Реферат по предмету "Психология"


Основные особенности немецкой школы психологии

Российский государственный социальный университет
Филиал в г. Чебоксары.
Факультет Социальная работа
Кафедра педагогики и психологии.
Контрольная работа
 По дисциплине: История психологии
 
ТЕМА: «Основные особенности немецкой школы психологии».
 Выполнила: студентка
третьего курса гр.ЗП1-06
заочное отделение
Мадеева Анна Сергеевна.
Проверила: ст. преподаватель
Гурьянова Е.А.
г. Чебоксары 2009г.

Содержание
Введение
1. Предпосылкивозникновения психологии в Германии.
2. Вундтовская школапсихологии.
3. Герман Эббингауз.
4. Вюрцбургская школапсихологии.
5. Лейпцигская школа.
6. Гештальт-психология.
7.Теория поля — КуртЛевин.
Заключение
Список использованнойлитературы.

Введение
 
Выделениепсихологии в самостоятельную науку произошло в 1860 годах XIX века. Оно былосвязано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений:психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, атакже с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первымвариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплиныявилась физиологическая психология немецкого ученого В.Вундта. На стыкепсихологии и физиологии организма возникает экспериментальная психофизиологияорганов чувств, вместе с ней появляются психофизика и психометрика. В начале ХХвека в психологии возникает кризисная ситуация по нескольким причинам. Отрывпсихологии от практики, интроспекция использовавшаяся в качестве научногометода оказалась несостоятельной. Кризис привел к краху сложившихся основныхнаправлений в психологии, на основе чего сложились новые, вскоре оформившиесянаправления в психологии — это бихевиоризм, психоанализ и гештальт-психология, акцентисследований переносится на ориентацию человека в окружающей среде, на скрытыеот сознания факторы регуляции поведения. Новые направления существеннообогатили эмпирическую и конкретно-методическую базу психологии испособствовали ее развитию, и увеличению ее отраслей, что в свою очередьспособствовало более полному и глубокому изучению, и пониманию личности, ипротекающих процессов как физиологических так и психических. Также в даннойработе будут рассмотрены предпосылки возникновения психологии именно в Германии,учения и науки так или иначе повлиявших на возникновение, становление иразвитие психологии как самостоятельной науки. Научный и исторический вкладпсихологических школ и направлений Германии и отдельных личностей.

