Реферат по предмету "Разное"


B. Грамматики: XVI-XVIII вв

Леонид Геллер Литературные теории в России: кратчайший обзор1. Начало размышлений о литературе—изучения литературы a. Отрывки из античных трактатов: Изборники XI-XII вв. b. Грамматики: XVI-XVIII вв. • Мелетий Смотрицкий и зачатки поэтики жанров c. Школьные риторики Юго–западной Руси (Беларусь, Украина) XVI-XVII вв. • Вторая половина XVII в.: поэтика “школьного барокко” (Симеон Полоцкий и его ученики); • Начало XVIII в. Феофан Прокопович и его Ars poetica et Ars rhetorica. 2. “Классики” a. Филологи: Антиох Кантемир, Василий Тредьяковский, Михаил Ломоносов • Филология, идеология и политика: языки словенский (слово), славянский (слава), словеноросский… b. Поэтика: Тредьяковский, Александр Сумароков, Ломоносов • Нормативная поэтика: жанры, стихосложение, темы • “Славянский” язык и западные заимствования: Иван Елагин и его кружок • Поэтика жанров в классицизме; Буало и Кантемир, Сумароков, Ломоносов c. Риторика: Ломоносов, Аполлон Байбаков • Теория 3–х стилей • Языковая славянско–русская диалектика , ее историческая мотивировка (эллинизм) и ее продуктивность. • Латинские риторики в дворянском семейном образовании3. “Собиратели” и “Издатели” a. Николай Новиков и его деятельность (^ Словарь российских писателей, 1772; Древняя российская Вивлиофика, 1773–75) b. Собрания и псевдособрания песен и сказок: Михаил Чулков, Михаил Попов, Василий Левшин c. Рукописи и летописи: Михаил Щербатов, Иван Болтин, кн.Мусин–Пушкин… • Болтин, Херасков и первые концепции истории литературы («литературного развития») • Начало ХІХ в.: митрополит Евгений (Болховитинов), ^ Словарь русских писателей 4. Николай Карамзин versus Александр Шишков a. Карамзин и его Новый Стиль; сентиментализм и новый дискурс о литературе, новая поэтика, новый статус поэта • Стилистическая нормализация (униформизация); регуляция синтаксиса b. Защита славянской традиции (“славянофильство”) и лингвистическая утопия Шишкова • Стилистическая диверсификация c. Поэзия, филология и пророчество. • Тредьяковский, Сумароков, Шишков…5. Влияния. a. Жан–Жак Руссо b. Гердер и немецкие идеалисты–философы; немецкий романтизм c. Философы–позитивисты (Огюст Конт, Спенсер) • “материалисты”: Фогт (Vogt), Бюхнер, Молешотт (Moleschott), (^ Дарвин), Ренан • “эволюционисты”: (Гиббон), (Дарвин), Бокль • Бенфей (Benfey: санскрит) и компаратистика • Литтре, Ипполит Тэн6. Академические школы a. “Археографы”: Тимковский (летопись Нестора); Калайдович (Былины Кирши Данилова); Востоков (Остромирово Евангелие) b. “Исследователи” (этнографы, лексикографы) • Буслаев, Афанасьев, Даль, Киреевский, Вельтман • Тихонравов c. “Историки”: Николай Греч, ^ Очерк истории русской литературы (1822); Максимович, История древней русской литературы (1839): понятие “направления” d. “Критики”: Галахов, Надеждин…7. Романтизм vs классицизм vs реализм (Кюхельбекер, Булгарин, Сенковский, Полевой)8. Славянофилы и западники a. “Философская школа”: любомудры, Шевырев • Хомяков, Вельтман: парафилологические исследования (мифология, приоритаризм) • Шевырев, Погодин b. Эстетика ангажированности: Виссарион Белинский • “Натуральная школа” и анти–романтические теории9. Николай Чернышевский и “революционные демократы” a. Борьба против теории “искусства для искусства” • Методология: социологическое и антропологическое толкование (анализ содержания и тематики) • Метод: материалистическая редукция (прим.: возвышенное = очень большое) • Дуализм: разделение содержания и формы; диалектика обратного действия (формалистический детерминизм) b. Поэтика пользы (утилитаристическая) и социализм • Писарев и Добролюбов; критики-“нигилисты” (Зайцев и др.)10. Писатели и их теории a. Теории национального гения (Гоголь, Лесков, Григорьев, Достоевский) • Мистика творения и сотворенного (произведения); искусство и язык как элементы утопии • “Почвенничество” Аполлона Григорьева (нео–славянофильство) • Постулат русской специфики • Метод: анализ содержания • “Реализм в высшем смысле”11. Академические школы: продолжение a. Историко–культурное направление (Александр Пыпин) • Литературное произведение как документ культуры и общества данной эпохи • Социологический и исторический метод: анализ содержания b. Психологическое направление: Потебня • Литературное произведение как энергия (аналогия слову); ср. Вильгельм фон Гумбольдт • Методология: лингвистика и филология ••• Исследование форм/жанров как “высказываний” c. Сравнительное направление: Александр Веселовский • Литературное произведение как продукт общей эволюции • “Историческая поэтика” • Методология: “культурно–историческая компаратистика” ••• Анализ форм/жанров: “мотивология”12. Веселовский vs Потебня: a. Веселовский: “онтологическая” позиция — изучение форм существования и эволюции поэзии (история, генетический подход); Потебня: “эпистемологическая” позиция — изучение форм прозаической и поэтической “мысли”… • Научная методология: историческая и культурная аналогия (объяснение Ренессанса с помощью романтизма, древней поэзии с помощью современного фольклора…); формулировка гипотезы и проверка на материале. b. Веселовский: специфика художественной деятельности (“мысли”) определяет функцию языка; Потебня: структура/функции (психологические, логические) языка определяют поэтическую мысль. c. Веселовский: интерес к материальным аспектам слова и, следовательно, к его изменениям в результате изменения конвенций (поэтических, жанровых); Потебня: интерес к “прагматическому” (суггестивному) аспекту слова и, следовательно, к внутренним отношениям в высказывании и слове (полисемия, означающее и означаемое, знак и референт). • мотивы, сюжеты Веселовского; внутренний образ Потебни13. Формалисты: позиция бунта/отрицания; стратегии полемики a. Генезис: связь с футуризмом; b. Задачи: борьба против установленного «академического» порядка, утверждение нового поколения критиков и художников; расширение сферы «науки». c. Отрицание академизма и его схем: • Против биографизма (отделение произведения от автора) • Против историцизма и социологизма, предшествующим анализу текста • Против филологизма и «философизма» (за автономное «литературоведение», за «поэтику») • Против психологизма и метафизики восприятия14. Формалисты: утверждение текста в его материальном аспекте как автономного целого; ср. Тодоров, кантовский мотив: «искусство самоцельно» (art est autotélique); a. Разработка точного терминологического языка; попытки формализации b. Теоретические предложения • Нейтрализация (отказ от «пресуппозиций», от предзаданного знания, от автоматизмов: искусство и его восприятие суть не «узнавание», а «видение» — Шкловский • Конденсация (осложнение формы) • Остранение: défamiliarisation (Aucouturier), estrangement (Brecht: Entfremdung), distantiation c. Роль приема • Обнажение приема; условность искусства • Торможение в построении сюжета; текст как «сделанность» (Эйхенбаум); функции текста (Тынянов) d. Теория порождения смысла • Поэтический ряд (Тынянов) e. Теория литературной эволюции • Теория пародии (Тынянов) • Теория борьбы и активизирования «низких» и периферийных жанров (Шкловский); развитие и генезис (Тынянов); история как система (Тынянов, Якобсон) • Литературный факт и литературный быт (Тынянов, Эйхенбаум)15. Критика формализма a. Марксисты и пара-марксисты (социологическая критика) b. Традиционная «импрессионистическая» критика (В. Ходасевич и др.) c. М.Бахтин, П. Медведев: ^ Формальный метод в литературоведении (1928).16. Ответ Бахтина: социологическая поэтика (научный анализ «идеологий») a. творчество: акт социальной оценки (языковой акт = акт социального общения = ценность); отличие искусства от «этических» или «познавательных» актов (чья данная историческая реальность подчинена реальности акта или объекта): • • художественные высказывания «отделены» от действительности внеположной высказыванию, данной в акте или объекте, завершены (замкнуты на себя). b. Теория «чужого слова» и концепция диалогизма • Теория жанров • Понятие хронотопа c. Теория полифонии d. Теория карнавализации17. «Наследники формализма» a. Юрий Лотман и Московско-тартуская школа. Первые работы: статья в ^ Вопросах литературы (1963), Лекции по структуральной поэтике (1964) • Кибернетические понятия модели и информации. Литература: вторичная моделирующая система (первичная: естественный язык) • Семиотическое понятие знака и кода 18. Лотман и «культурологическая» школа • «Нео-мифологизм», археология знания (этимологизм и т.д.(; «концептуальная лингвистика» • Семиотика культуры19. Русские постструктурализм и постмодернизм • новые концепции (деконструкция, шизоанализ, постколониализм…) и русское литературоведение: А.Жолковский, И.Смирнов, М.Эпштейн, В.Подорога… • журнал Новое литературное обозрение • Неонарратология: В.Шмид, В.Тюпа • Обновление «классицизма» в литературоведении: М.Гиршман • Эпистемология литературоведения (журнал Миргород)***


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.