Министерство образования и науки РФМинистерство образования Московской областиЦентр новых педагогических технологийРоссийская академия образованияИнститут ЮНЕСКО по информационным технологиямМосковский областной общественный фонд новых технологийв образовании «Байтик»АНО «ИТО»Computer Using Educators Inc., USAМатериалыXVIII Международной конференцииПрименениеновых технологийв образовании27 – 28 июня 2007 г.ТроицкМатериалы XVIII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 27 – 28 июня 2007г. г.Троицк, Московской области - ГОУ ДПО "Центр новых педагогических технологий" Московской области, МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик». В материалах сборника традиционной конференции в Троицке Московской области рассмотрены проблемы, касающиеся разработки программного обеспечения для образовательных целей, учебной информатики, дистанционного обучения, работы в сети Интернет, новых методик преподавания и др., основой которых являются компьютерные технологии. Книга будет полезна педагогам, преподавателям и специалистам, использующим информационные технологии в детских дошкольных учреждениях, средней, средней специальной и высшей школах.^ Научно-методическое изданиеМатериалы XVIII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании»27 –28 июня 2007г.ТроицкРедакционная группа: Алексеев М.Ю., Золотова С.И., Киревнина Е.И., Кузькина Т.П., Касабова М.Г., Юдакова О.С.Эскиз эмблемы на обложке: Лотов В.К.Сдано в набор чч.чч.04. Подписано к печати чч.чч.04. Формат 60х84/16. Гарнитура “Таймс”. Печать офсетная. Тираж ччч экз. ЛР №071961 от 01.09.1999. Заказ № чччч/чЦНПТ, МОО фонд новых технологий в образовании «Байтик», 142190, Московская обл., г. Троицк, Сиреневый б-р., 11.Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии издательства «Тровант», 142190, Московская обл. Троицк, чччч.ISBN 5-85-389-101-4 ^ ОРГКОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ Антонова Л.Н. Председатель Оргкомитета, Министр образования Правительства Московской областиСиднев В.В. Глава г. ТроицкаПисьменный В.Д. чл.-кор РАН, председатель Совета Научного Центра в г. ТроицкеСмирнова Е.С. Первый зам. Министра образования Московской областиКинелев В.Г. Директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям, профессорЧайковский В.Г. Начальник управления Министерства образования Московской областиЧерный В.Г. Зам. Нач. управления Министерства образования Московской областиЗолотова С.И. Директор "Центра новых педагогических технологий"Кукуджанова О.В. Исполнительный директор Фонда «Байтик»Кузькина Т.П. Заместитель председателя Совета депутатов г. ТроицкаРоберт И.В. Директор института информатизации образования РАОЗюзикова Ю.М. Начальник отдела образования администрации г.ТроицкаГудков П.Г. член правления АНО «ИТО», директор по продвижению продуктов фирмы «1С» для образованияФилиппов С.А. Координатор комитета АПКИТМакГоверн Шарлота вице-президент GTP/SIG of CUE, Inc., Калифорния, США^ ПРОГРАММНЫЙ КОМИТЕТГригорьев С.Г. заведующий кафедрой «Информатика и прикладная математика» МГПУ, академик Академии информатизации образования, д.т.н., профессор Алексеев М.Ю. зав.отделом Центра новых педагогических технологийБогуславский А.А. зав.кафедрой теоретической физики, зам. декана технологического факультета по ИТ КГПИ (Коломна), заслуженный работник высшей школы РФ, к.ф.-м.н., проф.Гриншкун В.В. заместитель заведующего кафедрой «Информатика и прикладная математика» МГПУ, член-кор. Академии информатизации образования, к.п.н., доцентКиревнина Е.И. заместитель директора Фонда «Байтик»Христочевский С.А. заведующий лабораторией «Проблемы информатизации образования» Института Проблем Информатики РАН ^ РАБОЧАЯ ГРУППАБалашова Л.С. Фонд «Байтик» Галкина В.В. Фонд «Байтик» Грушевая Г.Н. Фонд «Байтик» Зачесова Т.П. ЦНПТ Малявская Н.И. Фонд «Байтик» Минеева И.Н. ЦНПТ Новикова Е.В. Фонд «Байтик» Новикова Т.С. Фонд «Байтик» Растягаева А.П. Фонд «Байтик» Смакотина Т.М. Фонд «Байтик» Собко М.В. Фонд «Байтик» Тимакова О.Г. Фонд «Байтик» Юдакова О.С. ЦНПТ Шумкова Е.М. Фонд «Байтик» Мирзоян Н.Г. ЦНПТ Кознов В.П. Фонд «Байтик» Кознов В.В. Фонд «Байтик» Чернов Ю.Г. ЦНПТ Лопатко В.Б. ЦНПТ Юхманков Ю.Д. ЦНПТ Митрофанова Н.П. ЦНПТ Грабовская Ю.В. ЦНПТ^ Спонсоры конференцииТроицкий институт инновационных и термоядерных исследованийАдминистрация г.ТроицкаЖурнал «Информатика и образование»Фонд «Байтик»Издательство «ТРОВАНТ»ОАО «Троицк Телеком»ЗАО «Ист-Вест Технолоджи»Компания «1C»Страховая компания «МОСКОВИЯ»Национальное Агентство Технологической Поддержки «ИНТЕХ»Секция 1Теория и методика обучения информатикеTopic 1Theory and methodic of studying the informatics^ SET OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES TO TEXTBOOKS OF COMPUTER SCIENCE FOR 5-7 CLASSESBosova L. (akulll@mail.ru)The Institute of Informatisation of Education of the Russian Academy of Education, MoscowAbstract In this article approaches to creation of sets of digital educational resources for schools' textbooks are considered. The structure of a set of digital educational resources to textbooks of computer science (informatics) for 5-7 classes is submitted.