1. Предпосылки возникновенияпсихологии в Германии
Базовой идеей культуры XVII века — как всфере философии, так и находящейся под ее влиянием психологии — был духмеханицизма, представление Вселенной в виде гигантской машины. Эта концепцияосновывалась на утверждении, что все естественные процессы определены намеханическом уровне и могут быть объяснены на основе законов физики. Считалось,что весь мир состоит из неких частиц материи, находящихся в непрерывномдвижении. Согласно Галилею, материя состоит из дискретных корпускул или атомов,воздействующих друг на друга при соударении. Ньютон подверг галилеевскую версиюпересмотру и предположил, что импульсы движения передаются от атома к атому непри непосредственном контакте, а под воздействием сил притяжения иотталкивания. Поскольку Вселенная состоит из движущихся атомов, любоефизическое перемещение (движение каждого атома) вызывается непосредственнойпричиной (движением другого атома, который соударяется с первым). Результаттакого взаимодействия поддается измерению — и, следовательно, должен бытьвполне предсказуем. Вселенная полностью упорядочена и работает в прямом смысле,как часы или какой-либо иной совершенный механизм. Мир создан Богом совершеннымобразом — в XVII веке именно Богу приписывалось сотворение всех действующихпричинно-следственных связей.
Методы и достижения науки росли в туэпоху рука об руку с развитием технологии, дополняя друг друга. Наблюдение иэксперимент, сопровождаемый точными количественными методами, сталинеотъемлемыми чертами науки. Исследователи пытались постичь каждое явление,описывая его в точных количественных формулировках, — таково было основноетребование механистического подхода. Именно в это время появляются достаточносовершенные термометры, барометры, логарифмические линейки, маятниковые часы ипрочие механические приборы, столь характерные для века механики. Эти события,в свою очередь, способствовали формированию убеждения о том, что абсолютнолюбое явление во Вселенной поддается количественному измерению.
Часы были самым доступным, привычным,точным и предсказуемым механизмом, а потому со временем ученые и философы сталивоспринимать их как модель мира в целом.
Немецкий философ Христиан фон Вольфописывал сходство Вселенной и часового механизма очень просто: «Мир ведет себяточно так же, как и часы».[4;32,]Христиан фон Вольф (1679-1754)-профессорфилософии, психологию делил на эмпирическую, которая рассматривает связь души стелом и рациональную, которая занимается только бессмертной душой. Считалсоединение души с телом необъяснимым чудом, а все психические явления сводил кособым способностям души. Против такого взгляда выступал Иоганн Фридрих Гербарт(1776-1841), он считал неправильным разделение всей душевной деятельности наизолированные самостоятельные функции. Душевную жизнь считал единой связаннойцельностью, и был противником экспериментов над людьми.
Метафора мира как часов проложила дорогу идеедетерминизма — вере в то, что каждое событие в мире предопределено прошлымисобытиями. Как можно предсказать последовательность работы часового механизма,точно так же, осознав порядок и систематичность функционирования отдельныхчастей Вселенной посредством анализа и сведения к простейшим ее составляющим — молекулам и атомам, можно предвидеть все будущие в ней события, разобрать часыи самому убедиться, как именно действуют их шестерни и пружины. Это обстоятельство,в свою очередь, привело к идее редукционизма — учение, объясняющие сложныеявления более высокого уровня в терминах простых явлений более низкого уровня.
Таким образом считалось, что все живыесущества — всего лишь машины, хотя и особого рода, а люди — это значительноболее совершенные и эффективные машины, чем те, которые могут создать часовыхдел мастера, но тем не менее — это машины.
В XVII же столетии появляется новаяметодологическая установка — эмпиризм, ориентация на познание посредством наблюденияи эксперимента. Знание, ориентированное только на традицию и авторитет, теперьвоспринималось как нечто внушающее сомнение. Особо революционный характер имеютидеи Рене Декарта (1596-1650) о том, что, несмотря на все различия души и тела,между ними все же возможно взаимодействие: душа влияет на тело, а тело влияетна душу. Именно из подобных наблюдений вырастает его понятие undulatio reflexa- движения, происходящие безо всякого участия сознания и воли, поэтому Декартачасто называют автором учения о рефлексе.
Учение Декарта об идеях оказалосущественное влияние на развитие современной психологии. По его мнению, вголове человека содержатся идеи двух типов: врожденные и приобретенные. Идеиприобретенные — это такие идеи, которые возникают на основе опыта,непосредственного контакта с предметами внешнего мира — например, со звукомколоколов или видом дерева. Приобретенные идеи являются результатомчувственного опыта. Врожденные идеи берут начало не от объектов внешнего мира,но существуют исключительно в нашем уме, сознании, с точки зрения Декарта, кним относятся идея Бога, идея Я, идеи совершенства и бесконечности. Учение оврожденных идеях привело к появлению так называемой нативистской теориивосприятия (наша способность восприятия носит врожденный, а не приобретенныйхарактер), что, в свою очередь, повлияло на развитие гештальт-психологии.Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартомравенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душечеловека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малыхперцепций, и именно из них возникают сознательные желания и страсти.
Философытого времени отрицали саму возможность научного изучения психики.
КXIX столетию в Германии к наукам уже относили фонетику, лингвистику, историю,археологию, эстетику, логику и литературную критику, в то время как во Франциии Англии науками считались лишь физика и химия.
Французские и английские ученыесомневались в правомочности научных методов исследования к человеческомуразуму, а свободные от подобного скептицизма немецкие ученые с энтузиазмомвзялись за исследование мыслительной деятельности. К 1870 году Германияобъединилась и являлась свободной конфедерацией автономных королевств,герцогств и городов-государств, с централизованным правительством. Каждая изэтих областей имела собственный хорошо финансируемый университет с высокооплачиваемым профессорско-преподавательским составом и самым современнымнаучным оборудованием. К середине XIX века философия в области изучения психикии сознания достигла довольно высоких результатов: были сформулированы основныепринципы научного изучения природы человека. Позитивизм, материализм и эмпиризмпослужили философским обоснованием нарождающейся научной психологии. Но главнаяроль среди трех направлений принадлежит эмпиризму. Основные принципы эмпиризма:подчеркивание первичной роли чувственного опыта в познании, аналитическоеразложение опыта сознания на элементы, образование сложных идей вследствиепроведения ассоциации с рядом простых идей, а также акцент на сознательныепсихические процессы.
Успехи физиологии и медицины. К началуXIX века развиваются представления о разложимости психических процессов нанекие изначальные психические «способности», врачи начали искать мозговойсубстрат этих «способностей». В 1779году немецкий анатом Мейер выдвинулпредположение о интеграции всех психических функций, осуществляемой мозжечком имозолистым телом, а отдельные психические «способности» локализованы в кореголовного мозга, в белом веществе и в базальных областях мозга. Благодаря работамшотландского врача Маршалла Холла (1790-1857) о рефлекторном поведении, былсделан вывод, что за различные стороны поведения отвечают разные отделы мозга инервной системы. В частности, он предположил, что произвольные движения зависятот головного мозга, рефлекторные движения — от спинного мозга, бессознательные- от прямого возбуждения мышц и дыхательные — от костного мозга.
