не входят в неразрешимое противоречие. Современный мир - мир массовой коммуникации. Знания о мире, формирование эстетических представлений, усвоение норм этики и морали часто происходит не на основании собственного опыта, а на материалах СМИ. Современный ученик колеблется в выборе основного источника информации между телевидением и Интернетом; учитель же, по мнению многих ученых, должен был бы перейти на позицию консультанта. Однако не стоит забывать о том, что немалую часть представлений о мире (в том числе миросозерцание и мировоззрение) ребенок и подросток формирует на основе неявной информации, которую можно передать только при личном общении. Учитель должен остаться учителем - изменив личностную позицию, поскольку он теперь не единственный и главный источник информации, но человек, благодаря опыту которого ребенок адаптируется к ситуации информационного стресса и учится гармонизировать свое внутреннее бытие, получает основы социального бытия в современном социокультурном пространстве. Именно поэтому одним из вариантов разрешения проблемы представляется целенаправленное формирование медиакультуры учащихся. Область медиакультуры вызывает большой интерес у всех, кто занимается проблемами новых технологий, информационного пространства, преобразования современной культуры. К настоящему времени существует множество определений медиакультуры Так, по мнению Н.Б.Кирилловой, «медиакультуру можно определить как совокупность информационно-коммуникативных средств.материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности» (4, с.92). Область данного определения традиционна для культуры вообще - однако не вполне конкретна именно для области массовой коммуникации. Еще в 1995 г. автором этих строк было предложено определение медиакультуры как «культуры диалога в медиапространстве» (1, с. 14). В настоящее время можно уточнить: это культура полилога (многостороннего диалога) в информационном пространстве массовых коммуникаций. Понятие культуры включает и материальную сторону (получение знаний), и духовную (воспитание), и операциональную - освоение процесса (методик, технологий), итогом которого будет саморазвитие и самовоспитание, самореализация через творчество и рефлексия, на основе которой должно происходить постоянное самоообновление, развитие личности. С этих позиций и следует рассматривать процесс формирования медиакультуры. Невзирая на сложность формулировок, сам процесс прост. Ребенок с той минуты, как он научился включать телевизор или компьютер (что теперь происходит раньше, чем он научился читать), попадает под влияние массовых коммуникаций, выходит в медиапространство. И научиться «жить в виртуальных мирах», не теряя связи с реальностью, - вот одна из задач, которую и ставит жизнь перед современной школой. Новый этап развития информационного общества, в котором открывается много неожиданного, будет вносить свои коррективы в школьное образование. Однако в настоящее время многие попытки анализировать ситуацию и выстраивать стратегии современного образования приводят к выстраиванию моделей того, что уже было - но не того, что должно быть. Вспомним о том, что наши дети — завтрашние взрослые, которые будут жить уже в совершенно ином мире. Тем не менее теоретические обоснования новой школы должны учитывать необходимость сочетать элементы консерватизма, основанные на традициях нашего образования и менталитета, с теми изменениями, которые продиктованы развитием сегодняшней культуры. Одна из основных проблем современной школы - «слепое» копирование элементов высшего образования. Это обусловлено и тем, что главной целью школы считается подготовка ученика в вуз, а подготовка учебных пособий и учебников стаза прерогативой авторов и методистов из высшей школы. Не учитывая того, что школьный возраст имеет свою специфику восприятия, понимания, необходимости методической адаптации предметного материала, мы получаем и психологическую, и физиологическую перегрузку. Ситуация усложняется с каждым годом и требует принятия целого комплекса мер. Все же есть тенденции, которые позволяют предположить, по каким направлениям будет далее развиваться школьное образование. Необходимость разработку новых учебных технологий в настоящее время является одной из наиболее острых проблем современной педагогики. На наш взгляд, учебные технологии, применяемые в сфере формирования медиакультуры учащихся, должны внести свой вклад в развитие и формирование таких социальных и мировоззренческих качеств, которые необходимы на данном этапе развития общества. Рассматривая формирование культуры подростков в области восприятия, понимания, интерпретации информации, поступающей по каналам массовой коммуникации, основ критического мышления, рефлексии и умения создавать собственные сообщения на языке медиа, мы получаем сферу формирования медиакультуры. По мнению А.А Калмыкова (3), сегодня появляется необходимость и возможность говорить о медиавсеобуче, то есть о массовом медиаобразовании. Его предпосылкой является развитие новых технологий, прежде всего -компьютерных. Отметим, что применение новых технологий в учебном процессе оказывает влияние на образовательную среду. Расширяются возможности 30 31 приобщения к новым знаниям - но одновременно растут требования к восприятию, способности критически анализировать полученную информацию, обрабатывать и преобразовывать ее. А обращение к искусству через электронные технологии грозит утерей эстетического художественного восприятия и подменой его на опосредованное восприятие «медиарепродукций», которые лишены эмоционального воздействия и настраивают восприятие учащихся на логический лад. Задайте в классе вопрос - кто видел картины Леонардо да Винчи? Вам придется долго «подводить» детей к мысли о том, что существует разница между картиной - и картинкой в Интернете (или иллюстрацией в журнале). Произведение искусства стало более доступным - но при этом утратило свою уникальность и часто становится поводом для внехудожественной деятельности (изображение упомянутой выше картины в разнос время использовали для рекламы вентиляторов и шоколада). Вне процесса образования, вне целенаправленной педагогической работы процесс эстетического восприятия учащихся так и останется неполноценным, с годами рискуя превратиться в потребление медийных стереотипов. Выполняя творческие задания (работая над мультимедийными проектами и т.