^ НАБОР ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ К УЧЕБНИКАМ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВБосова Л.Л. (akulll@mail.ru)Институт информатизации образования Российской академии образования(ИИО РАО), г. МоскваАннотацияВ статье рассмотрены подходы к созданию наборов цифровых образовательных ресурсов для школьных учебников. Представлена структура набора цифровых образовательных ресурсов к учебникам информатики для 5-7 классов. В настоящее время на рынке и в свободном доступе в Интернет существует достаточно много различных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР): демонстрационных, информационно-справочных, тренажеров, обучающих, имитационных, моделирующих, контролирующих и др. Некоторые из них очень высокого уровня. Тем не менее, эти продукты достаточно редко используются в реальном учебном процессе, так как: во-первых, подавляющее большинство существующих цифровых образовательных ресурсов не соответствует стандартам, учебникам и учебным программам; во-вторых, нет методических рекомендаций по использованию цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. Устранение названных причин возможно за счет создания наборов цифровых образовательных ресурсов, «привязанных» к конкретным учебникам и удовлетворяющих следующим требованиям: 1) в максимальной степени соответствовать нормативным документам федерального уровня, регламентирующим содержание образования (как определяющим задачи модернизации образования, так и действующим в настоящее время), и программам, используемым в большинстве регионов; 2) обеспечивать новое качество образования, ориентироваться на современные формы обучения, высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности школьников; 3) обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений); 4) учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся и существующие различия в их культурном опыте; 5) содержать материалы, ориентированные на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров, видеоряды и т.д.); 6) содержать набор заданий (как обучающего, так и диагностического характера), ориентированных преимущественно на нестандартные способы решения; 7) предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных (в том числе бытовых) проблем на основе знаний и умений, освоенных в рамках данного предмета; 8) обеспечивать организацию учебной деятельности, предполагающую широкое использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности, формы и методы проектной организации образовательного процесса; 9) содержать варианты планирования учебного процесса, которые должны предполагать модульную структуру, позволяющую реализовать согласованное преподавание при делении на предметы, классы и темы. При этом под цифровыми образовательными ресурсами понимаются представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, ролевые игры, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса по выбранному учебнику. За счет дополнения существующих учебников/УМК наборами ЦОР возможно: создать условия для повышения качества обучения на основе использования в учебном процессе широкого спектра цифровых ресурсов; ориентировать учителя на применение образовательных технологий, способствующих формированию у учащихся новых образовательных результатов; обеспечить учебный процесс методическими материалами, стимулирующими учителей к использованию современных образовательных технологий, интерактивных методов обучения; материалами, обеспечивающими возможность использования различных форм учебной работы; создать условия для того, чтобы ученики приобрели опыт выполнения заданий, требующих выбора стратегии собственных действий. Именно в такой логике выстроен конкурс по разработке наборов цифровых образовательных ресурсов, расширяющих учебники, рекомендованные (допущенные) МОН к использованию в учебном процессе (www.ntf.ru). Рассмотрим более подробно разработанный в описанной выше логике состав набора ЦОР к учебникам информатики для 5-7 классов [1], [2], [3]. Набор ЦОР к каждому учебнику имеет следующую структуру: 1) презентации; 2) интерактивные тесты; 3) заготовки для практикума; 4) дидактические материалы; 5) методические материалы; 6) плакаты; 7) логические игры и задачи. Мультимедийные презентации, дающие при показе сильно увеличенное изображение, хорошо видное всему классу, предназначены для уроков изучения нового материала, для повторения, для организации практических работ и опросов. На слайдах презентации может быть представлена статичная или анимированная иллюстрация с поясняющим текстом или заданием (вопросом). Эта информация обеспечивает