В середине XIX века начали применятьэкспериментальные подходы к изучению мозга: клинический метод и электрическуюстимуляцию. Клинический метод был предложен в 1861 году Полем Брока(1824-1880), хирургом одной из больниц для душевнобольных под Парижем. Брокапроизвел вскрытие трупа мужчины, который при жизни долгие годы не мог внятноговорить. При осмотре было выявлено поражение третьей лобной извилины корыголовного мозга. Брока обозначил эту часть мозга как центр речи; позже за нейзакрепилось название область Брока.
Метод электростимуляции для изучениямозга был впервые применен в 1870 году Густавом Фритшем и Эдуардом Хитцигом.Этот метод предполагает исследование коры головного мозга путем воздействия наее участки слабыми электрическими разрядами. Физиология стала экспериментальнойдисциплиной, главным образом под влиянием немецкого физиолога Иоганнеса Мюллера(1801-1858), отстаивавшего применение экспериментальных методов в физиологии, исформулировавшим принцип «специфической энергии органов чувств». Мюллерпредположил, что возбуждение определенного нерва всегда вызывает характерноеощущение, потому что в каждом рецепторном отделе нервной системы заложенасобственная «специфическая энергия». Эта идея вдохновила множествоисследователей, стремившихся в своих работах разграничить функции нервнойсистемы и точно определить механизм действия всех периферийных сенсорныхрецепторов.
В конце XVIII века итальянскийисследователь Луиджи Гальвани (1737-1798) предположил, что нервные импульсыимеют электрическую природу.
Исследования нервных импульсов росличислом и были такими убедительными, что к середине XIX века электрическаяприрода импульсов стала общепринятым фактом. Ученые полагали, что нервнаясистема по существу является проводником электрических импульсов, а центральнаянервная система функционирует подобно коммутатору, переключающему импульсы насенсорные или двигательные нервные волокна.
Но физиология все еще была проникнутадухом философии механицизма. Группа ученых, многие из которых были в свое времястудентами Иоганнеса Мюллера, организовали Берлинское физическое общество. Ихобъединяло убеждение, что любые явления можно объяснить, руководствуясьзаконами физики. Они надеялись соединить физиологию с физикой, развиватьфизиологию в рамках механистических представлений.
В те времена считалось, что скоростьнервного импульса мгновенна или по крайней мере так велика, что не поддаетсяизмерению. Герман фон Гельмгольц (1821-1894) был первым, кто эмпирическиизмерил скорость прохождения нервного импульса, фиксируя моменты возбуждения.Опытнымпутем Гельмгольц установил, что прохождение нервных импульсов происходит сопределенной скоростью. Это подтвердило, что процессы мозговой и мышечнойдеятельности протекают не одновременно, как считалось ранее, а следуют друг задругом через некоторое время. Результаты экспериментов Гельмгольца положилиначало перспективному направлению в области изучения протекания нейропроцессов,заложили основу для будущих экспериментов по определению количественныххарактеристик психофизиологических процессов. Работы по изучению механизмазрения также оказали заметное влияние на психологию. Он исследовал внешниемускулы глаза и механизмы, с помощью которых внутренние мускулы глазаперемещают хрусталик при фокусировании зрения. Он пересмотрел и расширил теориюцветовидения. Научный труд, посвященный этой теории, был опубликован в 1802году Томасом Юнгом, и в наши дни теория цветовидения носит имяЮнга-Гельмгольца.
Не менее важными были исследованияГельмгольца, посвященные механизму слуха, а именно восприятию тонов, природесогласованности звучания, а также вопросам резонанса. Труды Гельмгольца,касающиеся механизма зрения и слуха, включены в современные учебники попсихологии, что свидетельствует о выдающемся значении его исследований.
Входе исследований по физиологической оптике он изобрел офтальмоскоп — устройстводля исследования сетчатки глаза. Его фундаментальный трехтомный труд пофизиологической оптике «Физиологическая оптика» (1856-1866) был стользначительным, что его переводили на английский язык и 60 лет спустя послевыхода. В 1863 году было опубликовано исследование Гельмгольца по проблемамакустики «О восприятии тона», в котором просуммированы результаты егособственных изысканий и представлен обзор доступной в то время литературы. Онписал статьи по таким разнообразным темам, как остаточное изображение,неспособность различать цвета, перемещение хрусталика глаза, размер варабско-персидской музыке, образование ледников, геометрические аксиомы,лечение сенной лихорадки. Позднее Гельмгольц косвенно способствовал изобретениюбеспроволочного телеграфа и радио.
Ксередине XIX века немецкий физиолог Вебер разработал математические методыизмерения в исследования психического. Эрнст Вебер (1795-1878) в 1815 годуполучил докторскую степень в Лейпцигском университете, в котором с 1817 по 1871год изучал анатомию и физиологию. Главным предметом его научных интересов сталафизиология чувств. Именно в этой области научных исследований он сделал самыевыдающиеся открытия. До него изучение органов чувств ограничивалосьисключительно зрением и слухом. Вебер раздвинул границы науки, и начал изучатьчувствительность мышечных и кожных покровов. Особенно важным явился его переносв психологию экспериментальных методов физиологии. Один из вкладов Вебера впсихологию заключался в экспериментальном определении точности тактильныхощущений, а именно расстояния между двумя точками кожного покрова, при которомчеловек ощущает два отдельных касания. Двухточечный порог — некий момент, вкотором можно распознать два независимых источника. Опыты Вебера стали первымэкспериментальным подтверждением теории порога, согласно которой существуетмомент начала возникновения физиологической и психологической реакции. Веберпредположил, что для определения едва заметного различия между двумяраздражителями можно ввести некий постоянный коэффициент — свой для каждого изчувств. Исследования Вебера доказали отсутствие прямого соответствия междуфизическим раздражителем и нашим восприятием этого раздражителя. Ноисследования Вебера остались бы неприметными, пока их не выделил и не превратилисходный пункт психофизики Густав Теодор Фехнер (1801-1887). Фехнер разработалсистему методов косвенного измерения ощущений, в частности разработал триклассических метода измерения порогов. Вывел основной психофизический закон,согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величиныраздражителя. Фехнер проводил психофизические исследования на протяжении семилет. В 1860 году полное собрание его сочинений было издано в книге «Элементыпсихофизики», изложение точной науки о «взаимосвязи между… материальным ипсихическим, физическим и психологическим мирами». Эта книга — выдающийся вкладв развитие психологии как науки.
В начале XIX столетия немецкий философИммануил Кант утверждал, что психология никогда не станет истинной наукой всилу невозможности проведения экспериментов по получению количественных оценокпсихических процессов. Благодаря исследованиям Фехнера утверждение Канта былоопровергнуто. Несомненной заслугой является то, что Фехнер дал психологии то,без чего не может быть науки-это точные и удобные методы измерения.
 