п.), аудитория осваивает важнейшие понятия медиаязыка, комплексно, неразрывно объединяя теорию и практику. На базе практической деятельности постигаются азы построения медиатекстов, развиваются творческие способности, фантазия, воображение. Важная сторона медиакультуры - взаимодействие разных культур, диалог между народами и странами. Это определяет особую роль искусства в современной школе. Только искусство дает возможность освоения восприятия информации как многостороннего диалога, поиска «несхожести», индивидуальности людей, наций, культур, освоения этнокультурной специфики и этики межэтнических взаимоотношений. Большие возможности дает формирование медиакультуры и для учащихся с ограниченными возможностями. Немалая часть таких детей, обучаясь в массовой школе, постоянно испытывают чрезмерные для них стрессы: страх и подавленность из-за несоответствия ожиданиям педагога, неуверенность при публичном ответе, "нездоровое" соперничество при сравнении себя с другими. Возникающие в процессе традиционной педагогической коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем, либо их значимость уменьшается. Для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями необходимо учитывать специфику психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации, появившегося в условиях современной информационной среды. Средства сетевых коммуникаций могут предоставить принципиально новые методические возможности для дистанционного обучения детей с особыми потребностями в рамках общего образования. Это и возможность выстроить индивидуальную образовательную траекторию, и замена личностного, непосредственного диалога с педагогом различными средствами опосредованной учебной коммуникации, предполагающей активную работу ребенка, и расширение возможностей доступа к информации - использование электронных библиотек, специальных сайтов и т.д. Процесс целенаправленного поиска информации создает также предпосылки для формирования психологических механизмов, обеспечивающих информационную безопасность личности, формирует познавательную активность, стимулирует рефлексию. Применение адаптированных для людей с ограничениями в жизнедеятельности компьютерных технологий и программ облегчает доступ к информации и ее' использование, способствует органичному вхождению в информационное общество. Заложенные на уроках искусства основы должны быть развиты в самостоятельной деятельности школьников во второй половине дня. Важным вкладом в формирование медиакультуры становится работа над мультимедийными проектами, которая органично включает в себя и освоение информации из различных источников, и ее преобразование. Получение знаний, освоение новых для себя информационных технологий, творческое самовыражение, рефлексия, выход на молодежное медиапространство образовательного учреждения/округа/города/ федерации - все это определяет важность реализации таких проектов в структуре новой школы. Сам термин "медиакультура" отражает особенности используемого подхода - изучение средств массовой информации и каналы массовой коммуникации взяты с точки зрения приобщения человека к культуре, рассмотрения образовательного процесса как элемента "присвоения культуры" (термин B.C. Библера), что помогает найти истинное место и наиболее эффективные способы использования средств массовой информации в процессе образования. Для старшего школьного возраста предложен вариант профессиональной специализации - наряду с уроками МХК в образовательных учреждениях идут профильные курсы журналистики, дизайна и рекламы, режиссуры мультимедиа, компьютерной анимации. В целом варианты освоения медиакультуры в современной школе должны способствовать: реализации художественно-творческого потенциала подростков в формах, нацеленных на профессиональную ориентацию; формированию равновесия в эмоциональном и интеллектуальном освоении мира; формированию личной и активизации общественной позиции школьника; освоению ряда умений и навыков, необходимых для полноценного понимания информации и создания собственных медиатекстов; возникновению реальной, действенной системы межпредметной интеграции через работу над творческими проектами; интенсификации освоения знаний и умений, формированию целостной, единой картины мира. 32 33 Литература Бондаренко Е.А. Медиакультура (учебная программа) // Экранная культура. Медиакультура. М., МИОО, 1995 Бондаренко Е.А. Формирование медиакультуры подростков // ВИО / http://ipk.admin.tstu.ru/sputnik/indcx/slr/clckron_bibliot.files/Jomal/Vio 130/cd site /Articles/art_ l_5.htm Калмыков А.А. Е-learning как инструмент медиаобразования // Высшее образование в России. 2009. № 10. С.29 Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2005 Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешнее расширение человека. М.. 2003. Саффхил Л. Подростки-зрители мыльных опер // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005. 34 35