определенный этап урока - создание проблемной ситуации, актуализацию, открытие или применение нового знания. Видеоряд в презентациях подобран так, чтобы подчеркнуть связь изучаемого материала с жизнью, усилить межпредметные связи, заинтересовать школьников в изучаемом материале. Как правило, на последних слайдах презентации в рубрике «Самое главное» подводятся итоги по рассмотренному материалу. Каждая презентация завершается слайдом «Давайте обсудим», содержащим вопросы для коллективного обсуждения. Включенные в набор ЦОР презентации, как правило, рекомендуются для организации фронтальной работы школьников. Возможна организация индивидуальной работы школьников с презентациями, но это требует от педагога тщательного продумывания целей и задач такой работы. Презентации представлены в закрытом (в виде автономных исполняемых файлов с расширением .exe, для запуска которых не требуется наличие на компьютере самой программы Microsoft PowerPoint или ее определенной версии) и открытом для изменения форматах, чтобы учитель в процессе подготовки к уроку при необходимости мог внести любые требуемые ему изменения, настроить презентацию «под себя». В рекомендуемом планировании отмечено, какие презентации целесообразно использовать на том или ином уроке. В набор ЦОР включены интерактивные тесты. В 5 классе следует уделить особое внимание организации тестирования, так как, возможно, для учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно объяснить им соглашения, действующие в системе: 1) за каждый правильный ответ начисляется 1 балл; 2) за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл; 3) за пропущенный вопрос ничего не начисляется. Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору.Также важно обратить внимание школьников на то, что у них в конце работы будет возможность вернуться к пропущенному вопросу. Это позволит снять лишнее эмоциональное напряжение во время тестирования. При оформлении тестовых заданий и в бумажной, и в электронной версиях действует еще одно соглашение, на которое необходимо обратить внимание школьников: если в ответе на вопрос предполагается один правильный ответ, то варианты ответов отмечены кружками; если возможно несколько вариантов ответа — квадратиками. В настоящее время реализованы простейшие формы тестовых заданий: выбор одного или нескольких ответов из предлагаемых вариантов. В дальнейшем типология тестов будет существенно расширены. Интерактивные тесты «настроены» на работу в режиме «контроль». Фиксация результатов контроля производится в электронном журнале. Файлы-заготовки (тексты, рисунки) необходимы для выполнения работ компьютерного практикума. Их наличие экономит время учителя при подготовке к уроку, а ученики при выполнении работ компьютерного практикума могут сосредоточить основные усилия на главном – именно тех умениях и навыках, формированию которых и посвящено конкретное упражнение. Текстовые файлы с дидактическими материалами – это комплект тестов и контрольных работ в нескольких вариантах, которые учитель может распечатать в нужном количестве при подготовке к соответствующим урокам. Раздел «Методические материалы» содержит программу курса и варианты планирования, включенные в набор ЦОР для удобства учителя: имея эти материалы в электронной форме, учитель может легко адаптировать эти материалы под конкретную ученическую аудиторию, внести некоторые изменения в содержание, изменить последовательность изложения материала. Демонстрационные работы – это подборка лучших ученических мини-проектов (текстов, графических изображений, презентаций). Учитель сам принимает решение о том, в каком случае целесообразно знакомить учеников с имеющимися образцами. В любом случае, наличие таких работ позволяет учителю оценить с их помощью уровень достижений своих учеников. Цифровые плакаты – аналоги соответствующих печатных наглядных пособий. Они могут демонстрироваться с помощью проектора; учитель может распечатать их и раздать ученикам в качестве опорных конспектов, раскрывающих основное содержание изучаемого материала. Эти материалы способствуют успешному решению целого комплекса дидактических задач: развития у учащихся наглядно-образного мышления; формирования навыков работы с информацией, представленной в графической форме; фиксации внимания при усвоении учебного материала; развития познавательного интереса; активизации познавательной деятельности; конкретизации изучаемых теоретических вопросов; наглядной систематизации и классификации изучаемых явлений на схемах, в таблицах и т.