2. Вундтовская школа психологии
Первым вариантом психологии как самостоятельнойнауки явилась физиологическая психология Вильгельма Вундта (1832-1920). Егопервой книгой было «Учение о мышечных движениях» (1858), второй- «Материалы ктеории чувственного восприятия» (1858-1862). В это время он работал вГейдельбергском университете преподавателем физиологии, и ассистентомпрофессора Гельмгольца, который ввел понятие о «бессознательныхумозаключениях». В 1962 году Вундт читает в этом же университете курс лекций натему «Психология с точки зрения естествознания» и уже в следующем, 1863 годувыходят его «Лекции о душе человека и животных». В этих лекциях содержаласьпрограмма построения двух психологий- экспериментальной и социальной(культурно-исторической). В 1873-1874 выходят его «Основы физиологическойпсихологии», с 1875 года Вундт является профессором философии в Лейпциге, а в1879 году Вундт создает первую в мире психологическую лабораторию в Лейпцигскомуниверситете, по ее образцу возникают аналогичные учреждения в России, Англии,США, Франции и других странах, на базе которой через два года создаетсяИнститут экспериментальной психологии, превратившийся в международный центр поподготовке психологов. Именно он утвердил эксперимент в качестве главногорычага превращения психологического знания в научное. Труды лабораториипубликуются в созданном Вундтом первом психологическом журнале, называвшемся«Философские исследования», который издавался с 1881 года. Вундт рассматривалпсихологию как науку о непосредственном опыте, открываемом посредствомтщательной и строго контролируемой интроспекции, единственного метода изученияпсихики, наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания, исоединил интроспекцию с экспериментальным методом. При этом предполагалось, чтоненадежность обычного, ненаучного самонаблюдения может быть преодолена путемспециальной тренировки испытуемых, у которых вырабатывается навык самоотчета отом, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя.Сведения, о которых испытуемые сообщали, оценивались как научные факты лишь втом случае, если при постоянных внешних раздражителях возникали одни и те жесубъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики былиприняты ощущения, их копии это образы памяти и простейшие чувства, Эти «атомы»чувственной ткани сознания и изучались с точки зрения их качества иинтенсивности. Целью Вундта было вычленение «сенсорной мозаики» сознаниякоторая и есть та материя, из которой построено сознание, а также выявлениесвязей между элементами и установление «законов» душевной жизни. Вместе с темвысшие психические процессы, согласно Вундту, должны были изучаться инымиметодами, в частности, путем исследования мифов, обрядов, нравах, религиозныхпредставлений, анализа языкаи других продуктов человеческого, народногодуха.Этому посвящен фундаментальный 10-томный труд Вундта «Психологиянародов», издававшийся в 1900 -1920 годах. Огромное значение этого труда дляпсихологии обусловлено не только актуальностью самого предмета исследования,появление этой работы знаменует собой разделение новой психологической науки надве ветви — экспериментальную и социальную. Вундт продолжал работать безперерыва до самой своей смерти в 1920 году, умер вскоре после завершения книгисвоих воспоминаний. Подсчитано, что в период с 1853 по 1920 годы Вундт написалболее 54 тысяч страниц — то есть он писал по 2,2 страницы ежедневно. Сбылась егодетская мечта стать знаменитым писателем.
Ввундтовской школе формировалось первое поколение профессиональных психологов, унего учились Э. Титченер, О. Кюльпе, Ф. Крюгер, Э. Мейман, Г. Мюнстерберг, В.М. Бехтерев, Н. Н. Ланге, Э.Крепелин, Д. Кетелл, Ст. Холл и другие, более 160крупных ученых. С. Холл организовал в 1892 году Американскую психологическуюассоциацию, являющуюся самой влиятельной организацией психологов в мире, такжеон является одним из основателей педологии. Крепелин Эмиль (1856–1926) —немецкий психиатр, профессор психиатрии, предложил классификацию душевныхзаболеваний, в которой, наряду с прочим выделил деменцию и манию. Крепелинвнедрил в психиатрическую клинику психологический эксперимент, ему принадлежитпопытка составления схем исследования личности, начал исследования попсихофармакологии. Бехтерев Владимир Михайлович (1857 – 1927) — русскийневропатолог, психиатр, физиолог, психолог, создатель в 1885 г. первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанскогоуниверситета, основатель в 1908 г. Психоневрологического института вСанкт–Петербурге. Г. Мюнстерберг один из основоположников «психотехники»,занимался проблемами управления, профотбора, профессионального обучения, в 1913издал «Психологию промышленной производительности». Также разработал стратегииисследования трудовых процессов в лабораторных условиях. Титченер ЭдвардБрэдфорд (1867–1927) — американский психолог, развивал идеи Вундта и егонаправление психологии получило название структурализма. В 1904 г. выступил организатором Общества экспериментальной психологии. Проводил экспериментальныеисследования ощущений и внимания. Автор многочисленных научных трудов, вчастности «Очерков психологии» и «Учебника психологии». Трактовал предметпсихологии как систему элементарных сознаваемых состояний (ощущений, представлений,чувствований) из которых формируется все многообразие душевной жизни. МейманЭрнст (1862 – 1915) — немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальнойпедагогики. Кеттел Джеймс Маккин (1860 –1944) — американский психолог, один изоснователей психологического тестирования.
Вундтовская школа строила своюэкспериментальную программу по схеме психофизиологии органов чувств ипсихофизики. В экспериментальной психологии происходит расслоение, в пользунезависимости психологического исследования от физиологического. Сферы научныхинтересов Вундта — включающие ощущения и восприятие, внимание, чувства, реакциюи ассоциации — стали основными главами во всех учебниках по психологии. То, чтовзгляды Вундта относительно психологии не во всем оказались верными, ни в коеймере не умаляет его достижений как основателя этой науки.
 
3. Герман Эббингауз
Герман Эббингауз (1850-1909), немецкийпсихолог-одиночка, работавший вне каких-либо университетов стал первымпсихологом, изучавшим память и обучаемость с помощью экспериментального метода.Изучение Эббингаузом процессов заучивания и забывания – гениальная работа вэкспериментальной психологии, исследования Эббингауза значительно расширилигоризонты экспериментальной психологии.Еще никто не брался исследовать процессыобучения и памяти экспериментальным путем. Вильгельм Вундт авторитетно заявлял,что это и невозможно. Эббингауз работал самостоятельно, не имел ниакадемической должности, ни поддержки со стороны какого-либо университета, нисобственной лаборатории. Но не смотря на это, в течение пяти лет он провел рядсерьезнейших и исчерпывающих научных опытов, единственным испытуемым в которыхвыступал он сам.
В качестве материала для своихисследований — материала для заучивания — Эббингауз использовал бессмысленныеслоги, и это его изобретение кардинально изменило изучение процесса обучения. Егобессмысленные слоги, состоящие, как правило, из двух согласных и одной гласной(например, lef, bok или yat), удовлетворяли этим требованиям. Он расписал всевозможные трехбуквенные сочетания на карточках, получив запас из 2300 слогов,из которых наугад выбирал слоги для заучивания.
Эббингауз изучал и другие факторы,способные, по его мнению, повлиять на память и обучение. Это и эффектизбыточного запоминания (повторов материала больше, чем требуется длябезупречного его воспроизведения), и ассоциации внутри списка слогов, и повторуже выученного материала, и время между запоминанием и вспоминанием. На основеизучения влияния фактора времени на процессы памяти Эббингауз составил кривуюзабывания («кривая Эббингауза»), в соответствии с которой быстрее всегоматериал забывается в первые несколько часов после запоминания, а затемскорость забывания медленно снижается. В 1880 году Эббингауз получил должностьв Берлинском университете, где и продолжил свои изыскания, проводядополнительные эксперименты и перепроверяя результаты, полученные ранее. Своиопыты он описал в работе «О памяти», которая в истории психологии и по сегодняшнийдень остается, самым блестящим научным трудом, написанным независимымисследователем. Он знаменует собой не только начало новой области исследования,но и является образцом профессионального мастерства и стойкости его автора. Нетв истории психологии другой такой фигуры, как Эббингауз — ученого, который,работая безо всякой поддержки, смог подчинить всю свою жизнь скрупулезномуэкспериментированию. Его опыты проводились с такой точностью, тщательностью иметодичностью, что вот уже более ста лет на них ссылаются во всех учебниках попсихологии.
Эббингауз не возражал, чтобы и другиеученые разрабатывали его тему исследований, совершенствуя методологию. В 1886году его назначили ассистентом профессора в Берлинском университете. Он создаллабораторию, а в 1890 году, совместно с физиком Артуром Кенигом, учредил«Журнал психологии и физиологии органов чувств». В Германии существовалапотребность в таком журнале, поскольку журнал Вундта. печатный органлейпцигской лаборатории, был просто не в состоянии освещать все проводившиеся вто время исследования. Необходимость в новом журнале, всего через девять летпосле основания журнала Вундта, есть свидетельство стремительного развитияновой психологии.
В первом номере своего журнала Эббингаузи Кениг сделали смелое утверждение в отношении двух дисциплин, вынесенных в егозаголовок: психологии и физиологии. Они писали, что эти науки «развивалисьвместе… чтобы слиться в единое целое: они стимулировали и предсказывалиразвитие друг друга, и потому являют собой две равноценные части одной великойнауки». [4;90] Исследования Эббингауза привнесли объективность количественных иэкспериментальных методов в изучение высших психических процессов — одну изцентральных тем современной психологии. Именно благодаря Эббингаузу работа вобласти изучения ассоциаций из теория об их свойствах превратилась в подлинноенаучное исследование. Многие из его заключений о природе обучения и памятиостаются справедливыми и сегодня.
Титченер позже отмечал, чтоиспользование бессмысленных слогов стало первым заметным шагом в данной областисо времен Аристотеля.
 