п. Логические игры помогают организовать активную деятельность учащихся, разнообразить учебные приемы, переключать учеников с одного вида деятельности на другой, тем самым способствуя развитию у учащихся логического мышления, внимания и интереса к изучаемому вопросу. Логические задачи представлены в форме виртуальных лабораторий – электронных сред, в которых ученики в интерактивном режиме наблюдают и исследуют некое явление или процесс, могут моделировать и конструировать разные ситуации и получать разные варианты результата. В набор ЦОР будут включены несколько виртуальных лабораторий, ориентированных на решение следующих классов задач: задачи о переливаниях; задачи о переправах; задачи на расшифровку «черных ящиков»; задачи о перекладываниях; задачи о взвешиваниях; задачи о разъездах. Каждая лаборатория основана на построении логической модели решения задач определенного типа. Программная реализация моделей представляет собой тренажеры, с помощью которых может осуществляться как обучение, так и самообучение. Каждая виртуальная лаборатория будет снабжена библиотекой заданий, ранжированных по сложности. Эта библиотека является открытой для пополнения учителем, который в соответствии со своими методическими подходами, может составлять и добавлять собственные задачи. Для этого достаточно просто ввести условие задачи в текстовый файл, затем решить задачу средствами, предлагаемыми в лаборатории и сохранить правильную модель и алгоритм в специально отведенной зоне, защищенной от несанкционированного доступа учащихся. Комплекс виртуальных лабораторий можно использовать в различных режимах: демонстрация решения задач на уроке с помощью единственного компьютера и проектора; индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе; самостоятельный тренинг (в учебном помещении и дома); тестирование. Безусловно, перечисленные выше классы задач могут быть решены и без компьютера, но мысленное моделирование решения каждой такой задачи становится более эффективным при наличии возможности манипулирования соответствующими объектами на экране компьютера. Наличие соответствующего программного средства (цифрового образовательного ресурса) обеспечивает учащемуся: возможность повторить найденное решение, осмыслить его и попытаться найти более рациональное (оптимальное); возможность отыскать ошибку и скорректировать алгоритм решения на любой стадии; выразительность и яркость экранного видового ряда; возможность наблюдать динамику решения. Работа по решению задач в программной среде, соответствующей технико-технологическим, дизайн-эргономическим, психолого-педагогическим и содержательно-методическим требованиям способствует формированию устойчивого интереса к предмету, психологического комфорта, положительных переживаний, положительно-эмоционального удивления, ощущения радости успеха. Эффективность обучения с помощью средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приемов их использования. Даже с самым совершенным программным продуктом ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. На коротком временном интервале необходимые мотивы для учения могут быть созданы новизной средства обучения, занимательностью изложения, но сам процесс обучения в принципе не может быть реализован длительное время без интеллектуального контакта между учеником и учителем. Для обеспечения такого контакта преподавателю необходимо выполнять общие методические требования: разъяснить ученикам познавательную задачу так, чтобы она стала их личной задачей; возбуждать интерес учащихся, мобилизуя их познавательные усилия и, прежде всего, их внимание; обсуждать с учащимися способы решения задачи, проблемы, разрабатывать гипотезы и пути их проверки; восстановить в памяти учеников предшествующий познавательный опыт, необходимый для усвоения нового знания, не устраняться от управления познавательным процессом во время работы школьников на компьютерах, обращать внимание учеников в нужных случаях на главные объекты, ставить дополнительные вопросы и, если необходимо, обсуждать их. При организации учебного процесса необходимо учитывать, что оптимальная длительность работы за компьютером для учащихся 5-7 классов не должна превышать 20-25 минут. Следует отметить, что возникающее у школьников во время работы за компьютером нервно-эмоциональное напряжение, снимается достижением положительного результата и, напротив, неэффективность действий школьника приводит к возрастанию такого напряжения.Литература1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.^ APPLICATION OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES AT TRAINING TO BASES OF ALGORITHMIZATION AND PROGRAMMINGVeretnov M. (m.veretnov@agtu.ru), Basina A. (a.basina@agtu.ru),Uvarova E. (e.uvarova@agtu.ru)Archangelsk State Technical UniversityAbstract Effective training of algorithmization and to programming is not possible without use of modern multimediatechnologies. For studying this discipline in our institute the electronic textbook is developed. Its structure includes interactive multimedia simulators of algorithms work which evidently show all stages of their execution. Application of simulators has allowed to raise quality of learning considerably.^ ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИАТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОСНОВАМ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯВеретнов М.Ю. (m.veretnov@agtu.ru), Басина А.М. (a.basina@agtu.ru),Уварова Е.В. (e.uvarova@agtu.ru)ГОУ ВПО Архангельский государственный технический университет (АГТУ), АрхангельскАннотацияЭффективное обучение алгоритмизации и программированию не возможно без использования современных мультимедиатехнологий. В ИИТ АГТУ для изучения данной дисциплины разработано электронное пособие. В его состав входят интерактивные мультимедиаимитаторы работы алгоритмических конструкций, которые наглядно демонстрируют все этапы исполнения алгоритма. Применение имитаторов позволило значительно повысить качество усвоения материала. Раздел информатики «Основы алгоритмизации и программирования» изучается в Институте информационных технологий АГТУ в двух вариантах: в рамках дисциплины «Информатика» для студентов специальности 0719 (Информационные системы и технологии) и в рамках отдельной дисциплины для студентов колледжа ТИТ специальности 2203 (Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем).В процессе изучения ОАиП студенты должны получить умения и навыки по решению различных задач, предполагающих алгоритмическое решение, а также освоить системы программирования Delphi и Visual Studio (язык программирования C#). Как показала практика, применение классических способов преподавания в виде чтения лекций и проведения практических занятий, не в полной мере позволяет решать поставленные перед изучением данной дисциплины задачи. Многие студенты не могут во время лекции понять принцип работы того или иного алгоритма, вследствие чего приходится зачастую тратить достаточного много времени для индивидуальных консультаций. Поэтому несколько лет назад было принято решение о создании электронного пособия по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования», включающего конспект лекций, сборник заданий и примеров их решения на изучаемых языках программирования, а также набор мультимедиаимитаторов работы алгоритмических конструкций. Создание такого электронного учебного пособия позволило бы предоставить студентам возможность работать дома со всеми необходимыми справочными и обучающими материалами.В качестве базовой технологии реализации пособия был выбран формат HTML, который позволил использовать данное пособие как в виде локальной версии, работающей с компакт-диска, так и в рамках e-learning системы WebCT, применяемой в АГТУ. В качестве пробной реализации была создана версия пособия при помощи программного продукта Macromedia AuthorWare, однако в последствии было принято решение продолжать работу над пособием только в формате HTML. При создании пособия стал вопрос о том, как более наглядно представить студенту работу алгоритмической конструкции. В результате было принято решение интегрировать в электронное пособие мультимедиаимитаторы, которые позволили бы продемонстрировать пошаговое исполнение алгоритма. Основными требованиями при создании подобных имитаторов были:Наглядность;Возможность интерактивного управления;Демонстрация алгоритма в виде блок-схемы и программы на алгоритмическом языке (листинг);Пошаговое исполнение алгоритма с отображением текущего состояния, как в листинге, так и на блок-схеме;Отслеживание значения переменных в процессе исполнения.Был рассмотрен ряд технологий создания подобных программных продуктов и сделан выбор в сторону Flash-технологии, которая позволяет использовать качественную как векторную, так и растровую графику, предоставляет возможности для интеграции в e-learning курс WebCT и в разрабатываемое пособие, а средства встроенного языка программирования Action Script позволяют в полном объеме реализовать требуемую интерактивность. В настоящее время электронное пособие включает порядка сорока различных имитаторов, по большинству изучаемых тем, кроме того, в последнее время были добавлены ролики, обучающие работе непосредственно с изучаемой системой программирования. Часть имитаторов была разработана сотрудниками кафедры Информационных технологий АГТУ, а часть была реализована студентами в качестве расчетно-графических работ по дисциплине «Мультимедиатехнологии». Применение элементов мультимедиатехнологии при создании электронного пособия позволило значительно повысить качество изучения студентами дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования», за счет того, что имитаторы значительно упрощают понимание работы алгоритмов и делают обучение более наглядным и интересным.^ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕВолкова Н.