4. Вюрцбургская школа психологии
 
Вюрцбургская школа— направление в немецкой психологии, возникшее в начале ХХ в., котороевозглавил Кюльпе Освальд (1862 –1915) — немецкий психолог и философ, одним изпервых сделал предметом экспериментального анализа высшие психологическиефункции -мышление и волю. Обучался у Вундта, автор «Очерка психологии» вышедшегов 1893 году, в котором Кюльпе не рассматривал сложные психические функции, ноуже через несколько лет он утвердился в мысли, что мыслительные процессы можноисследовать с помощью эксперимента. Вся научная деятельность Кюльпе былапосвящена исследованию тех вопросов, которые отклоняла психология Вундта.Кюльпе предложил метод, который он назвал систематической экспериментальнойинтроспекцией.
Опыты именно этой школы оказались самымизначительными в исследовании человеческой психики. Самое главное-изменениенаправленности психологического видения, это изменение инструкции испытуемому,тем самым акцент переносился с эффектов поведения испытуемого на производимыеим действия. Испытуемых просили зафиксировать не результат, а сам процесс,описать какие события происходят в их сознании, «в голове» при решенииэкспериментальной задачи. Результаты интроспекции мыслительных процессов,полученные психологами вюрцбургской школы Кюльпе, подтверждали точку зрения,что мысль возможна без всякого сенсорного или образного содержания. На основеэтих выводов сложилась теория безобразной, или ненаглядной, мысли:ощущения и образы выполняют в мышлении лишь вспомогательную, побочную роль.Таким образом, исследования Кюльпе установили наличие несенсорной формысознания. Именно в этой школе изучение мышления приобрело психологическиеконтуры. Х. Уатт пришел к выводу, что работа сознания совершалась еще доокончания эксперимента, а именно в момент, когда происходило усвоение правилего выполнения. Испытуемые, очевидно, давали подсознанию некие установки или,другими словами, направляли его, чтобы дать наиболее приемлемый, на их взгляд,ответ. Как только правила выполнения задачи были усвоены и определено основное направление,действительная задача стала выполняться без каких-либо усилий со сторонысознания. Эти исследования подтвердили, что скрытая сторона сознания способнакаким-то образом контролировать его деятельность. То, что опыт зависит нетолько от элементов сознания, но и от определяющих тенденций в работеподсознания, доказывало, что подсознание оказывает существенное влияние наповедение человека. Эта идея стала основополагающей в теории психоанализаЗигмунда Фрейда.
Важнымидостижениями вюрцбургской школы считается также введение категории действия какакта, имеющего свою детерминацию, мотив и цель, операционально-аффективнуюдинамику и состав. В данную школу входили:  Майер(1867-1933)-предложилклассификацию мышления, Нарцисс Ах- показал, что возникновение ассоциацийуправляется детерминирующей тенденцией и процесс мышления строится подопределенную задачу. Он же создал методику формирования искусственных понятий,которая затем была модифицирована Выготским(1896 – 1934) и Сахаровым подназванием методики «двойной стимуляции». Зельц Отто (1881 – 1944) — немецкийпсихолог, проводил исследования мышления, в которых обнаружилдетерминированность мыслительных процессов со стороны структуры решаемойзадачи. Задача перед испытуемым предстает как некий „проблемный комплекс“,завершенность которого может быть достигнута лишь при отыскании недостающегоэлемента. Карл Бюлер (1879-1963), психолог, создал эвристическую теорию речи.Речь не дается ребенку в готовом виде, но придумывается, изобретается им впроцессе общения со взрослыми. Таким образом, Бюлер настаивал на том, что весьпроцесс формирования речи – это цепь открытий, интеллектуальное развитие детейтакже считал творческим процессом. Изучая процесс решения задач, онпересматривает связь между ассоциацией и осознанием, заявляя, что ребеноксвязывает между собой только то, что уже осознал как целостность. То естьсначала происходит акт мышления, который заканчивается ассоциацией междуосознанными параметрами. Это осознание есть творческий процесс и происходитмгновенно. Процесс мгновенного схватывания сути вещей Бюлер назвал «ага-переживание»,этот процесс мышления не зависит от прошлого опыта и является творческим актомсамого ребенка. Основой психического развития считал врожденные структуры,которые самораскрываются в процессе жизни. Бюлер выделил три основных стадиипсихического развития: инстинкт; дрессура (образование условных рефлексов);интеллект (появление «ага-переживания», осознание проблемнойситуации). В теории игры появилось первое объяснение ее мотивации.

5. Лейпцигская школа
Лейпцигскаяшкола — психологическое направление, возникшее в Германии в конце 10–x годовХХ в. и просуществовавшее до середины 30–х годов, которое получилоназвание школы диффузно-комплексных переживании или школы психологии развития, Иногданазывается «второй школой Лейпцигской» (после Вундтовской), основателем являлсяФеликс Крюгер (1874-1948). Свою теорию психического строил на основепредставления о целостности любого психического переживания, ориентировался наизучение психики и сознания в их целостности. Как и гештальт-психологи,представители школы Лейпцигской разделяли требование целостного подхода кизучению психики, но считали гештальты не единственными единицами сознания, ктому же их трактовка гештальта имела большую смысловую наполненность, на болееранних ступенях психического развития такими единицами являются«комплекс-качества»понятие родственное «гештальт–качества» в гештальт-психологии,диффузные, аффективно окрашенные, но вполне целостные переживания, которыедифференцируются в ходе развития. В качестве одного из методов исследованияперехода комплекс–качества в гештальт был разработан метод феноменологическогосамонаблюдения. В данной школе активно исследовались проблемы онтогенеза,типологии восприятия, развития изобразительной деятельности и мышления у детей.В основу психической жизни человека были положены чувства, которые в наибольшейстепени презентируют мир душевного бытия, представляющего собой системуустановок, диспозиций, потенций, от которых зависит течение актуальныхпсихических процессов. В дальнейшем представления исследователей лейпцигскойшколы нашли продолжение в немецкой характерологии 50–х годов поисследованию личности А. Веллека, а также в гуманистической психологии Гордона Олпорта.Лейпцигская школа сыграла значительную роль в возникновении и упрочнениицелостного подхода в психологии, результаты их исследования очень высоко оценилЛ.С.Выготский (1896-1934), отечественный психолог, создательисторически-культурной концепции развития высших психических функций.
 