С. (nat_volkova@mail.ru)Московский Государственный Областной Педагогический Институт (МГОПИ)г. Орехово-Зуево В настоящее время Интернет активно проникает в образование, что отмечается, в частности в Федеральном компоненте образовательного стандарта и отражено в различных учебниках. В связи с этим возникает проблема подготовки учащихся к работе в Интернет и использование в учебной и практической деятельности его информационных ресурсов. В Интернете нет четкой системы, структуры, информация переплетена между собой. Учащиеся до изучения Интернет имели дело с информацией, организованной чаще всего линейным образом – это приводит к некоторым трудностям. Прежде чем преступать к работе в Интернете, учащиеся должны приобрести необходимые пользовательские технологические умения работы в Интернете: пользование программными средствами (Internet Explorer, Netscape Navigator, Outlook Express и т.д.), поисковыми системами и каталогами. Освоение информационной технологии, как показывает опыт, не вызывает сложности, так как высок уровень мотивации. Кроме того, в связи с большим объемом информации в Интернете у школьников возникает проблема формирования цели информационного поиска. Обучаемые часто задаются вопросом: «Как искать?», «С чего начать поиск?». Так как в полученном с помощью поисковых систем и каталогов материале внутренняя структура недостаточна, возникает необходимость специального обучения работе с поисковыми "механизмами": правилами построения запроса, подбор ключевых слов, работе в каталогах и т.д. Для решения этой проблемы необходимо дать представление учащимся как может быть организована информация. В Интерне используется гипертекстовая организация информации, которая подчиняется следующим принципам: свобода перемещения по документам; сжатое (реферативное) изложение информации; необязательность сплошного чтения текста; наличие справок в структуре информации; использование перекрестных ссылок. При поиске учащиеся не обращают внимания на информацию, которая на первый взгляд кажется незначимой. Хотя на самом деле содержит чаще всего пути дальнейшего поиска: ссылки на подобные ресурсы в сети, адреса каталогов, ключевые термины, определяющие характерные свойства объекта поиска. Для того, чтобы понять как работают поисковые системы, попытаемся рассмотреть ее как черный ящик - объект изучения, внутреннее устройство которого либо неизвестно, либо слишком сложно для того, чтобы можно было по свойствам его составных частей (элементов) и структуре связей между ними делать выводы о поведении объекта. В нашем случае мы формируем запрос, полученный ответ анализируется, затем модифицируется запрос, снова анализируется ответ. На основании анализа формируется гипотеза, как данная поисковая машина реагирует на определенные типы вопросов. Полученную гипотезу проверяем. На практических занятиях я предлагаю задание, в котором необходимо найти - сколько ступенек в самой длинной лестнице в мире? Задают запрос: «В самой длинной лестнице ступенек», «Сколько ступенек в самой длинной лестнице» и т.п. На самом деле нужно разбить этот вопрос на более мелкие подвопросы. Сначала определить – где находится самая длинная лестница? А самые достижения и рекорды находятся в книге рекордов Гиннеса. Тем самым находится и ответ на поставленный вопрос о ступеньках. Однако как бы детально ни изучалось поведение "Ч. я.", невозможно получить однозначное суждение о его внутреннем устройстве, т.к. одно и то же поведение может быть характерно для разных объектов. Метод "Ч. я." широко применяют для решения задач моделирования управляемых систем (например, при исследовании сложных систем), особенно в тех случаях, когда представляет интерес поведение системы, а не её строение. Прежде, чем начинать практические занятия по поиску информации в Интернет, необходимо не только четко сформулировать цели и задачи такого поиска, а также обозначить ориентиры навигации, но тщательно проверить, либо, если в этом есть необходимость, заранее смоделировать действия учащихся при работе с аналогичными текстами. Полезным будет привести примеры аналогичного поиска информации в библиотечных каталогах. Как только школьник начинает понимать структуру сети, способы организации информации, он может достаточно легко проектировать свою деятельность - представляет то, что хочет найти, до того, как начинает искать; может точно сказать, для чего он использует Интернет, т.е. как пользователь он владеет набором средств и с их помощью ведет целенаправленный поиск конкретной информации. В результате он получает возможность отсекать негативную и ненужную информацию, расширяется индивидуальная информационная сфера и, как следствие, у подростка развиваются критическое мышление, умение грамотно интерпретировать информацию, решать проблемные ситуации, творчески подходить к процессу работы в Интернете. Также приобретаются умения индивидуальной информационной защиты, формируется информационная культура. Из теоретической части необходимо больше добавлять материала о топологии сети, о маршрутизаторах, материал об организации информации в сети (по аналогии с библиотеками).Литература1. Шатунова О.В. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Методика обучения информационным технологиям студентов технолого-экономического факультета педвуза. М.: 2004.^ МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»Вронская Н.Е. (ashatan_m@mail.ru)^ Латвийский Сельскохозяйственный университет (ЛСУ), г.ЕлгаваАннотация В статье рассказывается о проблемах интегрирования в учебном процессе. Приводится разработанный методический материал по предмету “Информационные технологии в образовании”. Новейшие информационные технологии занимают все более значительное место в образовании, так как процесс информатизации общества объективен и необратим – новому поколению надо будет жить в информатизированной среде, и поэтому надо усовершенствовать методику использования информационных технологий в образовании. Учитель может эффективно интегрировать информационно- коммуникационные технологии в учебном процессе тогда, когда он сам владеет различной программатурой и знает о технических возможностях компьютера. Пока что в наши дни нередко приходиться соглашаться с мнением Ц.Хопея, что учитель последним имеет возможность добраться до новой технологии, и это связано одновременно и с техническим обеспечением, и с обучением. Также нельзя не согласиться с мнением другого ученого С.Бирона, который утверждает, что в интегрировании информационно- коммуникационных технологий в учебный процесс решающим является человеческий фактор, то есть если учитель не подготовлен к использованию информационно- коммуникационных технологий на занятиях и не уверен, что эти технологии повысят эффективность обучения, то изменения в учебном процессе не предполагаются! Принимая во внимание все эти обстоятельства, была проведена кропотливая, статистически обоснованная работа по таким исследованиям, как:выяснение готовности студентов и учителей использовать на занятиях информационно- коммуникационные технологии [7].выяснение отношения учащихся к проверке знаний с использованием информационных технологий, в котором было выяснено, что учащиеся отдают предпочтение таким проверочным работам, которые выполняются с использованием компьютера [1]. проведение анализа сравнения компьютеризированного тестирования со стандартным письменным тестированием [4].выяснение отношения учащихся в выборе различных тестовых заданий и выяснение их предпочтения в этом выборе [3].выяснение уровня использования информационных технологий и различных компьютерных программ на занятии учителями и студентами [2]. Учитывая все выше упомянутое, автор данной статьи разработала методический материал для студентов (будущих учителей) института образования Латвийского Сельскохозяйственного университета и уже работающих по своей специальности учителей школ, по предмету “Информационные технологии в образовании”. Главная цель создания данного материала была научить студентов и учителей эффективно использовать новые информационно- коммуникационные технологии в учебном процессе: готовясь к занятиям и проводя их,создавая проверочные работы,знакомя с новейшими цифровыми технологиями и осваивая работу с ними,обучая различным компьютерным программам, которые разнообразят и улучшат учебный процесс. В процессе теоретического обучения студенты и учителя знакомятся с уже существующими проектами информатизации образования в Латвии и проектами, которые только в стадии реализации, осваивают возможности методического преобразования учебного материала в электронный учебный материал с помощью различных компьютерных программ и с последующим использованием различных информационных технологий на своих занятиях и т.д. На практических занятиях студенты и учителя изучают различные компьютерные программы, с помощью которых можно проводить автоматизированную проверку знаний учащихся, объединять в методическом материале созданную ими самими трехмерную графику, подвижные объекты, аудио и видеоматериалы и т.д. Данный предмет “Информационные технологии в образовании” успешно апробировался на базе института образования 3 года назад и автор пришла к таким выводам, как:Использование информационных технологий делает учебный процесс интереснее, так как отличается от привычных методов, потому что все происходит в интерактивной мультисреде, а это в свою очередь повышает мотивацию учащихся.Студенты, будущие учителя, с каждым годом все больше и чаще начинают осваивать различные компьютерные программы, не только для повышения своей квалификации и усовершенствования своих знаний, но и для дальнейшего успешного их использования в учебном процессе.Использование информационных технологий не улучшает образование, если весь фокус только на информационные технологии. Внимание должно фокусироваться на том, что информационные технологии могут сделать для того, чтобы улучшить образование.Литература1. Вронская Н. Использование компьютерных технологий при оценке качества работы студентов. Мат