6. Гештальтпсихология
Гештальтпсихология — психологическоенаправление, возникшее в Германии, в 1910 году и просуществовавшее до середины30–х годов ХХ века, до установления власти фашизма, когда большинствоее представителей эмигрировали, в другие страны, основателями являются- Макс Вертгеймер(1880-1943), Вольфганг Келер(1887-1967), Курт Коффка (1886-1941). Ксередине 20-х годов движение гештальтистов трансформировалось в мощную научнуюшколу немецкой психологии, центр которой находился в Психологическом институтеБерлинского университета. Неудивительно, что туда съезжалось множествостудентов из разных стран мира. Институт, занимавший часть бывшего Имперскогодворца, имел отличные лаборатории, оборудованные по последнему слову техники.Издаваемый гештальтистами журнал «Психологические исследования» пользовалсяпопулярностью и уважением в научном мире, а выполняемые ими исследовательскиеработы затрагивали самые разнообразные психологические проблемы.
Понятие «гештальт» было введено Кристианомфон Эренфельсом, в статье «О качестве формы» в 1890 году, при исследованиивосприятий. Непосредственным поводом для исследования Эренфельса послужилинекоторые замечания профессора физики пражского университета Эрнста Маха овосприятии мелодий и геометрических форм. По Маху, ощущение мелодии илизвуковой формы в известной мере независимо от ощущений отдельных звуков, посколькусохраняется при изменении последних в случае транспонирования мелодии в другуютональность, как будто бы оно само было таким же простым и неразложимымэлементом, как и элементарное ощущение. Этот факт Эренфельс поверг специальномуанализу. Он выделил специфический признак гештальта — свойство транспозиции(переноса): мелодия остается той же самой при переводе ее из одной тональностив другую; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения,окраски составляющих его элементов. Макс Вертхеймер, учившийся в Праге вместе сЭренфельсом, отмечал, что «важнейший импульс» развитию новых идей придалиименно работы Эренфельса.
В1904 году Макс Вертгеймер защитил докторскую диссертацию в Вюрцбургскомуниверситете у Освальда Кюльпе. Вертхеймер произвел сильное впечатление намолодого американского психолога Абрахама Маслоу, который испытывал перед нимтакое благоговение, что стал изучать его личные качества и способности. Именноблагодаря наблюдениям за Вертхеймером и другими людьми Маслоу впоследствииразработал свою собственную концепцию самоактуализации и способствовал созданиюгуманистической школы в психологии.
Курт Коффка изучал психологию подруководством Карла Штумпфа. В 1894 году Штумпф удостоился самого престижного внемецкой психологии звания — профессора Берлинского университета, и сталоснователем Берлинской ассоциации детской психологии.
В 1910 году Коффка начал свое длительноеи плодотворное сотрудничество с Вертхеймером и Келером в стенах Франкфуртскогоуниверситета. Эксперимент Вертхеймера, в котором Коффка и Келер играли рольиспытуемых субъектов, был посвящен изучению восприятия кажущегося движенияпредметов — то есть движения, которое на самом деле не происходит. Для егоопределения Вертхеймер пользовался термином «впечатление движения». Используятахистоскоп, он пропускал луч света через две прорези, одна из которыхрасполагалась вертикально, а другая имела наклон от вертикали приблизительно в20-30 градусов. Наблюдатели видели последовательное появление света сначала водной, а затем в другой прорези. Если временной интервал сокращался, тонаблюдателям казалось, что обе прорези освещены постоянно. При длительностиинтервала порядка 60 миллисекунд, создавалось впечатление, что линия светанепрерывно перемещается от одной прорези к другой и обратно.
Вертхеймер был убежден, что это явление, получившееэкспериментальное подтверждение в его лаборатории, по-своему так же являетсяэлементарным, как и обычное ощущение, но, в то же время, представляет собойнечто отличное от одного или даже нескольких простых ощущений. Он назвал этоявление фи-феноменом — иллюзия перемещения с места на место двух поочередновключающихся источников света.
Целое (в данном случае кажущеесядвижение линии света) было отлично от суммы его составляющих (двух неподвижныхсветовых лучей). Вертхеймер опубликовал результаты своего исследования в 1912году в статье под названием «Экспериментальные исследования восприятиядвижения». После опытов по восприятию кажущегося движения гештальт-психологипринялись за исследование другого перцептивного явления. Опыт по исследованиюконстантности восприятия позволил им укрепить свои научные позиции. Подобнымобразом и в случае с константностью яркости или размера, фактические сенсорныеэлементы могут изменяться, но наше восприятие их останется прежним. В этихпримерах, как и в примере кажущегося движения, перцептивный опыт обладает качествомцелостности или законченности, которыми не обладают его составляющие.
Перцепция представляет собой целостноепонятие — то есть гештальт — и любая попытка разложения ее на отдельныесоставляющие приводит к ее нарушению. Гештальты обнаруживаются при восприятииформы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основногозакона группировки отдельных элементов постулируется закон прегнантности — какстремления психологического поля к образованию самой устойчивой, простой иэкономной конфигурации. При этом выделяются факторы, способствующие группировкеэлементов в целостные гештальты, — такие как фактор близости, фактор сходства,фактор продолжения хорошего, фактор общей судьбы. Идея о том, что внутренняя,системная организаций целого определяет свойства и функции образующих егочастей, применяется к экспериментальному изучению восприятия — преимущественнозрительного. Это позволило изучить ряд его важных особенностей: константность;структурность, зависимость образа предмета-фигуры — от его окружения — фона.Понятия фигуры и фона — важнейшие в гештальт-психологии. Психологи пыталисьобнаружить законы, по которым фигура выделяется из фона — как структурированнаяцелостность менее дифференцированного пространства, находящегося как бы позади фигуры.К этим законам относятся такие, как закон близости элементов, симметричность,сходство, замкнутость. Явления фигуры и фона отчетливо выступают в такназываемых двойственных изображениях, где фигура и фон как бы произвольноменяются местами — происходит внезапное «реструктурирование». Понятия фигуры ифона и явление реструктурирования — внезапного усмотрения новых отношений междуэлементами — распространяется и за пределы психологии восприятия; они важны ипри рассмотрении творческого мышления, внезапного обнаружения нового способарешения задачи. В гештальт-психологии это явление названо ага-решением,применяется также термин «озарение» («инсайт»).
Влияние изменений, происходящих вфизике, особым образом сказалось на развитии психологии. Вольфганг Келер имелхорошую подготовку в области естественных наук. В свое время он учился вместе сМаксом Планком, одним из основателей квантовой механики. Келер писал, чтоименно благодаря влиянию Планка он осознал связь между теорией физических полейи проблемой целостности восприятия в психологии. «Гештальт-психология сталасвоего рода приложением физики поля к некоторым важным разделам психологии». В1913 году по предложению Прусской Академии наук Келер предпринял путешествие наКанарские острова, расположенные вблизи северо-западного побережья Африки, гдена острове Тенерифе начал изучать поведение шимпанзе. Там он написал ставшую внаше время классикой книгу под названием «Интеллект человекообразных обезьян».При проведении экспериментов использовались простейшие приспособления: клетки средкими прутьями, препятствующими свободному выходу животных наружу, палки, спомощью которых можно было достать удаленные бананы, и ящики, на которые моглизабираться обезьяны. В соответствии со взглядами гештальт-психологии на проблемувосприятия, Келер интерпретировал результаты исследований поведения животных втерминах целостности ситуации и взаимосвязей между отдельными стимулами.Например, он изучал проблему, посвященную решению задач реструктурированияперцептивного поля. Келер трактовал результаты опытов как доказательствосуществования инсайта — то есть внезапного постижения или понимания неизвестныхранее взаимосвязей. У Султана (самый умный шимпанзе из имевшихся у Келера), вконце концов, после многочисленных попыток возникала догадка относительнопонимания связи между ящиками и подвешенным бананом.[4;308] Для описания этогоявления Келер использовал немецкое слово «Einsicht», что соответствовалоанглийскому «insight», которое можно приблизительно перевести как понимание, постижение,проникновение в суть задачи. В других экспериментах, посвященных вопросамсамостоятельного, спонтанного понимания проблемы, американский исследовательпсихологии животных Роберт Иеркс также обнаружил в поведении орангутанговдоказательства в пользу существования инсайта, который он называл смысловымнаучением. Изучение инсайта оказало поддержку гештальтистской молярной илиглобальной концепции поведения в ее борьбе с молекулярными или атомистическимивзглядами бихевиористов. Эти исследования также укрепили позицию идеи,выдвинутой гештальт-психологами, согласно которой научение включает в себяреорганизацию или реструктуризацию психологической среды.
Установив, что люди воспринимаютцелостно организованное явление, а не набор отдельных ощущений, гештальтистыобратились к проблеме исследования перцепции с точки зрения работы механизмовголовного мозга. Они попытались разработать теорию об основных нервныхкоррелятах воспринимаемых гештальтов. Сторонники гештальтпсихологиирассматривали кору головного мозга в качестве динамической системы, в которойвзаимодействуют элементы, являющиеся в данный момент активными. Эта идея резкоконтрастировала с механистической концепцией, которая сравнивала нервнуюдеятельность с работой телефонного коммутатора, связывающего сенсорные входныесигналы в соответствии с принципами ассоциации. При исследовании кажущегосядвижения Вертхеймер высказал предположение о том, что деятельность мозгаявляется формообразующим целостным процессом. Так как кажущееся и истинноедвижения воспринимаются одинаково, то они должны вызывать тождественныепроцессы в коре головного мозга. Из предположения о том, что эти два видадвижения кажутся идентичными, следует, что мозговые процессы при их восприятиитакже должны протекать одинаково. Другими словами, при объяснении фи-феноменанеобходимо учитывать соответствие между гештальтами в переживаниинепосредственно созерцаемого и в процессах, совершающихся при этом в головноммозге. Эта идея, получившая название изоморфизма (по-гречески isos — одинаковый,morphe — форма), в настоящее время воспринята в химии и биологии. Гештальтистыуподобляли перцепцию карте, в том смысле, что она идентична реальной местности,которую представляет, не являясь при этом ее точным подобием. Но в то же времякарта — надежное руководство по восприятию реального мира. Взгляды Вертхеймераполучили дальнейшее развитие у Келера в его книге «Физические гештальты в покоеи стационарном состоянии», вышедшей в 1920 году. В ней Келер высказываетпредположение о том, что процессы в коре головного мозга сходны с процессами всиловом поле и что, подобно возникновению силового электромагнитного полявокруг магнита, в ответ на сенсорные импульсы может возникать поле нервнойдеятельности — вследствие электромеханических процессов, возникающих в мозге вответ на сенсорные импульсы.
Послеэмиграции в США Келер преподавал в Свартморском колледже в Пенсильвании,написал несколько книг и редактировал журнал «Психологические исследования». В1956 году он был удостоен награды «За выдающийся вклад в науку» Американскойпсихологической ассоциации, а вскоре после этого был избран ее президентом.
 
7. Теория поля: КуртЛевин
 
КуртЛевин(1890-1947) родился в Германии в городе Могильно. Образование он получил вуниверситетах Фрайбурга, Мюнхена и Берлина. Докторскую диссертацию попсихологии защитил у Карла Штумпфа в 1914 году в Берлине, где также изучалматематику и физику.
Вовремя первой мировой войны Левин служил в немецкой армии, был ранен в бою инагражден железным крестом. Впоследствии он вернулся в Берлинский университет ипринял такое активное участие в работе группы гештальт-психологов, что сталсчитаться, наряду с ее основателями, одним из главных авторитетов новогонаучного направления. Он проводил исследования по проблемам ассоциации и мотивациии начал разрабатывать свою теорию поля, которую изложил в 1929 году в США намеждународном конгрессе психологов в Йельском университете. Теория поля — психологическая система Курта Левина, использующая концепцию силового поля дляобъяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественноговоздействия.
Теорияфизических полей привела Левина к мысли о том, что психическая деятельностьчеловека происходит в условиях воздействия психологического поля, котороеполучило название годологического пространства. Годологическое пространствозаключает в себе все события прошлого, настоящего и будущего, которые могутповлиять на нашу жизнь. С точки зрения психологии каждое из этих событийпредопределяет поведение человека в конкретной ситуации. Таким образом,годологическое пространство формируется личностными потребностями человека вовзаимодействии с его психологическим окружением.
Левинвысказал предположение о существовании состояния баланса или равновесия междуиндивидуумом и его психологическим окружением. Когда это равновесие нарушается,возникает напряженность отношений, которая вызывает определенные изменения,ведущие к восстановлению баланса. В этом заключался главный смысл его концепциимотивации. Согласно взглядам Левина, поведение представляет собой чередованиециклов возникновения напряженности и последующего действия по его снятию.Поэтому всякий раз, когда у индивидуума возникает какая-то потребность, то естьсостояние напряженности, он своими действиями старается снять это напряжение ивосстановить внутреннее равновесие.
Перваяпопытка экспериментальной проверки этого предположения была выполнена в 1927году под руководством Левина его ученицей Блюмой Вульфовной Зейгарник (1900-1988),которая впоследствии основала отечественную патопсихологию. Суть опытазаключалась в том, что наблюдаемым субъектам давался набор задач, и ониполучали возможность решить только несколько из них, потому что процесс решенияискусственно прерывался, прежде чем они могли выполнить все задание. Передначалом эксперимента Левин предсказывал, что
1)напряженное состояние возникает, когда субъект получает задание для выполнения;
2)когда задание выполнено, напряжение пропадает;
3)когда задание не закончено, сохранение напряженности повышает вероятность того,что оно сохранится в памяти субъекта.
Результаты,полученные Зейгарник, подтвердили предсказания Левина. Наблюдаемые субъекты,чей процесс поиска решения прерывался, с большей вероятностью могли вспомнитьсуть задания, чем те, кто успевал выполнить его до конца. Многие последующиеисследования проводились на основе использования этой закономерности,получившей название эффекта Зейгарник.
В30-х годах Левин начал интересоваться вопросами социальной психологии. Он былпервопроходцем в этой неизведанной области, и его достижения дают ему правозанять достойное место в истории науки.
Главнойособенностью социальной психологии Левина является введение понятия групповойдинамики, применимое как к индивидуальному, так и к групповому поведению.Согласно его взглядам, так же как индивидуум и его окружение формируютпсихологическое поле, так и группа и ее окружение формируют социальное поле.Социальное поведение проявляется внутри группы и определяется конкурирующимиподгруппами, отдельными членами, ограничениями и каналами общения. Такимобразом, групповое поведение в любой момент времени является функцией общегосостояния социального поля.
Программынаучных экспериментов и результаты исследовательских работ Курта Левинаполучили даже более высокую оценку психологов, чем его теоретические изыскания.Его вклад в социальную и детскую психологию оказался неоспорим. Многие его идеии методики проведения экспериментов широко используются при изучении проблемличности и мотивации ее поведения. «Среди иммигрантов-психологов Курт Левиноказался почти что единственным, кто сделал успешную карьеру и одновременносоздал школу последователей в Америке».

Заключение
 
Неоценимвклад в психологию В.Вундта, а также тех, кто подготовил почву для выделенияпсихологии в самостоятельную науку. Представители немецких психологических школповлияли почти на все отрасли психологии, и многие смежные науки. Как былоупомянуто выше, более 160 крупных ученых получили образование в Германии.«Психология народов» Вундта имела огромное значение для психологии, благодаряэтому труду произошло разделение психологии на две ветви — экспериментальную исоциальную. Исследования Эббингауза привнесли объективность количественных иэкспериментальных методов, в изучение высших психических процессов, превратилосьв подлинное научное исследование. Достижения вюрцбургской школы оказалисьсамыми значительными в исследовании человеческой психики, и ознаменовалисьвведением категории действия как акта, имеющего свою детерминацию, мотив ицель, операционально-аффективную динамику и состав, были выделены стадиипсихического развития. Из гештальт-психологии ряд идей унаследовала гештальт-терапия, одно из самых влиятельных направлений психологии, созданноегерманско-американским психологом Перлсом Фрицом, ему принадлежит основаниедвух институтов, первый — Психоаналитический институт в Йоханнесбурге, второйинститут основан в 1952 году — Институт гештальт-терапии в США.

Список использованной литературы
 
1.ЖданА. Н. История психологии: Учебник.- М.: Изд-ва МГУ, 1990.- 367 с.
2.Историяпсихологии (10-е — 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. — 2-е изд./Подред. П. Я. Гальперина, Л. II.Ждан.-М: Изд-во Моск. ун-та, 1992. -364 с.
3.ШульцД.П., Шульц С.Э.История современной психологии / Пер. с англ. А.В.Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во«Евразия», 2002.- 532с., ил.
4.М.Г.Ярошевский.История психологии. 2-е перераб.изд.- М: Изд-во «Мысль»-1976.-463с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности исполнения наказания не связанных с изоляцией от общест
Реферат Борьба патрициев и плебеев в Древнем Риме Изгнание Тарквиния Гордого
Реферат Основания возникновения прав на землю
Реферат Определение технико-экономических показателей, обработка статистического материала
Реферат Производство стали и чугуна и их применение
Реферат Войны и становление международного гуманитарного права
Реферат А. А. Ермакова Волгоградский государственный технический университет
Реферат Общество не вправе заключать "контракт со смертью"
Реферат Международный терроризм 2
Реферат Гендерные различия в представлении чувства любви
Реферат Співвідношення понять людина - особистість – індивідуальність
Реферат Ответственность государства перед гражданином в случае нарушения его прав. Право служебной тайны как гарантия неприкосновенности частной жизни
Реферат The Changing Political Fortunes Of The Nazi
Реферат Основные подходы к информационным технологиям во внешней политике и дипломатии
Реферат Проект цеху з виробництва масла способом перетворення високожирних вершків з масовою часткою жиру 72,5 та 82,5% (селянського, солодковершкового) потужністю 4 т за добу